Аврелий Августин. Письмо 194, к римскому
пресвитеру Сиксту*
Память: 15 июня / 28 июня
Корпус сочинений блаженного Августина
насчитывал 269 писем, к которым в прошлом веке
прибавилось еще 29 новонайденных. В собрание дошедших до
нас писем Августина включены и некоторые письма,
отправителем которых он не был, но за их вычетом оно все
равно остается грандиозным по своему значению как для
истории (ибо отражает не только жизнь и дела Августина,
но и события самого разного масштаба в римской Африке и
других частях Империи), так и для богословия (многие
письма – большие трактаты в форме посланий).
***
Августин Аврелий -
христианский богослов и философ, влиятельнейший
проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский),
почитается как один из наиболее выдающихся церковных
учителей вселенского масштаба.
Святой Августин. Фрагмент полиптиха. Художник Антонелло да Мессина, 1473 год, Палермо, Италия
***
Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту
Сиксту, римскому пресвитеру, а
впоследствии понтифику [1], наставляющее последнего, как
возражать на доводы пелагиан
Господину в Господе всех господствующих
возлюбленному, святому брату и сотруднику в
пресвитерстве Сиксту, Августин шлет приветствие в
Господе.
Содержание
- Глава I. Сикст – противник пелагианской ереси
- Как следует обращаться с приверженцами пелагианского заблуждения
- Глава II. Благодать Божия помогает человеческому решению
- Осужденному воздается заслуженное наказание, освобожденному подается незаслуженная благодать
- Почему некоторые из осужденной смеси все же избавляются
- Глава III. Оправданию не предшествуют никакие заслуги
- Собственная анафема Пелагия на его учение
- Какая благодать преподается апостолом Павлом?
- Почему один человек верует, а другой – нет, зависит от Бога
- Вера – дар Божий
- Христианская вера действует любовыо
- Бог заранее знает тех, кто уверуют
- Что ответил бы пелагианам апостол Павел
- Почему одни ожесточаются, а другие избавляются
- Нет никакой заслуги, которой приобреталась бы вера
- Глава IV. Молитва – также дар Божий
- Дух Святой побуждает к делам благочестия
- Никто не способен молиться без Духа молитвы и веровать без Духа веры
- Глава V. Бог, увенчивая наши заслуги, увенчивает Свои дары
- Смерть – воздаяние за грех, вечная жизнь – благодать дары
- Вечная жизнь – одновременно и воздаяние за праведность, и благодать
- Глава VI. Зло проистекает от злой воли, добро – от Бога
- Избавляющий и спасающий Бог всегда справедлив
- Нераскаянность человека проистекает из его злой воли
- Неизвинительны учащие хорошо, а поступающие дурно
- После явления откровения невозможно оправдать грехи неведением
- Незнание об откровении по своей воле – грех
- 3нать и исполнять закон – благодать Спасителя
- Благодать не воздается по долгу
- К чему приводит злая воля, к чему – Божия благодать
- Глава VII. Почему некоторые младенцы умирают еще до крещения
- Различная участь младенцев – это тайна благодати
- Непостижимы суды милосердия и справедливости Божией
- Глава VIII. Почему Бог возлюбил Иакова и возненавидел Исава
- Апостол Павел на этом примере научает безвозмездной благодати
- Бог, а не человек исполняет обещанное Богом
- 3ачем апостол Павел добавляет: В одно соитие
- Причина предваряющей благодати и осуждения
- Избрание благодати не зависит ни от каких заслуг
- Всякий бывает ожесточен по своей вине, а помощь получает по благодати
- Глава IX. Невозможно предвидеть то, чего никогда не произойдет
- Нелепости еретиков, говорящих о будущих делах, которых не будет
- Глава X. Несостоятельность мнения еретиков очевидна из Свящ. Писания и Свящ. Предания
- 3ачем крестятся рождающиеся от крещенных
- Слова таинства крещения реально совершают то, что обозначают
- При крещении действительно изгоняется диавол
- Надлежит более тщательно исследовать Писание для защиты веры
1. В письме, которое послал я [тебе]
через возлюбленного брата нашего аколуфа [2] Альбина, я
пообещал, что отправлю более пространное [письмо] через
святого брата нашего и сотрудника в пресвитерстве Фирма,
который доставил нам послание Твоей Чистоты, полное
неповрежденной твоей веры; и оно принесло нам столь
много радости, что легко нам иметь ее, а вот выразить –
весьма сложно. Да и нужно признаться Твоей Любви, что
были мы весьма сильно опечалены, когда распространилась
молва о том, будто ты благосклонно относишься к врагам
христианской благодати. Но печаль эта была изглажена из
сердец наших: прежде всего, поскольку та же молва не
умолчала о том, как ты первый произнес на них анафему
при большом стечении народа; далее, поскольку когда
послал ты в Африку письмо апостольского престола об их
осуждении [3], вместе с ним пришло и твое письмо к
досточтимому старцу Аврелию, которое, хотя и было оно
довольно кратким, достаточно показало твою
устремленность против заблуждения [еретиков]. Ныне же,
когда сама вера Римской Церкви намного яснее и
пространнее говорит с нами в твоем письме о том, что
думаешь ты об этом учении, и в противовес ему, – вера
Церкви, с которой особенно много и многообразно говорил
о благодати Божией через Иисуса Христа, Господа нашего
[4], святой апостол Павел, – не только упомянутое облако
печали совершенно бежало от сердец наших, но и столь
великий свет радости засиял там, что, как кажется,
ничего не произвели в нас прежние горе и страх – только
лишь усилили они сияние последовавшей за ними радости.
2. Итак, возлюбленнейший брат, хотя мы
не видим тебя плотскими очами, но душою в вере
Христовой, в благодати Христовой, в членах Христовых
храним, обнимаем и лобызаем; и, – поскольку отправляется
от нас к тебе святейший и вернейший переносчик наших с
тобой собеседований, который, как изволил ты, был для
нас не только доставителем твоих писаний, но и
рассказчиком и свидетелем твоих деяний, – отсылаем тебе
ответное письмо, в котором желаем подольше побеседовать
с тобой, убеждая, чтобы не отступал ты от нуждающихся в
научении, от тех, от которых, как это нам известно, ты
не отступал, когда нужно было их устрашить. Ибо есть
некоторые, кто полагают, что вполне справедливо
осужденное нечестие все еще нужно открыто защищать; есть
другие, которые вкрадываются в дома [5], и то, что
страшатся уже вещать открыто, не перестают насаждать
втайне; есть и такие, кто вполне умолкли, подавленные
великой боязнью, но все еще хранят в сердце то, что уже
не отваживаются произнести устами, однако они могут быть
хорошо известны братиям по их прежней защите этого
учения. Итак, первых следует наказывать с большей
суровостью, вторых нужно более усердно разыскивать, а с
третьими хотя и надо обращаться помягче, однако следует
без лености научать их, поскольку, хотя не приходится
уже опасаться, что они кого-то погубят, все же не
следует ими пренебрегать, чтобы из-за этого сами они не
погибли.
Примечание
1. Папа Сикст III (годы понтификата
432–440), предшественник Льва Великого на папском
престоле.
* J. -P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Со1.
874–891. Места с разночтениями сверены с изданием:
Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum.
Vindobonae, 1911. Vо1. 57. Р. 176–214.
2. "Аколуф" (греч. άκόλουθος) – 'спутник',
'провожатый'. Это первый из четырех низших церковных
чинов в древней Церкви; как особый чин существовал в
Западной Церкви и соответствует восточному чину
иподиаконов
3. Т.е. письмо папы Зосимы (417–418 гг.)
4. Ср.: Рим 7:25. В Синод.пер.: Благодарю
Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим.
5. 2 Тим 3:6.
3. Ведь когда [некоторые] полагают, что
отнято будет у них свободное решение, если не признают
они, будто саму добрую волю человек имеет без помощи
Божией, – то совсем не понимают, что [таким образом] они
не утверждают человеческое решение, но надмевают его,
так что оно возносится в пустоте (per inania feratur), а
не основывается на Господе, как на устойчивом камне, ибо
воля уготовляется от Господа [6].
4. А когда полагают они, что им придется
верить, будто Бог взирает на лица, если они признают,
что Он без всяких предшествующих заслуг, кого хочет,
милует [7], к кому благоволит, того призывает, и кого
желает, того делает верующим, – то едва ли учитывают
они, [думая так], что осужденному воздается заслуженное
наказание, а освобожденному [подается] незаслуженная
благодать, так что и первый не может пожаловаться, что
получил что-то незаслуженное, и второму не приходится
хвалиться, будто он заслужил это. Потому скорее нет
здесь никакого лицеприятия [8], ведь одна и та же смесь
(massa), [подлежащая] осуждению и гневу, объемлет [в
себе] всех, так что освобожденный научается от
неосвобожденного, какое наказание приличествовало бы и
ему, если бы не пришла ему на помощь благодать. А если
благодать, то понятно, что она не за какие-то заслуги
воздается, но даруется по подаваемой даром благости
(gratuita bonitate).
