Для чего
российской школе "Основы православной культуры"
"Введение "Основ православной культуры"
- один из важнейших вопросов повестки дня
церковно-государственных отношений, имеющий в
значительной мере решающее значение для судьбы
отечественного образования и напрямую затрагивающий
интересы миллионов родителей и их детей" (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл из Доклада на Епархиальном собрании
города Москвы 23 декабря 2011 г.)
Почему Святейший Патриарх Кирилл сказал,
что введение в школу нового учебного предмета "Основы
православной культуры" имеет решающее значение для
судьбы российского образования? - Потому что современное
отечественное образование находится не только в
состоянии затяжного реформирования, но и глубокого
духовно-нравственного кризиса.
Самой школе (директорам, учителям)
говорить об этом кризисе неловко: это все равно, что
критиковать свою собственную воспитательную работу. Да и
со стороны нашу родную многострадальную школу не хочется
осуждать. Ведь у нее столько проблем! Взять хотя бы
проблемы финансирования, постоянно усложняющиеся
требования к условиям обучения, вал разнообразных новых
предписаний школе…
Непрерывное реформирование школы можно
сравнить с непрерывными переездами. Представьте
ситуацию: семья (или организация, или предприятие) два
десятка лет находится в состоянии переездов. Не успеет
укорениться, обосноваться, обустроиться, как уже
говорят: извольте, надо снова переезжать… Но реформы -
это неизбежное, школа их не выбирает. Поэтому критически
обсуждать реформирование школьного образования так же
непродуктивно, как и доказывать самим себе, что ЕГЭ не
способствует повышению качества школьного образования. А
вот духовно-нравственное воспитание школьников зависит
не столько от министра образования А.А. Фурсенко, сколько
от самой школы: от директора, от учителя. Здесь уместно
вновь привести слова Святейшего Патриарха Кирилла о том,
что введение в школу предмета "Основы православной
культуры" имеет решающее значение для судьбы российского
образования.
Каковы же проблемы преподавания основ
православной культуры в школе?
Вот краткий и примерный их перечень.
1. Недостаточная информированность
родителей об их праве на выбор желательного им модуля
комплексного курса "Основы религиозных культур и
светской этики" (ОРКиСЭ). Большинство родителей не знают
о цели и задачах предмета "Основы православной культуры"
(ОПК). Им настойчиво рекомендуют "Основы светской
этики", на худой конец - так называемые "Основы мировых
религий". Так что, чаще всего имеет место ситуация,
которую можно охарактеризовать как "выбор без выбора".
2. Неудовлетворительная подготовка
учителей комплексного курса ОРКиСЭ, следовательно - и
учителей ОПК. Подготовка шла в неимоверной спешке, часто
формально, без учета специфики предметов (так называемых
модулей) новой образовательной области.
3. Проблемы с финансированием ОРКиСЭ:
отсутствие заранее предусмотренной оплаты работы
учителей за проведение уроков по ОРКиСЭ, в том числе и по
ОПК. Школам приходится заниматься реструктуризацией и
оптимизацией своих финансовых возможностей, чтобы что-то
выкраивать из общего объема финансирования.
4. Пресловутый дефицит "часов". За счет
сокращения каких предметов следует вводить ОРКСЭ?
Формулируемый таким образом вопрос кого угодно может
настроить против преподавания в школе основ религиозной
культуры. Для усиления антирелигиозной позиции иногда
добавляется, что школьники и так перегружены предметами
и уроками.
5. Наличие в классе небольшого числа
выбравших ОПК. Если, например, в классе всего два-три
таких ребенка, а в школе - десять-пятнадцать, то проще
их записать на "Основы светской этики", чем заниматься
проблемой разделения школьников на подгруппы, поисками
учителя по ОПК, места для проведения занятий и так
далее.
6. Отсутствие помещений для раздельного
преподавания модулей ОРКиСЭ. "Выход" обычно один и тот же
- всех детей записать на "Основы светской этики", и
тогда не надо искать дополнительного помещения для
занятий по "малочисленному" модулю.
7. Недостаток или отсутствие
учебно-методических пособий по ОРКиСЭ, в том числе по ОПК
для выбравших именно этот учебный предмет (модуль).
Однако все эти проблемы не являются
непреодолимыми: за 20 лет болезненного реформирования
российская школа накопила такой богатый опыт по
преодолению трудностей, что порой кажется, в этом и
состоит главная задача нашей школы - преодолевать
трудности, а не учить детей доброй жизни и давать
полезные знания.
