Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Михаил Пселл - творения


Михаил Пселл. О военном строе

Михаил Пселл (1018 - около 1078) - учёный византийский монах, автор исторических и философских трудов.

Михаил Пселл (слева). Византийская миниатюра

Михаил Пселл (слева). Византийская миниатюра

***

1. Философу не следует воевать, но следует понимать как военные, так и лагерные предметы. Собранную же для битвы массу следует разделить на пеший и на конский строй. И пеший строй следует подразделить на гоплитов [1], пельтастов [2] и псилов [3], а конский - на копьеносцев [4], на так называемых тарентинцев, которые пользуются только метанием дротиков, и на конных лучников. И следует сделать соразмерным число выводимых на войну воинов, чтобы военачальник мог легко перестраивать фалангу и в удвоения, и в умножения [5], и производить все прочие перемены строев и их видов.

2. Следует посоветовать ему [философу] число гоплитов, если возможно, иметь шестнадцать тысяч триста восемьдесят четыре, ибо это число, разделенное на два вплоть до единицы, производит равные деления.

3. И следует строить вместе таких гоплитов по лохах, которые и "рядами" именуются. А первого стоящего в лохе назови "лохагом" и его же - "протостатом", а замыкающего - "урагом", центрального же - "пололухитом".

4. И следует ему [философу] сделать еще и "составление лохов", или же приставление лоха к лоху по флангу, либо "приставление лохов" - встраивание других лохов в цельные лохи [6]. Из них [лохов] следует ему сделать и дилохитов, и тетрархов, и таксиархов, и синтагматархов, и фалангархов, и остальные наименования званий [7].

5. И следует строить вместе фалангу по различным подразделениям. Следует же ему от центрального подразделения назвать все правое крыло фаланги "правым", а левое крыло - "левым" [8].

6. Следует же ему строить фалангу то тоньше, то плотнее, как необходимость потребует [9]. И, когда тоньше построена фаланга, пусть каждый гоплит занимает четыре локтя, а когда плотнее - два локтя, а при синасписме - один локоть [10].

7. Следует же ему обратить внимание и на длину копий, и на их протяженность, и на манеру держания. Ибо они, имея четырнадцать локтей, тянутся таким образом: два локтя пусть держатся около лохага, а двенадцать пусть выставляются впереди фаланги [11].

8. Итак, такое число и таков порядок у пеших гоплитов. А псилов следует ему [философу] набирать лишь половину от этого числа гоплитов. И следует у псилов сделать такие же лохи, исключив половину из частей гоплитов [12].

9. Названия же у них отличаются иным порядком, ибо здесь наименования разных лохов: псилагия и ксенагия, и систремма, и эпиксенагия, и стифос, и эпитагма [13].

10. Опять же от них (я говорю именно о псилах) следует набирать половину всадниками. И их лохи [14] следует сделать по этой пропорции, а названиями для них следует ввести илархию и эпилархию, и тарантинархию, и гиппархию, и эфиппархию, и телос, и эпитагму [15].

11. Следует же ему [философу] знать и виды конских строев, что одни из них являются квадратными, а другие - прямоугольными, третьи же - ромбовидными, а четвертые - клиновидными. И следует посоветовать ему выбрать из всех квадратную илу для построения всадников по рядам и шеренгам. Конечно, ромбовидная ила является наиболее годной к любым поворотам и притом ее, имеющую впереди иларха, позади же - урага, а справа и слева - фланговых стражей, трудно расстроить. Клиновидная же ила, имеющая сведенный в острие фронт и легко разворачивающаяся туда, куда захочет, производит быстрые повороты [16]. Из ромбовидных ил одни построены и по рядам, и по шеренгам, а другие - и ни по рядам, и ни по шеренгам, а третьи - по рядам, но не по шеренгам, четвертые же - по шеренгам, но не по рядам. А для каждого построения определена своя численность [17].

12. Следует же философу знать построение фаланги и названия стратегии [18]. Итак, существует "подведение" у армии, когда отряд последует за отрядом, а "отведение", - когда фаланга будет иметь идущих в сторону лохагов или справа, что называется "правым отведением", или слева, что считается "левым отведением" [19].

