Одухотворить эрос
Обычно чувственную любовь отделяют от
"любви в полном смысле слова". Такое разделение
необходимо, потому что в русском языке нет слов для
обозначения разных "любовей".
В греческом языке такой проблемы не
возникает: там есть φιλία (филия) – любовь-дружба, ἔρως
(эрос) – любовь-влечение, ἀγάπη (агапе) – любовь
духовная и στοργή (сторге) – любовь социальная,
семейная. А по-русски можно сказать: "люблю пиво",
"люблю тебя" и "Бог любит человека" – и никого это не
покоробит. У нас для всего – одно-единственное слово.
Конечно, мы выделяем чувственную любовь
не только из лингвистических соображений. "Эрос" тем
может отличаться от любви, что обременен слишком большим
страстным, аффективным комплексом. В чувственной любви
может быть так много телесного опыта, эмоциональных
состояний и совместного переживания, что личностное,
сверхчувственное общение и бытие отходят на второй план,
а могут оказаться и вовсе невидимыми. Недаром про
человека, захваченного страстью, говорят "потерял
голову"; вместе с головой он может потерять любовь
личностную и деятельную, то есть лишиться широкого
спектра переживаний, энергий, выборов.
Самое чувственное время любви называют
"медовым месяцем". И дело не только в "сладости", но и в
том, что это время чувственного пира, карнавала,
праздника. Но многим ли молодоженам приходит в голову,
что одна из задач этого периода – одухотворение любви! И
это возможно, если отношение к любви чувственной не
будет обесценивающим: стоит только отнестись к любви
чувственной как к допустимому злу, похоти плоти, так
сразу же любая духовная задача исчезает. Она просто
становится неуместной.
Протоиерей Андрей Лоргус
Ольга Красникова
В современной массовой культуре, к
сожалению, укоренилось именно обесценивающее отношение к
чувственной любви как к биологическому или гормональному
процессу, инстинкту, как к удовольствию и
развлечению (Мы здесь намеренно избегаем терминов
"занятие сексом", "совокупление" и пр. медицинские и
биологизаторские описания телесной стороны любви,
низводящие интимные отношения супругов до акта
физиологии – "половых сношений". Нам хочется
подчеркнуть, что интимная сексуальная близость,
"исполнение любви" (по выражению Берта Хеллингера) –
одна из важнейших, хотя, конечно, далеко не единственная
составляющая любовного общения, включает в себя не
только и не столько физическое единение мужа и жены, но
и эмоциональное, а также духовное "И будут двое во едину
плоть". – Прим. авт.). Но этого мало, нужно сказать и об
извращениях любви там, где и любви уже нет, а есть
только насилие, манипуляция, психологическая
перверсия (перверсия – болезненное отклонение от нормы в
сфере половой жизни. Это искажение и девиация, требующие
лечения; относится к области медицины. – Прим. авт.).
Помимо пошлости и цинизма, существует и
другая крайность – ханжество, которое нередко, как это
ни прискорбно, бытует у православных. Протоиерей Алексий
Уминский так описывает данную проблему:
"К сожалению, слишком часто приходится
слышать о том, что половое влечение связано с
последствием грехопадения и к человеческому естеству „приразилась
блудная страсть“. Делается вывод, что отношения между
супругами не могут быть чистыми, и поэтому оправданием
этих не совсем чистых супружеских отношений может быть
только деторождение. Всякая близость не с целью зачатия
в этой логике признается грехом. Или же распространена
другая мысль о том, что супружеские отношения – это
некая поблажка человеческой природе, удерживающая ее от
блудного греха. Исходя из подобных взглядов на интимную
близость, супруги-христиане начинают избегать этих
отношений, боятся проявлять нежность в супружеской
близости, имеют всё возрастающее чувство вины".
Во всех этих случаях, широко ныне
распространенных, чувственная любовь превратилась в свою
противоположность – в отвращение к человеку. Если мы
рассматриваем чувственную любовь, имея в виду такие
явления, то ничего одухотворенного и помыслить не
сможем. А мы говорим о любви зрелой, в которой любовь
чувственная есть именно любовь, а не ее
противоположность.
***
Интимная сторона брака
***
Именно одухотворение своей любви, как в
чувствах, так и в отношениях, и есть задача взрослой
личности. Что такое "одухотворение любви"? Это смысл,
направленность и радость влечения, желания, отношений,
чувств и мыслей – перед Богом и с Богом. Чувствуя
непреодолимую силу влечения к другому человеку, я готов
любить перед лицом Бога, своей семьи и друзей, предстоя
перед всеми как личность, не скрывая наших лиц и
отношений, беря на себя полную ответственность за свои
отношения и их плоды.
Одухотворенность любви – это возведение
ее в высшее достоинство, в любовь Божью. Задача в том,
чтобы "эрос" преобразить и соединить с "агапе", "филией"
и "сторге". Это и становится подлинной человеческой
любовью, в которой человеческое не преодолевается, а
преображается, восходя к подобию Божьему.
Андрей Лоргус, протоиерей,
Ольга Красникова
Православие и мир - 16.01.2016.
|