Протоиерей
Борис Пивоваров
Все вышеперечисленные проблемы можно
разрешить только при одном условии - если в школе будет
устранен режим наибольшего неблагоприятствования для
преподавания "Основ православной культуры".
Известно, что всякое дело реализуется в
определенных условиях: очень благоприятных,
благоприятных, не очень благоприятных, неблагоприятных,
очень неблагоприятных. Для ОПК в школе сформировался
режим наибольшего неблагоприятствования.
Почему и как создалась такая ситуация? -
На мой взгляд, первая и главная проблема введения
комплексного курса ОРКСЭ в школу - это целенаправленное
противодействие нормальному введению ОПК (в рамках
указанного комплексного курса) со стороны противников
преподавания основ православной культуры.
В чем и как обнаружилось это
противодействие?
Противники введения "Основ православной
культуры" в школу с самого начала апробации комплексного
курса ОРКиСЭ грозили эксперименту рисками.
Первое опасение ими было сформулировано
так: "В школу придут священнослужители!" А это, по
мнению противников изучения православной культуры в
школе, "было бы прямым нарушением Конституции России".
При этом делалась лукавая ссылка на Конституцию:
"В статье 14 Основного закона нашей
страны говорится о том, что религиозные объединения
отделены от государства и равны перед законом. В
государственных и муниципальных общеобразовательных
школах могут работать лица, имеющие специальное
педагогическое образование и профессионально, на
постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием
школьников. Приход в государственные и муниципальные
школы священнослужителей исключен положениями
Конституции России, а также существующими нормами
профессионально-педагогической деятельности" ("Книга для
родителей". М.: "Просвещение", 2010. С. 5).
В чем неправда и лукавство данного
"опасения"? - В произвольно-расширительном толковании
Конституции России.
А.Я. Данилюк, составитель цитируемой
"Книги для родителей", утверждает: "Приход в
государственные и муниципальные школы священнослужителей
исключен положениями Конституции". Но если кто-либо сам
прочитает весь текст Конституции Российской Федерации,
то таких слов там не обнаружит. Не найдет он их там по
простой причине - в Основном законе нашей страны их нет
и быть не может.
Почему? - Ответ дает п.2 ст.19 самой
Конституции: "Государство гарантирует равенство прав и
свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются
любые формы ограничения прав граждан по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой или
религиозной принадлежности".
"Все равны перед законом" (п.1 ст.19).
Значит, и утверждение А.Я. Данилюка, запугивающего
родителей тем, что "в школу придут священнослужители!",
- носит антиконституционный характер. Пунктом 2 ст. 19
Конституции Российской Федерации государство гарантирует
равенство прав и свобод человека независимо от
"должностного положения", от "отношения к религии,
убеждений", а также других обстоятельств.
А.Я. Данилюк, по-видимому, рассчитывает
на то, что занятые своими проблемами родители не будут
проверять его ссылки на Конституцию, а поверят ему на
слово. Возможно, автор рассчитывает и на то, что в
головах многих учителей и родителей до сих пор еще
сохраняется утратившее законную силу положение - "школа
отделена от Церкви". В ныне действующем законодательстве
России такого положения нет. Следовательно, Конституции
Российской Федерации противоречит не приход
священнослужителя в школу, а антицерковное утверждение
составителя "Книги для родителей".
Противниками преподавания основ
православной культуры
произвольно-расширительно толкуется и п.5 ст.1 Закона РФ
"Об образовании": "В государственных и муниципальных
образовательных учреждениях, органах, осуществляющих
управление в сфере образования, создание и деятельность
организационных структур политических партий,
общественно-политических и религиозных движений и
организаций (объединений) не допускается".
Что не допускается Законом "Об
образовании"? - Создание и деятельность организационных
структур, причем не только религиозных объединений, но
прежде всего политических партий. Иными словами, п.5
ст.1 Закона "Об образовании" запрещает создание и
деятельность, например, отделения любой политической
партии или какого-либо религиозного объединения со всеми
необходимыми для их функционирования должностями и
установлениями.
Приход священнослужителя в школу ни
Конституцией Российской Федерации, ни Законом "Об
образовании" не запрещается. Что же касается регулярного
преподавания в школе священнослужителем какого-либо
предмета, в том числе и "Основ православной культуры",
то и здесь нет законодательных запретов. Более того,
если священнослужитель или иной представитель Церкви
имеет соответствующую квалификационную категорию и
подготовку, то запрещение ему преподавать в школе
является прямым нарушением Конституции России.
