Об интимных отношениях в православной семье, или как не нужно
священнику учить о сексе
Критический обзор ответов на вопросы кандидата богословия,
выпускника Московской Духовной Академии протоиерея
Димитрия Моисеева об интимной жизни супругов. Или о том,
как не нужно отвечать на вопросе о сексе, чтобы не
разрушить семьи людей.
"Влюбленные", Художник Рене Магритт (1928)
***
"Как говорит наш любимый шеф:
"Если человек идиот, то это надолго"!
Фильм "Бриллиантовая рука"
Примечание редакции. Впервые мы
статью публикуем не как пример доброго поучения, а как пример
дурного поповского (псевдоблагочестивого) поучения.
Именно из-за таких неумных поучений у огромного
количества православных христиан раздушена и разрушается
интимная жизнь. Вот один из примеров:
Советы этого священника пример того, о чем говорил
Господь:
"Но Он сказал: и вам, законникам, горе,
что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и
одним перстом своим не дотрагиваетесь до них"
(Лк.11:46).
"...но тщетно чтут Меня, уча учениям,
заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь
Божию, держитесь предания человеческого, омовения
кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И
сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию,
чтобы соблюсти свое предание? ... устраняя слово
Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете
многое сему подобное" (Мк. 7:7-13).
Очень показательно, что протоиерей,
отвечая на вопросы, сделал одну ссылку на Слово
Божие. Только одну! Между тем протоиерей Димитрий
Моисеев является секретарем епархиального суда,
заведующим кафедрой библеистики и богословия в Калужской
духовной семинарии, где преподает Догматическое
богословие.
После каждой лжи или глупости "по
преданию старцев" помещу в *** свой комментарий.
Максим Степаненко,
сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви.
***
Игумен Петр (Мещеринов) писал: "И,
наконец, нужно коснуться щепетильной темы супружеских
отношений. Вот мнение одного священника: "Муж и жена -
свободные личности, соединенные союзом любви, и никто не
имеет права входить к ним с советами в супружескую
спальню. Я считаю вредной, и в духовном смысле в том
числе, любую регламентацию и схематизацию ("график" на
стене) супружеских отношений, кроме воздержания в ночь
перед причастием и аскезы Великого поста (по силам и
взаимному согласию). Считаю совершенно неверным
обсуждать вопросы супружеских отношений с духовниками
(особенно монашествующими), так как наличие посредника
между мужем и женой в этом вопросе просто недопустимо, и
до добра никогда не доводит".
У Бога мелочей не бывает. Как правило,
за тем, что человек считает неважным, второстепенным
частенько прячется дьявол…
Потому тем, кто желает духовно
совершенствоваться необходимо с Божьей помощью навести
порядок во всех сферах своей жизни, без исключения.
***
Глупость данного материала начинается
уже с самого начала. Интервьюер приводит реально здравые
слова игумена Петра Мещеринова, с которыми согласен на
100 %, и далее начитает сыпать вопросами, на которые
следуют ответы, что противоречат и словам игумена, и
здравому смыслу. И всё под лицемерным соусом, что
мелочей не бывает...
***
Общаясь со знакомыми семейными прихожанами,
заметил: к сожалению, многие в интимных отношениях с
духовной точки зрения ведут себя "негоже" или, попросту
говоря, грешат, даже не догадываясь об этом. А сие
неведение опасно для здоровья души.
***
Исходя из чего вопрошающий решил "что
многие в интимных отношениях с духовной точки зрения
ведут себя "негоже" или, попросту говоря, грешат"?
Социальной концепции православного секса нет. Монахи о
сексе супругов не писали... Нет канонов, регламентирующих
супружескую жизнь, технику секса и его частоту. Бог
в сексуальную жизнь супругов не вмешивался, запрещая
разве что отношения во время месячных и на время
послеродового очищения женщины (послеродовой инволюции
матки), когда женщина также кровоточит:
"Если кто ляжет с женою во время болезни
кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил
истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба
они да будут истреблены из народа своего" (Лев. 20:18)
Позже Господь, обращаю внимание, еще раз
подтвердил, что обязательной частью праведности человека
является воздержание от секса с женой во время
менструации:
"И было ко мне слово Господне: зачем вы
употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря:
"отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"?
Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить
пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как
душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та
умрет. Если кто праведен и творит суд и правду, на горах
жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает
глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к
своей жене во время очищения нечистот ее не приближается"
(Иез.18:1-6).
Так что не сложно догадаться, что далее
начнется загрузка читателей "заповедями человеческими",
преданием старцев"... Так оно и вышло.
***
Причем нередко
современные верующие владеют такими сексуальными
практиками, что у иных светских ловеласов волосы могут
дыбом встать от их мастерства… Недавно слышал, как одна
женщина, считающая себя православной, с гордостью
заявила, что отдала всего 200 долларов за "супер"-обучающие
сексуальные тренинги-семинары. Во всей ее манере,
интонации чувствовалось: "Ну, что же вы раздумываете,
следуйте моему примеру, тем более, приглашаются семейные
пары… Учиться, учиться и еще раз учиться!..".
Поэтому на вопросы, чему и как учиться,
а то "учение – свет, а неученых – тьма", мы попросили
ответить преподавателя Калужской Духовной семинарии,
кандидата богословия, выпускника Московской Духовной
Академии протоиерея Димитрия Моисеева.
Протоиерей Дмитрий Моисеев
- Интимные отношения в браке важны для
христианина или нет?
- Интимные отношения – одна из сторон
супружеской жизни. Мы знаем, что Господь установил брак
между мужчиной и женщиной для преодоления разделения
между людьми, для того, чтобы супруги научились путем
работы над собой достигать единства по образу Святой
Троицы, как сказал об этом св. Иоанн Златоуст. И,
собственно, всё, что сопутствует семейной жизни:
интимные отношения, совместное воспитание детей,
хозяйство, просто общение между собой и т.д. - все это
средства, помогающие супружеской паре достичь доступной
для их состояния меры единства. Следовательно, интимные
отношения занимают одно из важных мест в супружеской
жизни. Это не центр совместного бытия, но и, в то же
время, не такая вещь, которая не нужна.
