Брак честен, ложе нескверно
Иногда приходится встречаться с мнением, что всякие
отношения полов - это либо грех, либо извинительная и
допустимая слабость. Очень многое в этом вопросе навеяно
платонизмом и монашеской аскетической литературой. В истории
Церкви случались ереси, отрицающие брак. Отголоски этих
воззрений иногда встречаются и в современной
богословско-нравственной литературе. Святоотеческая
литература посвящена в основном монашескому пути спасения и,
естественно, почти не касается духовного художества и
невидимой брани в миру, в семье, в браке.
Хотя александрийско-римский мыслитель Плотин (204-269) и
"был совершенно непричастен к христианскому богословию"
(Философская энциклопедия. Т. 4, с. 275), он, тем не менее,
оказал заметное влияние на философско-этическую мысль
некоторых церковных писателей первых веков христианства. Для
Плотина материя есть зло, царство материи, или "несущего",
противоположно Божеству и враждебно истинной природе
человека, "человек никогда не побеждает этого мира, а может
только бежать из него с пустыми руками в лоно Божества".
"Идеал единичного человека - не живая и свободная личность,
"друг Божий", а лишь отрешенный от мира созерцатель и аскет,
стыдящийся иметь тело" (В. С. Соловьев. Т. 10, с. 482; подчеркнуто автором).
Плотину чуждо представление апостола Павла, который писал к
Коринфянам: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего
в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога <...> Посему
прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые
суть Божии" (1 Кор. 6, 19-20).
Христос освятил тело Своим вочеловечением, а брак - Своим
личным присутствием. Первое чудо, которое Он совершил (и это
весьма примечательно), было чудо на браке в Кане Галилейской.
Осуждающие брак создали легенду, что новобрачные Каны
Галилейской остались девственниками, но эта легенда отнюдь
не основана на Священном Писании. Запрещающих вступать в
брак ап. Павел прямо называет лжесловесниками, сожженными в
совести своей (см. 1 Тим 4, 3-2).
Еретическое отрицание брака осуждается и "Апостольскими
правилами". В 51-м правиле говорится: "Аще кто, епископ, или
пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина
удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига
воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра
зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и
таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится,
или да будет извержен из священного чина и отвержен от
церкви. Такожде и мирянин", а 5-е правило гласит: "Епископ
или пресвитер, или диакон да не изгонит жены своея под видом
благоговения. Аще изгонит, да будет отлучен от общения
церковного: а оставаясь непреклонным, да будет извергнут от священного чина".
В первом правиле поместного Гангрского собора сказано: "Аще
кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем
своим совокупляющеюся, гнушается или порицает оную, яко не
могущую войти в Царствие: да будет под клятвою" (то есть
отлучен от Церкви). И далее (14-е правило): "Аще которая
жена оставит мужа, и отъяти восхощет, гнущаяся браком, да
будет под клятвою, а девственник буде превозносится над
бракосочетавшимися, да будет под клятвою".
Мы, христиане, говоря словами отцов поместного Гангрского
собора, "и девство, со смирением соединенное, чтим <...> и
смиренное отшельничество от мирских дел одобряем и брачное
честное сожительство почитаем" (правило 21).
Подобные выписки из канонических постановлений можно
продолжить, но и из приведенных правил видно, что Церковь
всегда почитала честный брак и защищала святость его от
неправомыслящих и еретичествующих, применяя к ним суровые
меры церковного наказания. Приводя в пример Акилу и
Прискиллу, свт. Иоанн Златоуст призывал "не осуждать брака и
не считать препятствием и помехою на пути, ведущем к
добродетели, - иметь жену, воспитывать детей, управлять
домом и заниматься ремеслом" (Свт. Иоанн Златоуст. Беседа
1-я на слова: "целуйте Прискиллу и Акилу и пр. " // Беседы на
разные места Священного Писания. Т. 2, с. 41). Акила и
Прискилла были муж и жена, управляли мастерскою, занимались
ремеслом и показали любомудрие, гораздо лучшее, нежели многие живущие в монастыре.
