Православная Церковь и сектанты. Мощи святых
угодников Божиих
Содержание главы 6. Мощи святых угодников Божиих
Понятие о святых мощах
Учение Православной Церкви о почитании мощей
Свидетельства Писания о святых мощах
Останки святых почитали
Свидетельства древних отцов Церкви
Опровержение возражений
Глава 6. Мощи святых угодников Божиих
Святыми мощами называются честные
останки св. угодников Божиих, будут ли то более или
менее целые тела их или одни кости [856].
Одно нетление тел без чудотворений Церковь
православная не признавала и не признает за
доказательство святости усопших [857],
а главнейшим признаком святости и прославления их на
небе считает чудеса, которые совершаются при их
гробах или от их мощей. Мощи святых, если они
нетленны, составляют чудо, но лишь дополнительное к
тем чудесам, которые творятся через посредство их.
***


Нетленные и
чудотворные мощи святого преподобного Александра
Свирского, за свою святость сподобившегося явления Бога,
и почившего в 1533 году

Икона святого преподобного Александра Свирского
О жизни этого подвижника, о
чудесах от его мощей Вы можете прочитать на сайте Свято-Троицкого Александра
Свирского мужского монастыря - www.svirskoe.ru
***
"Господь наш Иисус Христос даровал
нам мощи святых, как спасительные источники,
многообразно изливающие благодеяния на немощных.
Итак, дерзнувшие отвергать... мощи мучеников, о
которых знали, что они подлинные и истинные, - если
это епископы или клирики, - да низложатся; а если
иноки и миряне, да лишатся приобщения"
(Постановление VІІ всел. соб.) [858].
Сохранение останков святых в
нетлении и совершение при посредстве их чудес служит
для Церкви православной основанием и побуждением к
чествованию мощей святых угодников и вместе с тем
уверением, что такое чествование есть дело
богоугодное. Это чествование выражается в
установлении праздников в дни обретения и
перенесения святых мощей, в благоговейном хранении
их, в поставлении их в святых храмах, в сооружении
гробниц, в возжигании пред ними свечей и лампад,
каждении фимиамом, лобзании и поклонении.
Господь
хранит останки святых и творит чудеса через них:
"Много скорбей у праведного, и от всех их избавит
его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них
не сокрушится" (Пс. 33:20-21). "Гробы отверзлись; и
многие тела усопших святых воскресли" (Мф.
27:52). "И было, что когда погребали одного
человека, то, увидев это полчище, погребавшие
бросили того человека в гроб Елисеев, и он при
падении своем коснулся костей Елисея и ожил и встал
на ноги свои" (4 Цар. 13:21).
"И сказал Иосия: что это за
памятник, который я вижу? и сказали ему жители
города: это могила человека Божия... И сказал он:
оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И
сохранили кости его и кости пророка, который
приходил из Самарии" (4 Цар. 23:17-18). "Иаков
поставил над гробом ее (Рахили) памятник. Это
надгробный памятник Рахили до сего дня" (Быт. 35:20;
ср. Мф. 23:29).
Евсевия, епископа Кесарийского:
"смирнские христиане в своем послании писали:
сотник, видя враждебную настойчивость иудеев,
положил тело (святого Поликарпа) в огонь, как они
обыкновенно это делают, и сжег. Α мы потом собрали
его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и
чище золота, и положили их, где следовало. Туда, как
только можно будет, мы станем собираться с весельем
и радостью, - и Господь соизволит нам праздновать
день его мученического рождения (т.е. в жизнь
вечную) в научение и утверждение будущих
подвижников". [859]
Святого Ефрема Сирина: "по смерти
мученики действуют, как живые: исцеляют больных,
изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое
лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо
святым мощам всегда присуща чудодействующая
благодать Святого Духа. Поелику мученики
мужественно, с великим терпением исповедали Христа
пред человеками, то и Он провозгласил их пред Отцом
и ангелами Своими и обетовал им блага (1 Кор. 2:9 [860]).
[861] Они (христиане) поют псалмы, и,
радуясь, славословят Бога, увенчавшего главы вашего
мужества, в великой радости окружают святые останки
вашего страдальчества, желая принять благословение и
взять с собою врачевства для души и тела"
[862].
