Задачи, принципы и формы организации
катехизической деятельности Русской Православной Церкви
Проект документа...
1. Общие положения
1.1. О документе
Определение документа
Документ имеет целью констатировать
современное состояние дел в области катехизации, оценить
имеющийся опыт, поддержать все лучшее, и предложить
адекватные меры по преодолению негативных тенденций, -
стать практической и теоретической базой для организации
катехизации в наши дни.
Документ сопровождается методическими
разработками в приложениях и сопутствующих изданиях.
Обоснование и актуальность документа.
Состояние и значение катехизации в Русской Православной
Церкви на современном этапе
Наше время дает право смотреть в будущее
с оптимизмом. Люди с надеждой обращают взор в сторону
Церкви, количество приходов и их членов увеличивается, в
том числе и за счёт молодёжи. Но вызывает беспокойство,
что хотя подавляющее большинство россиян крестится в
Православной Церкви, но мотивы, по которым они это
делают, зачастую являются далекими отподлинного
содержания веры. Православие в их сознании остается как
нечто национально традиционное. Наблюдается низкий
уровень знаний о Боге, вере и Церкви. Слаба ориентация
на нравственную и духовную жизнь. Обычным явлением стало
потребительское отношение к Церкви.
И значительная доля ответственности за
это лежит, конечно, на самих служителях Церкви, на тех,
кто не достаточно радеет о своих учительных
обязанностях.
В самой богослужебной жизни прихода
нередко отсутствует акцент на Евхаристии, как на главном
таинстве Церкви. Наряду с этим, наблюдается отсутствие
заинтересованности священнослужителей во
внебогослужебной работе, и вообще - недостаточный
уровень пастырской подготовки, неспособность донести
современному человеку вечные истины христианства.
Почти не слышно голоса мирян. А ведь от
степени укорененности в христианской традиции активной
части мирян, и особенно верующих учителей, зависит
восприятие Церкви всем современным российским обществом.
Сейчас мы можем только произнести
святоотеческое выражение "Семья - это малая Церковь".
Мало кто понимает, как сделать семейную жизнь
богообщением, путем спасения.
Неразвитость вне богослужебной жизни
приходов и совместного досуга приводит к почти полному
отсутствию социо-культурной среды, способствующей
привлечению детей и молодежи.
На сегодняшний день отсутствует
развитая, эффективная система образования и практической
подготовки катехизаторов, церковных психологов и
организаторов просветительской и социальной работы. Мало
выверенной специализированной литературы для
самообразования. На многих крупных приходах, и даже во
многих благочиниях до сих пор, несмотря на постановление
Архиерейского собора 2004 года, отсутствует штатная
должность катехизатора.
К проявлению активности мирян зачастую
бывает скептическое отношение. А между тем, уже
существующая катехизаторская и просветительская
деятельность как раз держится только на отдельных
энтузиастах - священниках и мирянах.
Крайне важно сместить акцент с
материальной стороны жизни Церкви на пастырскую.
Материальные ресурсы должны быть направлены прежде всего
на заботу о членах церкви, миссию, катехизацию, и
благотворительность. Как говорится в Послании юбилейного
архиерейского собора РПЦ, "Сегодня завершается
первоначальный этап церковного возрождения, на котором
главное внимание было уделено восстановлению старых и
открытию новых храмов, монастырей, духовных школ. Мы
вступаем в новую эпоху, когда от количественного роста
необходимо перейти к качественному, когда основное
внимание должно быть уделено воссозданию человеческой
души. Главная и неизменная забота Церкви - спасение
людей, не только постоянных прихожан, но и тех, кто ищет
свой путь к Богу. Нужно, чтобы каждый пришедший в храм
почувствовал себя в родной среде, ощутил любовь и
заботу. Пастыри должны помнить, что их личная святость
может привести к вере тысячи людей, так же как и их
пороки могут отвратить многих от Церкви…Если сегодняшняя
ситуация не изменится, нам грозит маргинализация Церкви
и потеря авторитета в обществе..."
Мы живем в новое для Церкви время.
1500-летняя традиция "симфонии" государства и Церкви
ушла в прошлое. И мы не должны ностальгически
ориентировать людей на это прошлое. Мы должны помнить,
что Церковь победила языческий мир не с помощью
"епископа внешних дел" в лице императора, но - своей
верой и мученической кровью. И"сегодня Церковь призвана
продолжать богословское дело Святых Отцов, отвечая на
многочисленные вызовы того исторического периода, в
который мы живем. Верность Святым Отцам есть, прежде
всего, верность самому их делу, то есть богословию,
верность их методу". (Доклад митрополита Минского и
Слуцкого Филаретана Юбилейном Архиерейском Соборе).
Организуя церковную работу, христианин
призван искать эффективные формы, уточнять их,
совершенствовать, сверяя со Священным Писанием и
святоотеческой традицией, не боясь применять все лучшее
в своей практике, по принципу, выраженному бл.
Августином: "В главном - единство, во второстепенном
-
свобода, во всем - любовь".
За последние годы сложилась добрая
традиция проведения общественно-церковных форумов,
конференций, образовательных проектов. Это, конечно,
способствует обмену опытом, книгоиздательству,
возвышению голоса Церкви. Однако дело катехизации так и
не стало общецерковным.
Настоящий документ призван придать
динамику росту исистематизации религиозного просвещения.
Он также призван содействовать грамотному введению в
общеобразовательных школах учебного предмета "Основы
православной культуры", и государственного стандарта по
теологии в вузах.
Слова Иисуса Христа: "Я создам Церковь
Мою, и врата ада не одолеют её" (Мф. 16. 18) - дают нам
силы и уверенность в успехе.
1.2. Богословское обоснование
катехизации
Основания катехизации в Новом Завете
"Альфа и Омега, Начало и Конец" (Откр.
1. 8) всего на светеесть Господь и Спаситель наш Иисус
Христос, и "никто не может положить другого основания"
(1 Кор. 3:11).
Посылая в мир Апостолов, Господь в их
лице сказал всем последующим труженикам на Его ниве:
1. "...идите, научите все народы",
2. "...крестя их во имя Отца и Сына и
Святаго Духа",
3. "...уча их соблюдать все, что Я повелел
вам" (Мф.28.19).
Начало Церкви - событие Пятидесятницы.
Это же событие стало началом апостольской проповеди,
суть которой - и провозглашение Благой Вести об Иисусе
Христе, и - научение, как воспользоваться этой вестью
себе во спасение.
Только "умилившись сердцем" от учения
апостола Петра, слушатели спросили:"что нам делать, мужи
братия?" -И услышали: "покайтесь, и да крестится каждый
из вас во имя Иисуса Христа". Как видим, научение перед
крещением совершенно естественно. Но оно не прекращается
и после крещения. Уверовавшие и крестившиеся постоянно
пребывали "в учении Апостолов, в общении и преломлении
хлеба и в молитвах" (Деян. 2:37-38, 41-42). И до того,
как последователи Христа стали называться "христианами",
они назывались именно "учениками" (Деян.6:1; 9:25,38).
В Деяниях Апостолов есть примеры,
говорящие о непростом и неоднозначном положении дела
катехизации. Вот апостол Филипп крестит самарян, и среди
них - Симон, который так и остался волхвом. Пришедшие
Петр и Иоанн не укоряют Филиппа за недостаточную
подготовку крещаемых, но призывают самого Симона к
покаянию (Деян.8).
Вот крестится евнух эфиопской царицы, и
далее, после крещения, он "уже не видел" своего
крестителя, и в одиночестве "продолжал путь, радуясь"
(Деян. 8:39).
