Приключения блудного оккультиста. Вальдорфская
школа
Книга Яны Завацкой о её пребывание в
различных оккультных сектах: "Роза мира",
"Анастасия"
Владимира Мегре, об её увлечениях
вальдорфской
педагогикой,
целительством и т.п.
Содержание
Часть третья. Вальдорфская школа
Рудольф Штайнер - ученик и последователь
Блаватской, основатель собственного учения -
Антропософии, был, как сейчас сказали бы, контактёром.
Причём, контактёром весьма талантливым. Круче, чем
Мегре. Во всяком случае, он получил от своих астральных
учителей целую собственную философскую систему. И ещё -
новую систему образования. На основе откровений Штайнера
были созданы в 20-е годы первые антропософские школы.
Вся педагогика в них основана на той информации, которую
Штайнер получил от "духов". По сей день вальдорфские
школы существуют по всему миру, наверное, особенно
развита эта система в Германии - Родина Штайнера,
как-никак. Да ещё Пфальц, юг Германии - здесь самые
штайнеровские места. Сейчас вальдорфская педагогика
начинает проникать и в Россию. Правда, всё не так
ужасно, как может показаться. Если бы детей в этих
школах продолжали учить только за счёт откровений духов,
школы давно прекратили бы своё существование. На Западе
государство довольно жёсткое, и здесь не так просто
вешать людям лапшу на уши, как, к сожалению, в нынешней
России. Но в нынешних вальдорфских школах существуют ещё
просто опытные (за 80 лет опыта!) наработки, методики,
поэтому кое в чём эти школы даже выгодно отличаются от
обычных. Но только кое в чём. По правде сказать,
Штайнера я не читала. Просто не могу. Хотя одолела в
своё время "Тайную доктрину". Но даже "Тайная доктрина"
- верх ясности и простоты в сравнении со штайнеровскими
писаниями.
Рудольф Штайнер
1. Как ни удивительно, но эта история -
правдива, за исключением того, что Иисус был евреем. -
Д.Б.
2. Вот тут автор попала абсолютно в
десятку! Чем больше последователей, тем больше денежек
они принесут "учителю". Кстати, христианство практически
ничем не отличается от всех остальных "духовных" учений.
Разве что, числом обманутых, ну и доходами, конечно. -
Д.Б.
Я много раз начинала читать его книги, в
оригинале, и в переводе (всё же, надо ознакомиться с
философией школы, где учится мой сын). И каждый раз
засыпала после нескольких страниц. Ну, невозможно это
читать!
Однако, я знаю доктрину Штайнера в общих чертах,
по пересказам и изложениям. Никто, думаю, не будет
спорить с тем, что доктрина эта оккультная. Причину, по
которой мы отдали ребёнка в вальдорфскую школу, я
излагала выше - отставание его в речи, а также полное
неумение рисовать, вообще "левополушарное развитие":
умел прекрасно читать, считать, с компьютером - на "ты"
без всякого обучения, а вот мастерить или рисовать -
только из-под палки. Не любит и не умеет. Маленькие
классы, индивидуальный подход... ну и, наконец - мы сами
были тогда эзотериками и ценили "духовность".
При первом
знакомстве, вальдорфская школа просто потрясает. В этой
школе часто проводятся концерты для родителей,
показательные уроки, вообще - они любят себя
демонстрировать.
Когда я увидела впервые такой концерт,
он вполне меня воодушевил. Дети разных возрастов хором
читали вслух стихи по-английски и по-французски, пели
песни на разных же языках, младшие более-менее стройно
дудели на флейтах, средние и старшие классы играли на
струнных - несколько фальшиво, но всё же, играли что-то
там. Демонстрировали эуритмию - медленные движения под
музыку. Кроме того, очень привлекала программа для
первого класса, включающая английский и французский
языки, музыку, эуритмию, ручной труд (где дети учатся
вязать!), рисование, спорт.
Учительница охотно
приглашала родителей на уроки - посидите, посмотрите.
Вообще характерной особенностью школы является очень
тесный контакт с родителями. Собеседование с нами при
приёме ребенка в школу длилось часа два. Школа -
частная, платная. Всем родителям подробно объясняют,
почему школа принципиально отказалась от всякой помощи
государства (мы не хотим зависеть от этого ужасного
государства! Мы хотим воспитывать детей по-своему!) Но,
кроме платы за учёбу, от родителей требуется ещё очень и
очень многое.
Надо сказать, мы были очень
недобросовестными родителями, на меня часто вообще
смотрели, как на матькукушку, которой плевать на
ребёнка. Добросовестные родители проводят в школе
ежедневно по несколько часов. Они посещают все школьные
мероприятия, ежемесячно - общешкольный концерт,
участвуют в "рабочих группах", короче говоря - несут
очень мощную общественную нагрузку по школе. Это при
том, что у всех антропософских родителей от 4-х до 10 и
более детей. Так вот я, при своей недобросовестности,
всего лишь должна была ежемесячно посещать родительские
собрания, участвовать в мытье и ремонте школы (в этом
году меня просто обязали еженедельно мыть школьную
кухню), работе в саду, являться на многочисленные
общешкольные мероприятия и беседы с учительницей. От
этого отказаться уже невозможно.
