"Об организации катехизической
деятельности Русской Православной Церкви"
Письмо Синодального отдела религиозного
образования и катехизации
24 июня 2010 года
В просветительском служении Церкви
важнейшее значение имеет катехизация – содействие
уверовавшему в Бога человеку в сознательном и
ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им
основ православного мировоззрения и православного образа
жизни. Исполняя свою спасительную миссию, Церковь должна
оказывать такое содействие всем, кто нуждается в нем.
Катехизация является необходимой основой
церковно-приходского образования.
Основным содержанием катехизации
является наставление уверовавшего в Бога человека в
нравственных нормах христианства, сообщение ему главных
вероучительных истин, ознакомление его со Священным
Писанием, как Божественным Откровением, приобщение его к
литургической жизни Церкви, к святоотеческому
молитвенному и аскетическому опыту.
Сегодня нужна гибкая и
дифференцированная система катехизации перед Таинством
Крещения и после него. Необходимо создавать целостную,
комплексную систему непрерывной приходской катехизации с
различием форм и уровней, с учётом духовного состояния
людей, их возраста, национальной и социальной
принадлежности.
Катехизическая деятельность на приходе
Основными направлениями катехизической
деятельности на приходе являются:
- оглашение (подготовка людей,
уверовавших в Бога, к Таинству Крещения),
- пастырская деятельность по подготовке
прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия,
- совершенствование пения и чтения на
богослужении и разъяснение его содержания,
- систематическая
духовно-просветительская работа с прихожанами (в т.ч.
воскресная школа для взрослых, беседы, приходская
библиотека, регулярные паломничества и др.),
- православное воспитание и образование
детей, подростков и членов их семей (преимущественно
через церковно-приходскую воскресную школу),
- приходское консультирование по
вопросам православной веры и церковной жизни,
- катехизация в процессе социального
служения (в больницах, тюрьмах, детских домах и т.п.).
Ответственность за организацию и
осуществление катехизической деятельности в приходе
лежит на настоятеле. Для эффективного развития этой
деятельности настоятелям следует иметь помощника на
должности педагога-катехизатора в штатном расписании
прихода (Определение Архиерейского собора 2004 г. "О
вопросах внутренней жизни РПЦ" п.10, Постановления
Архиерейского совещания 2 февраля 2010 г., п.1.8). Такой
сотрудник должен быть аттестован(*) в епархиальном
отделе религиозного образования и катехизации.
1. Оглашение.
В настоящее время большинством
духовенства сознается недопустимость практики совершения
Таинства Крещения без предварительного оглашения и, в то
же время, недостижимость повсеместной полноценной
подготовки к Таинству. Следуя церковной икономии, Отдел
предлагает принять во всех епархиях следующие правила
подготовки к совершению Таинства Крещения:
1.1. Оглашение следует проводить со
всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими
принять Таинство Крещения. Недопустима практика
совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не
подготовленными (за исключением особых случаев,
например, страха ради смертного). В случае крещения
младенцев обязательную подготовку должны пройти родители
и восприемники.
1.2. Священникам и крещаемым следует
стремиться к возможно более полной подготовке к
Таинству, а крещаемым - настраиваться на церковную жизнь
и после Крещения.
1.3. При отсутствии возможностей или
условий для продолжительного (от нескольких месяцев и
более) оглашения священниками должны строго соблюдаться
требования минимального обязательного оглашения в
следующем объеме:
А) проведение двух предварительных
бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях
христианской нравственности, православного вероучения и
церковной жизни, и направленных на укрепление его веры и
его готовности изменить свою жизнь ради Христа. (В
первой беседе внимание должно быть уделено выяснению
мотивов обращения человека с просьбой о крещении и
помощи ему в осознании подлинных христианских мотивов
крещения, ответам на его вопросы. Во второй - акцент
должен быть сделан на нравственных аспектах христианской
жизни и на проверке правильности усвоения им
вероучительных знаний. В период между беседами
предполагается самостоятельный духовный труд: чтение
Евангелия, обретение опыта личной молитвы и посильное
участие в литургической и церковно-общинной жизни
прихода).
