Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Апологетика - защита веры


Православная Церковь и сектанты. Мощи святых угодников Божиих

Содержание:

Глава 6. Мощи святых угодников Божиих

Понятие о святых мощах

Святыми мощами называются честные останки св. угодников Божиих, будут ли то более или менее целые тела их или одни кости [856]. Одно нетление тел без чудотворений Церковь православная не признавала и не признает за доказательство святости усопших [857], а главнейшим признаком святости и прославления их на небе считает чудеса, которые совершаются при их гробах или от их мощей. Мощи святых, если они нетленны, составляют чудо, но лишь дополнительное к тем чудесам, которые творятся через посредство их.

***

Икона святого преподобного Александра Свирского

Икона святого преподобного Александра Свирского

***

Учение православной Церкви о почитании мощей

"Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. Итак, дерзнувшие отвергать... мощи мучеников, о которых знали, что они подлинные и истинные, - если это епископы или клирики, - да низложатся; а если иноки и миряне, да лишатся приобщения" (Постановление VІІ всел. соб.) [858].

Сохранение останков святых в нетлении и совершение при посредстве их чудес служит для Церкви православной основанием и побуждением к чествованию мощей святых угодников и вместе с тем уверением, что такое чествование есть дело богоугодное. Это чествование выражается в установлении праздников в дни обретения и перенесения святых мощей, в благоговейном хранении их, в поставлении их в святых храмах, в сооружении гробниц, в возжигании пред ними свечей и лампад, каждении фимиамом, лобзании и поклонении.

Свидетельства Писания о святых мощах

Господь хранит останки святых и творит чудеса через них: "Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится" (Пс. 33:20-21). "Гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли" (Мф. 27:52). "И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил и встал на ноги свои" (4 Цар. 13:21).

Останки святых почитали

"И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? и сказали ему жители города: это могила человека Божия... И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии" (4 Цар. 23:17-18). "Иаков поставил над гробом ее (Рахили) памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня" (Быт. 35:20; ср. Мф. 23:29).

Свидетельства древних отцов Церкви

Евсевия, епископа Кесарийского: "смирнские христиане в своем послании писали: сотник, видя враждебную настойчивость иудеев, положил тело (святого Поликарпа) в огонь, как они обыкновенно это делают, и сжег. Α мы потом собрали его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с весельем и радостью, - и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения (т.е. в жизнь вечную) в научение и утверждение будущих подвижников". [859]

Святого Ефрема Сирина: "по смерти мученики действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа. Поелику мученики мужественно, с великим терпением исповедали Христа пред человеками, то и Он провозгласил их пред Отцом и ангелами Своими и обетовал им блага (1 Кор. 2:9 [860]). [861] Они (христиане) поют псалмы, и, радуясь, славословят Бога, увенчавшего главы вашего мужества, в великой радости окружают святые останки вашего страдальчества, желая принять благословение и взять с собою врачевства для души и тела" [862].

Святого Василия Великого: "честное тело мученицы Иулитты, почивая в прекраснейшем предместье города, освящает место, освящает и сходящихся на оное. Земля же, благословенная пришествием блаженной, из недр своих источает самого приятного вкуса воду... Вода сия служит предохранительным средством для здоровых... подает облегчение больным; потому что, какую благодать явил Елисей иерихонянам (4 Цар. 2:19-20 [863]), такую же и нам явила мученица; соленость, вообще, свойственную водам сего места, переменив благословением в ощущение сладкое и мягкое, и всем приятное" [864].

Святого Григория Богослова: "они (святые мученики) прославляются великими почестями и празднествами, они прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают; самые тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как святые души их; даже капли крови и все, что носит на себе следы их страданий, так же действительны, как их тела" [865].

Святого Иоанна Златоуста: "не на то гляди, что лежит пред тобою нагое тело мученика (святого Вавилы), лишенное душевной деятельности, а рассмотри то, что в нем присутствует иная, высшая самой души сила, благодать Святого Духа, которая через свои чудотворения всем говорит в защиту воскресения... [866] Итак, не сегодня только, но и каждый день будем приходить к нему (ко гробу святого Игнатия Богоносца) для получения от него духовных плодов. Может, поистине может приходящий сюда с верою получить великие блага, потому что не только тела, но и самые гробницы святых исполнены духовной благодати. Если при Елисее случилось, что мертвый, прикоснувшись только к гробнице его, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни, то гораздо более ныне, когда благодать обильнее, когда действие Духа сильнее, прикасающийся к этой гробнице с верою может получить от нее великую силу. Поэтому Бог и оставил нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с ними ревности и дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас [867]. Подлинно после силы слова второе место занимают гробы святых в деле возбуждения взирающих на них душ к такой же ревности; и когда кто предстанет где-нибудь пред такой гробницей, он тотчас начинает ясно чувствовать ее действие. Вид гробницы, проникая в душу, и поражает ее и возбуждает и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий стоит пред нами, и мы видим его; и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и уходит отсюда, сделавшись иным человеком... Поэтому Бог и оставил нам мощи святых. Α что я теперь, вовсе не хвастая, говорю это, то сделал это для нашей пользы, в этом достаточно удостоверяют как чудеса, каждодневно совершаемые мучениками, так и множество стекающихся к ним людей; не менее же того и доблестные дела этого блаженного (Вавилы), совершенные по смерти" [868].

