Что думал о гомосексуализме Фрейд
Часто можно слышать ложное утверждение,
что Фрейд якобы одобрял гомосексуализм и считал, что все
люди "бисексуальны с рождения". Давайте разберёмся.
В своём труде "Три очерка по теории
сексуальности", анализируя гипотезу о биологической
предрасположенности к гомосексуализму (и в конечном
итоге признав её несостоятельной), Фрейд упоминает
теорию Флисса о "конституционной бисексуальности" (то
есть органической двуполости) людей. Однако речь идёт о
их физиологии, а не сексуальном влечении. Это теория
анатомической, а не психологической бисексуальности. Оба
пола обладают рудиментарными характеристиками
противоположного пола: соски у мужчины, клитор у
женщины, в организме обоих вырабатываются как женские,
так и мужские гормоны и так далее. Фрейд считал, что
индивид представляет собой "слияние двух симметричных
половин, одна из которых чисто мужская, а другая чисто
женская", и поэтому каждый может проявлять как женские,
так и мужские характеристики или потребности. Однако,
указывая на явные психологические факторы
гомосексуализма, Фрейд в пух и прах разносит
биологическую гипотезу и говорит:
"Невозможно продемонстрировать близкую
связь между гипотетическим психическим гермафродитизмом
и установленным анатомическим… Нет необходимости или
оправдания для замены психологической проблемы
анатомической… Предположение, что природа, пребывая в
каком-то причудливом настроении, сотворила "третий пол",
не выдерживает никакой критики" [1].
Что касается сексуального влечения, то
Фрейд считал, что поначалу оно несфокусировано. Дети
весьма смутно осознают различия не только между полами,
но и любыми сексуальными объектами вообще, и придают им
равносильное значение (Фрейд называл это "полиморфной
извращённостью"). В то время, как безразличие к полам
является естественным для детей, у взрослого человека
такие инфантильные тенденции будут свидетельствовать о
нарушении психосексуального развития, поскольку его
конечная цель - гетеросексуальность. Как писал Фрейд:
"Гомосексуалисты не смогли завершить
отдельные этапы нормального сексуального развития" [2].
Фрейд писал, что любой процесс развития
несёт в себе семя патологии, которая может проявиться и
нарушить его.
"Нарушенный процесс развития сексуальной
функции, помимо прочих аномалий может привести к
извращениям, включая гомосексуальную деятельность,
которая в определенных обстоятельствах может быть
усилена до исключительного гомосексуализма" [3].
Как показывает богатый
клинико-эмпирический опыт, человек по ряду причин, может
застрять на промежуточных стадиях развития, так и не
развив свой гетеросексуальный потенциал. Причины сего
могут включать в себя нерешённые психологические
конфликты, растление, отвержение сверстниками,
неблагоприятную семейную динамику, слишком близкие
отношения с властной и чрезмерно опекающей матерью, а
также слабый, безучастный или отсутствующий отец.
Согласно Фрейду:
"Присутствие сильного отца обеспечит для
сына правильный выбор сексуального объекта, а именно -
человека противоположного пола" [4].
Можно различить три основные стадии
психосексуального развития:
1. Нарциссическая (дети сосредоточены на
себе).
2. Однополая (дети предпочитают
собственный пол - мальчики играют с мальчиками, девочки
с девочками).
3. Гетеросексуальная (заключительная
стадия развития зрелого человека, успешно завершившего
предыдущие стадии).
Гомосексуализм - это фиксация на
примитивных стадиях развития, где-то между инфантильным
нарциссизмом и зрелой гетеросексуальностью, по своей
сути ближе к нарциссизму, поскольку объект влечения
выбирается за сходство с собой. По словам Фрейда:
"Мы обнаружили, что люди с нарушенным
сексуальным развитием, такие как извращенцы и
гомосексуалисты, выбирают объекты своей любви через
нарциссическое влечение. Они берут в качестве модели
самих себя" [5].
То есть при неблагоприятном развитии
событий аутоэротическая фаза частично сохраняется, а
либидинальный интерес к внешним объектам (object
cathexis) происходит на нарциссическом уровне. Как
следствие, человек ищет объект любви, представляющий его
самого, который, как и он сам, обязан обладать мужскими
гениталиями. Таким образом, индивидуум сексуально связан
с самим собой и с собственными гениталиями в форме
другого мужчины, символизирующего его самого.
Наиболее частой причиной мужского
гомосексуализма, по мнению Фрейда, является необычно
долгая и интенсивная фиксация на матери в смысле Эдипова
комплекса. Когда в конце полового созревания приходит
время заменить мать другим сексуальным объектом, молодой
человек, вместо того чтобы отойти от матери,
отождествляет себя с ней. Психологически он сам
трансформируется в неё и начинает искать объекты,
которые смогут заменить ему его эго и предоставить те
любовь и заботу, какие он испытал от своей матери [6].