5. "Но несправедливо, – говорят они, –
[из находящихся] в одном и том же злом состоянии одного
избавлять, а другого наказывать". Однако разве не было
бы справедливо наказать обоих? Кто станет это отрицать?
Итак, воздадим благодарение Спасителю, когда видим Его
не воздающим нам то, что, как познаем мы в осуждении
подобных нам, причиталось также и нам самим. Ведь если
бы всякий человек избавлялся, то непременно осталось бы
сокрытым, какое [наказание] по справедливости полагается
за грех, а если никто не избавлялся бы, то не выявилось
бы, сколь много дарует благодать. Но воспользуемся лучше
в этом сложнейшем вопросе словами апостола: Бог, желая
показать гнев и явить могущество Свое, со многим
терпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы
вместе с тем явить богатство славы Своей над сосудами
милосердия [9]. И не может изделие сказать Ему: "Зачем
ты меня так сделал?" – поскольку Он имеет власть, чтобы
из той же смеси (ex eadem massa) сделать один сосуд для
почести, а другой для поругания [10]. Ведь там, где вся
эта смесь целиком заслуженно осуждена, справедливость
воздает причитающееся поругание, а благодать дарует
незаслуженную почесть, не по преимуществу заслуги, не по
необходимости судьбы, не по удачному стечению
обстоятельств, но по бездне богатства премудрости и
ведения Божия [11]. И эту бездну апостол не открывает,
но удивляется ее сокровенности, восклицая: О, бездна
богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы
суды Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум
Господень? Или кто был советчиком Ему? Или кто дал Ему
наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него,
через Него и в Нем; Ему слава во веки веков. Аминь
[12].
Примечание
6. Притч 8(по LХХ). В Синод, пер. эта мысль
отсутствует: Потому что, кто нашел меня, тот нашел
жизнь, и получит благодать от Господа. В перковнослав.
пер.: И уготовляется хотение от Господа.
7. Рим 9
8. Ср.: Деян 10:34; Рим 2:11; Еф 6:9; Кол
3:25; 1 Пет 1:17.
9. Рим 9:22–23.
10. Рим 9:20–21.
11. Послание апостола Павла к Римлянам
11:33 О,бездна богатства и премудрости и
ведения Божия!Как непостижимы судьбы Его и неисследимы
пути Его!{Иов. 9:10 Иов. 36:23 }
Рим 11:33.
12
Рим 11:33–36.
6. Однако они не желают, чтобы
воздавалась Ему слава за то, что нечестивые
оправдываются безвозмездной (gatuita) благодатью. Они,
не ведая Его справедливости, хотят установить свою [13].
Или же, будучи вынуждаемы к этому [воздаванию славы]
голосами единодушно провозглашающих [благодать) верующих
и благочестивых [людей], хотя и признают, что
оказывается Божественная помощь для того, чтобы можно
было иметь или творить нечто праведное, но делают это
таким образом, чтобы предшествовало что-либо,
относящееся к их заслуге, как будто бы желают первыми
дать, чтобы было воздано им Тем, о Ком сказано: Кто дал
Ему наперед, чтобы Он должен был воздать [14]? Они
полагают, что некоторые имеющиеся у них заслуги
предваряют Того, о Ком они слышат, а вернее – о Ком не
желают слышать: Все из Него, через Него и в Нем [15].
Итак, к каким богатствам относится бездна Его
премудрости и ведения [16], из таких богатств и
богатство славы Его, [являемой] над сосудами милосердия,
которых призвал Он для усыновления; и это богатство
пожелал Он сделать известным также посредством сосудов
гнева, готовых к погибели. И какие пути неисследимы, как
не те, о которых в псалме поется: Все пути Господни –
милость и истина [17]? Итак, неисследимы Его милость и
истина, поскольку кого хочет, милует, не по
справедливости, но по благодати милосердия; а кого
хочет, ожесточает [18], не по несправедливости, но по
истине отмщения. И эти милость и истина так соотносятся
друг с другом (ведь написано: Милость и истина
встретились [19]), что и милость не препятствует истине,
по которой карается заслуживающий этого, и истина не
мешает милости, по которой избавляется этого не
заслуживающий. Итак, разве может освобожденный хвалиться
своими заслугами? Ведь если бы ему было воздано
причитающееся за его заслуги, то он непременно был бы
осужден. Значит, нет вообще никаких заслуг у праведных?
Разумеется, есть; иначе они и праведными не были бы. Но
не заслуги сделали их праведными; они сделались
праведными, поскольку оправданы, но, как говорит
апостол: Получая оправдание даром, по благодати Его
[20].
7. Итак, хотя продолжают они оставаться
врагами и неприятелями этой благодати, но вот, сам
Пелагий на церковном суде в Палестине анафематствовал
тех, кто говорят, будто благодать Божия дается по
заслугам (ведь иначе не ушел бы он оттуда без
наказания). Однако ничего другого невозможно найти и в
более поздних их рассуждениях, кроме как [утверждения],
что по заслугам дается та благодать, которую более всего
преподает апостольское Послание к Римлянам, [написанное
апостолом с той целью], чтобы оттуда как из столицы мира
проповедь благодати разлилась по всей вселенной. И это –
та благодать, которой оправдывается нечестивый, то есть
бывший прежде нечестивым становится праведным. И потому
восприятию этой благодати не предшествуют никакие
заслуги; ведь нечестивым за их заслуги причитается не
благодать, а наказание; да и благодать не была бы
благодатью, если бы не подавалась безвозмездно, а
воздавалась по долгу.
8. Но когда спрашивают у них, о какой
благодати думал Пелагий, что дается она без всяких
предшествующих заслуг, когда анафематствовал говорящих,
будто благодать Божия дается по нашим заслугам, то они
пытаются ответить, что подаваемая без всяких
предшествующих заслуг благодать – это сама человеческая
природа, в которой мы сотворены: ведь невозможно нам
было что-то заслужить до того, как мы начали быть. Пусть
это лукавство будет отброшено христианскими сердцами,
ведь апостол преподает вовсе не ту благодать, которой мы
созданы быть людьми, но ту, которой мы были оправданы,
когда сделались злыми людьми. Ведь это и есть благодать
Божия через Иисуса Христа, Господа нашего. Ибо Христос
умер не за никого (non pro nullis), чтобы были созданы
люди, но за нечестивых, чтобы они были оправданы;
поскольку уже был человеком сказавший: Бедный я человек,
кто избавит меня от тела этой смерти? Благодать Божия
через Иисуса Христа, Господа нашего [21].
9. Однако они могут еще сказать, что
отпущение грехов – это благодать, подаваемая без всяких
предшествующих заслуг; ведь разве могут грешники иметь
нечто, относящееся к доброй заслуге? Но и это самое
отпущение грехов происходит не без какой-либо заслуги,
если его испрашивает вера, – ведь не ничтожна заслуга
веры (meritum fidei). По этой вере [мытарь] сказал:
Боже! Будь милостив ко мне, грешнику! И ушел он
оправданным благодаря заслуге верующего смирения, ибо
всякий унижающий себя возвысится [22]. Потому остается
нам саму веру, от которой берет свое начало всякая
праведность, почему и говорится Церкви в Песни песней:
Приди и пройди от начала веры [23] остается, говорю,
саму веру отнести не к человеческому решению, которое
превозносят эти [еретики], и не к каким-либо
предшествующим заслугам, поскольку от нее берут начало
какие бы то ни было добрые заслуги, но признать, что
[эта вера] безвозмездный дар Божий, если хотим мы
мыслить об истинной благодати, то есть о подаваемой без
заслуг, поскольку, как читаем мы в том же [апостольском]
Послании: Бог каждому уделил меру веры [24]. Ведь добрые
дела совершаются человеком, а вера действует в человеке,
и без этой веры эти дела никаким человеком не могут
совершаться. Ибо все, что не по вере, – грех [25].
10. И потому пусть не превозносится
также заслуга самой молитвы, даже если подается
молящемуся помощь для победы над вожделением ко
временным вещам или же для любви к вечным благам и
Самому Источнику всех благ – Богу; ведь молится вера,
поданная еще не молящемуся, и если бы не была дана эта
вера, он не смог бы молиться. Ибо как призывать Того, в
Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не
слышали? Как слышать без проповедующего? Итак, вера от
слышания, а слышание – от слова Христова [26]. Потому
служитель Христов и проповедник этой веры есть по данной
ему благодати [27] насаждающий и поливающий; однако
насаждающий и поливающий суть ничто, а все Бог
взращивающий [28], Который каждому дал меру веры [29].
