Михаил Пселл. О смерти
Михаил Пселл (1018 - около 1078) -
учёный византийский монах, автор исторических и
философских трудов.
Михаил Пселл (слева). Византийская
миниатюра
***
Сочинение Михаила Пселла относительно
вопроса "определения смерти" имеет некоторую неясность в
своем заглавии. Издатели этого небольшого, но весьма
содержательного трактата, озаглавили его с предельной
краткостью, в результате чего - и неясность. И только
изучив текст этого сочинения, можно выяснить, что
является его темой.
Сочинение это посвящено теме предведения
Божиего и предопределения. В сочинении изучаются
следующие вопросы: определил ли Бог каждому человеку
время и вид его смерти, или же это остается вне
определения Свыше, остается, так сказать,
"неопределенным"? Действительно ли Бог знает все? И если
знает - что должно признать, - то с определенностью
ведения Божиего можно ли сочетать и предопределение со
стороны Его судьбы (в данном случае - смерти) каждого
отдельного человека? Можно ли говорить, что предведение
у Бога является вместе с тем и предопределением? И если
это так, то можно ли говорить о свободе воли у человека
и о моральной личной ответственности?
Вопросы эти являются древними. Еше
Ориген, отвечая на вопрос: почему Христос допустил Иуде
быть Его учеником, определенно зная, что тот Его
предаст, - говорит так в 3-й книге "О началах": Иуда,
как всякий человек, обладал свободой воли. Как и все
люди, он имел возможность сделать выбор между Богом и
злом. С другой же стороны, конечно, у Бога есть
предведение. Но то, что предвидено, не обязательно
должно совершиться. Бог предвидит то, что должно
совершиться, но это не "судьба", которая играет с
человеком, это не "всемогущий рок": Бог предоставляет
человеку - актом его свободной воли при всемогущей
помощи Божией - изменить то печальное и тяжкое, что
человека должно встретить, если он не исправится [1].
На поставленные выше вопросы Михаил
Пселл отвечает так: Бог знает и предвидит все; нет
ничего, что остается или могло бы остаться неизвестным
для Него; для нас, смертных, существует настоящее,
прошлое и будущее: настоящее мы знаем отчасти, будущего
же совершенно не знаем; для Бога же нет таких разделении
во времени, потому что Он объемлет всю полноту времени.
Но ведение (или: предведение) Божие не есть
предопределение; судьба человека хотя и находится под
Промыслом Божиим, но также подвластна и физическим
законам и принадлежит власти свободы воли в человеке.
Предведение Божие не связывает человека, не властвует
над ним и отнюдь не определяет насильственно его судьбы
или вида кончины. Да, Промысл Божий является благой
заботой о человеке, но о таком человеке, который не
отступил от Него и не ушел "в землю, далекую" от Него,
но продолжает пребывать в "Отчем Доме" Его неги. В одном
своем письме Пселл пишет следующее: "Все в жизни зависит
от Божественного Промысла и решения Его, и ничего нет
неразумного или неопределенного. За всем следит
Неусыпное Око, Которое щедро воздаст за земные лишения и
страдания" [2]. И однако Промысл Божий насильственно не
принуждает человека быть добродетельным, но всецело
способствует ему в делании добра и в спасении его души.
Сочинение Пселла - это ответ на письмо
одного монаха, которое не сохранилось и на которое Пселл
ссылается лишь в общих чертах.
Ученейшего Пселла ответ на вопрос
некоего монаха относительно определения о смерти
1. Твой вопрос, как ты мне поставил его,
ученнейший отец, не так уж нуждается в моем исследовании
его: потому что тем, в какой именно форме ты его
поставил, ты предложил и готовое разрешение его. -
Потому что действительно для Бога нет ничего, что было
бы не определенным: ни жизнь, ни смерть, ни рождение, ни
существование - ничего из того, что живет и существует.
Потому что если Божество является Пределом всего, то как
могло бы быть, чтобы что-то из всего этого осталось для
Него не определенным? И если Он объемлет все время -
можно же сказать: Им было установлено и то, что было до
времени, и прежде веков, - и, ведая настоящее, каким
образом Он мог бы быть в неведении относительно чего-то,
имеющего быть в будущем? Такое неведение будущего
свойственно нам, для которых время размерено и которые
знаем настоящее, насколько события, совершающиеся в
настоящее время, доходят до нашего сведения; будущее же
мы отнюдь не знаем, потому что мы не живем в будущих
событиях, но жизнью в настоящем совершенно отделены от
оных. Итак, легко было ответить на твой вопрос.
2. Более же злободневный вопрос [дабы в
основных чертах и в форме письма мне изложить тебе все
вместе] представляют софисты [3] таким образом, чтобы он
был вопросом не только о предопределении смерти, но и о
всем другом, происходящем в мире.
3. Потому что они ставят вопрос так:
действительно ли Бог знает будущее? Когда же собеседник
ответит на этот вопрос утвердительно [потому что нельзя
же идти против общепризнанного принципа], тогда они
прибавляют: определенное ли у Него знание будущего, или
же - как у нас, людей, - неопределенное? Когда же мы
согласимся, что у Него знание такого рода определенное
[потому что иное было бы нелепо утверждать], они
немедленно, как следующий аргумент, вносят нечто
абсурдное. Потому что они говорят так: если Он
определенно знает, что один будет праведным, а другой -
неправедным и умрет тем или иным образом, то тогда и
праведный не является праведным сам по себе и
неправедный не по своей воле вступил на путь неправды;
да даже и убийца не является грешником: потому что для
умершего пришел определенный ему Богом конец жизни; и
поскольку Бог знал, каким образом тот умрет, постольку и
последовало убийство. Потому что как могло бы произойти,
чтобы Бог определенно знал, что данный человек будет
убит, а тот вдруг избежал бы сего? Следовтельно, убийца
как совершитель Божественного Провидения не только
совершенно не несет вины, но даже достоин и награды как
исполнивший Владычню волю.
