Религия сильного человека: ислам или
христианство?
Некогда на заре VII века по рождестве
Христовом, средь Аравийских пустынь, вдали от
цивилизованного мира случилось примечательное событие. В
ночной темноте под низкими сводами пещеры горы Хира
сорокалетнему арабу, проводившему здесь время в
уединении, явился некто. Некто сильный и страшный,
который принялся душить его, заставляя прочесть странный
текст во имя некоего господина. Опасаясь за жизнь, араб
уступил и повторил текст - и видение исчезло. Насмерть
перепуганный, он прибежал к себе домой и в ужасе
закутался в одеяло, не решаясь показываться наружу.
Довольно долго после этого он терзался сомнениями,
подозревая, что повстречался той памятной ночью с силами
тёмными, духами зла. Но впоследствии родным удалось
убедить его, что являлся к нему ни кто иной, как
посланник Бога, ангел, который тем самым призвал его
стать пророком для своего народа. Уверовав в это, араб
сей вскоре возвестил в Аравии новое учение: поклоняться
Богу одинокому (Коран 112:1), далёкому (Коран 12:31) и
жестокому (Коран 17:58), источнику равно и добра и зла
(Коран 10:107; 39:38), которым всё, что случается,
предопределено (Коран 33:38).
Для человека, желающего угодить такому
богу, было заповедано веровать в его одиночество, а
также в то, что возвестивший это учение араб-торговец –
его посланник и пророк; пять раз в день совершать
определённый ритуал с произнесением молитвенных формул и
чередованием телесных поз; раз в жизни посетить
святилище в одном арабском городе и на соседней горе
зарезать овцу; небольшую часть прибыли время от времени
тратить на своих домашних, и один месяц в году есть и
пить только ночью. А также было заповедано вести
священную войну с теми, кто не признаёт этого учения,
пока не будут они покорены ему (Коран 2:193).
Соблюдающему перечисленное было обещано в этой жизни
благоденствие, а в жизни будущей прекрасный сад с
вечными наслаждениями – преимущественно сексуального и
гастрономического характера, а также, отчасти,
эстетического. Всё это было записано в книге,
составленной уже после смерти основателя, которая была
объявлена откровением и творением этого бога, а текст её
– извечным и неизменным до буквы.
Араба этого звали Мухаммед, а учение его
получило название ислам – производное от арабского слова
"мир" (салам), и множество последователей его вскоре
понеслось по земле и в беспощадных кровопролитных войнах
вскоре захватило огромные территории – как христиан,
западных и восточных, так и зороастрийцев, язычников,
индусов. Эта "религия мира" со временем распространилась
во многих народах, и приверженцы её продолжали вести
непрерывные войны, даже до сего дня.
Всё познаётся в сравнении, посему
сопоставим учение Мухаммеда и учение Христа, и
рассмотрим, какая из религий предназначена для сильного
человека, и какая имеет власть сделать его сильным.
Начнём с того, что само священное
писание мусульман по объёму в три раза меньше Священного
Писания христиан. Даже для того, чтобы просто прочитать
Библию, требуется втрое больше усилий, времени и
усидчивости, чем для того, чтобы прочитать Коран. Эту же
пропорцию мы увидим и сравнивая их содержание.
Христианство учит обузданию собственных
страстей, таких, как ненависть, похоть, сребролюбие,
ислам же напротив, потакает всем им; так, например, хотя
и признаёт, что Богу угоднее милосердие, но позволяет
месть, хотя и говорит, что Богу приятнее единство семьи,
но признаёт развод по любой прихоти мужа, хотя и
поощряет милостыню, но ублажает страсть к
накопительству, почитая богатых.
Христианство благословляет брак с одной
лишь женой, ислам дозволяет иметь четыре жены и
бессчётное количество наложниц. Любому разумному
человеку ясно, что соблюдать супружескую верность в
законном браке с единственной женой много сложнее, чем
при возможности в рамках дозволенного иметь связь
практически с неограниченным количеством женщин.
