Что значит быть русским? Русский – значит, православный!
О русской культуре рассуждают
Анастасия Николаевна Кошечко, кандидат
филологических наук, доцент кафедры литературы Томского
государственного педагогического университета, доцент
кафедры гуманитарного образования ТОИПКРО, и Максим
Валериевич Степаненко, руководитель Миссионерского
отдела Томской митрополии Русской Православной Церкви.
***
М.В. Степаненко: В
прошлом
интервью мы затронули важнейшую тему
национально-культурной идентичности и обозначили
особенности русской культуры. Хочу развить эту тему.
Итак, что значит быть русским? Чем мы, русские,
отличаемся от других? Чем наша русская культура
принципиально отличается от других культур?
Фото -
Священник Дионисий Землянов -
www.pravoslavie.tomsk.ru
А.Н. Кошечко: Здесь необходимо
оговорить принципиальную разницу между национальной
идентичностью и гражданством. Можно быть гражданином
России, но не быть русским по национальности. Можно быть
гражданином США и быть русским. Отсюда рождаются такие
феномены, как "русские французы" или "русские
американцы".
Неоднократно в разных аудиториях
задавала вопрос: "К какой культуре вы себя относите?"
Большая часть аудитории отвечала: "Мы русские".
Продолжаю спрашивать: "Что значит быть русским?" Ответ,
как правило, всегда один: "Это значит говорить на
русском языке и жить в России".
Возражаю, что можно говорить на
чистейшем русском языке, жить в России и не быть
русским. По каким особенностям вы отличите русского
человека от не русского? Мне говорят: "Ну, как… видно
же, что русский".
Привожу пример. Допустим, что перед вами
стоит студент из Польши и студент из России. Оба –
одного возраста, предпочитают один и тот же стиль в
одежде, манера поведения может быть схожа. По каким
приметам вы увидите, кто из двоих молодых людей русский?
Пауза.
Задаю еще один вопрос. Александр
Сергеевич Пушкин – русский или нерусский? Эта ситуация
оказывается более понятной, поэтому многие уверенно
отвечают: "Пушкин – великий русский поэт!" Замечательно!
При этом он – "арап" (как говорили во времена поэта) в
третьем поколении…
В процессе такого рассуждения мы доходим
до принципиального вывода, что человека русским, в
первую очередь, делает принадлежность к ценностям
русской культуры. Именно культура дает человеку
определенный набор культурных матриц, культурных
сценариев, моделей поведения, опыта ценностного
проживания тех или иных ситуаций. Именно по этому опыту
ценностного проживания мы можем отличить носителя одной
культуры от носителя другой культуры.
Портрет императора Александра III.
Художник Иван Крамской
М.В. Степаненко: У меня есть
подозрения, что ряд национально-культурологических
особенностей можно приобрести, только родившись в
культуре?
А.Н. Кошечко: Понятие "родиться в
культуре" предполагает воспитание в традиционных
культурных ценностях, самоидентификация в культуре,
знание и уважение истории своей культуры, своей страны и
своей семьи. Это, конечно, не все, но наиболее важное.
Поэтому можно быть русским, родившись в Японии, если
твои родители осознают себя носителями русской культуры
и готовы ребенка воспитывать в ее традициях.
Впрочем, нередко чтобы быть частью
культуры обязательно нужно "родиться" в культуре.
Например, согласно синтоизму - национальной японской
религии, японцы как народ произошли от богов и
синтоистами могут быть только японцы.
М.В. Степаненко: Итак… каковы
уникальные особенности русской культуры?
А.Н. Кошечко: Самая главная
особенность в том, что русская культура основана
фундаменте Православия. Для России Православие – это
культурообразующая религия. Федор Михайлович Достоевский
писал: "Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не
знает основных правил веры. Конечно так, но Христа он
знает и носит его в своем сердце искони. <…> сердечное
знание Христа и истинное представление о нем существует
вполне. Оно передается из поколения в поколение и
слилось с сердцами людей. Может быть, единственная
любовь народа русского есть Христос, и он любит образ
Его по-своему, то есть до страдания. Названием же
православного, то есть истиннее всех исповедующего
Христа, он гордится более всего".
