Михаил Пселл. О всяческой науке. Фрагменты
Михаил Пселл (1018 - около 1078) - учёный
византийский монах, автор исторических и философских
трудов.
Михаил Пселл (слева). Византийская
миниатюра
Содержание
Душа, познающая сама себя и то, что она
обладает божественным достоинством, далеко отстоит от
природы. Она возвышается над всеми зародышами. Она
гораздо раньше, чем они, отделена от всех тел, и на
собственном седалище сидит она выше всех природных и
образующих начал, превыше, можно сказать, даже самого
всеобщего. Она присутствует в теле не из-за истечения от
звезд, рождается не от природы, входит в тело не по
телесным причинам, а нисходит свыше, от Бога. Если же
душа не познала сама себя и того, что она причастна
высшему достоинству и поставлена свободною, то рабски
служит телу и губит свою свободу. И ее великий глаз
бывает затянут покровом природы и уже не светит.
Природа - это способность, невидимая
глазом, зримая умом, посеянная в телах Богом, начало
движения и покоя. Она приводит в движение природные тела
и снова заставляет их остановиться. Ведь все тела,
элементы и то, что из них состоит, хотя и воспринимают
движение и покой от Бога, однако постоянно приводятся в
движение природой. Многое заставляет тела двигаться,
прежде всего - Бог, затем ум, потом душа, в конце же
концов природа как некое орудие Бога. Человека и
бессловесных животных приводят в движение и душа и
природа, но лишь одна природа заставляет двигаться и
останавливаться тела, простые и сложные.
Время - это понятие и имя, созданное
человеческой мыслью. Поскольку существуют вещи вечные,
всегда сущие и неподвижные, и вещи, подверженные
движению и гибели, то философы назвали саму меру
движения временем. Ибо время - это не вещь, существующая
сама по себе, не тело, видимое глазом, и не бестелесная
сущность, подобно природе, душе, разуму. Нет, время -
это вещь, существующая только в мысли. Душа, соединенная
с Вышним, пребывает в неизменяемом веке, когда же бывает
отторгнута от вечности и лишена покоя ради рождения
кого-либо, то она дает у себя место времени. Итак, время
- это не иное что, как мера движения.
Не легко понять, что такое движение. Это
некий образ и энергия движущегося тела в то время, как
оно движется. Вот, например, одна вещь увеличивается,
другая изменяется, а иная мятется; для увеличивающейся
вещи движение - это увеличение, для мятущейся -
смятение, для возникающей - рождение. Так что движение -
это не начало и не конец, но промежуток между ними. Так,
когда строится дом, то движение - это не начало его, ибо
он еще не сдвинут, и не конец, ибо тогда строительство
бывает уже прекращено - а то, что в промежутке между
этим, само строительство дома - это и есть движение.
Аристотель назвал это энтелехией.
Зима бывает долгая, когда все планеты
находятся в зимнем знаке Зодиака, в Водолее, в Рыбах.
Лето же бывает долгим, когда все окажутся в летнем знаке
Зодиака. Солнце, находясь в знаке Льва, производит лето,
в знаке Козерога - зиму. Поэтому и получила свое
название "година", что солнце приходит в единое место,
ибо светило возвращается туда, откуда вышло. Когда все
планеты собираются у нас над головой, то они производят
долгое лето, а удаленные от нас диаметрально -
производят долгую зиму. Когда зима бывает долгой, море
захватывает материк, когда же лето продолжительно - то
море отступает от суши.
Михаил Пселл
Перевод Т.А. Миллер.
Цитировано по:
Памятники византийской литературы IX-XIV вв.
Отв. ред.: Фрейберг Л.А. - М.,1969. - С. 149-151
Азбука веры
***
Труды Михаила Пселла
|