Крестьянство или христианство? Социальные аспекты
современного Православия
Христианство – религия вселенская, в
ней, как сказано апостолом, нет ни эллина, ни иудея, ни
раба, ни свободного. Каждому человеку, независимо от его
рода деятельности и положения в обществе, христианство
раскрывает свой особый, наполненный глубоким смыслом,
путь. Так, по крайней мере, должно быть. Об этом
написано в Новом Завете. Однако в историческом
существовании Церкви те жизненные пути, которые она
предлагает своей пастве, неизбежно выражаются при
посредстве культурных и социальных форм времени.
Укоренившись в церковном предании, эти формы порой
начинают жить своей собственной жизнью в отрыве от
изменившейся культурной обстановки и накладывают свой
отпечаток на представления об образе "идеального
христианина". Так было с монашеством: возникнув в
определенном историческом контексте в IV веке как
движение мирян, в основном из низов общества, это
движение было впоследствии "воцерковлено". Теперь без
монашества Православие и не представить; именно в этом
образе складывается представление большинства о святой
подвижнической жизни. Однако монашество как институт –
это вполне человеческое изобретение, о нем ни слова не
говорится в Евангелии.
Особые формы присущи и современному
русскому Православию, они-то в первую очередь и
бросаются в глаза людям "внешним" и тем, кто только
начинает прокладывать дорогу к храму. И действительно,
если оставить в стороне таинственную, сакраментальную
сторону Церкви, ее вероучительные аспекты, то в процессе
воцерковления сегодня можно увидеть введение человека в
особый вид культуры. Эта культура поражает, прежде всего,
своей "бытовой" стороной, столь не характерной для
современного общества. Она предполагает особый язык –
как богослужебный, так и обыденно-повседневный, со
специфичными словами, вроде "спаси Господи", "послушание",
"искушение", "владыко". Имеется у нее и особый язык
жестов: поклоны, крестные знамения, благословения,
целования икон. Приверженцы этой культуры читают
литературу определенного рода. Они окружают свой быт
определенным набором атрибутики и одеваются особым
образом. Женщины ходят в платках и длинных юбках,
мужчины отращивают бороды. В храме все появляются, как
правило, в невзрачной однообразной одежде. Особенно ярко
эта культура процветает в среде монашества и паломников.
В рамках этой культуры есть отдельный класс людей
экстравагантных и радикалов: это "казаки", "монархисты",
сторонники разных "националистических движений". Им уже
можно дать волю фантазии, ходить в странной форме, с
плеткой и орденами.
Как же обозначить эту бытовую культуру,
с которой сталкивались все, кто хоть раз зашел в храм?
Во-первых, выражаясь более точно, это никакая не
культура, а субкультура. Она частична. Она чужда
современности, а порой светского человека может даже
шокировать. Во-вторых, сами ее носители, прежде всего,
апеллируют к традиции. Они стремятся воспроизвести в
жизни приходов и монастырей традиционный христианский
быт, как они его понимают. А кто такой христианин в
обыденном сознании русского человека? Это, конечно,
крестьянин. Всю историю своего существования Россия была
по преимуществу крестьянской страной. Так было и в
древние времена, и в XIX веке, в эпоху своего наивысшего
расцвета. Вот и воспроизводят у нас в православной
церкви по факту крестьянскую субкультуру.
То, что эта субкультура именно
крестьянская, очевидно и с внешней стороны. Скажем,
обычай ходить женщинам в церковь в платках –
исключительно крестьянский, еще в XIX веке дамы из
высших сословий платки не надевали. В эмигрантской среде
на службы в приходы русского зарубежья дамы ходили в
шляпах, а впоследствии и их сняли. Любовь наших прихожан
к ряженому казачеству, сарафанам, постным блюдам,
всевозможным национальным хорам, кружкам рукоделия и
народного промысла – все это характеризует тягу именно к
крестьянскому. За безобидными, на первый взгляд,
обычаями и фольклором, культивируемым в церковной среде,
стоят и более серьезные вещи. Отношения на приходах, в
монастырях и семинариях в наши дни нередко строятся по
логике старых патриархальных сообществ. На приходах у
нас "батюшки" окормляют своих прихожан-"детушек". В
монастырях "владыки" смиряют "послушников". Отношения
епископов между собой, епископов и священников,
священников и паствы насквозь патриархальны, что
воспринимается едва ли не как часть церковного предания.