Святого Василия Великого: "честное
тело мученицы Иулитты, почивая в прекраснейшем
предместье города, освящает место, освящает и
сходящихся на оное. Земля же, благословенная
пришествием блаженной, из недр своих источает самого
приятного вкуса воду... Вода сия служит
предохранительным средством для здоровых... подает
облегчение больным; потому что, какую благодать явил
Елисей иерихонянам (4 Цар. 2:19-20 [863]),
такую же и нам явила мученица; соленость, вообще,
свойственную водам сего места, переменив
благословением в ощущение сладкое и мягкое, и всем
приятное" [864].
Святого Григория Богослова: "они
(святые мученики) прославляются великими почестями и
празднествами, они прогоняют демонов, врачуют
болезни, являются, прорекают; самые тела их, когда к
ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как
святые души их; даже капли крови и все, что носит на
себе следы их страданий, так же действительны, как
их тела"
[865].
Святого Иоанна Златоуста: "не на то
гляди, что лежит пред тобою нагое тело мученика
(святого Вавилы), лишенное душевной деятельности, а
рассмотри то, что в нем присутствует иная, высшая
самой души сила, благодать Святого Духа, которая
через свои чудотворения всем говорит в защиту
воскресения... [866]
Итак, не сегодня только, но и каждый день будем
приходить к нему (ко гробу святого Игнатия
Богоносца) для получения от него духовных плодов.
Может, поистине может приходящий сюда с верою
получить великие блага, потому что не только тела,
но и самые гробницы святых исполнены духовной
благодати. Если при Елисее случилось, что мертвый,
прикоснувшись только к гробнице его, расторг узы
смерти и снова возвратился к жизни, то гораздо более
ныне, когда благодать обильнее, когда действие Духа
сильнее, прикасающийся к этой гробнице с верою может
получить от нее великую силу. Поэтому Бог и оставил
нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с
ними ревности и дать нам надежное прибежище и
утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас
[867].
Подлинно после силы слова второе место занимают
гробы святых в деле возбуждения взирающих на них душ
к такой же ревности; и когда кто предстанет
где-нибудь пред такой гробницей, он тотчас начинает
ясно чувствовать ее действие. Вид гробницы, проникая
в душу, и поражает ее и возбуждает и приводит в
такое состояние, как будто сам лежащий стоит пред
нами, и мы видим его; и таким образом человек,
испытывающий это, исполняется великой ревности и
уходит отсюда, сделавшись иным человеком... Поэтому
Бог и оставил нам мощи святых. Α что я теперь, вовсе
не хвастая, говорю это, то сделал это для нашей
пользы, в этом достаточно удостоверяют как чудеса,
каждодневно совершаемые мучениками, так и множество
стекающихся к ним людей; не менее же того и
доблестные дела этого блаженного (Вавилы),
совершенные по смерти"
[868].
Святого Исидора Пелусиота: "если
соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу и
за их постоянство чествуется нами прах мученических
тел, то спроси тех, которые получили от них
исцеление и дознайся, в каких страданиях подают они
врачевания. Тогда не только не будешь смеяться над
тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь
исполняемому"
[869].
Сектанты говорят:
1) Господь запрещает почитать мощи
(Иер. 8:1-2 [870]).
В приведенном месте нет речи о
святых мощах. Господь через пророка предсказывает,
что вавилоняне при своем нашествии в Иудею не только
жителей убьют (Иер 7:30-34 [871]),
но выбросят из гробниц кости царей, князей,
священников, пророков (ложных) и всех, кто оскорблял
Бога идолопоклонством. Неприятели оставят кости их
брошенными на открытой поверхности земли под
солнцем, луной и др. светилами небесными, как пред
взором тех богов, коим служили эти умершие, так и
для того, чтобы все видели ничтожество и позор
идолопоклонников и совершенное бессилие и
беспомощность их богов. "Предсказывает, что
вавилоняне в нашествие свое не только живых предадут
закланию," - замечает блаженный Феодорит, - "но
поругаются над давно умершими священниками и царями,
раскопав гробы, оставят кости непогребенными и будут
они лежать против солнца, луны и звезд. Кому
служение возлюбили они, от тех не получат помощи". [872]
2) Нетленных останков не может быть,
так как Бог сказал Адаму: "прах ты и в прах
возвратишься" (Быт. 3:19 [873]);
праведный Давид, подобно другим людям, увидел тление
(Деян. 13:36 [874]).