Если упоминать статью 14 Конституции
России, на которую ссылается "Книга для родителей", то
не следует забывать и 28-ю статью Основного закона нашей
страны: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода
вероисповедания, включая право исповедовать
индивидуально или совместно с другими любую религию или
не исповедовать никакой, свободно распространять
религиозные и иные убеждения и действовать в
соответствии с ними".
Заметим, что в этой статье Конституции
нет оговорки, что действие ее не распространяется на
государственные и муниципальные образовательные
учреждения, то есть на школы. Поэтому не случайно
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 21 июля 2009
года на знаменательной встрече со Святейшим Патриархом
Московским и всея Руси Кириллом и лидерами российских
мусульман, иудеев и буддистов (на которой и было принято
принципиальное решение о введении в российскую школу
предметов по духовно-нравственной культуре) совокупно
привел 14-ю и 28-ю статьи Конституции Российской
Федерации.
Один из принципов государственной
политики в области образования - "защита и развитие
системой образования национальных культур, региональных
культурных традиций и особенностей" (Закон РФ "Об
образовании", п.2 ст.2). Православие, как гласит Закон
Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных
объединениях" (1997 г.), имеет "особую роль в истории
России, в становлении и развитии ее духовности и
культуры". Поскольку этого Закона никто не отменял, то
для защиты и развития православной культуры народов
России в школе необходимо изучать основы православной
культуры.
Но противники православной культуры
боятся возрождения исторически приоритетного положения
Православной Церкви в России и не хотят замечать
свидетельства действующего законодательства об особой
роли православия перед российской историей и культурой.
Другой важный принцип государственной
политики в образовании - "свобода и плюрализм в
образовании" (Закон РФ "Об образовании", п.5 ст.2). Но о
какой свободе в образовании можно говорить, если
родителей школьников запугивают тем, что
"священнослужитель может прийти в школу"?! (Выходит,
свобода и плюрализм - только для атеистов?)
Что страшного для школы в том, что
православный священник придет в школу на урок основ
православной культуры?
Неужели страшно, что он познакомит детей с заповедью о
почитании родителей, научит их всегда благодарить своих
учителей, воздерживаться от скверных слов, разъяснит
значение слова "священный" в Государственном Гимне
России или в песне "Священная война", а также расскажет
о церковно-государственных праздниках? Этого ли надо
бояться школе?!
Второе "опасение" противников
преподавания православной культуры в школе: "Не
превратится ли этот курс в прямую пропаганду
православия?" ("Советская Сибирь". № 217, 17 ноября 2011
г.).
Обратим внимание на то, о чем идет речь.
Речь в газете идет даже не о модуле основ православной
культуры, а обо всем
комплексном курсе ОРКиСЭ! Страх противников преподавания
православной культуры перед "пропагандой православия"
превышает все резоны в пользу комплексного курса ОРКиСЭ.
И чтобы "не рисковать", они уже у самых истоков
эксперимента готовы были отказаться от всего
комплексного курса "Основы религиозных культур и
светской этики"!
А что означают и откуда взяты слова
"пропаганда православия"? - Это словосочетание
заимствовано из времен открытого гонения на Русскую
Православную Церковь и на верующих, когда Н.С. Хрущевым
была поставлена задача искоренить религию в СССР.
Провозглашая планы построения коммунизма, этот богоборец
заявил: "Религию в коммунизм мы не возьмем!" А чтобы
подтвердить свои планы, он обещал в скором времени
показать "последнего советского попа по телевидению".
Огласил Хрущев на весь мир свои
воинствующе-атеистические планы - и вскоре его
освободили от власти. А к концу XX века как символ
возрождения православной культуры России в Москве был
воссоздан Храм Христа Спасителя!
В прошлом году, когда в Россию афонские
монахи привезли Пояс Богородицы, более трех миллионов
человек поспешили к этой великой христианской святыне.
Жаль, что А.Я. Данилюк, автор "Книги для родителей", не
опросил стоявших в очереди у Храма Христа Спасителя
москвичей: желают ли они, чтобы их дети и внуки изучали
в школе "Основы православной культуры"?
А ведь напрашивается и такой вопрос:
"Неужели миллионы православных родителей, которые уже
приобщили своих деток к православной вере и культуре
через Святое Крещение, не сделали тем самым свой
мировоззренческий выбор и не определили - по какому
жизненному пути они хотят направить своих детей?"
Задайте вопрос на любом школьном родительском собрании:
"Кто из родителей крестил своих детей?" - Увидите лес
рук. Тогда задайте им следующий вопрос: "А хотели бы
поднявшие руку родители, чтобы их крещеные дети изучали
в школе предмет "Основы православной культуры"?"
Если таким образом провести родительское
собрание, то процент родителей, выбравших "Основы
православной культуры", будет несравненно выше, нежели
сейчас. И не надо будет ломать голову над изобретением
механизма выбора модуля ОРКиСЭ. Более того, если школа
таким образом выразит уважение к мировоззренческому
выбору родителей, то будет на деле реализован Протокол №
1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы "О
защите прав человека и основных свобод", ст.2 которой
гласит: "Никому не может быть отказано в праве на
образование. Государство при осуществлении любых
функций, которые оно принимает на себя в области
образования и обучения, уважает право родителей
обеспечить такое образование и такое обучение, которые
соответствуют их религиозным и философским убеждениям".
Противники изучения православной
культуры в школе настраивают против религии не только
родителей (см. "Книгу для родителей"), но и учителей
комплексного курса ОРКиСЭ. На первой же странице введения
к "Книге для учителя" делается выпад против религии:
"Религия во многих своих аспектах не разделяет основы
естественнонаучного знания и даже противоречит ему"
("Основы религиозных культур и светской этики. Книга для
учителя. 4–5 классы". М.: "Просвещение", 2010). Из
времен гонения на веру, Церковь и верующих составители
"Книги для учителя" вытащили замшелый догмат
воинствующего атеизма: "Наука - против религии".
Религия не разделяет атеистических
интерпретаций того, что еще не известно науке (проблемы
космогонии, зоогенеза и антропогенеза). Религия не
разделяет и убеждений представителей так называемого
"научного атеизма", считающих, что только они обладают
единственно верным материалистическим мировоззрением. Но
внушать учителю, что религия противоречит науке, -
значит продолжать бороться с религией, заявляя при этом,
что имеется свобода вероисповедания.
На странице 8-й "Книги для учителя"
содержится еще один выпад против религии: "…религия
может обладать и деструктивным потенциалом, если
религиозная активность направлена против основ
общественной жизни, принятого порядка и норм, а также
против физического и психического здоровья человека".
Хорошенькая характеристика дается
религии! Кто же после этого захочет преподавать основы
религиозной культуры?! Заметим, что составители "Книги
для учителя" сознательно подменяют одно другим -
деструктивный характер имеет не религия, а сектантские и
террористические псевдорелигиозные учения и течения.
Цитируемые "Книга для родителей", "Книга
для учителя" и вброс в общественную дискуссию по вопросу
апробации ОРКиСЭ такого словосочетания, как "пропаганда
православия", - все это свидетельствует о том, что имеет
место целенаправленное противодействие возрождению
православной культуры России.
Школа борется (должна бороться!) с
наркотиками, с пропагандой наркотиков, с криминалом, с
пропагандой насилия. А газета "Советская Сибирь"
беспокоится о "пропаганде православия". Тут невольно
вспоминается другой бичующий религию догмат воинствующих
безбожников: "Религия - опиум для народа". Но пока 70
лет в СССР боролись с религией - настоящий опиум проник
в нашу страну, в школу, в жизнь, причем в таких
масштабах, что трудно с чем-либо сравнить это бедствие.
Уместно вспомнить, что сказал о рисках,
связанных с введением ОРКСЭ, министр образования и науки
Российской Федерации А.А. Фурсенко на XIX Международных
Рождественских Образовательных Чтениях (25 января 2011
года): "Этот курс до сих пор активно обсуждается. Очень
много об этом сказал сегодня Его Святейшество.
Действительно, мы часто говорим о рисках, заложенных в
этом курсе. Мы гораздо реже говорим о том, какие риски
существуют, если бы этого курса не было, а ведь на самом
деле эти риски точно не меньшие, а большие".
Каковы меры, принимаемые органами
управления образованием и директорами
общеобразовательных учреждений "для преодоления
указанных "опасений" и "рисков" в ходе апробации ОРКиСЭ"?
- Неусыпный контроль за соблюдением "светского характера
образования"!
В чем выражается этот контроль?
В недопущении священнослужителей в
школу; в том, что сотрудничество учителей основ
православной культуры с представителями Русской
Православной Церкви носит скорее символический, чем
конструктивный характер; до сих пор нет методических
объединений по основам православной культуры(все имеющиеся методобъединения
-
только по всем шести модулям разом, а благодаря этому
нет продвижения по совершенствованию преподавания ОПК).
В фактическом отсутствии свободного
выбора предмета (модуля) основы православной культуры родителями (законными
представителями) и учащимися.
В том, что разъяснительная работа в
средствах массовой информации ведется "в одни ворота"
-
в пользу светской этики.
Так и сформировался режим наибольшего
неблагоприятствования для введения в школу "Основ
православной культуры".
И это в то время, когда напряженность и
тревожность, связанные с духовно-нравственным кризисом
всего человечества, все чаще проявляются и в школе.
Угрожающим становится массовый уход детей в компьютерные
миры, отказ от живого общения с близкими. Слепое доверие
детей к информации, выложенной в социальных сетях,
позволяет манипулировать их сознанием. Школа становится
учреждением по оказанию "образовательных услуг". В
результате невольно утрачивается традиционный для России
образ школы как рассадника просвещения и
духовно-нравственного воспитания.
Кто может быть преподавателем предмета
"Основы православной культуры"? - Тот учитель, который
не только прошел курсовую подготовку и (или)
переподготовку в АПКиППРО или НИПКиПРО, но также получил
рекомендацию от соответствующей централизованной
религиозной организации региона.
В поддержку этого принципа 3 ноября 2011
года выступил Межрелигиозный совет России, образованный
в 1998 году как общественный орган, объединяющий в себе
представителей четырех религиозных традиций России -
православия, ислама, буддизма и иудаизма. Межрелигиозный
совет России признал важность предоставления
централизованным религиозным организациям возможности
рекомендовать преподавателей учебных курсов, предметов,
дисциплин религиозно-познавательного характера.
В Новосибирской области централизованной
религиозной организацией Русской Православной Церкви
является Новосибирская епархия. Следовательно, для
совершенствования преподавания "Основ православной
культуры" в школах Новосибирска и Новосибирской области
учителю основ православной культуры необходима рекомендация от Новосибирской
епархии.
Практика рекомендации со стороны
религиозной организации учителю, желающему и
готовящемуся преподавать предметы
религиозно-познавательного характера, имеет место во
многих европейских странах, например, в Германии. И от
этого ни сама Германия, ни государственная система
образования страны не утратили светского характера. У
нас, в России, отсутствие практики рекомендации со
стороны религиозной организации учителю, желающему и
готовящемуся преподавать основ православной культуры, является пережитком
идеологического господства атеизма в системе общего
образования.
Воспитание школьников в значительной
степени зависит от мировоззрения учителей, их
духовно-нравственного уровня и патриотического
настроения. Чем младше ребенок, тем большая
ответственность лежит на педагоге. Курс
духовно-нравственного образования необходим в первую
очередь самому педагогу, чтобы взглянуть на некоторые
вещи преображенным взглядом и задуматься о правильности
своих суждений и поступков. А "Основы светской этики" не
требуют подобной работы над собой. Потому что
"индивидуальная этика", по учению составителей "Книги
для учителя", "в современном обществе отделяется от
религии" (С.16), и человек волен "формировать
собственную шкалу моральных ценностей и приоритетов" (С.
215).
Во исполнение поручения Президента
Российской Федерации о введении с 2012 года во всех
общеобразовательных учреждениях страны учебного курса
"Основы религиозных культур и светской этики"
организацию работы по введению в школу нового учебного
предмета "Основы православной культуры" в Новосибирске и
Новосибирской области необходимо совершенствовать.
Для этого нужно:
- обеспечить родителям свободный выбор
основ православной культуры,
- снабдить учителей доброкачественным
методическим материалом, а учащихся - учебными
пособиями,
- организовать информационную и
методическую поддержку введения основ православной
культуры,
- совершенствовать организацию работы
самих образовательных учреждений, осуществляющих
преподавание основ православной культуры,
- создать в целом благоприятные условия
для успешного введения в школьную программу свободно
выбранного учебного предмета "Основы православной
культуры".
Пока, к сожалению, благоприятных условий
для реализации права православных родителей на
полноценное обучение их детей основам православной
культуры в общеобразовательных учреждениях нет.
Каким же словом следует охарактеризовать
создавшийся режим неблагоприятствования для выбора и
преподавания "Основ православной культуры" в школе?
Точное слово нашлось в "Дневниках"
писателя М.М.Пришвина за 1918–1919 годы: не признаётся!
"Основы православной культуры" как
учебный предмет в школе пока не признаётся!
Не запрещается. Не отменяется. А
попросту - не признаётся!
"Основы светской этики" и "Основы
мировых религиозных культур" признаются, а "Основы
православной культуры" - не признаются.
Служение учителя связано с великой
ответственностью. Некоторые учителя чувствуют свою
ответственность перед Богом за вверенных им для
воспитания и обучения детей. Кому этого не дано -
чувствуют свою ответственность перед родной историей и
будущим России. Но, к сожалению, есть и такие учителя,
которые сознательно отделяют обучение от воспитания: они
ограничиваются тем, что передают учащимся лишь некоторую
сумму знаний. Кризис российской системы образования
станет необратимым, если преобладающая часть российских
учителей будет относиться к третьей категории.
Русская Православная Церковь всеми
силами стремится помочь российской школе выйти из
создавшегося кризиса, но, к сожалению, антирелигиозно
понимаемый "светский принцип" образования, как тяжелые
гири на ногах, не позволяет школе двигаться в сторону
духовно-нравственного оздоровления и преображения.
Необходимо урегулирование церковно-государственных
отношений в сфере образования, в частности - точное
определение областей ответственности сторон при решении
организационно-управленческих и содержательных задач при
введении основ православной культуры и распределение компетенций между
заинтересованными сторонами.
17 января 2012 года исполнится год, как
было подписано Соглашение о сотрудничестве между
министерством образования, науки и инновационной
политики Новосибирской области и Новосибирской епархией
Русской Православной Церкви в сфере образования и
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
Новосибирской области. В нем содержатся и положения о
сотрудничестве в части апробации ОПК. Но, к сожалению,
этот документ остается неизвестным большинству школ и
учителей.
А пока в школе господствует
атеистическая "светская этика". Что такое "светская
этика"?
В учебнике "Основы светской этики" для
4–5 классов (М.: "Просвещение", 2010) утверждается:
"Светская этика предполагает, что человек сам может
определить, что такое добро, а что такое зло" (Урок 2.
С. 7).
Святейший Патриарх Кирилл в своем
нынешнем Рождественском Послании сказал:
"Сегодня главные испытания свершаются не
в материальной, а в духовной области. Те опасности,
которые лежат в физической плоскости, наносят урон
телесному благополучию и комфорту. Осложняя материальную
сторону жизни, они вместе с тем не способны нанести
существенный вред жизни духовной. Но именно духовное
измерение обнаруживает важнейший и серьезнейший
мировоззренческий вызов нашего времени. Этот вызов
направлен на уничтожение нравственного чувства,
заложенного в нашей душе Богом. Сегодня человека
пытаются убедить в том, что он и только он мерило
истины, что у каждого своя правда и каждый сам
определяет, что есть добро, а что - зло. Божественную
истину, а значит, и основанное на этой Истине отличие
добра от зла, пытаются заменить нравственным
безразличием и вседозволенностью, которые разрушают души
людей, лишают их жизни вечной. Если природные катастрофы
и военные действия превращают в развалины внешнее
устроение жизни, то нравственный релятивизм разъедает
совесть человека, делает его духовным инвалидом,
искажает Божественные законы бытия и нарушает связь
творения с Создателем".
В заключение хотелось бы выразить
надежду, что юбилейные XX Международные Рождественские
Образовательные Чтения в Москве, посвященные теме
"Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и
государства", будут способствовать разрешению проблем,
связанных с введением в школу предмета "Основы
православной культуры". Свободное преподавание основ
православной культуры в российской школе, как сказал
Святейший Патриарх Кирилл, имеет в значительной мере
решающее значение для судьбы отечественного образования
и напрямую затрагивает интересы миллионов родителей и их
детей.
Борис Пивоваров, протоиерей
Приводится по: "Новосибирский
Епархиальный Вестник". Январь 2012. Спецвыпуск к XV
Новосибирским Рождественским Образовательным Чтениям. С. 3-5.
Отдел религиозного образования и катехизации
Новосибирской митрополии
***
Читайте также по теме:
|