Для настоящих
родителей-антропософов ещё постоянно проводятся
семинары, лекции по воспитанию, лекции по антропософии,
всевозможные курсы, ещё существует детский кукольный
театр (мы одно время туда ходили с младшей) и прочее, и
прочее... Кроме этого, учительница за год дважды
посещала нашу квартиру, и ещё раз нас посетила
учительница труда. И два раза нас вызывали на личную
беседу. Всё это преследует одну цель, которую
учительница (фрау Николай) высказала вполне откровенно:
- Обстановка для ребёнка дома и в школе не должна
различаться. Дома вы должны создать ребёнку похожую
обстановку, чтобы в школе он не погружался в совершенно
новый, чужой ему мир. У большинства родителей она и не
отличается от школьной! Присмотревшись, мы поняли, что
все родители в нашем классе - сами антропософы и чаще
всего - питомцы точно таких же антропософских школ.
***
Читайте также по теме:
***
Кстати, поэтому часть из них не имеет
нормального для немцев образования - после такой школы
не так-то легко поступить в обычное учебное заведение.
Но это им и не нужно! Они живут совсем другим. Я была в
домах нескольких школьных приятелей сына. Обстановка в
них резко отличается от обычной.
Отсутствие телевизоров,
компьютеров, радио. Только натуральная деревянная
мебель, натуральный пол и ковры, никаких обычных для
квартиры безделушек. Украшения в основном самодельные,
причём, узнаваемо типичные. К примеру, скрученные из
ваты ангелочки или голубки. У детей игрушки - только
деревянные, соломенные, сшитые из тканей куклы и т.п.
Только из натуральных материалов (остаётся только
удивляться, как это антропософы не отказываются от
стиральных машин и современных кухонь). Точно такую же
обстановку вы увидите в любом кабинете Heilpraktiker -
целителя (в Германии это официально существующая
профессия). Такая же обстановка и в школе. Детям в
принципе запрещены любые механизмы, даже магнитофон и
радио, не говоря о компьютере, нежелательны
пластмассовые и механические игрушки. И это в Германии,
потребительском рае...
Я и сама никогда не смотрю
телевизор и против того, чтобы дети бесконтрольно
пользовались компьютером. Тем более, это вредно для
нашего сына. Мы даже, с некоторым облегчением,
отказались от телевизора и выкинули все компьютерные
игры. Но, от нормальных игрушек мы так и не
отказались... увы... И вообще, конечно, обстановка у нас
дома не очень "духовная". Недостаточно духовная для этой
школы. В антропософских семьях, как я уже говорила,
детей много.
Это для Германии просто нонсенс - при
здешней-то низкой рождаемости. Для нашей школы типичны
семьи с 4-мя, с 6 детьми, а бывает, что их 13. При этом,
как ни странно, очень крепкими такие семьи не назовёшь.
Конфликтов много. В нашем классе учится мальчик, мать
которого оставила четверых своих детей, родила пятого от
другого мужчины и уехала с этим ребёнком в Ирландию.
Дети остались с отцом, который тут же нашёл другую
женщину - тоже антропософку, разведённую, со своими
двумя детьми. Я ходила с дочкой одно время в группу для
малышей. Нас было пять мам, в основном, начинающие
антропософки (по 1-2 ребёнка). Так вот, из пяти было две
одинокие мамы и одна, как раз, разводилась.
Всё это
вполне закономерно - антропософия, как и любое другое
эзотерическое учение, отнюдь не настраивает человека на
сохранение семейных уз. Наоборот - человек настроен
добиваться любой ценой (и ценой детских трагедий и слёз)
Настоящей Любви и Свободы. Почему же эти люди заводят, в
отличие от обычных немцев, по много детей? Я думаю, их
основным интересом в жизни является антропософское
воспитание. Не воспитание для детей, а дети - для
воспитания. То есть, детей рожают именно с целью дать им
вот такое особое, духовное воспитание. В свою очередь,
эти дети (те из них, кто будет хорошо воспитан) пойдут
тем же путём.
По крайней мере, такое впечатление
складывается из общения с этими семьями. Поскольку наша
семья, даже будучи "эзотерической", всё же, сильно
отличалась от других семей в этой школе, мы постоянно
ощущали некоторое давление. Учительница настойчиво
рекомендовала нам, чтобы мы звонили ей, желательно
ежедневно, и задавали вопросы по воспитанию. Постоянно
советовала пойти на то или другое антропософское
мероприятие (это по её троекратному назойливому
требованию я, в конце концов, начала ходить с дочкой на
курс для малышей. Даже отказаться было неловко - она
выставляла это так, как будто я совершенно не забочусь о
детях). Как проходят сами родительские собрания?