Поэтому и в другом месте говорится: Мир братиям и любовь
с верой; и чтобы не стали эту веру приписывать себе
самим, [апостол] тут же добавляет: от Бога Отца и
Господа нашего Иисуса Христа [30], поскольку не во всех,
кто слушают слово, есть вера, но в тех [лишь], кому Бог
уделил меру веры, так же, как не все, что посажено и
поливается, растет, но [лишь] то, чему Бог подает
возрастание. А почему один верует, а другой не верует,
когда оба слышат одно и то же, и, если перед их глазами
совершается чудо, оба видят одно и то же – это
[относится к] бездне богатства премудрости и ведения
Бога [31], суды Которого непостижимы [32] и у Которого
нет несправедливости, когда Он, кого хочет, милует, а
кого хочет, ожесточает [33]; ведь нельзя эти суды
считать несправедливыми [лишь] на том основании, что они
сокрыты.
11. Далее, если после отпущения грехов
не обитает в очищенном доме Дух Святой, то разве не
возвращается туда нечистый дух с другими семью, и бывает
для человека того последнее хуже первого [34]? А что
касается обитания Святого Духа, то разве не дышит Он,
где хочет [35]? И любовь Божия, без которой никто не
способен жить добродетельно, излилась в сердца наши не
от нас, но Духом Святым, данным нам [36]. А веру эту
определяет апостол, говоря: Не имеет силы ни обрезание,
ни необрезание, но вера, действующая любовью [37]. Ибо
именно это и есть вера христиан, а не демонов, поскольку
и демоны веруют и трепещут [38], но разве они любят?
Если бы они не веровали, то не сказали бы: Ты – Святый
Божий, или: Ты – Сын Божий [39]. А если бы любили, то не
сказали бы: Что Тебе до нас [40].
12. Итак, вера привлекает нас ко Христу,
и, если бы не подавалась она нам свыше как безвозмездный
дар, Он Сам не сказал бы: Никто не может прийти ко Мне,
если не привлечет его Отец [41]. Потому и немного ниже
говорит: Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь.
Но есть из вас некоторые неверующие. И евангелист
прибавляет здесь же: Ибо Иисус от начала знал, кто суть
неверующие, и кто предаст Его [42]. И чтобы не посчитал
кто-либо, что верующие принадлежат к Его предведению
точно так же, как неверующие, то есть [не посчитал], что
не подается им свыше вера, но лишь предузнается их воля,
евангелист тотчас прибавляет и говорит: И сказал [Иисус:
для того Я и говорил вам, что никто не может прийти ко
Мне, если не будет ему дано от Отца Моего [43]. Потому и
получилось, что из тех, кто слушали Его слова о Его
Плоти и Крови, некоторые, не веруя, отошли, а другие,
веруя, остались; ведь никто не может прийти к Нему,
кроме тех, кому дано это от Отца, а потому также и от
Самого Сына и от Святого Духа. Ибо нераздельны дары и
действия нераздельной Троицы, но Сын, воздавая здесь
почесть Отцу, не предлагает свидетельства о неком
расстоянии [между Ними], но показывает великий пример
смирения.
13. Здесь вновь эти защитники свободного
решения (а вернее – обманщики, поскольку гордецы, и
гордецы, поскольку самонадеянные), намереваясь говорить
не против нас, но против самого Евангелия, что другое
могут сказать, кроме того, что сам апостол привел себе в
возражение, говоря как бы от лица их: Ты скажешь мне:
"За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле
Его?" [44]. Это возражение он предложил сам себе как бы
от кого-то другого, приводя словно бы голос тех, кто не
желают принимать сказанного им выше: Итак, кого хочет,
милует, а кого хочет, ожесточает [45]. Потому и мы
вместе с апостолом скажем подобным [людям]: А ты кто,
человек, что возражаешь Богу [46]? – ведь не сможем мы
найти, что сказать лучше его.
14. И если поищем мы вину, [по причине
которой происходит] ожесточение, то найдем ее. Ибо из-за
вины в грехе осуждена вся смесь [людей]; и ожесточает
Бог, не наделяя злобностью, но отказывая в милосердии.
Кому не уделяется милосердие, те недостойны этого и не
заслуживают этого, но скорее достойны и заслуживают
того, чтобы им не уделялось [милосердие]. А если поищем
заслугу для [явления] милосердия, то не найдем ее,
поскольку нет тут никакой заслуги, чтобы не лишилась
силы благодать, если окажется, что она не подается
даром, но воздастся за заслуги [47].
15. Ведь если мы скажем, что вера
предшествовала [благодати], и в ней заключалась заслуга,
[способствующая получению] благодати, то какую же
заслугу имел человек до веры, чтобы получить [саму эту]
веру? Что он имеет, чего бы не получил? А если получил,
что хвалится, как будто не получил [48]? Ибо как не имел
бы человек ни премудрости, ни разума, ни совета, ни
крепости, ни ведения, ни благочестия, ни страха Божия,
если бы не получил в соответствии с пророческим
изречением Духа премудрости и разума, совета и крепости,
ведения, благочестия и страха Божия [49], как не имел бы
он силы, любви и целомудрия, если бы не получил Духа, о
Котором говорит апостол: Ибо вы приняли Духа не боязни,
но силы, любви и целомудрия [50], так точно и веры не
имел бы он, если бы не получил Духа веры, о котором тот
же [апостол] говорит: Имея тот же Дух веры, как
написано: "Я веровал, и потому говорил", и мы веруем, и
потому говорим [51]. И то, что получают [этот Дух веры]
не по заслугам, но по милосердию Того, Кто милует, кого
хочет [52], [сам апостол] вполне ясно утверждает, когда
говорит о себе самом: Я получил милосердие, чтобы быть
верующим [53].
Примечание
13. Ср.: Рим 10:3.
14. Рим 11:35.
15. Рим 11:36.
16. Рим 11:33.
17. Пс 24:10.
18. Рим 9:18.
19. Пс 84:11.
20. Рим 3:24.
21. Рим 7:24–25. В Синод, пер.: Бедный я
человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю
Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же
самый я умом моим служу закону Божию. а плотию закону
греха.
22. См.: Лк 18:13–14; 14:11; Мф 23:12.
23. Песн 4(по LХХ). В Синод, пер. эта фраза
отсутствует. Ср. церковнослав. пер.: Прииди и прейди из
начала веры.
24. Рим 12:3. В Синод, пер.: Думайте [о
себе] скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
25. Рим 14:23.
26. Рим 10:14–17. В Синод пер.: Слышание от
слова Божия.
27. Ср.: Рим 15:16, 15; 1 Кор 3:5–6; Рим
12:3.
28. 1 Кор 3:7.
29. Рим 12:3.
30. Еф 6:23.
31. Рим 11:33.
32. Ср.: Рим 9:14.
33. Рим 9:18.
34. Мф 12:43–45; Лк 11:24–26.
35. Ин 3:8.
36. Рим 5:5.
37. Гал 5:6.
38. Иак 2:19.
39. Лк 4:41, 34; Мк 3:11–12.
40. Мф 8:29; Мк 5:7; Лк 8:28.
41. Ин 6:44.
42. Ин 6:63–64.
43. Ин 6:65.
44. Рим 9:19.
45. Рим 9:18.
46. Рим 9:20.
47. Ср.: Рим 11:6.
48. Ср.: 1 Кор 4:7.
49. Ср.: Ис 11:2–3.
50. 2 Тим 1:7.
51. Второе послание апостола Павла к
Коринфянам
4:13 Но, имея тот же дух веры, как
написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем,
потому и говорим{Пс. 115:1 }
2 Кор 4:13; Пс 115:1.
52. Рим 9:18.
53. 1 Кор 7:25.
16. Если скажем мы, что предшествует
заслуга молитвы, дабы приобретен был дар веры, то, хотя
молитва, испрашивая все то, что она просит, тем самым
делает ясным, что все это – дар Божий, – чтобы не
полагал человек, будто от самого себя у него это, ведь
если имел бы он это в своей власти, то, разумеется, и не
просил бы, – однако же, чтобы не думали, будто
предшествуют хотя бы заслуги молитвы, по которым
подается не безвозмездная благодать, но нечто, уже и не
являющееся благодатью, поскольку воздастся это за
заслуги, – вот, также и сама молитва входит в число
даров благодати. Так говорит учитель язычников [54]: Ибо
мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух
ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными [55].
Что же значит "ходатайствует", если не "делает так, что
мы ходатайствуем"? Здесь ходатайствовать воздыханиями –
это вернейший признак в чем-то нуждающегося. Но
недопустимо веровать, что Дух Святой нуждается в некой
вещи. Однако сказано это "ходатайствует", поскольку Он
делает так, что мы ходатайствуем, и внушает нам
побуждение к ходатайству и воздыханию. Подобным образом
и в Евангелии говорится следующее: Ибо не вы будете
говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас [56].
Ведь и это не так совершается нами, как будто мы сами
ничего при этом не делаем. Итак, подобными словами
выражается помощь Святого Духа, и поэтому говорится,
будто Он делает то, что Он побуждает делать нас.
