Аврелий Августин. Слово о явлении Иисуса
Христа двум ученикам Еммаусским
Память: 15 июня / 28 июня
Августин Аврелий -
христианский богослов и философ, влиятельнейший
проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский),
почитается как один из наиболее выдающихся церковных
учителей вселенского масштаба.
Святой Августин. Фрагмент полиптиха. Художник Антонелло да Мессина, 1473 год, Палермо, Италия
***
Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским
Для разумеющих важное поучение в
нынешнем чтении евангельском. Вот является Господь; Его
видят, и не знают. Учитель шествует с учениками по пути,
и сам Он есть путь; но они не шли по пути, Господь нашел
их уклонившимися от пути. Ибо когда был с ними до
страдания, все предсказал им о страдании, о смерти и о
тридневном воскресении своем; все предсказал, но смерть
Его была для них забвением. Когда узрели Его висящим на
древе, так возмутились, что забыли Его учение, не
ожидали воскресения, не понимали обетования. "Мы, -
говорят, - надеяхомся, яко сей есть хотя избавити
Израиля" (Лк. 24, 21). Вы надеялись, ученики! теперь,
значит, не надеетесь? Вот Христос живет, а надежда в вас
мертва. Истинно Христос живет. Но живущий обретает
сердца учеников мертвыми. Очам их Он и явился и не
явился, был видим и скрывался. Ибо как не был видим,
когда они слышали Его вопрошающего, и на вопросы
ответствовали? когда шел Он с ними, как спутник, и
вместе был вождем их? Видели убо Его, но не познавали.
"Очи ею, - сказано, - держастеся, да Его не познаста"
(Лк. 24, 16). Не удерживались очи, да не видят, но "держастеся,
да не познают".
Где же, братие, угодно было Господу быть
познанным? В преломлении хлеба. Благо нам! ломим и мы
хлеб, и познаем Господа. Там, а не в другом месте,
восхотел Он быть познанным - для нас; ибо знал, что мы
не будем видеть Его во плоти, но будем вкушать Его
плоть. Итак, всякого верного, кто не тщетно именуется
христианином, кто ходит в церковь не по-пустому, кто
внимает слову Божию со страхом и упованием, да утешит
преломление хлеба. Отсутствие Господа не есть
отсутствие: имей веру, и с тобою Тот, Кого не видишь. -
Они, когда потеряли веру, потеряли и надежду. Шли
мертвые с живым, шли мертвые с самою жизнию. С ними шла
жизнь, но в сердцах их не была обновлена жизнь. Хочешь
ли же ты иметь жизнь? Поступи так, как поступили они, да
познаешь Господа. Ученики приняли Его для угощения.
Господь казался идущим в дальний путь, а они удержали
Его, сказав Ему, когда дошли до своего места: "облязи с
нами, яко к вечеру есть, и преклонился есть день".
Удержи и ты странника, если хочешь познать Спасителя.
Что отнято неверием, возвращено гостеприимством. Господь
убо явил Себя в преломлении хлеба. Научитесь же, где
искать Господа, научитесь, где быть с Ним, где познать
Его, когда ядите. Разумеющие знают нечто лучшее в
нынешнем чтении, нежели неразумеющие.
Господь после того, как был познан,
сокрылся. Отошел от них телом Тот, Кого они содержали
верою. Так удалился Он телом и от всей церкви и вошел на
небо, да созидается вера. Ибо, если ты знаешь только то,
что видишь, то где вера? А если веруешь и тому, чего не
видишь, то увидя возрадуешься. Да созидается вера, ибо
возвратится видение. Придет то, чего не видим, придет,
братие, придет: но смотри, каким тебя найдет. Придет то,
о чем говорят: где оно, когда, как существует? когда
будет, когда придет? Будь уверен, - придет, и придет,
хотя бы ты не хотел того. Горе тем, кои не веровали, -
тогда будет великий страх; но велика радость для тех,
кои веровали. Возрадуются верные, постыдятся неверные.
Верные скажут: благодарим Тебя, Господи; истинно то, что
мы слышали, истинно, чему верили, на что надеялись и что
зрим теперь. По неверные скажут: где то, почему мы не
верили? Где то, почему, что читали нам, почитали мы
неправдою? Да восхвалятся убо те, кои не видят и веруют:
ибо когда увидят, возрадуются. Для нашего спасения
восприял Господь плоть, во плоти приял и смерть.
Воскресши же в третий день, более не умирает: прияв паки
существо плоти, первый показал нам пример нетленного
воскресения. Потом, восшедши в той же плоти ко Отцу,
сидит одесную Бога, имея общение властию в суде Отца, и
мы чаем пришествия Его на суд живым и мертвым. Да веруем
убо и о себе, что приимем от самой персти ту же плоть,
те же кости, тоже, и навсегда, устройство членов. Все
воскреснем, но не все возрадуемся. "Яко грядет час, -
говорит Господь, - в оньже вси сущии во гробех услышат
глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение
живота, а сотворшии злая в воскрешение суда" (Ин. 5, 28,
29).
Августин Аврелий, блаженный
Цитировано по:
"Избранные проповеди святых отцов
Церкви и современных проповедников",
Благовест, б/г. Репринт с "Сборникъ
проповjьднических образцов
(проповjьди свято-отеческия и церковно-
отечественныя). В двух частях.
Составил преподаватель Донской Духовной
Семинарии Платон Дударев. Второе издание,
исправленное и дополненное. С.-Петербург.
Издание И.Л. Тузова, Гостиный двор,
45, 1912." - С. 216-218
Азбука веры
***
Молитва блаженному Августину Иппонийскому:
- Молитва блаженному Августину
Иппонийскому. Августин Аврелий -
христианский богослов и философ, влиятельнейший
проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский),
почитается как один из наиболее выдающихся церковных
учителей вселенского масштаба. Покровитель ученых и
апологетов. К нему обращаются за помощью для
обращения иноверцев, сектантов и маловеров, для
обретения мудрости и веры, преодоления блудной похоти
Акафист блаженному Августину Иппонийскому:
- Акафист блаженному Августину Иппонийскому
Канон блаженному Августину Иппонийскому:
Житийная и научно-историческая литература о блаженном Августине Иппонийском:
Труды блаженного Августина Иппонийского:
|