Секта против Церкви: процесс в Саратове
27 января 2004 г. в газете "Земское
обозрение" под псевдонимом Н. Е. Николотов была опубликована
статья "Слово Жизни: неудачная рекламная акция". Расширенный
вариант этого материала находится на официальном сайте
Саратовской епархии. Ряд положений этой статьи вызвал
недовольство руководителей саратовской неопятидесятнической
секты "Слово жизни" и стал причиной судебного иска в
отношении газеты. Сектанты требовали опровержения (в газете
и на сайте Епархии и весьма солидного материального возмещения).
В частности, "Слово жизни" оспаривает
мнение автора статьи о том, что эта организация является, по
сути, псевдопротестантской, неопятидесятнической, заявляет,
что никто не имеет права употреблять по отношению к ней
слово "секта" и критиковать ее действия. Вызвал недовольство
истцов и ряд фактов, приведенных в статье, об агрессивной и
нечистоплотной информационной политике секты в тех регионах,
где действуют ее отделения (например, об использовании
данного другой организации интервью митрополита Минского и
Слуцкого Филарета в целях распространения сектантского учения).
Отдельный пункт иска - приведенные в
журналистском материале статистические данные о результатах
действия организации в Швеции, согласно которым каждый
четвёртый адепт "Слова жизни" либо совершал попытку
самоубийства, либо был чрезвычайно близок к этому. Этот
пример приведен в книге А. Л. Дворкина "Сектоведение:
Тоталитарные секты. - Н. Новгород, 2003".
Учитывая то, что информационная
политика "Слова жизни" во многом направлена непосредственно
против Русской Православной Церкви, Саратовское Епархиальное
Управление приняло решение о своем вхождении в этот процесс.
Размещение статьи "Слово Жизни: неудачная рекламная акция"
на сайте епархии стало частью ее деятельности по
информированию людей об опасности различного рода
тоталитарных сект и деструктивных культов. Позиция Русской
Православной Церкви такова, что во избежание роста числа
жертв сектантства необходимо информировать людей о том, что
их ждёт в секте, прежде, нежели они туда попали. Более того,
Епархия сочла, что этот процесс имеет принципиальный
характер: в России внось решался вопрос о наличии свободы
слова и свободы критики, против которых и выступили сектанты
своим иском. Таким образом, епископ Саратовский и Вольский
Лонгин, входя в процесс выразил позицию Церкви, радеющей о
свободе слова и других гражданских свободах.
Процесс начался 5 октября в Заводском
районном Суде Саратова. Саратовское Епархиальное Управление
заявило ходатайство об участии в этом процессе в качестве
третьей стороны, тем более, что секта, выразив претензии к
епархиальному сайту, фактически включила Церковь в число
ответчиков. Доверенным лицом Епархии был назначен Александр
Леонидович Дворкин - профессор и заведующий кафедрой
сектоведения православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета, автор и редактор-составитель 12 книг, в том
числе и выдержавшей три переиздания книги "Сектоведение.
Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования".
В тот же день на судебном заседании
было представлено официальное заявление Епархиального
Управления о том, что псевдоним Н. Е. Николотов принадлежит
группе авторов - сотрудников Отдела религиозного образования
и катехизации. Таким образом, статья "Слово Жизни: неудачная
рекламная акция" выражает позицию Русской Православной
Церкви по отношению к вышеупомянутой псевдорелигиозной
организации. Руководитель Отдела катехизации, протоиерей
Димитрий Полохов отметил также, что псевдоним был
использован исключительно в литературных целях. Добровольное
признание авторства в Суде еще раз доказало, что у
сотрудников отдела ни в коем случае не было намерения
"спрятаться" за псевдонимом.
***
Читайте также по теме:
***
В течение двух дней Суд исследовал
представленные доказательства, а также предложил истцам
уточнить свои требования к газете, но со стороны "Слова
Жизни" конкретных уточнений не последовало. 6 октября
начались прения сторон, после чего окончание процесса было
перенесено на следующий день.
Однако, 7 октября судебное заседание
началось с неожиданности: непосредственно перед вынесением
Судом своего решения "Слово Жизни" отказалось от своих
претензий и отозвало иск.
Этот шаг прокомментировал А. Л.
Дворкин, доверенное лицо Саратовского Епархиального
Управления в судебном процессе: "Отметим, что абсурдность
исковых требований секты стала ясной с самого начала. "Если
"религиозная" организация говорит об ущербе для своей
деловой репутации, значит, она сама ощущает себя не
религиозной организацией, что и было доказано тем, что
предъявивший иск "рядовой прихожанин" слова жизни Александр
Сысоев на деле оказался "пресвитером" и третьим по рангу
должностным лицом организации. Его материальная
заинтересованность была очевидной.
Секта пыталась навязать суду
несвойственные ему функции арбитра в религиоведческих спорах
и всячески вынуждала его вынести решение, что она является
протестантской и христианской организацией. Интересно и то,
что истцы пытались доказать ложность утверждения о том, что
неопятидесятники подают судебные иски против православных
священников подачей иска против не просто священника, но
целой епархии Русской Православной Церкви!
В ходе процесса истцы выказывали
поразительную беспомощность и неосведомленность. Они
постоянно меняли предмет иска, не могли четко выразить своих
претензий, все время нарушали ход ведения процесса,
прибегали к оскорблениям ответчиков и пытались оказать
давление на суд. Стоит отметить терпение, выдержку и высокий
профессионализм судьи Ульяновой, сохранившей ровность и
доброжелательность даже в этих нелегких обстоятельствах.
Лишь в последний день судебного
заседания, когда проигрышность их позиции стала ясна даже
им, сектанты заявили о том, что они отзывают иск по причине
нежелания судиться с Русской Православной Церковью. Поражает
неискренность сектантов: в течение всего процесса они знали,
что судятся именно с Церковью, и неоднократно заявляли, что
это их нисколько не смущает. Лишь тогда, когда твердые
доказательства ответчика выявили полную несостоятельность
претензий истца, секта пошла на попятную. Таким образом, был
выявлен сутяжнический характер иска и продемонстрировано
неуважение к Суду и тем организациям, которые были втянуты в процесс.
Представителям "Слова Жизни" было
разъяснено, что они более не имеют права обращаться в Суд по
тому же поводу и к тем же ответчикам.
Таким образом, отказ от иска можно
расценивать как безоговорочную капитуляцию тоталитарной
секты, и признание действительными и справедливыми сведений,
изложенных в статье "Слово Жизни: неудачная рекламная
акция". Информационная работа Епархии по предотвращению
сектантской экспансии будет продолжена".
Центр свмч. Иринея Лионского, г. Москва - 08.10.2004
|