Святой мученик Авраамий Болгарский. Житие
Память: 1 / 14 апреля и в четвертую неделю по Пасхе
Авраамий до своего крещения был
мусульманином, богатым и знатным купцом. Жил он в конце XII - начале XIII вв. в столице Волжской Булгарии –
Болгаре Великом, и отличался необычайным милосердием. "Имеяше
имение много, нищих питаше, алчущия и жаждущия напаяше,
нагих одеваше, больных посещаше и всех скудных всякими
потребы удовляше" – так свидетельствует о его образе
жизни летопись.
Казалось бы, занятие торговлей, как
сугубо мирское дело не предрасполагает к духовным
исканиям, а хорошее материальное положение надёжно
охраняет от всего, что может пошатнуть его. Тем не
менее, за милостыни его, Господь просветил сего
мусульманина светом истинной веры. Самостоятельно
разочаровавшись в исламе, он просит своих друзей –
русских купцов крестить его, и те выполняют его просьбу.
Так наш святой становится христианином и получает новое
имя, с которым и вошёл он на страницы Книги Жизни –
Авраамий.
Мученик Авраамий Болгарский. Фреска,
XVII век. Успенский
собор Владимирского Успенского Княгинина монастыря
По крещении святой, ради аскетических
подвигов, принимает на себя железные вериги. Он не
только лично исповедует, он, как подчёркнуто в житии,
проповедует христианство своим соплеменникам. В отличии
от св. Ахмеда и св. Абу, Авраамий не проходит периода
тайного христианства, что является свидетельством силы
его духа и пламенной искренности его обращения. Он не
оставляет своей профессии, но использует её для
проповеди Слова Божия и милостыни для бедных. Душа его,
горевшая любовью к Богу и к ближнему, не могла спокойно
наблюдать духовную гибель соплеменников, и как-то раз он
прямо на городской базарной площади стал призывать их к
познанию истинного Бога-Христа, разоблачая и опровергая
обманы магометанского заблуждения...
Такое поведение знатного и богатого
гражданина сначала вызвало недоумение у слушавших...
Затем последовали увещевания, уговоры, далее угрозы, за
которыми уже пошли и побои. Били "всем миром", били так
жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного
неповрежденного места. Пытались заставить замолчать,
отречься от Христа, но все было тщетно. Но на всё это
он, как сказано в летописном упоминании, “проклял
Магомета и веру болгарскую”. Тогда его отвели за город и
недалеко от берега Волги сначала четвертовали, а затем
обезглавили... Так с исповеданием истинной веры на устах
отошёл к своему Небесному Возлюбленному этот простой и
искренний человек Божий – 1 апреля 1229 года.
Русские купцы, бывшие тому свидетелями,
взяли тело своего друга и погребли на христианском
кладбище. При гробе очень скоро начались знамения,
которые послужили поводом к почитанию. Неполный год
спустя, 9 марта 1230 года его мощи были выкуплены у
булгар и перенесены во Владимир. Навстречу вышли святой
благоверный князь Георгий с семьёй, епископ с
духовенством, и весь народ. Честные мощи святого
мученика Христова были положены в Успенском монастыре.
Булгары неоднократно нападали на русские города, что, в
свою очередь, вызывало ответные военные походы русских
князей, в народном сознании русских они были самыми
ненавистными врагами и мучителями. И то, как народ
встретил мощи св. мученика, свидетельствует, что для
русского человека того времени все национальные,
культурные, политические границы и личная неприязнь
истинно исчезали во Христе…
Вскоре Господь прославил своего угодника
многими чудесами, происходившими по его молитвам у
святых мощей. Было замечено, что мученик обладает особой
благодатной силой предстательствовать пред Богом о
больных детях, сохранились записи об исцелениях слепых.
Текст акафиста мученику сообщает нам о том, что от его
святых мощей исходило благоухание, а от его вериг,
находившихся, как и его мощи, в Княгинином монастыре,
происходили исцеления душевнобольных.
На месте же его казни забил источник
чистой воды, от которого также начали исходить
исцеления. Видно, что и после смерти мученик молитвенно
предстательствует за своих соплеменников, как
обратившихся ко Христу, так и заблудших – местное
предание говорит, что первым человеком, получившим
исцеление от этого источника, была мусульманка.
Св. Авраамий — один из 13 домонгольских
святых Русской Церкви, канонизированных задолго до
Собора 1547 года, что указывает на то, сколь важным
представлялся его подвиг для нашей Церкви… С XVI века
св. Авраамий Болгарский почитается покровителем
Казанской паствы – после завоевания Казанского царства
Иоанном Грозным недалеко от места страданий мученика
Авраамия был поставлен храм, где покоилась часть его
святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте
мученической кончины святого Авраамия, над целебным
источником, был сооружен колодец, а рядом с ним –
памятник-часовня в виде четырехгранного столба, на
четырех сторонах которого помещались иконы..
В 1919 году мощи святого мученика
подверглись освидетельствованию. В 1923 году Успенский
монастырь был закрыт, мощи передали в музей. В 1950-х
годах они были списаны из музейного хранения, и по
настоящее время не обретены. Ныне в возобновлённом
Успенском монастыре хранится уцелевшая частица честных
мощей мученика. После Литургии её выносят из алтаря,
давая возможность приложится к ней богомольцам.
Икона святого мученика Авраамия Болгарского и
ковчежец с его мощами (Владимирский Успенский Княгинин
монастырь
Богоборческая власть не пощадила памяти
святого и в Болгарах (бывший Болгар Великий) – часовня у
колодца на месте смерти мученика была разрушена, а сам
колодец осквернен.
Милостью Божией осенью 1993 года эта
часовня была отстроена заново и освящена; вместе с нею
был освящен и колодец, предварительно очищенный от
нечистот и мусора, а на дне его было обнаружено два
ключа чистой воды. Примечательно, что в самом городе
Болгары, находящемся в полутора километрах от источника,
вода отсутствует даже на глубине сорока метров.
Память мученика Авраамия свято
почитается до настоящего времени не только
православными, но и последователями ислама. Удивительный
факт: вплоть до настоящего времени паломники-мусульмане,
посещающие город Болгары, приезжающие отовсюду, и даже
из далекой Турции, считают своим долгом посетить
источник мученика Авраамия, пострадавшего за веру
православную от руки магометан.
Юрий Максимов, доцент
Московской духовной академии
Из истории христианской миссии среди мусульман
***
Молитва мученику Авраамию Болгарскому:
- Молитва мученику Авраамию Болгарскому. Авраамий жил в XIII веке, происходил из
камских болгар-мусульман и был богатым купцом. Он был
весьма добр и милостив к бедным. После принятия
христианства в городе Болгары Авраамий стал
проповедовать соотечественникам-мусульманам о Христе
Спасителе. Его схватили и после мучений казнили.
Небесный покровитель благочестивых купцов,
благотворителей и миссионеров. Ему молятся о дарование веры, обращение в
Православие мусульман, иных иноверцев и сектантов.
Акафист мученику Авраамию Болгарскому:
Канон мученику Авраамию Болгарскому:
Житийная и научно-историческая литература о мученике Авраамие Болгарском:
|