17. Ведь не следует думать, что тот Дух,
о Котором сказано: ходатайствует неизреченными
воздыханиями, – это наш дух, но [надо полагать], что это
Святой Дух, Который помогает нашей немощи, как ясно
свидетельствует о том апостол. Ибо вначале он говорит:
Дух помогает немощи нашей, а затем продолжает так: Ибо
мы не знаем, о чем молиться, как должно [57] и прочее. О
том же Духе яснее говорит он в другом месте: Вы приняли
не духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли
Духа усыновления, Которым мы взываем: "Авва, Отче!" Вот,
здесь не сказал он, что Сам Дух взывает в молитве; но
сказал: Которым мы взываем: "Авва, Отче!" [58] Однако в
другом месте говорит: Поскольку вы сыны Божии, то послал
Бог Духа Сына Своего в сердца ваши, взывающего: "Авва,
Отче!" [59] Здесь уже не говорит: "Которым мы взываем",
но предпочел назвать взывающим Самого Духа, благодаря
воздействию Которого мы взываем. Точно так же и в
приведенных выше местах: Сам Дух ходатайствует
воздыханиями неизреченными [60], и: Дух Отца вашего
будет говорить в вас [61].
18. Поэтому, как никто не мудрствует
верно, не разумеет верно, не отличается верным советом и
крепостью, как никто не бывает сведуще благочестивым иди
благочестиво сведущим, как никто не боится Бога чистым
страхом, если не получит он Духа премудрости и разума,
совета и крепости, ведения, благочестия и страха Божия
[62], и как не имеет никто истинной силы, подлинной
любви, благочестивого целомудрия, если не получит он
Духа силы, любви и целомудрия [63], точно так же без
Духа веры никто не сможет надлежащим образом уверовать,
а без Духа молитвы никто не сможет молиться во спасение.
Не потому так, что много духов, но все это производит
один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему
угодно [64], поскольку Дух дышит, где хочет [65]. Но
следует признать, что одним способом помогает Он, еще не
вселяясь, а другим – уже вселяясь. Ведь еще не вселяясь,
он помогает людям стать верующими, а вселяясь – помогает
уже верующим.
Примечание
54. Ср.: 1Тим 2:7.
55. Рим 8:26.
56. Мф 10:20.
57. Рим 8:26.
58. Рим 8:15.
59. Гал 4:6.
60. Рим 8:26.
61. Мф 10:20.
62. Ср.: Ис 11:2–3.
63. 2 Тим 1:7.
64. 1 Кор 12:11.
65. Ин 3:8.
19. Итак, какая заслуга может быть у
человека до благодати, чтобы по этой заслуге получил он
благодать, если любая наша добрая заслуга производится в
нас лишь благодатью; так что когда Бог увенчивает наши
заслуги, он увенчивает не что иное, как Свои дары? Ибо
как в начале веры мы получили милосердие не потому, что
были верующими, но чтобы стали мы верующими, так точно и
в конце, когда настанет вечная жизнь, Бог увенчает нас,
как написано, милостью и милосердием [66]. Потому не зря
воспевают Богу: Милосердие Его предварит меня [67], и:
Милосердие Его да сопровождает меня [68]. Потому и сама
вечная жизнь, которую будем мы иметь в конце без конца,
хотя и воздается за предшествующие заслуги, однако,
поскольку те самые заслуги, за которые она воздается, не
нами приготовлены по нашей способности, но сотворены в
нас благодатью, то и сама эта вечная жизнь именуется
благодатью, по той лишь причине, что подается она даром,
и потому даром, что подается не за заслуги, но
[подается] благодаря тому, что дарованы и сами те
заслуги, по которым она дается. И если поищем мы
свидетельства, где вечная жизнь называется благодатью,
то найдем у того же великого защитника благодати
апостола Павла. Воздаяние за грех, – говорит он, –
смерть, а благодать Божия – вечная жизнь во Христе
Иисусе, Господе нашем [69].
20. Посмотри, прошу тебя, насколько
предусмотрительно расположил он слова в этом столь
кратком изречении. Если внимательно их разобрать, то
темнота этого вопроса понемногу начнет проясняться. Ведь
когда он сказал: Воздаяние за грех смерть, кто здесь не
посчитал бы, что весьма уместно и последовательно было
бы, если бы он прибавил: "А воздаяние за праведность –
жизнь вечная"? Это воистину так, поскольку как за вину в
грехе причитается в качестве воздаяния смерть, так за
заслугу праведности причитается в качестве воздаяния
вечная жизнь. Или, если не захотел он сказать:
"воздаяние за праведность", мог бы сказать "за веру",
поскольку праведный верою жив будет [70]. Потому во
многих местах Священного Писания это воздаяние именуется
также наградой, и напротив, сама вера или праведность
нигде не называется наградой, поскольку награда
воздается за праведность или веру. А что награда для
действующего, то же и воздаяние для служащего.
21. Но блаженный апостол, [выступая]
против превозношения, которое столь сильно пытается
прокрасться к великим [людям], что, как он говорит,
из-за этого и самому ему дан был ангел сатаны,
удручавший его, чтобы он не превозносился
чрезвычайностью откровений [71]; итак, подвизаясь
ревностно против этой чумы превозношения, он говорит:
Воздаяние за грех – смерть [72]. Справедливо оно
называется воздаянием, поскольку оно есть нечто должное,
поскольку уделяется как нечто причитающееся, поскольку
воздается заслуженно. Далее, чтобы праведность не
превозносилась человеческой доброй заслугой, хотя нет
никакого сомнения, что человеческая злая заслуга – это
грех, он не говорит в противовес: "А воздаяние за
праведность – жизнь вечная", но говорит так: Благодать
Божия – жизнь вечная. И чтобы не искали ее на каком-либо
ином пути, помимо Посредника, он добавляет: во Христе
Иисусе, Господе нашем [73]. Он как будто говорит:
"Услышав, что воздаяние за грех – смерть, зачем
намереваешься ты предаться превозношению, о человеческая
– не скажу, праведность, но – скрывающаяся под именем
праведности гордость? Зачем намереваешься ты
превознестись и потребовать противоположную смерти
вечную жизнь как причитающееся тебе воздаяние? Вечная
жизнь причитается истинной праведности, а если
праведность истинна, то она не от тебя, но нисходит
свыше от Отца светов [74]. Если ты все же имеешь ее, то,
разумеется, получил [дар] иметь ее, ибо что благое ты
имеешь, чего бы не получил [75]? Потому, о человек, если
предстоит тебе получить жизнь вечную, то хотя это и
воздаяние за праведность, но для тебя это благодать, и к
этой благодати принадлежит также сама праведность. Ведь
[вечная жизнь] воздавалась бы тебе по долгу, если бы от
тебя самого была та праведность, за которую она
воздается. Ныне же от полноты Его мы приняли не только
благодать, благодаря которой ныне живем в трудах
праведно вплоть до конца, но также и благодать на эту
благодать [76], чтобы могли мы потом жить в покое
бесконечно. Нет ничего более спасительного, во что
веровала бы вера, поскольку ничего более истинного не
обретает разум, и надлежит нам послушать пророка,
говорящего: Если не уверуете, то и не уразумеет [77].
Примечание
66. Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и
щедротами.
67. Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог
милующий меня, предварит меня.
68. Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и
милость да сопровождают меня.
69. Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за
грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе
Иисусе, Господе нашем.
70. Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв
2:4.
71. 2 Кор 12:7.
72. Рим 6:23.
73. Рим 6:23.
74. Иак 1:17.
75. 1 Кор 4:7.
76. Ин 1:16.
77. Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не
верите, то потому, что вы не удостоверены.
22. "Но, – скажет кто-то [из пелагиан],
– люди, не желающие жить праведно и верно, находят себе
извинение, говоря: "Что же сделали мы, живущие дурно,
если не получили мы благодати, при помощи которой могли
бы мы жить в добре?" Не могут истинно сказать, что не
сделали они ничего дурного – те, кто живут дурно; ведь
если они не делают ничего дурного, то живут в добре, а
если живут дурно, то живут так по причине собственного
зла, или того, которое получили вследствие
происхождения, или того, которое сами добавили сверх
этого. Но если они суть сосуды гнева, готовые к
погибели, которая заслуженно воздается им, то пусть себя
обвиняют в этом, поскольку созданы они из этой смеси
[78], которую Бог заслуженно и справедливо осудил из-за
греха одного [человека], в котором согрешили все [79];
если же они суть сосуды милосердия [80], на которых,
созданных из той же смеси, Бог не захотел налагать
заслуженное наказание, то пусть не превозносятся, но
прославляют Того, Кто явил им незаслуженное милосердие,
и если о чем иначе мыслят, то и это Он Сам откроет им
[81].