Послушание же, смирение как покорность светским и
церковным властям, о которых у нас любят говорить, –
добродетели вполне крестьянские. Фактически речь идет о
подспудной догматизации крестьянского мировидения и
крестьянского, по своему существу, отношения к жизни в
Русской Православной Церкви.
Хочется подчеркнуть, что проблема здесь
не в том, что наши прихожане – часто люди из простых.
Проблема в том, что эта "простота" именно культивируется
самой церковью и поддерживается искусственным образом.
Кого по внешнему виду напоминает наш классический облик
приходского священника – батюшки? Конечно же,
простолюдина-крестьянина. А образу католического
священника, напротив, присущи аристократические черты.
Между тем, у этого современного православного "батюшки"
за плечами как минимум семинария, а нередко и высшее
светское образование. Он может даже иметь ученую
степень, а выглядеть при этом все равно нарочито
по-крестьянски. То же можно сказать и о прихожанах. Если
в России с грехом пополам формируется "средний класс",
то в церкви об этом слыхом не слыхивали: считается, что
чем проще ты будешь, чем простонароднее выглядишь и
ведешь себя, тем лучше.
Кто такой крестьянин в своей основе? Это
ребенок, дитя своей земли. Он не самостоятелен и не
вполне отвечает за свои поступки. Фигура крестьянина в
культуре неизбежно сближается с фигурой раба, который не
обладает самобытием. Крестьянину-ребенку необходим
батюшка-барин. Барин должен вразумлять его и наставлять
на путь истинный. На барина крестьянин перекладывает
ответственность и свободу принятия решений. Без барина
крестьянину не состояться. Крестьянин без барина – это
потерянный, пропащий, не знающий самого себя детина.
Таковы разбойники с большой дороги, взбунтовавшиеся
казаки Степана Разина или Емельки Пугачева. Их своеволие
и непослушание равносильны самоубийству. Мир, в котором
живет крестьянин, насквозь мифологичен. Центральной
фигурой в нем является царь-батюшка – самый главный
барин, отец всех крестьян земли русской. На царя и его
свиту в лице дворянства крестьянин уповает, снимая с
себя всякую ответственность за происходящее в стране.
***
Читайте также по теме:
- Крестьянство или христианство? Социальные аспекты современного Православия - Илья Илюкович
- Деньги, кадры, послушание - Сергей Чапнин
- Православное пастырство и попытки его обновления - протоиерей Вадим Леонов
- Русская Церковь в период эпидемий: исторический очерк - иерей Илья Письменюк
- О достоинстве христианства и недостоинстве христиан - Николай Бердяев
- Почему в России 70% православных и только 3% церковных людей? На что это влияет и как изменить ситуацию - протоиерей Николай Емельянов
- Специальное предложение: крещение за тридцать тысяч рублей - протоиерей Алексий Уминский
- Обновленческое движение в Русской Православной Церкви с начала ХХ века до 1943 года. Часть первая: причины раскола - Георгий Бабаян
- Меня огорчает та дурь, которую выдают за православную духовную жизнь - архимандрит Савва Мажуко
- От священника требуют святости и порока одновременно - иерей Александр Розанов
- В Церкви выдвигаются вперед не люди за свои достоинства, но балахоны черного цвета - Николай Глубоковский
- Величайшая пошлость - пропагандировать Церковь - Илья Забежинский
- Духовничество: ошибочное восприятие - игумен Петр Мещеринов
- Экономическая деятельность РПЦ и её теневая составляющая - Лев Тимофеев, Николай Митрохин, Михаил Эдельштейн
- Православный епископат как новый класс капиталистов (избранные рассекреченные служебные послания к епископату) - Патриарх Московский и вся Руси Алексий Симанский
