Представление о грехе в христианстве и исламе
Вступление
Каким образом надлежит интересующимся
мусульманам "давать отчёт о нашем уповании" (см. 1Пет.
5:15) так, чтобы оно было адекватно ими воспринято? С
чего следует начинать? С доказательства ли превосходства
Библии над Кораном? С личности ли Господа нашего Иисуса
Христа и значения Его крестной жертвы? С Богооткровенной
ли тайны Пресвятой Троицы? Расхождения между
христианством и исламом дают здесь большой простор. И
мусульмане со своей стороны также не прочь поговорить на
эти темы.
Однако опыт современных христианских
миссионеров, работающих в арабских странах, показывает,
что диалог с мусульманином следует начинать прежде всего
с учения о грехе. Ибо мы должны помнить, что апостолы
проповедовали краеугольные истины христианства людям,
которые знали, что чистый от нечистого не рождается
(Иов. 14:4) и что нет человека праведного на земле,
который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7:20).
Мусульмане же этого не знают. И этим во многом
объясняется расхождение и непонимание по другим,
вышеозначенным вопросам.
Различия между христианским и
мусульманским пониманием греха можно разделить на
несколько основных пунктов.
1. Существо греха
Что есть грех? По мусульманскому учению
грех есть неведение божественного закона. Вообще ислам -
религия максимально рационализированная. Знанию
(положительному, религиозному) придаётся подчас едва ли
не решающее значение: "учёный мог бы и не совершать
благих деяний - он был бы оправдан своими знаниями. А
если бы ты, простолюдин, посмотрев на него, пренебрёг
благими деяниями, то дурные деяния твои, поскольку ты
лишён его знаний, погубили бы тебя, ибо заступничества
тебе искать было бы не в чем" [1].
Христианство никогда не рассматривало
грех только лишь как неведение. Религиозный опыт не
только христиан, но всего человечества убеждает в том,
что грех оказывает влияние на согрешающего гораздо более
глубинное, чтобы можно было ограничивать его только лишь
умом. "Грех в православном понимании - это не
преступление или оскорбление в юридическом смысле, это и
не просто некий безнравственный поступок; грех - это
прежде всего болезнь человеческой природы" [2], так, 6
Вселенский Собор 102 правилом определяет грех как
болезнь души.
Нельзя сказать, что мусульманское учение
совсем уж неверно с точки зрения христианина. Признание
глубинной связи греховного состояния человека и
джахилийи, религиозного невежества, отрицания своим умом
и своей жизнью факта существования единого благого и
истинного Бога имеется и в христианстве, но здесь оно
осмысляется как одно из проявлений настоящего состояния
падшести человеческой природы и "как следствие
изначального отступничества от Бога" [3]. Ошибка
мусульманского богословия в том, что оно принимает часть
за целое.
2. Первый грех
В Коране, как и в Библии, также
описывается грехопадение прародителей. Однако в Коране
этому факту не придаётся такого общечеловеческого
значения, как в Священном Писании христианства. Адам
покаялся и был прощён. Его неведение было упразднено,
грех исчез. После одного из описаний грехопадения, автор
Корана взывает: O cыны Aдaмa! Пycть caтaнa нe иcкycит
вac, кaк oн извeл вaшиx poдитeлeй из paя, coвлeкши c ниx
oдeждy, чтoбы пoкaзaть им иx мepзocть. Beдь oн видит вac
- oн и eгo coнм - oттyдa, oткyдa вы иx нe видитe.
Пoиcтинe, Mы cдeлaли шaйтaнoв пoкpoвитeлями тex, кoтopыe
нe вepyют! (Коран 7:27).
Таким образом каждый человек
как бы находится перед тем же выбором, что и Адам,
причём в равном с ним положении и с равными
возможностями. Первый грех в исламе не мыслится как
первородный, т.е. открывший путь всем последующим
грехам. "Учение о первородном грехе не согласуется с
Кораном и логически противоречит божественной
справедливости. Вера в то, что грехи индивидуально
ответственных людей может искупить кто-то другой,
противоречит кораническим представлениям о законе,
справедливости и человеке, а также доводам разума" [4].
"Ислам исходит из того, что Бог справедлив и никого не
карает за чужие грехи или некие изначальные грехи. Все
люди рождаются в мир свободными и непогрешимыми. Им
дается от Бога свобода выбора или фуркан (различение
добра и зла). И в конце концов человек будет отвечать
перед Богом только за свои грехи. Т.е. спасение человека
не в руках некоего Спасителя, уверовав в которого
человек освобождается от греха, а в его собственных
руках, путем познания фуркана".
Однако ни в Коране, ни в позднейшем
мусульманском богословии не прояснено, почему Бог,
даровав прощение Адаму, не возвратил его в Эдем? Если
Адам был изгнан за свой личный грех (а Коран
подчёркивает, что это именно так) и если этот его грех
не имеет последствий на дальнейшее человечество (как
утверждает исламское богословие), то почему мы, его
потомки, также не рождаемся и не живём в Эдеме, но в
земле изгнания? В этой связи можно сказать, что наше
нынешнее состояние не соответствует фитре, т.е.
первозданному состоянию человеческой природы. Наши
условия de facto весьма различны по сравнению с
условиями, в которых находились Адам и Ева в Эдеме, так
что по умолчанию некая ответственность за чужой грех всё
же подразумевается и требования коранической
справедливости всё равно не удовлетворены. На это
следует обращать внимание мусульман в диалоге.
Д-р Осман Яхья из Каирского университета
в своём докладе, прочитанном на одной из встреч
мусульманских богословов и представителей Католической
церкви, очерчивает проблематику этого вопроса ещё
рельефнее: "Коран сталкивает нас с человеком в двух
основных состояниях: в его первоначальном виде -
прототипе, созданном по образу Божьему, и в его
настоящем положении. В своём первозданном виде человек
был исключительно гармоничен. Он был само совершенство.
Коран даёт нам описание: Мы создали человека в наиболее
благородном виде. В противоположность этому идеальному
типу, человек в его нынешнем состоянии является слабым
(4:28), безнадёжным (11:9), неверным (14:34), сварливым
(16:4), тираном (96:6), погибшим (105:2) и т.п.
Мусульманское богословие действительно не говорит о
первородоном грехе и о передаче его из поколения в
поколение. Но в свете приведённых цитат мы ясно видим
два состояния человека: первозданное совершенство и
нынешнее падение. Возможность избавления человека и его
последующий путь были указаны в Коране и адресованы
грешникам, отцам человеческой расы: Идите отныне вперёд,
и, если будет вам Моё водительство, тот, кто последует
за Мной, не будет более бояться, не будет убогим (2:38).
Этим твёрдым заявлением сам Бог предпринимает шаги для
спасения человека на пути к праведности. Таким образом,
исламская традиция располагает средствами привести
человека к его исходному совершенству". В комментарии к
этому докладу, опубликованному в № 1-м журнала "The
Muslim World" за 1959 год, редактор журнала написал:
"Изложенное д-ром Яхья мусульманское богословие,
включающее учение о человеке и его спасении, поднимает
целый ряд богословских вопросов. Христианин оказывается
в растерянности перед этой несомненной уверенностью в
том, что "знать значит делать"; в том, что спасение
человека происходит исключительно под знаком откровения
и что через закон, данный в общении с Богом, лежит путь,
которым человек будет следовать, пока знает о нём и
видит его. Вся тайна неповиновения человека и "жестоковыйности"
кажется исчезнувшей" [5].
Тайна-то и впрямь кажется исчезнувшей.
Вот только сама жестоковыйность и неповиновение человека
всё никак не исчезают. В том числе и среди мусульман.
Слабость исламского богословия в этом вопросе состоит в
том, что оно не объясняет состояние современного
человека, в то время как христианское учение о грехе,
как говорил ещё св. Григорий Нисский, "не баснословное
сказание, но в самом естестве нашем черпает свою
вероятность" [6].