Идентифицируясь с матерью он может
попытаться сыграть её роль через рецептивный акт. Если
более сильна идентификация с отцом, он подвергнет других
мужчин пассивной роли, символически трансформируя их в
женщин и в то же время скрытно выражая враждебность по
отношению к ним как к мужчинам. Гомосексуализм,
следовательно, становится одним из способов преодоления
соперничества с отцом и удовлетворения сексуального
желания одновременно.
Фрейд относил гомосексуализм к
"перверсиям" [7] (извращениям), он также использовал
термин - "инверсия" [8] (обращение вспять), относил его
к "аберрациям" [8] (отклонениям от нормы), называл
"фатальной девиацией" [9] и "ошибкой в выборе
сексуального объекта". Он также говорил, что
гомосексуализм связан с паранойей [10] и агрессией [11].
Откуда же пошло заблуждение, что Фрейд
"одобрял" гомосексуализм?
Речь идёт о следующей неполной цитате:
"Гомосексуализм, несомненно, не
преимущество, но и не повод для стыда, не порок и не
деградация. Его нельзя классифицировать как болезнь. Мы
считаем, что это вариация сексуальной функции…"
Обрывая это изречение на полуслове,
ЛГБТ-активсты приводят его в своё оправдание, мол, сам
Фрейд сказал, что это вариация, а не болезнь. Данная
неполная цитата даже использовалась АПА в судебном
процессе "Лоуренс против Техаса", который привёл к
отмене законов о содомии в 14 штатах. Однако полностью
это фраза звучит так:
"Мы считаем, что это вариация
сексуальной функции, вызванная определённой остановкой
сексуального развития".
То есть это патология - болезненное
отклонение от нормального состояния или процесса
развития.
Эта цитата не имеет отношения к работам
Фрейда. Она взята из ответного письма 1935 года одной
мамаше, которая обратилась к нему с просьбой избавить её
сына от гомосексуализма. В то время психиатрия ещё не
знала эффективного метода лечения гомосексуализма, и
поэтому, за неимением лучшего, Фрейд сделал то, что
должен был сделать представитель его профессии -
облегчил страдания несчастной матери, заверив её, что
ничего страшного с её сыном нет. Однако, что он на самом
деле думает о гомосексуализме видно из его трудов.
20 лет спустя, преемник Фрейда психиатр
Эдмунд Берглер написал следующее:
"Ещё 10 лет назад, лучшее, что наука
могла предложить было примирение гомосексуалиста с его
"судьбой", другими словами, устранение сознательного
чувства вины. Последний психиатрический опыт и
исследования однозначно доказали, что якобы необратимая
судьба гомосексуалистов (иногда даже приписываемая к
несуществующим биологическим и гормональным условиям) на
самом деле является терапевтически изменяемым
подразделением невроза. Терапевтический пессимизм
прошлого постепенно исчезает: сегодня психоаналитическая
психотерапия может вылечить гомосексуализм" [12].
Разберём также так называемую
"психоаналитическую гипотезу гомофобии", согласно
которой "латентная гомосексуальность", под которой
подразумеваются подавленные гомосексуальные тенденции
индивида, превращается под действием защитного механизма
"реактивного формирования" в неприязнь к
гомосексуалистам. Авторство данной гипотезы принадлежит
отнюдь не Фрейду, как ошибочно считается, а британскому
парапсихологу, криминалисту и гомосексуалисту Дональду
Весту, впервые описавшему её в 1977 г. Данная фантазия
представляет собой не более, чем риторическую уловку,
призванную смутить противников гомосексуального
движения.
И хотя в отдельно взятых случаях
нарочито показная неприязнь к гомосексуалистам и в самом
деле может использоваться для создания личного алиби,
речь идёт о сознательной тактики, в то время как
"реактивное формирование" происходит бессознательно.
Сам же автор термина "латентная
гомосексуальность", Зигмунд Фрейд, понимал под ним
присущий каждому индивиду перманентный гомосексуальный
компонент конституционной бисексуальности, вытесненный в
бессознательное в ходе нормального психосексуального
развития.
"Движущей силой вытеснения у каждого
человека является борьба между двумя сексуальными
характерами. Доминирующий пол человека, который более
сильно развит, вытесняет ментальное проявление
подчиненного пола в бессознательное" [13].
Ниже приведён пример реальной социальной
рекламы 80-х годов из американской прессы на тему
"латентного гомосексуализма":
В 1996 г. в университете Джорджии
была предпринята попытка дать эмпирическое обоснование
гипотезе Веста, которая, однако, не принесла
убедительных результатов и была опровергнута серией
последующих исследований.
Про ЛГБТ - 28.08.2018.
Использованная литература
1-11, 13. Freud
- Complete Works by Ivan
Smith: 2000, 2007, 2010.
12. Bergler,
E.Homosexuality: disease or way of life? New York, NY,
US: Hill & Wang.
***
Вся серия публикаций "Про ЛГБТ":
|