Православная Церковь и сектанты. Мощи святых угодников Божиих
Содержание:
Глава 6. Мощи святых угодников Божиих
Святыми мощами называются честные
останки св. угодников Божиих, будут ли то более или
менее целые тела их или одни кости [856].
Одно нетление тел без чудотворений Церковь
православная не признавала и не признает за
доказательство святости усопших [857],
а главнейшим признаком святости и прославления их на
небе считает чудеса, которые совершаются при их
гробах или от их мощей. Мощи святых, если они
нетленны, составляют чудо, но лишь дополнительное к
тем чудесам, которые творятся через посредство их.
***
***
"Господь наш Иисус Христос даровал
нам мощи святых, как спасительные источники,
многообразно изливающие благодеяния на немощных.
Итак, дерзнувшие отвергать... мощи мучеников, о
которых знали, что они подлинные и истинные, - если
это епископы или клирики, - да низложатся; а если
иноки и миряне, да лишатся приобщения"
(Постановление VІІ всел. соб.) [858].
Сохранение останков святых в
нетлении и совершение при посредстве их чудес служит
для Церкви православной основанием и побуждением к
чествованию мощей святых угодников и вместе с тем
уверением, что такое чествование есть дело
богоугодное. Это чествование выражается в
установлении праздников в дни обретения и
перенесения святых мощей, в благоговейном хранении
их, в поставлении их в святых храмах, в сооружении
гробниц, в возжигании пред ними свечей и лампад,
каждении фимиамом, лобзании и поклонении.
Господь
хранит останки святых и творит чудеса через них:
"Много скорбей у праведного, и от всех их избавит
его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них
не сокрушится" (Пс. 33:20-21). "Гробы отверзлись; и
многие тела усопших святых воскресли" (Мф.
27:52). "И было, что когда погребали одного
человека, то, увидев это полчище, погребавшие
бросили того человека в гроб Елисеев, и он при
падении своем коснулся костей Елисея и ожил и встал
на ноги свои" (4 Цар. 13:21).
"И сказал Иосия: что это за
памятник, который я вижу? и сказали ему жители
города: это могила человека Божия... И сказал он:
оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И
сохранили кости его и кости пророка, который
приходил из Самарии" (4 Цар. 23:17-18). "Иаков
поставил над гробом ее (Рахили) памятник. Это
надгробный памятник Рахили до сего дня" (Быт. 35:20;
ср. Мф. 23:29).
Евсевия, епископа Кесарийского:
"смирнские христиане в своем послании писали:
сотник, видя враждебную настойчивость иудеев,
положил тело (святого Поликарпа) в огонь, как они
обыкновенно это делают, и сжег. Α мы потом собрали
его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и
чище золота, и положили их, где следовало. Туда, как
только можно будет, мы станем собираться с весельем
и радостью, - и Господь соизволит нам праздновать
день его мученического рождения (т.е. в жизнь
вечную) в научение и утверждение будущих
подвижников". [859]
Святого Ефрема Сирина: "по смерти
мученики действуют, как живые: исцеляют больных,
изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое
лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо
святым мощам всегда присуща чудодействующая
благодать Святого Духа. Поелику мученики
мужественно, с великим терпением исповедали Христа
пред человеками, то и Он провозгласил их пред Отцом
и ангелами Своими и обетовал им блага (1 Кор. 2:9 [860]).
[861] Они (христиане) поют псалмы, и,
радуясь, славословят Бога, увенчавшего главы вашего
мужества, в великой радости окружают святые останки
вашего страдальчества, желая принять благословение и
взять с собою врачевства для души и тела"
[862].
Святого Василия Великого: "честное
тело мученицы Иулитты, почивая в прекраснейшем
предместье города, освящает место, освящает и
сходящихся на оное. Земля же, благословенная
пришествием блаженной, из недр своих источает самого
приятного вкуса воду... Вода сия служит
предохранительным средством для здоровых... подает
облегчение больным; потому что, какую благодать явил
Елисей иерихонянам (4 Цар. 2:19-20 [863]),
такую же и нам явила мученица; соленость, вообще,
свойственную водам сего места, переменив
благословением в ощущение сладкое и мягкое, и всем
приятное" [864].
