В образовательный процесс вселился бес
Действующее ныне законодательство четко
ограждает школы и детские учреждения от посягательств
религиозных организаций любого толка. 10 ноября 1997 года по
средней школе № 40 Октябрьского района г. Уфы вышел приказ:
"За нарушение закона "Об образовании" РФ и РБ, п.6, ст. 15
уволить с занимаемой должности с 11 ноября 1997 года
учителя биологии Е.В. Гнедину". Другими словами, учитель
была уволена за "применение методов психического насилия по
отношению к обучающимся..."
В иске, обжалующем увольнение с работы,
поданном в суд Октябрьского района Уфы, учитель указала:
"... приказ не конкретизирован, и непонятно, в чем
выразилась объективная сторона моего правонарушения...".
Помните плакат: ребенок на цыпочках пытается достать коробку
спичек и вразумление огромными буквами: "Не разрешайте детям
играть с огнем!" Назрела необходимость в небольшом, но
жизненно важном дополнении - "Не разрешайте детям играть с
огнем сектантства!" Вербовщики нетрадиционных религиозных
организаций, искусные в оценке предполагаемых клиентов,
очень часто ориентируются на наивных подростков,
неоперившуюся молодежь. Сладенькая пилюля с ядовитой
начинкой, дающая ощущение счастья в познании истины в
последней инстанции типа -"иди к нам и тебе откроется
божественное, ты выйдешь из серой массы, тебя ждет духовная
элитарность" - напрочь убивает критическое отношение к
действительности, превращая подрастающее поколение в баранов.
Экстатическое богослужение
неопятидесятников, во время которого они говорят "иными
языками"
***
Читайте также по теме:
***
Беспредел за классной дверью
Опасное "возгорание" произошло в
средней школе № 40. По объяснениям, написанным учащимися
восьмого класса на имя прокурора Октябрьского района г. Уфы
В.В. Сугачкова, можно воссоздать все, что случилось с
мальчиками в апреле 1997 года.
Илья:
"Учительница биологии Елена Вадимовна
Гнедина предложила нашему классу написать сочинение про
неодушевленные предметы. Я написал про ожившие шкафы,
кресла, ковры. После этого сочинения я прочитал книгу
Малахова про вещие сны. Я рассказал Стасу содержание книги,
а он в стихотворной форме все это оформил, стихотворением мы
продолжили сочинение, заданное нам Еленой Вадимовной. Она
тут же прочитала и предложила подождать ее после уроков.
Когда уроки закончились, Е.В. Гнедина повела нас к себе
домой (Под словом "домой" мальчик имел в виду комнату в
школе, в которой проживала учитель биологии Е.В. Гнедина уже
не один год. - Авт). Елена Вадимовна дала нам послушать
музыку про бесов. Мне музыка эта не понравилась..."
Стас:
"В комнате у нее были книги
религиозные, везде развешаны заповеди, псалмы. Елена
Вадимовна предложила снять с нас грехи..."
Бред, скажете?.. К сожалению, все
вышесказанное не из области фантастики. Учитель Е.В.
Гнедина, будучи членом нетрадиционной религиозной
организации "Церковь Христа" (речь идет о секте, проводящей
богослужения в уфимском кинотеатре "Искра"), используя
служебное положение, воздействовала на сознание учащихся
методами, грубо нарушающими права воспитанников. В итоге два
подростка подверглись культовому обряду "изгнания злых
духов". Так называемого "дьявола" учитель биологии "изгоняла" в стенах школы.
Факт был передан огласке. Появление
статьи "Дьявола изгоняет... учитель" в "Молодежной газете"
от 23 октября 1997 года вызвало волну негодования со стороны
Елены Вадимовны и одобрения - со стороны педагогического
коллектива школы, родителей учащихся. В итоге прошел бурный
педсовет, признавший факты, изложенные корреспондентом
О.Бирюковой, неоспоримыми, к примеру, Л.Б. Землянова,
классный руководитель 8 "Г", подтвердила:
"В школе уже знали, что такие сеансы
Елена Вадимовна проводила и с другими учениками".
