Наши неверующие друзья и близкие
- Является ли долгом христианина проповедь Евангелия и в какой мере?
- Конечно является. Апостол Петр, обращаясь к
верующим, говорит: "...вы - род избранный, вы – царственное священство"
(1Пет.2:9) . Это значит,
что каждый человек – как бы священник по своему рождению.
Царь становится царем по рождению, потому что он родился в
царской семье, так же и царственное священство. Человек должен
нести в мир проповедь христианства в той мере, в какой
мирянину это даровано. Как он это будет делать – зависит от
его подготовки, от его веры, от его горячности, от его стремления и любви.
- Можно ли и как говорить с коллегой о вере?
- Этот вопрос может решаться по-разному. Если
человек не воспринимает, то нужно помнить Евангельские
слова: "Не мечите бисер перед свиньями" – говорить не нужно.
Если же человек ищет Истину, воспринимает, то, конечно,
можно и должно говорить. Уже из хода общения будет понятно,
о чем и как нужно говорить. Самое здесь главное –
постараться послужить человеку проводником к Церкви, самое
главное, чтобы он в Церковь пришел.
- Как объяснить человеку, что надо исполнять
заповеди? Ведь многие, например, не считают нарушение
заповеди "не прелюбодействуй" - грехом.
Если человек сам не хочет каяться, то это
объяснить очень трудно. Мирянину это труднее, чем
священнику, ведь человека что-то томит, и он приходит в храм
поговорить со священником. Он все-таки приходит – это очень
важный момент: человек сам ищет ответа на внутренние
проблемы, которые его мучают. Тогда можно говорить о многом:
можно говорить о благородстве, о чести, о том, что Господь
создал людей именно так, что муж и жена – это неповторимое
единство. Как человек неповторим, так и семья неповторима,
каждая семья совершенно уникальна. Это можно
продемонстрировать на примере: мы живем все, в основном, в
стандартных двухкомнатных квартирах, но заходишь в одну
квартиру – свой мир, заходишь в другую, точно такую же
квартиру, там совершенно другой мир – там другая семья
живет. Когда человек ищет ответа, пусть и не очень
осознанно, он часто оправдывается: "Все так живут". На это
можно возразить: "Оглянись: в храме стоит люди. НИКТО из них
так не живет". Именно поэтому священнику в этом отношении
легче: во-первых, потому что человек уже пришел, во-вторых,
потому что есть большой опыт. Объяснить человеку, что нужно
исполнять заповеди…. Родители это могут объяснить ребенку. А
если это твой ровесник, если ваше положение примерно
одинаково, то это очень сложно сделать. В первую очередь,
нужно смирение, потому что смирение дает человеку особую
духовную власть. Люди, которые общаются со смиренным
человеком, видят, что за ним правда. Это – духовный подвиг
каждого христианина. Если он его совершает, значит, он своей
жизнью, своим обликом проповедует Христа. Слава Богу.
Человек смиренный становится проводником к тому, чтобы люди
пришли в храм, где с особой силой, с особой ясностью
действует благодать Божия, которая обращена к каждому
человеку и стремится каждого человека спасти, наставить на
путь истинный и очистить человека от всякой греховной
скверны, какие бы тяжкие грехи ни были им совершены.
- Как и нужно ли объяснить человеку
необходимость церковной жизни, если он считает, что можно
быть хорошим человеком и без Церкви?
- Это опять-таки очень трудно. Хотя многие
люди приходят в Церковь, крестятся, венчаются, очень
немногие укореняются. У меня любимое сравнение такое:
приходят молодые венчаться, спрашиваешь: "В Бога веришь?" –
"Да", конечно, раз пришли"; – "А в Церковь ходишь?" – "Нет,
зачем, у меня Бог в душе". "Отлично, – говорю, – ты свою
невесту любишь?" – "Да" – "Ты своего жениха любишь" – "Да" –
"Вот давай тебя на Северный полюс, а тебя на Южный, и любите
друг друга в душе. И по телевизору можете друг на друга
смотреть и по телефону разговаривать, и в душе любите
сколько хотите!". "Не нравится?! Вот и Господу угодно, чтобы
люди не просто в душе верили. Для того и Церковь создана,
потому что Богу так угодно". Не потому что кто-то придумал –
никакое человеческое устроение две тысячи лет продержаться
не может. Но когда человек приходит в храм, он не всегда
видит располагающую обстановку. Создание такой обстановки
зависит от священника, от прихода. Приснопамятный о. Глеб
Каледа замечательно говорил, что самая надежная и постоянная
антирелигиозная пропаганда – это та, которую верующие ведут
своими грехами. Так что, если человек встречает хамство за
свечным ящиком, внутри храма толкаются, права качают – это
страшно. Вот об этом надо всегда помнить, о том, что каждый
из нас, христиан, может оттолкнуть от Церкви человека.
- А как переубедить человека, который
разочаровался в Церкви, из-за лицемерия священнослужителей,
шипящих бабушек и т.д.?
Переубеждать… У нас заложено стремление
везде переубедить, проявить что-то. Нельзя человека просто
так переубедить. Попробуй любого из нас переубеди. Все
упрямые – ничего не получится. Но вот считают, что, мол,
если Я возьмусь, то Я-то смогу переубедить. Где же смирение
тогда, если все время "Я". Конечно, истинное смирение
активно. Только оно мудрое. Эта активность мудрая, Богом
указанная. Воспитание – это очень тонкое дело. Вот пример.