23. Наконец, каким же способом они
извиняют себя? Не тем ли, который кратко противопоставил
себе апостол, говоря как бы их словами: За что же еще
обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его [82]? Ведь это
значит сказать: "Зачем жалуются на нас, что оскорбили мы
Бога, живя дурно, если никто не может противостать воле
Того, Кто ожесточил нас, не явив нам Своего милосердия?"
Итак, если не стыдно им противоречить таким своим
извинением не нам, но апостолу, почему мы должны
постесняться вновь и вновь говорить им то, что сказал
апостол? [Он говорит так]: А ты кто, человек, что
возражаешь Богу? Изделие скажет ли сделавшему его:
"Зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над
глиной, чтобы из той же смеси,– разумеется, заслуженно и
справедливо осужденной, – сделать один сосуд для
почести, – незаслуженной и [получаемой] по благодати
милосердия, – а другой – для поругания, – заслуженного и
[получаемого] по справедливости гнева; чтобы вместе с
тем явить богатство славы Своей над сосудами милосердия
[83], показывая, что даровал им, когда сосуды гнева
получают то наказание, которое одинаково причиталось
всем? Однако пусть будет достаточно для христианина,
пока еще живущего верой и не различающего еще
совершенного, но лишь отчасти знающего [нечто], знать
или верить, что никого не избавляет Бог иначе как по
милосердию, подаваемому даром через Господа нашего
Иисуса Христа, и никого Он не осуждает иначе как по
справедливейшей истине, через Того же Господа нашего
Иисуса Христа [84]. А почему Он освобождает или не
освобождает одного или другого, – пусть постигает тот,
кто к этому способен, великую бездну Его судов, но пусть
остерегается [упасть] в пропасть. Ведь разве есть
несправедливость у Бога? Ни в коем случае [85]; но
непостижимы суды Его и неисследимы пути Его [86].
24. И уж по крайней мере в отношении
более взрослых по возрасту заслуженно может быть
сказано: Они не захотели уразуметь, чтобы делать добро
[87]. Они, что еще тяжелее, уразумели и не покорились;
ведь как написано: Словами не научится глупый раб, если
и уразумеет он их, не послушается [88]. Почему не
послушается, если не из-за своей злой воли? И ему
причитается более тяжкое осуждение от Божественной
справедливости: ведь кому больше дано, с того и
спросится больше [89]. Да и Писание говорит, что
неизвинительны те, от кого не сокрыта была истина,
однако же сохранилось в них нечестие. Ибо апостол так
говорит: Открывается гнев Божий с неба на всякое
нечестие и неправду человеков, подавляющих истину
неправдою. Ибо то, что можно знать о Боге, явно для них,
потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его от создания
мира, через рассматривание творения видимо и
постигается, – вечная сила Его и Божество, так что они
неизвинительны [90].
25. Потому, если он называет
неизвинительными тех, кто могли увидеть и постичь Его
невидимое через рассмотрение творения, однако не
покорились истине, а остались нечестивыми и
неправедными, ведь не лишены они были познания Бога, но
познав Бога, – говорит апостол, – не прославили Его, как
Бога, и не возблагодарили [91], – то насколько же более
их неизвинительны те, кто, будучи научены Его законом,
сами себя сочли вождями слепых и, уча других, не научили
самих себя; те, кто проповедуют не красть, а сами
крадут, и прочее, что говорит о них апостол! Ведь он
говорит им так: Итак, неизвинителен ты, всякий человек,
судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого,
осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же
[92].
26. Также и Сам Господь в Евангелии
сказал: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели
бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем
[93]. Ясно, что все же имели некий грех те, кто полны
были других больших и малых грехов, но Он желает, чтобы
здесь, когда говорит Он, что не имели бы греха,
подразумевался грех, состоящий в том, что, увидев Его,
они в Него не поверили. Он утверждает, что нет у них
такого извинения, исходя из которого могли бы они
сказать: "Мы не слышали, потому и не уверовали". Ибо
человеческая гордость, зазнающаяся из-за силы свободного
решения, полагает, будто нашла себе извинение, когда
кажется, будто грешит она по неведению, а не по воле.
27. Но Божественное Писание называет
неизвинительными в отношении этого извинения всех, кого
оно изобличает в том, что они грешат, ведая [об этом]. А
праведный суд Божий не щадит и тех, кто не слышали: Те,
которые, не имея закона, согрешили, вне закона и
погибнут [94]. И хотя люди пытаются найти себе
извинение, не допускает этого извинения Тот, Кто знает,
что Он создал человека правым [95] и дал ему заповедь
послушания, а грех распространился и перешел затем во
всех последующих не иначе как по свободному решению воли
того, кто дурно воспользовался этим самым решением. Ведь
не осуждаются те, кто не согрешили, поскольку этот грех
перешел во всех [от одного], в котором все согрешили
сообща [96], еще до собственных грехов каких-либо
отдельных людей. И потому неизвинителен всякий грешник,
или из-за вины своего происхождения [от Адама], или
из-за увеличения [греха] по своей собственной воле;
знает ли он, или не знает, судит ли он, или не судит
[97], – поскольку и само незнание у тех, кто не захотели
уразуметь, это, без сомнения, грех; а у тех, кто не
сумели [уразуметь], – наказание за грех. Поэтому
несправедливо извинение обоих, но справедливо [их]
осуждение.
28. А тех, которые грешат не по
неведению, но ведая, [что делают], Божественные речения
для того называют неизвинительными, чтобы они увидели,
насколько неизвинительны они по причине своего
горделивого мнения, [руководствуясь которым], они весьма
сильно надеются на силы собственной воли. Ведь не может
уже для них быть извинением неведение, однако не имеют
они еще той праведности, для которой, по их
предположению, достаточно [их собственной] воли. Ибо
тот, кому Господь даровал благодать познания и
послушания, говорит: Законом познается грех [98]; и: Я
не иначе узнал грех, как посредством закона; ибо я не
знал бы пожелания, если бы закон не говорил: "Не
пожелай!" [99] И когда Говорит он: Я нахожу удовольствие
в законе Божием по внутреннему человеку [100], то
желает, чтобы разумели здесь не человека, не знающего
заповедующий закон, но человека, недостойного
освобождающей благодати, и исходя из этого не просто
знания, но и услаждения законом, в конце говорит: Бедный
я человек! Кто избавит меня от тела этой смерти?
Благодать Божия через Иисуса Христа, Господа нашего
[101]. Итак, никто не
избавляет от ударов этого убийцы, кроме благодати
единственного Спасителя. Никто не избавит проданных
греху от пленяющих уз, кроме благодати Искупителя.
29. Итак, все вообще, кто хотят найти
для себя извинение в своих постыдных и нечестивых
[поступках], потому вполне справедливо наказываются, что
освобождаемые освобождаются не иначе как благодатью.
Ведь если бы извинение здесь было справедливо, то
избавляла бы от [всего] этого уже не благодать, а
праведность. Но поскольку избавляет только лишь
благодать, то ничего праведного не находит она в том,
кого избавляет: ни воли, ни действия, ни даже самого
извинения, – ведь если бы справедливо было это
извинение, то пользующийся им избавлялся бы по заслуге,
а не по благодати. Ведь мы знаем, что по благодати
Христовой избавляются также и некоторые из говорящих: За
что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его
[102]? Если это извинение справедливо, то [подобные
люди] избавляются уже не по безвозмездной благодати, но
ради справедливости этого извинения. Если же они
избавляются по благодати, то ясно, что это извинение
несправедливо. Ведь тогда благодать, по которой
избавляется человек, – истинная благодать, когда она не
воздается по справедливости, как нечто должное. Потому с
теми, кто говорят: За что же еще обвиняет? Ибо кто
противостанет воле Его? – происходит как раз то, о чем
читаем мы в книге [Притчей] Соломоновых: Неразумие
человека извращает пути его, а он обвиняет Бога в сердце
своем [103].
30. И потому, хотя Бог, желая показать
гнев и явить могущество Свое, благодаря которому Он
хорошо пользуется даже злыми, сотворил сосуды гнева для
погибели, [сотворил также и для того], чтобы явить
богатство славы Своей над сосудами милосердия [104],
которые Он создал для славы (не причитающейся подлежащей
осуждению смеси [как нечто должное], но даруемой по
щедрости Его благодати), – однако в тех же сосудах
гнева, из-за вины [всей] смеси заслуженно сотворенных
для поругания, то есть в людях, созданных ради благ
природы, но предназначенных к наказанию по причине
пороков, Он лишь осуждает, а не создает то беззаконие,
которое по всей справедливости отвергает Истина [105].
Ибо как Его воле приписывается человеческая природа, без
всякого сомнения заслуживающая похвалы, так человеческой
воле приписывается вина, без всякого возражения
подлежащая осуждению. Эта воля человека или передала
наследственный порок потомкам, которых содержала в себе,
когда согрешила, или прибавила также прочие пороки,
[присоединяющиеся], когда каждый человек сам по себе
живет бесчестно. Но ни от того [зла], которое
усваивается вследствие [греховного] происхождения, ни от
того зла, которое каждый собирает в своей собственной
жизни или по неразумию, или по нежеланию уразуметь, [ни
оттого] также, что [человек], будучи наставлен законом,
накапливает, прибавляя [к греху] преступление, – никто
не освобождается и не оправдывается [от всего этого]
иначе как благодатью Божией через Иисуса Христа, Господа
нашего [106].
