Вещие сны
Почему мы видим вещие сны? Почему
случается так, что мы видим во сне именно то, что потом
происходит с нами и нашими близкими в реальности? Стоит
ли доверять вещим снам?
Сон Иакова.
Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Обычно, когда возникает задача
объяснить, почему люди видят вещие сны, эту задачу
решают одним из двух способов.
Первый способ заключается в том, что
вещие сны позиционируют как послания неких высших сил
или каких-то еще сверхъестественных "сущностей" и
нематериальных пространств типа "информационного поля
Земли", "космоса" и "тонкого мира". Этот способ является
примером явного оккультизма. Явный оккультист
утверждает, что есть нечто, что обычным людям не
известно, не доступно, что не может быть измерено,
зарегистрировано объективно, но что при этом открывается
посвященным и людям с особыми (сверхъестественными,
экстрасенсорными) способностями.
Второй способ заключается в том, чтобы
позиционировать вещие сны как результат работы вроде бы
вполне естественных вещей типа интуиции или подсознания.
Мол, наше подсознание собирает информацию, а потом во
время сна выдает ее нам, чтобы подсказать что-то,
предостеречь от чего-то. И здесь мы имеем дело со
скрытым оккультизмом. Скрытый оккультист так же, как и
оккультист явный, оперирует пустыми понятиями, за
которыми нет фактологической базы и которые обозначают
вещи, существование которых не доказано.
Подробнее о скрытом и явном оккультизме
вы можете прочесть по ссылке.
И как, наверняка, понимает читатель,
сущностной, фундаментальной разницы между двумя этими
способами объяснения вещих снов нет. Оба они оккультны и
лженаучны по своей сути. Какая разница, предполагаем мы,
что существует "тонкий мир" или же "мудрое подсознание"?
С тем же успехом можно постулировать, что вещие сны
посылают "тибетские махатмы", специально обученные и
владеющие телепатией рептилоиды или спецотдел ЦРУ или
КГБ, применяющий психотронное оружие. На первый взгляд,
спецагенты с приборами выглядят реалистичнее рептилоидов
с телепатией. Но лишь на первый взгляд.
Как же объясняет существование вещих
снов наука?
Это объяснение очень простое. В
соответствии с ним вещие сны возникают случайно.
С точки зрения науки именно случайное
совпадение того, что мы увидели во сне, с тем, что с
нами или нашими близкими произошло в реальности,
порождает нашу убежденность в том, что сон предсказал
наступившее в реальности событие.
Человек, делая вывод о том, что ему
приснился не обычный, а вещий сон, рассуждает примерно
так:
Сон предшествовал реальному событию
В этом сне я увидел именно это реальное
событие
Следовательно, сон был вещим
Здесь слово "следовательно" поставлено
человеком совершенно произвольно: нет такого закона
логики, который сделал бы использование этого слова в
данной ситуации допустимым или, тем более, необходимым,
как в случае с классическим силлогизмом:
Все люди смертны
Сократ – человек
Следовательно, Сократ смертен
Научных данных, подтверждающих, что
вещие сны являются именно вещими, тоже нет.
Но это, конечно, не мешает человеку
верить в их существование.
Почему?
Да по многим причинам…
В частности, предполагать, что имело
место просто случайное совпадение того, что происходило
в сновидении, с тем, что потом произошло в реальности,
человеку не интересно: гораздо занятнее считать, что
имел место именно вещий сон. Вдобавок, об этом можно еще
и друзьям рассказывать: было, мол и в моей жизни чудо –
увидел я однажды вещий сон. Да и вообще наш разум
зачастую пасует, когда речь идет о случайностях.
Нам, в целом, легче предполагать, что
произошла не случайность, а нечто, имеющее цель и/или
имеющее причину. Так, к примеру, мы считаем, что если
при подбрасывании монеты нам выпал орел шесть раз
подряд, то это неспроста (подробнее с этим моментом вы
можете познакомиться по ссылке).
Возникают большие вопросы и ко второй
посылке рассматриваемого "сновидческого силлогизма" ("в
этом сне я увидел именно это реальное событие"). Дело в
том, что сны никогда полностью не совпадают с тем, что
происходит с нами или нашими близкими в реальной жизни.
Мы всегда интерпретируем наш сон, всегда трактуем его,
всегда подстраиваем то, что реально произошло, к тому,
что мы увидели во сне, другими словами, каждый раз, как
мы делаем вывод о том, что во сне увидели именно то, что
случилось в реальной жизни, мы занимаемся толкованием
сновидений.
А знаете, какое главное правило
трактовки, толкования, интерпретации?
Это правило гласит: всегда нужно делать
поправку на альтернативные трактовки и вообще на то,
сколько трактовок, толкований и интерпретаций в принципе
возможно. Сны, понятное дело, допускают множество
трактовок. Отсюда огромное количество сонников и
множество вариантов и способов толкования сновидений: от
"бабкиных" и деревенских, до фрейдистских и юнгианских.
Скажем, вы увидели во сне собаку. Будет
ли сон вещим, если на следующий день вас укусит собака,
если внезапно объявится ваш давний друг, если вас
обругает в поликлинике злая врачиха, если вы избежите
проблем благодаря верности и преданности вашего
подчиненного? Да, во всех этих случаях сон, в котором вы
увидели собаку, покажется вам вещим.
