О секте пятидесятников. Критика говорения иными
языками
Людям, изучающим секты, и в особенности
ведущим с ними полемику, постоянно приходится
сталкиваться с удивительным явлением непонимания и
неприятия сектантами системы аргументов, выдвигаемой в
обоснование и защиту православной веры. Кажущиеся вполне
убедительными доказательства не могут поколебать слепой
уверенности заблудших душ в своей правоте. Многие
склонны относить это к их зазомбированности,
принципиальной неспособности услышать иную точку зрения.
Встречаются мнения о ненужности и предзаданной
неэффективности любых попыток обратить сектанта,
достучаться до него, пробудить от глубокого сна.
Многочисленные (одноразовые) столкновения и споры еще
больше убеждают нас в этом.
Для качественного изменения подхода к
подобному разговору нужно помнить, что подавляющее
большинство людей остается в сектах не только и не
столько из-за особенностей их вероучения, сколько из-за
ритуальной практики, накопленного опыта "духовной" жизни
в секте. Человек осмысляет все события окружающего мира
в рамках учения секты. Постоянно находит "подтверждения
истинности" учения принятой им новой религии в мелочах
повседневности. При этом им привносится личный,
индивидуальный компонент во все сферы его бытия в секте.
Таким образом, открывая дискуссию о различных аспектах
веры, мы затрагиваем только одну и далеко не самую
важную область его "сектантскости", укорененности в
секте, а, следовательно, в большинстве случаев заранее
обречены на неудачу. Богатство и величина опыта духовной
жизни, собственный пример говорящего, наконец,
спокойное, уважительное, отношение к оппоненту часто
являются наиболее серьезными аргументами,
свидетельствующими о православной вере лучше всяких слов
и любых умозрительных конструктов, хотя доскональное
знание учения и религиозных практик секты только
усиливает позицию Церкви.
Чем ярче, многообразнее, полнее и богаче
эмоциональными впечатлениями отражается на каждом
человеке его жизнь в секте, тем сложнее его заставить
задуматься, критически осмыслить происходящее. Человек
по своему маловерию ищет чуда, пытается приручить его.
Неосознанно он принимает за основной критерий
правильного понимания Библии свои личные чувства и
переживания. Так легче и проще жить. Это сложно осознать
и с этим очень тяжело расставаться. Пятидесятники
представляют собой хороший пример подобного рода секты.
Одним из наиболее часто и горячо обсуждаемых вопросов в
полемике с ними является их учение или, точнее, учения о
"иных языках", т.к. единого представления о сущности
данного феномена у них не существует. Каждая отдельная
пятидесятническая организация в процессе формирования
своего собственного "священного предания" в виде
многочисленной литературы, пишущейся под "вдохновением
Духа Святого", высказывает свое понимание и
интерпретацию ключевых моментов Библии.
В результате, по
многим пунктам понимания "иных языков" возникают
разногласия и нестыковки. Поэтому еще до начала
обсуждения уместно было бы попросить пятидесятников
оценить учение собственных братьев по вере и представить
некоторое единое мнение по целому ряду вопросов о
степени значимости "иных языков" для их организации, о
том, кто дух человека, или же сам Святой Дух через
человека, и на каком человеческом или ангельском языке,
молится на "иных языках". При этом могут ли они между
собой решить: зависит этот дар от воли человека или же
здесь все-таки можно и нужно отвести какую-то роль
Святому Духу. Действительно, ведь с одной стороны:
"…может быть, Дух Святой желает молиться через вас на
языке, который понятен только Ему и Отцу…", а с другой
"…при говорении на языках не Дух Святой говорит из
человека…, и … пользование этим даром находится в
зависимости от воли молящегося…". Несколько поражает
диапазон возможных мест и времени для молитвы на языках.
По одним данным, молиться на "иных языках" можно только
на богослужении, по другим где и когда угодно, во сне,
за рулем автомобиля, после обеда и, желательно, а иногда
и очень даже обязательно, ежедневно. Зачастую
складывается впечатление, что дух каждого пятидесятника
живет вполне самостоятельной духовной жизнью отдельно от
самого человека, напрямую, минуя его разум, волю и
чувства общаясь с Духом Божиим. Оказывается, наш дух
молится на языках о делах и проблемах, касающихся своей
или чужой жизни, о которых мы еще ничего не знаем и о
которых нам, возможно, ничего и не нужно знать.
В последнее время некоторые весьма
авторитетные сектоведы выдвигают мнение о том, что
пятидесятников по целому ряду параметров (в том числе и
из-за "языков") можно оценивать только как
магически-оккультную систему с элементами психического
манипулирования, находящуюся вообще вне христианства.
Обращаясь непосредственно к разбору
заблуждений пятидесятников, нужно сказать, что
упоминания о "иных языках" встречаются в Новом Завете в
Мк. 16:17. Деян. 2:4-9; 10:44-46; 19:3-6. 1 Кор. 12-14.
- Бессвязное лепетание, наблюдаемое у
пятидесятников, было распространено на протяжении всей
истории человечества в различных нехристианских
религиозных культах;
- У Отцов и Учителей Церкви первых
четырех веков нет никаких упоминаний о даре иных языков
в Церкви;
- Дар иных языков был дан для
распространения веры среди всех народов Земли и состоял
в возможности ведения проповеди на конкретных
исторических языках;
- Дар языков не был всеобщим даром,
раздававшимся всеми членами ранней Церкви: 1 Кор.
12:8-11, 28-30;
- В 1 Кор. 13 апостол Павел ясно
показывает, что любые дары Духа без исполнения заповеди
любви к Богу и ближним ничто;
- В 1 Кор. 13:1, говоря об "ангельских"
языках, апостол употребляет стилистический оборот,
усиливающий ничтожность знания любых языков перед живой
любовью к ближним;
- Евангельские слова Спасителя Мк. 16:17
совершаются от ранних времен, с момента проповеди
апостолов на языках всех народов, до сего дня, когда уже
сама Церковь, включая в себя многие народы,
благовествует на их родных языках. Кроме того,
существенно меняется язык любого человека, жизнь
которого изменилась под воздействием веры;
- Бессмысленно и бесполезно говорить на
незнакомых языках в Церкви, если тебя не понимают
окружающие: 1 Кор. 14:6-7, 19;
- Дар языков являлся знамением "не для
верующих, а для неверующих": 1 Кор. 14:22 и
использовался для проповеди среди иноплеменников;
- В первом послании к Коринфянам нигде
не упоминается, что конкретно представляет собой дар
языков, однако тщательный анализ свидетельствует о
гармоничном смысловом и лингвистическом единстве с
Деяниями 2:4-9;
- Наконец, сектанты забывают, что
настоящие Дары Святого Духа даются свободно и
неожиданно, не вписываясь в конкретные рамки и нормы
конструируемой ими по собственному желанию догматики, в
отрыве от двухтысячелетнего опыта Церкви.
Владимир Мартинович
Миссионерский отдел Московской епархии
- 12.12.2015
***
Читайте также по теме:
|