Вот Павел приходит в Иерусалим, и
старейшины Иерусалимской общины говорят ему: "видишь,
брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они
ревнители" ветхого закона, время которого безнадежно
прошло (Деян. 21:20).
Но никакие частные случаи и недоумения
не могут зачеркнуть слов, прямо сказанных Господом
Иисусом Христом своим ученикам: "Итак, идите, научите
все народы, крестя их во имя Отца Сына и Святого Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20).
И наше дело - стараться исполнять эту Божию заповедь, не
взирая на трудности, сомнения и неудачи.
Экклесиологические обоснования
катехизации
Дать исчерпывающее определение Церкви
так же невозможно, как дать "определение"
Бога."Определить", значит окружить пределами, отделить
от всего остального. Обратим внимание, как в Священном
Писании говорится о Церкви. Она есть "тело" Христово,
"полнота Наполняющего все во всем" (Еф.1:23). Она же
есть"Столп и утверждение истины" (1Тим.3:15). В Символе
веры мы равно выражаем веру как в Бога, так и в Церковь.
Мы все, стоящие в храме, не называем себя "церковью", но
- поем: "Верую… во едину святую соборную и апостольскую
церковь…"Иными словами:
Верую, что она едина, и не может быть
двух церквей, как не может быть двух тел при одной
главе.
Верую, что она - святая, то есть нет в
ней ничего нечистого и несовершенного, ничего от мира,
который есть "похоть плоти, похоть очей и гордость
житейская" (1Ин.2:16).
Верую, что она - соборная, то есть
вмещает в себя всех верных Иисусу Христулюдей всех
времен и народов, живущих на земле, или пребывающих на
небесах.
Верую, что она - апостольская, то есть
на земле она может быть только там, где есть видимое
апостольское преемство. "Только через связь с конкретной
общиной осуществляется для каждого члена Церкви общение
со всею Церковью" (Юбилейный архиерейский собор РПЦ.).
Верую, что есть люди, которые всецело
находятся в ней (о некоторых нам уже открыто: это те,
кого мы называем "святыми").
Верую, что и для меня это возможно.
Верую, и всеми силами стараюсь тоже
войти в нее через учение, через покаяние и исправление
жизни по заповедям, через участие в Таинствах,
установленных Самим Господом Иисусом Христом. Как писал
апостол Павел: "Братия, я не почитаю себя достигшим; а
только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к
цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить" (Флп.
3:12-15).
Так что вхождение в Церковь, или, как
сейчас говорят, "воцерковление", - непрерывный процесс,
и крещение - не только не завершает этого процесса, но
порой, как в случае крещения младенцев, - лишь начинает
его.
В первые века истории Церкви
существовали довольно четкие границы между церковью и
остальным, враждебным, языческим миром. Поэтому крещение
принимали большей частью люди в сознательном возрасте.
Крещению предшествовал более или менее продолжительный
подготовительный период, иногда- до нескольких лет.
Но со времен Константина Великого
границы стали размываться, появилось понятие "крещеный",
или "христианский" народ. Это - современная реальность.
И поэтому прежде всего необходимо предостеречь
ревностных не по разуму реформаторов от попыток вновь
создать, как встарь, "истинную церковь", вычленить ее из
всей массы крещеного народа, разделить всех - на
"полных" и "неполных" членов церкви. Делать это, значит
- резать по живому, совершать суд, не дожидаясь,
пока "придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке
и обнаружит сердечные намерения" (1Кор.4:5), и
окончательно поставит кого "одесную", а кого "ошуюю".
Итак, перед нами - весь наш крещеный
народ, и даже, можно сказать, - вообще весь наш народ, в
котором даже многие десятилетия богоборческой власти не
до конца вытравили стремление крестить детей. И мы -один
на один с этим народом. И надо радоваться каждому шагу
любого человека на этом пути, даже тому, что он просто
крестился, пусть даже толком не поняв, что с ним
произошло. "Как бы ни проповедали Христа, притворно или
искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться"
(Флп.1:18). И - надо стараться помочь любому желающему
сделать на пути ко Христу очередной шаг, и тем более -
посильно подготовить к такому важному шагу, как
крещение. Ведь чем более подготовлен, тем полнее открыт
Божией благодати, и тем сильнее, яснее и отчетливее
почувствуешь ее в Таинстве.
Судить же, кто уже воцерковлен, а кто
нет, - может только Господь Бог, Который "больше сердца
нашего и знает все" (1Ин.3:20).
2. Катехизация
2.1. Основные понятия в области
катехизации
Катехизация, миссия и пастырское окормление
Целью миссии Церкви всегда было -
открыть реальность Благой вести о Христе Спасителе, ибо
- "Как веровать в Того, о Ком не слыхали?" (Рим. 10:14)
Результат миссии достигнут, когда человек начинает жить,
исходя из этой реальности: "Кто будет веровать и
креститься, спасен будет" (Мк. 16:16). Катехизация есть
практический процесс раскрытия реальности Благой вести,
педагогическое сопровождение человека на пути к
Крещению, и на первых этапах самостоятельной церковной
жизни. Поначалу это слово означало "возвещать с
возвышенного места". Катехизация всегда осуществлялась в
виде диалога, собеседования, в форме вопросов и ответов.
И неслучайно. Потому что наполнить можно только
открытую, вопрошающую душу.
Катехизация начинается с изучения
событий Священной истории, то есть фактов Богооткровения
и взаимодействия Бога со Своим творением. Плодами
катехизации являются более полное православное
мировоззрение, и более полное и сознательное вхождение в
жизнь Церкви. А также - более совершенная нравственная и
более глубокая духовная и молитвенная жизнь, и, конечно
же - возрастающая любовь к ближним: "Что пользы, братия
мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не
имеет?" (Иак. 3:19-20).
При всех катехизаторских трудах
необходимо помнить слова Апостола, что "знание
надмевает, а любовь назидает" (1Кор.8:1). И если я все
познал и всему научился, но не имею любви, а то еще и с
презрением отношусь к менее образованным или
заблуждающимся братьям, я - "медь звенящая или кимвал
звучащий", и "нет мне в том никакой пользы" (1Кор.13).
Катехизация призвана не вырвать человека
из его жизни, но побудить более плодотворно и осмысленно
трудиться в том служении, к которому призван, к чему
имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель,
воспитатель, священник, монах и т.д.) (1 Кор. 7:20).
Всем вокруг - и на работе, и в семье - должно стать
лучше от того, что человек стал христианином.
2.2. Цели и задачи катехизации
Если говорить более подробно, то
выделяются следующие задачи:
а) помощь в освоении Священного Предания
Православной Церкви, идущего от апостольских времен, и
особенно - Евангелия, как главнейшего элемента этого
Предания, как книги жизни;
б) помощь в формировании христианского
мировоззрения, укорененного в Евангелии и других
Священных книгах, и сформулированного в Символе Веры;
в) содействие в постепенном врастании в
Церковь, как в Тело Христово.
г) помощь в осознании того, что центром
всей жизни православных христиан является Евхаристия, и
помощь в приобщении к Евхаристической жизни общины;
д) содействие в изучении церковной жизни
и церковной истории, формирование чувства каноничности и
дисциплинированности, а также - внутренней и внешней
культуры благочестия;
д) помощь в принятии иерархического
устройства Церкви;
е) помощь в обретении своего места в
Церкви, в устроении личной духовной жизни;
ж) содействие в понимании степени своей
личной ответственности за нашу церковную жизнь.
