Михаил Пселл. Обзор риторических идей
Михаил Пселл (1018 - около 1078) -
учёный византийский монах, автор исторических и
философских трудов.
Михаил Пселл (слева). Византийская
миниатюра
***
Выполняя твой наказ, шлю тебе в этом
письме коротенький учебничек риторических "идей". Начну
с первой из них, с ясности. Ясность (σαjηνεια) делится
на два подвида, на чистоту (καJαροτηV) и точность
(ευκρινεια). Чистая речь имеет мысли, общие для всех, не
содержащие в себе ничего глубокого, ее метод (μεJοδοV) -
голое изложение событий без каких-либо внешних
добавлений, слова ее не отобранные, а общие для всех
(κοινην). Ее фигуры - правильность, колоны у нее малые и
комматические, сочетания - те, в которых нет заботы о
зиянии (συγκρουσιV) звуков, клаузулы в ней ямбические и
трохаические и такая же у нее концовка (καταληχιν).
Точная речь имеет мысли упорядоченные, свое рассужденне
она ведет от начала и предначертывает его дальнейший ход
и результат. Метод точиой речи состоит в том, чтобы
располагать вещи естественно, ее фигуры - это собирание,
перечисление, а словарный состав, колоны, клаузулы и
ритм в ней такие же, как в чистой речи.
Величавая речь (μεγεJοV) делится на
торжественную (σεμνοτηV), суровую (τραcυτηV),
стремительную (σjοδροτηV), блистательную (λαμπροτηV),
оживленную (ακμη), пространную (περιβολη). В
торжественной речи мысли касаются Бога самого по себе,
равно как и божественных предметов, например сроков и
вращения целокупности, справедливости, целомудрия и
других подобных вещей. Торжественкая речь включает в
себя четыре мысли о великих (лакуна в тексте)... Метод у
нее - решительное, без колебаний утверждеиие, словарный
состав - пространный, фигуры - правильность и (лакуна в
тексте)... Сочетание то, которое сталкивает звуки,
дактилическое, анапестическое, спондеическое. Клаузула
та, которая останавливает речь на спондее или дактиле
без каталексы. Суровая речь заключает в себе мысли,
направленные против высших лиц, когда обличителями
выступают низшие. Ее метод состоит в том, чтобы делать
это открыто, словами она пользуется стершимися, которые
сами по себе сухи. Фигуры в суровой речи это повеление и
укоризненный вопрос, колоны ее очень короткие, чаще
всего комматические, сочетание допускает зияние и
нагромождение звуков. В стремительной речи бывают мысли
порицающие, обличающие людей низших. Ее метод - говорить
открыто, ее словарный состав допускает нужное для дела
словотворчество. Ее фигуры - это личное обращение (κατ’
αποστροjην) и доказывание (απυδεικτικον). Колоны в ней
комматические, чаще всего отдельные слова. Сочетанне
клаузулы и ритм в этой речи такие же, как и в суровой.
Блистательная речь содержит в себе мысли, которые
вселяют в ритора храбрость или, вернее, в которых он
проявляет свою храбрость. Метод блистательной речи
состоит в том, чтобы не колебаться и о славных вещах
говорить с большим блеском. Слова в ней торжественны,
фигуры - отрицание (κατ’αναιρεσιν), бессоюзие
(ασυνδετον), причастные обороты (πλαγιασμοV),
оторванность слов друг от друга (αποστασιV) и
удлиненность колонов (μακροκωλια), остальное же все
совпадает с торжественной речью. В оживленной речи мысли
и методы такие же, как в суровой и стремительной, фигуры
- такие, как в блистательной, колоны, сочетание,
клаузулы, ритм такие, как в блистательной. В простран-
ной речи мысли дополняются чем-то извне: род видом,
неопределенное определенным или целое частью. Ей
свойственно не просто излагать голые события, а
перебирать их. Ее фигура - это вторжение одной фразы в
другую (επεμβολη). Это, пожалуй, больше относится к
методу, т. е. к перестановке (αναστροjη), к вставке
(επεμβολη), к преувеличению качества (αυχησιV), к
упоминанию доводов раньше высказанного утверждения.
Каких-либо особенностей в словарном составе пространная
речь не имеет, если не считать синонимов. Ее фнгуры -
это перечисление (απαριJμησοιV), последовательность
(απαριJμητικον), предпочтение (κατα προτιμησιν),
предположение (κατα υποJεσιν), расчленение (μερισμοV),
причастные обороты (πλαγιασμοV), нагромождение разных
мыслей (επιτρεcον), разрыв (αποστασιV), сплетение
отрицаний, округленность (συστροjη), вторжение одного
предложення в другое.
