Здесь не читают лекций...
Как происходят церковные разводы...
Дважды в неделю в епархиальном здании
особенно многолюдно. Возле кабинета с надписью "Каноническая
комиссия" стоят бабушки в черных платочках, люди среднего
возраста, молодежь.
Молодой мужчина в дорогом костюме меряет
гулкими шагами длинный коридор:
- Говорят, прошение надо подавать на второй
брак. Зачем, почему - не очень представляю.
Пожилая женщина с заплаканными глазами
напряженно ожидает своей очереди:
- Мне бы моего деда дали отпеть, больше
ничего не надо.
Юноша и девушка, видимо, жених и невеста,
беспечно обнимаются, их не смущает ни присутствие других
людей, ни чужое горе:
- Мы на лекцию пришли. Хотим повенчаться.
Где тут лекции читают?
По воле или по правилам?
Каноническая (или дисциплинарная) комиссия
существует для того, чтобы следить за соблюдением церковных
канонов - норм и правил, установленных апостолами, святыми
отцами Церкви и закрепленных решениями Вселенских и
поместных Соборов, касающихся церковного устройства и жизни
людей в Церкви. В обычной жизни человек соприкасается с
применением канонического церковного права в связи с
венчанием и отпеванием. В первом случае - если дело касается
второго или третьего брака, во втором - если речь идет об
отпевании самоубийц.
Число обращений в комиссию в последнее время
показывает, что ее работа является более чем востребованной.
Однако только малая часть людей понимает, куда и зачем они
пришли: для большинства это является досадной формальностью.
Таковы принципы общества потребления: многие приходят в храм
как в лавку духовных услуг, и когда узнают, что "приобрести"
желаемое не так-то просто, испытывают раздражение и обиду.
Председатель канонической комиссии Саратовской епархии
протоиерей Василий Антипов, возглавляющий работу комиссию
около пяти лет, рассказывает, что бывает, неудовлетворенные
решением комиссии уходят, хлопнув дверью:
- Чаще всего к нам приходят нецерковные
люди. Они рассматривают свое появление на комиссии как
подвиг: пришел, потратил свое время. Поэтому не просят, а
категорически требуют: "Дайте нам возможность обвенчаться".
Когда мы спрашиваем, по каким причинам распался их первый
брак, прямо отвечают: "Не ваше дело, не препятствуйте нам
прийти к Богу". Приходится объяснять таким людям, что к Богу
прежде всего нужно приходить со смирением. Иногда люди
понимают это, иногда нет. Но в основном признают, что должны
считаться с тем, что им сказали на комиссии. Многие просят
снисхождения, осознают свою греховность, раскаиваются в
содеянном, и мы их не осуждаем. Все мы - живые люди.
Но бывает и так, что человек, пришедший за
формальным разрешением, после слов священника начинает
задумываться о своей жизни, о грехе, о том, насколько грех
уродует человека. Так начинается его движение к Богу.
***
Читайте также по теме христианского брака:
***
Снимите с нас венцы!
В каноническую комиссию приходят не те, кто
еще только думает о разводе, а те, кто уже развелся и имеет
намерение вновь попытать счастье в семейной жизни.
Немаловажен вопрос, на ком лежит вина за распад семьи. Если
те, кто просит разрешения вступить во второй брак, сами
виноваты в расторжении первого брака, совершили измену (что
по древним канонам может быть единственным "уважительным"
оправданием при разводе для невиновной стороны) или, скажем,
бросили своих супругов, то вопрос осложняется. В этом случае
им не сразу дадут разрешение на повторное венчание. Сначала
определят время на осмысление произошедшего. В наши дни
"подумать" отправляют на год или два, максимум - три года,
за которые человек сможет воцерковиться и после прийти за
благословением на венчание.
С разводом и повторным венчанием связано
немало предрассудков и суеверий. Многие приходят в
каноническую комиссию с просьбой "развенчать" их,
"развязать" их от бывших супругов. В этом случае люди
смотрят на Таинство как на магический обряд: сказал - и
свершилось, независимо от веры и убеждений. Батюшкам
приходится объяснять, что в Церкви нет чина и обряда
развенчания и аннулировать действие Таинства брака
невозможно. Если брак распадается по человеческой воле, он
теряет свою силу: благодать Божию невозможно удержать в
грешном сердце. Поэтому и нет нужды в развенчании. Некоторые
понимают это, другие настаивают: "Снимите с нас венцы! Я не
хочу быть с этим человеком на небе!".
В таких случаях отец Василий отвечает:
- На небо сначала надо попасть, а потом в
Евангелии сказано, что там нет брака, и люди живут, как
ангелы. Брак предназначен только для земной жизни, и если вы
здесь развелись и не живете вместе, то и на небе вас никто
заставлять не будет.
