Ошибки мусульман в понимании христианского
вероучения
Каковы основные мусульманские заблуждения о христианстве: приписывание христианству тринитарных ересей;
Библия якобы искажена; поклонение иконам как богам;
якобы христианство нелогично в учении о Боге;
христианство якобы аморально, это религия слабых и т.п.
Оглавление
1. Приписывание христианству тринитарных
ересей
2. Мусульмане считают Библию искаженной
3. Мусульмане считают, что христиане
поклоняются иконам как богам и воспринимают иконы как
идолов
4. Мусульмане утверждают, что ислам куда
более логичен и понятен, чем христианство, с его до
конца логически не объяснимым учением о Триединстве Бога
5. Многие мусульмане считают, что не
может быть истинным учение Церкви, в которой так много
непорядочных священнослужителей
6. Христианство представляется
мусульманам религией либеральной, аморальной, в
противовес строгому, высоконравственному исламу.
Религией, ничего не запрещающей, распускающей людей
7. Мусульмане говорят что ислам – это
"религия сильного человека", а христианство – "религия
для слабых", "религия пацифистская"
8. Часто от мусульман можно слышать о
том, что в плане историческом христианство является
религией "преходящей", "отжившей", при этом мусульмане
говорят об "исторической статичности" ислама
Использованная литература
1. Приписывание христианству тринитарных
ересей
Основной "богословский" тезис мусульман
в полемике с христианством – это тезис о "единобожии"
ислама и "многобожии" христианства. Мусульмане, начавшие
изучать христианство, в большинстве своем начинают
повторять слова мусульманских апологетов о том, что
христиане поклоняются трем Богам. Обычно они говорят о
том, что христиане поклоняются Богу Отцу (Аллаху), Марии
и их Сыну – Иисусу (Это написано в Коране). Реже они
утверждают что Отец, Сын и Святой Дух Святой Троицы –
это три разных Бога. Понятно, что ни первое, ни второе
утверждение не имеют ничего общего с христианским
учением. Тем не менее, миф о том, что христиане
поклоняются трем Богам, – это один из самых устойчивых
стереотипов мусульман.
Позиция мусульман в вопросе о Святой
Троице очень похожа на позицию, которую в свое время
озвучивали представители многих псевдохристианских сект:
динамистов, медалистов (патрипассиан), павликиан,
савеллиан, мариамистов и т.д., которых принято называть
антитринитариями. Истоки подобного ложного понимания
догмата о Святой Троице уходят корнями в далекое
прошлое, еще к III веку нашей эры.
По всей видимости, именно позицию секты
мариамистов по вопросу о Святой Троице основоположник
ислама Мухаммед воспринял как учение Христианской
Церкви.
В Коране Мухаммед резко возражает против
позиции мариамистов, правда – одновременно возражая
против Божественной Сущности Иисуса Христа:
"И вот сказал Аллах: “О, Иса, сын
Мариам! Разве ты сказал людям: “Примите меня и мою мать
богами кроме Аллаха”?" (5:116).
Другие места Корана свидетельствуют о
том, что точку зрения мариамистов Мухаммед воспринимал
как истинно христианское учение о трех Богах (Суры
4:169; 5:77; 6:101).
Ересь мариамистов появилась и
распространилась в околоаравийских регионах в V веке
н.э., еще до возникновения ислама. Сторонниками этого
учения стали бывшие язычники, которые до знакомства с
христианством поклонялись богине Венере, "царице неба".
Однако, приняв христианство, они фактически не
отказались от этого культа. Это привело к ложному
пониманию учения Церкви.
Считая себя христианами, вместо Венеры
объектом поклонения они избрали Деву Марию (отсюда и их
название).
Мариамисты, как и "христиане", описанные
в Коране, действительно учили, что существует три Бога:
Бог Отец, Мария и Их Сын Иисус Христос. На самом же
деле, Церковь не считает Деву Марию богиней.
Православная Церковь боролась против
ереси мариамистов и категорически отвергала ее, отлучая
ее адептов от Причастия.
К концу VII века, когда учение ислама
уже окончательно утвердилось и текст Корана (в 651 году)
был утвержден и канонизирован мусульманами, ересь
мариамистов была полностью искоренена – данная секта
просто исчезла.
Однако их еретическое учение осталось на
страницах Корана и в мировосприятии мусульман, среди
которых до сих пор бытует мнение, что Троица христиан –
это Бог Отец (Аллах), Мария и Иисус Христос.
В действительности, учение Церкви не
имеет ничего общего с многобожием, поскольку учит, что
Бог един в Трех Лицах. Святая Троица – это Отец, Сын и
Святой Дух, что полностью сообразуется с данными
Священного Писания.
Иисус Христос не противопоставлял себя
Богу Отцу, но учил, что "Я и Отец – одно. Видевший Меня
видел Отца. Я в Отце, и Отец во Мне" (Ин.10:30; 14:9;
14:10).
Мусульмане часто ссылаются на слова
Корана: "Поистине, Бог – только единый Бог.
Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок"
(4.171).
"Бог один, не рождал Он и не был рожден"
(114.2 3) Они не понимают того, что, согласно учению
Церкви, Бог Отец вовсе не рождал Бога Сына в физическом
смысле.
Православные христиане живут по Библии.
С точки зрения Библии, наша позиция безупречна, а ссылки
мусульман на авторитет Корана для нас не имеют значения,
так как мы не признаем богодухновенности Корана. С тем
же успехом в полемике с нами оппонент мог бы
апеллировать к опусам мормонов или к "Капиталу" Карла
Маркса – все это для нас не имеет никакого веса.
Что самое интересное, хотя в исламе и
отвергается Святая Троица, Коран не только не отрицает,
но и придает особенное значение Святому Духу. С. Путилов
справедливо указывает в своей книге "Крест в мире
полумесяца": "Действительно, согласно Корану
единственным во всей человеческой истории от Святого
Духа родился Иса…"
В Коране читаем: "Мариам сохранила
девственность свою, и мы вдохнули в нее Духом Нашим и
сделали ее саму и Сына ее знамением для всех миров" (21:
91).
У мусульман бытует мнение, что указанный
в данном эпизоде Корана Дух – это Архангел Гавриил.
Однако это опровергается самим Кораном, который, как и
Библия, указывает, что Архангел Гавриил был всего лишь
вестником Бога, который сообщил Деве Марии о предстоящем
рождении Иисуса.
Согласно Корану, когда Архангел Гавриил
в виде человека предстал перед Мариам, жившей
целомудренно при храме, то вызвал у нее довольно сильное
смущение.
"Если ты богобоязнен, – молвила она, –
то не приближайся ко мне ни на шаг" (19:16–21). Как
видим, это полностью совпадает с Евангельским сюжетом:
"В шестой же месяц послан был Ангел
Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома
Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к ней,
сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою;
благословенна Ты между женами. Она же, увидев его,
смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за
приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты
обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь в чреве, и
родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и
наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог
престол Давида (Дауда), отца Его. Мария же сказала
Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел
сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила
Всевышнего осенит Тебя; и посему и рождаемое Святое
наречется Сыном Божиим" (Лк.1:26-35).
Из этого отрывка явственно следует, что
Архангел Гавриил, выступающий лишь вестником Бога, и
Святой Дух, от Которого родился Иисус, – это не одно и
то же.
С. Путилов пишет в своей книге "Крест в
мире полумесяца":
"В действительности, Коран … тоже делает
такое различие, указывая на то, что Дух Святой – это
некая творческая субстанция. Но вовсе не ангел-хранитель
или вестник Аллаха, каковым Архангел Гавриил выступает
хотя бы в истории с Благовещением. Действительно,
открываем Коран и читаем: И сказал Господь: “О Иисус,
сын Марии! Вспомни о благоволенье Моем к Тебе и? к
матери твоей: Я укрепил тебя Духом Святым (Рух
ал-Куддус), и ты говорил с людьми, находясь в колыбели,
и в зрелые годы” (5:110). То есть, как мы видим,
священная книга мусульман также признает, что Святой Дух
– это не помощник Бога, каковыми являются Ангелы, а
некое творческое и животворящее начало, которое исходит
от Всевышнего и которое Он может давать людям по своему
усмотрению…"
2. Мусульмане считают Библию искаженной
Когда исследователи-библеисты говорят о
неискаженности книг Нового Завета – можно сказать, что
они имеют дело с совершенно уникальной ситуацией. От
первого тысячелетия до нас дошло свыше 5000 рукописей
книг Нового Завета.
Как пишет советский историк, специалист
по древним языкам А.Ч. Козаржевский в своей монографии
"Источниковедческие проблемы раннехристианской
литературы", полные своды книг Нового Завета встречаются
уже в рукописях IV в. (Синайский и Ватиканский кодексы).
Рукописи отдельных книг относят к III в.: Оксиринхский
папирус, найденный в 1902 г. Артуром Хантом и датируемый
началом III в., несет на себе фрагмент Евангелия от
Матфея.
Древнейшей записью Евангелия является
папирус, который ученые-библеисты обозначают как
"папирус Райленда", или "папирус p52". Этот папирус был
найден в Египте в 1920 г. исследователем Бернардом
Гренфеллом в походной сумке умершего во II в. солдата.
Этот папирус содержит фрагмент 18‑й
главы Евангелия от Иоанна, передающий беседу Христа с
Пилатом во время суда. Найден папирус в Нижнем Египте, в
небольшом селении, среди писем воинов, стоявших здесь
гарнизоном.
Эта находка отстоит от предполагаемого
церковной традицией времени написания Евангелия (96–100
гг.) всего на 20–30 лет – очень небольшой срок, если
учесть, что за это время Евангельский текст должен был
успеть попасть в Египет из Малой Азии (Эфеса), где писал
Евангелие св. Апостол Иоанн Богослов.
Этот папирус хранится в Библиотеке
Райленда в Манчестере. Все исследователи, независимо от
своей конфессиональной принадлежности, датируют этот
папирус первой половиной II в.
Евангелие от Иоанна написано позже всех
Евангелий; Апостол Иоанн был юношей во времена земной
жизни Христа, и он был единственным из Апостолов, кто не
был убит и дожил до старости, скончавшись в 117 г. по Р.
Х. Евангелие Апостол написал в конце жизни, то есть на
рубеже I–II вв. Евангелие от Иоанна дошло до нас почти
полностью в папирусе, именуемом среди библеистов "Бодмер
II", или "p66". Этот древний текст относится, по
уточненным недавно данным, к первой половине II в.
Возможно, он создан позже папируса Райленда, но зато
содержит в очень хорошей сохранности текст почти всего
Евангелия от Иоанна, написанный на 108 страницах
(рукопись содержит в себе полностью главы 1–14 и
фрагменты глав 15–22).
Эти находки, особенно папирус Райленда,
опубликованный в 1935 г. исследователем С. Робертсом,
заставили даже атеистически настроенных критиков отнести
дату написания Евангелий в том виде, в каком мы их
теперь знаем, к концу I в.
Польский исследователь Зенон Косидовский
пишет в своей книге "Сказания евангелистов": "Считается
установленным с полной достоверностью, что четвертое
Евангелие было создано в 95–100 годах".
Основываясь на работах разных
исследователей-библеистов, диакон Андрей Кураев в своей
статье "Искажен ли текст Нового Завета" делает
справедливый вывод о папирусе рукописи Евангелия,
найденной в ранце солдата из Египта: "Значит, копия,
имеющаяся в нашем распоряжении, отстоит всего на два
десятилетия от времени написания оригинала".
В наши дни археологи говорят о
новозаветных рукописях начала второго века.
Историки и археологи беспристрастно
свидетельствуют, что Евангелия были написаны в очень
древнюю эпоху. Мы знаем, что уже христианскими авторами
конца I в. (св. ап. Варнавой, свт. Климентом Римским)
цитируются 14 из 27 новозаветных книг, а авторы, чье
творчество приходится на первую половину II в. (свтт.
Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Ерм),
использовали цитаты из 24 новозаветных книг.
Зачастую мусульмане говорят: да, мы
знаем, что эти древние рукописи существуют, но это всего
лишь маленькие фрагменты, а в средние века эти фрагменты
ваши попы дополнили своими собственными сочинениями. По
мнению некоторых мусульман, эти мифические
"средневековые попы" что-то из Евангелий выбрасывали, а
что-то вставляли. Нередко мусульмане утверждают, что
христиане Средних веков вычеркнули из Евангелий
пророчества о Мухаммеде.
Но эти утверждения легко опровергаются.
Дело в том, что те Церкви, которые мы называем
дохалкидонскими (армянская, сирийская, коптская), в V–VI
вв., к сожалению, отпали от единства со Вселенским
Православием.
Диакон Андрей Кураев пишет:
"…С точки зрения историков это означает,
что появилась уникальная возможность сопоставить
греко-римское христианство с другими версиями
христианской жизни…
Поскольку эти общины (т. н.
дохалкидонские Церкви) порвали всякие отношения с
Православным Константинополем и, тогда еще Православным,
Римом, это означает, что если бы в последующие века
цензоры в Греции или в Италии взялись бы править
Евангелие, то армяне, копты, эфиопы или сирийцы эту
правку никогда бы не приняли. Более того – их
национально-церковная литература сразу наполнилась бы
гневными выпадами:
“Смотрите, до чего дошли эти греки и
римляне в своем еретичестве – даже Евангелия они
цензурируют!” Но нет таких криков. И Библия у нас едина.
Мы можем сравнивать их переводы Писания с нашими. И
подобное сличение показывает, что Библия неизменна. Нет
такого фрагмента, который бы отсутствовал у латинян, но
был бы у коптов, нет такого текста у сирийцев, который
бы отсутствовал в славянской Библии…
Сравнение тысяч рукописей и десятка
древних переводов новозаветных книг показывает, что не
было таких фрагментов, которые были бы в Библии во II–IV
веках, но в X или XV в. были бы оттуда выброшены
цензорской рукой…"
Имеет смысл сравнить судьбу Евангелий с
судьбой Корана. Древнейшие дошедшие до нас рукописи
Корана (хранящийся в Ташкенте "Самаркандский кодекс" и
кодекс стамбульского музея Топкапи) не могут быть
отнесены ко времени ранее конца VIII в. и отстоят от
даты кончины Мухаммеда приблизительно на 150 лет.
Вроде бы, временная дистанция
сопоставима с аналогичной дистанцией в истории текстов
Нового Завета.