На
последнем, к примеру, мы вначале полчаса занимались
"медитативным письмом" - переписывали красивым почерком
изречение Рудольфа Штайнера. Учительница обязательно
читает короткую лекцию по воспитанию. Наш сын, как все
дети в Германии, к сожалению, увлечён этими жуткими
монстрами - покемонами. Причём, компьютера у него не
было, но он достал где-то детские журналы, выучил всех
покемонов наизусть... Родственники подарили ему
календарь с покемонами, и он повесил этот календарь у
себя в детской. Учительница, конечно, это увидела и
потом в школе от него требовала, чтобы он этот календарь
снял.
Специально подарила нам картину (полуабстрактную,
с неким ангелом), чтобы мы повесили её вместо календаря.
Сын в свои семь лет ещё не научился врать, и делился со
мной мучительными сомнениями: "Я не хочу снимать
календарь, а фрау Николай меня спросит опять, снял ли я
его..." К счастью, фрау Николай об этом календаре вскоре
забыла. Мне не нравятся эти покемоны, но я считаю, что
уж совсем зверского давления на ребёнка быть не должно.
Я стараюсь увлечь его чем-то более полезным. Отец
вырезал вместе с ним "Пикачу" из фанеры... а дочке
подарили плюшевого "Пикачу", и она его кормит, возит в
коляске и укладывает спать. В конце концов, у нас тоже
был Чебурашка... Если это в меру, я не считаю нужным
идти на принципиальный конфликт с ребёнком. Но дело даже
не в этом - по этому поводу могут быть разные мнения.
Дело в том, что школа активно вмешивается в семейное
воспитание и оказывает давление на родителей. Либо
родители должны во всём слушаться учителей и не имеют
права на своё мнение, либо ребёнок неизбежно чувствует
разницу между семьёй и школой и начинает школу тихо
ненавидеть (как и произошло в нашем случае).
Можно
сказать, что мы внушили ему эту ненависть... нет, она у
него возникла ещё тогда, когда мы были от школы в
восторге. Вообще с покемонами были и другие истории. Сын
очень просил зонтик с "Пикачу", и мы подарили ему такой
зонтик на день рождения. И вот, пошёл дождь, и я дала
ему в школу этот зонтик. Так сын закатил истерику - ни
за что не возьму, фрау Николай будет ругаться. "Но ты же
поставишь его в уголке в раздевалке, она и не увидит" -
"Нет, она всё равно увидит! Она всё знает!" Пришлось
надеть ему дождевую накидку. Он ни за что не соглашается
надеть в школу даже носки с маленькой фигуркой покемона
- хотя носки-то уж учительница никак не станет
разглядывать. А недавно случайно сунул в карман своего
фанерного "Пикачу", и придя из школы, сказал: "Какой
ужас, я забыл вынуть "Пикачу" и принёс его в школу. Но к
счастью, никто не заметил! Слава Богу!" Причём с такой
интонацией ужаса в голосе... Притом, заметьте - это не
"отучение" ребёнка от покемонов. Дома он по-прежнему
обожает все эти вещи. Он просто научился скрывать и
лгать - в школе.
У других детей ситуация ещё серьёзнее.
К Кристику часто ходят школьные друзья. Недавно пришёл
его приятель Маркус, они закрылись в детской и тихо
сидели несколько часов. Мельком я увидела, что они
играют на маленьком компьютере "Гэйм-бой". - Откуда у
вас гейм-бой? - спросила я сына, когда Маркус ушёл. -
Ой, мама, только не говори ничего родителям Маркуса! Он
взял этот компьютер у своего друга и пришёл поиграть ко
мне. Дома ему нельзя играть... Заметьте, Маркусу 7 лет!
Если в этом возрасте у него такие секреты от родителей,
то, что будет в 13? В 17? Постепенно я поняла, что в
школе все дети, по крайней мере, мальчики, очень даже
интересуются и компьютерами, и телевизором, и покемонами
- но умело скрывают это от родителей и учителей. Мой сын
хоть дома может быть искренним, а у них и дома -
сплошное супервоспитание.
Это всё хорошо, но ведь, дети просто
учатся лгать, быть неискренними, притворяться, что их
безумно интересуют антропософские сказки и совершенно не
волнуют соблазны окружающего мира... Тогда как, на самом
деле, всё обстоит совершенно иначе! Воспитание в школе -
очень авторитарное. Как я поняла, это принцип
вальдорфской школы: учитель - высший авторитет. Причём,
у нас учительница очень хорошая, все говорят, что нам
повезло. Вначале мне нравилась эта авторитарность и
строгость. Потому что в обычных немецких школах - другая
крайность, дети часто учителю садятся на шею. При таких
условиях ничему не научишься. Но потом мне стало всё
чаще казаться, что фрау Николай несколько перебарщивает.
К примеру, мой сын не мог закрыть футляр для флейты. Она
выставила его из класса и велела не возвращаться, пока
он сам не закроет футляр. В классе постоянно призывала
высмеивать моего сына за то, что у него что-то не
получается.
К счастью, мой Кристик обладает большим
запасом добродушия, его мало волнуют насмешки, да и дети
его любят и не относятся к нему зло. Если бы он умел
обижаться, как нормальные дети, не знаю, во что бы это
вылилось... Думаю, нормального ребёнка (какой была я, к
примеру) таким обращением можно просто сломать.