- Почему нет исповедников среди священства? А их так готовят в семинарии?! - Евгений Лопатин
- Постановление Синода о пастырском произволе священников и монашествующих на приходах - Московская Патриархия Русской Православной Церкви
- Письмо "О вере, молитве, о немощах духовенства и о самом себе" - Константин Леонтьев
- Девять поступков епископа, из-за которых уходят лучшие сотрудники из Церкви - Тревис Бредберри
- "Духовный" туризм – чума монастырей, но многим обителям нравится - иерей Константин Камышанов
- Как пережить разочарование в Церкви? - Савва Дукач
- Благочестивый фасад религиозной детоксикации. Проблемы православных семей в примерах - Георгий Павлов
- Смерть приходам. Об уставе православного прихода - протоиерей Павел Адельгейм
- Психологические манипуляции в Церкви – как распознать и что делать - Наталия Скуратовская
- Реальная практика Церкви не вполне соединена с учением - Александра Соколова
- О разрушении православной общины - Дмитрий Ненароков
***
Каковы добродетели крестьянина? Они
изложены в "Домострое": это послушание властям,
хозяйственность, семейственность. Требования, которые
предъявляет к крестьянину культура, минимальны: быть
работящим, терпеть невзгоды, не пить, не бунтовать,
иметь крепкую патриархальную семью. Крестьянин лишен
рефлексии: за него думает барин. Крестьянин лишен и
личностных качеств, необходимых воинам. Если к высшим
сословиям в феодальную эпоху, будь то светским или
духовным, культурой предъявлялись запредельные
требования (от воинов-рыцарей ожидали воинских подвигов,
от монашества и клира – аскезы и самоотречения),
крестьянину достаточно было оставаться самим собой.
Крестьянское сословие менее всех других требовало
внутренней выделки, самопреодоления или жертвы,
потому-то оно и находилось на низшей ступени социальной
иерархии. Крестьянская культура – низовая, она никогда
не имела права претендовать на первосмыслы.
Сказанного достаточно для того, чтобы
понять всю странность попыток нынешнего возрождения
крестьянской субкультуры в среде православия. Зачем
именно крестьянская? Почему не дворянская или, к
примеру, средневеково-рыцарская? Дамы в шляпках и
кавалеры в сапогах со шпорами в храме смотрелись бы куда
эстетичнее бабушек в платочках и мужиков в косоворотках.
Зачем вообще Церкви цепляться за субкультуру?
"Крестьянскость" в русской церкви проникает даже туда,
где ее быть не может по определению, что приводит к
совсем трагикомическим случаям. Выше уже упоминалось
обилие шутовских и радикальных движений в околоцерковной
среде, возникших не иначе как от простоты душевной.
Православными издается множество совершенно крестьянских
по духу журналов и газет, существуют крестьянские
радиостанции и телевидение. Через них крестьянские
батюшки излагают адаптированные версии "Домостроя", а
крестьянские философы вещают о Царьграде и Святой Руси.
Отношения Русской Православной Церкви с современными
представителями властей строятся также по совершенно
крестьянской логике: "нет власти не от Бога", мы вам
послушны и поддерживаем любые ваши инициативы, наше дело
молиться, а не рассуждать.
Конечно, прямо о необходимости
"крестьянскости" жизни для спасения души у нас не
говорится. Прежде всего, церковная риторика использует
аскетические труды святых отцов и преподносит аудитории
идеалы монашеские. Необыкновенной популярностью в
православной среде пользуются средневековые патерики,
жития святых, монашеские сочинения Феофана Затворника и
Игнатия Брянчанинова, наставления всевозможных старцев с
Афона и т.п. Однако если говорить о социальном
измерении сочинений подобного рода, то все они
оказываются насквозь крестьянскими.
Само монашество бывает разное.
