Фестиваль "Пасхальная радость" -
школьная православная культура, переходящая в дело
В нашем первом интервью с
Натальей Кулешовой "Надежды и реалии курса
"Основы религиозных культур и светской этики в школе""
была поднята проблема, что теория
православных добродетелей, преподаваемая в школах на
уроках "Основы православной культуры", к сожалению, так
и остается на уровне теории. В контексте этого МАОУ СОШ
№ 58 являет достойный подражания опыт уже четырехлетнего
проведения фестиваля конкурса "Пасхальная радость",
который за это время стал чуть ли не международным.
МАОУ СОШ № 58 г. Томска
- Наталья Викторовна, как появилась идея
проведения фестиваля?
- В рамках ОРКиСЭ просто обязано быть
финальное мероприятие, завершающее курс. Мы с коллегами
подумали и решили, что самый светлый христианский
праздник – это Пасха. И в 2010 году совместно с
родителями мы организовали и провели внутришкольный
"Праздник Пасхи", в котором участвовало около 50 детей
20 родителей. И он получился настолько необычным, просто
необычным... что запомнился всем гостям, и весть о
мероприятии быстро распространилась по школам города. И
уже в 2011 году в фестивале приняли участие 95
обучающихся и 24 учителя.
И, кстати, Вы, Максим
Валериевич были у нас первым, и как показывает время,
постоянным представителем русской православной церкви,
участвующих в работе фестиваля. С этого года стало
традицией угощать всех участников фестиваля чаем и
пасхальной сладкой сдобой. И как иначе, гости у нас
проводят полдня!
Участники фестиваля "пасхальная радость" в СОШ № 58
г. Томска
- Расскажите, как развивался фестиваль
"Пасхальная радость"?
- В 2012 году наш фестиваль стал
взрослеть и расширяться, более 200 школьников и учителей
стали участниками мероприятия. К участию мы пригласили
не только школы города, но и школы области; взяли на
проведение праздника благословение архиепископа
Ростислава; в качестве жюри позвали в школу "настоящих
живых" священников. Гостями членами жюри праздника у
нас были священник Петропавловского собора Александр
Атаманов и семинаристы Томской Духовной Семинарии. В
этом году к нашему фестивалю деятельно подключился
Томский областной институт повышения квалификации
работников образования.
Тогда определились направления секций:
изобразительное искусство, литературное творчество,
песнопения и проектные работы о православной культуре.
Появилась у нас и учительская секция, которая в начале
эксперимента по ОРКиСЭ была очень актуальна. На ней
учителя представляли свои разработки уроков, статьи по
теме воспитания духовности и нравственности в школе.
Ежегодно фестиваль заканчивается гала-концертом и
награждением участников.
В 2013 году Фестиваль получил в
Департаменте образования Томской области статус
областного мероприятия, и мы дали ему новое имя
"Пасхальная радость". В мероприятии участвовало уже 6
священников и несколько старшекурсников из Томской
духовной семинарии. Все они возглавили разные секции,
работы были оценены профессионально людьми,
действительно погруженными в настоящую православную
культуру, и у ребят появилась возможность живой беседы
со священником в школе.
Участниками фестиваля стали 300 человек
из 11 муниципалитетов. Свои таланты демонстрировали
ученики школ из сел Зырянка, Тегульдет, Александровское,
Верхнекетского района и т.д. Очень активное участие
приняла воскресная школа храма Сергия Радонежского г.
Томска. Их детки очень красиво и трогательно выступили
на секции духовных песнопений.
Надо сказать секция песнопений у нас
самая популярная, в ней три направления – хор, ансамбль
и солисты.
***
Читайте также по теме:
- Основы православной культуры - в помощь учителям и родителям - раздел публикаций
- Для чего российской школе "Основы православной культуры" - протоиерей Борис Пивоваров
- "Истоки" нравственности и духовности в наших школах - Олег Котиков
- Образец презентации модуля "Основы православной культуры" курса ОРКиСЭ для родителей - Синодальный ОРОиК
- Что значит быть русским? Русский – значит, православный! - Максим Степаненко, Анастасия Кошечко
- Нравственно-эсхатологическая и социальная суть православной культуры (Почему диакон Андрей Кураев не прав, говоря, что преподавать православную культуру может невоцерковленный учитель?) - Максим Степаненко
- В чем самая большая ущербность ОРКиСЭ, делающая этот курс бесполезным для духовно-нравственного воспитания? - На злобу дня
- Почему учителя предают православную культуру? - На злобу дня
- О сектоведении (если кто-то до сих пор думает, что в секты попадают в основном неудачники, то позволю с этим не согласиться: в сектах сейчас состоит до 1 млн. наших сограждан, среди которых очень много весьма "образованных" людей. Слово "образованных" привожу в кавычках, поскольку требуется пояснить, что образование, которое получают наши сограждане в школах и ВУЗах не является образованием в полном смысле) - Олег Заев
- Без правильной ценностной ориентации у молодых нет будущего - Анастасия Кошечко
- Как изменился фестиваль в 2014 году?
В этом 2014 году у нас появилось три
заочных секции из-за того, что появились дети из других
городов, желающие принять участие в фестивале. А вот в
учительской секции от стендовых докладов, от разработки
уроков мы отказались. Это перестало быть актуальным, да
и мы почувствовали, что учительский методический
интерес стал снижаться.
Вместо этого мы предложили учителям
заняться творчеством и сформировали секцию "Учительский
пасхальный рассказ" наравне с детским пасхальным
рассказом.
- Как сильны оказались учителя и дети
в творчестве?
- Дети-то откликнулись очень хорошо. А
вот учителя… Сразу сократилось количество работ, если у
нас было около 40 разработок уроков и мероприятий и
т.д., то здесь 10 - 12 работ. Казалось бы, разработать
урок - это куда больший труд, чем написать рассказ.
Секция показала, что в рамках такого
жанра, как рассказ, у нас мало кто владеет и учителя и
дети - это были небольшие рефлексии или сочинения. Жюри
было очень строгое, из них было определено только три
места и все ушли в область. Но мы не теряем надежды, что
конкурс станет популярным.
- Насколько масштабен был нынешний
фестиваль?
- Мы выросли в 2014 году до 400 участников из Томска
и школ восьми районов области. В этом году у нас
участвовали дети из г. Варны Болгария, около 10 человек
в заочной секции рисунков и фотографий. Из Русской
православной миссии в Таиланде, с которой, кстати,
Томская епархии активно сотрудничает, было прислан
пасхальный рассказ "Перламутровое счастье", занявший
второе место. Его написала десятилетняя девочка из
воскресной школы храма в честь Живоначальной Троицы с
острова Пхукет.
Также выступали 10 детей с
ограниченными возможностями здоровья из нескольких школ.
Было до слез трогательно, когда дети с проблемами речи
пели молитву, все кто проходил мимо двери, заходили и
слушали….
Мы настоятельно приглашали все
воскресные школы, но откликнулась только воскресная
школа при храме Александра Невского. Нам бы очень
хотелось, чтобы в фестивале участвовали дети,
укорененные и в православной культуре, и светские. Это имеет
важное воспитательное значение, и фестиваль становится
местом, где могут встречаться, говорить, узнавать друг
друга разные ребята. "Мы разные, но мы вместе" актуально
для праздника и его участников.
В жюри помимо священников, регентов из
Богоявленского и Троицкого, приняли участие студенты из
ТГПУ, ПТУ и СибГМУ и педагоги ДДТ "Планета".
Традиционная секция фестиваля - мастер
класс. Например, по пасхальным подаркам. Дети другим
детям показывали уникальные техники (например, квиллинг,
модульная оригами, аппликация, де купаж, плетение из
крученой бумаги и бечевки и т.д.), потом обучаемые сами
делали простые подделки и уходили дольные с кучей
сделанных своими руками сувениров.
Педагоги ДДТ "Планета" традиционно
организовали ансамбль народных инструментов, и
мастерскую народного танца для всех желающих.
- Есть ли добрые метаморфозы у
участников после фестиваля?
- Скажу прямо - для мировоззренческих
подвижек нужно время. Однако положительная тенденция в
том, что Пасха стала в работах детей все меньше и меньше
ассоциироваться со специфической едой, трапезой и
увеселительными гуляниями. Дети понимают, красить яйца
и готовить куличи, не есть содержание праздника.
Праздник же начинается задолго, с поста, даже, нет, с
Прощенного воскресенья и предпасхальных седмиц с особыми
Евангельскими чтениями и песнопениями. Это у нас знают
даже первоклассники, которые делают очень интересные
детские работы.
- Стали ли меняться работы
старшеклассников? Появились ли настоящие духовные
размышления?
- Есть добрая тенденция, однако, по
отзывам членов жюри, иногда встречается откровенное
язычество и суеверия, которые выступающие ученики
искренне выдают за Православие. Но это уже вопрос
учительской готовности и проработанности темы… Впрочем,
где люди могут приблизиться к истине как не на
фестивале "Пасхальная радость"?
- Каково финансирование фестиваля?
- Оно выделяется из фонда школы,
спонсорских вложений учителей и всех желающих. Уже
традиционно помогает подарками (книгами), грамотами
Томская епархия. В этом году также центр дополнительного
образования "Планета" привез для подарков книги.
Вручение наград победителям школьного областного
фестиваля "Пасхальная радость" в 2014 году, ежегодно
проводимого в СОШ № 58.
- Какие у Вас будут пожелания и
предложения?
- Во-первых, приглашаем всех на
фестиваль в 2015 году. А подготовка у нас как раз
начинается с ноября. В следующем году запланировано 11
секций, 4 из них заочные одна секция для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Положение о
конкурсе-фестивале "Пасхальная радость" вы можете узнать
на сайтах ТОИПКРО, Томской епархии, МАОУ СОШ № 58 г.
Томска, ДДТ "Планета".
- Во-вторых, будем рады активному
участию в фестивале воскресных школ.
- В-третьих, очень хотелось бы, чтобы
семинаристы приходили к нам на классные часы. Детям
недостает живого диалога с человеком, имеющим иное
мировоззрение. Если можно сказать, не хватает глотка
Неба.
Беседовал Максим Степаненко,
сотрудник Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной
Церкви
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" -
25.10.2014.
|