Оказалось, что не только школьники
подвергались обряду так называемого "очищения", но и
учителя, о чем свидетельствует рассказ социального педагога
школы А.Д. Имангуловой о действиях учителя Е.В. Гнединой и
ее матери, тоже активной сторонницы "Церкви Христа" С.И.
Яковлевой, работавшей заместителем директора школы по
воспитательной работе:
А.Д. Имангулова:
"Весь микрорайон знал о том, как Е.В.
Гнедина и С.И.Яковлева ходили в больницу к учителю русского
языка и литературы Л.Д. Ковалевой и устроили я палате
церемонию изгнания из нее дьявола, утверждая, что все ее
болезни оттого, что она не кается в грехах, поэтому в нее-то и вселился дьявол..."
То, что огонь сектантства в школе № 40
разгорался с неимоверной силой, не считаясь с правами на
свободу совести учителей и учащихся и при этом грубо нарушая
п.5 ст. 1 Закона "Об образовании", запрещающий религиозную
пропаганду в государственном образовательном учреждении,
подтвердили не только учителя, но и учащиеся и их родители...
Илья, ученик 8 "Г" класса (из объяснения прокурору):
"Во время урока труда в апреле 1997
года Елена Вадимовна попросила нас повесить объявления о
Пасхе с приглашением в кинотеатр "Искра". Затем учительница
раздала всем желающим газеты про веру в Бога…"
Л.В. Локоткова, учитель истории:
"Мы все знаем, что Гнедина использует
свои уроки для пропаганды своих религиозных убеждений. Ко
мне неоднократно обращались родители и дети с подобными заявлениями..."
С.В. Кудряшова, учитель математики:
"Не первый год на уроках биологии
выступали представители "Церкви Христа" из Америки".
Э.М. Шабаева, учитель математики:
"Некоторые наши ученики переписываются
с американцами, бегают к Е.В. Гнединой узнать, как написать
адрес. А это следствие того, что наши дети на уроках
биологии общались с американцами, представителями "Церкви Христа"...
Факт посещения миссионерами из США
учащихся СШ № 40 подтвердили и родители учащихся 6 "Д"
класса. В заявлении на имя директора школы В.Ф. Мандыча от
12 ноября 1997 года отмечалось, что "в октябре 1997 года
преподаватель Е.В. Гнедина вместо проведения по расписанию
урока биологии в 6 "Д" классе пригласила представителей этой
(имеется в виду "Церковь Христа". - Авт.) секты из США,
которые проповедовали религиозные идеи секты, раздавая при
этом подачки в виде конфет, брелочков..."
Но "подачки" и сладкую пилюлю в виде
проповеди, как свидетельствуют те же родители, удалось
отхватигь и пятиклассникам, которых, видимо, в
воспитательных целях, привела на беседу с миссионерами
замдиректора С.И. Яковлева. Кульминационным моментом
душеспасительной встречи стала раздача автографов.
Любвеобильные гости из США оставили улики в дневниках 6 "Д"
класса. "Я тебя люблю. Бог тебя любит..." - вот такую
нетрадиционную "оценку" принесли одиннадцатилетние дети родителям.
Как же на все вышеизложенное отреагировали родители учащихся?...
"За своих несовершеннолетних детей
несем ответственность мы, родители. Поэтому мы возражаем
против неправовых действий учителя Е.В. Гнединой по
отношению к нашим детям", - указали в заявлении родители учащихся 8 "Г" класса.
Аналогичное заявление поступило на имя
директора школы и от родителей учащихся 6 "Д" класса: "Мы не
можем доверять воспитание своих детей учителю Е.В. Гнединой,
которая, нарушая требования Закона, ведет активную
религиозную пропаганду среди учащихся в школе. Убедительно
просим директора и весь педколлектив школы отнестись к
решению вопроса от ветственно..."
Сигнал "SOS", поступивший от родителей
учащихся, требовал незамедлительного решения со стороны
администрации школы. Столкнувшись с новой социальной
проблемой один на один, директор, руководствуясь решением
педагогического совета школы, принимает ответственное
решение - уволить Е.В. Гнедину. "Пожар" сектантства был потушен.