Европейское Средневековье знало духовно-рыцарские
ордена, ордена монахов-ученых, монахов-миссионеров,
монахов-земледельцев, наконец, нищенствующих
монахов-странников. Из монастырей, между прочим, выросли
первые университеты Европы. Человек из любого сословия
имел возможность отвергнуть мир и избрать путь жертвы и
служения Богу. При этом ему не нужно было менять свою
социальную среду, и он зачастую продолжал заниматься
тем, что умел до принесения обетов. От мирянина его
отличали больший аскетизм и строгость к себе,
молитвенный настрой.
В Византийской империи преобладал
исихастский созерцательный тип монашества. Его-то и
переняла наша страна при крещении. Таковым в своем
идеале монашество у нас остается и до сего дня. Но
вместе с исихастским монашеством Византия знала и другие
формы "высокой" христианской жизни: в империи
существовали различные богословские школы, привлекавшие
интеллектуалов к обсуждению сложных догматических
вопросов, существовали городские благотворительные
общины. Голос харизматичных подвижников из пустыни
уравновешивался проповедями образованного городского
епископата. К сожалению, традицию образования и
богословской мысли Русь не переняла; русское монашество
всю свою историю оставалось насквозь
простонародно-крестьянским, заняв при этом
исключительное положение в умах русских людей. Сказанное
усугубила народная любовь к многочисленным
святым-юродивым из простецов – также черта исключительно
русского Православия. Физический труд – практически
единственное занятие кроме молитвы и в наших современных
монастырях. Даже и в этом случае монах – не
"простолюдин"; принятием обетов он становится на путь
подвига самоотречения, на пути к святости преодолевает в
себе все низменное. Но "быт" монастырей остается
прежним, и тот "месседж", которые эти монастыри посылают
миру, насквозь пропитан именно крестьянским отношением к
действительности.
Если брать шире, "крестьянскость",
нарочитая простонародность – проблема русской культуры
как таковой. Дело здесь не просто в бедности,
необразованности и преобладании крестьянской массы в
населении страны в течение веков. Проблема состоит в
том, что это низшее сословие заняло не свойственное и не
подобающее ему место в русской культуре. П.А. Сапронов,
говоря о русской культуре, отмечает, что на Руси даже
богатые слои населения со временем окрестьянились,
переняв менталитет, манеры и образ жизни
простолюдинов: "К XVI веку в Московской Руси жили одни
крестьяне: крестьяне-мужики, крестьяне-посадские люди,
крестьяне-воины, крестьяне-князья и цари. Сквозное
окрестьянивание и крестьянскость создавали совершенно
неведомую послеантичному Западу однородность русской
культуры, не знавшей ни бюргерской, ни, тем более,
какого-либо подобия рыцарской культур" [1, c. 267-268].
Подобная ситуация на Западе была совершенно немыслимой:
там присутствовала строгая иерархия сословий,
низовое-крестьянское находилось внизу и само, скорее,
претерпевало влияние высших сословий, приобретая
аристократические черты.
Полноценная культура высших сословий в
России начала формироваться лишь с реформ Петра
Великого. Но она была западной по происхождению и даже в
XIX столетии чувствовала себя чуждой "исконно русскому"
духу. Отсюда ее народничество, заигрывание с
простолюдинами, поиски некоей "народной мудрости" и
"народной правды". Трагедия русской аристократии XIX
века заключается в том, что она перестала считать себя
"солью земли русской", отдавая первенство и приоритет в
сфере духовной и интеллектуальной всевозможным Платонам
Каратаевым. Вместо того, чтобы вести народ за собой,
образовывая его и задавая ему смыслы существования, она
начала склоняться перед ним. Страшным и безобразным
образом это проявилось перед революцией в феномене
распутинщины, затронувшем самые высшие слои русского
общества и даже царскую семью. Чем это кончилось, во что
превратился впоследствии "народ-богоносец" – всем хорошо
известно.