Как
проходят уроки в вальдорфской школе? С утра всегда -
"основное занятие" - это и чтение, и письмо, и
рисование, и лепка, и математика. Два часа. Потом -
"предметы" (языки, музыка, эуритмия, труд...) Я была
несколько раз на "основном занятии". Первый раз мне даже
понравилось (я тогда была очень положительно настроена в
отношении этой школы). На уроке невозможно отвлечься ни
на секунду. "Основное занятие" начинается с зажигания
свечки и изречения Рудольфа Штайнера. И потом - всё по
минутам: сели, достали тетради, переписываем букву "А",
пять минут, тетради убрали, достали листы и краски,
рисуем. Пять минут.
Встали, зарядка, скандирование вслух
цифр от одного до десяти. Сели, достали воск, пять минут
лепим.
Встали, пошли по классу цепочкой, скандируем
стихотворение хором.
Сели, поём песню.
Команда:
"Питьевая пауза" - все достали одинаковые бутылочки,
отвинтили крышечки, попили сок или чай, завинтили
крышечки, убрали бутылочки.
В десять часов команда:
"Пауза на завтрак!" - все постелили салфеточки, достали
завтрак, общая молитва "Матери-Земле", поели. Вначале
всё это смотрится даже мило. Правда, такое ощущение, что
дети работают, как заведённые. Но, по сравнению с нашими
школами, где пол-урока можно было бездельничать...
может, это и лучше. Однако, у детей растёт нервное
напряжение.
К весне у Кристиана начал болеть живот. С
утра, без связи с едой. Причём, он не симулировал - если
оставался дома, то действительно лежал в постели, не
пытался встать и начать прыгать. Если я его всё же
отправляла в школу, учительница посылала его назад. Врач
полностью его обследовал, УЗИ, все анализы - ничего нет.
"Это нервное напряжение", - объяснил он. И учительница
тоже подтвердила: "Да. В нашей школе такое часто бывает.
Дети перенапрягаются".
К концу первого класса, видя, что
попытки вовлечения нас в антропософскую атмосферу не
удаются, учительница перешла к более решительным
действиям. Она провела с нами беседу следующего
содержания. Ваш сын - больной ребёнок, который никогда
не станет нормальным. Он никогда не сможет учиться в
нормальной школе. Это большое счастье, что вы попали в
нашу школу. Эта Германия, этот ужасный сумасшедший
окружающий мир - о, я понимаю, что для вас он тоже чужой
(как для эмигрантов)... наша школа - это оазис в
современном безумном мире. Если вы хотите добра своему
ребёнку, вы должны выполнять все наши указания. К
сожалению, ваш сын работает только в школе, а дома он
расслабляется. Он ни минуты не должен быть предоставлен
самому себе. Не позволяйте ему играть, во что он хочет,
тем более - в одиночестве! Вы должны всё время его
занимать чем-то полезным, чтобы у него не было ни одной
свободной минуты...
- Но ведь, у него и так живот болит от
напряжения! - попыталась я возразить.
Тщетно!
Учительница проигнорировала мой вопрос.
- Он должен
выполнять поручения по дому, выносить мусор, убирать,
мыть, готовить. Давайте ему задания - нарисовать что-то,
слепить, смастерить. До самого укладывания в постель вы
должны с ним заниматься. Конечно, это трудно! -
вздохнула учительница, - Редкие родители на такое
способны. Сейчас, в современном мире не модно заниматься
детьми. Жить ради детей...
Когда мы вышли из школы,
волосы у моего мужа стояли дыбом. Он впал в полное
отчаяние. К счастью, я тогда уже рассталась с
эзотерическими иллюзиями, и к словам учительницы
отнеслась с прохладцей. А было от чего впасть в
отчаяние! Я пересказала только содержание речи, но не
интонации, и не языковые нюансы (говорилось всё же,
по-немецки). Но даже и по содержанию видно: - "Наша
замечательная школа" противопоставляется "этому
безумному миру".
- Запугивание: ваш ребёнок больной и не
способен учиться в нормальной школе (в тот момент, когда
ребёнка уже очень трудно назвать больным, когда он
именно уже стал нормальным по общему признанию).
- Вы
должны... перечисляются невыполнимые требования. Не
потому, что не модно, а потому, что у меня нет
домработницы, которая за меня бы готовила и проч., пока
я всё время посвящаю детям. Ведь я ещё и работала, хоть
и 6 часов в день. И ещё более серьёзная причина - сын и
так перенапрягается в школе.
- Внушение чувства вины: вы
не посвящаете всю свою жизнь ребёнку, вы не делаете
всего возможного для его развития (на самом деле, я
ежедневно занимаюсь с ним музыкой, русским, а теперь - и
по школьной программе, это всего час-полтора, плюс уроки
- и это уже очень тяжело для ребёнка). Это вы виноваты в
том, что ваш ребёнок - больной.
