О
разрушении православной общины
В этом слове пойдет речь о Православной
Общине. Православная Церковь и Православная Община – это
слова-синонимы, обозначающие общность людей, Святым
Духом собранных в единение веры во Спасителя, принявших
Его Подвиг для своего спасения и следующих за Ним. Глава
Церкви – Сам Христос, сказавший "где двое или трое
собраны во Имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:20).
Как правильно подметил об этой фотографии Артём Ларионов:
"Батюшка, сними подризник и остальное облачение за
агапой!" Сколько у нас троечников...
Как жизнь Православной Церкви, так и
жизнь любой Общины сакральны - они пронизаны
присутствием Господа и находятся под водительством
Святого Духа. Этим же водительством поставлены пастыри
для управления Общиной и преподавания верующим Святых
Таинств Церкви… Все эти истины прописаны в катехизисе и
нет необходимости повторять их. Моей целью является
обозначение острых проблем, связанных с положением дел в
лоне нашей Матери-Церкви.
Последние десятилетия для Русской
Православной Церкви ознаменовано храмостроительством. В
начале – середине 90-х настоящим чудом казалось
возвращение храмов и монастырей, утраченных за годы
гонений. То было краткое время всеобщего подъема
религиозного и исторического самосознания народа - сам
процесс реконструкции и возведения церквей воспринимался
как возвращение к истокам – к отнятой у народа Правде и
Вере, возвращение себе главного права, с которым каждый
человек рождается на свет – права на жизнь вечную.
Но уже к концу столетия, в силу ряда
причин, начался процесс формализации религиозной жизни.
Забота о внешнем жёстко вытесняла подлинную духовную
жизнь внутри религиозных образований, что неминуемо
проецировалось на каждого отдельно взятого верующего –
как правило, ещё не успевшего (в тотальном большинстве
случаев) взрастить и укрепить в себе веру и заручиться
хотя бы малым религиозным опытом. Так, понятие
"воцерковление"- глубокий мистический акт рождения в
Господе и в Церкви – претерпело лукавую подмену: теперь
это стало означать приобретение формального набора
элементарных церковных понятий, который стало принято
считать достаточным для обретения некоего церковного
статуса.
С каждым годом все отчетливее являет
себя парадокс: люди возводят храмы, а сами остаются
неосвященными, так как упускают из виду нечто очень
важное – самого человека, самих себя. Между тем, это
опасно – забывать, что собой представляет человек: он
живая икона Бога – самая большая святыня тварного мира,
главный храм Святого Духа (1Кор.3:17). А еще сегодня
(преднамеренно?) забыли, что Тот же Дух через верующих,
собранных во Имя Господа, освящает место, а вовсе не
наоборот. Одновременно с заботой о кирпичах и стенах уже
не предполагается смысл Православной Общины как места
сретения и обретения Христа на земле. А ведь это и есть
истинный смысл христианской жизни!
Во время встречи с молодежью в Нижнем
Новгороде в 2009 году патриарх Кирилл произнес такие
слова: "Вообще, христианская община формировалась как
община единомышленников. Именно так она существовала на
протяжении всей истории Церкви". Может ли община
единомышленников быть необходимым условием нашего
спасения? Вряд ли. Вот здесь и кроется главная подмена
смыслов. Ведь слово "единомышленники"низводит высочайшее
предназначение Общины, о котором было написано выше, до
уровня внутрикорпоративных отношений - In corpore (буквально: "все единомышленники").
Заканчивая свою речь, патриарх, к сожалению, еще сильнее
акцентирует "приземленную" интерпретацию понятия
"община": "Христианская община – это опять-таки система
солидарности, система взаимодействия и общения, которая
формируется в Церкви через молитву".
Я не буду вдаваться
в богословские экклесиологические рассуждения, а тем
более судить нашего патриарха - просто для сравнения
процитирую слова пламенного борца за Церковь
священномученика Иллариона (Троицкого): "Церковь (она же
и Община) есть общество верующих в Господа Иисуса
Христа, Сына Божия, людей, возрожденных Им и Духом
Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся
воздействием Св. Духа, достигающих совершенства".
Разница духа и смысла обеих цитат очевидна…
Потрясения начала ХХ века - геноцид
русского населения и тотальное истребление Православия в
России – снова, как в первые века христианства, сплотили
верующих вокруг святой Чаши Евхаристии. Повсеместно
образовывались настоящие Общины мучеников и исповедников
Веры, за одну принадлежность к которым очень многие
взошли на свою Голгофу. Такой пример являют Общины - семьи святых Алексия и Сергия
Мечевых, протоиерея Сергия Голощапова, архим. Сергия
Савельев многие другие. Эти Общины несли народу Божию
чудо Благовестия Христова в тех условиях, когда,
казалось, все духовное испепелялось и уничтожалось
богоборческим человеконенавистническим режимом. В таких
братствах естественно, по закону христианской любви,
сохранялась строгая иерархия: Бог – пастырь – народ.