Духовенство реформы Петра Великого не
коснулись; вплоть до XX столетия оно так и оставалось
сословием простонародным, занявшим подчиненное по
отношению к дворянству положение в русском обществе –
опять-таки в полную противоположность Западу, где
духовенство в формальной иерархии считалось первым
сословием. Революция, "восстание масс" и классовый
геноцид только усугубили проблему. Лишенное опоры в лице
дворянства и привыкшее к своему подчиненному положению в
Российской империи, духовенство, в той его части, что
выжила, свыклось и с советской властью. О богословской
образованности речи уже не могло идти в принципе.
Характерным примером догматизации
"крестьянского" видения церковной жизни в современной
России служит книга епископа Тихона Шевкунова "Несвятые
святые", не случайно она стала бестселлером. В ней
миллионная аудитория увидела жизнь Православной Церкви
именно так, как она хотела ее увидеть.
Простые незатейливые истории простых
монахов Псково-Печерского монастыря. О добродетелях,
которые можно стяжать в пекарне, коровнике или у
выгребной ямы. О прозорливых старцах и "истинных
послушниках". О молебнах перед чудотворными иконами, по
которым выздоравливают родственники. О сглазе,
оккультизме и беснованиях, исцеляемых молитвами старцев.
О чудесных снах и всевозможных непонятных происшествиях:
черных собаках, мешающих освящать квартиру, мальчике, от
которого все загорается из-за того, что не прочли особых
заклинательных молитв при крещении, и пр. и пр. Эти
истории обильно сдабриваются рассказами из средневековых
патериков, создавая ощущение сказочности и нереальности
всего описываемого. "Все здесь создавало впечатление
если не сказки, поскольку очевидно было явью, то чего-то
удивительного" [2, с. 21]. С самого начала автор
предупреждает нас, что речь идет об особом "прекрасном
мире, где живут по совершенно иным законам, чем в
обычной жизни" [2, с. 7]. Этот мир отличен от
обыденности и живет по своей специальной логике, не
поддающейся осмыслению земным умом. В этом мире
используется особая одежда и свой особый язык, о
значении слов которого нам старательно рассказывает о.
Тихон. Имена монахов обязательно доисторические и
труднопроизносимые, богослужение – длинное и непонятное.
В этом мире нарушить пост или не прочитать последование
к Причастию – большой грех, а если ты не исповедуешься
перед Литургией, на тебя, возможно, свалится кирпичная
кладка. Самой главной добродетелью здесь является
послушание, а самым страшным преступлением - гордыня и
своеволие: "Священноначалия следует слушаться всегда и
во всем. Вплоть до того, когда повеление, например,
игумена, кажется непонятным, нелогичным, даже опасным
для жизни" [2, с. 166] (далее следуют абсурдные и
безобразные примеры подобного послушания, которые, по
мнению о. Тихона, мирским людям не понять – зачем же их
тогда оглашать миллионными тиражами?).
Книга, скажем так, для совсем
неискушенного читателя. Монахи-крестьяне своей простой
крестьянской жизнью славят Бога и приглашают к этому
читателей. "Живите как мы", – словно бы говорят монахи
читателям, – то есть живите просто и по-крестьянски.
Крестьянское сознание мифологично; для него все эти
истории о благодатном огне, чудотворных иконах и
пророчествах вполне естественны и служат делу назидания.
Послушание, отказ от собственного разумения и воли –
также не только монашеские, но и крестьянские
добродетели. Проблема, однако, в том, что героями книги
о. Тихона выступают не только выходцы из простой среды,
удалившиеся из мира и ставшие на путь аскетического
подвига. В ней фигурируют высокопоставленные чиновники и
офицеры, директора заводов, кинорежиссеры, профессора и
ученые. Они-то и освящают квартиры, и видят чудесные
сны, и ищут "послушания" у всевозможных старцев,
демонстрируя свою тотальную "крестьянскость" в отношении
духовных вопросов. В силу своего образования и положения
эти люди должны бы, казалось, быть не так просты и
относиться к своей вере серьезнее. Высокий социальный
статус обязывает, как-никак, к уму, проницательности,
вкусу, чувству личной ответственности, в конце концов.