По христианскому учению, вкусив плод,
человек не узнал чего-то нового, и не утратил части
какого-то знания, но переступил грань. Грехопадение
качественно изменило отношения человека с Богом,
образовав пропасть между ними, и осквернило само
человеческое естество. А поскольку искажённая,
помрачённая природа не может породить природу чистую и
первозданную, каждый человек от рождения получает
природу, поражённую грехом. Это и называется в
христианском богословии первородным грехом. Они же,
подобно Адаму, нарушили завет и тем изменили Мне (Ос
6:7); О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то
совершилось падение не тебя только одного, но и нас,
которые от тебя происходим (3Ездр. 7:118).
"Как преступивший заповедь Адам принял в
себя закваску страстей, так и родившиеся от него, и весь
род Адамов, по преемству стали причастниками оной
закваски; а при постепенном преспеянии и возрастании до
того уже умножились в людях греховные страсти, что
простёрлись они до прелюбодеяний, непотребств,
идолослужений, убийств и других непотребных дел, пока
всё человечество не вскисло пороками" [7]. Образ
преподобного Макария, уподобляющий влияние греха на
человечество воздействию дрожжей на тесто, очень
красноречив и выразителен. Именно таким образом "этот
новонасаждённый грех к злосчастным людям перешёл от
прародителя"[8], "ибо оставил он детям в наследство не
чистоту, но блуд, не нетление, но тление, не честь, но
бесчестие, не свободу, но рабство, не царство, но
тиранию, не жизнь, но смерть, не спасение, но гибель" [9],
кратко говоря, "то, чем человек сделался, то самое он и
родил" [10].
Как последствия первого греха
христианство осмысляет несколько явлений жизни человека.
Во-первых, это духовная смерть.
Наступившая после грехопадения и выразившаяся в
помрачении ума, воли и чувств прародителей, она привела
к расстройству самой человеческой природы. "Все силы
души человека получили неподобающее направление,
наклонились к злу, к страстям" [11]. Извратилась вся
прежняя, богозданная иерархия в человеке: "дух должен
был жить Богом, душа - духом, тело - душой. Но дух
начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не
божественными, а подобными той автономной доброте и
красоте, которые змий открыл женщине, когда привлёк её
внимание к древу. Душа, в свою очередь, становится
паразитом тела - поднимаются страсти. И наконец тело
становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы
питаться, и так обретает смерть" [12]. "Со времён Адамова
преступления душевные помыслы, отторгшись от любви
Божией, рассеялись в веке сем и смешались с помыслами
вещественными и земными" [13]. "Ибо изменение произволения
в Адаме ввело страстность, тленность и смертность в
естество человеческое" [14], "претерпело изменение и тело,
став в следствии преступления заповеди тленным и
смертным из нетленного и бессмертного" [15]; "Земля,
проклятая в делах Адама есть плоть Адама, в следствии
дел его, то есть страстей оземлянившегося ума, всегда
подвергаемая проклятию в виде бесплодия добродетелей" [16];
"до вкушения знали они добро по опыту, о зле же только
слышали, а по вкушении произошло противное тому; они
стали только слышать о добром, худое же испытывать на
деле" [17], грехопадение "не только расстроило простую
душевную память о добре, но и извратило все силы души,
ослабив её природные влечения к добродетели" [18]; "оба -
тело и душа, - растлились и сорастворились по
естественному закону объединения и влияния друг на
друга, причём душа предала себя страстям и демонам, тело
же уподобилось бессловесным скотам свойствами своего
состояния и подчинением тлению" [19]. "Таким образом от
преслушания заповеди Божией, человек соделался доступным
враждебному в нём всеянию. И грех в естестве человека
воздействовал уже на всякое вожделение " [20].
Мусульманское богословие такой
удобопреклонности ко греху падшего человеческого
естества формально не признаёт. Однако эмпирическая
очевидность этого явления нашла выражение в таком
понятии, как нафс (душа). "Естественной стороной
человеческой души является нафс - источник отрицания.
Человек приближается к Аллаху через воспитание нафса.
Воспитывая животные чувства, преодолевая тёмные
устремления к материальному миру, душа человека, подобно
птице, вырвавшейся из клетки на волю, возвратится на
свою волю, возвратится к Аллаху" [21]. Мы видим, что так
же, как и с последствием первого грехопадения,
мусульманское богословие косвенно признаёт наличие
повреждения в современной человеческой природе,
признавать это же напрямую оно избегает, в силу того,
что во-первых в таком случае будет нарушено понятие о
божественной справедливости, а во-вторых придётся
признать необходимость Спасителя для человека. То, что
как таковой калам, мусульманское богословие, складывался
в процессе противостояния христианской полемике, не
могло не найти себе отражения. Ислам пытается осмыслить
реально наблюдаемую в естестве каждого человека
отрицательную силу в категориях творческого замысла
Создателя, по сути списывая ответственность за это на Бога.
Во-вторых, следствием человеческого
греха явилась смерть физическая: ибо возмездие за грех -
смерть (Рим 6:23); посему, как одним человеком грех
вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во
всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим
5:12). В исламе смерть мыслится как естественный атрибут
человеческой природы. Это объясняется предопределением:
"и добро и зло от Аллаха" [22], так что "все создания
должны будут пройти через смерть перед днём восстания из
мёртвых" [23]. Но смерть, как уничтожение богозданной
красоты человеческого естества, как "разрушение
прекрасной гармонии" [24], не может быть естественным,
закономерным следствием нашей жизни, - это подсказывает
сердце и разум каждого человека, - Бог не сотворил
смерти и не радуется погибели живущих (Прем. 1:13).
В-третьих, следуя за человеком,
исказилось и всё материальное творение, выразителем и
главой которого он являлся. Вслед за изменением
отношений человека и Бога, изменились отношения человека
и мира. Те животные, которым он прежде назвал имена -
знак величайшей власти - перестали ему повиноваться и
восстали на него. "Звери... не были изначала злыми...
грех же человека испортил их, ибо с преступлением
человека и они преступили. Если владыка дома хорошо
ведёт себя, то необходимо и слуги живут благочинно, если
же господин согрешит, то и слуги также будут грешить;
таким же образом произошло и то, что с согрешением
человека, который есть господин всего, и служащие ему
твари уклонились ко злу" [25].
Нужно сказать, что наследование
первородного греха есть деяние не чисто механическое,
происходящее вне нашего волевого произволения. Своими
личными грехами мы со-участвуем в первородном грехе,
актуализируем его: "мы теперь в этом подражаем
начальнику нашего человеческого рода и праотцу, Адаму.
Потому что по причине нечестивых грехов и падений,
которые мы с дурным и превратным расположением ума
многократно совершаем, такие же тяжёлые обстоятельства
терпим, как некогда и он, а, можно сказать, и ещё более
тяжкие обстоятельства, чем он" [26], не один Адам, но "все
люди, уклонившись во зло делом или словом или
помышлением..., загрязнили чистоту, дарованную от Бога
человеческому естеству" [27], так что вполне можно сказать,
что "в преступлении Адама повинен весь род
человеческий" [28].
3. Покаяние
В Коране христианская практика исповеди
при свидетельстве священника подвергается резкой
критике: Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали
сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому
пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил
великий грех. Разве ты не видел тех, которые очищают
самих себя? Нет, Аллах очищает, кого пожелает, и они не
будут обижены, и на финиковую плеву! Посмотри, как они
измышляют на Аллаха ложь! Довольно в этом явного греха!
(Коран 4:48-50).
Однако какова дисциплина покаяния в
самом исламе? Рассмотрим несколько хадисов на этот счёт.
Абу Зарра говорил: "Я попросил:
"Посланник Аллаха, наставь меня", и он ответил: "Если ты
совершил дурной поступок, то соверши вслед за ним
хороший, который сотрёт его"" [29]. Другой хадис, выводимый
от Абу Хурайры, передаёт следующие слова Мухаммеда:
"Когда раб Божий совершает грех, он остаётся чёрной
точкой на его сердце, а когда кается, сердце его
очищается. Если же он множит грехи, множатся и точки,
пока не покроют всё его сердце" [30]. "После прегрешения
соверши доброе дело, и ты загладишь свой грех" [31] -
гласит арабская пословица. Эта мысль штампом врезалась
не только в религиозное, но и в культурное
мировосприятие, определяя всё религиозное сознание
мусульман.