Учитель биологии Е.В.Гнедина оспаривала
приказ через суд по формальным признакам. А тем временем, в
ходе расследования объективная сторона вырисовывалась все
четче. Суд, состоявшийся 21 мая 1998 года, более чем
конкретизировал правонарушение. Заключение врачей
"психическое насилие" расставило все по своим местам.
Душа, воспитанная в колбе...
Сколько борьбы и волнений вызывает
любое судебное дело. То, что произошло в школе № 40, с
трудом поддается осознанию... Во что может превратиться
ребенок, если луч холодного сектантского воздействия,
исходящий от учителя, постепенно выкачивает из его души
живой теплый воздух? Не в маленького ли зомби, не
допускающего сомнений, принимающего лишь четко выверенное,
должное, "сознательное"... А может быть, это правонарушение
усердно преувеличено и читателя понапрасну вводили в
заблуждение? Давайте послушаем, какие выводы сделала
врачебная экспертная комиссия, в которую вошли
психотерапевты Уфимского Центра психического здоровья
Р. Бадретдинов и Л. Нырлыгаянова.
Л. Нурлыгаянова, детский
врач-психотерапевт, стаж по специальности 5 лет:
"Первое, на что я обратила внимание:
использовались те методы, которые применяются сейчас в
современной психотерапии. Конкретно: гипнотическое
воздействие, внушение по отношению к ребенку. Был нарушен
закон: без согласия родителей никто не имеет права
воздействовать на ребенка. То есть, должно быть и согласие
родителей в письменной форме, и согласие самого ребенка. Из
рассказа детей я выяснила, что их вводили в состояние транса
- с помощью музыки, молитв и прикосновений. Параллельно
делалось внушение. Была поставлена установка на агрессивное
отношение к родителям".
Проиллюстрируем выводы специалистов диалогом из зала суда.
Психотерапевт:
- Когда учитель пригласила тебя в
комнату, какие были ощущения? Что необычного происходило в ней?
Илья:
- Песню поставила про черные тени.
Сначала я начал бояться, хотелось уйти. Учительница сказала,
что души у нас черные, их и надо очистить...
Стас:
- Елена Вадимовна сказала, что чудовища
из книги Малахова существуют на самом деле. Попросила, чтобы
мы встали перед ней, положила руки нам на головы, стала
читать молитву, мы повторяли...
Илья:
- Когда закончила читать молитву,
сказала, что какие-то там дьяволы сейчас пойдут на наших
родителей, что, когда придем домой, родители могут накричать на нас, отругать.
Когда пришел домой, мама спросила, где
я был. Я все рассказал. Мама сначала приняла мой рассказ
несерьезно, но потом, когда узнала, что в церковь собираюсь,
запретила туда идти. Я поверил, что дьявол в нее вселился...
Что и требовалось доказать. Налицо
яркие, но в воспитательном плане странные "атрибуты"
внушения: черные тени, бесы, дьявол, очищающая душу молитва,
грехи, переселившиеся а родителей. В итоге, опять же по
заключению психотерапевтов, "состояние транса,
сопровождающееся некритичностью восприятия и позволяющее
вкладывать в глубины подсознания установку на агрессивное
отношение к родителям".
***
Читайте также по теме:
***
Вот как далее охарактеризовала "сеанс",
проведенный с детьми Е.В. Гнединой, детский психотерапевт Л. Нурлыгаянова:
"После этого, так называемого, "сеанса"
дети находились в состоянии эйфории - это побочное действие
гипноза. Причем оба. Их состояние может характеризоваться
как кратковременное реактивное психическое расстройство
детей. Учителем был использован интерес к этой проблеме,
любопытство, характерное для подросткового возраста,
эмоциональная незрелость, внушаемость детей, чувство
оппозиции к родителям - то есть стремление делать наперекор.
И еще самое главное: когда подобную информацию выдает просто
человек, любой на улице, эта информация воспринимается с
критикой. А когда информация идет от человека, который учит,
то критика снимается автоматически, то есть идет
некритическое восприятие".
Мама Ильи:
- В этот день сын буквально ворвался
домой. Поразил меня разговор сына о грехах. Между нами
возник спор. Я тогда еще посмеялась: "Что же получается, мы
теперь с папой должны бежать к учителю биологии, чтобы
грехи снять?" Но все оказалось значительно серьезнее. Три
дня мы выводили сына из этого состояния. Собирался пойти в "Искру" на богослужение...