Вера взрослого человека не есть вера ребенка. Но все мы
хорошо знаем, что собой представляют советские
"директора заводов" и иже с ними. Крестьянские
наставники преподносят им крестьянскую веру, они ее и
принимают своим полуязыческим сознанием, не утруждая
себя дополнительной рефлексией.
Отсюда шизофреническое двоемирие, в
котором пребывают люди подобного рода. С одной стороны,
"грешный" мир советской и постсоветской
действительности, живущий по своим – зачастую
криминальным – законам, где со всеми нужно уметь
"договариваться" и непрерывно лгать, не прислушиваясь к
голосу совести. "Мир лежит во зле" – так оно было
всегда, что уж тут поделаешь? С другой стороны, некий
особый мир "православия" – это мир мироточащих икон,
церковных праздников и чудесных пророчеств. Есть некая
особая "духовная жизнь", текущая по преимуществу в
монастырях и около духоносных старцев. И если ты хочешь
жить как христианин, то можешь "уйти из мира" в эти
самые монастыри (что лучше всего) или, по крайней мере,
регулярно приезжать туда в качестве паломника. Тебе
нужно обязательно найти себе батюшку-духовника: он
разрешит все твои вопросы и один будет знать о твоей
"духовной жизни". Нужно будет на все дела просить его
благословения, регулярно исповедоваться и причащаться.
Причастие при этом понимается в
индивидуально-терапевтическом смысле. Эта "духовная
жизнь" ведется параллельно "грешной" земной, никак на
ней не сказываясь и ничего в ней не изменяя. В лучшем
случае она затронет круг семьи и ближайших
друзей-родственников. Не подобным ли образом рассуждают
о Церкви разные криминальные авторитеты или олигархи,
так часто теперь мелькающие на экранах телевизора с
иконами и христианской атрибутикой? Именно крестьянская
вариация Православия позволяет им это безболезненно
делать. Не по этой ли причине в России складывается
абсурдная ситуация, когда повсюду идет строительство
сотен церквей и все рядятся в истово верующих, а в
стране разруха, с телеэкранов непрерывно льется
ненависть и общественная жизнь продолжает деградировать?
Поверхностность, отсутствие рефлексии,
нежелание задавать себе трудные вопросы – характерный
признак текстов наподобие "Несвятых святых". В этой
книге о. Тихон повествует о тяжелейшей эпохе
Православной Церкви, о действительных подвижниках духа,
отстаивавших Церковь во время гонений, подвергавшихся
высылкам и тюрьмам, но при этом проявляет совершенную
нечувствительность к особенностям времени. Благостный
житийный стиль повествования уверяет нас, что "так было
всегда", что "нет ничего нового под солнцем":
неправедность и несправедливость мира, жестокие войны,
гонения властей предержащих – и подвижники духа,
убегающие из городов в монастыри ради высокой жизни. Но
Псково-Печерский монастырь в то время – это не просто
место для аскетов, это единственный оставшийся в
советской России клочок нормального мира нормальных
человеческих отношений. И люди, пришедшие туда с полей
страшной мировой войны, – не житийные воины эпохи
Римской империи, избравшие себе новое поприще. О том,
что тоталитарный "мир" советской действительности –
явление весьма специфическое, что обычные человеческие
категории и понятия к нему не применимы, автор
умалчивает. Он, например, с большой гордостью повествует
об освящении квартиры маршала Жукова и истовой вере его
дочки. О том, кто такой товарищ Жуков, и каковы на самом
деле его заслуги в Великой Отечественной войне, автору
задуматься недосуг; для него, как и для миллионов
"советских граждан", этот персонаж просто является
"великим военачальником", воплощением героизма. А между
тем время описывается страшное: за благостной картиной
жизни монастырских подвижников проглядывает опасная
игра, в которую вступила Русская Православная Церковь
после декларации митрополита Сергия.
Указанную культурную и социальную
проблему, обусловленную многими причинами, унаследовала
Русская Церковь в XXI столетии. Ее следствием является
нарочитый антиинтеллектуализм человека Церкви, тяга к
патриархальности, тяжеловесная обрядовость, закрытость,
настороженность, а порой и открытая враждебность по
отношению к современной культуре. Все это формирует
малопривлекательный облик Православия в глазах светских
людей, усугубляющийся громкими одиозными поступками
различных околоцерковных активистов. Что уж тут
удивляться непрерывным нападкам на Церковь и критике со
стороны интеллигенции? Крестьянская редукция Православия
приводит к тому, что Церковь Христова в общественной
жизни страны попросту не представлена; ее мнение никем
здесь не выражается. За постперестроечное время она так
и не смогла стать духовным и смыслообразующим стержнем
страны или хотя бы одним из ее авторитетных институтов.
Крестьянства как класса в современной России не
существует, и попытка его воспроизведения в тепличных
условиях монастырей или на приходах выглядит достаточно
странной затеей, обращающей всю жизнь Православия в
благостный миф. Этот миф не позволяет человеку Церкви
ориентироваться в современном мире, лишает его
возможности "различать духов".
Все вышесказанное приводит нас к
необходимости переосмысления церковной жизни в ее
культурно-социальном измерении. Утверждаемая
простонародность церкви не позволяет ей адекватно
выразить многие евангельские смыслы, необходимые
человеку сегодня. При посредстве церковного "быта" и
обрядовости у нас очень много говорится о послушании,
покорности, смирении, следовании воли Божьей и т.п., но
практически ничего о царственном достоинстве человека, о
той высокой роли, ради которой он создан, о свободе,
которая ему дарована, и о талантах, которые ему
необходимо раскрыть. Современной Церкви не хватает
момента аристократизма для выражения этих смыслов.
Аристократизм, в его подлинном значении, предполагает
иерархическую выстроенность общества, наличие в нем
смыслового "верха" и "низа", где за "верхом" признается
образованность, выделка ума, умение брать
ответственность на себя, "взрослость" отношения к жизни.
Аристократизм в церкви означает наличие в ней церковной
элиты в лице общепризнанных авторитетных институтов, в
идеале – богословски образованного епископата. Именно
эта элита, а не простонародные "старцы", должна быть
подлинным учителем христианской жизни и выражать позицию
Церкви по тем или иным вопросам, глубоко и на понятном
широкой публике языке. "Старцы" могут служить лишь
харизматическим коррективом этой самой элите
институциональной Церкви, но никак не могут занимать ее
место.
Царственность, аристократизм были всегда
присущи церковной традиции, и их умаление сегодня –
проблема именно русского Православия. Где, как не в
богослужении, эти смыслы проявляются ярче всего. Ни для
кого не секрет, что византийская литургическая практика
сформировалась под влиянием столичного церемониала
императорского двора и церемониала помпезных патриарших
богослужений Софийского собора. "Благословенно царство…"
– первые слова Литургии, открывающие нам двери в особое
эсхатологическое пространство "жизни будущего века". В
этом пространстве обычные материальные предметы
природного (читай, крестьянского) происхождения
становятся символами, указывающими на иную реальность.
Грубая материальная природа преображается до
неузнаваемости, становится "царственной". При посредстве
царской атрибутики оформляется наша встреча с Богом.
Такова естественная логика нашего восприятия сферы
сакрального. Христа в земной жизни называли сыном
плотника, – но не плотником его изображают на
многочисленных иконах и фресках. Не "простолюдинами"
выглядят и священники в царственных облачениях у алтаря.
Почему при этом наш народ считает для себя возможным
вступать в Церковь в одеждах простолюдина, не оставляя
всю эту крестьянскую субкультуру за ее порогом, – не
понятно.
Илья Илюкович
Журнал "Начало" №33, 2016
|