Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Сетевой маркетинг и коммерческие культы


Денежная иллюзия

Денежная иллюзия (money illusion) – это иллюзия, которая заключается в том, что человек склонен думать о деньгах как о чем-то постоянном и неизменном, склонен воспринимать деньги как материальный объект, тогда как на самом деле деньги – это просто символы. Например, если у вас под матрацем лежит сто тысяч рублей (20 бумажек номиналом 5000 рублей каждая), вы будете считать, что если вы не возьмете ни одной бумажки и никто их не украдет, то и через год это количество денег не изменится. На самом же деле, через год там будет лежать уже меньшая сумма денег, хотя ни количество бумажек, ни нарисованные на них числа, конечно, не изменятся.

Денежная иллюзия (money illusion) – это иллюзия, которая заключается в том, что человек склонен думать о деньгах как о чем-то постоянном и неизменном, склонен воспринимать деньги как материальный объект, тогда как на самом деле деньги – это просто символы.

Почему?

Потому что в современной экономике всегда, я подчеркиваю, всегда есть инфляция, то есть покупательная способность денег постоянно падает. Иными словами, реальная стоимость денег всегда ниже их номинальной стоимости. О том, почему инфляция всегда будет существовать, следует говорить отдельно, но сейчас нам просто достаточно принять это как аксиому.

Кстати, помимо постепенного обесценивания денег в результате инфляции существуют еще и разнонаправленные колебания их реальной стоимости. Упала цена на тот или иной товар – покупательная способность денег возросла, повысилась цена – покупательная способность денег упала. На этот момент человек, обычно, также не склонен делать поправку.

Само понятие "денежная иллюзии" ввел в научный оборот в одноименной работе 1928 года Ирвинг Фишер – крупный американский экономист, представитель вполне традиционной экономической парадигмы, а вот исследовали денежную иллюзию экспериментально уже поведенческие экономисты – Даниэль Канеман, Амос Тверски, Эльдар Шафир и Питер Даймонд.

Впрочем, давайте поговорим о денежной иллюзии более конкретно.

И вот вам небольшая экономическая задача (она представляет собой переработанный мной для русской аудитории вариант экспериментального задания из исследования [1]).

Вам предстоит сравнить следующие три ситуации:

Получив в наследство 3 млн. рублей, Александр купил себе дачу. Через год цены в стране выросли на 10%, и Александр продал дачу за 3,24 млн. рублей.

Получив в наследство 3 млн. рублей, Борис купил себе дачу. Через год цены в стране не изменились, и Борис продал дачу за 2,97 млн. рублей.

Получив в наследство 3 млн. рублей, Василий купил себе дачу. Через год цены в стране упали на 10%, и Василий продал дачу за 2,76 млн. рублей.

Расположите этих трех человек по шкале от 1 до 3, в которой "1" – это наиболее выгодная сделка, а "3" – наименее выгодная.

Обычно люди, решающие эту задачу, на первое место ставят Александра, на второе – Бориса, на третье – Василия. Но это неправильный ответ, который как раз и демонстрирует денежную иллюзию.

Действительно, Александр, на самом деле, совершил наименее выгодную сделку. Почему?

Давайте разберемся.

Итак, за год цены в стране выросли на 10%, поэтому чтобы оказаться на момент продажи дачи в той же ситуации, в которой Александр был год назад, когда имел 3 млн. рублей (или чтобы, как говорится, выйти в ноль), он должен продать дачу за 3 млн. + 10%, т.е. за 3,3 млн. рублей. Но Александр продал свою дачу всего за 3,24 млн. рублей, т.е. не только не вышел в ноль, но еще и понес убытки в размере 2%.

Что касается Василия, то он как раз самый успешный продавец. Ему для выхода в ноль надо было продать дачу за 3 млн. – 10%, т.е. за 2,7 млн. рублей, а он свою дачу продал на 2% дороже.

А вот Борис вполне заслуженно занимает второе место: в ноль он не вышел, ничего не заработал, но потерял меньше, чем потерял Александр: последний потерял 2%, тогда как первый – 1%.

***

Читайте также по теме:

***

Ну, а теперь для закрепления материала и для расширения наших познаний давайте решим еще одну экономическую задачу.