М.В. Степаненко: Действительно,
это очевидный факт! Кстати, одна из глав книги
азербайджанца Василия Ирзабекова "Тайны русского слова"
называется "Русский – значит, православный". И еще один
пример: в 1937 году допрашивали архиепископа Луку
Войно-Ясенецкого. Ему было предъявлено обвинение в
шпионаже в пользу Ватикана. В ответ на это нелепое
обвинение следователь услышал: "Я всегда был русским".
А.Н. Кошечко: Во-вторых, русская
культура в основе своей культура соборная (общинная),
т.е. построена не на идее разделения и
противопоставления, конкуренции, а на идеи объединения.
Русская культура не индивидуалистическая, это не
культура одиночек, это культура, строящаяся на
взаимодействии со всеми ближними.
М.В. Степаненко: Для настоящих
русских общественные интересы важнее личных: "Сам
погибай – товарищей выручай". Именно поэтому "Друг
познается в беде", если в беде ближний предал тебя,
оставил – он не друг, да и не настоящий русский!
Настоящий русский человек – никогда не предает ближних:
"Новых друзей наживай, а старых не теряй!".
А.Н. Кошечко: Поэтому важнейшими
в русской культуре являются человеколюбие и
самопожертвование, которые возможны только при условии
веры в Бога и бессмертие души.
М.В. Степаненко: Можно добавить,
что важное правило общинности – благодарность. В первую
очередь Богу, затем ближним: "За все благодарите: ибо
такова о вас воля Божия во Христе Иисусе" (1Фесс.5:18).
Русская пословица говорит: "Хорошо тому добро делать,
кто помнит". Именно неблагодарность (Богу, отцу, матери,
учителю, помогающим нам ближним) лежит в основе впадения
во грех, безумия и предательства, отступления во грех:
"Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и
не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и
омрачилось несмысленное их сердце, называя себя мудрыми,
обезумели…" (Рим.1:21-22). За неблагодарность Бог
отходит от людей, и они погружаются в похоть, нечистоту,
постыдные страсти и упомянутое безумие – обо всем этом
говориться в первой главе послания апостола Павла к
римлянам.
А.Н. Кошечко: Еще одна
особенность русской культуры – это удивительная
открытость, "всемирная отзывчивость". Благодаря этому
русская культура гармонично сосуществовала с другими
национальными культурами, не подавляя их.
М.В. Степаненко: Хочется
подчеркнуть - именно существовала, в прошлом времени…
Современная культура России, распространяемая через СМИ,
да и через школу – это не русская культура. Это
чудовищный монстр-новодел, который пожирает и
уничтожает, нивелирует древние традиции всех
национальных культур России, включая и русскую культуру.
Скажите, как можно объединить разных людей с разными
мировоззрениями?
А.Н. Кошечко: Через любовь,
которая лежит в основе православной культуры и является
ее главной ценностью. Именно взаимная жертвенная любовь
привлекла язычников Римской империи к христианству. В
современном обществе понятие любви не просто искажено,
оно деформировано с точность до наоборот.
М.В. Степаненко: Для многих
любовь сейчас – это чувство притяжение мужчины и
женщины, но не как: "возлюби ближнего твоего, как самого
себя" (Мф.22:39), и уж тем более не то, что пишет
апостол Павел: "Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится, не
гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не
раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а
сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего
надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…"
(1 Кор. 13:4-8).
А.Н. Кошечко: Для современного
человека, живущего в эпоху конкуренции, очень непросто
поставить интересы другого человека выше своих,
поступать с другим как с ближним.
На чем основывается любовь? На том, что
каждый человек – это образ и подобие Божие (Быт.1:27).
Если я в другом человеке вижу не оппонента, не
конкурента, не соперника или врага, а носителя
Божественного образа, то обязательно буду относиться к
ближнему своему с любовью.
Любовь подразумевает принятие человека
таким, какой он есть. Все индивидуальное, присущее
именно этой личности принимается любящим человеком,
поэтому он не будет пытаться перевоспитаться другого
человека под себя, сделать ближнего своим клоном,
лишенным собственной воли. Напомню слова апостола Павла,
что "любовь… не ищет своего".