Мама Стаса:
- Вернулся из школы в возбужденном
состоянии. Не переставая говорил о грехах, Боге. На
следующий день ходил подавленный, в таком состоянии
находился около недели. Начались проблемы с приемом пищи.
Это нельзя, то нельзя - Бог не велел. Стал перед сном
молиться. В день Пасхи все прислушивался - не постучится ли в дверь Бог...
Родители не ведали, что творит учитель
в школе. А учитель недозволенными методами воздействовала на
психику их отпрысков.
Врач-психотерапевт Р. Бадретдинов:
"То воздействие, которое здесь было
применено учителем, не могло подействовать никак иначе, ведь
были использованы методики, применяемые не только в
психотерапии: эти методы применяются при так называемой
психологической войне. Это в какой-то мере программирование,
эомбирование, кодирование. Это воздействие на подсознание
без контроля самого человека, при котором полностью
снимается критичность восприятия мира. Предпосылками для
этого является, во-первых, незрелый возраст подростка,
чувствительность, любопытство. Во-вторых, отсутствие его
окружения, людей, которые отвечают за его личность:
родителей. Ну и, наконец, используется беспомощность его
самого: подросток не может сопротивляться и критически
относиться к учителю, он зависим изначально - поскольку она
в его глазах авторитет".
Вопрос адвоката Р. Шарафутдинова:
"Меня интересует самый главный вопрос:
а было ли психическое воздействие вредным для здоровья
учеников и насколько оно было вредным?"
Л. Нурлыгаянова:
"Как специалист я вижу, что на
сегодняшний день детям нужна помощь - и очень серьезная,
потому что последствия могут сказаться на формировании их
личности, на формировании их социального уровня".
Р. Бадретдинов:
"Можно классифицировать их состояние
как затянувшийся реактивный невроз. К чему это может
привести? В одной семье, если будет хорошая обстановка и
родители сумеют отвлечь, создать благоприятную
психологическую атмосферу, они выведут из этого состояния
ну, скажем, в течение полугода - если подключатся врачи. В
другой семье обстановка несколько сложнее - впоследствии мы
можем получить акцентуацию характера подростка, то есть
некоторую деформацию личности в будущем - возможно, это
разовьется через два-три года".
Вопрос помощника прокурора Октябрьского района А. Мугинова:
"В своем заключении вы все время
говорите, что оказано психическое воздействие. Вы
разграничиваете психическое воздействие от психического
насилия - как говорится в тексте закона, на который
ссылаются при увольнении...
Л. Нурлыгаянова:
"Это было психическое насилие".
Как видим, педагогам, общественности и
родителям есть над чем задуматься. Что же касается
Октябрьского районного суда города Уфы то, заслушав мнение
экспертов и показания свидетелей, он отклонил иск о "защите
чести и достоинства" Е.В. Гнединой и о восстановлении ее на
работу в школе.
Вместо эпилога
Власти чаще всего закрывают глаза на
явные нарушения законов со стороны нетрадиционных, а то и
деструктивных культов (попросту - сект!). Хотя имеются
неоспоримые факты, когда члены сект не в ладах не только со
свободой совести, а и Уголовным кодексом. Обращения в
различные республиканские инстанции родственников жертв
новоиспеченных культов заканчивались для пострадавших, как
правило, постановкой на учет в психиатрический диспансер. До
судов дело не доходило. Ибо объекта судебного рассматривания
по имени "секта" для правоохранительных органов республики
не существовало. Но до поры до времени...
Впервые в судебной практике появилось
ДЕЛО, хоть немного приоткрывающее завесу над деятельностью
члена сектантской религиозной организации, и что немаловажно
- педагога. Используя издержки развитой демократии (а
свобода вероисповедания, по мнению аналитиков, - один из ее
пробных камней), секты настойчиво берут под свой контроль
систему образования. Об этом должен помнить каждый
руководитель школы, отвечающий за физическое и психическое
здоровье детей, доверенных ему родителями.
Наталья Чистонова
Молодежная газета – 02.06.1998.
|