Согласно православному учению, только в церковном браке
совершается сущностное соединение двух личностей: духовное,
душевное и телесное. Только отношение мужа и жены
сравниваются с отношением Христа и Церкви (Еф. 5:23-25).
Святость брака, определяемая апостольскими посланиями,
охватывает и интимные отношения мужа и жены как дополняющих
друг друга, любящих друг друга личностей: "И будут двое в
плоть едину". Этот сокровеннейший момент жизни супругов
может быть свят, если он является итогом и символом их
полной духовной и душевной близости и телесного
соответствия. Это особый этап взаимоотношений. Иногда можно
наблюдать, как глаза молодоженов светятся новой гранью любви
и радости. За это можно благодарить Бога, помня, что "вся
добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил
их" (51-е правило свв. Апостолов).
В древней Церкви первую неделю новобрачные жили как брат и
сестра и носили церковные венцы. Это делалось, чтобы брак их
был целомудренным, чтобы в нем преобладало духовное,
молитвенное начало, чтобы молодые по-человечески, душевно
раскрылись друг к другу. Только на восьмой день по снятии
венцов они могли перейти к другим отношениям. Это
способствовало более глубокому осмыслению всех этапов
сближения в брачной жизни и любви.
Сейчас венцы снимают в конце обряда бракосочетания с чтением
молитвы на разрешение венцов в восьмой день (она сохранила
свое древнее название). На новобрачных теперь не
накладывается правило целомудрия первой недели.
Супружеские отношения требуют терпения и нежности,
величайшего взаимного такта и согласия. Женщина не должна
быть травмирована, она должна получать радость через новое
раскрытие личности мужа, его любви к ней и своей любви к
нему. Пестов, автор " Пути к совершенной радости" отмечает
даже случаи самоубийств после первой брачной ночи.
Период сохранения целомудрия после Венчания хотя бы два-три
дня, если не неделю - залог целомудрия брака. Он позволяет
неторопливо осмыслить совершившееся Таинство и как новое
событие осознать новый этап развития брачного союза. Не надо
с этим торопиться, но не следует и затягивать до преддверия
приближающегося поста, если для этого нет каких-либо особых
причин. Лучше вступать в брак не в преддверии постов (в
последний день, когда венчают), а после постов, или, по
крайней мере, недели за две-три до начала поста. Это,
конечно, не церковное постановление, а совет, пожелание
собирающимся вступать в брак.
Вообще, касаясь интимных супружеских отношений, нельзя
давать общих и обязательных советов кроме одного,
сформулированного апостолом Павлом: "Жена не властна над
своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом,
но жена" (1 Кор. 7:4). Мужчина должен помнить вторую
половину этой формулы, а не только требовать выполнения
первой. Лучше вначале уступить инициативу жене, чем
допускать даже тень насилия над ее психикой и телом.
***
Читайте также по теме христианского брака:
***
Освящая брак и супружеское ложе ("брак честен и ложе
нескверно, ложе их ненаветно" - великая ектения на
обручение), Церковь учит миру и воздержанности в супружеских
отношениях. Перед едой православный христианин читает
молитву и, если есть рядом священник, он просит:
"Благослови, Господи, ястие и питие рабом Твоим", но
обжорство и пьянство Церковь осуждает и вменяет в грех. Так
же и благословляя брак, Церковь осуждает сосредоточенность
взаимных интересов супругов исключительно на плотских
отношениях. Когда в браке преобладает секс, тогда под его
покровом скрывается разврат; когда муж, предварительно
поругавшись с женой, требует ее тело или мирится с нею
только для того, чтобы обладать им, тогда и в браке совершается половой грех.
Обращаясь к христианским супругам, Климент Александрийский
пишет: "Человеку надо воздерживаться от сладострастия <...>
здесь должны быть мера и границы". Отсутствие воздержания
закрывает друг от друга полноту восприятия троичности
личности каждого из супругов, - любовь подменяется
сладострастием. В браке необходима воздержанность - от
монахов же требуется полное воздержание. Счастливый я
человек, "все мне позволительно, но ничто не должно обладать
мною" (1 Кор. 6:12). Пост учит владеть своими чувствами и
телом, он требует временного воздержания от супружеской
близости. Необходимо соблюдать кануны постных дней и
длительные посты (Великий, Рождественский, Петровский,
Успенский), когда Церковь не совершает браков. Воздержание
должно соблюдать и в дни приготовления к причастию (дни говения). Следует также блюсти кануны Великих праздников,
Пасхальную седмицу, Рождественские святки. В это время
христианин должен быть наполнен духовной "радостью о Боге",
перед которой отступают все другие радования.
Лишь умеренность и воздержанность, духовная и душевная
близость супругов, всеобъемлемость их любви делает святыми и
радостными моменты телесного слияния. Оно становится
выражением и глубочайшим символом их взаимной любви и полной
близости. "Не уклоняйтесь друг от друга, - пишет ап. Павел,
- разве по согласию, на время, для упражнения в посте и
молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас
сатана невоздержанием вашим"(1 Кор. 7:5).
***
Читайте также по теме:
***
Почитая "брак честен" и "ложе нескверно", Церковь осуждает
добрачные и внебрачные отношения, считая их смертным грехом.
"Блуд не есть брак, - пишет свт. Василий Великий, - и даже
не начало брака" (Каноническое послание второе, правило 26).
Человек, имевший добрачную связь даже со своею невестой
(обручницей), не может, согласно церковным канонам,
поставляться в священники (Правило свт. Василия Великого 68-е).
То, что, "сходит" неверующему, не проходит без последствий
для христианина: кому много дано, с того много спросится. Не
умевший блюсти целомудрие до брака обычно не выдерживает и в
браке. Бывший еретик, принявший Православие, может стать
священником, но православный, совершивший однажды грех
прелюбодеяния, или двоебрачный (даже после смерти первой
жены) в священный сан не поставляется (Правило свв.
Апостолов 17-е, свт. Василия Великого 12-е).
У православных юношей и девушек должна быть исключена сама
мысль о возможности добрачных связей. Это относится и к
вступающим во второй брак. Настоятельно повторяем: добрачные
связи даже со своим будущим супругом можно сравнить с
попыткой совершить литургию, не имея благодати священства -
одно называется блудом, другое святотатством. Это
сопоставление правомерно, поскольку брачный союз мужа и жены
уподобляется отношению Христа и Церкви. Такое сравнение
режет слух только потому, что мы слишком привыкли к
добрачным связям, но почти не встречаемся с упомянутым святотатством.
Девушка должна стоять на страже чистоты добрачных отношений,
к чему она призвана самой своей природой. В этом вопросе не
может быть никаких "милостей", никаких "снисхождений".
Мы признаем верный и честный брак неверующих и с любовью
оденем на них брачные венцы, если они придут к вере и
потянутся в Церковь Христову. Нет на них греха, если,
конечно, они были верны друг другу. Наши слова обращены к
так называемым членам Православной Церкви, которые своими
добрачными связями отвергают благодать Божию и впадают в
двойной грех: грех блуда и отвержение благодати Божией.
Новый Завет, установленный Иисусом Христом, изменил
отношение между Богом и человеком, и тем самым изменил
отношения между людьми и, прежде всего, между мужем и женою.
Это надо помнить, читая Ветхий Завет и наблюдая семейную
жизнь внешнего мира. Наш христианский брак должен быть новозаветным.
"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и
душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в
пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий
вас, Который и сотворит сие" (1 Фес. 5:23-24).
Дерзайте и трезвитесь. Вступив в брак, соединившись "в плоть
едину", "как живые камни, устрояйте из себя дом духовный" (1
Пет. 2: 5), будьте единым двойным храмом Бога нашего.
Глеб Каледа, протоиерей
Православный Медицинский сервер - 24.09.2004.
Православный медицинский сервер
|