М.В. Степаненко: Именно поэтому
русские миссионеры, приходя к малым народам, не только
не уничтожали их национальную культуру, но и сохраняли
через создание письменности. Мы видим, какая
противоположность в поведении имеет место в культуре
западных народов, усвоивших католичество или
протестантизм. Приходя к иным народам, они начинали
разрушать их национальные культуры, а уж прецедентов,
когда народы Запада создавали письменность для
покоренных народов и развивали культуру покоренных
народов – такое не припомню. Возьмем для примера
европейскую Норвегию. Норвежцы получили государственную
независимость, вы не поверите, только в 1905 году! До
этого времени норвежцы были под властью Дании, потом
Швеции. При этом Норвежцы не имели своего единого языка
и письменности! Современный норвежский был искусственно
создан в начале XX века. Итог этого закономерен. Мир
знает датских и шведских писателей (например, Ганс
Андерсен и Астрид Линдгрен), а Норвегия же не дала миру
равных им писателей... Какие еще есть национальные
особенности русских?
Участники томского
арт-проекта "Васильев вечер" (Томск)
А.Н. Кошечко: Русская культура
строится по преимуществу на духовных основаниях,
материальные ценности и их приобретение не является
главной целью и смыслом жизни. Для настоящего русского
человека "бедность – не порок", а богатство нечто
временное, непостоянное, иногда даже недоброе: "Богатому
сладко естся, да плохо спится", "Без денег сон крепче" и
т.д. Подавляющее большинство русских пословиц и
поговорок говорит о богатстве как о горе и осуждает его.
Федор Михайлович Достоевский считал, что
русская культура не мыслима без святынь: "Мы, русские, –
народ молодой; мы только что начинаем жить, хотя и
прожили уже тысячу лет; но большому кораблю большое и
плавание. Мы народ свежий, и у нас нет святынь из
ложного пристрастия. Мы любим наши святыни, но потому
лишь, что они в самом деле святы. Мы не потому только
стоим за них, чтоб отстоять ими порядок. Святыни наши не
из полезности их стоят, а по вере нашей. Мы не станем и
отстаивать таких святынь, в которые перестанем верить
сами…"
М.В. Степаненко: Необходимо
сказать о так называемых "характерных" отрицательных
черт русских. Грехи не могут выполнять функции
формирования культуры, разве что антикультуры и
контркультуры. Русские склонны к пьянству? А финны,
которые до введения жестких мер по ограничению продажи и
употребления алкоголя, массово спивались. Кто может
сказать, что финна делает финном склонность к
алкоголизму? Разве китайцы массово не страдали опиумной
наркоманией в период опиумных войн? Кто может сказать,
что китайца делает китайцем его тяга к опиуму? Грехи у
всех народов, увы, одинаковы.
Нарочитый акцент на отрицательных чертах
русских является один из элементов вражьей пропаганды.
Нам пытаются внушить, что русские ленивы и глупы. Но как
"ленивые глупые русские" создали самую большую империю и
перемололи всех захватчиков, подчинивших себе легко (!)
до этого мир – Наполеона, Гитлера. И обратите внимание,
что высокие кукловоды, желая разрушить национальную
культуру того или иного народа, через СМИ, книги, кино
прививают людям греховное поведение. И как только грех
укореняется в народе, его традиционная национальная
культура начинает стремительно погибать.
А.Н. Кошечко: Я согласна с
утверждением, что разрушение культуры всегда связано с
разрушением системы ценностей.
М.В. Степаненко: Подведем итоги,
Анастасия Николаевна. Итак, что значит быть русским?
А.Н. Кошечко: Быть русским –
значит быть, в первую очередь, осознавать себя таковым и
отчетливо идентифицировать себя в культуре, быть
носителем ее духовных и нравственных ценностей, не
"стыдиться своего лица". Это должно проявляться не в
глобальных заявлениях: "Я патриот", а в реальных
поступках, в уважении к той стране, в которой ты живешь,
в осознании сопричастности своей личной судьбы с судьбой
России.
М.В. Степаненко:
Настоящий, исконный русский – это
православный христианин, человек соборного (общинного)
разума, для которого интересы семьи, общины, государства
дороже личных. Настоящий русский человек любит ближних,
и готов ради них пожертвовать собой. Настоящий русский
человек - это благодарный человек, прежде всего Богу,
отцу и матери. Для настоящего русского духовные ценности
превалируют над материальными, богатство не является
главной самоцелью жизни. И только в самую последнюю
очередь русский это тот, кто родился в России, и знает
русский язык. Я правильно понял главную суть ваших слов?
Беседовал Максим Степаненко
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" -
04.07.2013.
***
Читайте также по теме:
|