Специальное предложение: крещение за
тридцать тысяч рублей
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель
храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва) о том, что
мешает настоящему оглашению в Церкви.
Протоиерей Алексий Уминский
Две беседы – мало или много?
Введение оглашения во всей нашей Церкви
– колоссальный шаг вперед. Но две-три обязательные
беседы можно рассматривать именно как первый шаг,
который, мне кажется, мы уже сделали, и надо двигаться
дальше. Нельзя на этом останавливаться.
В нашем храме подобные беседы
проводились всегда, с самого начала зарождения общины.
Более того, сама община возникла только как раз
благодаря тому, что люди приходили на оглашение. Позднее
стали приходить их дети, друзья и родственники. Потому
оглашение у нас никогда не проходило по формальной
схеме, когда предполагается две беседы с катехизатором
плюс беседа со священником. Все беседы, а их больше
трех, у нас проводят священники.
Долгие беседы – маленький доход
Наша община небольшая, храм в центре
Москвы, и количество крещений в год – тоже очень
небольшое. То есть финансово храм не зависит от них. И
поэтому у нас с самого начала было заведено, что никаких
цен за требы не существует. Более того, нет
установленных "рекомендуемых сумм пожертвования", как
лукаво пишут в некоторых храмах. Вообще никаких цен.
Оглашение как таковое и цена за требу уже находятся в
жесточайшем противоречии друг с другом.
И это одна из проблем сегодняшнего
оглашения. Особенно если смотреть на уровне епархий.
Потому что если оглашение проводить серьезно,
по-настоящему, то тогда количество крещений явно
сократится. А если уменьшится их количество, то
сократятся доходы храмов, то есть станет меньше и взнос,
который храмы платят в епархию.
Правящему архиерею ситуация на месте
мало интересна. На мой взгляд, ему формально нужны:
отчет о проведении катехизации, с одной стороны; и с
другой – та сумма, которую приход отчисляет на
содержание епархии. Думаю, не всем правящим архиереям
приходит в голову, что эти вещи несовместимы, как гений
и злодейство.
Если у архиерея главная цель, чтобы храм
отчислял эти деньги, то он должен понимать, что
катехизация в этом храме будет проводиться формально. И
что люди, которые будут приходить сами или со своими
детьми, крестными для крестин, потерпят две короткие
беседы, а потом в храме всё равно не останутся.
То есть форма катехизации будет
ненавязчивая, в виде формальной беседы о Символе веры,
которая ничего не даст совершенно чужим для Церкви
людям. Попробуйте за сорок минут объяснить Символ веры
для того, чтобы человек воцерковился! А еще в эти беседы
входит разговор о том, как должна устраиваться жизнь
христианина. Точнее – как правильно молиться, как
поститься, как исповедоваться, причащаться. Всё.
"Родителей младенцев самих надо привести
в Церковь"
Очевидно, мотивация у людей, которые
взрослыми принимают крещение, и у родителей, которые
крестят своего ребенка, – разная. Человек, который
сознательно хочет креститься во взрослом возрасте, уже
прошел первоначальный собственный путь познания, он уже
ставит для себя вопросы о вере, о Боге. И вот для него
двух кратких бесед может быть достаточно для того, чтобы
привести его в общину. И тогда дальнейшая катехизация
будет продолжаться для него уже в общинной жизни.
А у родителей, которые хотят крестить
ребенка, совсем другая мотивация. Их самих надо привести
в Церковь. То есть – катехизация не для ребенка, а для
родителей и для крестных. А им самим она не нужна, им
нужно крестить ребенка. Сами-то они в крещении или в
воцерковлении не нуждаются. И для их катехизации в
Церкви нужны другие установки.
Когда родители знают, что крещение стоит
столько-то в этом храме, но здесь еще требуют какие-то
беседы, они могут пойти в другой храм, за городом, где
крещение, может быть, стоит чуть подороже, но с них
больше ничего не будет требоваться.
***
Читайте также по теме:
***
Специальное предложение: крещение за 30
тысяч рублей
Так что надо от чего-то отказываться:
либо от катехизации, либо от цены на крещение. Я
предлагаю совершенно абсурдное, может быть,
анекдотическое решение. Но, по крайней мере, оно было бы
честным и справедливым. Нужно установить в храмах такую
норму: "Братья и сестры, те из вас, кто не желает
проходить катехизацию, а хочет купить крещение, платите
30 тысяч рублей, покрестим без вопросов.
А с тех, кто хочет катехизации
по-настоящему, мы не возьмем ни копейки, да еще подарки
сделаем. От храма купим крестильную рубашку, крестик,
подарим Евангелие и молитвослов. Кто выберет второй путь
– становятся членами нашей общины, и мы там с вами
работаем, вам проводим катехизацию три месяца".
Тогда всё встанет на свои места: если
деньги, то деньги, если катехизация, то катехизация. И
тогда к ней люди будут относиться уже по-настоящему
серьезно, от сердца.
Младенцу всё равно – крестят его или нет
Вопрос о том, обязательно ли нам
крестить всех младенцев подряд – не простой. Младенцу
вообще нет никакой разницы, крестят его или не крестят.
Здесь нельзя решить всё быстро и однозначно. Я вообще не
считаю зазорным не крестить младенцев. Но это мое
мнение.
Мне кажется, что мы вполне можем
отказывать в крещении младенцев, если родители ни сном
ни духом не собираются воцерковляться. Я могу это
понять, когда лично с ними побеседую, посмотрю им в
глаза.
Судя по тому, сколько в купель налито воды, младенец
был крещен обливанием....
Если здесь будет не индивидуальный
подход священника, а методологический от штатного
катехизатора, то всё бессмысленно. Ну какой может быть
беседа, скажем, о Троице с родителями, у которых нет
каких-то личностных первичных знаний о Боге. Они никогда
с Ним не общались. Они никогда в Нем не нуждались. Они
никогда Ему не молились.
А им тут о Троице говорят, о воплощении,
о нисхождении Святого Духа. Они, конечно, на две беседы
придут, послушают. Потом их батюшка как-то так
поисповедует, и уже будет рад, что как-то они хоть на
какие вопросы ответили. А потом их детей покрестят. По
совету священника процентов двадцать из них принесут
детей к причастию в ближайшее воскресенье. Потом почти
все вообще перестанут приходить.
***
Читайте также по теме:
***
"Бог – это Кто или что?"
Здесь вопрос еще в том, как священник
встречает людей, которые хотят креститься у него. И если
он видит перспективу в этих людях, видит, что у них есть
какое-то живое стремление разобраться, если он может
как-то их правильным образом вдруг направить – через
правильный вопрос или какую-то задушевную беседу, – он
может их вести и дальше.
Бессмысленно им сразу объяснять Символ
веры. Прежде всего нужно говорить о Христе и Евангелии,
о личных отношениях человека с Богом. Часто люди не
могут ответить на вопрос, который я задаю каждой
семейной паре: "Бог – это Кто или что?" Пока они на этот
вопрос ответить не могут, некуда дальше идти.
Неслучайно в нашем приходе мы увеличили
срок подготовки незнакомых родителей до трех месяцев.
Но бывает, что священник видит – сейчас
любые разговоры бездейственны. Тогда он может спокойно
сказать: "Вы пока не готовы к тому, чтобы вашего ребенка
крестить". Не надо бояться этих слов.
Беседовала
Оксана Головко
Православие и мир - 07.06.2016.
|