И происходит это не только посредством отпущения грехов,
но прежде всего благодаря вдохновению [от Бога] самой
веры и страха Божия, благодаря наделению [человека]
побуждением к молитве и ее осуществлением. [И совершает
это Бог], пока не исцелит всевозможные недуги наши и не
излечит от тления жизнь нашу, увенчивая нас [Своей]
милостью и милосердием [107].
Примечание
78. Ср.: Рим 9:21–22.
79. Ср.: Рим 5:12.
80. Рим 9:23.
81. Флп 3:15.
82. Рим 9:19.
83. Рим 9:20–21,23.
84. Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв
2:4.
85. Рим 9:14.
86. Рим 11:33.
87. Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он
вразумиться, чтобы делать добро.
88. Притч 29(по LХХ). В Синод, пер.: Словами
не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не
слушается
89. Ср.: Лк 12:47–48.
90. Рим 1:18–20. В Синод.пер.: ...Ибо
невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания
мира через рассматривание творений видимы, так что они
безответны.
91. Рим 1:21.
92. Рим 2:1.
93. Ин 15:22.
94. Рим 2:12.
95. Еккл 7:29.
96. Ср.: Рим 5:12.
97. Ср.: Рим 2:1.
98. Рим 3:20.
99. Рим 7:7.
100. Рим 7:22.
101. Рим 7:24–25 В Синод, пер.: Бедный я
человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю
Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим.
102. Рим 9:19.
103. Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость
человека извращает путь его, а сердце его негодует на
Господа.
104. Ср.: Рим 9:21–23.
105. Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9.
106. Рим 7:25.
107. Ср.: Пс 102:3–4.
31. Однако те, кто полагают, будто у
Бога есть лицеприятие, когда при равных обстоятельствах
одним ниспосылается Его милосердие, а на других остается
Его гнев, теряют, без всякого сомнения, всю силу своих
доводов, как только речь заходит о младенцах. Я не буду
говорить сейчас о том, что и младенцы, пусть даже только
что вышедшие из материнской утробы, не исключаются из
того наказания, рассуждая о котором, апостол говорит:
Преступлением одного – всем человекам осуждение; и от
этого осуждения не избавляет никто, кроме одного Того, о
Ком тот же апостол говорит: Оправданием одного – всем
человекам оправдание к жизни [108]. Итак, опущу я сейчас
все это и скажу о младенцах лишь то, что и [пелагиане],
устрашенные евангельским авторитетом, – а скорее
сломленные полнейшим согласием веры христианского
народа, признают без всякого возражения, – [а именно]
что никакой младенец не войдет в Царство Небесное, если
не будет он возрожден водою и Духом [109]. И я спрошу у
них, какую причину они приведут, по которой устраивается
так, что один младенец исходит отсюда крещенным, а
другой бывает предан в руки неверующих, или же,
[рождаясь] у верующих, умирает прежде, чем будет
принесен ими для крещения? Неужто припишут они это року
или судьбе? Не думаю, что низвергнутся они в такое
безумие, если они хоть немного желают удержать за собой
имя христиан.
32. Итак, почему ни один младенец не
войдет в Царство Небесное, если не принял он омовения
возрождения (lavacrum regenerationis) [110] Разве сам он
выбрал себе неверующих или небрежных родителей, от
которых родился? А что сказать мне о бесчисленном
количестве неожиданных или внезапных смертей, которые
часто упреждают детей даже верующих христиан и лишают их
крещения; тогда как, с другой стороны, дети нечестивцев
и врагов Христа, попадая неким образом в руки христиан,
отходят из этой жизни не без таинства возрождения? Что
скажут здесь те, кто полагают, будто для дарования
благодати должны предшествовать некие человеческие
заслуги, чтобы не оказался Бог лицеприятным [111]? Какие
же заслуги предшествовали здесь? Если ты задумаешься о
самих этих младенцах, то нет у них личных [заслуг], и
для обоих общей является упомянутая смесь [греха]; а
если обратиться к родителям, то найдешь добрые [заслуги]
у тех, чьи дети гибнут внезапной смертью без Христова
крещения, а злые – у тех, чьи дети благодаря некой
распорядительности христиан достигли церковных таинств.
И однако Промысл Божий, для которого и волосы наши
сосчитаны, без воли Которого малая птица не упадет на
землю [112], который роком не подавляется, которому
никакие превратности судьбы не препятствуют, который не
повреждается никакой несправедливостью, он не
позаботился о том, чтобы все младенцы его сынов
возрождены были для небесного наследия, но позаботился,
чтобы некоторые младенцы нечестивых были возрождены.
Один младенец, рожденный от верующих супругов,
встреченный радостью родителей, бывает придавлен матерью
или кормилицей во сне и таким образом оказывается изгнан
и отлучен от веры своих [родителей]; другой младенец,
рожденный от преступного разврата, выкидывается из-за
жестокого страха матери, подбирается по милосердному
благочестию чужих людей и ими крестится по христианскому
обыкновению, так что становится наследником вечности и
причастником Царства. Об этом пусть задумаются они, об
этом порассуждают, здесь пусть дерзнут назвать Бога или
лицеприятным в Своей благодати, или воздающим за
предшествующие заслуги.
33. Ведь даже если могут они попытаться
разыскать у более старших по возрасту какие-нибудь
добрые или злые заслуги, то что скажут они об этих
младенцах, из которых первый не мог никакими личными
злыми заслугами приобрести жестокость придавившей его, а
второй не мог никакими добрыми заслугами стяжать усердие
крестившей его? Слишком суетными и слепыми окажутся они,
если, рассмотрев это, не сочтут достойным воскликнуть
вместе с нами: О, бездна богатства премудрости и ведения
Божия! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его
[113]! Итак, пусть они не противятся безвозмездному
милосердию Божию в своем чрезмерно упорном безумии.
Пусть позволят Сыну Человеческому независимо от возраста
человека находить и спасать погибшее [114]; пусть не
дерзают судить о непостижимых судах Его, [и размышлять],
почему в одном и том же случае на одного нисходит Его
милосердие, а на другом пребывает Его гнев.
Примечание
108. Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как
преступлением одного всем человекам осуждение, так
правдою одного всем человекам оправдание к жизни
109. Ср.: Ин 3:5.
110. Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения.
111. Ср.: Деян 10:34.
112. Мф 10:30,29.
113. Рим 11:33.
114. Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11.
34. Ибо кто дерзнет возражать Богу из-за
того, что Он, когда зачала Ревекка близнецов в одно
соитие от Исаака, отца нашего, и они не родились еще и
не сделали ничего доброго или злого, чтобы намерение
Божие проявилось в избрании, – а именно в избрании
благодати, не по долгу даруемой, в избрании, в котором
не нашел Бог кого-то подлежащим избранию, а сделал
таковым, – сказал ей не от дел, но от Призывающего, что
старший будет служить младшему [115]? В это изречение
блаженный апостол вставил также свидетельство жившего
гораздо позже пророка: Иакова я возлюбил, а Исава
возненавидел [116]. Надо понимать, открыто было
впоследствии через пророка то, что содержалось в
Божественном предопределении по благодати еще до того,
как они родились. Ибо что возлюбил Бог в Иакове, до того
как тот родился и сделал нечто доброе, если не
безвозмездный дар Своего милосердия? И что возненавидел
Он в Исаве, до того как тот родился и сделал нечто злое,
если не первородный грех (originale peccatum)? Ведь и в
первом не возлюбил Он праведности, которой тот еще не
сотворил; и во втором не ненавидел природу, которую Сам
сотворил доброй.
35. И удивительно, когда сковываются они
этими затруднениями, в какие сети внезапно попадают они
из-за своего страха перед истиной. "Потому, – говорят
они, – Он из нерожденных еще одного возлюбил, а другого
возненавидел, что предвидел их будущие дела" [117].