***
Сексуальные отношения вообще,
сексуальные отношения просто для получения взаимного
удовольствия друг от друга разрешены и благословлены
Богом:
"Источник твой да будет благословен; и
утешайся
женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною
серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время,
любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе,
сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?"
(Притч. 5:18-20).
"Наслаждайся жизнью с женою, которую
любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал
тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому
что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты
трудишься под солнцем" (Еккл.9:9).
Обратите внимание, что сексуальные
отношения по слову Божьему, а не по "преданию старцев"
(читай - монахов) - это радостное утешение в
тяготах жизни человека.
***
- В какие дни православным христианам
нельзя иметь близость?
- Апостол Павел сказал: "Не удаляйтесь
друг от друга, разве только по согласию для упражнения в
посте и молитве". У православных христиан принято
воздерживаться от супружеской близости в дни постов, а
также в христианские праздники, которые являются днями
усиленной молитвы. Если кому-то интересно, возьмите
православный календарь и найдите дни, где указано, когда
не совершается браковенчание. Как правило, в те же самые
времена православным христианам рекомендуется
воздерживаться от супружеских отношений.
- А что касается воздержания в среду,
пятницу, воскресенье?
- Да, накануне среды, пятницы,
воскресенья или больших праздников и до вечера этого дня
воздерживаться нужно. То есть с воскресенья вечера до
понедельника – пожалуйста. Ведь если мы в воскресенье
венчаем какие-то пары, то подразумевается, что вечером
молодожёны будут близки.
***
Слова апостола Павла недвусмысленно говорят, что регламентация половой жизни
супругов находится именно в их личной прерогативе.
Никто, включая священников и монахов не имеет права
вмешиваться, что-то им запрещать, виноватить
супругов, что они вступили в близость во время
какого-либо поста.
"Муж оказывай жене должное
благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не
властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен
над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга,
разве по
согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а
потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана
невоздержанием вашим" (1Кор.7:3-5).
При этом нужно понимать, что все посты,
и длительные, и среда с пятницей - это "предание старцев". У нас нет ни одного поста,
который был установлен повелением Господа как закон. У
первых христиан пост воспринимался как личная инициатива
человека, лично ему необходимая для каких-то целей.
Важно понимать, что "в посте" - это
поздняя вставка, которой не было в оригинальном послании
апостола Павла. Как не было упоминания о посте, как
части метода изгнания бесов:
"И было ко мне слово Господа Саваофа:
скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы
постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже
семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?
И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите,
не для себя ли вы пьете? Не те же ли слова
провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще
Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него,
южная страна и низменность, были населены?
И было слово Господне к Захарии: так
говорил тогда Господь Саваоф: производите суд
справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый
брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не
притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце
вашем. Но они не хотели внимать, отворотились от
Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце
свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые
посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних
пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа.
И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они
взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф. И Я
развеял их по всем народам, которых они не знали, и
земля сия опустела после них, так что никто не ходил по
ней ни взад, ни вперед, и они сделали вожделенную страну
пустынею" (Зах. 7:4-12).
Издревле постничество для Бога
человеческое постничество - маловажная вещь,
пустое! Соблюдение заповедей и любовь к ближнему - вот
главный пост! Это же читаем и у апостола Павла:
"Пища не приближает нас к Богу: ибо,
едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не
теряем" (1Кор.8:8).
"Ибо иной уверен, что можно есть все, а
немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не
ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что
Бог принял его" (Рим. 14:2-3)
"Все, что продается на торгу, ешьте без
всякого исследования, для спокойствия совести; ибо
Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных
позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое
вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия
совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, -
то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести.
Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же
разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе
быть судимой чужою совестью? Если я с
благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня
за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли,
или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор.
10:25-31)
Обращаю внимание, что, например, у
греков миряне постятся только в последнюю неделю
Петрова, Успенского и Рождественского постов, а у нас
мирян заставляют поститься наравне с монахами. Это
хотели ввести у нас:
Вот позиция более здравомыслящих людей
(примечательно, что два из них девственники, и ни один
из них не стал на людей лицемерно налагать бремена
неудобоносимые):
***
- Православные вступают в супружескую
близость лишь с целью рождения ребенка или для
удовлетворения?
- Православные вступают в супружескую
близость по любви. Для того, чтобы, воспользовавшись
этими отношениями, опять же, укреплять единство между
мужем и женой. Потому что деторождение – лишь одно из
средств в браке, но не конечная его цель. Если в Ветхом
Завете основной целью брака было деторождение, то в
Новом Завете приоритетной задачей семьи становится
уподобление Святой Троице. Не случайно, по словам св.
Иоанна Златоуста, семья называется малой церковью. Как
Церковь, имея главой Христа, объединяет всех своих
членов в одно Тело, так же и христианская семья, тоже
имеющая своей главой Христа, должна способствовать
единству между мужем и женой. И если каким-либо парам
Бог не дает детей, то это не повод, чтобы отказываться
от супружеских отношений. Хотя, если супруги достигли
определенной меры духовной зрелости, то в качестве
упражнения в воздержании они могут отдаляться друг от
друга, но только по обоюдному согласию и с благословения
духовника, то есть священника, хорошо знающего этих
людей. Потому что брать на себя такие подвиги самочинно,
не ведая собственного духовного состояния, неразумно.
***
"В Ветхом Завете основной целью брака
было деторождение". Ага, "В СССР секса нет!" Это
утверждение наивно-смехотворно. Как уже было
процитировано, в древности люди вступали в брак и для получения
сексуального удовольствия, для удовлетворения полового
влечения.