2.3. Принципы катехизации:
Основные принципы катехизации
а) Христоцентричность.
Существует иерархия христианских
ценностей.
Наша цель - обрести спасение в Господе и
Боге нашем Иисусе Христе. И крестимся мы только потому,
что Сам Он сказал:"Кто будет веровать и креститься,
спасен будет" (Мк.16:16). В задачи катехизации не входит
воспитание "книжников и фарисеев" (Мф. 5:20) и
"обрядного благочестия". Вся церковная жизнь направлена
ко Христу, и имеет значение лишь в той степени, в
которой помогает быть с Ним. Необходимо сначала услышать
от Самого Христа о том, что Ему угодно, ибо"кто имеет
заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит
Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и
явлюсь ему Сам" (Ин.14:21). Суть же всех Его заповедей -
"возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею
душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и
наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби
ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях
утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:37-40).
Обряд же, это именно "обряд", он
обряжает, дает форму выражения нашей любви ко Христу и к
ближнему, например, в форме поклона.
б) Сосредоточенность жизни на
Евхаристии.
Центром церковной жизни является
Евхаристия. Сам Господь сказал:"истинно, истинно говорю
вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить
Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я
воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно
есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие" (Ин.6:53-55).
В крещении человек рождается для новой
жизни, в Евхаристии он осуществляет эту новую жизнь.
Евхаристия, это когда мы все вместе собрались в любви и
радости, и Сам Христос посреди нас, и не только посреди
нас, но и - в нас, и мы - в Нем.
И участвовать в этом Таинстве и внешне,
и всей духовной полнотой - цель, заданность для всех
нас, и уже составляющих церковную общину, и еще только
вступающих в нее.
в) Общинность.
Катехизация - дело всей церковной
общины. В день Пятидесятницы люди не только
"крестились", но "и присоединились" (Деян.2.41) к первоапостольской церковной общине. Кто приводит
человека креститься, должен бы говорить ему: от ныне во
всем будем вместе.
Чтобы новообращенному легче было войти в
общину, необходимо очищать ее от духа индивидуализма,
закрытости, сепаратизма и сектантства в любых его
проявлениях.
"Задача православного свидетельства
возложена на каждого члена Церкви. Долг православных
христиан - свидетельствовать о той истине, которая была
навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола
Павла, "мы соработники у Бога" (1 Кор. 3:9)" (Юбилейный
архиерейский собор РПЦ).
г) Неидеологизированность.
Разница между религией и идеологией в
том, что религия охватывает всего человека ради самого
же человека, чтобы соединить с Творцом. Аидеология
стремится только подчинить себе, сделать своим слугой и
исполнителем. Враги Христа хотели через религию достичь
земного благополучия, порядка, спасения родины и ради
этого требовали слепого подчинения безличным законам.
Христос же выше всего поставил человека, сделал его
предметом любви, предметом абсолютного внимания. Он ни
слова не сказал о государстве, истории, культуре, то
есть о том, что составляет предмет всех идеологий. Его
внимание было обращено на живых людей, окружавших Его.
Благодаря Христу, преобразилась религия: из идеологии
она стала живой силой, спасающей живых людей.
д) Приобщение к церковной жизни, как
к радостной полноте жизни во Христе.
Господь сказал: "радость Моя в вас
пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15:11).
Апостол писал: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще
говорю: радуйтесь" (Флп. 4:4). Нужны и сокрушение, и
плач, и слезы о своих грехах, но все это- ради
совершенной радости во Христе. Особенно детям и молодежи
необходимо раскрывать радость православия. Праздником и
радостью надо делать для них посещение храмов, учебу в
воскресных школах и общение с братьями.
е) Активная открытость миру.
Апостол Иоанн Богослов пишет: "Кто
говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот
лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как
может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него
такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего"
(1 Ин. 4:20-21). Любовь возрастает в делах, "ибо, как
тело без духа мертво, так и вера без дел мертва"
(Иак.2:26). Одним из выражений любви к брату является
социальное служение. Сегодня государственные учреждения
социальной защиты и образования готовы к сотрудничеству
с Церковью. Но, как это ни парадоксально, проще привлечь
к общественной активности неверующих людей доброй воли
или неофитов, нежели укорененных в церковной традиции
людей. А между тем, широкая социальная работа, это еще и
- самая деятельная противосектантская работа. Мы не
имеем морального права атаковать, например,
администрацию больницы с требованием выгнать сектантов,
если не готовы сами предложить лучшую помощь, чем та,
которую они обеспечивают.
Кроме того, христиане должны приобретать
опыт твердого стояния перед натиском повальной
секуляризации, распространяемой СМИ, перед культом тела,
вседозволенности, комфорта. На Тайной вечере Христос
молился: "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы
сохранил их от зла" (Ин. 17:15). Господь призывает нас
быть "солью земли, светом мира" (Мф. 5:13-14), и быть
готовыми"всякому, требующему у вас отчета в вашем
уповании, дать ответ с кротостью и благоговением"
(1Пет.3:15).
По словам преподобного Максима
Исповедника, "к миру надо относиться не чувственно, не
бесчувственно, а сочувственно".
***
Читайте также по теме:
***
Педагогические аспекты катехизации
а) Личностность.
Личность не растворяется в Церкви, но
Церковью охраняется. Человек, вступая в Церковь,
получает возможность раскрыть себя, как личность,
служить Христу и Церкви тем даром, который получил от
Бога, и в том служении, к которому чувствует призвание.
Каждый человек уникален, и при воцерковлении необходим
индивидуальный подход, Воцерковление может строиться
только на искренних, доверительных отношениях.
б) Диалогичность.
"Свидетельство не может быть монологом
-
оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог
подразумевает две стороны, взаимную открытость к
общению, готовность к пониманию, не только "отверстые
уши", но и "расширенное сердце" (2Кор. 6:11) (Деяния
Юбилейного Архиерейского Собора).
в) Компетентность.
Священнику и катехизатору необходимо
четко осознавать степень своей компетенции, сознавать,
что не являешься носителем полноты истины, и можешь
ошибаться. Важно также понимать реальную
церковно-историческую действительность, видеть острые
моменты таковой, и уметь отличать вечное и непреходящее
от временного и случайного. Желательно обладать навыками
общения и необходимыми знаниями в области педагогики,
психологии и других гуманитарных дисциплин.
Жизнь каждого христианина, и тем более
того, кто занимается проповедью от лица Церкви, должна
соответствовать его словам."Господа Бога святите в
сердцах ваших" (1 Пет. 3:15), "имейте добрую совесть"
(1Пет.3:16), "подавайте пример" (1Пет.5:3), "будьте
образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в
чистоте" (1Тим.4:12), - увещают Апостолы пастырей и
проповедников.
г) Адекватность.
Катехизация не может быть успешной при
желании церковных педагогов закрыться от современных
проблем общества. Также "нельзя идеализировать прошлое,
игнорируя трагические недостатки или неудачи, имевшие
место в истории Церкви. Образец духовной самокритики
дают, прежде всего, великие отцы Церкви" (Юбилейный
архиерейский собор РПЦ). Желание показать неадекватную,
идеализированную картину жизни - превращает православие
в утопию, вносит противоречие между исповеданием и
жизнью.
д) Системность.
Воцерковление взрослых и религиозное
воспитание детей - процесс поэтапный, требующий
комплексного, системного подхода. Необходимо учитывать
возрастные особенности слушателей, их религиозную
мотивацию и уровень светского образования.