Святого Исидора Пелусиота: "если соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу и за их постоянство чествуется нами прах мученических тел, то спроси тех, которые получили от них исцеление и дознайся, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеяться над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому" [869].

Опровержение возражений

Сектанты говорят:

1) Господь запрещает почитать мощи (Иер. 8:1-2 [870]).

В приведенном месте нет речи о святых мощах. Господь через пророка предсказывает, что вавилоняне при своем нашествии в Иудею не только жителей убьют (Иер 7:30-34 [871]), но выбросят из гробниц кости царей, князей, священников, пророков (ложных) и всех, кто оскорблял Бога идолопоклонством. Неприятели оставят кости их брошенными на открытой поверхности земли под солнцем, луной и др. светилами небесными, как пред взором тех богов, коим служили эти умершие, так и для того, чтобы все видели ничтожество и позор идолопоклонников и совершенное бессилие и беспомощность их богов. "Предсказывает, что вавилоняне в нашествие свое не только живых предадут закланию," - замечает блаженный Феодорит, - "но поругаются над давно умершими священниками и царями, раскопав гробы, оставят кости непогребенными и будут они лежать против солнца, луны и звезд. Кому служение возлюбили они, от тех не получат помощи". [872]

2) Нетленных останков не может быть, так как Бог сказал Адаму: "прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3:19 [873]); праведный Давид, подобно другим людям, увидел тление (Деян. 13:36 [874]).

Праведный Енох не видел смерти (и тления), "потому что Бог переселил его" (Евр. 11:5; [875] ср. Быт. 5:24 [876]); пророк Илия "не возвратился в прах," так как был взят живым на небо (4 Цар. 2:11 [877]). Бог по Своему изволению для блага живущих сохранял и сохраняет останки некоторых праведников (ср. Мф. 27:52; [878] 4 Цар. 13:21 [879]), ибо Ему "все возможно" (Мф. 19:26 [880]). Почему Он останки не всех праведников хранит в нетлении? Но "кто познал ум Господень?" (Рим. 11:34). Сектанты, отрицая нетление святых мощей, произносят хулу на Святого Духа (Мф. 12:32 [881]).

3) Богу не угодно почитание святых мощей, посему Он скрыл тело Моисея и самое место погребения (Втор 34:5-б [882]).

Не потому Бог скрыл место погребения Моисея, что почитание святых мощей Ему не угодно, а потому, что народ еврейский был склонен к идолопоклонству и мог останки Моисея обоготворить. Чудеса, проистекающие от святых мощей, чествуемых православною Церковью, ясно свидетельствуют о богоугодности почитания останков святых угодников. Над сектантами сбывается слово Божие: "слухом услышите и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите: ибо огрубело сердце людей сих" (Мф. 13:13-14; Исайи 6:9-10 [883]). "Без сомнения сему великому пророку (Моисею)," - говорит блаженный Феодорит, - "не дозволил Владыка ввести народ в обетованную землю, чтобы Израильтяне не стали поклоняться ему, как Богу; потому что обоготворявшие неодушевленные вещи и изображение тельца наименовавшие богом, очевидно, тем более воздали бы, как Богу, поклонение тому, кто был для них служителем многих благ. Посему то премудро правящий нами Бог и гроб Моисеев соделал неизвестным" [884].

4) Хотя и было чудо от костей пророка Елисея, но не видно из Писания, чтобы их почитали евреи, как теперь православные почитают святые мощи.

В ветхозаветное время, когда мир не был еще искуплен (Гал 4:4-5; [885] Рим. 3:24-25 [886]), праведники не сподобились прославления (Евр. 11:39-40 [887]), почему не могло быть религиозного чествования останков их, какое установлено православною Церковью. Как свидетельствует Священное Писание, евреи почитали останки праведников хранением их и сооружением над ними памятников и гробниц (ср. Быт. 35:20; [888] Исх. 13:19; [889] 4 Цар. 23:17-18; [890] Мф. 23:29 [891]).

5) Устройство и украшение гробниц для святых мощей Господь осудил (Μф. 23:29).