Священноначалие, в меру своих возможностей, сохраняло и
берегло эти благие всходы на ниве Христовой.
Что же сейчас - в благополучное,
казалось бы, время, мешает реальной жизни подлинной
русской православной Общины? Неужели нас снова ждут
великие потрясения – ведь Господь не оставит Своих чад
без реального возрастания в Духе и Истине, и Церковь
является живым, самоочищающимся организмом. По моему
глубокому убеждению, основных причин две.
Рассмотрим первую.
Нынешнее время характеризуется сугубо
индивидуалистическим восприятием Церкви и самой Веры.
Эгоизм на фоне агрессивно насаждаемого гедонизма в
обществе жестоко уродует современного человека;
сегодняшние верующие практически тотально страдают
страшным духовным недугом – утратой осознания себя
реальной частью Церкви - Тела Христова, взывающего
каждую стезю, каждый вздох своей жизни обращать к
Источнику Жизни - Христу. Следствием этого становится
утрата соборного восприятия Веры и полноты церковности.
Вера и церковные Таинства становятся сугубо
индивидуальными, субъективными понятиями, сводимыми, в
лучшем случае, к личному благочестию и возможности
спасти свою душу. При таком подходе остальные люди
воспринимаются лишь как помеха, источник "искушений",
некий "тормозящим"фактор. Вся история Церкви, начиная с
ветхозаветной, проникнута духом соборности – общего
служения Народа Божия (в отличие от язычества, которое
во все времена и во всех странах отличалось
индивидуализмом). Но такое служение возможно лишь в лоне
Общины. Она-то и является тем святым местом, где
верующий встречает Христа - местом, где в полной мере
раскрывается и развивается индивидуальность личности,
где человек обретает истинную свободу во Христе,
разрывающую путы коллективизма и индивидуализма.
***
- Первые шаги в храме - Как же устроен храм и как нужно вести себя в нем?
- Азбука веры - Основы православной веры. Символы,
основополагающие понятия, Таинства, богослужения,
все это детально показано и доходчиво
прокомментировано в этом просветительском фильме.
"Азбука" будет незаменима для тех, кто делает свои
первые шаги в храме и ищет ответа на вопросы: как
ставить свечи, креститься, писать записки; как
устроен храм и что происходит во время служб и
Таинств. Но фильм будет не менее интересен и тем,
кто уже живет церковной жизнью. В главе
"Богослужение" подробно разбирается главная служба -
Литургия. Уникальны съемки архиерейской Литургии в алтаре
- "Церковь – не санаторий, а больница, в которой можно увидеть неприятные вещи" - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
- О Церкви - игумен Петр Мещеринов
- О жизни в Церкви - игумен Петр Мещеринов
- Церковь - не тоскливая среда - игумен Петр Мещеринов
- О корпоративности в Церкви (взгляд с позиции приходского священника) - протоиерей Георгий Крылов
- Открытое письмо митрополита Антония Сурожского епископу Подольскому Илариону Алфееву - НГ-Религия
***
Вторая причина утраты истинной общинной
жизни в подавляющем большинстве приходов Русской
Православной Церкви кроется в самой
церковно-административной системе. Дерзну сказать, что
совсем не случайно само пастырское окормление сейчас
неизменно сдвинуто в сторону "личного"спасения
верующего: "Молись, ходи на службы, имей послушание –
больше тебе ничего не нужно!", - именно это, как
правило, верующие слышат от духовенства. И это вполне
понятно: любая Община "повышает градус"самостоятельности мирян, формируя самоуправление, а это
однозначно повредило бы ныне установленной строгой
"вертикали власти", дающей тривиальную возможность
лёгкого управления всем церковно-административным
механизмом. Не ровён час - Община "по-хозяйски"решит
проверить использование церковных средств или открыто
укажет пастырю на его недостатки…
Не принято говорить открыто и о том, что
церковные реформы последних лет напрямую ударили, прежде
всего, по приходской общинной жизни. Принятый в 2000
году, а затем дополненный в 2008-09 годах, Устав Русской
Православной Церкви современники метко прозвали "смерть
приходам". Порой закрадывается чувство, что именно для
этого новый Устав и принимали… Слово "община"в нём
употребляется лишь единожды, да и то в контексте
подчиненности властной "вертикали": "Приходом является
община православных христиан, состоящая из клира и
мирян, объединенных при храме… под начальственным
наблюдением… под руководством… с благословения…"(Устав
Русской Православной Церкви 11:1-2). Но более всего
бросается в глаза отсутствие самого главного - того, о
чем сказал Спаситель: "По тому узнают все, что вы Мои
ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин.13:35). Повторюсь, что именно общность верующих во
Христа, в духе единения и любви, составляет Церковь и
Общину. Эти два понятия неотделимы, ибо "где двое или
трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:20).