Согласно катехизационной системе Кирилла
Иерусалимского, более старшие обучаемые не должны были
рассказывать младшим то, что было преподано им.
е) Современность.
Церковь поощряет попытки создавать
новые, современныеформы передачи евангельских истин.
Следует приветствовать каждую положительную инициативу и
поддерживать тех, кто выступает первооткрывателями в
сфере катехизации."Все испытывайте, хорошего держитесь"
(1Фес.5:21).
ж) Добровольность.
Бог хранит свободу человека. Катехизация
может быть только откликом на свободное произволение
человека к воцерковлению. Использование технологий,
нарушающих свободу, недопустимо.
з) Ответственность.
Отваживаясь влиять на жизнь человека, мы
должны помнить об ответственности. Нельзя поддаваться
соблазну воспитать себе подобных. Другой человек, даже
ребенок, вовсе не обязан во всем быть похожим на нас. Он
- другой, у него свой путь, мы же призваны всемерно
помогать ему. И без любви тут ничего не сделаешь.
Любить, это значит видеть Божественный замысел о
человеке.
и) Смиренность.
Смирение происходит от понимания, что
истинным детоводителем является Господь, а мы -
соработники Ему, по словам апостола Павла (1Кор.3:9).
Наше педагогическое усердие должно отступать перед
таинственным Божиим промыслом.
к) Свобода в определении форм
катехизации.
Выбор форм катехизации может и должен
варьироваться в зависимости от того, к кому мы
обращаемся. Господь не повелел ни писать книги, ни
создавать иконы. Он просто сказал: "идите, научите…".Как
делился опытом Апостол Павел, "для Иудеев я был как
Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как
подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых
закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред
Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых
закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести
немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по
крайней мере некоторых" (1Кор.9:20-22).
2.4. Основные направления катехизической
деятельности.
1) Непосредственное содействие
воцерковлению человека, включающее:
а) Церковную образовательную и
просветительскую деятельность. Она должна быть построена
на многих уровнях- от приходского и межприходского, до
всецерковного.
б) Приобщение к общинной литургической
жизни, основанной на Евхаристии.
2) Формирование в объеме православной
общинной жизни -детско-юношеской, молодежной и семейной
среды. Человек - существо целостное, и его полноценное
духовное, психическое, социальное и физическое развитие
успешнее происходит в среде, чем-то схожей с ним.
Формированию этой среды способствует:
а) Работа в творческих мастерских и
студиях, военно-патриотических, спортивных и
туристических клубах. Эта работа должна быть построена
на основании христианских ценностей и соответствовать
возрастным особенностям и запросам времени.
б) Приобщение к социальному и
миссионерскому служению, а также к созидательному труду.
Таким образом, создается конструктивное личностное
общение, в рамках которого христианин, находясь среди
активных верующих, обретает возможность проявить себя и
найти свое место в жизни.
в) Организация интересного и
содержательного детского, молодежного и семейного досуга
и отдыха в рамках паломнических поездок, православных
детско-юношеских и молодежных лагерей и т.д.
3) Социально-психологическая помощь и
поддержка семьи, детей и молодежи.
а) Первое и основное - подготовка
молодых людей к созданию здоровой семьи, рождению и
воспитанию детей.
б) Опыт показывает, что многие подростки
с надеждой ждут содействия при выборе жизненного пути. В
этом направлении возможно создание социально значимых
программ и проектов с привлечением соответствующих
специалистов.
в) Особый род деятельности - преодоление
последствий алкоголизма, наркомании, психологического
травматизма и пребывания в тоталитарно-деструктивных
сектах. Здесь нужна слаженная комплексная и системная
работа, с привлечением уникального опыта и помощи
соответствующих государственных и общественных
организаций. Здесь не обойтись без комплексных центров и
долгосрочных программ на региональном и межъепархиальном
уровнях.
2.5. Воцерковление детей. Общие задачи церковного
воспитания
а) Мы должны ясно сознавать, чему мы
можем научить детей, и чему не можем. Есть знание о
Боге, и есть знание Бога. Мы можем пытаться передавать
детям знания о Боге, мы не можем дать им познание Бога.
Это не в наших силах. Познание Бога - индивидуальный
путь спасения души, путь приближения к Богу, это тайна
отношений между Богом и человеком. Но все-таки знания о
Боге нужны, и мы должны давать их. Знания эти, мысли, с
ними связанные, вопросы, ими поднимаемые, - это почва,
на которой развивается духовная жизнь, и на которой
может произрасти познание Бога.
б) Духовная жизнь детей - реальная и
настоящая. Это одна из основных истин христианского
учения. Православная Церковь с особой силой утверждает
значимость, реальность детской духовной жизни. Наша
Церковь утверждает это в своем самом существенном
действии - крещении и миропомазании младенцев, делая,
таким образом, маленьких детей полноправными членами
Церкви, и допуская их к Причастию Святых Тайн, то есть к
самой сердцевине и сущности жизни в Церкви. С семи лет
Церковь призывает детей к таинству покаяния, то есть
признает в них возможность личной, нравственной жизни.
Одна из важнейших задач - научиться
обращаться к детям: - говорить им проповеди, устраивать
детское говение, богослужения с участием детей, обучать
прислужников в алтаре, привлекать девочек к заботе о
храме, организовывать детские хоры. Это самое трудное
дело. На вопрос, "как писать книги для детей?" некто
ответил: "как для взрослых, только гораздо лучше".
в) Все должно быть направлено к тому,
чтобы пробудить в ребенке ощущение реальности Бога.
Другими словами, важно помочь ребенку все-таки узнать
Бога, а не только узнать о Боге. Это подлинный критерий
успешности всех наших преподавательских трудов.
г) Мы все собраны вокруг Бога. Мы суть
одно: одно Тело, одна Церковь. Проходят годы, многое из
того, чему мы учили детей, может забыться, но если они
ощутили, что принадлежат к единому Телу, если у них
завязались личные отношения внутри той группы, которая
отождествляется ими с Церковью, то мы заложили прочное
основание для православного христианского воспитания.
д) В церковной жизни должна участвовать
вся семья. Особенно участие в евхаристии должно быть
общесемейным, постоянным делом, и, конечно же, не раз в
год, и даже не раз в каждый пост, а гораздо чаще, чтобы
сердце не успевало охлаждаться. Настоящее воспитание
происходит только тогда, когда семья искренне живет
Христом, когда все вместе молятся, читают, а главное -
любят друг друга. Ребенок должен видеть: в семье
Христос, потому что в семье - рай.
е) Религиозное воспитание связано с
внутренним ростом. Рост происходит в глубинах личности:
возрастают понимание, силы, разум, чувства. Если роста
нет, наступает застой. Искусство воспитания может быть
определено, как "содействие росту". Это звучит
тривиально, но это один из самых верных и стойких
критериев воспитательного процесса.
ж) Преподавание основ христианства
должно быть "разумным служением" (Рим. 12:1). И все же
наша вера не умещается в жестких рамках разума.
Существенная часть веры - ощущение священной тайны,
благоговение, или страх Божий. Христианская вера
признает наличие тайны Бога, наличие тайны в мире и в
жизни. Эта тайна превосходит человеческое понимание. И у
ребенка должно вырабатываться ощущение этой тайны.
з) Религиозное воспитание должно быть
"целостным". Христианская вера не может быть ограничена
частной, или иными сферами жизни человека. Нельзя быть
христианином наполовину, или время от времени, или
только в определенных сферах жизни.
