"Истоки" нравственности и духовности в
наших школах
Недавно введенный в школах курс для
учащихся 4 – 5 класса "Основы религиозных культур и
светской этики", увы, не может быть признан комплексным и
удовлетворяющим целям и задачам духовно-нравственного
воспитания школьников.
Предлагаем презентацию
школьной программы
"Социокультурные истоки" ("Истоки"), которая давно
прошла стадию экспериментальной "обкатки", обладает
комплексностью, рассчитана на все 11 лет обучения в
школе, является методически универсальной, не требует
разделения учащихся на православных, неправославных и
детей как бы "атеистов".
Рассказывает старший научный сотрудник
Томского института повышения квалификации работников
образования Олег Александрович Котиков.
***
В посланиях Президента России
Федеральному собранию было подчеркнуто: "Духовное
единство народа и объединяющие нас моральные ценности -
это такой же важный фактор развития, как политическая и
экономическая стабильность <...> общество лишь тогда
способно ставить и решать масштабные национальные
задачи, когда у него есть общая система нравственных
ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному
языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих
предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Именно это национальное богатство является базой для
укрепления единства и суверенитета страны, служит
основой нашей повседневной жизни, фундаментом для
экономических и политических отношений".
Авторы программы "Социокультурные
истоки" (И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии
естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор
Вологодского государственного педагогического
университета, г. Вологда) еще 17 лет назад были уверены
в том, что Россия приближается к тому времени, когда
приоритетным для образования будет духовно-нравственное
направление.
***
Читать также по теме:
- В чем самая большая ущербность ОРКиСЭ, делающая этот курс бесполезным для духовно-нравственного воспитания? - На злобу дня
- Почему учителя предают православную культуру? - На злобу дня
- Нравственно-эсхатологическая и социальная суть православной культуры (Почему диакон Андрей Кураев не прав, говоря, что преподавать православную культуру может невоцерковленный учитель?) - Максим Степаненко
- Что значит быть русским? Русский – значит, православный! - Максим Степаненко, Анастасия Кошечко
- О сектоведении (если кто-то до сих пор думает, что в секты попадают в основном неудачники, то позволю с этим не согласиться: в сектах сейчас состоит до 1 млн. наших сограждан, среди которых очень много весьма "образованных" людей. Слово "образованных" привожу в кавычках, поскольку требуется пояснить, что образование, которое получают наши сограждане в школах и ВУЗах не является образованием в полном смысле) - Олег Заев
***
Главной целью программы "Истоки"
является формирование школы, у которой важнейшей
функцией становится гармоничное развитие и воспитание
человека, способного сохранять и приумножать
духовно-культурный опыт России.
Программа "Истоки" способствует решению
ряда важнейших задач:
- развитию духовно-нравственных основ
образования;
- интеграции обучения и воспитания в
единый образовательный процесс на основе ценностей
отечественной культуры;
- формированию гражданской
ответственности и осознанию учащимися, его родителями и
педагогами духовного смысла служения России;
- приобщению в равной степени
представителей всех национальностей к родным истокам;
- укреплению статуса школы как
социального института, способствующего стабилизации и
консолидации социума.
Цели Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России
государственного образовательного стандарта и программы
"Истоки" практически совпадают.
Программа "Истоки" нацелена на создание
необходимых условий для развития личности, обладающей
национальным самосознанием, способной к созидательному
труду на благо семьи, общества и государства, и
привносит в образование духовно-нравственное развитие на
основе отечественных (!) традиций.
В "Истоках" сердцевину содержания
составляют вечные ценности, передаваемые народом из
поколения в поколение. Приведем пример обращения к таким
ценностям, как "семья" и "род". Сначала они представлены
на уровне одного человека: что значит лично для тебя
семья, род. Ребенок подрастает, и эти категории
рассматриваются на уровне микросоциума: что значит семья
для села, для города; затем размышления на уровне России
и цивилизации: что значит семья для Отечества, для
цивилизации. Эти 4 уровня - от индивидуального до
цивилизационного восприятия - представлены в "Истоках"
по мере развития учебного и образовательного материала.
В Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России
определены следующие базовые национальные ценности:
-
Патриотизм;
- Социальная солидарность;
- Гражданственность;
-
Семья;
- Труд и творчество;
- Наука;
- Традиционные российские религии;
- Искусство и литература;
- Природа;
- Человечество.
Все эти базовые ценности раскрываются в
содержании программы "Истоки" для общеобразовательной
школы.
Программа "Истоки" создает условия для
организации воспитательного пространства по трем
основным направлениям:
- социокультурный подход, направленный
на развитие личности ребенка,
- становление у него
духовно-нравственного стержня, укрепление семьи, на
развитие системы духовно-нравственных ценностей;
- на применение педагогических методик,
устраняющих разрыв между обучением и воспитанием;
привнесение в содержание образования систему категорий и
понятий духовно-нравственного характера.