Повторимся опять:
"Источник твой да будет благословен; и утешайся
женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною
серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время,
любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе,
сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?"
(Притч. 5:18-20).
"Наслаждайся жизнью с женою, которую
любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал
тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому
что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты
трудишься под солнцем" (Еккл.9:9).
Апостол Павел был хорошо знаком с
"преданием ветхозаветных старцев", тогдашних учителей
веры. Вот это писал фарисей по образованию и
образу жизни (в молодости):
"Но если не могут воздержаться, пусть
вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели
разжигаться" (1Кор.7:9).
Протоиерей Дмитрий Моисеев внимательно
читал эти слова апостола? О вступлении в брак с целью
рождения детей (ох, как "благочестиво" и елейно!) не
идет и речи!
И иудеи, и первые христиане
прагматично (!) смотрели на брак, как законный способ
удовлетворения естественного, заложенного Богом,
полового влечения.
***
- Я как-то прочитал в православной
книге, что один духовник пришел к своим духовным чадам и
говорит: "Воля Божия для вас, чтобы вы имели много
детей". Можно ли так духовнику говорить, действительно
ли это была воля Божия?
- Если духовник достиг абсолютного
бесстрастия и видит души других людей, как Антоний
Великий, Макарий Великий, Сергий Радонежский, то, думаю,
такому человеку закон не писан. А для обычного духовника
есть постановление Св. Синода, запрещающего вмешиваться
в частную жизнь. То есть священники могут дать совет, но
не имеют права принуждать людей к исполнению своей воли.
Это категорически запрещено, во-первых, св. Отцами,
во-вторых, специальным постановлением Св. Синода от 28
декабря 1998 года, который лишний раз напомнил
духовникам об их положении, правах и обязанностях.
Следовательно, священник может порекомендовать, но его
совет не будет обязательным для исполнения. Тем более,
нельзя заставлять людей брать на себя такое тяжелое иго.
- Значит, церковь не призывает
супружеские пары быть обязательно многодетными?
- Церковь призывает супружеские пары
быть Богоподобными. А многодетность или малодетность –
это уже зависит от Бога. Кто что может вместить – да
вмещает. Слава Богу, если семья в состоянии воспитать
много детей, но для некоторых людей это может явиться
непосильным крестом. Вот почему в основах соцконцепции
РПЦ очень деликатно подходят к этому вопросу. Говоря, с
одной стороны, об идеале, т.е. чтобы супруги полностью
положились на волю Божию: сколько даст Господь детей,
столько и даст. С другой стороны существует оговорка: не
достигшие такого духовного уровня должны в духе любви и
благожелательности советоваться с духовником о вопросах
своей жизни.
***
Рекомендуем:
***
- Существуют ли границы допустимости в
интимных отношениях у православных?
- Эти границы диктуются здравым смыслом. Извращения,
естественно, осуждаются. Тут, я думаю, данный вопрос
близко подходит к следующему: "Полезно ли для верующего
с целью сохранения брака изучать всевозможные
сексуальные техники, приемы и прочие знания (например
"Камасутру")?".
Дело в том, что основой супружеской
близости должна быть любовь между мужем и женой. Если ее
нет, то никакая техника в этом не поможет. А если любовь
есть, то никакие приемы здесь не нужны. Поэтому, для
православного человека заниматься изучением всех этих
техник, я считаю, бессмысленно. Потому что наибольшую
радость супруги получают от взаимного общения при
условии любви между собой. А не при условии наличия
каких-то практик. В конце концов, любая техника
надоедает, любое удовольствие, не сопряженное с личным
общением, приедается, и потому требует все большей и
большей остроты ощущений. И эта страсть бесконечна.
Значит, стремиться нужно не к совершенствованию каких-то
техник, а к совершенствованию своей любви.
- В иудаизме в близость с женой можно
вступать лишь через неделю после ее критических дней.
Есть ли что-то подобное в православии? Разрешается ли
мужу в эти дни "прикасаться" к жене?
- В православии не разрешается
супружеская близость в сами критические дни.
- То есть это является грехом?
- Конечно. А что касается простого
прикосновения, то в Ветхом Завете – да, человек,
прикоснувшись к такой женщине, считался нечистым и
должен был пройти процедуру очищения. В Новом Завете
ничего подобного нет. Человек, прикоснувшийся к женщине
в эти дни нечистым не является. Представляете, что бы
произошло, если человек, проехавший в общественном
транспорте, в автобусе, битком набитом людьми начал бы
разбираться, к кому из женщин прикасаться, а к кому –
нет. Это что же, "кто нечист, поднимите руку!..", - или
как?
- Можно ли мужу иметь интимные отношения
с женой, если она в положении и с медицинской точки
зрения ограничений нет?
- Православие не приветствует такие отношения по той
простой причине, что женщина, находясь в положении,
должна посвятить себя заботе о будущем ребенке. И в
данном случае нужно какой-то конкретный ограниченный
срок, а именно 9 месяцев, постараться посвятить себя
духовным аскетическим упражнениям. По крайней мере,
воздерживаться в интимной сфере. Ради того, чтобы
уделить это время молитве, духовному совершенствованию.
Ведь период беременности очень важен для становления
личности ребенка и его духовного развития.
Не случайно
еще древние римляне, будучи язычниками, запрещали
беременным женщинам читать неполезные с нравственной
точки зрения книги, посещать увеселения. Они прекрасно
понимали: душевное устроение женщины обязательно
отражается на состоянии ребенка, который находится у нее
во чреве. И зачастую, например, мы удивляемся, что
ребенок, рожденный от некой матери не самого
нравственного поведения (и оставленный ею в роддоме),
попадая впоследствии в нормальную приемную семью, тем не
менее, наследует черты характера своей биологической
матери, становясь со временем таким же развратным,
пьяницей и т.д.