На канонической комиссии рассматриваются не
только венчанные браки. Невенчанный брак, заключенный в
ЗАГСе и закончившийся разводом, тоже является расторгнутым.
Таких супругов венчают второбрачным чином. Он отличается по
своему содержанию от венчания первого брака - вместо трех
торжественных молитв читается одна покаянная. Нет отдельного
чина обручения, хотя венцы на головы возлагаются, и кольца
одеваются. Вторая половина венчания - чтение Священного
Писания (Апостола и Евангелия) - та же, что и в первом
венчании: супруги пьют одну чашу, трижды проходят вокруг
аналоя с иконами, поют те же тропари. Несмотря на название,
второбрачным чином венчают и третьи браки. А вот четвертого
брака Церковь не допускает. Если человек овдовел в третий
раз, он должен принять это как волю Божию и далее оставаться
безбрачным. Отец Василий говорит, что не все готовы
смириться с таким положением. Бывают и несуразицы:
- Приходят иногда и заявляют: "Мы любим друг
друга, а Бог есть любовь, не препятствуйте нам, мы хоть
десять раз можем замуж выходить и делаем это перед Богом и
по любви…". Приходится объяснять, что такое любовь
супружеская и что такое - "Бог есть любовь". И что Господь
показал нам любовь Своей жертвенностью: по любви отдал жизнь
за человека. И семейная жизнь всегда подразумевает жертву.
Если же брак распался, значит, в нем не было жертвенности,
как не было и настоящей любви.
Нередко задают вопрос и о предельном
возрасте венчания. Отец Василий отмечает:
- По канонам предельный возраст для венчания
составляет 70 лет. Это тот естественный предел, после
которого, по словам святителя Филарета (Дроздова),
митрополита Московского, следует более заботиться о спасении
души, чем о продолжении рода человеческого. Есть и
минимальный предел -18 лет. Людям моложе этого возраста в
брак вступать нельзя. Это требование одинаково и для ЗАГСов,
и для Церкви.
Часто на каноническую комиссию приходят
люди, желающие венчаться без регистрации, ссылаясь на то,
что раньше ЗАГСов не было, а регистрировал и венчал батюшка
на своем приходе. Отец Василий категорически против такого
подхода:
- Раньше у Церкви была функция
регистрировать браки, теперь это обязанность государства.
Венчание - не заключение брака, а благословение союза,
заключенного перед обществом по гражданским законам,
освящение его Церковью. Поэтому незарегистрированные браки
мы не венчаем.
В числе прочих препятствием для брака может
оказаться неверие супругов в силу Таинства. Если люди не
живут церковной жизнью, не признают ее и не принимают, а
хотят венчаться ради красивого обряда или придают ему
магическое значение, в этом случае им лучше отказаться от
венчания.
Последнее утешение
Не менее сложным вопросом, обсуждаемым на
заседании канонической комиссии, является вопрос отпевания
самоубийц. Как поясняет отец Василий, единственным
основанием, по которому может быть совершено церковное
поминовение своевольно ушедших из жизни - это психическое
заболевание, которым человек страдал до совершения этого
поступка. Другие факты, кроме невменяемости человека,
подтвержденной медицинским освидетельствованием, не являются
основанием для отпевания. Статистика такова, что из всех
родственников, подавших прошение на каноническую комиссию,
только четверть получают разрешение на отпевание. Отец
Василий рассказывает:
- К сожалению, часто приходится отказывать
людям в этом последнем утешении. Мы долго беседуем с ними,
стараемся, чтобы они поняли смысл случившейся трагедии и
положились на волю Божию. Бывает, нас упрекают: "Вы
препятствуете усопшему войти в Царствие Божие!". Тогда мы
объясняем, что это не мы препятствуем ему, а он сам своим
действием поставил перед собой препятствие и теперь стоит на
суде Божием. И Бог рассудит его, но уже без нашего участия.
Ведь почему в храме не молятся за самоубийц? Не по
жестокосердию священноначалия, а потому, что эти люди,
по-видимому, уже не могут принять благодать Божию. Они
перешли грань, за которой невозможно возвращение с
покаянием. Поэтому Церковь отказывается за них молиться. А
еще пришедшим на каноническую комиссию мы объясняем, что
сидим здесь не в роли законодателей: "Кого хочу - отпеваю,
кого не хочу - не отпеваю". В Церкви нет места своеволию,
никто не может делать что-то самочинно и не отвечать за
последствия. Все действия и решения человека должны
согласовываться с церковными правилами. И если воля человека
противоречит заповедям Божиим, то бороться нужно с первой, а
не со вторыми.
Ольга Новикова
Газета "Православная вера" № 18 (374) за 2008 год.
Православие и современность
|