Праведный Енох не видел смерти (и
тления), "потому что Бог переселил его" (Евр. 11:5; [875]
ср. Быт. 5:24 [876]);
пророк Илия "не возвратился в прах," так как был
взят живым на небо (4 Цар. 2:11 [877]).
Бог по Своему изволению для блага живущих сохранял и
сохраняет останки некоторых праведников (ср. Мф.
27:52; [878]
4 Цар. 13:21 [879]),
ибо Ему "все возможно" (Мф. 19:26 [880]).
Почему Он останки не всех праведников хранит в
нетлении? Но "кто познал ум Господень?" (Рим. 11:34).
Сектанты, отрицая нетление святых мощей, произносят
хулу на Святого Духа (Мф. 12:32 [881]).
3) Богу не угодно почитание святых
мощей, посему Он скрыл тело Моисея и самое место
погребения (Втор 34:5-б [882]).
Не потому Бог скрыл место погребения
Моисея, что почитание святых мощей Ему не угодно, а
потому, что народ еврейский был склонен к
идолопоклонству и мог останки Моисея обоготворить.
Чудеса, проистекающие от святых мощей, чествуемых
православною Церковью, ясно свидетельствуют о
богоугодности почитания останков святых угодников.
Над сектантами сбывается слово Божие: "слухом
услышите и не уразумеете; и глазами смотреть будете,
и не увидите: ибо огрубело сердце людей сих" (Мф.
13:13-14; Исайи 6:9-10 [883]).
"Без сомнения сему великому пророку (Моисею),"
- говорит блаженный Феодорит, - "не дозволил Владыка
ввести народ в обетованную землю, чтобы Израильтяне
не стали поклоняться ему, как Богу; потому что
обоготворявшие неодушевленные вещи и изображение
тельца наименовавшие богом, очевидно, тем более
воздали бы, как Богу, поклонение тому, кто был для
них служителем многих благ. Посему то премудро
правящий нами Бог и гроб Моисеев соделал
неизвестным"
[884].
4) Хотя и было чудо от костей
пророка Елисея, но не видно из Писания, чтобы их
почитали евреи, как теперь православные почитают
святые мощи.
В ветхозаветное время, когда мир не
был еще искуплен (Гал 4:4-5; [885]
Рим. 3:24-25 [886]),
праведники не сподобились прославления (Евр. 11:39-40 [887]),
почему не могло быть религиозного чествования
останков их, какое установлено православною
Церковью. Как свидетельствует Священное Писание,
евреи почитали останки праведников хранением их и
сооружением над ними памятников и гробниц (ср. Быт.
35:20; [888]
Исх. 13:19; [889]
4 Цар. 23:17-18; [890]
Мф. 23:29 [891]).
5) Устройство и украшение гробниц
для святых мощей Господь осудил (Μф. 23:29).
Господь осудил книжников и фарисеев
не за устройство и украшение гробниц пророков и
праведников, а за то, что они делали это из
тщеславия и лицемерно, осуждая своих отцов за
убийство (стих 30 [892]),
в то время как сами превосходили их в беззакониях
(ст. 34 [893]).
"Господь возвещает им горе не за то," - объясняет
блаженный Феофилакт, - "что они созидают гробы для
пророков (это дело богоугодное), но за то, что,
делая это лицемерно и осуждая отцов своих, они
поступали хуже их, превосходили их нечестием и,
очевидно, лгали, когда говорили: если бы мы жили во
дни отцов наших, то не убили бы пророков; ибо они
хотели убить Самого Господа пророков". [894]
6) Прикосновение к умершим есть
осквернение (Лев. 21:11; [895]
Чис 19:11 [896]).
Таково было ветхозаветное
установление. В новозаветное время тело человека,
облагодатствованное в таинствах, сподобляется быть
храмом Святого Духа (1 Кор. 3:16; [897]
6:19 [898]).
Останкам святых человеков присуща благодать Божия.
Почитание святых мощей и есть почитание присущей и
действующей через них силы Божией. О каком
осквернении здесь может быть речь? "Что Бог очистил,
того ты не почитай нечистым" (Деян. 10:15).
7) Нетленных останков не может быть:
"тление не наследует нетления" (1 Кор. 15:50
[899]).
Апостол не о мощах говорит, а об
изменении при воскресении мертвых силою Божией тел
земных, тленных, смертных на тела нетленные,
бессмертные (стих 52-54 [900]).