Святого Григория Богослова: "они
(святые мученики) прославляются великими почестями и
празднествами, они прогоняют демонов, врачуют
болезни, являются, прорекают; самые тела их, когда к
ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как
святые души их; даже капли крови и все, что носит на
себе следы их страданий, так же действительны, как
их тела"
[865].
Святого Иоанна Златоуста: "не на то
гляди, что лежит пред тобою нагое тело мученика
(святого Вавилы), лишенное душевной деятельности, а
рассмотри то, что в нем присутствует иная, высшая
самой души сила, благодать Святого Духа, которая
через свои чудотворения всем говорит в защиту
воскресения... [866]
Итак, не сегодня только, но и каждый день будем
приходить к нему (ко гробу святого Игнатия
Богоносца) для получения от него духовных плодов.
Может, поистине может приходящий сюда с верою
получить великие блага, потому что не только тела,
но и самые гробницы святых исполнены духовной
благодати. Если при Елисее случилось, что мертвый,
прикоснувшись только к гробнице его, расторг узы
смерти и снова возвратился к жизни, то гораздо более
ныне, когда благодать обильнее, когда действие Духа
сильнее, прикасающийся к этой гробнице с верою может
получить от нее великую силу. Поэтому Бог и оставил
нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с
ними ревности и дать нам надежное прибежище и
утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас
[867].
Подлинно после силы слова второе место занимают
гробы святых в деле возбуждения взирающих на них душ
к такой же ревности; и когда кто предстанет
где-нибудь пред такой гробницей, он тотчас начинает
ясно чувствовать ее действие. Вид гробницы, проникая
в душу, и поражает ее и возбуждает и приводит в
такое состояние, как будто сам лежащий стоит пред
нами, и мы видим его; и таким образом человек,
испытывающий это, исполняется великой ревности и
уходит отсюда, сделавшись иным человеком... Поэтому
Бог и оставил нам мощи святых. Α что я теперь, вовсе
не хвастая, говорю это, то сделал это для нашей
пользы, в этом достаточно удостоверяют как чудеса,
каждодневно совершаемые мучениками, так и множество
стекающихся к ним людей; не менее же того и
доблестные дела этого блаженного (Вавилы),
совершенные по смерти"
[868].
Святого Исидора Пелусиота: "если
соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу и
за их постоянство чествуется нами прах мученических
тел, то спроси тех, которые получили от них
исцеление и дознайся, в каких страданиях подают они
врачевания. Тогда не только не будешь смеяться над
тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь
исполняемому"
[869].
Сектанты говорят:
1) Господь запрещает почитать мощи
(Иер. 8:1-2 [870]).
В приведенном месте нет речи о
святых мощах. Господь через пророка предсказывает,
что вавилоняне при своем нашествии в Иудею не только
жителей убьют (Иер 7:30-34 [871]),
но выбросят из гробниц кости царей, князей,
священников, пророков (ложных) и всех, кто оскорблял
Бога идолопоклонством. Неприятели оставят кости их
брошенными на открытой поверхности земли под
солнцем, луной и др. светилами небесными, как пред
взором тех богов, коим служили эти умершие, так и
для того, чтобы все видели ничтожество и позор
идолопоклонников и совершенное бессилие и
беспомощность их богов. "Предсказывает, что
вавилоняне в нашествие свое не только живых предадут
закланию," - замечает блаженный Феодорит, - "но
поругаются над давно умершими священниками и царями,
раскопав гробы, оставят кости непогребенными и будут
они лежать против солнца, луны и звезд. Кому
служение возлюбили они, от тех не получат помощи". [872]
2) Нетленных останков не может быть,
так как Бог сказал Адаму: "прах ты и в прах
возвратишься" (Быт. 3:19 [873]);
праведный Давид, подобно другим людям, увидел тление
(Деян. 13:36 [874]).
Праведный Енох не видел смерти (и
тления), "потому что Бог переселил его" (Евр. 11:5; [875]
ср. Быт. 5:24 [876]);
пророк Илия "не возвратился в прах," так как был
взят живым на небо (4 Цар. 2:11 [877]).
Бог по Своему изволению для блага живущих сохранял и
сохраняет останки некоторых праведников (ср. Мф.
