Советы венчающимся
Отвечает протоиерей Александр Авдюгин. По вашему мнению, венчаться могут
только люди глубоко верующие? Если нет, то как людям,
которые еще не укрепились в своей вере, правильно
подготовиться к венчанию и как они должны воспринимать это таинство?
Я бы не стал какие то определенные
критерии устанавливать для тех, кто может и не может
прибегать к Таинству. Да и невозможны тут каноны строгие.
Иногда вполне достаточно слов: Батюшка, мы хотим, чтобы
Господь благословил наш брак", в других же случаях я
настаиваю на обязательной исповеди и причастии перед Венчанием.
Если и жених, и невеста крещены, то
вполне достаточно веры в Бога одного, а второй, лишь был бы
согласен идти под венец церковный. Тут четкое евангельское
разрешение: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и
жена неверующая освящается мужем верующим (1Кор.7:14).
Подобные браки не редки и в большинстве случаев через
некоторое время я вижу, что к исповеди подходят уже вдвоем,
а не только тот, кто настоял на венчании и считался "более верующим".
Готовиться же к Таинству надо также,
как мы готовимся к любому значительному событию в своей
жизни, то есть со внутренней сосредоточенностью. Она же
определяется не только внешним красивым и торжественным
видом, но и чистотою душевной. Если под модным и
оригинальным свадебным платьем невесты и модным костюмом
жениха остались струпья грязных грехов, что-то скрывается
друг от друга или недоговаривается, то начало будущих
семейных недоразумений уже положено. Поэтому и надобно,
венчающимся прибегать к Таинству покаяния, то есть к
исповеди. Ведь на венчании Господь соединит души и тела
двух, совсем недавно разных, не знающих друг о друге людей
"и будут двое – одна плоть" (Еф. 5:25-28). Вот и представьте
себе: одна из душ чиста и непорочна, а другая запачкана и скрытна, каков результат будет?
Совет один перед венчанием – будьте
искренни друг с другом, и Божье благословение
лишь сильнее объединит любящие сердца.
О чем должны думать и на что обращать
внимание жених и невеста во время обряда?
Тут легче сказать, о чем думать не надо.
Не имеет значения, кто первый станет на
расстеленный под ноги венчающимся рушник, как и не имеет
никаких последствий, если свидетели поменяют руки, держа
венцы над головами молодоженов (тем паче, что есть венцы
достаточно тяжелые); нет разницы чья венчальная свеча
прогорит больше, как и не приведет к катастрофе уроненное
кольцо или упавший платок. Все эти "приметы" имеют один
источник происхождения и зовут его у нас: "фирма ОБС", то
бишь "одна бабка сказала".
Внимательно вслушивайтесь в молитвы
произносимые священником и молитесь вместе с ним. Лишь то,
что читается священником и поется хором, имеет значимость и
действительно необходимо для многих лет совместной жизни.
Ведь сам богослужебный чин венчания берет начало из глубины
веков и именно так, как венчаются ныне, сочетались "в брака
общение" и наши далекие предки, именно после этих
священнических молитв стало возможным и нынешнее предстояние
жениха с невестой пред Престолом Божиим. Не обвенчались бы
во времена давние наши пра-пра-бабушки с такими же
"пра"-дедушками, откуда нам-то было бы взяться?
Надо ли молодоженам приходить в храм в
день венчания к началу службы?
Сегодня, большей частью, венчаются на
второй день свадьбы, в воскресенье. Какой смысл после
субботних торжеств, свадебных угощений, веселья и
поздравлений устраивать раннее хождение в храм на службу?
Молиться ведь все равно не получится. Лучше все же
отдохнуть, до времени венчания…
Исповедоваться же и причаститься Тайн
Господних надобно накануне, за несколько дней до официальных торжеств.
В верующих воцерковленных семьях
венчание всегда предшествует первой брачной ночи, т.е.
плотской близости жениха и невесты. Нынче это установление и
обязательность не в чести у большинства молодежи, но все же
почему бы, идя к Богу за благословением, не вспомнить те
времена, когда соблюдение этих установлений гарантировали
долгую и счастливую жизнь?
***
Читайте также по теме христианского брака:
***
Правда ли, что венцы, которые держат
над головами молодых во время обряда, – это символы
мученичества? Если да, то как надо расценивать этот символ.
Венцы, возлагаемые на жениха и
невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Это
четко определяется евангельским текстом: "Будь верен до
смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2:10). Слова данные
были сказаны тем, кто может ради Бога "
претерпеть" и "остаться верным".
Разве супружеский союз не предполагает
собой жертву своими собственными привычками и пристрастиями
ради счастья любимого человека? Разве семейная жизнь это
всегда неуемная радость и постоянное веселие? Отнюдь. Это
новые заботы и ограничения себя в материальном плане, в
удовольствиях; это бремя обязательств по достойному
воспитанию детей; это, в конце концов, и неприятности с
недоразумениями с новыми и старыми родственниками, т.к.
"враги человеку – домашние его" (Матф.10:36).
Как только в семейной жизни, кто либо
из супругов станет свое собственное "я" ставить во главу
угла, кто будет свое мнение и свои желания не сочетать, а
противопоставлять, единение прекратится и семья
останется лишь юридическим фактом.
Там же, где ради любви и счастья
супруги или супруга есть жертвенность (мученичество) всегда
присутствует великая награда – духовное единение, та великая
радость, ради которой стоит жить, жениться и замуж выходить.
Жертвуя – приобретаем. Страдая – возносимся.
Венцы, которыми мы венчаемся, которые
держат над главами молодоженов свидетели – это и венцы
домашнего царства и это же мученические венцы, потому как
счастливая семейная жизнь без смирения себя, по отвержения
своего "я" не получится..
Именно поэтому, когда священник ведет
молодых вокруг аналоя, хор поет песнопение: "Святые
мученики, славно подвизавшиеся и увенчавшиеся, молитесь ко
Господу о помиловании душ наших".
Что вы можете сказать тем, кто считает
венчание неким новым модным обрядом?
Знаете, как мы называем тех
представителей власти, которые нынче в силу своих должностей
и ими же придуманных "обязанностей" приходят на церковное
богослужение и с бальзамированными от напряжения лицами
выстаивают службы? Очень просто – подсвечниками. Другой роли
они не играют, ни в храме, ни у себя в душе. Так зачем же
неискушенных в жизни молодоженов, по воле моды или дабы
блеснуть пред друзьями и знакомыми переводить в роль
бесчувственного приспособления для держания свечи?
Если венчание это не просьба к Богу
освятить брак, помочь прожить счастливо и достойно, родить и
воспитать детей, а просто некий пункт из обязательного
списка предсвадебных ритуалов: к памятнику Ленина цветы
положить, бутылку шампанского выпить, поворожить на счастье
и т. д., то пользы от него не будет никакого…
Как меняется жизнь молодоженов после
венчания? Что они должны и чего не должны делать.
Любить друг друга. Всё остальное
приложится. Один из богословов сказал: "Люби Бога и делай,
что хочешь". Вполне можно перефразировать: "Люби жену (мужа)
и делай что хочешь". Ведь любовь твоя никогда не позволит огорчить…
Советов молодым дают много и как то
готовясь к проповеди я встретил следующие, которые раз за
разом повторяю, когда благословляю молодых:
1) Никогда не бывайте одновременно оба сердитыми;
2) Никогда не кричите на друг друга
(за исключением, когда пожар в доме);
3) Если кому-то из двух необходимо
одержать победу в споре, то уступи победу другому;
4) Если нужно высказать порицание, то сделай это с любовью;
5) Никогда не вспоминай ошибок прошлого;
6). Не идите спать, не примирившись;
8) Старайтесь, по крайней мере раз в
день, сказать другому ласковое слово;
9) Когда ты сделал что-либо неправильно, поспеши
признать свою ошибку и попросить прощения;
10) Двое участвуют в споре, но тот,
кто неправ, тот всегда говорит больше.
Если же касаться церковных запретов и
канонических правил в семейной жизни, то тут все
индивидуально, в каждой семье по-разному. Поэтому, если есть
благое желание сочетать свою семейную жизнь с православием,
то нужно обратится к священнику, хотя бы к тому, который вас венчал.
Насколько серьезную ответственность
берут на себя венчающиеся, и что означает понятие
"развод" в Православной церкви?
Церковь всегда считала осуществлением
христианского нравственного идеала наряду с девством ради
Христа только единственный брак. Именно поэтому церковные
правила запрещают избрание священнослужителей из числа
людей, состоящих в повторном браке или женатых на уже бывших
замужем и тем более вступление в повторный брак по принятии
сана. Мирянам, тем не менее, при определенных условиях
Церковь дозволяет вступление в повторный брак, понимаемый
как хотя и отчасти нарушающую заповеданный Христом идеал
святости, но вынужденную уступку человеческой немощи.
Чина "развода" как такового в Церкви не
существует. Есть благословение на повторный брак.
Церковь настаивает на пожизненной
верности супругов и нерасторжимости православного брака,
основываясь на словах Господа Иисуса Христа: "Что Бог
сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с
женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот
прелюбодействует; и женившийся на разведенной
прелюбодействует" (Мф. 19:6-9). Развод осуждается Церковью
как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и
супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям…
В 1918 году Поместный Собор Российской
Православной Церкви в "Определении о поводах к расторжению
брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве
таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в
новый брак, также отпадение супруга или супруги от
Православия, противоестественные пороки, неспособность к
брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся
следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой
или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к
наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния,
посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей,
снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств
супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное
оставление одного супруга другим. В настоящее время этот
перечень оснований к расторжению брака дополняется такими
причинами, как заболевание СПИДом, медицински
засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания,
совершение женой аборта при несогласии мужа…
В любом случае – развод есть грех.
Александр Авдюгин, протоиерей
Интернет-журнал "Русская неделя" - 11.07.2007.
|