Михаил Пселл. О сочетании частей речи
Михаил Пселл (1018 - около 1078) -
учёный византийский монах, автор исторических и
философских трудов.
Михаил Пселл (слева). Византийская
миниатюра
***
Ты спрашивал меня, ученейший, какая речь
неприятна и сурова (Τραcυ) и в какие еще виды может она
превращаться. Так знай же, что разные эти свойства
бывают вызваны различным соединением (συνqηκη) слов.
Учение о нем - самая главная часть риторики. Эта наука
должна знать, в чем состоит гармония частей речи и
умение придавать соединяемым частям желаемый вид, и еще
должна понимать, как нужно преобразовать взятые части,
т.е. убавить, добавить, изменить и как их надо
приспособить для предназначенного им употребления. Есть
две вещи, к которым должны стремиться сочинители стихов
и прозы: наслаждение (η ηδονη) и красота (το καλον).
Ведь обеих их ищет слух. Бывает слог (λεχιν) приятный,
но лишенный красоты и, напротив, красивый (καλων), но
лишенный приятности (μη ηδεων). У Фукидида и Антифонта
Рамнусийского слог красив, но не услаждает слуха. А те,
кто давал характеристику произведениям сократика
Ксенофонта, нашли у него приятное (ηδειαν) сочетание
(συνqηκην) слов, но не нашли его красивым. У Геродота же
сочетание слов имеет оба свойства: оно приятно и
красиво. Вот четыре основных части такого сочетания
(красивого и приятного): лад (μελον), ритм, изменение
(μεταβολη) и сопутствующая им всем уместность (το
πρεπον). Ведь слух услаждается, во-первых, красивыми
ладами, затем - ритмами, в-третьих, - изменениями, а во
всем этом - уместностью. Прежде чем говорить о них,
скажем, что "наслаждение" (ηδονη) включает в себя
свежесть (ωρα), нежность (cαριν), благозвучие
(ευδτομια), сладость (γλυκυτην) и убедительность (το
πιqανον) и тому подобное, а к "красоте" (το καλον)
относятся великолепие (μεγαλοπρεπεια), вескость (βαρον),
выспренность (ογκον), торжественность (σεμνολογια),
величие (μεγεqον), внушительность (αχιωμα) и им
подобное. Ритма и перемен (μεταβολαι) требует не только
мелодичность в песнях и музыкальных инструментах, но
также и слова. Ведь в словах для слуха приятны лады,
привлекательны ритмы, слух любит перемены и ищет
подходящего (το οικειον). Лад в речи - это некий
промежуток в разных слогах, несущий на себе тяжелое или
острое ударение. Часто повторять одно и тоже бывает
противно до пресыщения, поэтому перемены типов речи
делают ее приятной и непротивной. Во всем, думаю, надо
соблюдать своевременность (καιρον), потому что она -
лучшее мерило приятного и несносного. Подобно тому, как
речь бывает сладостной, бывает она и благородной
(γενναια), равно и ритм бывает отточенный (γλαjυρον),
бывает и торжественный (σεμνον).
Второе - это красота, заключенная в
гармонии слов, которыми создается и сладость (το ηδυ).
Первая причина того, что сочетание слов бывает красивым
или сладостным, это - качество слогов, из которых
сплетаются имена. Ведь произносимые буквы имеют
неодинаковую природу. Не стану говорить о расчленениях,
упоминаемых грамматиками, скажу лишь, что каждая буква
произносится при особом положении языка, зубов, губ.
Одни произносятся протяжно во время дыхания, при других
дыхание сокращено; при одних рот открыт больше, при
других - меньше; одни вызывают звук внизу у основания
языка, а иные - вверху; при одних буквах рот округлен,
губы приоткрыты, и воздух в этих случаях ударяется в
верхнюю часть рта, при произнесении других букв рот
говорящего принимает иную форму. Не стоит долго
рассказывать об этом. Если захочешь, ты сам на досуге
произнесешь раздельно каждую букву и сможешь узнать
более точно, в каких случаях язык не действует, а губы
опущены или, напротив, широко раскрыты, в каких - и язык
тоже участвует в движении, сможешь узнать, куда он
направляется и перемещается, как звучит каждая буква.
Ведь одни буквы произносятся с кончика губ, при других
язык касается верхней части рта около верхних зубов и
выталкивается при дыхании, при некоторых язык поднят к
небу около гортани и артерия подпевает при дыхании, а
иные еще и иными способами произносятся. Из букв,
обладающих подобными свойствами, образуются так
называемые слоги. Слог, состоящий из этих букв,
неизбежно должен сохранять качество каждой отдельной
буквы и вдобавок еще должен иметь общее свойство,
которое возникает при смещении букв и зависит от их
положения. Вот так получаются звуки мягкие (μαλακαι) и
жесткие (σκληραι), плавные (λειαι) и неровные
(τραcειαι), услаждающие (γλυκαινουσαι) слух и огорчающие
(πικραινουσαι) его, стянутые (στυjουσαι) и расслабленные
(διαcεουσαι) и разные другие. Подобным же образом и
колоны составляются из слогов, а из колонов - периоды,
которым присуще такое же соединение и такие же различия.
Творцы дифирамбов меняли даже и способы [произнесения
слов], вставляя в свою песнь дорийское, лидийское,
фригийское произношение. Они меняли и мелодии, создавая
иногда гармоничные, иногда хроматические, иногда
диатонические, и всегда очень легко обращались с
ритмами. Подобно им, и мы в разных душевных состояниях
пользуемся разными сочетаниями (συνqηκη). Хороший ритор
должен для всякого душевного состояния находить то, что
в этом состоянии уместно: если его волнует одна какая-то
страсть, то речь должна быть однообразна, если же он во
власти нескольких страстей, то и речь его не должна
придерживаться одного какого-то порядка и сочетания
[слов]. Вот это то главное, что относится к искусству
соединения, вот таковы те различные свойства, которые
входят в эту часть риторики.
Михаил Пселл
Перевод Т.А. Миллер
Азбука веры
***
Труды Михаила Пселла
|