Крестная моей жены – я с ней был знаком задолго до
знакомства со своей женой – исключительно мудрый человек,
святой жизни, исключительный педагог. Математик, она
достигла крупных успехов, но когда вышла замуж и у нее
родились дети, она оставила науку. У нее были удивительная
ясность мышления, прекрасное образование, четкость
формулировок. Когда она что-то объясняла, все было
естественно, ненавязчиво, мягко, по-матерински. И вот
рассказывает, а потом как бы даже и замолкает, предает
инициативу тебе, а вот так уже все разложено, что тебе нужно
сказать: "Вот так:.." – "Молодец, как ты вот хорошо все
понял!". Это высочайшее искусство. Она умела убеждать. Это –
сплав духовной жизни, веры, образования, педагогического
таланта и особого такта, умения отойти в сторону. Она
искренне радовалась, что вот додумался, хотя она сама просто
все разжевала, а тебе дала лишь сделать вывод. Вот это от
нас требуется. Тогда и можно переубедить. Но это не слова,
не экспрессия, а твоя собственная жизнь, которая должна быть
активной. И крестная моей жены была очень смиренным человеком и очень активным.
- А если один из супругов неверующий, но не
против венчания: "Ну, если хочешь, можем повенчаться"?
- Об этом надо было думать до брака. Если
ставится такое условие, то есть возможности привести человека к Богу.
- Тогда лучше не венчаться в таком случае?
- Это все конкретно, индивидуально. Но если
люди хотят венчаться, священник должен их повенчать. Но о
вере надо, конечно, думать до вступления в брак.
- Позволительно ли встречаться с неверующим
или невоцерковленным молодым человеком, чтобы его
впоследствии привести к вере? Или главный критерий это – вера?
- Как правило, если встречаться с неверующим
молодым человеком, то это приводит совсем не к вере. Это
очень тонкий вопрос, особенно для современных условий, когда
так мало верующих людей и так трудно встретить хорошего
человека, это просто такая печальная особенность нашей
современной жизни. Так трудно встретить надежного жениха.
Господь так уж устроил, что женская природа более отзывчива
к вере, более религиозна, чем мужская. Если человек
нерелигиозный, если он не кается, то следствием этого
является снижение требований к себе, к жизни, поэтому и
получается такая жизнь, которую мы сейчас наблюдаем.
Святитель Иоанн Златоуст говорил, обращаясь к современным
ему и к современным нам людям: "Если тебе придется умереть
за жену, – не отказывайся". Такое рыцарское отношение
исходит из того, что муж – единственный для единственной.
Никаких других возможностей быть не может. Этот союз
настолько прочен, что даже смерть не может его разрушить.
Митрополит Антоний (Блюм) в одной из своих проповедей,
вспоминая слова Ветхого Завета "Любовь как смерть крепка",
сказал, что Новый Завет внес поправку: "Любовь сильнее
смерти". Так что тут нужно быть деликатным и целомудренным,
действовать только по благословению, если общаться с молодым
человеком, потому что очень легко ошибиться.
- Батюшка, как все строго…
- Жизнь такая, стоит посмотреть вокруг и
столько горя, столько настоящего неизбывного, совершенно
незаслуженного горя. Почему так страдают? Потому что живут
не по-христиански, греховно. Грех – он как паровой каток. Он
все сносит. Если хочешь, чтобы по тебе паровой каток
прошелся… А если есть возможность предостеречь, конечно,
Церковь должна это сделать.
- Следует ли креститься перед иконами в чужом доме?
- Если в доме есть иконы, значит там – люди
верующие, поэтому можно. Но если люди неверующие, возникает
неловкая ситуация, то лучше не креститься, чтобы не
смущаться и окружающих не смущать.
- У себя дома нужно ли молиться перед едой с
гостями-иноверцами? Нужно ли перед трапезой молиться в
гостях у людей нецерковных?
- "В чужой монастырь со своим уставом не
лезут". Если люди нецерковные, то можно про себя помолиться
и мысленно еду перекрестить. А если у себя гостей
принимаешь, то они у тебя дома, ты – хозяин и ты молишься,
просишь, чтобы Господь благословил трапезу.
- Как себя вести на работе при непристойных
разговорах и шутках? Можно ли и как говорить с коллегой о вере?
- Здесь можно только посочувствовать. Это
совершеннейшее непотребство – непристойные разговоры,
особенно при девушках. Это – полная утрата представления о
мужском достоинстве, о чести. Не может мужчина, который
призван быть рыцарем вести непристойные разговоры. Тем
более, не взирая на то, кто рядом сидит. Способов поведения
много, но, как правило, лучше всего при этом молчать и
усиленно молиться. Вот о. Глеб Каледа, который прошел фронт,
(а в окопах-то матерились без всяких ограничений), говорил,
что если молишься, то становиться неудобно тем кто ругается,
и они потихонечку отходят. Так что молитва огромную силу имеет.
- А какие молитвы читать?
- Иисусову молитву можно. Любые молитвы.
Главное, чтобы это было искренним обращением к Богу.
Иисусова молитва хороша тем, что она простая и не требует
большого напряжения памяти – не собьешься. Или просто
"Господи помилуй", главное - от души. Конечно, надо молиться
и о том, кто ругается, например, "Господи, пощади создание
Твое".
На вопросы отвечал иерей Александр Ильяшенко
Православие и мир - 24.11.2007.
|