Б) Перед совершением Таинства необходима
исповедальная беседа, во время которой священник
раскрывает смысл обетов Крещения и выявляет отношение к
ним оглашаемого. Выясняет, нет ли в жизни человека
препятствий к участию в Таинстве Крещения, как то,
блудное сожительство, работа или иная деятельность не
соответствующая нормам христианской нравственности и
т.п. В случае выявления препятствий совершение Таинства
должно быть отложено до времени решительного исправления
жизни оглашаемого.
В) После Крещения требуется наставление
новокрещеного к последующей церковной жизни с
подчеркиванием особого значения Таинства Евхаристии для
православного христианина. Такое наставление должно
содержать конкретные предложения по его участию в жизни
прихода.
1.4. В приходах, где создаются
благоприятные условия, желательно повышать уровень
минимальных требований к оглашаемым, как это сделано в
ряде приходов, где обязательным условием крещения
является цикл тематических бесед (3-12 и более) для
группы оглашаемых в сочетании с их самостоятельным
духовным трудом (см. выше п.1.3.А), а послекрещальное
наставление развернуто в цикл тайноводственных бесед.
При индивидуальной подготовке
оглашаемого к принятию таинства Крещения
продолжительность периода оглашения и количество бесед
можно варьировать, но, несомненно, длительность
подготовки играет положительную роль.
1.5. Критерием готовности человека к
принятию Таинства Крещению следует признать его
сознательное и ответственное отношение к обетам
Крещения.
1.6. С родителями и восприемниками
крещаемых детей, практически не участвующими в
благодатной жизни Церкви, следует проводить
разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства
Крещения и о необходимости самим взрослым жить
полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей
и регулярно причащать их после Крещения. Уместно
предложить родителям и восприемникам подготовиться к
Таинству крещения младенца через личное участие в
Таинствах Исповеди и Причащения.
В каждом конкретном случае условия подготовки к Таинству
Крещения должны определяться священником с пастырской
любовью и рассудительностью.
1.7. Само совершение Таинства Крещения
может и должно стать существенной частью катехизации.
Желательно возрождение древней практики совершения
Крещения на крещальной литургии накануне великих
праздников в торжественной обстановке (после проведения
цикла огласительных бесед для группы обратившихся).
2. Систематическая катехизическая
деятельность.
2.1. Для новопросвещенных христиан, а
также для тех, кто, будучи крещен ранее, хочет
возобновить молитвенно-евхаристическое общение с
Церковью, необходимо предлагать систематические
катехизические беседы и занятия, которые могут
проводиться в форме воскресной школы для взрослых или в
иных удобных формах.
2.2. Нужно расширять практику изучения
Священного Писания в приходах в форме библейских,
евангельских бесед и кружков. Работа в небольших группах
с обсуждением текстов Библии обычно помогает участникам
глубже воспринимать Слово Божие и руководствоваться им в
своей жизни.
2.3. Богослужения, Таинства и обряды
Церкви, в которых участвуют новоначальные христиане,
полезно сопровождать своевременным катехизическим
пояснением, раскрывающим их духовный смысл.
Целесообразно проводить занятия и беседы для желающих
глубже понять содержание богослужений.
2.4. Должное внимание надо уделить
созданию и развитию приходских и епархиальных библиотек
и медиатек, ориентированию прихожан в православных
ресурсах сети Интернет.
2.5. Экскурсионно-паломническая
деятельность имеет высокий духовно-просветительский
потенциал, который следует в полной мере использовать.
3. Катехизическая работа с семьей.