"Тление (тело смертное, тленное) не наследует
нетления," а должно измениться. Святые мощи прежде
общего воскресения процветают начатками нетления, но
и они при "последней трубе" изменятся в тела
духовные, бессмертные. "В будущем веке," - говорит
блаженный Феофилакт, - "будет наслаждаться Царством
не нынешнее тело, состоящее из плоти и крови. Ибо
там нет пищи и питья, которыми питается нынешнее
тело… Посему необходимо нашему телу сделаться
духовным и нетленным"
[901].
- "Плотью и кровью называет," - объясняет блаженный Феодорит,
- "природу смертную. Α ей, будучи еще
смертною, невозможно улучить Небесного Царства. Сие
то и присовокупил апостол: и тление не наследует
нетления. Но ясно, что, сделавшись нетленною,
насладится обетованных благ"
[902].
8) Чудес от мощей не может быть:
"разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?" (Пс. 87:11-13
[903]).
Из приведенного текста только
сектанты способны делать такой вывод. О
всемогуществе Божием псалмопевец ясно учит: "Бог наш
- на небесах и на земле; творит все, что хочет"
(113:11). "Господь творит все, что хочет, на небесах
и на земле, на морях и во всех безднах."..
(134:6-10). "Кто Бог так великий, как Бог наш! Ты
-
Бог, творящий чудеса" (Пс. 76:14-15 и др.).
Какой же истинный смысл разбираемого
места? "Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?" Т.е.
если я умру, то Ты не сотворишь надо мной чуда, не
воскресишь меня. "Разве мертвые встанут и будут
славить Тебя?" - нет! Так и я, если умру, то не
восстану, чтобы славить Тебя. "Или во гробе будет
возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте
тления?" Если я сойду во гроб - в место тления, то
уже не буду возвещать о милости Твоей и истине
Твоей. "Разве во мраке познают чудеса Твои, и в
земле забвения - правду Твою?" Во мраке могилы не
знают о чудесах Твоих и находящиеся в стране
мертвых, преданных забвению, не познают оправдания
Твоего, они уже от руки Твоей отринуты (стих 6)
[904].
"Пока еще я жив, говорит пророк, покажи чудо Твое,"
- объясняет блаженный Феодорит, - "потому что, когда
умру, не увижу его... Мертвецам, разрешившимся в
прах, пребывающим во гробе смерти и преданным
забвению, возможно ли ощущать Твое человеколюбие и
быть зрителями чудес Твоих". [905]
Неужели сектанты не знают о чуде воскрешения
мертвого через прикосновение к костям пророка
Елисея? (4 Цар. 13:21).
9) Почитать мощи запрещает слово
Божие: "спрашивают ли мертвых о живых?" (Исайи 8:19 [906]).
Пророк Исаия, упомянув (стих 18 [907]),
что Бог дал уже народу иудейскому "указания и
предзнаменования" будущих событий, говорит (стих
19): не к чему поэтому обращаться к разного рода
гадателям ("вызывателям умерших и к чародеям, к
шептунам и чревовещателям") за предсказаниями о
будущем. Где же здесь запрещение почитать останки
святых угодников?
10) Останки мученика Стефана
погребли, а не выставляли для почитания (Деян. 8:2 [908]).
Так в православной Церкви и
поступают предавая земле всякого умершего, как бы он
ни был праведен. Мощи износятся для поклонения
впоследствии, если Господу угодно бывает прославить
их чудесами, как это и было со святыми мощами
Стефана, обретенными в 415 г.
Дмитрий Владыков, протоиерей
Свято-Троицкая православная школа
Использованная литература и примечания
[856] В 1472 г. в Москве по
случаю перестройки Успенского собора открывали
гробы митрополитов для осмотра их тел, и о
результате осмотра пишется в одной летописи:
"Иону цела суща обретоша, Фотия же цела суша не
всего, едины ноги толико в теле, а Кипреана
всего истлевша, едины мощи," совершенно ясно,
что""едины мощи" значит: одни кости. В 1667 г.
открыты были мощи преп. Нила Столбенского, и о
них было доносимо: "гроб и тело его (Нила)
святое земли предадеся, а мощи святые его целы
все; ясно, что слова: "а мощи целы все" значат:
"а кости целы все". Голубинский Е. проф. История
канонизации святых в русск. Церкви. 1903 г.,
стр. 298.