Вроде бы видимого влияния не было. Но не
надо забывать: он целых 9 месяцев находился в утробе
именно такой женщины. И всё это время он воспринимал
состояние ее личности, что и наложило отпечаток на
ребенка. Значит женщине, находящейся в положении, ради
малыша, его здоровья и телесного, и духовного,
необходимо всячески беречь себя от того, что, может, и
допустимо в обычное время.
***
"Православие не приветствует такие
отношения" - вот ложь, которой лукаво и лицемерно
протоиерей Дмитрий Моисеев обосновывает свои личные
глупые (или извращенные?!)заблуждения о сексуальных отношениях.
Чтобы заявить "Православие не
приветствует такие отношения", нужно привести,
во-первых, слова из Священного Писания, во-вторых, из
канонов, одобренных Вселенскими соборами. Бредни о
сексуальной жизни супругов даже самых благочестивых или
даже святых монахов и священников не есть учение
"Православной Церкви", а их частное мнение.
Что мы имеем по факту? Запрета на
интимные отношения во время беременности нет ни в
Ветхом, ни в Новом Завете, ни в одном каноне. Если
бы это
было таким важным и духовно опасным, этот запрет
был бы обязательно, и, что очень важно повторен
неоднократно в Библии, как это сделано для всех Божиих
заповедей.
Бог в отличие от древних и нынешних
православных фарисеев, людей любит "...связывают бремена
тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а
сами не хотят и перстом двинуть их" (Мф.23:4). Как можно
наложить на мужа такое бремя на год?!
Поэтому, говоря "Православие не
приветствует такие отношения", протоиерей Дмитрий
Моисеев, преподающий догматическое богословие, лжет.
Еще большую глупость и ложь, притом и
духовную, и с точки зрения науки несет протоиерей о влиянии интимных отношений во время
беременности на поведение ребенка.
Если сексуальные отношения между
супругами не есть мерзость, как могут они повредить
душевному здоровью ребенка?! Очередной пример
"православного" фарисейского безумия!
Далее его безумие продолжается, где он
приводит пример ребенка от блудницы. Причем тут
потомство от шалавы, и дети благочестивых супругов?!
"Дети прелюбодеев будут несовершенны, и
семя беззаконного ложа исчезнет" (Прем.Сол.3:16). И это
происходит не потому, что супруги занимались сексом во
время беременности, а потому, что дети рождались после
прелюбодеяния (смертного греха).
Полным идиотизмом слова протоиерея
являются и с точки зрения науки, неврологии. Дети не
помнят, что с ними происходит, потому что у них во
младенчестве мало на это запоминание нейронных связей, и они со временем
разрушаются. Кстати, в
секте Рона Хаббарда
"Церковь саентологов" в время одитинга
людей заставляют "вспомнить", что говорили родители во время
зачатия человека (вроде того, что сперматозоид и
яйцеклетка это уже помнят).
Другой вопрос, что при угрозе выкидыша,
при гипертонусе матки и т.п. - т.е. по медицинским
показаниям действительно нужно полностью воздерживаться
от сексуальной жизни, либо в первые месяцы, либо и
обязательно в последние месяцы беременности. Причем речь идет об отношениях, где
именно жена получает оргазм, от которого матка,
рефлекторно приходит в тонус. Жена легко может довести до оргазма
мужа и без
вагинального секса.
Также необходимо около 40 дней
воздерживаться отношений с женой после родов, если муж
не хочет жену оставить бесплодной и больной. В это время
происходит послеродовая инволюция матки и её очищение,
она кровит и очень восприимчива к инфекции.
Именно поэтому милостивый Бог наложил
запрет и на время послеродового очищения женщины,
когда она кровоточит.
***
- У меня есть друг, у него многодетная
семья. Ему было очень тяжело как мужчине воздерживаться
девять месяцев. Ведь беременной женщине неполезно,
наверное, даже ласкать собственного мужа, так как это
все равно отражается на плоде. Что делать мужчине?
- Здесь я говорю об идеале. А у кого
какие немощи – есть духовник. Беременная жена – не повод
заводить любовницу.
***
Не повод заводить любовницу при
беременности жены!? А может не нужно давать идиотских
запретов на секс во время беременности и на взаимную
мастурбацию?
Повторюсь коротко: "...связывают бремена
тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а
сами не хотят и перстом двинуть их" (Мф.23:4).
Обращаю внимание, в Новом Завете нет
запрета на сексуальные отношения во время беременности: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по
согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а
потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана
невоздержанием вашим" (1Кор.7:5). Все больше
нет иных ограничений.
***
- Если можно, вернемся снова к вопросу
об извращениях. Где та грань, которую нельзя переходить
верующему человеку? К примеру, я читал, что с точки
зрения духовности оральный секс вообще не
приветствуется, да?
- Он осуждается как и содомские
отношения с женой. Рукоблудие также осуждается. А что в
границах естественного – можно.
- Сейчас у молодежи в моде петтинг, то
есть рукоблудие, как вы сказали, это же грех?
- Конечно, это грех.
- И даже между мужем и женой?
- Ну, да. Ведь в данном случае здесь
речь идет именно об извращении.
- Можно ли во время поста мужу и жене
заниматься ласками?
- Можно ли во время поста нюхать
колбасу? Вопрос того же самого порядка.
***
Еще один пример того, что Господь говорил: "...но
тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания
человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете
многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли,
что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое
предание? ... устраняя слово Божие преданием вашим,
которое вы установили; и делаете многое сему подобное"
(Мк. 7:7-13).
Ни в Ветхом Завете, ни в Новом Завете,
ни во Вселенских канонах техника интимной жизни супругов
не регламентируется. Кроме, повторюсь, единственного запрета
сексуальной жизни во время месячных. Человеколюбивый
Бог, как мы теперь понимаем с точки зрения современных
медицинских знаний, уберег здоровье женщины от
воспалительных процессов и бесплодия, что обязательно
возникнет рано или поздно от такого секса.
Сократ мне друг, но истина дороже.
Правда такова, что нет запрета на какие-то позы в сексе,
нет запрета на оральный секс, и даже (о, ужас!) на анальный
секс ни в Священном Писании, ни в канонах
Вселенских соборов.
Запреты на оральный и анальный секс
появились после XII века, но
эти сборники являются чистым "преданием старцев", а не
Словом Божиим или общецерковными канонами.
Другой вопрос, что незащищенный оральный
и анальный секс гарантированно рано или поздно приведет
к тяжелым хроническим заболеваниям женской половой сферы
(вагиниту, потом эндометриту и воспалению придатков)
и бесплодию. Микроорганизмы, содержащиеся в ротовой
полости и прямой кишке, крайне агрессивны и опасны. Это
не религиозный грех, это медицинский грех,
преступление против
здоровья своей жены и её возможности рожать детей.
По факту запрет на оральный и анальный
секс в прошлом, где люди не имели понятия инфекциях и
гигиене, был благом. Можно представить себе уровень
бесплодия гинекологических заболеваний у женщин, если
этого запрета не было.
Да и сейчас не следует считать оральный
секс безопасным. Вирусы герпеса, занесенные изо рта в
половые органы мужчины и женщины, превратят их жизнь в
ад. Герпес половых органов протекает очень
злокачественно, в отличие от герпеса на губах. Вирус
папилломы может вызвать в старости рак глотки и рак
шейки матки.
Воспаление прямой, кишки, язвы, рак
прямой кишки и её выпадение - вот последствия
анального секса, учитесь на грехах содомитов:
Прихожане, введенные в заблуждение
нашими Моисеевыми в рясах, даже не догадываются, что ни
в Священном Писании, ни в канонах Вселенских
соборов, нет запрета на... мастурбацию, и тем более
взаимную на супружескую мастурбацию. Читайте мой
подробный разбор:
И уж точно взаимная мастурбация, ласка
между супругами не может быть "извращением".
***
- Не вреден ли для души православного
эротический массаж?
- Думаю, если приду в сауну, и десяток
девушек мне будут делать эротический массаж, то моя
духовная жизнь в таком случае будет отброшена очень и
очень далеко.
- А если с медицинской точки зрения,
врач прописал?
- Объяснить я могу как угодно. Но что
допустимо с мужем и женой, то непозволительно с
посторонними людьми.
***
Уже сами вопросы об эротическом массаже
идиотские! "Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и
тебе не сделаться подобным ему" (Прит.26:4)
Процитирую не Святых Отцов: "Как говорит
наш любимый шеф: "Если человек идиот, то это надолго"!
(Фильм "Бриллиантовая рука")
Эротический массаж врачи не прописывают.
Эротический массаж от блудниц - это уже
прелюбодение. Зачем этот вопрос задавать?
Но... Такое пикантное но... Человек, что
брал интервью, явно задавал вопрос об эротическом массаже
между супругами. И уже второй раз, отвечая на вопросы
супружеской жизни, протоиерей Дмитрий Моисеев
фантазирует на тему жизни блудниц. Друзья, это уже по
Фрейду. Сексуальная зажатость, дурное самоограничение
личной сексуальной жизни у самого священника, приводит к
тому, что у священника по теме секса всё время в голове
крутятся образы и примеры с блудницами.
Теперь об эротическом массаже у
супругов. Уже приведенная выше цитата, говорит о
том, что взаимные ласки - норма сексуальной жизни
супругов "груди ее да упоявают тебя во всякое время".
"Источник твой да будет благословен; и утешайся
женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною
серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время,
любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе,
сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?"
(Притч. 5:18-20).
И наконец, книга "Песнь Песней", я её
оставил напоследок. Увы, ни священники, (даже
преподаватели семинарий), ни тем
более простые прихожане Священное Писание, не читают:
"Да лобзает он меня лобзанием уст своих!
Ибо ласки твои лучше вина" (Песн.1:1).
"О, как любезны ласки твои, сестра
моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и
благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!"
(Песн.4:10).
Раскройте эту книгу, гимн сексуального
влечения, прочитайте... И поймете, что поучения
протоиерея Дмитрия Моисеева являются по сути духовной
диверсией, которая разрушит семейные отношениях
супругов, если они послушают его глупости о сексе!
***
- Как часто супругам можно иметь
близость, чтобы это попечение о плоти не превратилось в
похоть?
- Думаю, каждая супружеская пара сама
для себя определяет разумную меру, потому что здесь
нельзя давать какие-то ценные указания, установки. Мы же
точно так же не расписываем, сколько православному можно
съесть в граммах, выпить в литрах в день пищи и пития,
чтобы попечение о плоти не превратилось в чревоугодие.
***
Как желание другу друга любящих мужа
и жены может быть похотью?! Какое одурение!
Священник даже не одернул за это вопрошающего. Я прожил
в браке 25 лет, и скажу, что жизнь есть жизнь:
менструация жены (7 дней), болезни супругов, детей,
работа, взаимная усталость, наконец посты, посты пред
Причастием и многое подобное... среднее количество
половых актов у женатых людей бывает 2 - 3 раза
в неделю. Это что буйство похоти?! Да если и по 4 раза в
неделю?! Как правило такая сексуальная активность
продолжается не долго.
***
- Знаю одну верующую пару. У них такие
обстоятельства, что когда они встречаются после долгой
разлуки, то в день могут несколько раз "этим"
заниматься. Является ли это нормальным с духовной точки
зрения? Как вы считаете?
- Для них, может быть, нормально. Я же не знаю этих
людей. Строгой нормы нет. Человек сам должен понять, что
для него на каком месте находится.
- Важна ли для христианского брака
проблема сексуальной несовместимости?
- Думаю, важна все-таки проблема
психологической несовместимости. Всякая другая
несовместимость рождается именно из-за этого. Понятно,
что какого-то единения могут достичь муж и жена только
при условии подобия между собой. В брак вступают
изначально разные люди. Не муж здесь должен жене
уподобиться и не жена мужу. А и муж, и жена должны
постараться уподобиться Христу. Только в этом случае
будет преодолена несовместимость, как сексуальная, так и
любая другая. Однако, все эти проблемы, вопросы данного
плана возникают в светском, секуляризованном сознании,
которое духовную сторону жизни даже не рассматривает. То
есть не предпринимаются попытки решить проблемы семьи
путем следования за Христом, через работу над собой,
исправления своей жизни в духе Евангелия. В светской
психологии такого варианта нет. Отсюда-то и возникают
всякие остальные попытки решить эту проблему.
- Значит, тезис одной православной
христианки: "Между мужем и женой в сексе должна быть
свобода", - не верен?
- Свобода и беспредел – разные вещи.
Свобода подразумевает выбор и, соответственно,
добровольное ограничение для своего сохранения.
Например, для того, чтобы продолжать оставаться
свободным необходимо ограничить себя Уголовным кодексом,
дабы не попасть в тюрьму, хотя теоретически я и свободен
нарушить закон. Также и здесь: поставить во главу угла
наслаждение процессом – неразумно. Человеку рано или
поздно приестся всё возможное в этом смысле. И что
тогда?
***
Что такое беспредел? То, что нарушает
закон Божий. На что нет закона, то не является грехом!
То, что является грехом, может объявить только Судия Бог, а не
человеки!
"Ибо и до закона грех был в мире;
но
грех не вменяется, когда нет закона" (Рим.5:13).
"Но грех, взяв повод от заповеди,
произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех
мертв" (Рим.7:8).
Как уже было сказано, заповедей от Бога,
регламентирующих технику секса и его частоту нет.
И что это за лукавые намеки? Намекать на
беспредел, но при этом не говорить, что есть беспредел?
Манипуляция чувством вины людей. "...ибо для чего
моей свободе быть судимой чужою совестью?"
(1Кор.10:29).
***
- Допустимо ли находиться обнаженным в
помещении, где есть иконы?
- В этом плане есть хороший анекдот у
католических монахов, когда один выходит от римского
папы грустным, а второй – весёлым. Один у другого
спрашивает: "Что ты такой грустный?". – "Да вот, я к
римскому папе зашел и спросил: можно курить, когда
молишься? Он ответил: нет, нельзя". - "А ты чего такой
веселый?". – "А я спросил: можно ли молиться, когда
куришь? Он сказал: можно".
- Знаю людей, которые живут отдельно. У
них в квартире – иконы. Когда муж и жена остаются
наедине, то, естественно, обнажаются, а ведь в комнате -
иконы. Не грешно ли так поступать?
- В этом ничего страшного нет. Но в
церковь в таком виде приходить не надо и вешать иконы,
например, в туалете, тоже не следует.
- А если, когда моешься, приходят мысли
о Боге, это не страшно?
- В бане – пожалуйста. В любом месте
молиться можно.
***
Продолжается поток дико глупых
вопросов...
Вы понимаете, как все плохо у нас? Сколько у
прихожан инфантильности, глупости и мракобесия!
Некоторые вопросы являются по моему мнению формой
православного идолопоклонничества, когда иконы
воспринимаются как живые люди.
Зачем думать о Боге в бане?!
***
- А ничего, что нет одежды на теле?
- Ничего. А как же Мария Египетская?
- Но все же, наверное, нужно создать
особый молитвенный угол, хотя бы из этических
соображений, и отгородить иконы?
- Если есть для этого возможность – да.
Но мы же ходим в баню, имея на себе нательный крест.
- Можно ли заниматься "этим" во время
поста, если совсем невмоготу?
- Здесь снова вопрос сил человеческих.
Насколько у человека сил хватает… Но "это" будет
считаться невоздержанием.
- Недавно у старца Паисия Святогорца
прочитал, что если один из супругов духовно сильнее, то
сильный должен уступить слабому. Да?
- Конечно. "Чтоб не искушал вас сатана
невоздержанием вашим". Потому что, если жена будет
строго поститься, а мужу будет невтерпеж до такой
степени, что он любовницу себе заведет, - последнее
будет горше первого.
- Если жена ради мужа это сделала, то
должна она прийти покаяться, что пост не соблюла?
- Естественно, так как жена при этом
свою меру удовольствия тоже получила. Если для одного
это снисхождение к немощи, то для другого… В данном
случае лучше привести в качестве примера эпизоды из
жизни отшельников, которые, снисходя к немощи или по
любви, или по иным обстоятельствам могли нарушить пост.
Речь идет, конечно же, о пищевом посте для монахов.
Потом они каялись в этом, брали на себя еще большие
труды. Ведь одно дело проявить любовь и
снисходительность к немощи ближнего, а другое –
допустить какую-то поблажку себе, без которой вполне мог
обойтись по своему духовному устроению.
- Чисто физически не вредно ли мужчине
долго воздерживаться от интимных отношений?
- Антоний Великий как-то прожил более
100 лет в воздержании абсолютном.
***
Уместно вспомнить тактичность апостола
Павла, который прекрасно понимал, что воздержание не для всех:
"Ибо желаю, чтобы все люди были, как и
я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один
так, другой иначе. Говорю это для вашей же пользы, не
с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы
благочинно и непрестанно служили Господу без
развлечения" (1 Кор.7:7, 35).
А еще нам не известно какие
искушения, связанные с воздержанием, переживал Антоний
Великий. Со свечкой рядом с ним никто не стоял.
***
- Медики пишут, что женщине
воздерживаться значительно труднее, чем мужчине. Они
даже говорят, что это вредно для ее здоровья. И старец
Паисий Святогорец написал, что у дам из-за этого
развивается "нервность" и прочее.
- Я в этом усомнюсь, потому что есть достаточно большое
количество святых жен, монахинь, подвижниц и т.д.,
которые практиковали воздержание, девство и, тем не
менее, были преисполнены любовью к ближним, а отнюдь не
злобой.
- А для физического здоровья женщины это
не вредно?
- Они ведь жили тоже достаточно большое
количество лет. Я, к сожалению, не готов с цифрами в
руках подойти к данному вопросу, но такой зависимости
нет.
- Общаясь с психологами и читая
медицинскую литературу, узнал, что если у женщины с
мужем сексуальные отношения не налажены, то у нее очень
большой риск гинекологических заболеваний. Это у медиков
– аксиома, значит, она неверна?
- Я бы поставил это под вопрос. А что
касается нервности и прочих таких вещей, то
психологическая зависимость женщины от мужчины больше,
нежели у мужчины от женщины. Потому что еще в Писании
сказано: "К мужу будет влечение твое". Женщине труднее
быть одной, чем мужчине. Но во Христе все это
преодолеваемо. Игумен Никон Воробьев очень хорошо об
этом сказал, что женщина имеет более психологическую
зависимость от мужчины, чем физическую. Для нее не
столько важны сексуальные отношения, сколько факт
наличия мужчины близкого, с которым можно общаться.
Отсутствие такового слабым полом переносится труднее. И
если мы не будем говорить о христианской жизни, то это
может привести к нервности и прочим сложностям. Христос
способен помочь человеку преодолеть любые проблемы при
условии правильной духовной жизни человека.
- Можно ли иметь близость жениху и
невесте, если они уже подали заявление в ЗАГС, но
официально еще не расписаны?
- Как подали заявление, так могут и
забрать. Все-таки брак считается заключенным именно в
момент регистрации.
- А если, допустим, свадьба через 3 дня?
Я знаю много людей, которые на эту удочку попались.
Распространенное явление – человек расслабляется: ну что
там, через 3 дня свадьба…
- Ну, через три дня Пасха, давайте
праздновать. Или в Великий Четверг кулич пеку, дай-ка я
его поем, все равно через три дня Пасха!.. Пасха-то
будет, никуда не денется…
- Близость между мужем и женой
разрешается после регистрации в ЗАГСе или лишь после
венчания?
- Верующему человеку, при условии того,
что веруют оба, желательно дождаться венчания. А во всех
других случаях достаточно регистрации.
- А если они расписались в ЗАГСе, но
потом имели близость до венчания, является ли это
грехом?
- Церковь признает государственную
регистрацию брака…
- Но им надо каяться в том, что они до
венчания были близки?
- Вообще-то, насколько я знаю, люди, озабоченные данным
вопросом, стараются не делать так, что роспись сегодня,
а венчание – через месяц.
- И даже через неделю? У меня есть друг,
он ходил договариваться о венчании в один из обнинских
храмов. И ему батюшка посоветовал разнести роспись и
венчание на неделю, потому что свадьба – это пьянка,
гулянка и так далее. А потом и этот срок перенесся.
- Ну, не знаю. У христиан на свадьбе
пьянок быть не должно, а у тех, для кого любой повод
хорош, пьянка будет еще и после венчания.
- То есть разносить нельзя на неделю
роспись и венчание?
- Я бы не стал так делать. Опять-таки,
если жених и невеста – люди церковные, хорошо знакомы
священнику, он вполне может повенчать их и перед
росписью. Я не буду венчать без справки из ЗАГСа
неизвестных мне людей. Но хорошо известных я могу
повенчать совершенно спокойно. Потому что я им доверяю,
и знаю, что из-за этого ни юридических, ни канонических
проблем не будет. Для людей, постоянно посещающих
приход, такая проблема, как правило, не стоит.
- Являются ли с духовной точки зрения
сексуальные отношения грязными или чистыми?
- Все зависит от самих отношений. То
есть муж и жена могут их сделать чистыми или грязными.
Все зависит от внутреннего устроения супругов. Сами по
себе интимные отношения нейтральны.
- Как и деньги нейтральны, правильно?
- Если деньги – изобретение
человеческое, то эти отношения установлены Богом. Людей
же такими создал Господь, Который ничего нечистого,
греховного не сотворил. Значит, в начале, в идеале
сексуальные отношения чисты. А человек способен
осквернить их и достаточно часто это делает.
- Приветствуется ли стеснительность в
интимных отношениях у христиан? (А то, например, в
иудаизме многие на свою жену смотрят через простыню, так
как считают позорным видеть обнаженное тело)?
- У христиан приветствуется целомудрие,
т.е. когда все аспекты жизни стоят на своем месте.
Поэтому каких-то таких законнических ограничений
христианство не дает, подобно тому, как ислам заставляет
женщину закрывать свое лицо и т.д. А значит, расписать
кодекс интимного поведения христианина не представляется
возможным.
***
Где вопрошающий нашел подобные идиотские
мифы об интимной жизни иудеев?! Да и какой они нам указ
и пример для жизни?
***
- Нужно ли воздерживаться после
Причастия три дня?
- В "Учительном известии" повествуется, как должно
готовиться к Причастию: воздерживаться от близости два
дня до и день после. Поэтому три дня после Причастия
воздерживаться нет необходимости. Тем более, если мы
обратимся к древней практике, то увидим: супружеские
пары перед венчанием причащались, в этот же день
венчались, и вечером была близость. Вот вам и день
после. Если в воскресенье утром причастились, день
посвятили Богу. А ночью можно быть вместе с женой.
- Тому, кто хочет духовно
совершенствоваться, нужно ли стремиться, чтобы телесные
удовольствия были для него второстепенными (неважными).
Или же нужно научиться наслаждаться жизнью?
- Конечно, телесные удовольствия должны
быть второстепенными для человека. Он не должен их
ставить во главу угла своей жизни. Есть прямая
зависимость: чем духовнее человек, тем меньше для него
значат какие-то телесные наслаждения. И чем менее
духовен человек, тем большее значение они для него
имеют. Однако, мы не можем заставить человека, только
пришедшего в церковь, жить на хлебе и воде. Но
подвижники вряд ли стали бы кушать торт. Каждому – свое.
По мере его духовного роста.
***
Очень интересная ассоциация у протоиерея
удовольствия с поеданием торта. Бог уже давно
сказал, что радоваться от плодов рук своих не только не
грех, но утешение и даже заповедь человеку, данная
ему в этой тяжелой жизни:
"Дней лет наших - семьдесят лет, а при
большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора
их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим"
(Пс.89:10).
"Кто находится между живыми, тому есть
еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому
льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают,
и уже нет им воздаяния, потому что и память о них
предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность
их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем,
что делается под солнцем. Итак иди, ешь с весельем
хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог
благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время
одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове
твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во
все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог
под солнцем на все суетные дни твои; потому что это -
доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься
под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам
делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни
работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости"
(Еккл.9:7).
"Однако, мы не можем заставить человека,
только пришедшего в церковь, жить на хлебе и воде". Это
что за пассаж?! Протоиерей не может, но сильно хочет
заставить прихожан жить на хлебе и воде?! Главное для чего жить на хлебе и воде?
Глупость тут ещё и такова, что он это говорит в
XXI веке, когда известно, что
питание на хлебе и воде быстро приведет даже здорового
человека к тяжелым хроническим заболеваниям, и
противопоказано больным людям, беременным и т.п.
Аскетичный апостол Павел к самой
аскетике относился пренебрежительно, как к очень
незначительному деланию:
"Итак, если вы со Христом умерли для
стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире,
держитесь постановлений: "не прикасайся", "не
вкушай", "не дотрагивайся" [что все истлевает от
употребления], по заповедям и учению человеческому?
Это имеет только вид мудрости в самовольном служении,
смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении
о насыщении плоти" (Кол. 2:20-21).
Обратите внимание, что аскетические
постановления тогда, да и сейчас тоже: "по заповедям
и учению человеческому".
И да... "Учительное известие" не более
чем "предание старцев", а не закон Божий.
***
- Я прочитал в одной православной книге,
что, рожая детей, христиане тем самым готовят граждан
для Царствия Божия. Такое понимание жизни может быть у
православных?
- Дай то Бог, чтобы наши дети стали
гражданами Царствия Божия. Однако, для этого
недостаточно ребенка только родить.
- А что, если, например, женщина
забеременела, но она об этом еще не знает и продолжает
вступать в интимные отношения. Что ей делать?
- Опыт показывает, что пока женщина о
своем интересном положении не знает, плод к этому не
очень восприимчив. Женщина, действительно, может не
знать 2-3 недели, что она беременна. Но в этот период
плод защищен достаточно надежно. Причем и от того, если
будущая мать примет алкоголь и т.д. Господом устроено
все премудро: пока женщина не знает об этом, заботится
Сам Бог, а вот когда женщина узнаёт… Об этом должна
заботиться она сама (смеется).
***
Как уже было ранее сказано, все это
псевдонаучные и псевдодуховные фантазии протоиерея в
духе саентологов. Месяц не влияет, потом влияет. А
почему только 2 - 3 недели? А не 5 - 9 недель? В
Московской духовной академии, где выпускают таких
шарлатанов в степени кандидата богословия, в
специальной лаборатории проводили опыты по
отрицательному влиянию секса на духовность плода?! Или
некие великие духовники мерили харизмометром
беременных баб?!
Пример дикого зашквара
псевдоправославного мракобесия. И человек даже не
понимает какую глупость он несет...
***
- Воистину, когда человек все берет в
свои руки, начинаются проблемы… Хотелось бы закончить
мажорным аккордом. Что вы можете пожелать, отец
Димитрий, нашим читателям?
- Не терять любовь, которой и так мало в
нашем мире.
- Батюшка, большое спасибо за беседу,
которую позвольте закончить словами протоиерея Алексея Уминского: "Я убежден, что интимные отношения
- это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи. Часто
излишняя аскеза является причиной супружеских ссор и, в
конечном итоге, развода". Пастырь подчеркнул, что
основой семьи является любовь, приводящая к спасению, а
если ее нет, то брак - "просто бытовая структура, где
женщина - воспроизводящая сила, а мужчина - тот, кто
зарабатывает на хлеб".
***
Что я не прочитал в этом большом
интервью? То, что сексуальные отношения должны быть
взаимно удовлетворяющими, что жена обязательно должна
получать оргазм.
Мы почти одногодки.
Мне, конечно, задают много вопросов о семейной жизни, и
я провел не одну консультацию, но мой опыт
консультирования явно меньше, чем у протоиерея Дмитрия
Моисеева, которому исповедуются грехи и задают вопросы
сотни прихожан.
Но я даже при меньшем опыте
консультирования многократно видел, какую
проблему приносит в семью сексуальная
неудовлетворенность жены как из-за неумелости и глупости
мужа, так из-за женской фригидности. Был свидетелем, как
из-за фригидности и советов духовников, вроде Моисеева
разводились с женами священники, другие смотрели
порнографию при живой "деревянной" жене. Скольких мужей вгоняло в уныние
"мастурбация" о жену, т.е. секс с не получающей
удовольствия и холодной женой?!
Поэтому эта тема мною неоднократно
поднимается в
моих
статьях о семье.
Игнорирование священником темы
сексуальной удовлетворенности жен, да еще в контексте
"Есть прямая зависимость: чем духовнее человек, тем
меньше для него значат какие-то телесные наслаждения",
дает мне повод предполагать, что все его советы,
являются лицемерным оправданием проблем личной
жизни.
Проблемы удовлетворенности жены можно признать и
пытаться решить (помогают нужны ласки, которые он по
глупости считает грехом), а можно лицемерно обманывать и
себя, и жену, и людей: "Есть прямая зависимость: чем
духовнее человек, тем меньше для него значат какие-то
телесные наслаждения".
Комментировал и критиковал
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
Миссионерско-апологетический проект " К
Истине" - 15.04.2021.
Цитировано по:
Международный Клуб Православных Предпринимателей - 11.07.2014.
|