Господь осудил книжников и фарисеев не за устройство и украшение гробниц пророков и праведников, а за то, что они делали это из тщеславия и лицемерно, осуждая своих отцов за убийство (стих 30 [892]), в то время как сами превосходили их в беззакониях (ст. 34 [893]). "Господь возвещает им горе не за то," - объясняет блаженный Феофилакт, - "что они созидают гробы для пророков (это дело богоугодное), но за то, что, делая это лицемерно и осуждая отцов своих, они поступали хуже их, превосходили их нечестием и, очевидно, лгали, когда говорили: если бы мы жили во дни отцов наших, то не убили бы пророков; ибо они хотели убить Самого Господа пророков". [894]

6) Прикосновение к умершим есть осквернение (Лев. 21:11; [895] Чис 19:11 [896]).

Таково было ветхозаветное установление. В новозаветное время тело человека, облагодатствованное в таинствах, сподобляется быть храмом Святого Духа (1 Кор. 3:16; [897] 6:19 [898]). Останкам святых человеков присуща благодать Божия. Почитание святых мощей и есть почитание присущей и действующей через них силы Божией. О каком осквернении здесь может быть речь? "Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым" (Деян. 10:15).

7) Нетленных останков не может быть: "тление не наследует нетления" (1 Кор. 15:50 [899]).

Апостол не о мощах говорит, а об изменении при воскресении мертвых силою Божией тел земных, тленных, смертных на тела нетленные, бессмертные (стих 52-54 [900]). "Тление (тело смертное, тленное) не наследует нетления," а должно измениться. Святые мощи прежде общего воскресения процветают начатками нетления, но и они при "последней трубе" изменятся в тела духовные, бессмертные. "В будущем веке," - говорит блаженный Феофилакт, - "будет наслаждаться Царством не нынешнее тело, состоящее из плоти и крови. Ибо там нет пищи и питья, которыми питается нынешнее тело… Посему необходимо нашему телу сделаться духовным и нетленным" [901]. - "Плотью и кровью называет," - объясняет блаженный Феодорит, - "природу смертную. Α ей, будучи еще смертною, невозможно улучить Небесного Царства. Сие то и присовокупил апостол: и тление не наследует нетления. Но ясно, что, сделавшись нетленною, насладится обетованных благ" [902].

8) Чудес от мощей не может быть: "разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?" (Пс. 87:11-13 [903]).

Из приведенного текста только сектанты способны делать такой вывод. О всемогуществе Божием псалмопевец ясно учит: "Бог наш - на небесах и на земле; творит все, что хочет" (113:11). "Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах.".. (134:6-10). "Кто Бог так великий, как Бог наш! Ты - Бог, творящий чудеса" (Пс. 76:14-15 и др.).

Какой же истинный смысл разбираемого места? "Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?" Т.е. если я умру, то Ты не сотворишь надо мной чуда, не воскресишь меня. "Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?" - нет! Так и я, если умру, то не восстану, чтобы славить Тебя. "Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления?" Если я сойду во гроб - в место тления, то уже не буду возвещать о милости Твоей и истине Твоей. "Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения - правду Твою?" Во мраке могилы не знают о чудесах Твоих и находящиеся в стране мертвых, преданных забвению, не познают оправдания Твоего, они уже от руки Твоей отринуты (стих 6) [904]. "Пока еще я жив, говорит пророк, покажи чудо Твое," - объясняет блаженный Феодорит, - "потому что, когда умру, не увижу его... Мертвецам, разрешившимся в прах, пребывающим во гробе смерти и преданным забвению, возможно ли ощущать Твое человеколюбие и быть зрителями чудес Твоих". [905] Неужели сектанты не знают о чуде воскрешения мертвого через прикосновение к костям пророка Елисея? (4 Цар. 13:21).

9) Почитать мощи запрещает слово Божие: "спрашивают ли мертвых о живых?" (Исайи 8:19 [906]).

Пророк Исаия, упомянув (стих 18 [907]), что Бог дал уже народу иудейскому "указания и предзнаменования" будущих событий, говорит (стих 19): не к чему поэтому обращаться к разного рода гадателям ("вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям") за предсказаниями о будущем. Где же здесь запрещение почитать останки святых угодников?

10) Останки мученика Стефана погребли, а не выставляли для почитания (Деян. 8:2 [908]).

Так в православной Церкви и поступают предавая земле всякого умершего, как бы он ни был праведен. Мощи износятся для поклонения впоследствии, если Господу угодно бывает прославить их чудесами, как это и было со святыми мощами Стефана, обретенными в 415 г.