- Внушение чувства
полной зависимости от школы. Повторяю, я слушала
учительницу, уже понимая всё про эти пять пунктов. С
иронией. И постаралась успокоить мужа. Наш сын
действительно стал лучше за этот год. Он стал говорить
лучше, чем раньше. Учительница, при каждой встрече,
старалась подчеркнуть, что это - исключительно заслуга
их школы. Но, если подумать...
Кристик начал говорить в
пять лет. Лет с четырёх мы ходили к логопеду, на
эрготерапию, на музыку. С пяти до шести лет он сделал
значительный прогресс в речи (нормальный ребёнок делает
такой прогресс с года до двух). От отдельных слов он
перешёл к речи предложениями. С шести до семи лет, учась
в спецшколе, он практически стал говорить, как любой
нормальный ребёнок. Страдало ещё только понимание
длинных, сложных текстов.
С семи до восьми лет, учась в
вальдорфской школе, он ещё улучшил свою речь, обогатил
словарный запас, стал говорить правильно грамматически.
Но, кто сказал, что, если бы Кристик продолжал учиться в
спецшколе или пошёл бы в обычную, не вальдорфскую, он не
сделал бы ещё больших успехов в речи? Тем более,
специальные занятия с ним мы больше не проводили. Да и
можно ли тут однозначно говорить о его "ненормальности"?
Конечно, это неправильное развитие, нарушение есть. Но
интеллект у него проверяли ещё в 4 года по неречевым
тестам, и он оказался на уровне 7-летнего. В конце
концов, Эйнштейн тоже до восьми лет не разговаривал.
Возможно, что и его считали "ненормальным". Отдельно о
врачах. Учительница сразу отправила Кристика к школьному
врачу - а этот врач (я даже не знаю, врач ли он по
образованию), естественно, тоже антропософ. Он
перенаправил нас к коллеге - женщине, с дипломом врача,
но лечащей исключительно гомеопатией и "натуральными
методами". У Кристика астма, правда, сейчас уже
практически сошедшая на нет. Что-то нам эта врач
выписывала, мы принимали, но никакого эффекта я не
заметила. В конце концов, мы на это дело плюнули и пошли
к обычному врачу.
Учительница, узнав об этом, отозвалась с
неодобрением о моём решении. Но, когда речь идёт о
здоровье ребёнка, я не могу рисковать... Обычный врач,
по крайней мере, не удовлетворился жалобой "живот болит"
и поверхностным осмотром (что меня возмутило... я имею
некоторое представление о том, что может скрываться под
болью в животе), а сделал, как положено, все анализы и
инструментальные обследования. Однако, факт остаётся
фактом - дети, учащиеся в школе, и лечатся у врачей или
целителей соответствующего направления. Это у них
принято... В школе царит совершенно особая атмосфера, и
именно она особенно привлекает людей. Это непередаваемая
атмосфера домашнего уюта. В школе сразу чувствуешь себя
"своим"...
Правда, когда мы решили переводить ребёнка в
другую школу, это же чувство обернулось против меня. Так
же, как приятно было чувствовать себя "своей" - так же я
теперь ощущаю себя предательницей и матерью-кукушкой,
которая пренебрегла интересами своего ребёнка, бросила
своих лучших друзей, которые интересуются ребёнком,
больше, чем я сама. Нет, мне ничего не сказали. Разве
что, обращение несколько изменилось, стало сухим и
официальным, безразличным. Но чувство такое возникает.
Об эффективности вальдорфского
образования
Я знала и раньше, что дипломы частных
школ в Германии не признаются. То есть, чтобы получить
обычный диплом, позволяющий поступить хоть в
какое-нибудь учебное заведение дальше (хоть на слесаря),
мой сын должен будет пересдать кучу экзаменов. Правда, я
подумала уже о том, что если в 7 лет я могу заставить
его заниматься, то будет ли у меня такой же контроль над
ним в 18 лет? В этом возрасте дети зачастую уходят из
дома, и тут никакая полиция не поможет. Так хоть у него
был бы нормальный диплом! Но я утешала себя тем, что
после 4-го класса отдам его в обычную школу. Зато,
думала я, при таких напряжённых занятиях дети чему-то
учатся! И языки... И вязание... и флейта. И общее
развитие! К концу первого класса я поняла, что изучение
языков в школе ограничивается только заучиванием
наизусть, без понимания смысла каждого слова, нескольких
стихов. Ну и отдельные слова, которые забываются
мгновенно.
Ребёнок, за год учёбы (уже почти полтора
года, собственно), не научился отвечать по-английски на
вопросы: What is your name? Do you speak Englisch? - не
говоря о более сложных. Сам не может составить фразу
даже из двух слов.
По-французски я проверить его не
могу, но, похоже, положение ещё хуже, чем с английским.
То же и с рисованием. Сначала у меня был шок, когда я
увидела, что мой сын вообще рисует!
Нормальные детские
картинки, цветными карандашами. До сих пор он упорно
калякал страшные фигуры ручкой и подписывал под ними
названия. Но этим дело и ограничилось - причём, рисует
он только в школе, а дома - всё по-старому. А в школе они
рисуют по команде: нарисовали солнышко... небо...
травку.... цветочек. Но мастерство от этого не растёт.
Вот вязать они действительно учатся.
За полтора года
связали футляр для флейты. Это нормально для маленького
ребёнка, а для моего Кристика - вообще подвиг. Но, с
другой стороны... на Западе сейчас вязание - это
экзотическое хобби. Зачем вязать, когда в магазине всё
дешевле? (нитки дороже обойдутся). А, что касается
пользы вязания для общего развития... это сомнительно.
Я
знаю массу девочек, которые вязали лет с четырёх (в СССР
это было нормально, вязать умели все, я тоже умею, к
примеру), но при этом вырастали, мягко говоря,
совершенно не интеллектуалками. Нет, я обеими руками за
это полезное занятие. Но если мальчик не очень
интересуется ручным трудом, даже ненавидит его изо всех
сил, если точнее; может быть, в наше компьютерное время
и не стоит его заставлять? Нехорошо, конечно, у сына
вообще развитие несколько однобокое, но ведь, не могут
быть все люди "гармонично-усреднёнными". Он и музыкой
занимается, и читает охотно... Заключительный концерт в
прошлом году я смотрела уже другими глазами.
Понимаете,
когда второклассники хором читают стихотворение
по-английски, это впечатляет. Такое ощущение, что они
действительно знают язык. Но, когда тебе известно, что
язык они не знают, а стихотворение это долбят уже
полгода ежедневно, к тому же, хором... Впечатление уже
другое.
Эуритмия... Когда ты видишь, как почти взрослые
юноши и девушки, хуже того - даже сами учителя - одетые
в разноцветные балахоны - с энтузиазмом делают под
музыку движения, очень похожие на советский стандартный
комплекс утренней гимнастики, только куда примитивнее...
От этого становится тоскливо и грустно. "Струнный
оркестр" - дети садятся со скрипками и виолончелями и в
унисон играют какую-нибудь пьесу, причём, половина из
них жутко фальшивит. Всё это называется "развитием
творческих способностей". Но, что же в этом плохого? -
скажете вы. Ну, пусть они не делают из детей ни
музыкантов, ни полиглотов, но ведь, всё же, это школа...
ведь, чему-то там учат. Чему-то учат. Сейчас мы
переводим сына в обычную государственную школу. Хорошо,
что я догадалась заранее взять программу! В нашей школе
дети до сих пор пишут большими печатными буквами на
альбомных листах.
Трое из класса ещё не умеют читать. В
обычной школе давно уже пишут в нормальных тетрадях
обычные тексты, разумеется, прописью. К счастью, с
чтением у сына проблем нет, но школа здесь ни при чём,
он умел это и раньше (за что нам уже попало от
учительницы: "Я думаю, проблемы вашего сына ещё связаны
с тем, что он уже в таком маленьком возрасте должен был
читать!" - "Но мы же его не заставляли... он сам
проявлял интерес", - "Всё равно, не надо было учить!")
С
математикой - тоже прокол. В обычной школе проходят
сложение и вычитание до ста, счёт денег, умножение
начали. В этой школе они пока складывают и вычитают
только до двадцати, причём - на каштанах. Берут мешочек
с каштанами и считают их по одному... И это - только
основные предметы! Сейчас я ежедневно занимаюсь с сыном
по полтора часа, чтобы хоть как-то подогнать его к
обычной школе. А что там с дополнительными предметами -
даже не представляю. Надо ли говорить, что у них ещё не
было ни одного урока религии (а в обычной школе - с
самого начала). Вся надежда на то, что сын давно сам
прочёл "Детскую Библию".
Между прочим, учительница
настоятельно несколько раз советовала и дочь отдать в вальдорфский садик. Но мне очень нравится обычный садик,
в который она ходит... а, как это объяснить? Я сказала:
"Понимаете, я работаю до двух, а ваш садик только до
двенадцати, обычный же - тоже до двух". Учительница
протянула: "А... ну, конечно, вам это удобнее". Я
почувствовала себя крайне неловко - жертвую ребёнком
ради своего удобства.
"Понимаете, дети, после вальдорфского садика, гораздо лучше, чем ваш сын,
развиты, это сразу заметно"... (хотя я предупреждала,
что мой сын - необычный ребёнок, и развитие у него не
такое, как у всех). Посмотрев на этих детей, я поняла, в
чём заключается это "высокое развитие". Особенно у тех
из них, кто родился младшим в антропософской семье. Они
все уже умеют, придя в первый класс, именно то, чем
будут заниматься и в школе. Им знакомы эти "шпрухи",
повторяемые хором, они неплохо рисуют именно в особом,
вальдорфском стиле, умеют мастерить голубков из ваты,
некоторые уже пробовали играть на флейте... у них и
движения заученные, и дисциплина.
То есть, в
вальдорфской школе действительно учат и готовят очень
хорошо, просто блестяще... но учат именно тем действиям,
которые в антропософской системе считаются важными.
Например, эуритмии - идиотские довольно-таки движения
под музыку (лучше бы учили нормальные народные танцы).
Пиликанию кое-как на скрипке (при этом, полный запрет на
слушание музыки через проигрыватель - даже классики,
соответственно, полное отсутствие музыкальной культуры).
Особым, вальдорфским поделкам и рисованию (которое
заключается в размазывании по листу красок с красивыми
переливами). После этой школы ученик сможет стать
блестящим антропософом-воспитателем. Но это и всё...
Если он неглуп, он ещё сможет самостоятельно подучиться
и получить какую-нибудь полезную профессию.
Несколько зарисовок с натуры
В обычном садике, мать шестилетней
девочки. "Моя дочь ни за что не пойдёт в эту
вальдорфскую школу. Вы что - это же секта! Я не хочу,
чтобы моя дочь отделялась от общества!" Ненависть к
окружающему миру. Из школьной газеты. "Вы не должны
думать: почему этот мир так ужасно относится к нам,
вальдорфцам, и не может даже поставить знак ограничения
скорости для машин возле нашей школы... Вы должны
думать, что вы лично можете сделать для обеспечения
безопасности движения". Коллега-немец - моему мужу: "Но
ты понимаешь, что вальдорфская школа - это секта? Эти
люди не участвуют в жизни общества, они сами по себе...
У нас это все знают".
Комментарий нашего пастора: "Это
сомнительное заведение. Философия у них, мягко говоря,
странная. Они верят в перевоплощение. Кроме того, я
часто сталкивался с фактами, что учителя оказывают
давление на людей, запрет на телевизоры в семьях - я сам
не в восторге от телевидения, но запрета и давления быть
не должно. Это свободный выбор". Мы с дочерью несколько
раз посещали группу для малышей. Там было семеро детей,
включая моих (сына я брала с собой), пять мам и
воспитательница. Дети играли, а мы занимались поделками,
потом организовывали игры для детей и маленький
кукольный театр. Так вот, у меня создалось чёткое
ощущение, что дети ненавидят эти игры. Только мои играли
с охотой и с удовольствием смотрели мини-спектакль. Всех
остальных матери силой удерживали на местах, то и дело
поворачивали голову детей в сторону представления. То же
с играми - воспитательница надрывалась, пытаясь хотя бы
поставить детей (2-4 лет) в круг. Они всё время рвались
"на волю". Самые маленькие то и дело орали благим матом.
Иногда без всякого повода.
Моя дочь, которая иногда мне
кажется маленьким чертёнком, по сравнению с этими детьми
выглядела самой воспитанной и умненькой (о сыне я не
говорю, он всё же, старше). Все присутствовавшие мамы - антропософки. Между прочим, поговорить с ними интересно,
куда интереснее, чем со средней немкой. Люди - духовные,
хоть чем-то в жизни интересуются...
Наблюдая за этими
малышами, так и рвущимися от воспитательного рвения
своих мам, я поняла, что эти дети инстинктивно ещё
пытаются как-то сохранить свою индивидуальность. К школе
они привыкнут к скандированию хором и совместным
действиям по команде. И станут очень послушными и
удобными...
Один из друзей сына - как раз тот мальчик,
мать которого уехала в Ирландию. Он живёт неподалёку от
нас и иногда ходит к нам в гости. У детей в этой семье
(четверо детей отца и двое - мачехи) даже имена очень
оригинальные. Например, этого мальчика зовут Финбер, его
сестру - Саломея. Когда Финбер пришёл к нам впервые, я
поразилась тому, что он совсем не играл. Он деловито
пересмотрел все игрушки сына. Потом мы пошли гулять. На
площадке Финбер сел на лавочку и не двигался. "Давайте
поиграем в прятки", - предложила я, как обычно. Финбер
посмотрел на меня со взрослой усмешкой, как на круглую
дуру, и вежливо покачал головой. У меня было полное
впечатление, что я предложила поиграть юноше лет 18, как
минимум.
Потом Финбер уединился с Кристиком и о чём-то
поговорил. Кристик подошёл ко мне: "Мама, дай денег, мы
пойдём и купим конфет". У меня была только двухмарочная
монета. Я дала детям. Они ушли в магазин, накупили
конфет. Финбер отправился домой. На следующий день
позвонила его разгневанная мачеха: "Вы с ума сошли?
Зачем вы дали детям две марки? Им бы десять пфенигов
хватило! Я думала, Финбер украл их из моего кошелька,
потому что у меня пропало две марки". Мне было очень
неловко. Я просто не могу представить таких отношений с
детьми, что 7-летний ребёнок может украсть деньги из
кошелька матери (да я бы, если честно, пропажи 2-х марок
просто не заметила... мы, конечно, богаче семьи Финбера,
хотя дом и машина у них лучше наших - но у них 6 детей,
а у нас только 2).
И что две марки - это так безумно
много... конечно, можно купить одну жвачку и на 10 пфенигов, и если бы у меня оказалась в кармане меньшая
монета, я бы им дала. Но я не вижу трагедии и в двух
марках. Но больше всего меня поразило серьёзное,
недетское выражение лица Финбера. То, что он ни разу с
Кристиком не играл по-настоящему (другие дети, скажем
ради справедливости, всё же, играют). Он даже не очень
интересовался игрушками (а ведь, у него дома таких нет).
Его интересы - очень взрослые: куда-то пойти, поехать на
велосипеде, что-то купить... В последнее время, когда мы
разрешили сыну играть на компьютере, Финбер стоял сзади
него и жадно смотрел. Сам он боится прикасаться даже к
клавиатуре. Собственно, другом Кристика он так и не
стал, Кристик неоднократно говорил, что не любит
Финбера, и сам ни разу не согласился пойти к нему в
гости. Финбер лучше всех в классе играет на флейте и
рисует. Его отец - вальдорфский преподаватель в этой же
школе. В семье он по счёту пятый ребёнок.
О религии в вальдорфской школе
Тут я не так уж много могу сказать. В
первом классе никаких специальных занятий по религии
нет. Только нас, родителей, всё время призывали ходить
на лекции по антропософии, и регулярно всучивали
антропософский журнал.
Во втором классе начались занятия
религией (то есть, понятно, антропософской теорией), во
внеурочное время, но мой сын туда не ходит. Я сказала в
школе, что он будет заниматься в церкви, с детьми из
обычной школы, которые готовятся к первому причастию. В
школе это проглотили - но вообще-то, мой сын
единственный, кто ходит в церковь.
Все остальные
получают религиозные знания из рук антропософов.
Некоторые моменты, конечно, уже настораживают. Молитва
перед едой - Матери-Земле. Явный культ ангелов. Я
рассказывала детям о Боге, и Кристик тут же перебил: "А
я больше люблю ангелов". Однажды он рассказал мне: "Я
видел ночью ангела... он стоял возле кровати, такой
зелёный..." У меня возникло подозрение, что в школе им
советуют "видеть". Конечно, я не могу этого утверждать.
Но и само по себе это видение у сына возникнуть не
могло.
Я предложила ему в следующий раз, если он увидит
кого-нибудь, спросить, от Бога ли этот дух, знает ли он,
кто такой Иисус Христос (хотя, как показывает практика,
этого далеко недостаточно в наше время). К счастью,
больше никаких видений у сына не было. Вообще, если дочь
(которая ходит со мной в церковь) всё время
расспрашивает о Боге, то все интересы сына направлены на
ангелов.
О Христе он толком ничего не знает, зато всё
знает про Архангелов Гавриила и Михаила (всё - это
какие-то сомнительные небиблейские легенды, которые им
рассказывают в школе). В детской группе праздновали день
рождения моей дочери (4 года). Воспитательница
рассказала: "4 года назад к маме прилетела крошечная
звёздочка и сказала: "Меня зовут Алина". И превратилась
в хорошенькую девочку".
Потом я узнала, что это обычная
антропософская легенда. Всё это хорошо, но маленькие
дети и так с большим трудом умеют отделять выдумку от
действительности. Для нас это звучит мило, а дети и в
самом деле в это верят. Антропософского ребёнка
постоянно окружают ведьмы, гномы, домовые, волшебники,
феи, ангелы... Это реальность, в которой он живёт.
Учительница сына, узнав, что мы едем в Россию, сказала:
"О, это замечательно! В России совсем особенные ведьмы!"
Сын все допытывался у меня, где же ведьмы. Да нет
никаких ведьм в России! - сказала я ему в сердцах.
Словом, ребёнка настраивают на общение с самыми разными
духовными существами... и практически ничего не говорят
о Боге. Разве что, в самых общих словах. Бог там, где-то
далеко, Он нас сотворил, но в нашей жизни он как бы и не
присутствует. В самом начале учительница нам объясняла:
"Мы стараемся обставлять урок похристиански".
"По-христиански" - это значит зажигать свечи и читать
изречения Штайнера. Ой, там ещё копия Сикстинской
Мадонны на стене вывешена! Обычные христианские
праздники - день Св. Мартина, Пасха, даже Рождество - в
школе не отмечаются никак. К счастью, Господь помог нам
избавиться от этого наваждения. Нет ничего дороже для
родителей, чем жизнь и счастье собственного ребёнка. Так
хочется, чтобы он получил особенно хорошее образование,
хочется дать ему что-то необычное в жизни...
И вот,
пользуясь этим естественным родительским чувством,
антропософы зазывают людей в свои школы. Теперь ещё и в
России.
Но, если в Германии антропософия занимает давно
отдельную нишу, люди из этой секты отделены от
окружающего мира, и "нормальные" дети крайне редко
попадают в такие школы, то в России нет антропософской
традиции, и в эти школы набирают обычных детей. Даже
если родители не являются христианами, даже если они
сами эзотерики, я советовала бы всем очень хорошо
подумать, прежде чем отдавать ребёнка именно в вальдорфскую школу. Учитывая всё вышеизложенное.
Яна Завацкая
Ставрос
|