Почему нет исповедников среди
священства? А их так готовят в семинарии?!
Если кто-то скажет, что я проучился пять
лет в семинарии и нисколько не изменился, то это будет
ложью. Во время обучения в семинарии - в закрытом
учебном заведении - проявляются самые "лучшие" качества
человека. Это и понятно, потому что в рамках жесткой
системы ты не можешь не измениться и не раскрыть себя.
Просто кто-то более податлив и пассивен для
существования в рамках системы, лишенной какой-либо
морали, кто-то менее. Отсюда и разные степени перемен в
людях.
Первая степень перемен человека - когда
он замыкается на Православии, на своих собственных
объяснениях окружающей обстановки вроде того, что нужно
смиряться, терпеть, жить по заповедям, несмотря ни на
что и т.п. На практике это просто эгоистическая логика,
которая сконцентрирована на самом себе, на "я" человека.
Вот вбил он в себе в голову, что мир устроен так, а
остальное неважно. Если я не могу и не знаю, как решить
эти проблемы, то пусть на них висит православное
объяснение-табу, которое меня освободит от какого-либо
размышления над данной проблемой. Такие идут потом в
священники, становятся "духовными пастырями", диаконами.
В них много такой ложной духовности, они мнят себя
настоящими христианами, которые могут побороться с
любыми искушениями в системе и продолжить веровать в
своего карманного бога. Подобное было и до революции.
Правда, потом почему-то все ахнули и стали удивляться, а
что же нас тут большевики на мясо пустили?! Видимо, не
просто так, видимо, недостаточно людям было
объяснений-табу.
Второй уровень изменения в семинаристах
состоит в проявлении в них "лучших" чувств, которые
может породить православная система: чувства лицемерия,
лизоблюдства, стукачества, заискивания перед
начальством. Это достаточно распространенное явление в
Русской церкви. Можно даже сказать, что 95%
межличностных отношений внутри церкви строятся по этим
принципам. Это, как говорили в совке, базис.
Приведу один пример. Был у нас на курсе
один лицемер. Он говорил неимоверное количество
комплиментов начальству, старался всяческих услужить
ему, делал неимоверное количество усилий для этого.
Кажется, что он стал профессионалом-"лингвистом" в
области угождений начальству. На одной из перемен между
ним и еще одним студентом произошел небольшой конфликт.
Студент ему высказал все по поводу того, что тот
лизоблюд и лицемер. В ответ он услышал следующее: "Да, я
такой, ничего в этом не вижу проблемного. Посмотрим
через 5 лет кто из нас и где будет. Вы с вашей правдой -
и я со своими способностями!"
И ведь прав был, змеюка! Сейчас он весь
в наградах, настоятель храма, служит при епископе.
Таких, как он, было не мало в семинарии. Все стали
настоятелями или влиятельными попами. В семинарии, как и
в церкви, все построено на принципах лицемерия и
лизоблюдства. Любая церковная карьера строится только по
этому типу. Если вы видите состоятельного и
состоявшегося попа, то он, либо где-то промолчал,
потоптав Евангелие ногами, либо же он сделал красивый
реверанс по отношению к местному архиерею. Таких людей
достаточно много сегодня в церкви. Они делают свою
карьеру за счет людей первого типа, которые все время
прибедняются и натягивают на себя маску духовности. За
счет таких "духовных" рабов очень легко и просто делать
карьеру и строить церковную жизнь.
Третий тип перемен семинаристов состоит
в том, что среди них формируется тип либеральных
христиан, в каком-то смысле даже нонконформистов. К
таким взглядам приходят, когда понимают, что все
церковные правила и порядки уже отжили свое, что они
абсолютно не работают, от них пахнет мхом, плесенью и
гнилью. Поэтому они путем несложных умозаключений
приходят к тому, что сегодня нужно жить так, как живут
люди в XXI-м веке, не нужно стараться перегружать людей
какой-то античной или средневековой фантазией, которую
придумали странные монахи.
Сегодня, чтобы стать священником в РПЦ,
нужно обязательно быть в первых двух группах людей. Это
совершенно четкие и понятные позиции. Занимать же третью
позицию и идти в священники достаточно проблематично.