и) Для гармоничного развития детей
необходимы и культурное воспитание, и социальная
адаптация. Существует псевдодуховное мнение, что детей
нужно воспитывать исключительно церковно, дабы оградить
от тлетворного влияния мира сего. В рамках этого взгляда
светская культура считается излишней и даже вредной,
потому что-де, она отвлекает от молитвы и всего
церковного; плоды цивилизационного развития общества
объявляются чуть ли не сатанизмом, готовящим приход
антихриста. Детям запрещают общаться с нецерковными
сверстниками ("растлят"), не подпускают к компьютеру
("зомбирует"), и проч. А в результате - дети вырастают
не приспособленными к жизни, серыми, необразованными,
культурно и интеллектуально не развитыми, ибо, как ни
старайся, а из этого мира никуда не деться. Не найдя
своего места в социуме, они часто озлобляются, а иногда
обвиняют в своём маргинальном положении Церковь, которая
тут совершенно не при чем. Апостол Павел говорит: всё
испытывайте, хорошего держитесь (1 Фес. 5:21); всё мне
позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно,
но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12).
Церковно-воспитательную работу лучше
всего вести не как основную линию, но как дополнение к
социально значимой профессиональной деятельности. Таким
образом, православное воспитание будет как бы растворено
в культурной, социальной и профессиональной
деятельности, и ничто не уйдет от его влияния. И
думается, что именно в этом широком миссионерском
видении воспитательной работы кроется единственный, до
сих пор слабо используемый шанс - сберечь себя и своих
детей, не потерять безвозвратно еще одно молодое
поколение.
к) Важнейшей задачей воспитания является
подготовка детей к встрече с секулярным соблазнительным
мировоззрением. От тлетворного влияния мира невозможно
убежать; ему можно лишь противостоять. Нужно вооружить
детей соответствующим "багажом": развивать в них
художественный эстетический вкус, приобщать к
классическому искусству, музыке, литературе, развивать
творческие задатки, - чтобы, столкнувшись с доминирующей
сегодня молодежной субкультурой, наши дети имели некое
культурное "противоядие", которое они могли бы
противопоставить массовой псевдокультуре.
Кроме того, без общей культуры очень
трудно воспринимать и Богослужение, и церковную историю,
и церковное искусство. Великая европейская и
отечественная культура по сути своей - явление
христианское; и родители просто обязаны приобщать ей
детей. Классическая культура - не враг Церкви, а первый
её союзник.
л) Особо следует остановиться на спорте.
Спорт ныне заменяет физический труд. И те, кто вовсе не
знают физического труда, и те, кто работают в нервно
истощающих условиях заводов и фабрик, могут находить в
спорте радость освобождения от нервного утомления.
Особый интерес у современных детей и молодежи вызывают
различные боевые искусства. Совершенно очевидно, что при
работе с мальчиками-подростками православным педагогам и
родителям необходимо уделять внимание спортивной и
силовой подготовке.
м) Особая задача в деле воспитания
-раскрытие соотношения между наукой и религией. В
процессе диалога с представителями культуры и науки
Церковь должна все более четко вырабатывать, и
недвусмысленно провозглашать свою позицию. Никто не
имеет права упрекать наших церковных соотечественников в
том, что они имеют те или иные взгляды на проблемы жизни
на земле. Но - лишь до тех пор, пока последние не входят
в прямое противоречие с догматами Святой Церкви. И во
всяком случае - надо учить детей любить природу, как
прекрасное Божье творение, и чтобы они подходили к ее
изучению с благоговением и молитвой, все более и более
познавая Божию премудрость.
2.6. Катехизация и богослужение
По словам Святейшего Патриарха
Алексия, "наши литургические тексты могут быть величайшим
средством учительного, просветительного, миссионерского
служения Церкви <...> Вот почему мы призваны подумать о
том, как сделать богослужение более доступным людям".
При этом к вопросу языка Богослужения
следует подходить крайне осторожно, помня события
раскола в конце 17-го века. Сразу следует осудить
попытку отдельных "ревнителей" - по своей инициативе
заново переводить и самовольно употреблять на
Богослужении как Священные, так и богослужебные тексты.
Все известные нам подобные попытки являются неудачными,
уже хотя бы потому, что являются плодом гордого
самомнения и самочиния. Это дело может быть только
общецерковным, как общецерковным делом был перевод на
русский язык Священного Писания в середине 19-го века.
И дело это не стоит на месте. Юбилейным
собором РПЦ "признано полезным продолжение трудов по
редактированию богослужебных текстов с целью облегчения
их восприятия молящимися".
Ради облегчения входа и пребывания
современных людей в Церкви, в некоторых регионах по
благословению правящих архиереев в целях миссии и
катехизации проводятся специально организованные
богослужения, которые обладают следующими особенностями:
а) Богослужение, без нарушения его
цельности и молитвенного настроя, в необходимых случаях
перемежается с его объяснением.
б) На время богослужения в храме
прекращается торговля, и другие отвлекающие факторы.
в) Закрытие и открытие царских врат
осуществляется по архиерейскому чину.
г) Евангелие, Апостол, паремии и другие
чтения Священного Писания читаются или повторяются на
русском языке.
д) Проповедь читается после чтения Слова
Божия, и по теме Писания.
е) Содержание "тайных" литургических
молитв обязательно тем или иным способом доводится до
молящихся.
ж)Иногда в тексты во время чтения
священнослужителями и чтецами вводятся замены особо
непонятных слов и выражений, что, не вызывая
раздражения, облегчает понимание.
Более широкое распространение практики
подобных богослужений явилось бы деятельным решением
поднятой ещё в 1996 году Святейшим Патриархом Алексием
II проблемы "приближения в миссионерских целях
литургической культуры Православия к пониманию наших
современников".
Подобные инициативы зачастую
наталкиваются на естественный консерватизм тех, кто уже
находится в церковной ограде. Традиции и уклад жизни
приходов, сложившиеся на протяжении десятилетий, порой
воспринимаются нашим церковным народом, чуть ли не как
святоотеческие, искони православные. Но поскольку
другого церковного народа Господь нам в ближайшее время
не предоставит, необходимо соблюдать в этих вопросах
крайнюю чуткость и осторожность.
В конце концов, если выбирать хороших,
вдумчивых чтецов, ставить их в нужный момент не на
клиросе, а перед иконой посреди храма, если заботиться о
слаженном, осмысленном пении, то проблема языка
Богослужения уже будет решена процентов на девяносто.
2.7. Катехизация и церковная община
"Действенность свидетельства Церкви
Христовой в немалой степени зависит от воплощения
проповедуемых ею истин в жизни и практике христианских
общин" (Юбилейный Архиерейский Собор). Община же только
тогда обретает миссионерскую силу, становится "христовым
благоуханием" (2Кор. 2:15) для мира, когда внутри ее
самой - мир и правда Христовы.
Основные принципы взаимоотношений
настоятеля и церковной общины можно определить как
семейность, братство, отцовство, любовь и доверие между
всеми членами прихода. Следует отметить важность
послушания прихожан священнику - и в силу статуса
служения священника (в области вероучительной и
административной), и в силу осознанного выбора его как
духовного руководителя (в области личной духовной
жизни). А священник должен помнить, что миряне являют,
согласно апостолу Петру, "царственное священство, народ
святой" (1Пет. 2:9). Обращаясь к пастырям, Апостол писал:
"пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не
принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной
корысти, но из усердия, и не господствуя над
наследием Божиим, но подавая пример стаду" (1Пет. 5:2-3).