Что вы предпочтете:

Получить 100 000 рублей сегодня?

Получить 110 000 рублей через год?

Как ответить на этот вопрос?

Прежде всего, как уже знает читатель, необходимо сделать поправку на инфляцию. Допустим, инфляция составляет 8% в год. Это значит, что через год 100 000 рублей превратятся в 100 000 – 8%, т.е. в 92 000. Другими словами, для компенсации годовой инфляции через год вы должны получить как минимум 100 000 + 8%, т.е. 108 000 рублей. С этой точки зрения 110 000 рублей через год – это, безусловно, выгодное предложение.

Конечно, это предложение выгодно, если мы исходим из того, что прогнозный уровень инфляции в 8% совпадет с ее реальным уровнем. Чаще, конечно, бывает наоборот. Экономическая ситуация – это вообще плохо предсказуемая шутка...

Но поправка на инфляцию – это еще не все.

Дело в том, что вы должны учитывать, что деньги, которые вы получите сегодня, вы можете преумножить. При этом самый простой и доступный всем способ такого преумножения – это положить деньги в банк, т.е. открыть в банке депозит. Допустим, процент по депозитам превышает инфляцию (обычно, такого не бывает, поэтому сберегательные вклады и называются сберегательными – они позволяют лишь защитить ваши деньги от инфляции, а не преумножить их) и составляет, например, 9% годовых. Это означает, что, получив деньги сегодня, через год вы смогли бы преумножить их и превратить в 100 000 + 9%, т.е. в 109 000 рублей. С этой точки зрения предложение 110 000 рублей также выгодное: через год вы получите больше, чем если бы положили 100 000 рублей в банк.

К тому же процент по депозиту – это, обычно, более твердая цифра, чем прогноз инфляции: внимательно читайте договор с банком: если банк не имеет права менять процент по вкладу в течение года, то этот показатель – процент по вкладу – отлично подойдет для ваших финансовых расчетов.

Итак, исходя из примененных нами финансовых показателей (уровень инфляции – 8%, процент по депозиту – 9%), предложение получить 110 000 рублей через год – это выгодное предложение: вам стоит подождать год и получить 110 000 рублей, потому что в этом случае вы и инфляцию обгоните и заработаете больше, чем при открытии счета в банке.

Впрочем, если вы бизнесмен и умеете извлекать прибыль, превышающую процент по депозиту, вам, естественно, лучше взять 100 000 сегодня.

Также следует взять деньги, если на них вы можете купить нечто, что целый год будет приносить вам ту или иную полезность, например, доставлять удовольствие. Так, если вам не хватает 100 000, чтобы купить квартиру и перестать жить на арендованной вами жилплощади, деньги надо взять. Потому что тогда вы на целый год дольше сможете жить в собственном жилье.

Конечно, могут быть и другие ситуации, которые повлияют на ваш выбор, однако денежная иллюзия связана именно с учетом инфляции, а также процента по депозиту.

Итак, формируя ваши финансовые тактики и стратегии, принимая решение о том, потратить деньги или отложить, всегда помните о денежной иллюзии, о том, что реальная стоимость денег обычно отличается от их номинальной стоимости. И прежде всего, никогда не храните ваши деньги просто как физические объекты – под матрасом, в копилке и пр. В этом случае ваши деньги неизбежно потеряют в стоимости. Всегда кладите деньги, которыми вы не пользуетесь в каждодневном режиме, в банк. Конечно, если вы захотите снять деньги раньше срока, то проценты по депозиту, как правило, сгорят, т.е. вы ничего не выиграете, и получится, что время и силы, которые вы потратили на открытие счета, превратятся в невозвратные издержки. Впрочем, универсальных стратегий и тактик гарантированного финансового успеха вообще не существует, и, применяя даже самый изощренный финансовый прием, нужно всегда думать головой, оценивать альтернативы, взвешивать все "за и "против".

Александр Невеев

Примечание

Shafir, E., Diamond, P. A., Tversky, A. (1997). On Money Illusion. Quarterly Journal of Economics, 112 (2): 341–374.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Сетевой маркетинг и коммерческие культы"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru