Надежды и реалии курса "Основы
религиозных культур и светской этики" в школе
Интервью с Натальей Викторовной Кулешовой, педагогом-психологом высшей категории,
преподавателем курса "Основы религиозных культур и
светской этики" МАОУ СОШ № 58 г. Томска, сотрудником
отдела развития образования детей с ограниченными
возможностями здоровья ТОИПКРО.
***
- Курс "Основы религиозных культур и
светской этики" оправдал свои надежды в возможности
воспитания нравственности школьников, толк-то есть
какой-нибудь от него?
- Во-первых, курс внес свои
положительные изменения в отношении педагогов к
религиозности и религиоведению как научной
дисциплине.
Во-вторых, практически полностью снялись
страхи и страшилки отдельных воинствующих педагогов,
атеистов и журналистов, которые "пророчествовали", что
религия разделит школьников, и начнутся религиозные
конфликты. Данные предположения не оправдались, на
протяжении 4 лет апробации курса ничего подобного не
произошло.
В-третьих, стало очевидным, что предмет
для детей оказался интересен (при адекватном
преподавании, конечно). Не могу сказать, что он стал
интересен родителям, но детьми он оказался востребован.
Как-то заболела, уроки отменили, ученики искреннее
сожалели: "Лучше бы религия была, жалко, что её
отменили!"
И это не только потому, что на уроках не
ставят оценки. Предмет предполагает живое общение
ребенка и взрослого о насущных человеческих проблемах и
взаимоотношениях. На сегодняшний день в большинстве
семей этого весьма не хватает, кроме того часто
отсутствует систематическое здоровое нравственное
воспитание.
Интересна "религия" и тем, что школьники
получают возможность оценить происходящее в их жизни в
другой системе нравственно-духовных координат. Они также
получают возможность обнаружить свои. слабости и
определить реальные способности. Вот на уроке мы хорошо
поговорили о милосердии, и все дети подтвердили и
согласились, как это нужно и важно. Объявляю - завтра
идем помогать… Осталось два человека из сорока.
Что же касается надежд на реальное
духовно-нравственное преображение школьников, то этого,
увы, не происходит.
- Почему?
- Можно ли привить ребенку высокое
духовно-нравственное поведение в школе за 40 часов?!
Курс, перед которым ставиться духовно-нравственное
воспитание детей, должен пронизывать всю школу с 1-ого
по 11-й классы и быть комплексным. Содержание
комплексного учебного курса ОРКиСЭ, должно
перекликаться с тем, что преподают на уроках литературы,
истории, обществоведения и т.п. Сейчас это происходит на
энтузиазме отдельных учителей указанных предметов, а
должно быть закреплено в учебных программах,
учебно-методических комплексах и учебниках.
Успех нравственного воспитания также не
в последнюю очередь зависит от нравственной позиции и
личности учителя, его духовная холодность и лицемерие
может погубить все усилия курса.
- Могу добавить от себя, что серьезная
ущербность курса ОРКиСЭ – отсутствие практики
доброделания у школьников. У Вас есть такая практика?
Что нужно ввести из практических занятий в курс ОРКиСЭ в
будущем или уже возможно уже сейчас вводить?
- Учебно-методически закрепленной
практики нет. Пока все происходит по инициативе и
возможностям учителя. А практика должна быть. Если мы
учим ребенка ответственности, то он должен ее
продемонстрировать хотя бы в течение недели. На уроке,
посвященном совести и ответственности, дети писали в
тетради: "На неделю беру на себя обязательство и
посмотрю, как я его выполню". В итоге, когда мы через
неделю подвели опыт их "ответственности", многие
сказали, что это настолько тяжело, что некоторых из них
хватило лишь на один день! Не обходится и без курьезов.
На родительском собрании одна мама говорит: "Я не знаю,
что думать, мне ребенок кофе в постель принес!". Ее сын
рассудил проявить ответственность и заботу таким
образом. Внешне эффектно и приятно, но… Это может стать
темой для размышления, почему дети не выбирают выносить
каждый день мусор, мыть посуду, полу, ходить в магазин
или т.д.
Вручение наград победителям школьного областного
фестиваля "Пасхальная радость" в 2014 году, ежегодно
проводимого в СОШ № 58.
- Собственно именно добрые дела, помощь
ближним - показатель правильной веры человека: "Так да
светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши
добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного"
(Мф.5:16). Ни пятерки по знанию заповедей и Писания, ни
частота посещения храма даст нам наследие Царства
Небесного – и то и другое имели книжники и фарисеи,
которым Господь многократно говорил "Горе вам!" (Мф.
23), а добрые дела: "Когда же приидет Сын Человеческий
во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на
престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и
отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от
козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов
- по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую
сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего,
наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили
Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы
одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице
был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25:31-36).
- Да, практика милосердия не должна быть
формальной.
- А какая она должна быть в школе?
- Конкретная! Надо пойти и помочь!
- Кому? Вот давайте конкретно, куда
можно пойти, чтобы ребенок мог реально позаботься о
ком-то и неоднократно?
- Многие дети у нас посещали приют для
животных. Мы делаем подарки для детей-сирот,
воспитанников интернатов и т.д. А конкретная практика, в
рамках предмета, например, как лабораторные работы по
физике, химии, действительно отсутствует...
***
Читайте также по теме:
- Основы православной культуры - в помощь учителям и родителям - раздел публикаций
- Православная культура в школе - наш жизненный выбор! - фильм Алены Поликовской и Максима Лагунова
- "Истоки" нравственности и духовности в наших школах - Олег Котиков
- Образец презентации модуля "Основы православной культуры" курса ОРКиСЭ для родителей - Синодальный ОРОиК
- Что значит быть русским? Русский – значит, православный! - Максим Степаненко, Анастасия Кошечко
- Нравственно-эсхатологическая и социальная суть православной культуры (Почему диакон Андрей Кураев не прав, говоря, что преподавать православную культуру может невоцерковленный учитель?) - Максим Степаненко
- В чем самая большая ущербность ОРКиСЭ, делающая этот курс бесполезным для духовно-нравственного воспитания? - На злобу дня
- Почему учителя предают православную культуру? - На злобу дня
- О сектоведении (если кто-то до сих пор думает, что в секты попадают в основном неудачники, то позволю с этим не согласиться: в сектах сейчас состоит до 1 млн. наших сограждан, среди которых очень много весьма "образованных" людей. Слово "образованных" привожу в кавычках, поскольку требуется пояснить, что образование, которое получают наши сограждане в школах и ВУЗах не является образованием в полном смысле) - Олег Заев
- Методы и приемы, направленные на формирование духовности, нравственности и патриотизма в рамках ФГОС - Виктория Куренкова
- Духовно-нравственное развитие и воспитание в контексте ФГОС (видеоматериалы секции) - Миссионерско-апологетический проект "К Истине"
- Без правильной ценностной ориентации у молодых нет будущего - Анастасия Кошечко
- О проблемах, которые могут встретиться при проведении родительского собрания по выбору модуля комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" - протоиерей Борис Пивоваров
***
- Что можно тогда сделать? Ну,
животное-то - оно животное, на ОРКиСЭ речь идет о
нравственном поведении людей между собой и Богом.
- Да, о людях… Я не знаю твердо, как
реализовывать практику делания доброго людям. Пока нет
выхода нравственной практики за пределы школы. Помочь
другу, помочь уборщице, хотя бы тем, что не сорить в
школе; не сквернословить, не курить.
- За четыре года, как улучшились
взаимоотношения с родителями в контексте курса ОРКиСЭ.
Если дома мертво, о каком рождении здравого духа у
ребенка можно говорить после 40 часов в школе?
- Да, основы настоящего нравственного
поведения закладывается и укрепляется в семье. Именно
семья формирует у ребенка внутренний стержень, который
становится основой нравственности и сопровождает его по
жизни. И если этот стержень есть, то он удерживает
ребенка и укрепляет его нравственные идеалы вопреки
обстоятельствам и ситуациям, которые пытаются его
согнуть.
Успешность курса ОРКиСЭ – учитель,
учебник и родители. Однако не продумана реальная система
работы учителя с родителями в постоянном режиме в
течение всего учебного года, поэтому нет серьезных
подвижек во взаимодействии с родителями. На родительских
собраниях о курсе рассказывается с просветительской и
познавательной точки зрения, да и все...
- На методических совещаниях, курсах
повышения квалификации ставится вопрос о том, что
делать с родителями? Так, чтобы родители тоже были
задействованы и оказывали определенное влияние на детей
конкретно к каждому уроку?
- Ох, каждый урок - это мечта. Хотя бы
раз в месяц или четверть… Это связано еще и с тем, что
родителей, с которыми как-то можно взаимодействовать не
более половины, остальные погружены в зарабатывание
денег и свои проблемы. Это печально, между тем первое
место, где ребенок может пройти практику по модулям
ОРКиСЭ, – это семья…
- Как меняется выбор родителей по
модулям ОРКиСЭ?
- У нас в школе в отношении выбора
модуля "Основы православной культуры" - позитивно. В
прошлом году около 70 % родителей выбрали для своих
детей православную культуру.
- А что выбирают родители-сектанты?
- Мы такую статистику не ведем, для
школы родитель это просто родитель ребенка и выяснение
вероисповедования считается некорректным… Но чаще всего
сомневающиеся родители выбирают Светскую этику…
- Новые учебники, новых авторов в глаза
видели? Работали по ним?
- На Рождественских чтениях в Москве
видела на выставке. Школы по-прежнему работают с первым
комплектом учебников издательства "Просвещение". В
принципе они меня пока устраивают.
- Итак, Наталья Викторовна, давайте
подведем итоги четырехлетнего преподавания курса "Основы
религиозных культур и светской этики"…
- Главный плюс курса: и среди
преподавателей, и в светском обществе прошли
иррациональные страхи, началось понимание необходимости
появления религиозной культуры в школе как альтернативы
"светской нравственности", базовые "ценности" которой
меняются каждые десять лет. Практика показала живой
интерес детей к курсу. Но если все останется
по-прежнему, то реального духовно-нравственного
воспитания детей не получится. По моему мнению, ОРКиСЭ
должен преподаваться с 1-го до 11-го класса, и при этом
нам нужно перейти на более тесное взаимоотношение с
родителями. И, наконец, должен положительно решиться
вопрос с практикой доброделания школьников после уроков
курса, возможно в рамках внеурочной деятельности. Не зря
же сказано: "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера
без дел мертва" (Иак.2:26).
Беседовал Максим Степаненко,
сотрудник Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной
Церкви
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 01.09.2014.
|