Ислам заповедует обязательно молиться
пять раз в сутки, христиане же имеют заповедь
непрестанно молиться (1Фес. 5:17).
Мусульмане постятся лишь три недели,
тогда как в Православной Церкви постными являются почти
две трети дней в году, причём пост длится полные сутки,
а не только днём, как в исламе. Разумеется, для того,
чтобы поститься двести сорок дней и ночей нужно много
больше усилий, чем для поста на протяжении двадцати
дней.
Некоторые как нечто высокое приводят в
пример мусульманский закон, запрещающий винопитие. Но
при внимательном рассмотрении и в этом религия арабов
уступает учению Церкви. Христианство не запрещает
употребление вина как такового, но строго настрого
запрещает пьянство – пьяницы Царства Божьего не
наследуют (1Кор. 6:10). А любому очевидно, что только
сильный человек может, употребляя спиртное, соблюсти
меру и не впасть в пьянство, полный же отказ от
спиртного является куда более лёгким путём преодоления
этого греха.
Также ислам запрещает вкушать свинину,
устанавливает и некоторые другие ограничения в одежде и
поведении, но совершенно ясно, что гораздо проще не есть
свинину и не носить шёлка, чем блюсти заповедь
воздерживаться от греха даже в мыслях - как заповедано
каждому христианину.
Возьмём ведение войны. Слепы те, кто
пытается запихнуть христианство в прокрустово ложе
тупого пацифизма. Оборонительная война однозначно
благословляется Церковью. Из святых воинов – от
полководцев до рядовых, – не одна дивизия составлена
Царю Небесному в лике святых. Но если в исламе ведение
войны основывается на ненависти к убиваемым, то в
христианстве основанием воинского подвига является
любовь к защищаемым - нет больше той любви, как если кто
положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13), и слова
эти по праву относятся к тем, кто с честью погиб в
битве. Таково учение Христа, и только сильный духом и
волею человек может понести его.
Продолжать сопоставления можно очень и
очень долго. Но и на основе уже приведённого можно
вполне объективно сказать, что христианство – религия
сильных людей, тогда как ислам – это религия для слабых
и хилых. Христианство – для свободных, ислам – для
рабов. Мы говорим здесь о самой важной для человека
свободе – свободе от греха и собственных страстей, от
которых не в силах освободить своих последователей
мусульманская вера.
И именно этим объясняется
распространение ислама в современном мире. Именно потому
ислам становится популярен сейчас на Западе, что ныне
наступает эпоха слабого человека, секуляризированное
человечество культивирует свои немощи и погрязает в
добровольной расслабленности. Как приятно слышать им:
Аллах хочет облегчить вам (жизнь); ведь создан человек
слабым (Коран 4:28).
Согласно христианскому учению, человек
создан сильным, и призван быть сильным. То, что на
протяжении двух тысячелетий Церковь не снизила столь
высокую планку своего нравственного идеала,
свидетельствует о том, что он в ней - реально достижим.
И примеры тому - не только сотни тысяч святых, но и
миллионы простых православных христиан, воплотивших его
в своей жизни. Самому человеку это невозможно, Богу же
возможно всё (Мф.19:26), и Господь Иисус Христос,
Которому возможно всё, подаёт силу совершать и то, что
нами было перечислено, и большее того.
Перед каждым из нас стоит выбор -
остаться слабым или стать сильным. Плыть по течению к
стремнине или против течения к берегу. И никто не
избежит его, и лишь от самого человека зависит, что он
выберет в итоге.
Только нужно знать и помнить, что со
всех, кому надлежало стать сильным, но кто по своей воле
остался слабым, спросится по всей строгости - в своё
время.
Царство Небесное силою берется, и употребляющие
усилие восхищают его (Мф 11:12).
Юрий Максимов
Православие.Ru - 04.11.2004.
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|