Удивительно, почему же нет у апостола этой
проницательной мысли? Неужто он не понимал этого, раз не
ответил самому себе на как бы предложенный возражающим
вопрос столь кратко, столь ясно, столь (как полагают
они) истинно и исчерпывающе? Ведь когда изложил он
удивительную вещь, [а именно] каким образом об еще не
рожденных и не сделавших ничего доброго или злого по
справедливости и может быть сказано, что одного из них
Бог возлюбил, а другого возненавидел, то затем сам себе
предложил вопрос, выражающий движение слушателя: Итак,
что скажем? Неужели неправда у Бога? Да не будет
[118]. Вот, здесь
подходящее место, чтобы сказал он, как думают они: "Ибо
Бог предузнал будущие дела, когда сказал, что старший
будет служить младшему". Однако не так говорит апостол,
но, желая, чтобы никто не дерзал хвалиться заслугами
своих дел, он стремится все говоримое поставить на
службу внушению Божией благодати и славы. Ведь когда
сказал он: "Да не будет, чтобы [мы говорили], будто
неправда у Бога", мы как бы говорим [ему в ответ]: "Как
ты докажешь это, если утверждаешь, что не от дел, но от
Призывающего было сказано: Старший будет служить
младшему [119]?" А он отвечает: Ибо [Бог] говорит
Моисею: "К кому буду милостив, его помилую, и над кем
сжалюсь, ему явлю милосердие". Итак, [это зависит] не от
желающего и не от старающегося, но от милующего Бога
[120]. Где теперь заслуги, где предшествующие или
будущие дела, которые якобы выполнены или должны быть
выполнены силами свободного решения? Разве не ясно
произнес апостол изречение, утверждающее безвозмездную
благодать, то есть благодать истинную? Разве не обратил
Бог мудрость еретиков в глупость [121]?
36. А о чем шла речь, чтобы понадобилось
апостолу говорить это и приводить пример этих близнецов?
В чем старался он убедить? Что желал внушить? Разве не
то, с чем борется безумие [еретиков], чего не вмещают
гордые, чего не желают понимать те, кто, не ведая Божией
праведности и желая утвердить свою, не покоряются
праведности Божией [122] – ведь о самой благодати более
всего рассуждает здесь апостол, и ради этого вспоминает
о сынах обетования. Ибо то, что обещал Бог, только лишь
Бог и делает; поскольку есть некий смысл и истина в том,
чтобы человек обещал нечто, а Бог сделал это; но когда
человек говорит, будто он сделал то, что обещал Бог, –
это свойство гордого нечестия и извращенного ума.
37. Итак, преподавая наставление о сынах
обетования, апостол прежде всего решил обозначить это на
примере Исаака, сына Авраама. Ведь дело Божие более ясно
проявилось в том, кто родился от неплодного и пораженною
старостью чрева не по обычному порядку природы, чтобы в
сынах Божиих, появление которых при этом
предвозвещалось, но [рождение] было знаком
Божественного, а не человеческого действия. Ибо
[апостол] говорит: В Исааке наречется тебе семя; то есть
не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования
признаются за семя. А слово обетования таково: в это же
время приду, и у Сарры будет сын. И не одно только это,
– говорит [он далее], но [так было] и с Ревеккою, когда
в одно соитие зачала она от Исаака, отца нашего [123]. С
какой целью добавил он: в одно соитие [124], если не для
того, чтобы Иаков не вздумал хвалиться не только своими
заслугами или заслугами своих предков, но также и тем,
что, возможно, воля [общего для близнецов] одного отца
изменилась к лучшему, и не сказал, что возлюбил его
Создатель, поскольку отец его, когда его посеял, был
лучших и более достойных похвалы нравов? В одно соитие,
– говорит апостол; итак, одна заслуга отца была, когда
он посеял их, одна заслуга матери, когда она зачала их;
поскольку даже если мать их, нося их заключенными во
чреве до рождения, и подвергалась воздействию различных
желаний и чувств, однако она, разумеется, менялась не
для одного только, но для обоих одинаково, ибо одинаково
носила их во чреве.
38. Итак, нужно обратить внимание на
намерение апостола, на то, как он, стремясь преподать
благодать, пожелал, чтобы тот, в отношении кого сказано:
Иакова Я возлюбил [125], хвалился только лишь Господом.
Потому, если [из двух близнецов рожденных] от одного и
того же отца, от одной и той же матери, в одно соитие,
до того как сделали они что-либо доброе или злое, одного
Бог возлюбил, а другого возненавидел, то должен понять
Иаков, что только лишь благодатью мог быть он выделен из
смеси первородного нечестия (priginalis inquitatis), в
которой видит он брата своего, с которым они находились
в совершенно одинаковых обстоятельствах, по
справедливости заслужившим осуждение. Ибо когда не были
они еще рождены и не сделали ничего доброго или злого,
чтобы намерение Божие проявилось в избрании, не от дел,
но от Призывающего сказано было ей, что старший будет
служить младшему [126].
39. А то, что избрание благодати
совершается без всяких предшествующих заслуг дел, в
другом месте ясно показывает тот же апостол, говоря: Так
и в нынешнее время, по избранию благодати сохранился
остаток. Но если по благодати, то уже не от дел, иначе
благодать уже не благодать [127]. Имея в виду эту самую
благодать, он вполне последовательно прибавляет
пророческое свидетельство и говорит: Как написано:
Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел, и тут же
продолжает: Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Да
не будет. Но почему же: Да не будет? Неужели из-за
будущих дел обоих, которые Он предузнал? Нет, да не
будет и этого: Ибо Он говорит Моисею: "К кому буду
милостив, его помилую; и над кем сжалюсь, ему явлю
милосердие". Итак, [это зависит] не от желающего и не от
старающегося, но от милующего Бога [128]. И чтобы на
примере сосудов, готовых к погибели, причитающейся
осужденной смеси [129], другие сосуды из той же смеси,
созданные для почести, поняли, сколь много даровало им
Божественное милосердие, апостол продолжает: Ибо Писание
говорит фараону: "Для того Я и поставил тебя, чтобы
показать в тебе могущество Мое, и чтобы прославилось имя
Мое по всей земле". Наконец, заключает апостол словами
об обоих [родах людей]: Итак, кого хочет, милует; а кого
хочет, ожесточает [130]: и делает это Тот, у Кого нет
неправды. Милует Он по безвозмездному дару, а ожесточает
по справедливейшей заслуге.
40. Но может все еще сказать
превозношение неверующего гордеца или извинение
наказанного и подлежащего осуждению человека: За что же
еще упрекает? Ибо кто противостанет воле Его? Пусть
скажет так, и услышит, что приличествует [слышать]
человеку: А ты кто, человек, что возражаешь Богу [131]?
И все следующее далее, о чем я уже говорил так много и
часто, как только мог. Пусть услышит это и пусть не
презирает этих слов. Если презрит это, то обнаружит, что
он как раз и ожесточен, чтобы презреть; а если не
презрит, то пусть верует, что дана ему помощь, чтобы не
презреть. Но ожесточение происходит по долгу, а помощь
по благодати.
Примечание
115. Рим 9:10–12; Быт 25:21–23.
116. Рим 9:13; Мал 1:2–3.
117. Следует отметить, что именно такова
обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это
затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем
толковании этого места из Послания к Римлянам говорит:
"Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один
служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один
был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еще не
родились, один удостоился чести, а другой был осужден,
так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет
в порабощении у меньшего. Итак, почему Бог сказал это?
Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний,
чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и прежде деяний
знает (πρό τούτων οίδε)у кго порочен, а кто нет"
(Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5 // РG Т. 60.
Col. 555). – Прим ред.
118. Рим 9:14.
119. Рим 9:11–12; Ср.: Быт 25:23.
120. Рим 9:15–16; Ср.:Исх 33:19.
121. 1 Кор 1:20.
122. Ср.: Рим 10:3.
123. Рим 9:7–10.
124. Рим 9:10. В Синод.пер.: И не одно это;
но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время
двух сыновей от Исаака, отца нашего.
125. Мал 1:2.
126. Рим 9:11–12; ср.: Быт 25:23.
127. Рим 11:5–6.
128. Рим 9:13–16.
129. Рим 9:21–22.
130. Рим 9:17–18.
131. Рим 9:19–20.
41. Итак, мы показали уже, что лишь
[пребывая] в полном ослеплении, можно говорить, будто
Бог предвидел будущие дела двух близнецов патриарха
Исаака (которые жили долго и дожили до старости) и из-за
[этих дел] возлюбил Иакова, а Исава возненавидел [132].
Потому не вправе никто говорить и в отношении тех
младенцев, которым предстоит умереть [во младенчестве],
будто Бог позаботился дать одному из них принять
крещение, а другому не позаботился этого дать, поскольку
Он предвидел их будущие дела. Ведь как можно называть
будущим то, чего вообще не было?