Но история знает одно немаловажное
событие, произошедшее в период между смертью Мухаммеда и
временем создания коранических рукописей, дошедших до
нас. Собирание разрозненных записей откровений Мухаммеда
и воспоминаний его современников началось после его
кончины, и лет через 20 после его смерти одна из этих
коллекций – составленная юношей Заидом – была халифом
Усманом провозглашена единственно верной. Все остальные
записи, в том числе и хранившиеся у вдов пророка, были
объявлены ложными и сожжены.В частности, об этом мы
можем прочитать в книге известного исследователя ислама
Дж. Гилкриста "Мухаммад – пророк ислама".
Общеизвестно, что сам создатель
исламской религии не записывал получаемых им откровений
и не собирал их.
Самые древние рукописи Ветхого Завета
датируются III в. до Р.Х. Речь идет о рукописях,
найденных в окрестностях Вади-Кумран близ Мертвого моря.
Из свыше 400 текстов, найденных там, 175 текстов
являются библейскими. Среди них – все ветхозаветные
книги, кроме книги Есфирь. Древнее всех из библейских
текстов оказалась копия Книги Самуила (1, 2Цар.) (III в.
до Р. X.).
Самой ценной находкой являются два
манускрипта книги пророка Исаии – которого называют
"ветхозаветным евангелистом" из-за его пророчеств о
Христе.
Дошедшая до нас целиком книга великого
пророка датируется II в. до Р. Х. До открытия ее в 1947
г. самым древним еврейским текстом был масоретский – 900
г. по Р.Х. Сличение двух документов, разделенных по
времени десятью веками, показало исключительную
надежность и точность, с какой на протяжении 1000 лет
копировался еврейский священный текст. Ученый-библеист
Глисон Арчер (G.L. Archer) пишет, что найденные в пещере
Кумрана копии книг пророка Исаии "оказались слово в
слово совпадающими с нашей стандартной еврейской Библией
более чем на 95 процентах объема текста".
3. Мусульмане считают, что христиане
поклоняются иконам как богам и воспринимают иконы как
идолов
Православные христиане живут по Библии.
Из Библии мы знаем, что ветхозаветные иудеи молились в
присутствии статуй ангелов. Статуи – это не что иное,
как изображения. Правда, наши оппоненты могут сказать,
что херувимы на ковчеге были скрыты от взоров завесой.
Но на это мы можем справедливо возразить, что на самой
завесе были также вышиты изображения херувимов.
"Скинию же сделай из десяти покрывал
крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой
шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою"
(Исх.26:1).
И перед этими изображениями совершались
точно такие же культовые действия, которые в наши дни
совершаются в православных храмах перед ликами икон:
возжигались светильники и лампады (Исх. 27:20-21),
совершалось каждение.
Вспомним слова Библии: "Сделай
жертвенник <…> пред завесою, которая пред ковчегом
откровения <…> где Я буду открываться тебе. На нем Аарон
будет курить благовонным курением <…> И сказал Господь
Моисею: возьми себе благовонных веществ <…> и сделай из
них <…> состав, стертый, чистый, святый <…> это будет
святыня великая" (Исх.30:1,6-7).
Ветхий Завет с осторожностью, но
допускает изображения священных реалий, изображение
духовного мира. "Сделай из золота двух херувимов:
чеканной работы сделай их на обоих концах крышки <…> там
Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой,
посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения"
(Исх.25:18,22).
Это повеление указывает, прежде всего,
на возможность изображать духовный тварный мир
средствами искусства. Херувимы были сделаны и для
украшения Иерусалимского храма: "Сделал <Соломон> в
давире двух херувимов из масличного дерева <…> И обложил
он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом
сделал резные изображения херувимов" (3Цар.6:23, 28-29).
Напомню, херувимы были сделаны и для
второго храма, построенного вместо разрушенного Храма
Соломонова (Иез.41:17-25).
Мусульманам можно указать на то, что в
этом храме, в котором были изображения ангелов, был и
сам Иисус Христос – Которого они почитают как пророка. И
этот Храм Христос называл Своим домом (Мк.11:17).
VII Вселенским собором было объяснено:
поклонение – только Богу; изображениям – только
почитание.
Для православного христиан всегда была
актуальной заповедь "Богу твоему одному поклоняйся и Ему
одному служи".
Св. Феодор Студит в IX в. писал о том,
что честь, которую оказывают иконе, – направлена на
первообраз.
VII Вселенский собор, объясняя смысл
иконопочитания, определил, что изображения должны быть
везде, дабы чаще человек вспоминал о Спасителе и чаще
мог молитвенно воздыхать.
Иконы напоминают людям о Боге и тем
самым побуждают к молитве. Православные христиане
почитают иконы, но не поклоняются им, как идолам.
Однако мусульмане часто указывают на то,
что среди людей, называющих себя христианами, нередко
можно наблюдать таких, которые поклоняются иконам, как
идолам.
На это им нужно возразить, что люди, на
которых они указали, нарушают церковные каноны.
И мы можем сказать – среди мусульман
также много людей, которые нарушают каноны ислама –
например, употребляют алкоголь.
Сейчас в России большая часть людей,
называющих себя православными, – это формальные
христиане, зачастую не знающие даже основ своей веры.
Практикующие христиане в современном обществе находятся
в подавляющем меньшинстве.
4. Мусульмане утверждают, что ислам куда
более логичен и понятен, чем христианство, с его до
конца логически не объяснимым учением о Триединстве Бога
Что касается "понятности" и
"логичности", то мы можем наблюдать, что религиозные
лжеучения, более новые, чем ислам, придуманные более
современными и образованными людьми, чем Мухаммед, еще
более логичны и понятны в объяснениях своего
мировоззрения, чем ислам.
И нет ничего удивительного, что многие
современные секты так привлекательны в глазах многих
людей, жаждущих прийти к общению с Богом.
Для нас очевидно, что любая религия,
придуманная человеческим разумом с целью привлечения
возможно большего количества сторонников, всегда
является хорошо продуманной и логичной именно для
человеческого понимания.
Существование Бога-Творца, создавшего
этот мир, – это Тайна, выходящая далеко за пределы
человеческого разума.
Невозможно нашим человеческим разумом
понять, осмыслить эту Тайну до конца, невозможно эту
Тайну до конца объяснить логическим путем.
Христианство в отличие от других религий
создано Самим Господом Богом – а потому и не может быть
до конца "логически понятным".
Ведь христианство является плодом не
человеческого, а Божественного разума, повествует о
реалиях не этого, а Иного мира и поэтому не вполне
адаптировано для человеческого восприятия.
Некогда кощунственная попытка логичного
Ария описать природу Бога в "логически понятном" виде и
сделать христианство "логически понятным" встретила
героическое сопротивление Церкви и потерпела
сокрушительное поражение, несмотря на всю логичность и
кровавый террор "разумных и понятных" еретиков-ариан.
Это произошло потому, что Вера Христова
не есть философия, которую можно менять и переделывать,
как угодно. Это Истинное Учение о Едином и Истинном
Боге, пусть и не всегда до конца логически понятное.
Недаром наша вера держится на Таинствах.
Достоинство верующего не в поисках "понятности", а в
умении с любовию верить в своего Бога и верить своему
Богу, давшему нам учение о Спасении.
Зачем же Богу так все усложнять? –
спрашивают нас мусульмане. Ответ таков: эти "сложности"
являются испытанием на твердость веры, и они не помешали
сонмам подлинно верующих христиан, среди которых было
множество умнейших, образованнейших людей, – жить во
Христе, верить учению Святой Церкви и наследовать
Царствие Божие. В отличие от тех, кто ищет легких и
"логически понятных" путей.
5. Многие мусульмане считают, что не
может быть истинным учение Церкви, в которой так много
непорядочных священнослужителей
В дискуссиях с мусульманами часто можно
наблюдать, как они с обсуждения христианства переходят
на обсуждение христианских священнослужителей. Они
повторяют слова некоторых мусульманских мулл, которые,
рассказывая своим прихожанам о "лжеучении христианской
Церкви", почему-то переходят на личности православных
священнослужителей, вместо того чтобы попытаться
опровергнуть христианское учение.
Логическая ошибка, часто встречающаяся
среди мусульман, – это попытка обобщения на основании
неполной информации. Например: "Встречал христианского
попа, ездит на дорогом “мерседесе” и отдыхает за
границей, неплохо, видно, стрижет свою паству". Но самое
интересное – общий вывод: "Все христианские священники –
это мошенники, которым нужно лишь материальное
благополучие, про Бога они забыли".
Начнём с того, что христиане и не
считают никого из людей безгрешными, в том числе и
священников. При этом мусульман не волнует тот факт, что
отнюдь не все священники ездят на "мерседесах"и отдыхают
за границей. Наши оппоненты не хотят даже слышать о том
что "дорогие иномарки" у многих священников – это
подержанные автомобили, которые им подарили прихожане,
устав смотреть, как священник со своей многодетной
семьей мучается без личного автотранспорта.
Но на подобную помощь благотворителей
может рассчитывать лишь малая часть священнослужителей
Церкви. Большинство священников живут не в крупных
городах, где имеются богатые благотворители.
Мусульмане забывают, что некорректно
смешивать поступки людей и вероучение. Мусульмане
повторяют ошибку многих атеистов. Они почему-то
предпочитают не видеть, что большинство священников
живет более чем скромно, а сельские священники часто
живут в крайней бедности.
Безусловно, среди священнослужителей
Христианской Церкви есть непорядочные люди. Но ведь и
среди Апостолов был Иуда.
Наличие отдельных нечистоплотных
священнослужителей никак не может свидетельствовать о
неистинности Православия как учения и никак не может
свидетельствовать против того, что Церковь – это Тело
Христово.
Точно так же наличие отдельных
непорядочных людей среди мусульманских мулл не может
свидетельствовать о ложности ислама как учения.
Разумеется, и среди мусульманских мулл
мы можем видеть таких которые ездят на "мерседесах" и
других иномарках.
Но для православных христиан это не
является основанием для того, чтобы считать ислам
лжеучением.
О ложности ислама в первую очередь нам
свидетельствует то, что адепты этой религии не признают
Божественной сущности Господа нашего Иисуса Христа и
отрицают Крестный подвиг Спасителя.
6. Христианство представляется
мусульманам религией либеральной, аморальной, в
противовес строгому, высоконравственному исламу.
Религией, ничего не запрещающей, распускающей людей
Не один раз я слышал от мусульман: "Ваши
женщины бесстыдно одеваются и ведут себя распущенно".
Мусульмане указывают на алкоголиков,
бесстыдно одетых девушек распущенного поведения и
говорят: "Вот ваше христианство. Мы не хотим, чтобы и
наши сыновья были алкашами, а дочери – потаскушками с
голыми ляжками".
На это им следует возразить, что люди,
на которых они указали, – это не христиане. Это – люди
потерявшие свои корни, всё это – плоды владычества в
России безбожной советской власти в течение 70 лет.
Безнравственных людей в исламском
обществе не меньше, если не больше. В городах с
мусульманским населением, в Казани и в Уфе, –
алкоголиков не меньше, чем, например, в Саратове или
Самаре. В России много предприятий по производству
алкоголя, владельцами и директорами которых являются
мусульмане.
А если мы почитаем криминальную хронику
в российских газетах – то увидим, что преступления на
почве пьянства очень часто совершаются людьми с типично
мусульманскими именами: Фарид, Ахмед, Рашид и др.
Говоря о том, что "ваши женщины
бесстыдно одеваются и ведут себя распущенно", наши
оппоненты из числа мусульман повторяют свою типичную
ошибку. Логическая ошибка, часто встречающаяся среди
мусульман, – это попытка обобщения на основании неполной
информации.
Если мусульманин-иностранец (например,
житель Саудовской Аравии), приехав в Казань или Уфу
летом, увидит девушку с мусульманским полумесяцем на
шее, которая на улице открыто курит и пьет пиво из банки
и ходит в свехкороткой юбке и короткой майке, с голым
пупком, – будет ли это для него достаточным основанием
заявить что все мусульманки курят, употребляют алкоголь
и непотребно одеваются?
А если он на трассе перед Казанью увидит
стоящих в ряд проституток – будет ли это достаточным
основанием заявить, что в Казани все женщины –
проститутки?
Общеизвестно, что проституция существует
во многих мусульманских странах, и не только в
сверхлиберальной Турции.
Как видим, чересчур широкое обобщение,
основанное на малой подборке фактов, некорректно. Об
этом не стоит забывать нашим оппонентам, которые
пытаются в пылу полемики делать широкие обобщения лишь
на основании нескольких известных им фактов.
Рассказывая о мнимых преимуществах жизни
в исламском обществе, мусульмане умудряются такие факты
успешно замалчивать, хотя это и не всегда у них
получается. Как правило, на межконфессиональных
интернет-форумах мусульмане стараются уйти от
"неудобных" вопросов об этих явлениях современного
исламского общества.
Мусульмане часто говорят о том, что
ислам учит целомудрию и супружеской верности, на
интернет-форумах часто от них можно слышать о
"позитивных строгостях ислама" – о строгих постах, о
закрытых телах и волосах у женщин.
Но, говоря о том, что ислам учит
целомудрию и супружеской верности, мусульмане почему-то
забывают сказать о многожёнстве (которое никак не может
быть признаком целомудрия) и о практике "временного
брака" в некоторых исламских странах. А всё то, что
мусульмане называют "позитивными строгостями ислама",
они переняли из Византии, позаимствовали у православных
христиан.
Мусульмане нередко говорят о том, что их
религия обязывает молиться пять раз в сутки, и упрекают
христиан в том что "они слишком мало молятся, потому что
их религия слишком либеральная".
Видимо, они не знают, что христианам
дана заповедь непрестанно молиться (1Фес.5:17).
Настоящее христианство гораздо строже
ислама и не является "религией аморальной и
либеральной". Но настоящих христиан в наши дни очень
мало.
Практикующие христиане в современном
постхристианском обществе находятся в подавляющем
меньшинстве.
Православные миряне выглядят не менее
скромно и целомудренно, чем верующие мусульмане, но
ведут гораздо более строгий образ жизни.
По духовной же чистоте жизни они не
сопоставимы с последними, ибо ислам, даже в самом
строгом своем выражении, не предусматривает чистоты
помыслов.
Сам факт того, что на протяжении двух
тысячелетий Церковь не снизила столь высокую "планку
требований" для своих верующих, свидетельствует о том,
что этот идеал реально достижим. И примером тому – сотни
тысяч святых, фактом канонизацией которых Церковь
засвидетельствовала, что эти люди воплотили этот
нравственный идеал в своей жизни.
От мусульман приходится слышать: "Ислам
– религия более строгая, чем христианство, поэтому, став
мусульманином и выполняя строгие требования этой
религии, человек становится более сильным в плане
духовном".
Они забывают о том, что христианство
учит обузданию собственных страстей – таких, например,
как похоть, ненависть, сребролюбие.
Известный православный публицист Юрий
Максимов пишет: "Ислам же, напротив, потакает всем им:
например, хотя и признает, что Богу угоднее милосердие,
но позволяет месть, хотя и говорит, что Богу приятнее
единство семьи, но признает развод по любой прихоти
мужа, хотя и поощряет милостыню, но ублажает страсть к
накопительству, почитая богатых".
Церковь благословляет брак с одной лишь
женой, мусульманская религия дозволяет иметь четыре жены
и бесчисленное количество наложниц.
Я думаю, всем понятно, что соблюдать
супружескую верность в законном браке с единственной
женой намного сложнее, чем иметь связь практически с
неограниченным количеством женщин.
Ислам запрещает вкушать свинину.
Понятно, что гораздо проще не есть свинину, чем блюсти
заповедь воздерживаться от греха даже в мыслях – как
учит христианство.
Юрий Максимов пишет: "Некоторые как
нечто высокое приводят в пример мусульманский закон,
запрещающий винопитие. Но при внимательном рассмотрении
и в этом религия арабов уступает учению Церкви.
Христианство не запрещает употребление вина как
такового, но строго-настрого запрещает пьянство –
пьяницы Царства Божьего не наследуют (1Кор.6:10). А
любому очевидно, что только сильный человек может,
употребляя спиртное, соблюсти меру и не впасть в
пьянство, полный же отказ от спиртного является куда
более легким путем преодоления этого греха".
Мусульмане постятся лишь три недели,
тогда как в Православной Церкви постными являются почти
две трети дней в году, причем пост длится полные сутки,
а не только днем (как в исламе). Для того чтобы
поститься 240 дней и ночей – усилий надо гораздо больше,
чем для поста на протяжении 20 дней.
Невозможно не согласиться с мнением Юрия
Максимова: "…Можно вполне объективно сказать, что
христианство – религия сильных людей, тогда как ислам –
это религия для слабых и хилых. Христианство – для
свободных, ислам – для рабов. Мы говорим здесь о самой
важной для человека свободе – свободе от греха и
собственных страстей, от которых не в силах освободить
своих последователей мусульманская вера".
7. Мусульмане говорят что ислам – это
"религия сильного человека", а христианство – "религия
для слабых", "религия пацифистская"
Выше мы уже показали что именно
христианство, а не ислам, является религией сильного
человека.
Однако современные мусульмане часто
говорят, что "мусульмане сильнее христиан", что
христиане – трусы, которых они побеждают и запугивают,
как хотят. Поэтому за ними, мусульманами, правда, то
есть, Бог на их стороне (так они считают).
Этим они показывают, что плохо знают
историю.
Христианская держава Византия была
действительно сильной державой – когда ее жители
действительно были христианами. Мы, православные
христиане, понимаем: главные причины падения Византии –
это причины духовные.
Точно так же и западный мир –
отказавшись от Бога и став миром постхристианским, он
потерял свою силу; это Божия кара. Когда люди
европейской цивилизации вернутся к Богу – тогда Бог
вернет и силу!
От мусульман можно слышать о том, что
христианство является "религией пацифистской, религией
непротивления злу".
Однако христианство никогда не было
"пацифистской" религией. Слова Спасителя о том, что Его
сила в немощи совершается, надо понимать именно
применительно к необходимости Его Крестной Смерти, ибо в
тот конкретный момент не было иного выхода, как спасти
нас от вечной смерти таким трагическим путем. Христос
никогда не отвергал применения силы и показал нам пример
справедливого насилия, когда с побоями изгнал торговцев
из Храма; не возбранял Он Своим ученикам и носить
оружие.
Приводится в Священном Писании пример –
о сотнике (римском офицере), который просил Иисуса
Христа исцелить своего слугу и который удостоился
высочайшей похвалы от Него: "Сказываю вам, что и в
Израиле не нашел Я такой веры" (Лк.7:9). Христос ничего
не говорил ему о том, что тот должен отказаться от
воинской службы.
Иоанн Креститель (которого и мусульмане
признают пророком) также считал воинское служение вполне
приемлемым. Воины, которые приходили к нему и
спрашивали: "Что нам делать?", в ответ слышали не
повеление о дезертирстве, а призыв воздерживаться от
греха во время своей службы: "Никого не обижайте, не
клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк.3:14).
Блаженный Феофилакт Болгарский писал,
что святой Иоанн Креститель "воинов убеждает не
похищать, но довольствоваться оброками, то есть
жалованьем, какое обыкновенно дается от царя. Смотри,
как Иоанн простой класс народа, как незлобивых, убеждает
делать нечто доброе, то есть уделять другим, а мытарей и
воинов – удерживаться от зла. Ибо сии не были еще
способны, не могли совершать что-нибудь доброе, а им
достаточно было не делать зла".
В Новом Завете читаем и о том, что
военнослужащий императорской римской армии, сотенный
начальник по имени Корнилий, в числе других получил Дар
Духа Святого, в чем ему военное звание нисколько не
помешало. Он был первым из бывших язычников, который
удостоился вступления в христианскую общину, при этом
Апостол Петр не запретил ему остаться в военном звании
(Деян.10).
Вспомним, что говорится о сотнике: "Муж,
именем Корнилий, сотник из полка, называемого
Италийским, благочестивый и боящийся Бога, он в видении
ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия"
(Деян.10:1-3).
Итак, христианство – это не только
миролюбивая религия, но и – религия воинского служения.
Оборонительная война всегда однозначно
благословлялась Церковью.
Недаром очень многие православные святые
по своей профессии являются воинами и оружие
изображается на иконах в качестве атрибута этих святых
людей.
Но если в исламе ведение войны основано
на ненависти к противнику на поле брани, то в
христианстве основанием воинского служения является
любовь к защищаемым: "Нет больше той любви, как если кто
положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13).
Таково далеко не пацифистское учение
Господа нашего Иисуса Христа.
Мы, православные христиане, и в плане
"силовом" всегда были и будем сильнее мусульман, при
условии нашей верности Богу.
8. Часто от мусульман можно слышать о
том, что в плане историческом христианство является
религией "преходящей", "отжившей", при этом мусульмане
говорят об "исторической статичности" ислама
Говоря об "исторической статичности
ислама" либо об "исторической стабильности ислама"
мусульмане имеют в виду, что канонов исламской религии
стабильно в большей или меньшей степени придерживается
большинство представителей народов традиционного ислама
(которых иногда в СМИ называют "этническими
мусульманами"), считая законы этой религии для себя
обязательными.
Мусульмане говорят: "Если тот или иной
народ принял ислам – от этой истинной религии этот народ
уже не откажется".
Этому наши оппоненты противопоставляют
тот аргумент, что от христианства большинство его
приверженцев (даже те кто формально продолжает себя
считать христианами) отошли, не считая христианские
ценности для себя определяющими.
В этом мусульмане видят подтверждение
"божественности" религии Мухаммеда. Здесь нужно сказать,
что искушений больше там, где есть Истина. А где ее нет,
где общество и так во власти сатаны – там и террора с
его стороны, различных искушений – не требуется.
В исламе же мы видим: люди сами
вырабатывают себе правила, более или менее приемлемые
для них (поскольку удобны для выполнения), и живут своим
чередом. Правила же, которых придерживаются настоящие
христиане (выше мы частично перечислили эти правила), –
строги, поскольку даны Самим Господом Богом.
Но эти строгие требования христианской
религии вполне выполнимы – потому что Иисус Христос,
Которому возможно всё, подает христианам силу совершать
все вышеперечисленное, и сверх того.
Поэтому именно христианство, а не ислам,
является религией сильного человека.
Мы, православные христиане, пусть нас и
мало, находимся на переднем крае борьбы с сатанинским
злом. Христианство (настоящее, не формальное) – это
религия для сильных людей, которые не знают покоя в
своей духовной борьбе никогда.
Пусть многие отпали, но Церковь Христова
выстоит, верные будут вознаграждены.
Невозможно не согласиться со словами
известного апологета Юрия Максимова: "…Нужно знать и
помнить, что со всех, кому надлежало стать сильным, но
кто по своей воле остался слабым, спросится по всей
строгости – в свое время".
Царство Небесное силою берется, и
употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12).
Мы не можем возродить христианский мир.
Сделать это нам своими силами просто невозможно. Богу же
возможно всё (Мф.19:26)!
Именно от нас зависит, чтобы Господь,
видя наши устремления к добру, возродил ради немногих и
весь Христианский мир, вернув Себе отпавших и ослабевших
чад.
Василий Ордынский
Азбука.Ru
Использованная литература
1. Сергей Путилов. Крест в мире
полумесяца. Москва, "Благо", 2006.
2. Питанов В.Ю. Ложные аргументы
противников христианства.
3. Диакон А. Кураев. Дары и анафемы. Что
христианство принесло в мир.
4. Козаржевский А. Ч. Источниковедческие
проблемы раннехристианской литературы. М., 1985.
5. Джон Гилкрист. Мухаммад – пророк
ислама. Казань, Заман 2001 г.
6. Джон Гилкрист. Коран – священная
Книга мусульман.
7. Иеромонах Иов (Гумеров). Какой
возраст имеют старые экземпляры Нового и Ветхого Завета.
8. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о
Православии.
9. Ю. Максимов. Религия сильного
человека: христианство или ислам?
10. М. Хаммер. Тезисы диспута с
мусульманами на форуме.
11. Д. ван Плас. Запрет на изображения в
монотеистических религиях.
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|