13. Следует же ему узнать и "двустороннюю дифалангу", и "назад обращенную", и "различно обращенную", и "подобно обращенную" [20] и что "выведением" считается продвижение псилов вперед фаланги гоплитов, а когда они позади них [гоплитов], - это "пристроение" [21]. "Вставление" же происходит, когда некие воины вставятся по прямой в подразделения, заполняя остаток фронта. "Кирпичиком" же считается строй, когда некто построит с четырех сторон четыре равные фаланги, а "четырехугольником", - когда с четырех сторон создастся построение не в квадратном, а в прямоугольном виде.

14. И "поворот" является движением относительно человека или "к копью", или "к щиту" [22], а "изменение" - оборотом назад относительно человека [23]. И поворот от врагов должен быть произведен к копью, а к врагам - к щиту [24].

15. "Контрмаршей" же существует три рода, именуемых македонским, лаконским и хоровым [25]. И "македонский" контрмарш происходит, когда лохаг повернется кругом, а все остальные, вместе с урагом, пройдут мимо него к щиту [26]. "Лаконский" же контрмарш существует, когда ураг повернется кругом, а все остальные, сами повернув кругом и пройдя мимо него, за лохагом будут построены на своем прежнем месте: фаланга получает заднее положение [27]. "Хоровой" же контрмарш, поворачивая фронт назад, а урага с глубиной - вперед, не передвигает фалангу с собственного места [28].

16. И "растяжение крыла" существует, когда фаланга по одному из крыльев растянется по отношению к противостоящей ей фаланге, а "растяжение строя", - когда фаланга растянется относительно противостоящей фаланги двумя крыльями.

17. Это философу следует знать и представлять. Ибо какое искусство является собственно наукой об искусствах и наукой о науках? [29]

Михаил Пселл

Перевод А.К. Нефёдкин. Para Bellum, №6:1998

Азбука веры

Примечания

1. Гоплит ("щит", "оружие") - название тяжеловооруженного воина. Доказательства происхождения названия воина именно от наименования оружия, а не щита, в частности, см.: Lazenby J.F., Whitehead D. The Myth of Hoplité's Hoplon // The Classical Quarterly. New Series. Vol. 46. 1996. № 1. P. 27-33. Данный боец во все времена древнегреческой истории обязательно имел на своем вооружении большой щит и копье. Остальные виды оружия были необязательны и в различные периоды могли отсутствовать.

2. Род войск, развившийся в греческих государствах лишь во второй половине V в. до н. э. Пельтасты были вооружены на фракийский манер плетеным, покрытым кожей щитом и дротиками или легкими копьями. Обычно последних была пара.

3. Псилы, (букв.: "лысые", т. е. без защитного вооружения) - обычное название легковооруженных у древних греков. В доэллинистический период они, главным образом, были метателями дротиков и камней.

4. В тактиках копьеносцы - это вид конницы с неметательным копьем (Asclep. Tact., 1:3; Ael. Tact., 2:12 (10); Arr. Tact., 4:3).

5. Удвоение производилось по рядам или по шеренгам. Перестроение первым способом произойдет, когда лохаг второго лоха встанет за лохагом первого лоха, а эпистат, стоящий позади второго лохага, встанет за эпистатом первого лохага и т. д. Следовательно, количество шеренг удваивается, а число рядов уменьшается в два раза. Строй при этом углубляется. Удвоение по шеренгам происходило путем выхода стоящего сзади эпистата вперед, в одну шеренгу с впередистоящим протостатом. Строй при этом растягивался. См.: Asclep. Tact., 10:17-20; Ael. Tact., 29; Arr. Tact., 25:1-12. Умножение производилось аналогичным способом (ср.: Asclep. Tact., 2:7; Ael. Tact., 8:2; Arr. Tact., 9:4).

6. Данный термин взят Пселлом, очевидно, из других источников, нежели тактики Аслепиодота, Арриана и Элиана - у них этого термина нет. У последних такое перестроение просто называется удвоением в глубину. Речь в данном пассаже Пселла идет об увеличении глубины строя путем построения воинов из одного лоха в ряд за бойцами другого лоха. См.: Asclep. Tact., 10:17; Ael. Tact., 29:8; Arr. Tact., 25:10-12.

7. Командир двух лохов эллинистической фаланги гоплитов назывался дилохит, четырех лохов (­ тетрархия) - тетрарх, двух тетрархий (­ таксис) - таксиарх, двух таксисов (­ синтагма) - синтагматарх. Двумя синтагмами командовал пентакосиарх, а четырьмя (­ хилиархия) - хилиарх. Две хилиархии составляли мерархию (командир мерарх), а две мирархии - фалангархию, под командованием фалангарха. Затем, два последних подразделения объединялись в крыло, а два крыла, соответственно, составляли целую фалангу. Данное деление фаланги было не тактическим, а административным. См.: Asclep. Tact., 2: 8-10; Ael. Tact., 9; Arr. Tact., 10.