Есть много примеров среди либеральных священников, когда
человек ощущает себя просто не в своем корыте. Очень
трудно сегодня живется таким священникам как отцы
Алексий Уминский, Петр Мещеринов, Георгий Митрофанов. К
этому кругу людей можно также отнести убиенных отцов
Александра Меня и Павла Адельгейма. В современной церкви
запрещено живое, настоящее и свободное мышление. Люди,
мыслящие таким образом, подвергаются различным
притеснениям и гонениям со стороны епархиального
начальства, а также третируются местным епархиальным
священством. Это, кстати, еще одно из качеств
современной церкви. Если человек человеку волк, то
священник священнику - волчище. В церкви нет братства, в
церкви фактически даже нет нормальных человеческих
отношений. Ведь те, кто тебе улыбался вчера, завтра
воткнут тебе нож в спину. "Брутова" система.
Если либеральный семинарист становится
священником, то он должен быть готов или к тому, чтобы
подстроиться под начальство и стать как все (этакий
тайный либерализм), серой мышью и "рабом божиим" на
храмовом хозяйстве епископа, либо же пойти в мир и стать
обычным прихожанином с либеральным взглядом на
христианство.
***
Обсуждение современных проблем и нестроений Церкви:
- Экономическая деятельность РПЦ и её теневая составляющая - Лев Тимофеев, Николай Митрохин, Михаил Эдельштейн
- Православный епископат как новый класс капиталистов (избранные рассекреченные служебные послания к епископату) - Патриарх Московский и вся Руси Алексий Симанский
- Постановление Синода о пастырском произволе священников и монашествующих на приходах - Московская Патриархия Русской Православной Церкви
- Письмо "О вере, молитве, о немощах духовенства и о самом себе" - Константин Леонтьев
- Девять поступков епископа, из-за которых уходят лучшие сотрудники из Церкви - Тревис Бредберри
- Идеал монашества и его пропасти и подводные камни в последнем романе Федора Достоевского "Братья Карамазовы": история вопроса, культурный слой - Татьяна Касаткина
- "Духовный" туризм – чума монастырей, но многим обителям нравится - иерей Константин Камышанов
- Остановить экуменическую экспансию в Русскую Православную Церковь! - протоиерей Всеволод Чаплин
- Как пережить разочарование в Церкви? - Савва Дукач
- Благочестивый фасад религиозной детоксикации. Проблемы православных семей в примерах - Георгий Павлов
- Смерть приходам. Об уставе православного прихода - протоиерей Павел Адельгейм
- Психологические манипуляции в Церкви – как распознать и что делать - Наталия Скуратовская
- Цель "Ахиллы" - дать площадку тем, кому есть что сказать, но негде - Алексей Плужников
- Я надеюсь на революцию в РПЦ - Ахилла
- И в голове один вопрос: "А судьи кто?" - иерей Димитрий Терехин
- "Патриарх – это босс" - иерей Константин Пархоменко
- Пока мы усердно исправляем мир, наши дети уходят из Церкви - протоиерей Алексий Иродов
- Реальная практика Церкви не вполне соединена с учением - Александра Соколова
- О разрушении православной общины - Дмитрий Ненароков
- А стоит ли ездить в Дивеево? - Семен Кулагин
- Пять веских причин не ездить в монастырь. Искушения монашеского максимализма - иеромонах Иона Паффхаузен
- Церковь - не тоскливая среда - игумен Петр Мещеринов
***
Четвертый тип перемен – радикальные
перемены. Насмотревшись церковной ситуации, узнав в
подробностях как строится церковный бизнес и какие люди
заправляют церковью, ряд семинаристов выбирает
радикальный путь. Кто-то становится агностиком, а кто-то
становится атеистом. Я с удивлением для себя обнаружил,
что среди священников есть немалое количество атеистов.
Они просто живут, служат, зарабатывают на безголовых
прихожанах деньги. При этом они прекрасно понимают, что
с амвона и на исповедях рассказывают людям русские
народные сказки. На определенном этапе церковной и
семинарской жизни становится понятно, что даже многие из
епископата, настоятелей монастырей далеко не такие
верующие, какими они любят прикидываться перед
прихожанами. Перед прихожанами они все ксеньюшки
блаженные и себя ради юродивые.
Поскольку вера проявляется в поведении
человека, то по поведению архиереев и маститых
настоятелей можно многое сказать. Становится понятным
то, что они просто конъюнктурщики и карьеристы, в Бога
давно не верят, но людей околпачивают. Еще Достоевский
об этом писал в легенде о "Великом инквизиторе". Там же
все четко изложено. Пусть он образы католической церкви
приводил, но, как по мне так, в этой легенде Достоевский
выступил как лютый тролль православной церкви. Правда,
последняя этого не заметила и не запретила читать
Достоевского своим верующим.
В семинариях также существует практика
стукачества. Это тоже норма жизни церкви и семинарии,
святая простота на службе у начальства, чтобы более
эффективно проводить карательные операции против
непослушных студентов.