4. Таким, стало быть, образом эти
ловкачи делают свои умозаключения. Мудрые же, со своей
стороны, другим образом разрешают этот вопрос. Познание
- говорят они, - занимая среднее положение между
предметом познания и познающим, свою исходную точку
имеет в познающем, вращается вокруг познаваемого
предмета и становится соответствующим для познающего. Я
поясню это: одно - психическое познание (инстинктивное),
другое - умственное знание и опять же иное - Божие
знание; первое действует по инстинкту, второе происходит
от ума; а третье (т.е. Божие знание) превосходит ум и
является трансцендентальным (uper noun kai epekeina).
Знания же сами по себе не меняют положение вешей, но
остаются в сознающих; существующие же вещи не отступают
от своей природы. Итак, Бог, являясь высшим Пределом
всего, в силу Своего совершенства знает положение вещей:
знает определенно то, что - неопределенно, как
необходимо имеющее случиться то, что (пока) находится в
пределах возможного; потому что Он не изменяется вместе
с существующими положениями вешей, но знает, как обстоит
порядок природы всего сущего; а оно течет и движется
согласно своей природе.
5. Но, ради Бога, скажи: когда предметы
находятся в отдалении от Бога (будь то во времени или в
пространстве), каким образом Бог знает их? Знает ли их
как отдаленные: или же как неотдаленные? Или же: не
неотдаленные? На это не ответишь иначе как таким
образом: Бог не разлучается с ними ни глубиною, ни
долготою, ни шириною, но неотступно имеет о них знание.
Для того чтобы таким образом знать о предметах, изменил
ли Бог расстояние между Собою и ими (т.е.- приспособил
ли их к Своему осознанию)? - Согласно тому же понятию
(которое было немного выше указано), Бог, сознавая
природу паче естественно и неопределившееся видя как уже
определившееся, ни природу не изменил, ни
неопределенность вещей не переменил: потому что
предведение не является причинностью того, что
сбывается. Так что, если Он предвидел порочность одних
людей и праведность - других, на основании сего не
следует, что в силу необходимости одни стали дурными, а
другие праведными; но Он, согласно Своей природе,
обладает знанием всего того, что сбывается, а оно
движется по своим законам. И знает Он, например, что
некий человек повесится и таким образом завершит свою
жизнь [и не выпусти из внимания то, что было раньше
сказано, именно: что знание соответствует знающему], но
не по причине сего знания (которое Бог имел о имеющей
ему случиться смерти) он умер такой насильственной
смертью, а потому, что свободной волей он послушался
лукавого беса. И скажу в итоге, для того чтобы разрешить
тебе твой вопрос; да, для Бога, поистине, согласно Его
предведению, конец жизни каждого определен, потому что
Он обладает знанием будущего; для нас же будущее
является неопределенным; так что можно сказать, что, в
одном смысле коней жизни каждого определен Богом; а в
другом смысле, - не определен; тем, что Бог знает это, -
определен; а тем, что предведение Божие само по себе не
определяет будущее, - не определен. Внимай же словам
Отиев наших, так что если найдешь, что одни из них
говорят о том, что конец нашей жизни определен, а другие
- что не определен, не подумай, что их учения
противоречат друг другу, но сочти, что одно относится к
одному [4], а другое- к другому [5].
6. К тому же, я хочу, чтобы ты знал, что
наше естество не является каким-то простым, но мы -
множественны и по существу, и по рождению, и управляемся
как Промыслом Божиим, так и природными законами, а также
- и свободной волей. И я говорю это не в том смысле, что
что-либо стоит вне Промысла и Бога, но в том, что есть и
нечто иное, что оказывает влияние на нашу жизнь и
действует либо по законам природы, либо в силу
свободного выбора нашей воли. Так, например, и сильный
мороз и сильный зной лишают нас жизни, потому что мы
причастны природе; и опять же, неуместные решения губят
нашу жизнь в результате нашего произволения (свободы
воли). Поистине, Бог определенно знает все, но оно
действует согласно своей природе.
Вот, ты имеешь в краткой форме ответ на
твой вопрос, ученнейший и почтеннейший для меня из
Отцев. *
Михаил Пселл
Перевод с греческого, предисловие,
примечания архимандрита Амвросия
Святоотеческое наследие
Примечания
1. См. нашу статью "Духовный Путь Иуды
Искариотского// Православное обозрение. 1978. № 46.
Декабрь. С. 41.
2. Цитата взята из статьи Я.Н.
Любарского "Михаил Пселл"// Византийский временник.
1969. С. 84.
3. Слово "софисты" мы добавили от себя
как отвечающее смыслу; оригинал: "более ловкие".
4. Т.е. к ведению Божиему.
5. Т.е. к тому, что ведение Божие не означает и предопределение.
* Р.G. Мignе. Т. 122. Со1 916-920.
***
Труды Михаила Пселла
|