С точки зрения христианства любое
совершённое человеком доброе дело не может быть
сверхдолжным, поскольку является его обязанностью: Так и
вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите мы рабы
ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были
сделать (Лк. 17:10). Поэтому даже миллион добрых дел не
может стереть одного проступка. Только Бог может
избавить человека от греха и его последствий посредством
установленных Им таинств. На деле же как раз
мусульманское учение о том, что человек может очистить
себя посредством собственных поступков означает, что это
мусульмане "очищают самих себя". Отказавшись от чётких
критериев христианской дисциплины покаяния (а попросту,
не будучи с ней толком знакомым), ислам должен был
выработать свои критерии, согласно которым можно было бы
с достаточной степенью точности определить, в каком
случае покаяние считается принятым, а в каком нет, и что
именно необходимо сделать, чтобы оно считалось
совершённым.
"О Аллах! отдели меня от моих грехов,
как Ты отделил Машрик от Магриба. О Аллах! очисти меня
от моих грехов, как очищаются белые одежды. О Аллах!
отмой меня от моих грехов водою, снегом и градом" [32] -
произнесение этой ежедневной молитвы при правильно
соблюдённом ритуале намаза и является этим самым
покаянием, согласно Корану: Проси прощения за грех твой
и возноси хвалу Господу твоему вечером и утром! (Коран
40:55).
В хадисе, переданном со слов Абу Хурайры,
Мухаммед спрашивает своих сподвижников: "Если бы у
дверей дома кого-нибудь из вас протекала река и он
купался бы в ней по пять раз ежедневно, могла бы после
этого остаться на нём грязь?" Те ответили: "После этого
на нём не осталось бы ничего нечистого". Тогда Мухаммед
сказал: "Это подобно пяти молитвам, с помощью которых
Аллах стирает ваши прегрешения" [33]. Вариантов на эту тему
среди хадисов огромное множество; в других хадисах
фигурирует ночная молитва, пятничная молитва и т.п.
Встречаются и более неожиданные для христианского
взгляда условия: "тому, кто постится в рамадан с верой и
надеждой на награду, будут прощены его предыдущие
пргрешения" [34] (Аль-Бухари и Муслим), "соблюдение поста в
день стояния на Арафате служит искуплением грехов
прошедшего и следующего года" [35] (Муслим); "если двое из
числа мусульман встретятся и пожмут друг другу руки, их
прегрешения обязательно будут прощены им прежде, чем они
расстанутся" [36] (Абу Дауд); "слава Тебе, о Аллах, Господь
мой, и хвала Тебе, нет бога, кроме Тебя, я прошу у Тебя
прощения и приношу Тебе своё покаяние - если эти слова
произнесёт любой человек, когда будет покидать собрание,
ему обязательтно простятся все прегрешения, совершённые
им во время этой встречи!" [37] (Аль-Хаким).
Все эти разновариативные высказывания
выражают в общем одну ту мысль, что "предписания шариата
обладают такими свойствами исцеления сердец и их
очищения, которые не могут быть постигнуты путём
рационального рассуждения, но могут быть усмотрены лишь
оком пророчества" [38]. По сути это означает, что строго
придерживающийся ритуала человек вообще может быть
свободен от таких понятий как грех и покаяние. И уже то,
что ты исповедуешь ислам, избавит тебя в будущей жизни
от вечных мук, какие бы грехи на тебе не висели -
"возможно, Аллах Всевышний простит его без наказания, а
если он и накажет его за его грех, то его наказание не
будет вечным, и исход его дела - воздаяние в Раю" [39].
Такую установку иначе, чем самообманом, сложно назвать.
Заключение
В своём суровом реализме христианское
учение о грехе может показаться страшным. Однако
необходимо всегда помнить и напоминать собеседнику, что
смысл проповеди христианства как раз состоит не в
возвещении гибели от греха, а в возвещении спасения от
Бога, явившемся нам в лице Господа нашего Иисуса Христа,
взявшего на Себя грех мира (Ин 1:29), и потому именно мы
не боимся осознавать грех в его истинном значении,
потому что имеем истинного Спасителя, истинно
разрешающего нас от наших грехов.
Юрий Максимов
Православие.Ru - 17.11.2001.
Использованная литература
1. ал-Газали Абу Хамид. Указ. соч. - С. 435.
2. иерей Олег Давыденков. Догматическое
богословие. - М., 1997. - С. 148.
3. св. Каллист Ангеликуд. Слово XVI. /
Путь к священному безмолвию. - М., 1999. - С. 105.
4. Варденбург Жак. Мировые религии с
точки зрения ислама // Христиане и мусульмане: проблемы
диалога. - М., 2000. - С. 329.
5. Яхья Осман. Человек и его совершенство
в мусульманском богословии. / Медани Бессам. Указ. соч.
- С. 76.
6. св. Григорий Нисский. Большое
огласительное слово. / Восточные Отцы и Учители Церкви
IV в. Т. II. - М., 1999. - С. 159.
7. прп. Макарий Египетский. Духовные
беседы. - М., 1998. - С. 182.
8. св. Григорий Богослов. Творения. Т.
II. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - С. 34.
9. св. Мелитон Сардийский. О Пасхе. /
Сочинения древних христианских апологетов. - С. 533.
10. бл. Августин Иппонийский. Творения.
Т. III. СПб.-Киев, 1998. - С. 557.
11. ахим. Алипий (Кастальский), архим.
Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая
Сергиева Лавра, - С. ...
12. Лосский В.Н. Догматическое
богословие. - М., 1992. - С. 162.
13. прп. Макарий Египетский. Там же.
14. прп. Максим Исповедник. Творения. Т.
II. - М., 1993. - С. 111.
15. прп. Анастасий Синаит. 3 Слова об
устроении человека по образу и подобию Божию // Альфа и
Омега № 2(20) 1999. - С. 134.
16. прп. Максим Исповедник. Указ. соч. Т. II. - С. 35.
17. св. Ефрем Сирин. Творения. Т. VI. - М.,
1995. - С. 250.
18. Прп. Григорий Синаит. Творения. - М., 1999. - С. 25.
19. прп. Григорий Синаит. Указ. соч. - С. 35.
20. свт. Афанасий Великий. Творения. Т.
III. - М., 1994. - С. 332.
21. Хайдар Али. Курс лекций по основам
ислама. - Казань, 1997. - С. 5.
22. Ахмад б. Ханбал. Акида (Символ веры).
/ Хрестоматия по исламу. - М., 1994. 413
23. ал-Маудуди Абу-ал-Аала. Принципы
ислама. - М., 1993. - С. 76.
24. св. Мелитон Сардийский. Указ. соч. - С. 535.
25. св. Феофил Антиохийский. 3 книги к
Автолику. / Сочинения древних христианских апологетов. -СПб., 1999. - С. 153.
26. свт. Софроний Иерусалимский. Слово на
Рождество Христово. / Проповеди. б. - М., б.г., - С. 143.
27. св. Григорий Палама. Указ. соч. Т. I. - С. 164.
28. св. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина.
- М., 1999. - С. 46.
29. ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство
в коранических науках. - М., 2000. - С. 128.
30. ас-Суйути Джалал ад-Дин. Указ. соч. - С. 155.
31. Ушаков В.Д. Фразеология Корана. -
М., 1996. - С. 193.
32. ас-Савваф Мухаммад Махмуд.
Мусульманская молитва. - М., 1994. - С. 62.
33. ал-Бухари Имам Исмаил. Изречения и
деяния (хадисы) пророка Мухаммеда. - М., 1998. - С. 44.
34. Аль-Хашими Махаммад Али. Личность
мусульманина согласно Корану и Сунне. - М., 2000. - С. 27.
35. Аль-Хашими Махаммад Али. Указ. соч. - С. 31.
36. Зину Мухаммад бин Джамиль.
Достоинства пророка. - М., 2000. - С. 150.
37. Зину Мухаммад бин Джамиль. Указ.
соч.- С. 128.
38. ал-Газали Абу Хамид. Избавляющий от
заблуждения. / Степанянц М.Т. Восточная философия.
- М.,
1997. - С. 432.
39. ал-Багдади Абд ал-Кахир б. Тахир.
Основы религии в богословии. / Хрестоматия по исламу.
- М., 1994. - С. 124.
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|