В принятии важных решений, связанных с
жизнью общины, желательно участие всего прихода.
Духовная жизнь человека теснейшим
образом связана с божественным даром свободы. Священник
может войти лишь в ту область жизни, которую человек
свободно доверит ему. При этом пастырь призван
осознавать меру своей ответственности перед Богом, как
Верховным Пастырем, перед конкретным человеком, и перед
его близкими.
Настоятель призван выстроить жизнь
общины таким образом, чтобы приходская внебогослужебная
жизнь была бы следствием и продолжением литургической
жизни.
2.8. Катехизация в контексте канонического права
Каноны, это - "приложение догматических
истин к историческому бытию Церкви. Утверждая высокий
авторитет и неприкосновенность канонического корпуса для
ревизии, мы не можем …настаивать на том, что все нормы
права, заключенные в канонах, действуют или должны
действовать в любое время и в любом месте по своему
буквальному смыслу.…Каноническая норма всегда …
обусловлена исторически конкретной ситуацией, связана с
обстоятельствами церковной жизни, которые имели место в
момент издания правила, и которые впоследствии могли
измениться". Поэтому каноны должны применяться"не
буквально, но с учетом всех обстоятельств времени их
издания, и настоящего времени с его иной спецификой".
Ими следует руководствоваться"не по букве, но в духе,
которым руководствовались Отцы, всегда действовавшие по
примеру Того, Кто, по слову Пророка, "трости
надломленной не переломит, и льна курящагося не угасит"
(Ис. 42:3) "(Доклад митрополита Филарета на Юбилейном
Соборе РПЦ).
2.9. Ошибки при воцерковлении
а) Подмена благовествования о Христе и
спасении - внешней церковностью.
Предпосылкой этому является мысль, что
можно привести человека к Богу через обряд. Однако
естественным является другой путь: от Христа и Евангелия
- к церковному обряду, который только в этом случае
наполняется реальным духовным содержанием.
Вхождение человека в Церковь должно
начинаться не с подчинения авторитету Церкви, но с любви
и доверия к ней. Дело не в авторитете Церкви, а в ее
правде, в ее свете и благодати. Если человек ощутит это,
Церковь становится для него авторитетной.
б) Создание в массовом сознании не
адекватного образа Церкви.
Церковь имеет непреложное и определяющее
значение в нашей жизни именно потому, что она Христова,
а не потому, что она традиционна для России.
Подмена живого Христа обрядом, и Церкви
- национализмом являются одной из причин, по которой у
людей имеет значительный успех неопротестантизм.
Патриотизм и обряд - вещи важные и нужные, но они не
могут занимать место Христа и Евангелия в Церковной
проповеди.
в) Подмена ожидания Христа ожиданием
антихриста.
"Церковь не разделяет и тех
апокалиптических страхов и предчувствий, того ощущения
беспомощной пассивности перед якобы близкой всемирной
катастрофой, которые возникают у многих накануне начала
новой эры. Мы, православные христиане, вступаем в третье
тысячелетие по Рождестве Христовом с твердой надеждой и
упованием на милость Божию, имея обетование Спасителя,
что врата адовы не одолеют Церкви. Наше будущее ...
зависит от того, сумеем ли мы сделать выбор между добром
и злом, между путем жизни и путем смерти (Втор.
30:19-20); оно зависит от того, насколько активной будет
наша христианская жизненная позиция, насколько крепкой и
непоколебимой будет наша вера".
"Дети! Последнее время. И как вы
слышали, что придет антихрист, и теперь уже много
антихристов, то мы и познаем из того, что последнее
время" (1 Ин. 2:18). Эти слова святого апостола и
евангелиста Иоанна Богослова, написанные на заре
христианской эры, напоминают, что эсхатологическое
"последнее время" началось в момент Боговоплощения и
будет продолжаться до конца человеческой истории. Мы
должны жить не в паническом страхе перед пришествием
антихриста, но в служении Христу через исполнение Его
заповедей. За два тысячелетия христианства немало
антихристов пришло и ушло, но Господь "всегда и сегодня
и во веки Тот же" (Евр. 13:8). И именно во всепобеждающей
любви Христовой, в Его постоянном присутствии в Церкви -
основа нашей веры в конечное торжество добра над злом,
жизни над смертью, Христа над антихристом" (Послание
Юбилейного Собора РПЦ).
г) Употребление недостоверных и
сомнительных источников.
Часто бывает, что церковный учитель или
священник апеллирует не к Священному Писанию, не к
догматическому и нравственному учению Церкви, но к
малодостоверным преданиям ("один старец сказал…"), или
вообще к "негодным и бабьим басням" (1 Тим. 4:7).
Зачастую отсутствие исторического контекста в научении
новообращенных приводит к восприятию Предания Церкви как
"сказки". А христианство - конкретно и исторично. Надо
иметь ясное представление об авторе книги, которую
хочешь использовать, о степени его авторитетности.
Наличие на книге благословения Архиерея или официальной
структуры Церкви поможет избежать многих искушений.
д) Преподнесение христианства как
системы запретов и долженствований.
Все внешние формы и правила должны
подчиняться евангельскому указанию: "суббота для
человека, а не человек для субботы" (Мк. 2:27). Как
хлеб для голодного, так и суббота для человека.
Церковные правила и ограничения - как хлеб для человека,
желающего поработать Христу. Но когда человек на вопрос,
"что такое христианство?" - сразу слышит, что
"христианство, это когда нельзя этого, этого, и этого, а
надо делать то, то и то…" -захочет ли он идти дальше?
е) "Торговля благодатью".
По словам Святейшего Патриарха Алексия
II, "чрезвычайно важно как можно скорее перейти от
практики формального требоисполнительства к
благоговейному, вдумчивому совершению Таинств и обрядов,
прежде всего крещения, исповеди, брака и отпевания.
Здесь всегда необходимо сердечное участие священника,
подготовка к совершению Таинства, и проповедь, так как в
эти главные моменты человеческой жизни особенно легко
найти контакт с открывающимся навстречу Божественной
правде сердцем человека. Напротив, формальный или даже
"коммерческий" подход … надолго, если не навсегда,
отталкивает от храма, внушает презрение к алчному
духовенству. Церковь - это не магазин духовных товаров,
здесь недопустима "торговля благодатью". "Даром
получили, даром давайте" (Мф. 10:8), - заповедал
Христос. Тот, кто превращает свое пастырское служение в
средство скверного прибытка, достоин участи
Симона-волхва. Лучше, чтобы такие люди покинули пределы
Церкви и занялись бизнесом на рынках".
ж) Категоричность, формальное,
уравнительное отношение к людям.
Зачастую преуспевающие в жизни
священники перестают понимать трудность жизни людей, и
налагают на них "бремена тяжёлые и неудобоносимые, сами
же не хотят и перстом двинуть их" (Мф. 23:4).
Предъявляют жесткие требования к больным, пожилым людям,
детям, подросткам, беременным женщинам, неоправданный
ригоризм в отношении одежды. В частности, это относится
к монашествующим, которые, сами отказавшись от брака,
начинают с этой позиции безапелляционно учить людей, как
им жить в браке.
з) Отрицательное отношение к успеху в
профессиональной деятельности.
Под влиянием подобной идеологии люди
считают, что от них требуется отказ от полноценной
жизни. Но христианство, говоря об отказе от мира (1 Ин.
2:15), требует отказа именно от греха.
Очень часто в качестве идеала
церковности мирскому человеку предлагается исключительно
как бы монашество в миру, что приводит к отходу от
активной жизни. Но на самом деле истинно церковное
мировоззрение ставит всю жизнь человека, в том числе и
его профессиональную деятельность - на очень высокий
уровень, уровень служения Богу: "И все, что делаете,
делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо
вы служите Господу Христу" (Кол. 3:23-24).
и) Несоответствие слов и жизни
проповедника.
Слова катехизаторов нередко расходятся с
делами, чем в большинстве случаев и обусловлен неуспех
проповеди.
2.10. Священнослужитель в деле катехизации
Каждый приходской священник призван
проявлять заботу обо всех, кто стремится обрести веру. И
он, конечно, не может уклониться от благодатной
деятельности по воцерковлению новообращенных. А
поскольку успешное воцерковление возможно только при
участии всей общины, то первой заботой священника должно
быть создание приходской среды, благоприятствующей
полноценной катехизаторской работе. Под непосредственным
контролем священника должно проходить воспитание
активных мирян, способных помогать в деле воцерковления.
Очень важно - достойно совершать
таинства Крещения. Неправильно -крестить в приватной
обстановке. Крещение по сути является рождением человека
в новую жизнь в Церкви, и поэтому, как у первых
христиан, должно стать праздником для всей общины.
Нельзя одобрить, когда Крещение совершается над
человеком, о котором священник узнал только имя, для
упоминания в молитвах. Согласно "Настольной книге
священно-церковнослужителя," священник должен
ознакомиться с обстоятельствами жизни ищущего Крещения.
2.11. Катехизатор-мирянин в деле катехизации
Катехизатор, - это служитель Церкви,
занимающийся своим делом по благословению церковной
власти. Служение катехизатора - неотъемлемая часть
поместной Церкви, епархии, общины. В идеале, катехизатор
должен иметь богословское образование, обще-гуманитарную
подготовку, чтобы уметь выполнять задачи -от краткого
оглашения - до организации систематической работы.
3. Виды и формы катехизической
деятельности
3.1. Подготовка ко крещению (оглашение)
Общие принципы организации оглашения
Крещение поистине должно стать не
плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй
совести (1 Петр. 3). Крестить без предварительной
катехизации(за исключением особых случаев) запрещено 78
правилом VI Вселенского, и 46 правилом Лаодикийского
Соборов.
Анализ различных практик позволяет
выявить некоторые общие принципы успешной организации
огласительной работы.
а) Оглашение должно проводится со всеми,
кто желает принять таинство Крещения (крестить своих
детей) или, будучи крещены в детстве, хотят возобновить
молитвенно-евхаристическое общение с Церковью.
б) Проводить огласительные беседы
предпочтительнее священникам или дьяконам. Вполне
допустимо, чтобы беседы, по благословению священника,
проводил богословски образованный мирянин. Нои в этом
случае необходимо личное знакомство священника с
оглашаемым.
в) Для крещения ребенка крайне
желательно, чтобы оглашение прошел хотя бы один из
родителей, а не только восприемники.
г) Изложение веры и основ христианской
жизни должно проводиться обязательно с учетом
возрастных, бытовых, профессиональных, семейных,
национальных особенностей, а также -с учетом предыдущего
религиозного опыта.
д) Надо дать некоторое время - осознать
важность предстоящего шага, испытать твердость намерений
(2 Правило 1 Вселенского собора).
е) Подготовка к Крещению ведется как
теоретическая, так и практическая. Теоретическая
заключается в изучении Евангелия и основ православного
мировоззрения, без излишних подробностей. Практическая -
в обретении навыка богослужебной и внебогослужебной
жизни.
Важные аспекты теоретической подготовки
а) О Боге и о вере.
Прежде чем требовать от человека
произнесения обетов Крещения, естественно -раскрыть ему
содержание веры, согласно которой он собирается жить.
Сделать это надо живо и творчески. Не надо касаться
второстепенных вопросов, но - руководствоваться Символом
веры. Надо объяснить и само чинопоследование крещения,
что, впрочем, можно делать и во время пауз при
совершении крещения.
б) О Православии.
"Православие не является
"национально-культурной принадлежностью" Восточной
Церкви. Православие - это внутреннее качество Церкви,
сохранение вероучительной истины, богослужебного и
иерархического строя и принципов духовной жизни,
непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен
апостольских" (Юбилейный собор РПЦ).
в) Понятие греха и искупления.
Надо дать человеку простое и ясное
понятие греха, как попрания воли любящего нас Бога, как
непослушание заповедям Распявшегося за нас. Хорошо бы
при этом опираться, в первую очередь, на Новозаветные
тексты, и ответы давать новозаветным языком. Например,
на вопрос, какое отношение имеет наша греховность к
греху Адама, и с какой стати "смерть перешла во всех
человеков", Апостол Павел объясняет, что "в нем все
согрешили" (Рим. 5:12). Мы все согрешили, и страдаем
из-за своего греха, а не из-за Адамова, и поэтому должны
покаяться. Но согрешили мы именно в нем, в Адаме. Эти
слова нельзя объяснить. Их нужно запомнить и
почувствовать.
Также на вопрос, что совершилось на
Кресте, Новый завет ясно отвечает: Христос умер "за
грехи наши" (1Кор. 15:3; Гал. 1:4; 1Пет. 3:18), "за людей"
(Ин. 11:50), "за нечестивых" (Рим. 5:6), "за всех нас"
(Рим. 8:32), и мы "искуплены … драгоценною Кровию
Христа, как непорочного и чистого агнца" (1Пет. 1:18-19).
И на вопрос, "кому предал Себя в жертву Христос?" - тоже
есть ясный ответ:"Богу". Но не в удовлетворение Его
якобы оскорбленного достоинства, но - "в благоухание
приятное" (Еф. 5:1-2).
г) О Христе и его заповедях.
Одна из бесед обязательно должна быть
посвящена Евангелию, как благой вести о Христе
Спасителе, о Христе Боге и о Христе Человеке. За время
подготовки оглашенные, в качестве минимального
требования, должны прочитать одно из синоптических
Евангелий, и книгу Деяний апостольских.
Как введение в христианскую
нравственность, незаменимы евангельские притчи, особенно
о блудном сыне, о злом должнике, о самарянине, о
талантах.
д) О Церкви, Таинствах и молитве.
Практическая религиозная жизнь немыслима
без собрания верующих. Ведь желая стать христианами, мы
"приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к
небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему
собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к
Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших
совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к
Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" (Евр.
12:22-24).
Мы призваны содействовать формированию у
людей чувства Церкви и правильных понятий о ее внешнем
устройстве, свойствах и Таинствах, применительно к
современной жизни.
Здесь же необходимо дать представление о
молитве, как о общении с Богом, Ангелами, и святыми.
Важно раскрыть перед людьми сущностные, а не
второстепенные аспекты подготовки христиан к исповеди и
Причастию (см. Приложение-памятку о подготовке к
причащению).
е) О дисциплинарных требованиях.
Для начала, надо бы ограничиться тем
минимумом, который установил Первый апостольский собор
для обращенных язычников: "воздерживаться от
идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не
делать другим того, чего себе не хотите" (Деян. 15:29).
Минимальная катехизация может быть
осуществлена в ходе четырех тематических бесед.
Уменьшение их нежелательно, но увеличение - возможно, с
пастырской рассудительностью и заботой о желающих глубже
познать веру. Оптимальный режим - одна беседа в неделю,
причем, нежелательно затягивать каждую долее одного -
полутора часов. Очень важна форма диалога, чтобы слышать
и чувствовать оглашаемого.
Очень помогают наглядные пособия и
современные средства обучения: видео-, аудио- и
компьютерная техника, для чего, естественно, нужна
небольшая видео- и библиотека.
Практические аспекты оглашения
При подготовке к Крещению человек должен
почувствовать, что он нужен Церкви, что именно в Церкви
с ним готовы говорить о самых важных и самых
таинственных сторонах его жизни. Общению должно быть
уделено не меньше внимания, чем изучению истин веры.
Желательно, чтобы подготовка к церковной
жизни осуществлялась силами того прихода, в который
собирается войти оглашаемый. Руководителем должен быть
настоятель храма, или другой священник, или активный
член прихода, которого благословит настоятель. Помогать
должны и другие члены общины, особенно восприемники
оглашаемых.
К практической подготовке относится:
а) Знакомство с приходской жизнью
(рассказ о храме, о порядке богослужений и их видах, о
святынях, о прихожанах и о направлениях внебогослужебной
жизни).
б) Посильное участие в богослужениях.
Важно, чтобы оглашенному помогли осознанно участвовать -
разъясняли смысл, давали литературу. Вполне уместно
совершение миссионерских богослужений - см. Раздел про
общину.
в) Выбор из молитвослова краткого
молитвенного правила, по согласованию с ответственным
священником или катехизатором.
г) Посильное соблюдение уставных
моментов, согласно свободному решению оглашаемого, в
частности, посильное соблюдения поста перед Крещением.
Требование соблюдать пост строго по уставу -
недопустимо!
д) Исповедь перед Крещением - для того,
кто проявит к тому свободное волеизъявление.
е) Если есть желание и возможность, -
участие в приходской внебогослужебной жизни, в
частности, в работе при храме, в уборке храма и
территории, в помощи нуждающимся.
Исповедально-доверительная беседа перед Крещением
Согласно традиции Церкви, с оглашенным,
перед тем, как его имя вписывалось в число готовящихся к
Крещению, проводилась испытательная беседа. Она давала
возможность выяснить мотивацию, общий настрой человека,
предшествующую жизнь. Если имели место занятия,
несовместимые с христианской верой, их следовало
оставить за время оглашения. В случае необходимости,
община даже содержала такого, пока не обретет новую
профессию.
По окончании катехизации происходило
вторичное испытание, иногда совмещенное с исповеданием
грехов. Проверялись полученные знания, и степень
готовности вступить в Церковь. Эти беседы, проводимые,
конечно же, только священником, дают оглашаемым
дополнительную сильную мотивацию для изучения веры и
изменения образа жизни.
О крещении младенцев
В общественном сознании Крещение
младенцев представляется, как старинный бытовой обряд,
обязательный для русского человека, где вера"крестных"
вовсе не обязательна. Однако же, исходя из
экклесиологических соображений, крестить можно только
детей сознательных христиан. По слову ап. Павла, дети
христиан святы (1Кор.7:14), они в силу рождения от
церковных людей принадлежат Церкви. Поэтому, кстати, чин
"воцерковления" должен бы предшествовать чину Крещения,
как свидетельствующий о потенциальной церковности детей.
Если родители еще недостаточно воцерковлены, должна быть
гарантия, что хотя бы восприемники смогут оказывать
серьезное церковно-воспитательное воздействие на детей.
Иначе - надо бы ждать, пока ребенок вырастет, и сам
свободно и осознанно захочет креститься. Вообще говоря,
в наше время, в силу утери общинности, и замкнутости
семейной жизни, роль восприемников по отношению к детям
не совсем ясна. Воцерковление детей в наше время лежит и
может лежать только на родителях. Основная же роль
восприемников - быть усердными молитвенниками за своих
крестников.
Вполне допустимо быть двум крестным,
хотя древняя практика знала одного, того же пола, что и
крещаемый. Истинным восприемником следует считать того
из них, кто более ответственно подходит к своим
обязанностям, вне зависимости от пола.
Следует напомнить, что в духовном
родстве брак воспрещается только между восприемниками и
родителями воспринятых. Восприемник же и восприемница
могут вступать в брак, также и крестные братья с
крестными сестрами. Но даже запрещенный брак
восприемника с матерью воспринятого епархиальное
начальство имеет право разрешить, если не встретится
других законных к тому препятствий (Указ Святейшего
Синода от 19 апреля 1873 г.).
Следовало бы разрешать присутствовать
при совершении Таинства матери, по прошествии сорока
дней, предварительно прочитав над ней очистительную
молитву. Есть также мнение, что, исходя из важности
момента, имеет смысл допускать женщин и раньше этого
срока, если только крестины совершаются не в храме.
3.2. Систематическая катехизация
Содержание систематической катехизации
Систематическая катехизация предполагает
организацию и проведение ряда встреч (еженедельных) со
стремящимися к воцерковлению крещеными или не крещеными
людьми, в течении длительного периода (например,
полугода). Цель этого вида катехизации - полнее раскрыть
перед всеми желающими содержание Священного Писания,
помочь на его основе построить православное
мировоззрение, и -утвердить в христианском образе жизни
посреди "рода строптивого и развращенного". Стержнем
программы может стать Православный катихизис.
Примерный тематический план курса
"Основы православного мировоззрения" представлен в
соответствующем приложении.
Организационные формы систематической
катехизации. Церковно-приходские школы.
"Воскресная школа" - условное
наименование учебных заведений, существующих при
православных приходах и братствах."Церковно-приходская
(воскресная) школа является начальной формой
религиозного образования, посредством которого у детей и
взрослых пробуждается и воспитывается произволение ко
спасению души, приводящее в итоге к преображению
личности и воцерковлению, формируется православное
мировоззрение" ("Положение о церковно-приходской
воскресной школе").
Современная церковно-приходская
воскресная школа призвана сначала создать уютную
домашнюю атмосферу, которой у многих детей и родителей
нет дома, и только после этого преподать некое знание.
Благоприятная в духовно-нравственном отношении среда
способна уврачевать многие детские, а нередко и взрослые
проблемы.
Думается, что будущее - за школами
семейного типа, где учатся и трудятся дети вместе с
родителями. Сейчас, когда семья, как "домашняя церковь",
стала редкостью, дети у себя дома не только не могут
получить православного воспитания, но лишены даже
простого человеческого общения. Совместный труд и учеба
в воскресной школе душевно сближает родителей и детей,
укрепляет внутрисемейные связи. В многолюдных школах
возникает необходимость родительских комитетов и
попечительских советов, с целью заботы о материальном
обеспечении школы и создании атмосферы общинности и
семейственности. Воскресная школа может стать
своеобразной буферной зоной для ребенка, помогающей
адаптироваться и стать членом Церкви.
Уроки в церковной школе должны быть
радостью творчества для одних, и радостью познания для
других. Любая унификация программ обучения опасна.
Однако нужен взаимоконтроль.
Если воскресные школы - это школы
воспитания благоговения и христианской нравственности,
то бальная системы оценок неуместна.
При школах возможна организация кружков
рукоделия и народных традиционных ремесел, секций и
клубов по интересам, по аналогии с домами творчества
светской образовательной системы.
Поскольку задача воскресных школ -
воспитание чувства благоговения к Богу и любви к людям,
- основное внимание следует уделять не тому, чтобы
передать как можно больше информации, но - чтобы
информация могла быть прожита, пережита, чтобы знание
стало руководством при совершении поступков.
В силу этого стоит задача подготовки
директоров и педагогов, отвечающих этой задаче.
Патриархия.Ru - 04.12.2006.
|