42. Но [возражающие нам] говорят: "В
отношении тех, кого Бог забирает из этой жизни, Он
предвидит, как жил бы всякий из них, если бы продолжал
он жить, и потому, если Он знает, что кто-либо жил бы
нечестиво, Он дает ему умереть без крещения. Подобным
образом Он наказывает в этом человеке злые дела; не те,
которые он сделал, но те, которые мог бы сделать". Итак,
если наказываются Богом даже те злые дела, которые не
были совершены, то прежде всего пусть заметят [наши
противники], сколь ложно тогда их уверение, будто не
предстоит идти в осуждение тем младенцам, которые умерли
без крещения, ведь они не были крещены по той причине,
что, если бы продолжали жить, жили бы дурно; значит, они
будут, несомненно, осуждены за саму дурную жизнь, раз уж
осуждаются те злые дела, которые могли быть совершены в
будущем. Далее, если Бог заботится, чтобы те получили
таинство крещения, в отношении кого Он знает, что они
жили бы хорошо, если бы продолжали жить, то почему же не
все они удерживаются в жизни, которую им предстояло
украсить добрыми делами? И почему из тех, кто крестятся,
некоторые, живя долго, живут дурно и иногда доходят даже
до отступления от веры? Почему, если по справедливости
наказываются даже еще не совершенные грехи, саму первую
супружескую пару грешников, о которых Бог, несомненно,
знал, что им предстоит согрешить, Он не изгнал из рая до
этого греха, чтобы не совершили они там того, что
недостойно столь святого места? Далее, что пользы тому,
кто был восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, и
лесть не прельстила душу его [133], если по
справедливости наказывается также и то, что он пусть и
не совершил, но совершил бы, если бы продолжал жить?
Наконец, почему Бог не заботится скорее о даровании
омовения возрождения [134] тому умирающему младенцу,
который жил бы дурно, если бы продолжал жить, чтобы
таким образом ему были отпущены в крещении грехи,
которые он мог бы в будущем совершить? Ведь кто будет
столь безрассуден и станет отрицать, что в крещении
может быть отпущено то, что, как он говорит, без
крещения может быть наказано?
Примечание
132. Мал 1:2–3.
133. Прем 4:11.
134. Тит 3:5.
43. Но, рассуждая против тех, кто,
будучи повсюду изобличены, пытаются убедить, будто Бог
карает за еще не совершенные грехи, нужно опасаться, как
бы не подумали, что мы приписали это им, а сами они
никоим образом не могут быть столь тупоумными, чтобы
думать так или пытаться кого-то в этом убедить. Однако,
если бы я не слышал, что они говорят подобное, я и не
посчитал бы, что нужно это опровергать. Ибо обступает их
и авторитет Божественного Писания, и древнее Предание, и
твердо содержимый обычай Церкви при крещении младенцев,
в котором со всей ясностью показывается, что младенцы, и
когда посредством экзорцизмов изгоняется из них [злой
дух] [135], и когда через приносящих их они отвечают,
что отрицаются от него, – освобождаются от господства
диавола. Так что [противники наши], не имея никакого
выхода, погибнут в своей безрассудной глупости, если не
пожелают изменить своего мнения.
44. Вот, им кажется, что они вполне
точно говорят: "Каким образом грех переходит в детей
верующих, если мы не сомневаемся, что у их родителей он
был отпущен в крещении?" Как будто бы из-за этого
плотское рождение может не иметь того, что устраняется
одним лишь духовным возрождением! Или же будто в
крещении тотчас исцеляется немощь плотского вожделения,
как тотчас устраняется повинность в этом вожделении, но
по благодати возрождения, а не по условиям рождения.
Итак, всякий, кто рождается посредством этого
вожделения, даже и от возрожденного уже, все еще имеет в
нем препятствие, если только сам не будет равным образом
возрожден. Но какая бы сложность ни заключалась в этом
вопросе, это так же не препятствует на поле Христовом
делателям его крестить младенцев во отпущение грехов,
младенцев, рожденных и от верующих и от неверующих, как
не препятствует земледельцам, когда у них благодаря
прививанию дикие маслины превращаются в оливы,
независимо от того, происходят они от маслин или от олив
[136]. Ведь и крестьянину может быть предложено отвечать
на вопрос, по какой причине, если олива – это одно, а
дикая маслина – другое, от семян обеих родятся только
лишь дикие маслины. Но он не оставит занятия по
прививанию, даже если не сможет разрешить этот вопрос,
иначе, пока будет он надеяться, что возникшие из семени
оливы ростки не что иное, как оливы, суетное бездействие
приведет к тому, что все это поле порастет лесом из-за
горького бесплодия.
45. Ведь то, что они выдумали, когда
сдавила их тяжесть истины, – ибо Господь верен в словах
Своих [137], и потому Церковь Его вовсе не лживо крестит
младенцев во отпущение грехов, но [крестит] так, что по
вере происходит делаемое [во время крещения] и
несомненно совершается произносимое, – итак, то, что они
выдумали, когда сдавило их упомянутое очевиднейшее бремя
истины, – кто из христиан не посмеется над этим, видя
все лукавство их слов? Ведь они говорят так: "Хотя
истинно отвечают младенцы устами приносящих их, что они
веруют во оставление грехов, однако [так говорят они] не
потому, что им самим отпускаются грехи, но поскольку
веруют они, что в Церкви или в крещении отпускаются
грехи тем, в ком они обнаруживаются, а не тем, в ком их
вовсе нет". И потому не желают они признавать, что те,
кого они считают не имеющими никакого греха, [т. е.
младенцы], таким образом крестятся во оставление грехов,
что это оставление совершается в них самих; но [по их
мнению, говорится так], поскольку младенцы, будучи сами
без греха, крестятся тем крещением, в котором
совершается оставление грехов некоторым грешникам.
46. И хотя, возможно, на досуге удастся
кому-либо более тонко и остро опровергнуть это
изменчивое лукавство, однако по этой своей хитрости не
найти им, что сказать на то, как из младенцев
посредством экзорцизмов изгоняется и исторгается [злой
дух]. Ведь это, без сомнения, совершается лживо, если
диавол не господствует над ними, а если господствует, и
потому не лживо изгоняют и исторгают его, то посредством
чего он господствует, если не посредством греха, будучи
князем грешников? Потому, если устыдятся они тут и не
дерзнут сказать, что это притворно совершается в Церкви,
то пусть признают, что погибшее взыскивается и во
младенцах. Ведь именно через грех погибло то, что может
быть взыскано и найдено только лишь по благодати. Но
благодарение Богу, что они, когда выступают против
отпущения грехов, не веря в то, что оно совершается в
отношении младенцев, по крайней мере, уже признают, что
младенцы верят, хотя и при помощи уст и сердец старших.
Потому, как слышат они Господа, говорящего: Если кто не
будет возрожден от воды и Духа Святого, не может войти в
Царство Божие [138], и на основании этих слов признают,
что младенцев нужно крестить, так пусть услышат Того же
Господа, говорящего: Кто не уверует, осужден будет
[139]. Пусть они признают, что как возрождаются младенцы
посредством служения крестящих, так и веруют при помощи
уст и сердец исповедующих [веру]. Итак, пусть тогда
дерзнут они сказать, что справедливым Богом осуждается
невинный, если [считают], что [кто-то] не связывается
никакими узами первородного греха.
47. Если слово это покажется тебе
излишне пространным и тягостным ввиду твоих
обязанностей, извини меня; ведь и я, чтобы написать это
к тебе и побеседовать с тобой об этом по побуждению
твоего письма, показывающего благоволение твое к нам,
силой одолел препятствующие этому мои обязанности. Если
вы узнаете, что они выдумали еще что-то новое против
веры кафолической, или если сочините нечто против них
сами по своей верной и ясной пастырской любви, чтобы не
опустошали они немощных из стада Господня, то сообщите
об этом нам. Ведь вследствие беспокойства от еретиков
наше усердие как бы пробуждается от сна бездействия,
дабы мы более внимательно стали исследовать Писание,
благодаря которому может выйти так, что не удастся им
повредить овчему двору [140] Христову; и таким образом
по изобильной благодати Спасителя то, что враг
изобретает для гибели, Бог обращает в помощь; ибо
любящим Бога все содействует ко благу [141]. Всегда живи
[благополучно] в Боге и поминай нас [в своих молитвах],
возлюбленный брат.
Аврелий Августин, блаженный
Перевод с латинского Д. В. Смирнов
Цитировано по: Антипелагианские
сочинения
позднего периода / Блаженный Августин
Азбука веры
Примечание
135. Eum exorcizantur – букв, "когда
заклинаются" (от греч. έξορκίζεν заклинать). Имеются в
виду совершаемые в крешении экзорцизмы – обряд изгнания
злых духов. – Прим. ред.
136. Ср.: Рим 11:24.
137. Пс 144:13.
138. Ин 3:5.
139. Мк 16:16.
140. Ср.: Ин 10:1–2.
141. Рим 8:28.
***
Молитва блаженному Августину Иппонийскому:
- Молитва блаженному Августину
Иппонийскому. Августин Аврелий -
христианский богослов и философ, влиятельнейший
проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский),
почитается как один из наиболее выдающихся церковных
учителей вселенского масштаба. Покровитель ученых и
апологетов. К нему обращаются за помощью для
обращения иноверцев, сектантов и маловеров, для
обретения мудрости и веры, преодоления блудной похоти
Акафист блаженному Августину Иппонийскому:
- Акафист блаженному Августину Иппонийскому
Канон блаженному Августину Иппонийскому:
Житийная и научно-историческая литература о блаженном Августине Иппонийском:
Труды блаженного Августина Иппонийского:
|