Выше я говорил, что новый проректор по
воспитательной работе решил вывести из нас "нового
человека". Стукачи были у него в чести. К каждому
студенту, когда давал благословение, он подходил с
вопросом: "Как обстановка?" При этом нужно было видеть
лукавое выражение его лица. Кто был послабее и
полицемернее, то с великой радостью рассказывал батюшке
об обстановке в семинарии и межличностных отношениях.
Другие молчали в ответ, а оппозиционеры и вовсе
перестали брать у него благословение и просто
здоровались.
Был один случай, о котором я кратко
упоминал выше, когда один семинарист-дурачок напился и
ехал в общественном транспорте в подряснике,
периодически взывая к "борису". По окончании вечерней
трапезы проректор встал, вызвал этого студента, поставил
его посреди трапезной и сказал: "Ты понимаешь, что ты
подставил всех и провинился перед всеми братьями.
Такой-сякой ты. Теперь ты должен просить прощения у
всех. Проси прощения!" Парень долго мялся, не знал, что
делать, но в итоге обратился к нам и попросил прощения.
Все были в шоке. Не знаю, как для других, но для меня
такой поступок проректора - это унижение человеческого
достоинства. Ставить на ковер перед всеми, требовать,
чтобы человек извинялся - это, по сути, втаптывать
человека в грязь, это какие-то коммунистические,
партийные методы.
После этого он обратился к нам и сказал:
"Чтобы избежать подобных ситуаций, мы должны докладывать
об обстановке в семинарии и о том, что происходит с
вашими братьями и сокелейниками. Если брат ваш
согрешает, то доложите о нем мне или же дежурному
помощнику. Вы подумаете, что я призываю вас стучать?!
Нет, я вас не призываю к стукачеству, я призываю вас
помогать ближнему своему". Такая была лицемерная и
античеловечная риторика у этого проректора. И что
удивительно, многие из первокурсников поверили этой
ереси и в простоте душевной докладывали обстановку.
Было у нас два случая, когда у студентов
поехала крыша и помутнело сознание. В первом случае это
произошло на почве гомосексуального контакта одного
студента с другим, который видели несколько других
студентов. Парень стал разговаривать сам собой, потом по
выключенному телефону нашел себе невидимую подругу и
разговаривал с ней. Другой случай я описывал выше, когда
под лекарствами и алкоголем студент взялся за нож.
Таким образом, можно увидеть, что
семинарская мясорубка перемалывает всех, меняет, но
каждого она измельчает по-своему. Кто-то становится
рабом системы, кто-то лицемером, кто-то выбирает
либеральный путь, кто-то атеистический, а у кого-то
открываются психологические проблемы. Во всем этом
виновата система, которая холодно и безучастно взирает
на происходящие перемены в душах молодых людей.
Справедливости ради стоит сказать и о
том, почему многие из студентов (на примере нашей
семинарии) держались до последнего и не уходили. Многие,
кстати, так и не ушли из церкви, несмотря на весь
криминал, которые они видели. Нам в каком-то смысле
повезло, что в нашей семинарии оказался достойный пример
священника, да и просто доброго человека, который своими
поступками и своим поведением внутри системы показывал,
что не все так плохо, что есть человечность, есть
доброта. Это был такой яркий контраст между ним, его
жизнью и всей системой, что я до сих пор (как и многие
другие студенты, наверное) благодарен ему за этот
человеческий опыт доброты и простоты. Конечно, потом для
меня стало ясно, что он такой человек не потому, что он
христианин или священник, а просто потому, что он по
натуре такой человек. Обычно церковь портит добрых
людей, но поскольку он крепкий как камень, то система
его так и не смогла испортить. Помести его в самые
страшные и суровые условия – он останется таким же
добрым и человечным.
Думаю, что на психику и аргументы многих
семинаристов "за церковь" он оказывал своим поведением
непосредственное влияние. Это и хорошо, и плохо
одновременно. Хорошо, что они увидели, как и я, пример
для подражания, а плохо потому, что они попали в
церковную систему рабства под этим влиянием. Он-то
справляется с системой и ее заразой потому, что он
действительно сильный человек, а другие, кто был под
впечатлением, для кого он стал примером, не могут, они
все маленькие люди, они просто съеживаются под давлением
системы до уровня серой мыши. И они и не помышляют ни о
каких переменах. Живут по инструкциям благочинного до
конца своих дней. Воспитание с младых ногтей - великая сила!
Евгений Лопатин
В Контакте - 19.12.2017.
|