Дмитрий Владыков, протоиерей

Свято-Троицкая православная школа

Использованная литература и примечания

[856] В 1472 г. в Москве по случаю перестройки Успенского собора открывали гробы митрополитов для осмотра их тел, и о результате осмотра пишется в одной летописи: "Иону цела суща обретоша, Фотия же цела суша не всего, едины ноги толико в теле, а Кипреана всего истлевша, едины мощи," совершенно ясно, что""едины мощи" значит: одни кости. В 1667 г. открыты были мощи преп. Нила Столбенского, и о них было доносимо: "гроб и тело его (Нила) святое земли предадеся, а мощи святые его целы все; ясно, что слова: "а мощи целы все" значат: "а кости целы все". Голубинский Е. проф. История канонизации святых в русск. Церкви. 1903 г., стр. 298.

[857] "Если бы это было так," - пишет проф. Ε. Голубинский, - "то все усопшие, тела которых оказались нетленными, были бы причислены к лику святых. Однако этого нет. Из усопших, тела которых оказались нетленными, но которые не были прославлены чудотворными, остаются не причтенными к лику святых, можно указать на митроп. Тобол. Павла Конюскевича (+1770 г.), нетленное тело которого почивает открыто в Киевской Лавре, и на княжну Слуцкую Софию Юрьевну (+1617 г.), нетленные мощи которой почивают в Слуцком (Минск. губ). Троицком монастыре. В Авг. мес. 1419т., по случаю перенесения в новопостроенный Успенский собор (в Москве), обретено было нетленным тело митроп. Филиппа, скончавшегося 6 лет и 5 мес. тому назад; в продолжение двенадцати дней тело не было погребаемо, очевидно, в ожидании не последует ли от него чудотворений; но чудотворений не было, и оно, несмотря на нетление, спустя двенадцать дней предано было погребению". История канон. св. в рус. Церкви. 1903 г., стр. 301-302.

[858] Никитский С. Вера Правосл. Восточ. Грско-Российск. Церкви, по её символическ. кннг. Тетрадь 1-я. 1889 г., стр. 84.

[859] Церков. История. Кн. 4, глав. 15. 1858 г., стр. 198.

[860] Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

[861] Творения. Часть 2. 44 похвал. слов. славн. мученик. 1908 г., стр. 330.

[862] Творения. Часть 3. 102 похвал. слов. мучникам. 1897 г., стр. 233).

[863] И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему.

[864] Творения. Часть 4. 5 Бес. на память муч. Иулитты. 1901 г., стр. 61; ср. 189 письмо к Амвросию, еп. Медиолан. Там же, стр. 34 – 36.

[865] Творения. Часть 1. Слово первое обличительное на царя Юлиана. 1889 г., стр. 101; ср. Часть 2. 24 слово в похвалу св. священ. Киприану, стр. 213 – 214.

[866] Творения. Том. 2. О св. священномученике Вавиле. 1899 г., стр. 569.

[867] Творения. Том. 2. Похвала св. священномученику Игнатию Богоносцу; пунк. 5, стр. 641-642.

[868] Творения. Том. 2. Слово о блаж. Вавиле, а также против Юлиана, и к язычн., пунк. 11-12, стр. 593-594.

[869] Творения. Том. 1. 55 письмо светлейшему иераксу о чудодейственности мученических мощей. 1859 г., стр. 38.

[870] В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем воинством небесным, которых они любили и которым служили и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят: они будут навозом на земле.

[871] Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило. За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места. И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их. И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты; потому что земля эта будет пустынею.

[872] Творения. Часть 6. Толков, на пророчество божествен. Иер 1859 г., стр. 149.

[873] в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

[874] Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление;

[875] Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

[876] И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

[877] Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.

[878] и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли.

[879] И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.

[880] А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

[881] если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

[882] И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.

[883] И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

[884] Творения.Часть 1. Толков. на кн. Второз., ответ на 43 вопр. 1905 г., стр. 224-225.

[885] но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

[886]  получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде.

[887] И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

[888] Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня.

[889] И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо [Иосиф] клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда.

[890] и сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии.

[891] Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников.

[892] и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков.

[893] Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

[894] Благовестник. Часть 1. Еванг. от Мф. 1907 г., стр. 283.

[895] и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя.

[896] Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней.

[897] Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

[898] Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

[899] Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.

[900] вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.

[901] Толкования на Посл. к Коринфянам. Том. 6. 1906 г., стр. 154-155.

[902] Творения. Часть 7. Толков. на I Посл. к Кор 1861 г., стр. 293.

[903] Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения - правду Твою?

[904] Троицкий Н. Псалтирь. Последов. изъяснение слав. текста. 1908 г., стр. 458.

[905] Творения. Часть 3. Иъзясн. псал. 87. 1906 г., стр. 95.

[906] И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?

[907] Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.

[908] Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Апологетика - защита христианской веры и Православия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru