Ранние учители Церкви о Пресвятой Троице
Мусульмане
и адепты
секты "Свидетели Иеговы" часто говорят, что учения о
Пресвятой Троице нет в Библии. Действительно, слово "Троица"
это слово не библейское, но само учение не придумано людьми,
а открывается нам Богом на страницах Священного Писания.
Троица - это не позднее изобретение философов. В Пресвятую
Троицу верили самые первые христиане. Предлагаем вам цитаты
о Троице известных христиан, живших в I-III веках.
"Троица" (также "Гостеприимство
Авраама") - икона Святой Троицы, написанная Андреем
Рублёвым в XV веке
Игнатий Богоносец (90-140 гг.)
"Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус
Христос повиновался по плоти Отцу, и апостолы Христу, Отцу и
Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное"
(Послание к магнезийцам // Писания мужей апостольских. Рига:
Латвийское Библейское Общество, 1992. С. 284.).
Иустин Философ и мученик (103-166 гг.)
"Но как Его [Отца], так и пришедшего от Него
Сына и передавшего нам это учение... равно и Духа
пророческого чтим и поклоняемся, воздавая честь словом и
истиной и открыто преподавая это всякому, желающему научится
так, как сами мы научены" (Первая апология // Творения. М.:
"Паломник", "Благовест", 1995. С. 36.).
Ириней Лионский (130-202 гг.)
"Ибо изначала, соприсутствуя своему созданию,
Сын открывает Отца всем, кому хочет и когда хочет, и как
Отец хочет, и поэтому во всем и чрез все Один Бог Отец и
Одно Слово и Сын и Один Дух и одно спасение всем верующим в
Него" (Обличения и опровержения лжеименного знания. Кн. 4 //
Творения. М.: "Паломник", "Благовест", 1996. С. 332.).
На Флп. 3:12: "Посему, как с наступлением
совершенного мы увидим не другого Отца, но Того, Которого
ныне желаем видеть... и будем ожидать не другого Христа и
Сына Божия, но Того, Который родился от Девы Марии и
пострадал, в Которого мы веруем и Которого любим... и
получим не иного Духа Святого, а Того, который с нами и
Который вопиет: "Авва Отче"…" (Там же, с. 338.).
"Итак ни Господь, ни Святый Дух, ни апостолы
никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того,
кто не Бог, если бы он действительно не был Бог, и не
назвали бы произвольно кого-либо Господом, кроме
господствующего над всем Бога Отца и Его Сына, получившего
от Отца Своего господство над всем созданием… <...> Посему,
когда Отец истинно есть Господь и Сын истинно есть Господь,
то справедливо Дух Святой обозначил Их наименованием Господа
[Пс. 109:1]. <...> …Дух обоих обозначил именем Бога и
помазуемого Сына и помазующего, т. е. Отца [Пс. 44:7]. <...>
Итак, никто другой, как я сказал, не именуется Богом и не
называется Господом, кроме Бога и Господа всего, который
также говорил Моисею: "Я есмь Сущий. …", и кроме Сына,
Иисуса Христа, Господа нашего, Который верующих во имя Его
делает сынами Божиими" (Там же, кн. 3, с. 229-230.).
"Церковь, хотя и раcсеяна по всей вселенной
даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников
их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо
и землю, и море, и все, что в них, и во единого Христа
Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в
Духа Святого, чрез пророков возвестившего все
домостроительство Божие и пришествие и рождение от Девы, и
страдание и воскресение из мертвых и вознесение во плоти на
небо возлюбленного Христа Иисуса Господа нашего, а также
явление Его с небес во славе Отчей, чтобы "возглавить все"
(Еф. 1:10) и воскресить всякую плоть всего человечества, да
пред Христом Иисусом Господом нашим и Богом, Спасом и Царем,
по благоволению Отца невидимого, "преклонится всякое колено
небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедает
Его" (Там же, кн. 1, с. 49-50.).
Феофил Антиохийский ( конец II в.)
"Три дня, которые были прежде создания
светил, суть образы Троицы - Бога и Его Слова и Его
Премудрости [Духа Святого]" (Послание к Автолику. I. II).
(Святоотеческая хрестоматия. М.: "Круг чтения", 2001.
-С.
78.).
Ипполит, папа Римский (180-252 гг.)
"Кто станет отрицать, что Бог един? Это,
однако, не разрушает домостроительства. То же самое Слово
Божие, из которого мы едиственно и узнаем, что Бог един, с
необходимостью заставляет нас признать, что будучи единым по
естеству, Он троичен по домостроительству. Необходимо все же
признать Бога Отца всемогущего и Христа Иисуса Сына Божия -
Бога, соделавшегося человеком, Которому Отец покорил все,
кроме Себя и Духа Святого, признать, что они воистину - три.
Если кто хочет знать каким образом Бог при этом остается
единым, пусть знает, что Он суть одна сила - естество; и что
касается силы (естества), то Бог един, но в
домостроительстве Он является тройственным. Так же точно,
исповедуя Сына, мы исповедуем не двух Богов, но два
Божественных Лица" (Святоотеческая хрестоматия. М.: "Круг
чтения", 2001. С. 127.).
***
Читайте также по теме:
***
Киприан, епископ Карфагенский (201-258 гг.)
"Господь, посылая учеников Своих по
Воскресении, наставил и научил их, как должно крестить,
говоря: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя
Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф. 28:19). Он указывает на
Троицу, во имя Которой должны креститься все народы" (Письмо
к Юбаяну о крещении еретиков // Творения. М.: "Паломник",
1999. С. 618.).
"…если кто мог креститься у еретиков, то,
конечно, он мог получить и прощение грехов, то и освятился и
соделался храмом Божиим; если же он освятился и соделался
храмом Бога, то спрашиваю: какого же Бога? Творца ли? Нет;
потому что он не верил в Него. Христа ли? Нет, и храмом
Христа не мог соделаться тот, кто не признает Христа Богом.
Духа ли Святого? Но поскольку сии три суть едино, то каким
образом Дух Святой мог стать милостивым к тому, кто враг
Отца и Сына?" (Там же, с. 621-622.).
Мефодий Патарский (250-310 гг.)
"Они [еретики] не остаются внутри
тройственного образа благочестия, уклоняясь от православного
[ортодоксального] его богопочитания. Посему они и названы
третью частью звезд, как заблуждающиеся об одном из чисел
Троицы, то относительно (Лица) Отца, как (заблуждался)
Савеллий, говоривший, что пострадал Сам Вседержитель [Отец];
то относительно (Лица) Сына, как - Артемон и те, которые
утверждали, что Он родился призрачно; то относительно (Лица)
Духа, как - эвиониты, доказывавшие, что пророки говорили по
собственному побуждению" (Пир десяти дев. Гл. 10).
(Святоотеческая хрестоматия. М.: "Круг чтения", 2001. С.
173.).
Григорий Неокесарийский (III в.)
"Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости
самосущей, силы и образа вечного, совершенный Родитель
совершенного, Отец Сына Единородного. Един Господь, единый
от единого, Бог от Бога, образ и выражение Божества; Слово
действенное; Мудрость, содержащая состав всего, и Сила
зиждущая все творение; истинный Сын истинного Отца,
Невидимый Невидимого, Нетленный Нетленного, Бессмертный
Бессмертного, Вечный Вечного. И един Дух Святой, от Бога
(Отца) происходящий и через Сына явившийся (людям); Жизнь, в
Которой причина живущих; святой Источник; Святыня, подающая
освящение. Им является Бог Отец, Который над всем и всем, и
Бог Сын, Который чрез все. Троица совершенная, славою и
вечностью и Царством нераздельная и неразлучная. Посему нет
в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни привходящего,
чего не было бы прежде и что вошло бы после: ни Отец никогда
не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложная,
неизменная и всегда одна и та же" (Святоотеческая
хрестоматия. М.: "Круг чтения", 2001. С. 128.).
Свидетелям Иеговы – 12.04.2010.
|