Другими словами, сон – это настолько
многозначный текст, что он имеет большие шансы оказаться
"вещим". Это так же верно, как и то, что мое
предсказание "после прочтения моей статьи с вами
произойдет несколько приятных событий" обязательно
сбудется. Кстати, похожие механизмы лежат в основе
убежденности некоторых людей, что экстрасенсы способны
правильно ставить диагнозы и вообще рассказать о
человека все (подробности здесь).
Вообще, сонник, который по сути является
пособием по гаданию на снах, справочником, якобы
позволяющим предсказывать будущее путем толкования
приснившихся вам сновидений, вы, скорее всего, выбросите
на помойку, спустя не слишком долгое время после
покупки: толкование сновидений не превратит вас в
провидца, не позволит предсказывать будущее, избегать
неприятностей и вовремя распознавать свою выгоду. А вот
если объявить, что толкование сновидений хотя и не
предсказывает будущее, но зато совершенно необходимо для
духовного роста и самосовершенствования, то сонник
прослужит гораздо дольше.
Автор такого долгоиграющего сонника
говорит примерно следующее: пусть послания, содержащиеся
в снах, не всегда понятны и всегда неоднозначны, но
толкование сновидений – это диалог с подсознанием, с
тенью, с вашим истинным Я, с вашими предками, поэтому
толковать свои сновидения, анализировать свои сны
совершенно необходимо. Примерно таким путем идут
психоанализ Фрейда и аналитическая психология Юнга. Они
позиционируют свои способы толкования сновидений как
нечто научное, как необходимый элемент психотерапии, как
ключ к преодолению неврозов и обретению Самости. В
действительности же, психоаналитическое толкование
сновидений ничем не лучше толкования снов на основе
"Сонника Миллера".
***
Читайте другие публикации Александра
Невеева:
***
Итак, две вещи лежат в основе иллюзии
того, что мы увидели вещий сон:
Случайное совпадение того, что нам
приснилось, с тем, что произошло в реальности.
Многозначность сновидения, которая
позволяет сну совпасть с реальностью.
Но надо сказать еще и о том, что иллюзию
снов создает и искажение информации.
Одно из таких искажений возникает из-за
того, что мы не записываем наши сны на видео
непосредственно из нашей головы, мы воспроизводим их по
памяти. Но дело в том, что наша память реконструктивна –
мы можем помнить совсем не то, что было на самом деле.
Поэтому если событие нас потрясло, стало для нас важным,
то наша память о сне может исказиться, и нам будет
казаться, что мы увидели именно вещий сон. Подробнее о
реконструктивности памяти, о том, как наша память
способна нас обманывать, вы можете прочитать по ссылке.
Может вносить свой вклад в возникновение
иллюзии вещего сна и такое свойство нашей памяти, как
искажение задним числом.
Нельзя забывать и о том, какие искажения
возникают в процессе рассказывания людьми историй о
приснившихся им вещих снах. И речь тут идет и о
сознательном вранье, и о приукрашивании, и о
непроизвольном искажении сведений, которое возникает при
пересказывании людьми друг другу историй о вещих снах.
Вообще эти истории, эти сообщения о
вещих снах зачастую являются недостоверными
свидетельствами, на которых, кстати говоря, держится не
только вера в вещие сны: многие другие мифы и
заблуждения, широко распространенные в обществе, также
распространяются и укореняются за счет периодически
возникающих недостоверных свидетельств. Речь тут идет
помимо прочего о всевозможных историях, сообщениях и
рассказах о том, как люди видели НЛО, или о том, как
людям помогли экстрасенсы, колдуны или маги.
Также я бы хотел отметить еще один
важный аспект проблемы вещих снов. От сверхъестественной
способности предвидеть то, что произойдет неизбежно
(если мы предположим, что такая способность у кого-то
действительно имеется), нет никакого толку.
Единственное, что она позволяла бы делать – это
показать, что человек, обладающий этой способностью, на
самом деле, какой-то необычный.
И действительно, видеть будущее имеет
смысл только в том случае, если у нас есть возможность
этого будущего избежать, скорректировать его, не так ли?
В этом случае, конечно, нам бы всегда снился не один, а
два-три вещих сна, которые бы показывали альтернативные
варианты развития событий, или же снились бы
сны-подсказки (что надо сделать) или сны-предостережения
(чего не надо делать). Однако большинство рассказов о
вещих снах сводятся к тому, что человеку просто
приснилось то, что потом произошло. В этом случае от
вещего сна по сути не было никакого толку, и потому не
понятно, зачем вещий сон вообще имел место.
Соответственно, логично предположить, что сон просто
показался нам вещим, поскольку случайно совпал с
произошедшим после него событием.
Еще один важный момент заключается в
том, что не стоит считать вещими снами сны, которые в
сущности представляют собой всего лишь продолжение
выполнения нашим разумом во сне той задачи, над которой
мы работали, бодрствуя, или осмысления той проблемы,
которой мы занимались или были озабочены днем. В этой
связи нет ничего удивительного в том, что Периодическую
систему элементов великий русский ученый Менделеев
увидел во сне, как и в том, что именно во сне химик
Кекуле увидел структурную формулу бензольного кольца.
Нет ничего удивительного, оккультного или эзотерического
и в том, что во сне мы можем увидеть свое увольнение или
смерть нашего близкого: эти события обычно не наступают
ни с того, ни с сего, и потому мы могли подозревать эти
исходы в бодрствующем состоянии, а во сне лишь ясно их
различить.
Итак, с научной точки зрения вещие сны –
это иллюзия, это артефакт, возникающий из-за того, что в
мире происходят случайности, а сновидения многозначны и
допускают различные толкования.
Александр Невеев
|