Реализация курса предполагает активное
взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания.
Кроме того, "Истоки" соединяют дошкольное образование
(есть соответствующий курс для детских садов).
Положительная сторона "Истоков" состоит
и в том, что они могут быть представлены и в урочной, и
во внеурочной деятельности, причем как в виде целостной
системы, так и в виде ее отдельных компонентов.
В процессе многолетней (!) практической
реализации программы создан и продолжает пополняться и
развиваться учебно-методический комплекс программы,
включающий в себя концепции, программное обеспечение,
учебные пособия, методические разработки, педагогические
технологии, рабочие тетради, книги для развития,
необходимую нормативную базу.
Все это создает необходимые условия для
внедрения программы "Истоков" в качестве основы
программы духовно-нравственного воспитания
образовательного учреждения.
В 2002 г. программа рекомендована
Министерством образования РФ для использования в
учебно-воспитательном процессе в учреждениях общего
образования. Весь учебный комплект программы "Истоки"
получил гриф Министерства образования РФ "Допущено
Министерством образования РФ".
В Томской области 9 школ используют эту
программу в учебной и внеучебной деятельности.
Большинство из них работают в рамках сетевой
экспериментальной площадки ТОИПКРО. Наиболее активными
являются гимназия "Томь", школа № 43 г.Томска,
Зональненская и Малиновская школы Томского района.
Многие школы выражают заинтересованность
в ознакомлении с УМК "Социокультурные истоки"
(Информация о программе доступна на сайте ТОИПКРО http://www.edu.tomsk.ru в папке "Подразделения/Кафедра
педагогики и психологии").
Распространение и внедрение программы
"Истоки" стало возможным благодаря систематической
поддержке Томской епархии РПЦ, митрополита Томского и
Асиновского Ростислава, настоятелей ряда приходов. Часть
школ были обеспечены учебно-методическими материалами с
помощью Благотворительного фонда Сергия Радонежского и
приходов Томской епархии, депутатов и спонсоров. Другие
школы приобрели учебники самостоятельно.
На обучающих семинарах ТОИПКРО учителя
светских и воскресных школ знакомятся с программой
"Истоки". Как правило, семинары проводят методисты
Образовательного центра "Истоки" (г. Вологда), где
накоплен многолетний опыт работы с программой. Из
отзывов участников семинаров:
"Очень ценно, что в программе детально
разработаны все ее части: от целей и задач программы в
целом до конкретных разработок занятий. Есть богатый
инструментарий. А учебники имеют простые доступные
тексты";
"Думаю, эта программа может помочь в
возрождении Руси! В спасении народного духа России!";
"Программа важная – главней предметов
всех! Программа нужная – с высокой мотивацией на добро и
доброжелательность, и на добролюбие!";
"Программа актуальна в современном
обществе потребления и всеобщего хаоса";
"Поняла, что нам нужно что-то
перестроить в своей семье, передумать воспитание детей
(пока не поздно!)";
"Я увидела принципиально новый подход к
воспитанию и образованию";
"Я узнала, как правильно учить детей
быть счастливыми!";
"Все знания, которые были у меня,
повернулись в "новом" свете";
"Многое в душе стало понятней";
"Сердечное спасибо! Земной поклон!
Хорошо, что есть такие люди, воистину – люди добрые,
радеющие за воспитание души русского человека!";
"Низкий поклон авторам учебников,
учителям, накопившим богатейший опыт работы по
программе, методистам, так щедро и профессионально
делящихся этим опытом";
"Большое спасибо
Высокопреосвященнейшему владыке Томскому и Асиновскому
Ростиславу за предоставленную нам возможность воспринять
замечательную программу духовно-нравственного воспитания
"Социокультурные истоки"!".
Каждый год в рамках Макариевских и
Кирилло-Мефодиевских чтений проводятся секции учителей,
работающих по программе "Социокультурные истоки". Опыт
работы, представляемый участниками, убеждает, что
знакомство с истоками народной духовности и
нравственности помогает детям обрести в душе стержень,
который станет надежной опорой в грядущих житейских
испытаниях.
Поэтому, друзья, прошу Вас через
Попечительские и Управляющие советы, школьные собрания,
родительские комитеты активно представлять преимущества
"Истоков" и внедрять программу в школах Томской области.
Справки по тел: 8-903-915-0539.
E-mail: ole74@yandex.ru
Издательский дом "Истоки" - www.istoky-co.ru
Олег Котиков
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" -
12.03.2014.
В статье использованы материалы
публикации "Рекомендации по применению программы
"Социокультурные истоки" в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования
в качестве основы программы духовно-нравственного
воспитания образовательного учреждения. - М.:
Издательский дом "Истоки", 2010. - 160 с.
|