8. Греческое войско административно делилось посредине на правое и левое крыло. Центра, как такового, не существовало. На правом, наиболее почетном, крыле обычно находились лучшие части и главнокомандующий, а левым крылом руководил другой командир.

9. Казалось бы, странное противопоставление - тонкий или плотный строй - объясняется тем, что уплотнение фаланги производилось путем увеличения количества рядов и уменьшения числа шеренг, с 16 до 8.

10. Первые два построения предназначались для наступательного боя, а последнее, синасписм, - для оборонительного сражения, когда стоящая фаланга отбивала атаку.

11. 14 локтей (6:1 м) - обычная длина двуручной сариссы у гоплита македонской фаланги. Длина этой пики могла достигать 16 локтей (7 м), но как указывает Полибий (XVIII, 29:2), обычно употреблялись сариссы длиной в 14 локтей. В последнем случае первые пять шеренг фаланги выставляли сариссы вперед. Пселл говорит лишь о том, как держали копья лохаги, стоявшие в первой шеренге фаланги.

12. У всех тактиков лох легковооруженных был наполовину меньше численности этого же подразделения у гоплитов, т.е. не 16:а 8 воинов (Asclep. Tact., 6:2; Ael. Tact., 8:3; 15:2; Arr. Tact., 14:2).

13. Согласно теоретическим тактикам, 256 лекговооруженных составляли псилагию. Два последних отряда - ксенагия, а удвоение данного подразделения было систремой (1024 воина). Две систремы - эпиксенагия, а пара последних - стифос, удвоение которого составляло эпитагму - вспомогательное войско. Последний отряд являлся самым большим соединением псилов (8192 человека). Вместе с тем Пселл не упоминает более мелкие подразделения псилов: синтасис (четыре лоха), пентеконтархия (букв.: "пятидесяток", два синтасиса), гекатонтархия (букв.: "сотня", две пентеконтархии). См.: Asclep. Tact., 6:3; Ael. Tact., 16; Arr. Tact., 14.

14. Вероятно, Пселл употребил тут слово не как специальный военный термин, а просто как обозначение воинского подразделения. Вместе с тем, лох появился в македонской коннице во время реформы в Ситтакене (конец 331 г. до н. э.). Тогда ила гетайров была разделена на два лоха, примерно по 100 всадников (Arr. An., III, 16: 11). Однако тактическим подразделением эллинистической конницы оставалась ила.

15. Как заметили уже Х. Кёхли и В. Рюстов, вместо первого базового подразделения, илы, Пселл упоминает илархию (Köchly H., Rüstow W. Griechische Kriegsschriftsteller. S. 236-237:Anm. 10). В остальном его список конных отрядов аналогичен другим тактикам. В данном списке каждое последующее подразделение состоит из двух предыдущих отрядов: ила (64 всадника) - эпилархия - тарантинархия - гиппархия - эфиппархия - телос - эпитагма (4096 всадников). См.: Asclep. Tact., 10:11; Ael. Tact., 20:2; Arr. Tact., 18.

16. Если в данном пассаже автор придерживался тактической терминологии, то речь идет о повороте кругом. Однако, более вероятно, автор не имел в виду какой-то конкретный поворот. Пселл справедливо считает, что построение клином удобно именно для маневрирования отряда, а не для прорыва строя врага (Ael. Tact., 18:4).

17. Пселл уже выше перечислил названия подразделений всадников эллинистической эпохи (§ 10).

18. Стратегия в данном случае обозначает способы ведения войск полководцем, т. е. одну из обязанностей стратега.

19. В данном случае фаланга строится колонной, которая, идя вперед, имеет лохагов или справа, или слева, в зависимости от места нахождения противника. См.: Asclep. Tact., 11:1; Ael. Tact., 36:3; Arr. Tact., 28:3.