27:52; [878]
4 Цар. 13:21 [879]),
ибо Ему "все возможно" (Мф. 19:26 [880]).
Почему Он останки не всех праведников хранит в
нетлении? Но "кто познал ум Господень?" (Рим. 11:34).
Сектанты, отрицая нетление святых мощей, произносят
хулу на Святого Духа (Мф. 12:32 [881]).
3) Богу не угодно почитание святых
мощей, посему Он скрыл тело Моисея и самое место
погребения (Втор 34:5-б [882]).
Не потому Бог скрыл место погребения
Моисея, что почитание святых мощей Ему не угодно, а
потому, что народ еврейский был склонен к
идолопоклонству и мог останки Моисея обоготворить.
Чудеса, проистекающие от святых мощей, чествуемых
православною Церковью, ясно свидетельствуют о
богоугодности почитания останков святых угодников.
Над сектантами сбывается слово Божие: "слухом
услышите и не уразумеете; и глазами смотреть будете,
и не увидите: ибо огрубело сердце людей сих" (Мф.
13:13-14; Исайи 6:9-10 [883]).
"Без сомнения сему великому пророку (Моисею),"
- говорит блаженный Феодорит, - "не дозволил Владыка
ввести народ в обетованную землю, чтобы Израильтяне
не стали поклоняться ему, как Богу; потому что
обоготворявшие неодушевленные вещи и изображение
тельца наименовавшие богом, очевидно, тем более
воздали бы, как Богу, поклонение тому, кто был для
них служителем многих благ. Посему то премудро
правящий нами Бог и гроб Моисеев соделал
неизвестным"
[884].
4) Хотя и было чудо от костей
пророка Елисея, но не видно из Писания, чтобы их
почитали евреи, как теперь православные почитают
святые мощи.
В ветхозаветное время, когда мир не
был еще искуплен (Гал 4:4-5; [885]
Рим. 3:24-25 [886]),
праведники не сподобились прославления (Евр. 11:39-40 [887]),
почему не могло быть религиозного чествования
останков их, какое установлено православною
Церковью. Как свидетельствует Священное Писание,
евреи почитали останки праведников хранением их и
сооружением над ними памятников и гробниц (ср. Быт.
35:20; [888]
Исх. 13:19; [889]
4 Цар. 23:17-18; [890]
Мф. 23:29 [891]).
5) Устройство и украшение гробниц
для святых мощей Господь осудил (Μф. 23:29).
Господь осудил книжников и фарисеев
не за устройство и украшение гробниц пророков и
праведников, а за то, что они делали это из
тщеславия и лицемерно, осуждая своих отцов за
убийство (стих 30 [892]),
в то время как сами превосходили их в беззакониях
(ст. 34 [893]).
"Господь возвещает им горе не за то," - объясняет
блаженный Феофилакт, - "что они созидают гробы для
пророков (это дело богоугодное), но за то, что,
делая это лицемерно и осуждая отцов своих, они
поступали хуже их, превосходили их нечестием и,
очевидно, лгали, когда говорили: если бы мы жили во
дни отцов наших, то не убили бы пророков; ибо они
хотели убить Самого Господа пророков". [894]
6) Прикосновение к умершим есть
осквернение (Лев. 21:11; [895]
Чис 19:11 [896]).
Таково было ветхозаветное
установление. В новозаветное время тело человека,
облагодатствованное в таинствах, сподобляется быть
храмом Святого Духа (1 Кор. 3:16; [897]
6:19 [898]).
Останкам святых человеков присуща благодать Божия.
Почитание святых мощей и есть почитание присущей и
действующей через них силы Божией. О каком
осквернении здесь может быть речь? "Что Бог очистил,
того ты не почитай нечистым" (Деян. 10:15).
7) Нетленных останков не может быть:
"тление не наследует нетления" (1 Кор. 15:50
[899]).
Апостол не о мощах говорит, а об
изменении при воскресении мертвых силою Божией тел
земных, тленных, смертных на тела нетленные,
бессмертные (стих 52-54 [900]).
"Тление (тело смертное, тленное) не наследует
нетления," а должно измениться. Святые мощи прежде
общего воскресения процветают начатками нетления, но
и они при "последней трубе" изменятся в тела
духовные, бессмертные. "В будущем веке," - говорит
блаженный Феофилакт, - "будет наслаждаться Царством
не нынешнее тело, состоящее из плоти и крови. Ибо
там нет пищи и питья, которыми питается нынешнее
тело… Посему необходимо нашему телу сделаться
духовным и нетленным"
[901].
- "Плотью и кровью называет," - объясняет блаженный Феодорит,
- "природу смертную. Α ей, будучи еще
смертною, невозможно улучить Небесного Царства. Сие
то и присовокупил апостол: и тление не наследует
нетления. Но ясно, что, сделавшись нетленною,
насладится обетованных благ"
[902].
8) Чудес от мощей не может быть:
"разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?" (Пс. 87:11-13
[903]).
Из приведенного текста только
сектанты способны делать такой вывод. О
всемогуществе Божием псалмопевец ясно учит: "Бог наш
- на небесах и на земле; творит все, что хочет"
(113:11). "Господь творит все, что хочет, на небесах
и на земле, на морях и во всех безднах."..
(134:6-10). "Кто Бог так великий, как Бог наш! Ты
-
Бог, творящий чудеса" (Пс. 76:14-15 и др.).
Какой же истинный смысл разбираемого
места? "Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?" Т.е.
если я умру, то Ты не сотворишь надо мной чуда, не
воскресишь меня. "Разве мертвые встанут и будут
славить Тебя?" - нет! Так и я, если умру, то не
восстану, чтобы славить Тебя. "Или во гробе будет
возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте
тления?" Если я сойду во гроб - в место тления, то
уже не буду возвещать о милости Твоей и истине
Твоей. "Разве во мраке познают чудеса Твои, и в
земле забвения - правду Твою?" Во мраке могилы не
знают о чудесах Твоих и находящиеся в стране
мертвых, преданных забвению, не познают оправдания
Твоего, они уже от руки Твоей отринуты (стих 6)
[904].
"Пока еще я жив, говорит пророк, покажи чудо Твое,"
- объясняет блаженный Феодорит, - "потому что, когда
умру, не увижу его... Мертвецам, разрешившимся в
прах, пребывающим во гробе смерти и преданным
забвению, возможно ли ощущать Твое человеколюбие и
быть зрителями чудес Твоих". [905]
Неужели сектанты не знают о чуде воскрешения
мертвого через прикосновение к костям пророка
Елисея? (4 Цар. 13:21).
9) Почитать мощи запрещает слово
Божие: "спрашивают ли мертвых о живых?" (Исайи 8:19 [906]).
Пророк Исаия, упомянув (стих 18 [907]),
что Бог дал уже народу иудейскому "указания и
предзнаменования" будущих событий, говорит (стих
19): не к чему поэтому обращаться к разного рода
гадателям ("вызывателям умерших и к чародеям, к
шептунам и чревовещателям") за предсказаниями о
будущем. Где же здесь запрещение почитать останки
святых угодников?
10) Останки мученика Стефана
погребли, а не выставляли для почитания (Деян. 8:2 [908]).
Так в православной Церкви и
поступают предавая земле всякого умершего, как бы он
ни был праведен. Мощи износятся для поклонения
впоследствии, если Господу угодно бывает прославить
их чудесами, как это и было со святыми мощами
Стефана, обретенными в 415 г.
Дмитрий Владыков, протоиерей
Свято-Троицкая православная школа
Использованная литература и примечания
[856] В 1472 г. в Москве по
случаю перестройки Успенского собора открывали
гробы митрополитов для осмотра их тел, и о
результате осмотра пишется в одной летописи:
"Иону цела суща обретоша, Фотия же цела суша не
всего, едины ноги толико в теле, а Кипреана
всего истлевша, едины мощи," совершенно ясно,
что""едины мощи" значит: одни кости. В 1667 г.
открыты были мощи преп. Нила Столбенского, и о
них было доносимо: "гроб и тело его (Нила)
святое земли предадеся, а мощи святые его целы
все; ясно, что слова: "а мощи целы все" значат:
"а кости целы все". Голубинский Е. проф. История
канонизации святых в русск. Церкви. 1903 г.,
стр. 298.
[857] "Если бы это было так,"
- пишет проф. Ε. Голубинский, - "то все усопшие,
тела которых оказались нетленными, были бы
причислены к лику святых. Однако этого нет. Из усопших,
тела которых оказались нетленными, но которые не
были прославлены чудотворными, остаются не
причтенными к лику святых, можно указать на
митроп. Тобол. Павла Конюскевича (+1770 г.),
нетленное тело которого почивает открыто в
Киевской Лавре, и на княжну Слуцкую Софию
Юрьевну (+1617 г.), нетленные мощи которой
почивают в Слуцком (Минск. губ). Троицком
монастыре. В Авг. мес. 1419т., по случаю
перенесения в новопостроенный Успенский собор (в
Москве), обретено было нетленным тело митроп.
Филиппа, скончавшегося 6 лет и 5 мес. тому
назад; в продолжение двенадцати дней тело не
было погребаемо, очевидно, в ожидании не
последует ли от него чудотворений; но
чудотворений не было, и оно, несмотря на
нетление, спустя двенадцать дней предано было
погребению". История канон. св. в рус. Церкви.
1903 г., стр. 301-302.
[858] Никитский С. Вера
Правосл. Восточ. Грско-Российск. Церкви, по её
символическ. кннг. Тетрадь 1-я. 1889 г., стр.
84.
[859] Церков. История. Кн. 4,
глав. 15. 1858 г., стр. 198.
[860] Но, как написано: не
видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило
то на сердце человеку, что приготовил Бог
любящим Его.
[861] Творения. Часть 2. 44
похвал. слов. славн. мученик. 1908 г., стр. 330.
[862] Творения. Часть 3. 102
похвал. слов. мучникам. 1897 г., стр. 233).
[863] И сказали жители того
города Елисею: вот, положение этого города
хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша
и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую
чашу и положите туда соли. И дали ему.
[864] Творения. Часть 4. 5
Бес. на память муч. Иулитты. 1901 г., стр. 61;
ср. 189 письмо к Амвросию, еп. Медиолан. Там же,
стр. 34 – 36.
[865] Творения. Часть 1. Слово
первое обличительное на царя Юлиана. 1889 г.,
стр. 101; ср. Часть 2. 24 слово в похвалу св.
священ. Киприану, стр. 213 – 214.
[866] Творения. Том. 2. О св.
священномученике Вавиле. 1899 г., стр. 569.
[867] Творения. Том. 2.
Похвала св. священномученику Игнатию Богоносцу;
пунк. 5, стр. 641-642.
[868] Творения. Том. 2. Слово
о блаж. Вавиле, а также против Юлиана, и к
язычн., пунк. 11-12, стр. 593-594.
[869] Творения. Том. 1. 55
письмо светлейшему иераксу о чудодейственности
мученических мощей. 1859 г., стр. 38.
[870] В то время, говорит
Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости
князей его, и кости священников, и кости
пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов
их; и раскидают их пред солнцем и луною и пред
всем воинством небесным, которых они любили и
которым служили и в след которых ходили, которых
искали и которым поклонялись; не уберут их и не
похоронят: они будут навозом на земле.
[871] Ибо сыновья Иуды делают
злое пред очами Моими, говорит Господь;
поставили мерзости свои в доме, над которым
наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и
устроили высоты Тофета в долине сыновей
Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и
дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что
Мне на сердце не приходило. За то вот, приходят
дни, говорит Господь, когда не будут более
называть место сие Тофетом и долиною сыновей
Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут
хоронить по недостатку места. И будут трупы
народа сего пищею птицам небесным и зверям
земным, и некому будет отгонять их. И прекращу в
городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос
торжества и голос веселия, голос жениха и голос
невесты; потому что земля эта будет пустынею.
[872] Творения. Часть 6.
Толков, на пророчество божествен. Иер 1859 г.,
стр. 149.
[873] в поте лица твоего
будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в
землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах
возвратишься.
[874] Давид, в свое время
послужив изволению Божию, почил и приложился к
отцам своим, и увидел тление;
[875] Верою Енох переселен был
так, что не видел смерти; и не стало его, потому
что Бог переселил его. Ибо прежде переселения
своего получил он свидетельство, что угодил
Богу.
[876] И ходил Енох пред Богом;
и не стало его, потому что Бог взял его.
[877] Когда они шли и дорогою
разговаривали, вдруг явилась колесница огненная
и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся
Илия в вихре на небо.
[878] и гробы отверзлись; и
многие тела усопших святых воскресли.
[879] И было, что, когда
погребали одного человека, то, увидев это
полчище, погребавшие бросили того человека в
гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся
костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
[880] А Иисус, воззрев, сказал
им: человекам это невозможно, Богу же всё
возможно.
[881] если кто скажет слово на
Сына Человеческого, простится ему; если же кто
скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в
сем веке, ни в будущем.
[882] И умер там Моисей, раб
Господень, в земле Моавитской, по слову
Господню; и погребен на долине в земле
Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает
места погребения его даже до сего дня.
[883] И сказал Он: пойди и
скажи этому народу: слухом услышите - и не
уразумеете, и очами смотреть будете - и не
увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и
ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да
не узрят очами, и не услышат ушами, и не
уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я
исцелил их.
[884] Творения.Часть 1.
Толков. на кн. Второз., ответ на 43 вопр. 1905
г., стр. 224-225.
[885] но когда пришла полнота
времени, Бог послал Сына Своего [Единородного],
Который родился от жены, подчинился закону,
чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить
усыновление.
[886] получая оправдание
даром, по благодати Его, искуплением во Христе
Иисусе, которого Бог предложил в жертву
умилостивления в Крови Его через веру, для
показания правды Его в прощении грехов,
соделанных прежде.
[887] И все сии,
свидетельствованные в вере, не получили
обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас
нечто лучшее, дабы они не без нас достигли
совершенства.
[888] Иаков поставил над
гробом ее памятник. Это надгробный памятник
Рахили до сего дня.
[889] И взял Моисей с собою
кости Иосифа, ибо [Иосиф] клятвою заклял сынов
Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с
собою вынесите кости мои отсюда.
[890] и сказал Иосия: что это
за памятник, который я вижу? И сказали ему
жители города: это могила человека Божия,
который приходил из Иудеи и провозгласил о том,
что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И
сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай
костей его. И сохранили кости его и кости
пророка, который приходил из Самарии.
[891] Горе вам, книжники и
фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам
и украшаете памятники праведников.
[892] и говорите: если бы мы
были во дни отцов наших, то не были бы
сообщниками их в пролитии крови пророков.
[893] Посему, вот, Я посылаю к
вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных
убьете и распнете, а иных будете бить в
синагогах ваших и гнать из города в город;
[894] Благовестник. Часть 1.
Еванг. от Мф. 1907 г., стр. 283.
[895] и ни к какому умершему
не должен он приступать: даже прикосновением к
умершему отцу своему и матери своей он не должен
осквернять себя.
[896] Кто прикоснется к
мертвому телу какого-либо человека, нечист будет
семь дней.
[897] Разве не знаете, что вы
храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
[898] Не знаете ли, что тела
ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа,
Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
[899] Но то скажу вам, братия,
что плоть и кровь не могут наследовать Царствия
Божия, и тление не наследует нетления.
[900] вдруг, во мгновение ока,
при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые
воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо
тленному сему надлежит облечься в нетление, и
смертному сему облечься в бессмертие. Когда же
тленное сие облечется в нетление и смертное сие
облечется в бессмертие, тогда сбудется слово
написанное: поглощена смерть победою.
[901] Толкования на Посл. к
Коринфянам. Том. 6. 1906 г., стр. 154-155.
[902]
Творения. Часть 7. Толков. на I Посл. к Кор 1861
г., стр. 293.
[903] Разве над мертвыми Ты
сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут
славить Тебя? или во гробе будет возвещаема
милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления?
разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле
забвения - правду Твою?
[904] Троицкий Н. Псалтирь.
Последов. изъяснение слав. текста. 1908 г., стр. 458.
[905]
Творения. Часть 3. Иъзясн. псал. 87. 1906 г., стр. 95.
[906] И когда скажут вам:
обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к
шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не
должен ли народ обращаться к своему Богу?
спрашивают ли мертвых о живых?
[907] Вот я и дети, которых
дал мне Господь, как указания и предзнаменования
в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе
Сионе.
[908] Стефана же погребли мужи
благоговейные, и сделали великий плач по нем.
|