Доникейские Отцы Церкви о Божестве Христа и Духа
Святого
Подборка цитат Святых Отцов...
Подборка цитат Святых Отцов
"Все вы были смиренны и чужды тщеславия,
любили более подчиняться, нежели повелевать, и давать
нежели принимать. Довольствуясь тем, что Бог дал вам на
путь земной жизни, и тщательно внимая словам Его, вы
хранили их в глубине сердца, и страдания Его были пред
очами вашими. Таким образом всем был дарован глубокий и
прекрасный мир и ненасытимое стремление делать добро: и
на всех было полное излияние Святого Духа" [Свщмч.
Климент Римский. 1-ое Послание к Коринфянам, 2].
"Братья! Об Иисусе Христе вы должны
помышлять, как о Боге и судье живых и мертвых …" [Свщмч.
Климент Римский. 2-ое Послание к Коринфянам, 1].
"Игнатий Богоносец достоблаженной церкви
Ефесской в Азии, благословенной в полноте величия Бога
Отца, прежде век предназначенной быть, в вечную и
неизменную славу, всегда соединенную и избранную в
истинном страдании, по воле Отца и Иисуса Христа, Бога
нашего, желаю премного радоваться о Иисусе Христе
радостью непорочною" [Свщмч. Игнатий Антиохийский
(Богоносец). Послание к Ефесянам. Вступление].
"Я принял о Боге ваше многолюбезное имя,
по всей справедливости славящееся за веру и любовь во
Иисусе Христе, Спасителе нашем. Как подражатели Богу,
воспламенившись божественною кровью, вы совершенно
исполнили в отношении ко мне родственное дело" [Свщмч.
Игнатий Антиохийский (Богоносец). Послание к Ефесянам,
1].
"Для них есть только один врач, телесный
и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в
смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва
подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь
наш Иисус Христос" [Свщмч. Игнатий Антиохийский
(Богоносец). Послание к Ефесянам, 7].
"Мой дух - в прах пред крестом, который
для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная
жизнь. Где мудрец, где совопросник, где хвастовство так
называемых разумных? Ибо Бог наш Иисус Христос, по
устроению Божьему, зачат был Мариею из семени Давидова,
но от Духа Святого" [Свщмч. Игнатий Антиохийский
(Богоносец). Послание к Ефесянам, 7].
"Троица" (также "Гостеприимство
Авраама") - икона Святой Троицы, написанная Андреем
Рублёвым в XV веке
"Игнатий Богоносец церкви, помилованной
величием Всевышнего Отца и единого Сына Его Иисуса
Христа, (…) желает премного радоваться во Иисусе Христе,
Боге нашем". [Свщмч. Игнатий Антиохийский (Богоносец).
Послание к Римлянам. Вступление].
"Ничто видимое не вечно. (Ибо видимое
временно; невидимое вечно.) Бог наш Иисус Христос
является в большой славе, когда Он во Отце" [Свщмч.
Игнатий Антиохийский (Богоносец). Послание к Римлянам,
3].
"Пустите меня к чистому свету: явившись
туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем
страданий Бога моего. Кто сам имеет Его в себе, тот
пусть поймет, чего желаю, и окажет сочувствие мне, видя,
что занимает меня" [Свщмч. Игнатий Антиохийский
(Богоносец). Послание к Римлянам, 6].
"Славлю Иисуса Христа Бога, так
умудрившего вас. (…) Сын Божий по воле и силе
Божественной, истинно родился от Девы, крестился от
Иоанна, чтобы исполнить всякую правду истинно распят был
за нас плотью при Понтии Пилате и Ироде четверовластнике
(от сего-то плода, то-есть, богоблаженнейшего страдания
Его и произошли мы), чтобы через воскресение на веки
воздвигнуть знамение для святых и верных своих, как
между иудеями, так и язычниками, совокупленных в едином
теле Церкви Своей" [Свщмч. Игнатий Антиохийский
(Богоносец). Послание к Смирнянам, 1].
"Ожидай Того, Кто выше времени -
безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося
видимым; неосязаемого, бесстрастного, но для нас
подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего".
[Свщмч. Игнатий Антиохийский (Богоносец). Послание к
Поликарпу, 3].
"Желаю вам всегда укрепляться в Боге
нашем Иисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с
Богом и епископом". [Свщмч. Игнатий Антиохийский
(Богоносец). Послание к Поликарпу, 8].
"5. (...) Мы же исповедуем, что Распятый
есть истинный Бог во плоти, покланяемся Ему, Господу,
отверзшему рай.
6. В восклицании Распятаго содержатся и другия достойныя
веры истины и ясныя доказательства. Этот глас, присно
животворящий, который услышал самый разбойник, некоему
Лазарю от того же Распятаго, прежде его распятия,
возглашен был в сопровождении великаго чуда, в
присутствии самих иудеев, убийц Христа, которые
скрежетали зубами, (говоря): ты простой человек, а
творишь из себя Бога (Ин. 10:33). Но является вера, и
божественный глас тебя убеждает, к сестре мертваго
говоря: аще веруеши, узриши славу Божию (Ин. 11:40).
Подобным образом и к слепорожденному говорит: веруеши ли
в Сына Божия? Сей есть иже глаголяй с тобою (Ин. 9:35, 37). Слепой как и наш разбойник поклонился ему,
восклицая: верую, Господи. В этом исповедании слепой не
один свет телесный нашел, но и познал самого Виновника
света, то есть Бога от Бога и Слово. Такую награду
получает восклицание, которое исповедует нашу истинную
веру в Господа нашего Иисуса Христа.
7. (...) Пред твоими очами дела обоих
разбойников предлежат, постоянно повторяемыя и
прочитываемыя из священных книг, которыя этими
очевиднейшими доказательствами внушают тебе твердую и
несомненную веру, что Распятый есть Бог и Сын Божий. Ему
слава" [Аристид Философ. Слово о благоразумном
разбойнике, 5-7].
"Аполлоний отвечал: "Бог, Слово,
искупитель душ и телес, вочеловечился в Иудее, исполнил
всю правду и славно был наполнен божественною мудростью.
Он проповедывал истинную религию, которая была пристойна
сынам человеческим, чтобы подавить начало греха" [Аполлоний.
Апология, 36].
"Выше подробно мною доказано, что
Христос, Который есть Господь и [по естеству]. Бог, Сын
Божий, силою Своею являвшийся прежде как человек и
Ангел, и даже в виде огня, как то было в купине, явился
также и при суде над Содомом" [Мч. Иустин Философ.
Разговор с Трифоном Иудеем, 128].
"21. Все это Он сделал ради людей, дабы
показать пример послушания, ибо люди непослушны закону,
и иногда не верят живому кресту и Слову, распятому на
нем, потому что Оно страдает; и иногда презрительно
насмехаются: Он "умирает как злодей и погребается как
умерший"; скорбят о Нем, как об умершем, но Он воскрес
из мертвых, потому что Он Бог.
22. И потому, что Он был Богом и есть
Бог, малый телом, но великий душою, презренный на земле
и прославленный на небесах, пренебрегаемый людьми и
возвеличенный Отцом, этот Человек, который был послан
Отцом в мир, ибо Он Бог, и Человек на земле и Бог на
небесах, и над всеми творениями Он Бог". [Свт. Мелитон
Сардийский. О душе и теле и страстях Господних, 21-22].
"95. И так Он вознесен на древе, и
надпись поставлена, обозначая
Убитого. Кто Он? Тяжело сказать, но не сказать еще
страшнее.
Впpочем, слушайте, трепеща перед Тем, перед Кем трепещет
земля.
96. Повесивший землю - повешен.
Распростерший небеса - распростерт.
Утвердивший все - утвержден на древе.
Владыка - оскорблен.
Бог - убит.
Царь Израилев - умерщвлен" [Свт. Мелитон Сардийский. О
Пасхе, 95-96].
"Таким образом, Отец есть Господь и Сын
- Господь, и Отец есть Бог и Сын - Бог, ибо от Бога
рожденный есть Бог. И вместе с тем по Его бытию и по
силе Его существа должно признавать единого Бога, но по
домостроительству нашего спасения совершенно справедливо
как Сына, так и Отца" [Свщмч. Ириней Лионский.
Доказательство апостольской проповеди, 47].
"Охотно Господь и Спаситель наш позволял
Себе предлагать вопросы, ответы на которые
приличествовали Его служению. (…) Позволял Себя
спрашивать о том, дабы показать, что содержание Его
Евангелия есть дар для достижения вечной жизни. Но как
Бог Он предвидел, о чем Его спрашивать будут и на что
Ему отвечать придется. Кто лучше мог и предвидеть это
как не Пророк пророков и Господь всякого пророческого
духа?" [Климент Александрийский. Кто из богатых
спасется, 6].