20. Данными названиями обозначали расположение крыльев или других более мелких подразделений фаланги на марше. Первое построение представляет собой две параллельные колонны, имеющие лохагов с внешних сторон, а урагов на внутренней стороне построения. Назад обращенная дифаланга, наоборот, имеет урагов, построенных с внешних сторон, а лохагов - внутри. Подобнообращенной считалась фаланга, на крыльях которой все лохаги стояли или с правой, или с левой стороны. А различнообращенной на марше была фаланга, у которой лохаги на одном крыле стояли справа, а на другом - слева. См.: Asclep. Tact., 11:3-4; Ael. Tact., 36: 7-37:5; Arr. Tact., 29:1-4.

21. Пселл для обозначения построения легковооруженных позади гоплитов употребляет термин "пристроение", который в других тактиках называется "подстроение" (Asclep. Tact., б, 1; Ael. Tact., 31:4; Arr. Tact., 26:7). Слово же "пристроение" упоминается в "Тактике" Асклепиодота без всякого объяснения (Asclep. Tact., 10: 1). Древние тактики полагали, что лековооруженные могли достаточно эффективно производить метания из-за шеренг гоплитов (Asclep. Tact., 2:1; Ael. Tact., 4:3; Arr. Tact., 5:5). Впрочем, существовало и противоположное, более приближенное к практике, мнение. Так, на небольшую пользу от подобной стрельбы указывает византийский император Лев Мудрый (Tact., 12:41): "Если лучники принуждены стрелять через своих передних вверх, то они из-за этого, как и их стрелы, бесполезны по отношению к неприятелю в схватках, происходящих в битве, как учит опыт…". Подобного же мнения придерживался и Г.Л. Дельбрюк (Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории / Пер. с нем. T. I. СПб., 1994. C. 55:126-127).

22. Стандартные тактические термины: поворот к копью - направо, а к щиту - налево. Команды отдавались именно этими словами, чтобы воины не путали правую и левую сторону. Вспомним обучение Петром I своих солдат, у которых к ногам были привязаны сено и солома для того, чтобы рекруты сориентировались в названиях сторон.

23. (букв.: "перемена", "изменение") - поворот кругом, обычно - назад.

24. В первом случае поворот от врагов производится направо с целью защититься щитами, находящимися в левой руке, от снарядов противника.

25. Цель контрмарша развернуть строй, если враг появился с тыла. Пселл говорит лишь о контрмаршах по рядам, не упоминая об этом же перестроении, производимом по шеренгам, с целью поменять в строю место отдельных подразделений. См.: Asclep. Tact., 10:16; Ael. Tact., 27:5-6; Arr. Tact., 23:5.

26. При македонском контрмарше весь лох выходит вперед от стоящего на месте лохага и поворачивается кругом (Asclep. Tact., 10:13; Ael. Tact., 28:1; Arr. Tact., 24:1). Причем гоплиты лоха проходят слева от лохага, чтобы, вероятно, в случае надобности, оставить свободу для действия справа, где вытягивались сариссы. Таким образом, строй, повернув кругом, отодвигается назад.

27. При лаконском контрмарше лохаг, повернувшись кругом, стоит на месте, а весь лох, также повернувшись кругом, проходит вперед, справа от урага. Лохаг, таким образом, снова оказывается на фронте фаланги. В данном случае, казалось бы, у Пселла произошла ошибка. Ведь при лаконском контрмарше строй выдвигается вперед, а не назад. См.: Asclep. Tact., 10:14; Ael. Tact., 28:2; Arr. Tact., 24:2. Очевидно, данная сентенция Пселла, так же, как и фразы Элиана (Tact., 27:3) и Арриана (Tact., 23:3), говорит о положении фаланги после контрмарша, по отношению к ее первоначальному положению, которое осталось спереди относительно первоначального направления движения подразделения. Кроме того, Элиан (Tact., 28:2) и Арриан (Tact., 24:2) сообщают и о втором способе лаконского контрмарша по рядам: лохаг, повернувшись кругом, переведет за собой весь ряд вперед.

28. Хоровой контрмарш характерен тем, что лохаг занимает место урага, а ураг - лохага. См.: Asclep. Tact., 10:15; Ael. Tact., 27:4; Arr. Tact., 23:4. Данный контрмарш назывался также "персидским" или "критским", вероятно, вследствие того, что стрелки этих этносов выходили на фронт из глубины строя, чтобы произвести стрельбу, тогда как передовые, истратив снаряды, в то же время уходили в тыл. Однако фронт, естественно, при этом не менял своего направления.

29. Ответ на этот риторический вопрос: философия.

***

Труды Михаила Пселла

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru