Священник Иаков Коробков. О супружеском воздержании во время поста
Вопросы о телесном воздержании во время
поста – из разряда тех, которые поступают к нам на сайт
постоянно. Они волнуют не только многих супругов, но и
молодых людей, только собирающихся вступить в брак. Как
правило, подобные вопросы люди стесняются задать священнику
в храме. Однако и по почте отвечать на них очень сложно, не
зная ничего о жизненном опыте, степени воцерковления
вопрошающих, отношениях в их семьях. Поэтому в этой статье
мы просто попытается разобраться: почему же Церковь так
высоко ставит супружеское воздержание? Что думали об этом
святые отцы и современные подвижники?
Общеизвестно, что пост в Православии никогда
не воспринимался как разновидность диеты, как воздержание от
определенного рода пищи. Главное содержание поста –
приближение человека к Богу через усердную молитву, добрые
дела, борьбу со злом внутри себя и ограничение в том, что
отвлекает нас от приготовления к вечности.
Пост призван восстановить нормальную
иерархию ценностей: духовные потребности и вообще жизнь души
всегда должны преобладать над стремлениями и запросами тела.
Это совсем не значит, что все, относящееся к телесной
природе, греховно и должно быть упразднено – просто нужно
грамотно расставить акценты: что главное в жизни человека, а
что второстепенное.
Время поста – это время освобождения души от
гнета телесных потребностей и удовольствий, которые, как
известно, порабощают дух и ставят человека на одну ступень с
животным миром. Поэтому издревле христиане, имеющие семьи,
старались проводить пост не только в молитве и воздержании
от мясной и молочной пищи, но и ограничивали себя в
супружеских отношениях, принося тем самым добрую жертву
Богу.
Почему же Церковь так высоко ставит
супружеское воздержание, и какую пользу оно может принести
семье? Для наглядности воспользуюсь математическим методом
"доказательства от противного"...
Трудно переоценить значение интимных
отношений в жизни человека: они затрагивают самую потаенную
глубину личности. Миллионы романов, стихов и песен – это
гимн любви. Когда она разгорается в сердце по-настоящему,
все вокруг преображается и освещается каким-то особым,
неземным сиянием.
Однако после грехопадения на интимных
отношениях, как и на всей человеческой природе, лежит
тяжелая печать искажения, деформации. Замечательный
английский мыслитель и писатель Клайв Стейплз Льюис писал,
что любой грех есть "искажение энергии, которую вдохнул в
нас Бог... Господь хочет создать с нашей помощью Музыку, но
мы фальшивим. Он хочет нарисовать Автопортрет, мы превращаем
его в карикатуру".
Безусловно, сама по себе половая потребность
не более нравственна или безнравственна, чем, скажем,
потребность в пище. Другое дело – поведение людей при
удовлетворении потребности. Если интимные отношения не
противоречат заповедям Евангелия, то благодать Божия
освящает их. В противном случае в супружеских отношениях
возникают аномалии: извращения, неверность, приходят болезни
душевные и телесные.
Есть в Библии замечательные слова: "От
пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни"
(Сир. 37, 34). И относится это не к одной только пище, но и
ко всему, что наполняет жизнь человека, в том числе и к
брачным отношениям.
Пресыщение неизбежно толкает человека на
поиски новых ярких ощущений, лишает телесное общение ореола
нежности, чуткости и благоговения перед любимой половинкой.
И тогда люди ищут выхода там, где его нет: в распутстве и
разврате, в неверности и предательстве, и все дальше заходят
в тупик... Где же выход?
"Во всем нужна мера" – поистине бесконечно
мудрые слова. Но как применить их к этой деликатной теме?
Где найти верный и авторитетный критерий того, где кончается
допустимое и начинается греховное? Разумно обратиться к
многовековому опыту церковных семей, значительно более
крепких, чем семьи светские.
С древних времен Церковь призывала своих чад
положить себе правилом и нормой воздержание во дни всех
четырех постов, накануне великих праздников, перед участием
в таинстве Евхаристии, а так же накануне среды, пятницы и
воскресенья в течение всего года. Апостол Павел так писал об
этом: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на
время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять
будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием
вашим" (1 Кор. 7:5). Такое воздержание – настоящий подвиг,
который люди брали на себя ради Бога по обоюдному согласию,
и от которого получали великую пользу.
Нарушение этих норм опасно не только для
родителей, но и для их потомков. Как-то преподобный Леонид
Оптинский принимал у себя супругов, имевших психически
больного сына. Святой разъяснил, что эта болезнь есть кара
Господня за их сексуальное невоздержание накануне больших
церковных праздников. Преподобный Серафим Саровский говорил,
что из-за несоблюдения нравственной чистоты супружеских
отношений в посты и постные дни дети могут появиться на свет
мертворожденными. А жены нередко умирают в родах, если не
почитают церковные праздники и воскресные дни.
Преподобный Нил Мироточивый в своих
"Посмертных поучениях" специально предостерегал женщин от
близости с мужьями во время беременности. Это угрожает
физическому здоровью ребенка и наносит ему большой духовный
вред. Заметим, что научная литература также не рекомендует
половые связи в первые и последние два-три месяца
беременности. При этом в расчет принимаются, конечно, не
духовные последствия, а только ход эмбрионального развития.
***
Примечание МС. В свое время Господь
сказал: "И сказал им: суббота для человека, а не человек для
субботы" (Мк.2:27), и если прямо понимать вышеуказанные
угрозы: "Нарушение этих норм опасно не только для родителей,
но и для их потомков", то получается, что человек живет ради
поста, а не пост дан человеку для его же пользы. Контекст
апостольского послания указывает на желательность
супружеского воздержания во время поста, и то "по согласию".
Вся аскетика имеет мотивацию любви к Богу, т.е. все (пост,
молитва, воздержание и т.п.) делается по любви к Богу, а не
ради страха наказания.
К тому же святой апостол Павел, сам, будучи
аскетом, не вкушавшим мяса, и живший в безбрачии, писал:
"…упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало
полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование -
жизни настоящей и будущей (1Тим. 4:7-8).
Во-первых, подчеркну - пишу не против
поста, а против того, что ему придается некое исключительное
значение в нашем спасении, при этом за его строгое не
соблюдение, грозят тяжкими карами. И я совершенно согласен с
тем, что необходимо воздерживаться (по крайней мере, от
частных и невоздержанных) супружеских отношений в первые и
последние месяцы беременности, но это связано, прежде всего,
с ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ и МЕДИЦИНСКИМИ показаниями, ибо матка с
плодом приходит в сильный тонус и создается угроза выкидыша,
а не потому что супружеские отношения во время беременности
грех.
***
Читайте также по теме:
***
Во-вторых, подчеркну, тема супружеских
отношений крайне деликатна и индивидуальна, что даже Бог
через Свое откровение в Священном Писании практически
обходит ее стороной (есть запрет на отношения во время
месячных, и, конечно, на прелюбодеяние), думается, прежде
всего, потому, что сами по себе отношения, скрепленные
настоящей любовью (1Кор.13:4-13) не мешают спасению. Мне
припоминается один из святотеческих рассказов, о том, что
некому аскету (к сожалению, не могу вспомнить его имя),
подумавшему, что он достиг совершенства, было указано, что в
неком городе живут две женщины еще более совершенные, чем
он. Он нашел их, и те были удивлены услышанному от него. По
своему народному пониманию "настоящего благочестия" указали, что
они недавно были на ложе с мужьями. Позже до женщин дошло,
их настоящее благочестие - во взаимной, безукоризненной
любви ко друг другу, а не в половом воздержании с мужьями.
В-третьих, подчеркну, что не пишу о
необязательности супружеского воздержания во время поста,
это необходимо – любая не воздержанность не полезна. Пишу о
том, что супружеское воздержание по время поста не принципиально как
таково и
напрямую связано и с возрастом, и половой конституцией
супругов, и должно быть рассчитано по мере сил супругов. По
моему мнению, по меньшей мере, неразумно требовать
совершенного воздержания в течение 20 - 40 дней, например,
от молодых супругов, живущих в одной комнате. Монахи,
живущие в уединении и при более строгом посте с усилиями
борются с плотскими желаниями, а какой молодой здоровый
мужик утерпит несколько недель, видя каждый день свою
молодую любимую и красивую жену и разделяя ложе?!
И осложнения во время беременности возникают
не от самого факта половой близости во время беременности
или зачатия во время поста, а от куда более серьезных причин
в вере и духовной жизни супругов, а то и по особому промыслу
Бога, помните – "Ученики Его спросили у Него: Равви! кто
согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус
отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для
того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин.9:2-3).
***
Для тех, кому поначалу эти советы покажутся
слишком тяжелыми, хочу привести мудрые слова известного
афонского подвижника наших дней схимонаха Паисия Святогорца:
"Супружеские отношения есть тема, которая не может быть
четко определена, поскольку все люди не могут жить по одному
шаблону <...> Есть такие, кто, заключив брачный союз, родили
одного, двоих, троих детей, а затем живут в чистоте. Другие
вступают в супружескую близость лишь на время деторождения,
а остальное время живут, как брат и сестра. Иные
воздерживаются лишь в период постов, а затем имеют близкие
отношения. Некоторым и того не удается исполнять. Есть
имеющие общение в середине недели, чтобы быть в чистоте три
дня перед Божественным Причастием и три дня после
Божественного Причастия. Некоторые и тут спотыкаются <...>
Полагаю, что неправильно жениться только для того, чтобы
есть, спать и иметь плотские удовольствия, ибо все это –
плотское, а человек – не только плоть, но и дух. Плоть
должна помогать освящению души, а не разорять душу".
Бытует мнение, что перерывы в половой жизни
вредят организму. Но даже с медицинской точки зрения это
заблуждение: по наблюдениям всемирно признанного
австрийского врача и психолога Виктора Франкла, полное
воздержание или временный отказ от сексуальной жизни
абсолютно безвредны. Напротив, при воздержании люди
сохраняют ценную внутреннюю энергию и испытывают мощный
духовный и интеллектуальный подъем.
И напоследок хочется сказать, что временное
ограничение супружеской ласки – это лучший способ сохранить
трепетность отношений и достичь того, чтобы любимая
половинка всегда была желанной и единственной. Ничто так не
сохраняет взаимного устремления мужа и жены друг ко другу,
как необходимость по временам воздерживаться от супружеской
близости. И ничто так не убивает, не превращает супружескую
близость в занятие любовью, как отсутствие ограничений.
Иаков Коробков, иерей
Православие и современность – 30.06.2008.
|