То есть Община собирается во Имя Христа, Дух Святой –
Дух любви - жизнь её. А что отличает истинную любовь во
все времена? – обостренное чувство ответственности за
того, кого любишь. Вот этой ответственности высокой
христианской любви к ближнему не прочитывается в Уставе
даже между строк. "Прихожанин"- так стал называться
православный человек – это слово стало вдруг серым и безцветным
- он уже не отвечает ни за что…
В далекие 90-е годы, недвижимое и
движимое имущество прихода находилось в ведении
Приходского собрания, то есть всего церковного народа.
Сам народ мог в несколько минут собраться и быстро
решить любые проблемы хозяйствования и управления, так
как острейшим образом чувстовал ответственность за
каждую храмовую утварь, за каждую свечу, за каждый
гвоздь. Именно эта народная ответственность неоднократно
препятствовала советской власти закрывать храмы в 20-е,
в 30-е, в 60-е. Примеров тому очень много – начиная от
храма Воскресения в Сокольниках и прекрасного
деревянного храма Преображения Господня в Богородском,
построенных на средства рабочих мануфактур и конкретным
физическим сопротивлением самих рабочих неоднократно
спасённых от закрытия в советское время, и кончая
примером Казанского храма села Казанское
Павлово-Посадского района, где я был настоятелем. Во
время советских гонений храм тоже не закрывался – в своё
время отчаянная смелость людей из числа церковной общины
спасла храм. В мою бытность настоятелем (в "лихие" 90-е,
в самый разгул криминала в стране) вот такое активное и
честное самоуправление, регулируемое священноначалием (мои действия были благословлены Епархиальным
управлением), несколько раз спасало храм от захвата
рейдерами и раскольниками, а церковные иконы и утварь –
от хищений под разными лукавыми предлогами –
криминалитет изобретал всё новые возможности и механизмы
присвоения народной церковной собственности.
Теперь всё церковное имущество
принадлежит епархии. Народ Божий полностью отстранён от
ответственности за него. Церковная община, призванная с
любовью заботиться о храме и всей материальной
составляющей жизни прихода, оказалась в положении
матери, насильно лишенной попечения о чаде. Прихожанин,
чувствовавший себя полноправным членом церковной семьи и
по-хозяйски относившийся, как к своей собственной, к
каждой надобности родного храма, теперь находится в
положении гостя разной степени желанности, что
необратимо способствует его превращению либо – со
временем – в "захожанина", либо – в единичных случаях
-
в "человека в сером халате", ничего не имеющего и ни за
что не отвечающего, безправного и безгласного,
воспринимаемого на уровне инвентаря, не монаха и не
мирянина.
На сегодняшний день церковное управление
выработало немало механизмов по "спусканию паров"инициативного верующего люда: всевозможные массовые
"мероприятия", концерты, многоречивые разговоры на
устраиваемых общих собраниях с духовенством создают
внешнее впечатление настоящей общинной жизни. Недостаток
внимательной пастырской работы пытаются компенсировать
устроением всевозможных досуговых кружков и спортивных
секций при приходах. Таким образом деформируя понимание
жизни в вере, соборности, наших верующих исподволь
подводят к восприятию церкви как ателье духовных услуг
по западному образцу.
Отдельно хочу коснуться острой и больной
темы. Идёт война. Чудовищная кровавая война с Россией –
на всех фронтах. Но достаточно полистать сайты различных
епархий Московского Патриархата, откроется удручающая
картина – предательское молчание Церкви. "Громко"и,
надо понимать, намеренно замолчены самые насущные, самые
без преувеличения страшные – этот безмолвный страх я
неизменно вижу в вопрошающих глазах народа -темы
патриотизма, темы гражданского долга перед Родиной в
условиях войны. Наши люди часто и вполголоса обсуждают
это между собой. Несомненно, любовь к Родине, патриотизм
– вот ещё один мощнейший сплачивающий фактор, и кому-то
это остро не нужно. Невольно вспоминаются слова
идеологов борьбы с Россией о главном их враге – Русской
Православной Церкви, которую они определили сделать безсильной и безпомощной, в идеале – превратив в "ателье
духовных услуг"…
Далее я постараюсь донести моё понимание
возможностей выхода из создавшейся ситуации. Таким
образом, всё здесь написанное - это отнюдь не пустое
критиканство. Это великая боль пастырского сердца,
которое "видит волка грядуща "и не "оставляет овцы", не
"бегает"(Ин.10:12).
Дмитрий Ненароков, иерей
Православный взгляд - 10.11.2014.
|