[857] "Если бы это было так,"
- пишет проф. Ε. Голубинский, - "то все усопшие,
тела которых оказались нетленными, были бы
причислены к лику святых. Однако этого нет. Из усопших,
тела которых оказались нетленными, но которые не
были прославлены чудотворными, остаются не
причтенными к лику святых, можно указать на
митроп. Тобол. Павла Конюскевича (+1770 г.),
нетленное тело которого почивает открыто в
Киевской Лавре, и на княжну Слуцкую Софию
Юрьевну (+1617 г.), нетленные мощи которой
почивают в Слуцком (Минск. губ). Троицком
монастыре. В Авг. мес. 1419т., по случаю
перенесения в новопостроенный Успенский собор (в
Москве), обретено было нетленным тело митроп.
Филиппа, скончавшегося 6 лет и 5 мес. тому
назад; в продолжение двенадцати дней тело не
было погребаемо, очевидно, в ожидании не
последует ли от него чудотворений; но
чудотворений не было, и оно, несмотря на
нетление, спустя двенадцать дней предано было
погребению". История канон. св. в рус. Церкви.
1903 г., стр. 301-302.
[858] Никитский С. Вера
Правосл. Восточ. Грско-Российск. Церкви, по её
символическ. кннг. Тетрадь 1-я. 1889 г., стр.
84.
[859] Церков. История. Кн. 4,
глав. 15. 1858 г., стр. 198.
[860] Но, как написано: не
видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило
то на сердце человеку, что приготовил Бог
любящим Его.
[861] Творения. Часть 2. 44
похвал. слов. славн. мученик. 1908 г., стр. 330.
[862] Творения. Часть 3. 102
похвал. слов. мучникам. 1897 г., стр. 233).
[863] И сказали жители того
города Елисею: вот, положение этого города
хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша
и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую
чашу и положите туда соли. И дали ему.
[864] Творения. Часть 4. 5
Бес. на память муч. Иулитты. 1901 г., стр. 61;
ср. 189 письмо к Амвросию, еп. Медиолан. Там же,
стр. 34 – 36.
[865] Творения. Часть 1. Слово
первое обличительное на царя Юлиана. 1889 г.,
стр. 101; ср. Часть 2. 24 слово в похвалу св.
священ. Киприану, стр. 213 – 214.
[866] Творения. Том. 2. О св.
священномученике Вавиле. 1899 г., стр. 569.
[867] Творения. Том. 2.
Похвала св. священномученику Игнатию Богоносцу;
пунк. 5, стр. 641-642.
[868] Творения. Том. 2. Слово
о блаж. Вавиле, а также против Юлиана, и к
язычн., пунк. 11-12, стр. 593-594.
[869] Творения. Том. 1. 55
письмо светлейшему иераксу о чудодейственности
мученических мощей. 1859 г., стр. 38.
[870] В то время, говорит
Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости
князей его, и кости священников, и кости
пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов
их; и раскидают их пред солнцем и луною и пред
всем воинством небесным, которых они любили и
которым служили и в след которых ходили, которых
искали и которым поклонялись; не уберут их и не
похоронят: они будут навозом на земле.
[871] Ибо сыновья Иуды делают
злое пред очами Моими, говорит Господь;
поставили мерзости свои в доме, над которым
наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и
устроили высоты Тофета в долине сыновей
Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и
дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что
Мне на сердце не приходило. За то вот, приходят
дни, говорит Господь, когда не будут более
называть место сие Тофетом и долиною сыновей
Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут
хоронить по недостатку места. И будут трупы
народа сего пищею птицам небесным и зверям
земным, и некому будет отгонять их. И прекращу в
городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос
торжества и голос веселия, голос жениха и голос
невесты; потому что земля эта будет пустынею.
[872] Творения. Часть 6.
Толков, на пророчество божествен. Иер 1859 г.,
стр. 149.
[873] в поте лица твоего
будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в
землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах
возвратишься.
[874] Давид, в свое время
послужив изволению Божию, почил и приложился к
отцам своим, и увидел тление;
[875] Верою Енох переселен был
так, что не видел смерти; и не стало его, потому
что Бог переселил его. Ибо прежде переселения
своего получил он свидетельство, что угодил
Богу.