"(…) у Единого Бога есть Его Слово,
Которое произошло от Него, и через Которое "все начало
быть, и без Которого ничто не начало быть" (Ин.1:3). Мы
верим, что Оно было послано от Отца в Святую Деву и
родилось от Нее, - Бог и человек, Сын Божий и Сын
Человеческий, называемый Иисусом Христом. Мы верим
также, что Он пострадал, умер и был погребен по
Писаниям, и воскрешен Отцом, и взят снова на небо, и
сидит одесную Отца, и грядет судить живых и мертвых"
[Тертуллиан. Против Праксея, 2].
"Когда таким образом Иоанн говорил к
народу, который с нетерпением ожидал увидеть какое-либо
необыкновенное зрелище, и когда диавол трепетал при
столь важном свидетельстве Иоанна, является сам Господь,
в простом виде, один, без украшения, без спутников,
облеченный плотью человеческой и скрыв под нею
достоинство Божества, чтобы так утаить его от козней
духовного дракона. Он не только приступил к Иоанну, как
Господь, сложивший с себя царское величие, но и как
простой, повинный греху человек, преклонил свою голову,
чтобы принять от него крещение. Поэтому Иоанн, увидев
столь великое смирение, изумился, начал удерживать Его и
сказал ему: "Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли
приходишь ко Мне?" (Мф. 3:14). Что Ты делаешь, Господи?
Ты неправильно учишь - одно я возвещал о Тебе, а другое
Ты совершаешь. Одно слышал диавол, а видит другое. Ты
крести меня огнем божественным: чего ожидать Тебе от
воды? Ты просвети меня Духом, что Тебе можно получить от
твари? Крести меня - Крестителя, чтобы познали Твое
достоинство. Я, Господи, крещу крещением покаяния, и
отнюдь не могу крестить приходящих ко мне, если прежде
не исповедуют грехов своих. Пусть бы я и крестил Тебя,
что же Ты будешь исповедовать передо мною? Ты
истребляешь грехи и, однако, хочешь креститься крещением
покаяния? Пусть бы я дерзнул крестить Тебя, но самый
Иордан не дерзнет приблизиться к Тебе. "Мне надобно
креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".
Что же отвечает ему Господь? - "Оставь теперь, ибо так
надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3, 15).
Оставь теперь, Иоанн; ты не мудрее Меня. Ты смотришь,
как человек, а я сужу, как Бог. Прежде Мне Самому
надлежит делать и потом уже учить. Я не делаю ничего
недостойного, ибо я облечен благолепием. Удивляешься ли
ты, Иоанн, что Я не явился в блеске Моего достоинства? Я
исполнитель закона, и ничего не хочу оставить в нем без
исполнения, чтобы после Меня Павел мог сказать: "конец
закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Рим.
10:4). [Свщмч. Ипполит Римский. Слово на Богоявление].
"Не будут больше персы приносить жертвы
небу и земле, ибо скоро грядет Тот, кто сотворил небо и
землю, чтобы принести иную жертву Тому, Кто послал Его,
чтобы вернуть к жизни забытый образ, воссоединить старое
и новое, сделать непохожее похожим. Небеса ликуют вместе
с землей, и земля радуется, ибо небо дало ей радость.
Что на небе не было видано – то случилось на земле. На
кого и праведники взглянуть не смели – Того узрели очи
грешников...
Смотрите же на ту чудесную весть о Христе, Спасителе
нашем, Боге и Человеке. И да будет Ему вся слава и сила
во веки веков. Аминь" [Юлий Африкан. События,
происшедшие в Персии во время воплощения Господа нашего
Иисуса Христа].
"Если Господь и Бог наш Иисус Христос
есть сам верховный священник Бога Отца, если Он первый
принес Самого Себя в жертву Отцу и заповедал сие творить
в его воспоминание, то очевидно, что только тот
священник есть истинный преемник Христов в служении,
который подражает в священодействии Христу, и только
тогда он приносит полную и совершенную жертву Богу Отцу
в Церкви, когда приносит ее так, как приносил Сам
Христос" [Свщмч. Киприан Карфагенский. Письмо к Цецилию
о Таинстве Чаши Господней].
"Кто не принимает, изменяет и извращает
таинство, установленное Христом, или проповедует, что
Христос не есть Бог или не был человеком, или не умер,
или не воскрес, или не придет судить живых и мертвых,
или кто благовествует не то, что мы благовествовали,
анафема да будет, как говорит Павел" [Свщмч. Дионисий
Александрийский. Послание 8. К папе Стефану].
"Сего-то Сына, познавши из Ветхого и
Нового Завета, мы исповедуем и проповедуем рожденным,
единородным Сыном, образом невидимого Бога,
перворожденным всякой твари (Кол. 1:15), премудростию и
словом и силою Божиею (1 Кор. 1№24), существующею
прежде веков, Богом не по предведению, но по существу и
ипостаси, Божиим Сыном. А кто отвергает то, что Сын
Божий был Богом и прежде сотворения мира, и говорит, что
признавать Сына Божия Богом, значит допускать двух
Богов; того мы почитаем чуждым Церковного канона - и в
этом с нами согласны все Кафолические Церкви. (…) И все Богодухновенные Писания представляют Сына Божия Богом;
но свидетельства каждого из них порознь о Сыне мы
отлагаем до другого времени. (…) И так Сын, сущий у
Отца, есть Бог и Господь всего сотворенного; быв послан
от Отца с небес, Он воплотился и вочеловечился. Посему и
тело, заимствованное от Девы и вместившее всю полноту
Божества телесно (Кол. 2:9), неизменно соединилось с
Божеством и обожилось. По сей-то причине один и тот же
Иисус Христос предвозвещаем был в Законе и Пророках, как
Бог и человек, и вся поднебесная Церковь верует в Него,
как в Бога, уничижившего себя до того, что не думал быть
(являть себя) равным Богу (Флп. 2:7), и как в человека
от семени Давидова по плоти (Рим. 1:3)" [Послание
православных епископов первого Антиохийского Собора (ок.
266 г.) к Павлу Самосатскому, писанное до его
низвержения].
"Так как князи небесные видели, что Он
имеет вид, лишенный красоты, чести и славы, то, не зная
Его, спрашивали: "кто этот Царь славы?" И им отвечал Дух
Святый от лица Отца или Себя самого: "Господь сил, Он
есть Царь славы" [Иустин Мученик. Разговор с Трифоном
Иудеем, 36].
***
Читайте также по теме:
***
"Не от гнева только, но от всякого
вообще смущения духа должно быть свободно молитвенное
настроение, проникнутое таким же духом, каков есть Тот
Дух, к Которому устремляется молитва. Ибо не может быть
познан Святым Духом - дух оскверненный, как не познается
печальный - находящимся в радости, стесненный -
свободным. Никто не воспринимает противного себе , а
всякий допускает только родственное себе"
[Тертуллиан. О молитве. Глава XII].
"Таким образом связь Отца с Сыном и
Сына с Утешителем предполагает Трех связанных, Которые,
тем самым, уже отличаются Один от Другого. И Эти Три
суть едино (unum), a не един (unus), так же как и
сказано: Аз и Отец едино (unum) есмы, по единству
сущности, а не по численной единичности" [Тертуллиан.
Против Праксея. Глава XXV].
"И потому Дух - Бог, и Слово - Бог, так
как Они от Бога [...] Наконец, Он повелел им крестить
во [имя] Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19), а не во
имя Кого-то Одного. Ведь и не один раз, но трижды мы крещаемся в каждое Имя и в каждое Лицо отдельно"
[Тертуллиан. Против Праксея. Глава XXVI].
"Соответственно, мы видим воплощенное
Слово, и мы знаем Им Отца, и мы верим в Сына, (и) мы
поклоняемся Святому Духу" [Свщмч. Ипполит Римский.
Против ереси Ноэта, XXII].
" Бог один. Это Отец, который
заповедует, и Сын, который повинуется, и Святой Дух,
который дает понимание: Отец, Который над всеми, и Сын,
чрез которого всё, и Святой Дух, который во всех"
[Свщмч. Ипполит Римский. Против ереси Ноэта, XXIV].
"Далее, апостолы передали, что в
отношении чести и достоинства сопричастен Отцу и Сыну
Святой Дух" [Ориген. О началах. Предисловие, IV].
Центр "Ставрос" - 14.09.2012.
|