Альтернативные методики воспитания:
секты или индивидуальный подход?
Секта с пелёнок: в Перми после проверки
Роспотребнадзора приостановили работу частного детсада,
работающего по вальдорфской системе. Адептов этой
методики многие специалисты считают сектой – учение
имеет оккультные и религиозные корни. В некоторых
учреждениях детей приучают читать странные молитвы и
исполнять ритуальные танцы. Почему такие заведения
продолжают работу? И как в попытке найти место для
гармоничного развития ребенка не отправить его в
сомнительную общину? Разбиралась корреспондент "Вестей
ФМ" Александра Писарева.
Вместо утренней зарядки – особые
ритмические упражнения. Вместо ярких пластиковых игрушек
– только предметы из дерева, кожи, шерсти и других
экоматериалов. Всё направлено на развитие чувств и
творческого начала. В России, по некоторым данным, 60
детских садов, работающих по вальдорфской системе. И
примерно в 2 раза меньше школ. Хотя она предполагает
плавный переход из одной ступени в другую. В противном
случае сразу выплывают значительные минусы подобного
образования. К примеру, считается, что к чтению и письму
ребенок не готов до 12 лет.
Системе – больше 100 лет. Заведения есть
в 70 странах. Однако споры вокруг неё идут, не
прекращаясь. Основной аргумент критиков – у учения
оккультные корни. Это педагогическое ответвление
религиозно-мистического учения Рудольфа Штайнера –
антопософии. Ученикам нарочно затягивают детство,
говорит профессор Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, президент Российской
ассоциации центров изучения религий и сект Александр
Дворкин. Чтобы получить идеальных новых адептов учения,
пока ребёнок остаётся в саду или школе, идет обычная для
сект подмена понятий. И у детей, и у родителей.
Дворкин: Вначале говорят, что ребенку
дадут элитное образование, потом, когда ребенок начинает
там заниматься, говорят, что в принципе всё образование
– достаточно плохое и должно быть совсем другим. То есть
ребенка, например, нельзя до 10-летнего возраста учить
читать и писать, потому что это вредно. Бесконечные
занятие эвритмикой – такие медленные движения под
музыку. Обычно, если платишь, кажется, что это – стоящие
вещи. Покуда ребенок там, родителям полностью меняют
установки – мол, зачем вообще образование нужно?
Стоит год в детсаду от 100 000 до 300
000 рублей – в зависимости от города. Но в заявленных
принципах нередко разочаровываются даже те родители,
которые изначально проникаются идеей. Вот сообщение с
одного из форумов: "За 21 000 кормили откровенной
дрянью. Первую неделю ходила с ребенком на весь день.
Воспитатели не утруждают себя наблюдением за детьми на
прогулке. В группе не давали бегать, все время усаживали
на деревянные скамеечки. Игрушек почти не было. Сидели
на лавочках и слушали какие-то песни, которые им напевал
воспитатель. Звали по именам тоже нараспев. На мой
взгляд, сама идея – хорошая, но мы попали, видимо, к не
очень здоровым людям. И правда – напоминает секту. Ищите
педагогов, которые действительно понимают, о чем идет
речь".
Работу детсада в Перми приостановили
из-за того, что у детей не было кроватей – они спали на
полу, постельное белье меняли редко, а еда хранилась с
нарушениями. Такое "стремление к естественности" не
оценили. Хотя дело, может быть, не в самой идее, а в
реализации.
Про разные сады и школы пишут, что детей
заставляют читать молитвы перед едой. На выездных
мероприятиях – бесплатно работать: убирать на фермах и
так далее. Возможно, создатели таких учреждений не
разделяют философию, а просто пытаются заработать на
модных веяниях. Зачастую современные родители не хотят
просто растить детей, им нужны методики – вальдорфская,
Монтессори, Никитиных, Домана и так далее, говорит
доктор психологических наук Мария Киселева.
***
Читайте также по теме:
***
Киселёва: Из-за того, что люди плохо
себя чувствуют, не знают, чего они хотят, не понимают,
что они из себя представляют, им требуются постоянно
такие методики – как вообще жить, в том числе как
воспитывать детей. Потому что мы понимаем, что раньше
наши бабушки воспитывали по наитию. И были и гении, и
неудачники. Сейчас пропорции не меняются, более-менее
все вырастают и становятся средними нормальными людьми.
Но так как средними быть не модно в последнее время,
сейчас все – к максимализму. Человек должен быть
сверхчеловеком, ребенок должен чем-то отличаться от
других.
Иногда методики оказываются даже вредны
– как минимум для семейных отношений: родители ждут
сверхотдачи, если вкладывают деньги и усилия, а её нет.
Плоды пожинают и дети. Неумение читать и
писать к 7 годам можно пережить безболезненно, если
пойти в вальдорфскую школу. Но вальдорфских институтов
не существует, поэтому молодые люди оказываются не
готовы к системе оценок и подачи знаний и в целом к
современной реальности вне изолированного круга.
Тем не менее специалисты находят во
многих альтернативных методиках главный положительный
момент: индивидуальный подход и стремление услышать
ребёнка.
Александра Писарева
ВестиFM
- 01.10.2019
|