Красивая речь не делится на подвиды. У
нее нет особых, именно ей свойственных мыслей или
методов. Ее фигуры - это парисосы, повторение одинаковых
начальных колонов (επαναjυρα), повторение концовок
(αντιστροjη), градация (κλιμαχ), отрицания (αναιρεσειV),
расчленение ради сопряжения (μερισμοV κατα συζυγιαν),
гипербат, новые слова (καινοπρεπη), употребление одного
и того же слова в разных падежах (πολυπτωτον). Колоны в
красивой речи очень небольшие, сочетание не допускает
зияния гласных.
Не делится на подвиды и горячая речь.
Особых, только ей свойственных мыслей она не имеет,
метод ее состоит в том, чтобы пользоваться быстрыми
антитезами. Ее фигуры - это прерывание речи вводными
замечаниями (εχ υποστροjηV επεμβολη), причастные обороты
(επιτρεcον), бессоюзие, перечисление имен (κατ’ ονομα
κομματικον), перемены конструкции в мелких отрезках
(κατ’ελαcιστου εχαλλαγαι), негладкие сплетения,
сочетание в горячей речи бывает без зияния, клаузула
оканчивается на трохей и нестойкая.
Правдивая речь тоже неделима. Мысли в
ней простые и пристойные. Метод - досада и другие
страсти, пользование ими без предварительного
предупреждения и непоследовательность в страстях. Слова
в ней суровы. Ее фигуры - это стремительность в жалобах
(ελεεινολογιαιV) и в изложении основного содержания
(επιjοραιV), а также обращение сначала к одному лицу,
затем к другому (αποστροjαι), утверждение уже
высказанной мысли (επικρισειV). Сочетание, клаузулы,
ритм в правдивой речи такие же, как в стремительной.
Жалобы в ней должны быть просты.
Тяжелая речь - это такая речь, которую
нельзя рассматривать саму по себе и которая состоит из
простоты, пристойности и чего-то еще, что свойственно
другим чертам характера. Мысли в ней - порицающие, метод
- ирония, фигура - сомнение в том, что считается
признанным. Остальных шести частей она не имеет, но
довольствуется теми, которые свойственны речи,
выражающей характер.
Простота - одна из "идей", выражающих в
речи характер. Мысли в ней те, которые свойственны
откровенным характерам и касаются бессловесных животных
и растений. Методы те же, что и в чистой речи, а также
плеонастическое упоминание частностей. Слова
своеобразные, например "братствовать". Фигуры и колоны
те же, что и в чистой речи. Сочетание очень простое и
свободное, клаузула стойкая. Сладостная речь вычленяется
из простой. Мысли в ней "мифические", близкие к мифам,
услаждающие наши чувства, такие, в которых к
непреднамеренным вещам добавляется еще и намерение.
Методы те же, что и в чистой речи, слова простые, чаще
всего поэтические, фигуры те же, что в чистой речи,
сочетание беэ зияний, клаузула та же, что в
торжественной речи, стойкая, ритм такой же, как в
простой речи. Из простой речи вычленяется и речь
остроумная (δριμυV). Мысли в ней умышленно глубокие и
такие, когда слово обозначает общеизвестную мысль, но
само в этом смысле не употребляется обычно или когда это
парономасия и когда мы, прибегая к образному языку,
привносим новый смысл в него.
Из речи, выражающей характер,
вычленяется речь "пристойная". Мысли в ней такие, когда
кто-то себя добровольно умаляет, а протнвника возвышает
в чем-то. Ее метод - не говорить запальчиво против
врага, а остальное в ней то же, что в чистой и простой
речи.
Мощная речь не делится на подвиды. Мысли
в ней парадоксальные, глубокие, не терпящие возражений и
вообще те, которыми создается величие. Метод ее тот,
который подходит для подобных мыслей и создает величие.
В речи действительно, а не только по видимости мощной,
пригодны бывают мысли простые и выражающие характер.
Слова в мощной речи веские (αχιωματικη), отточенные. В
подлинной, а не кажущейся мощной речи слова бывают
простые и выражающие характер. Ведь речь лишь по
видимости, а не на самом деле мощная главную свою силу
имеет в словах. Фигуры, колоны, сочетание, клаузула и
ритм у нее такие же, как в величественной речи.
Михаил Пселл
Цитировано по:
Античность и Византия. Сб. ст. - М., 1975. - С.158 - 160
Азбука веры
***
Труды Михаила Пселла
|