Аврелий Августин. Рассуждение в четвертый день
празднеств
Память: 15 июня / 28 июня
Августин Аврелий -
христианский богослов и философ, влиятельнейший
проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский),
почитается как один из наиболее выдающихся церковных
учителей вселенского масштаба.
Святой Августин. Фрагмент полиптиха. Художник Антонелло да Мессина, 1473 год, Палермо, Италия
***
Рассуждение в четвертый день празднеств
1. Мы завершили чтение из Евангелия от
Луки о воскресении Господа; здесь говорилось, как мы
слышали, о том, что Господь явился посреди учеников
своих, когда они рассуждали о воскресении Его и не
веровали. Столь неожиданным и невероятным было это для
них, что даже видя они не видели. Ибо они видели живым
тело, которое оплакивали как мертвое, видели стоящим
посреди себя Того, о Ком горевали висевшем на кресте, -
видели они Его, и так как не верили глазам своим, что
видят воистину, то думали, что ошибаются. Ибо они
думали, как вы слышали, что "видят духа" (Лк 24:37). Во
что потом верили о Христе худшие еретики, прежде в то
верили колеблющиеся апостолы. Ибо и сегодня есть такие,
которые не верят, что Христос имел плоть, оттого что
отвергают они и появление на свет от Девы, и не хотят
верить, что Он родился от женщины. "Слово стало плотью"
(Ин 1:14) - эти слова напрочь отчуждают они от своей
веры, или, скорее, от своего неверия. Все устроение
нашего спасения, то есть что вочеловечился ради
восприятия человека Бог, Который создал человека, и что
Христос во оставление грехов наших пролил истинную и
неложную кровь и истинной Своей кровью смыл рукописание
наших грехов - все это богомерзкие еретики пытаются
вменить ни во что, во все это, как манихеи, они не
верят: что явилось глазам человеческим, это якобы был
дух, и не было плотью.
2. Вот говорит Евангелие. Стоял Господь
посреди Своих учеников, еще не веровавших, что Он
воскрес. Они видели Его и думали, что видят духа. Если
нет ничего дурного в том, чтобы верить, что Христос дух,
а не плоть, если нет в том ничего дурного, пусть ученики
остаются при этом мнении. Слушайте внимательно,
постарайтесь понять, что я хочу сказать, и да даст мне
Бог сказать так, как вам будет полезно услышать. Так
вот, я повторю. Иногда отвратительные еретики,
гнушающиеся плотью и живущие по плоти, иногда они вот
что говорят и вот как соблазняют "Кто лучше верит о
Христе: те, кто говорят, что Он имел плоть, или мы,
которые говорим: Он был Бог, Он был дух, глазам
человеческим явилось не тело, но Бог?" Что можем мы
ответить, кроме того, что дух лучше плоти? Тогда тот
скажет: "Раз ты признаешь, что дух лучше плоти, значит о
Христе лучше думаю я, который говорю, что Он был дух, а
не плоть." О злополучное заблуждение! Как это я говорю,
что Христос был плоть?! Ты говоришь, что Он дух, я
говорю, что Он дух и плоть; не лучше ты говоришь, а
меньше говоришь ты. Выслушай же все, что говорю я, то
есть что говорит вселенская вера, что говорит
основательнейшая и чистейшая истина. Ты, который
говоришь, что Христос был только дух, говоришь, что Он
был нашим духом, то есть нашей душой. Слушай, что ты
говоришь. Я сейчас говорю то, что ты говоришь. Он был
дух той же природы и сущности, что и наш дух. Посмотри,
насколько меньше ты говоришь о Нем, ведь и Слово было
там, и плоть была там. Ты говоришь: "Только человеческий
дух." А я говорю: Слово, дух, тело - Бог и человек. Если
хочу сказать о том и другом, об обеих этих вещах,
прибегаю к такому краткому выражению: Бог и человек.
Ничего ложного в Его человечестве, ничего ложного в Его
божестве - Бог и человек. А если ты спросишь меня о
самом этом человеке, назову опять же две вещи: душа
человеческая и плоть человеческая. Ты человек, потому
что ты душа и плоть; Он Христос, потому что Он Бог и
человек. Вот что я говорю.
3. Но ты полагаешь, что говоришь о Нем
лучше из-за того, что говоришь: "Он был дух, дух
являлся, дух был видим, дух обитал среди людей." Так
говоришь ты. Как я уже сказал, так думали и ученики.
Если ты не говоришь ничего дурного, если хорошо то, что
ты говоришь, то хорошо было и то, что думали ученики.
Если Господь оставил их при их мнении, то и тебя надобно
оставить. Во что веришь ты, в то верили и они. Хорошо
то, во что ты веришь - хорошо и то, во что они верили.
Но не хорошо это было. Господь говорит им: Что вы
смутились? Их смущение поверило в то, во что веришь и
ты. Во что именно? Что они видят духа. На это Господь
говорит: Что вы смутились и зачем помышления восходят в
сердца ваши? Эти помышления земные. Если бы они были
небесные, они бы нисходили в сердца ваши а не восходили.
Ибо зачем к нам обращаются слова "Гори сердце", как не
затем, чтобы не обнаруживало пред собой земных
помышлений наше сердце, которое мы должны поместить
гори. Поэтому: Что вы смутились и зачем помышления
восходят в сердца ваши? Смотрите на руки Мои и на ноги
Мои, осяжите и увидьте (Лк 24:38-39). Мало вам видеть -
протяните руки, мало вам смотреть и недостаточно
касаться - осяжите и ощупайте. Пусть руки ваши
подтвердят, если глаза вши лгут. Осяжите и увидьте,
пусть глаза у вас будут на руках. Почему осяжите и
увидьте? Почему? Потому что дух плоти и костей не имеет,
как Меня вы видите имеющего. Ты заблуждался вместе с
учениками - исправляйся с учениками. Я допускаю, это
по-человечески. Ты думал, что Христос дух - так и Петр,
так и прочие думали, что видят духа; но они не остались
в этом заблуждении. Чтобы ты твердо знал, что помышления
их сердец были ложными, Врач не отставил их так. Он
пришел, применил лекарство; Он видел, что в сердцах
раны, и чтобы исцелить эти раны сердечные, Он Сам носил
раны на Своем теле.
4. Так и давайте верить. Я знаю, что вы
верите так. Но чтобы на ниве Господней не выросло
случайно дурной травы, я обращаюсь даже к тем, кого не
вижу. Пусть никто не верит во Христа иначе, чем хотел
Христос; и сколь полезно нам веровать в то, во что
хотел, чтобы о Нем веровали Тот, Кто нас искупил, Кто
взыскал нашего спасения, Кто за нас пролил кровь, Кто за
нас претерпел, что Ему не причиталось, и нам доставил
то, что не причиталось нам. Так мы и должны верить.
Христос - что Он? Сын Божий, Слово Божие. Что такое
Слово Божие? Чего не может выразить слово человеческое -
вот что такое Слово Божие. Ты спрашиваешь у меня, что
такое Слово Божие? Если бы я захотел тебе сказать, что
такое человеческое слово - не могу объяснить, выбиваюсь
из сил, колеблюсь, изнемогаю. Не могу я объяснить силу
человеческого слова - но тем паче Божьего Слова. Вот,
прежде чем я вам скажу то, что хочу сказать, слово уже
есть у меня в сердце; оно еще не сказано мною - и оно у
меня; я произношу его - и оно приходит к тебе, но не
уходит от меня. Вы напрягаете внимание, чтобы услышать
от меня слово, я питаю ваши умы. Если б я принес пищу
для ваших утроб, вы разделили бы ее между собою, но она
не целиком вся досталась бы каждому, и чем больше бы вас
было, тем на большее количество ломтей вам пришлось бы
делить, и настолько меньше получил бы каждый, насколько
большим бы было множество получающих. Но вот я только
что предложил пищу вашим умам; говорю вам: возьмите,
примите, съешьте. Вы приняли, съели, и при этом не
делите ее между собой. Все что я говорю, и для всех
целое, и для каждого целое. Вот и получается, что
невозможно вполне объяснить силу слова человеческого; а
вы говорите мне: "Что такое Слово Божие?" Слово Божие
питает столькие тысячи ангелов! Ибо их ум питается и
насыщается Им. Слово наполняет ангелов, наполняет мир,
наполняет девическое чрево - и ни там Ему не просторно,
ни здесь не тесно. Что такое Слово Божие? Пусть Он Сам
скажет, Сам Единородный, сам единственный Сын - пусть
сам Он скажет, что такое Слово Божие. Он говорит о Себе
кратко, но велико то, что говорит Он о Себе: "Я и Отец -
одно" (Ин 10:30). Не считай здесь слов. Всех слов, какие
только могут найтись у людей, не хватит для объяснения,
чтобы объяснить Единое Слово. И вот это Слово, которое
невозможно объяснить, стало плотью и обитало среди нас,
восприняло всего человека, так сказать, в его полноте:
душу человека и тело человека. А если хочешь услышать
нечто более точное (ведь душу и тело имеют и скоты) - то
когда я говорю о душе человеческой и плоти человеческой,
разумею, что Он воспринял всю человеческую душу. Были
такие, что и об этом составили ересь и говорили, что
душа Христа не имела ума, не имела разумения, не имела
рассудка. Не хочу, чтобы ты верил так. Всё искупил Тот,
Кто сотворил всё; всё восприняло, все освободило Слово.
Здесь и ум человека, и разумение, здесь и душа,
оживотворяющая плоть, здесь и плоть истинная и
совершенная - только греха здесь нет.
Августин Аврелий, блаженный
Азбука веры
Примечание
1. Эта Пасхальная проповедь Августина была
произнесена в среду Пасхальной седмицы.
***
Молитва блаженному Августину Иппонийскому:
- Молитва блаженному Августину
Иппонийскому. Августин Аврелий -
христианский богослов и философ, влиятельнейший
проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский),
почитается как один из наиболее выдающихся церковных
учителей вселенского масштаба. Покровитель ученых и
апологетов. К нему обращаются за помощью для
обращения иноверцев, сектантов и маловеров, для
обретения мудрости и веры, преодоления блудной похоти
Акафист блаженному Августину Иппонийскому:
- Акафист блаженному Августину Иппонийскому
Канон блаженному Августину Иппонийскому:
Житийная и научно-историческая литература о блаженном Августине Иппонийском:
Труды блаженного Августина Иппонийского:
|