[876] И ходил Енох пред Богом;
и не стало его, потому что Бог взял его.
[877] Когда они шли и дорогою
разговаривали, вдруг явилась колесница огненная
и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся
Илия в вихре на небо.
[878] и гробы отверзлись; и
многие тела усопших святых воскресли.
[879] И было, что, когда
погребали одного человека, то, увидев это
полчище, погребавшие бросили того человека в
гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся
костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
[880] А Иисус, воззрев, сказал
им: человекам это невозможно, Богу же всё
возможно.
[881] если кто скажет слово на
Сына Человеческого, простится ему; если же кто
скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в
сем веке, ни в будущем.
[882] И умер там Моисей, раб
Господень, в земле Моавитской, по слову
Господню; и погребен на долине в земле
Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает
места погребения его даже до сего дня.
[883] И сказал Он: пойди и
скажи этому народу: слухом услышите - и не
уразумеете, и очами смотреть будете - и не
увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и
ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да
не узрят очами, и не услышат ушами, и не
уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я
исцелил их.
[884] Творения.Часть 1.
Толков. на кн. Второз., ответ на 43 вопр. 1905
г., стр. 224-225.
[885] но когда пришла полнота
времени, Бог послал Сына Своего [Единородного],
Который родился от жены, подчинился закону,
чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить
усыновление.
[886] получая оправдание
даром, по благодати Его, искуплением во Христе
Иисусе, которого Бог предложил в жертву
умилостивления в Крови Его через веру, для
показания правды Его в прощении грехов,
соделанных прежде.
[887] И все сии,
свидетельствованные в вере, не получили
обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас
нечто лучшее, дабы они не без нас достигли
совершенства.
[888] Иаков поставил над
гробом ее памятник. Это надгробный памятник
Рахили до сего дня.
[889] И взял Моисей с собою
кости Иосифа, ибо [Иосиф] клятвою заклял сынов
Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с
собою вынесите кости мои отсюда.
[890] и сказал Иосия: что это
за памятник, который я вижу? И сказали ему
жители города: это могила человека Божия,
который приходил из Иудеи и провозгласил о том,
что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И
сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай
костей его. И сохранили кости его и кости
пророка, который приходил из Самарии.
[891] Горе вам, книжники и
фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам
и украшаете памятники праведников.
[892] и говорите: если бы мы
были во дни отцов наших, то не были бы
сообщниками их в пролитии крови пророков.
[893] Посему, вот, Я посылаю к
вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных
убьете и распнете, а иных будете бить в
синагогах ваших и гнать из города в город;
[894] Благовестник. Часть 1.
Еванг. от Мф. 1907 г., стр. 283.
[895] и ни к какому умершему
не должен он приступать: даже прикосновением к
умершему отцу своему и матери своей он не должен
осквернять себя.
[896] Кто прикоснется к
мертвому телу какого-либо человека, нечист будет
семь дней.
[897] Разве не знаете, что вы
храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
[898] Не знаете ли, что тела
ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа,
Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
[899] Но то скажу вам, братия,
что плоть и кровь не могут наследовать Царствия
Божия, и тление не наследует нетления.
[900] вдруг, во мгновение ока,
при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые
воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо
тленному сему надлежит облечься в нетление, и
смертному сему облечься в бессмертие. Когда же
тленное сие облечется в нетление и смертное сие
облечется в бессмертие, тогда сбудется слово
написанное: поглощена смерть победою.
[901] Толкования на Посл. к
Коринфянам. Том. 6. 1906 г., стр. 154-155.
[902]
Творения. Часть 7. Толков. на I Посл. к Кор 1861
г., стр. 293.
[903] Разве над мертвыми Ты
сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут
славить Тебя? или во гробе будет возвещаема
милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления?
разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле
забвения - правду Твою?
[904] Троицкий Н. Псалтирь.
Последов. изъяснение слав. текста. 1908 г., стр. 458.
[905]
Творения. Часть 3. Иъзясн. псал. 87. 1906 г., стр. 95.
[906] И когда скажут вам:
обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к
шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не
должен ли народ обращаться к своему Богу?
спрашивают ли мертвых о живых?
[907] Вот я и дети, которых
дал мне Господь, как указания и предзнаменования
в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе
Сионе.
[908] Стефана же погребли мужи
благоговейные, и сделали великий плач по нем.
|