При современном кризисе семьи особое
внимание необходимо уделять подготовке к Таинству
Венчания. Брачующиеся должны осознавать высокий
христианский смысл брака, как пути спасения, и
ответственность за него. Целесообразно ввести порядок
подачи письменных прошений о совершении Таинства
Венчания заблаговременно (за 1-2 месяца) по аналогии с
правилами, установленными государством для регистрации
брака. Это время, благоприятное для углубления церковной
жизни вступающих в брак, может быть эффективно
использовано для катехизической работы: объяснения
будущим супругам непосредственной связи Таинства Брака с
Таинством Евхаристии, христианского смысла семьи, как
пути спасения, как малой церкви. Церковное попечение о
семье должно продолжаться и после совершения Таинства
Брака. Важной задачей является организация православной
психологической консультации для семей.
4. Церковно-приходская воскресная школа
– основная форма православного воспитания детей и
подростков на приходе. Она должна воспитывать детей на
христианских началах, передавать им базовые
вероучительные знания и навыки церковной жизни.
Подлинным критерием успешности работы
воскресной школы является реальное принятие учащимися
нравственных норм православной жизни, проявляющееся в
решимости противостоять порокам и соблазнам, в участии в
Таинствах Церкви. Детей и подростков, посещающих
воскресную школу, следует приобщать к участию в жизни
прихода и, по возможности, к социальной и
благотворительной деятельности.
Церковно-приходские воскресные школы
должны действовать в каждом приходе. Все они должны быть
аттестованы(*) епархиальным отделом религиозного
образования и катехизации, и каждый преподаватель
воскресной школы должен регулярно проходить
аттестацию(*).
5. Иные формы катехизической
деятельности на приходе.
В храмах, посещаемых и во
внебогослужебное время, должен быть дежурный, способный
давать вразумительные ответы на обычные вопросы
приходящих. Рекомендуется настоятелям больших городских
приходов создавать в храмах консультативную службу по
вопросам веры и церковной жизни, привлекая для этого
образованных мирян. Имеющийся опыт показывает
эффективность индивидуальных просветительских бесед в
катехизаторской и миссионерской работе с заходящими в
храм малоцерковными людьми. Такая деятельность особенно
полезна в дни, когда храмы посещает большое число людей,
редко участвующих в таинствах Церкви (Богоявление,
Великая Суббота, Пасха Господня, Рождество Христово, дни
поминовения усопших). В приходе следует распространять
катехизические листки, посвященные праздникам,
таинствам, богослужению и отдельным вопросам церковной
жизни, размещать информационную доску, содержащую
просветительскую информацию.
Необходимо особо заботиться о повышении
церковной грамотности и о духовно-нравственном
совершенствовании сотрудников храма и продавцов в
церковных лавках. Настоятелям приходов рекомендуется
организовывать для них проведение
духовно-просветительских бесед, направлять их на
обучение, строго контролировать практику их отношения к
прихожанам и покупателям.
Организация катехизической деятельности
в епархии
6. Консолидация усилий отдельных
приходов способна существенно повысить уровень
катехизической деятельности в епархии.
6.1. Во исполнение Определения
Архиерейского Собора 2004 г. "О вопросах внутренней
жизни Русской Православной Церкви" (п. 10) во всех
епархиях должны быть назначены помощники благочинных по
религиозному образованию и катехизации(*).
6.2. Следует организовать при
епархиальных отделах религиозного образования и
катехизации совещательный орган помощников благочинных
по религиозному образованию и катехизации(*).
6.3. Следует уделять особое внимание
подготовке, повышению квалификации и созданию
соответствующих благоприятных условий для деятельности
специалистов в области катехизации и педагогов
церковно-приходских воскресных школ.
6.3.1. Епархиальная система подготовки
кадров и повышения квалификации должна включать три
основных составляющих: 1) подготовка преподавателей для
курсов катехизаторов (в духовных академиях, семинариях,
в православных ВУЗах, на факультетах и кафедрах
теологии), 2) повышение квалификации действующих
преподавателей (краткосрочные курсы), 3) подготовка и
переподготовка специалистов в области катехизации для
приходов по различным профилям (помощник настоятеля,
помощник благочинного, педагог-катехизатор,
преподаватель, воспитатель, организатор воскресной
школы, летнего лагеря, экскурсовод паломнических групп и
т.п.) на 2-3-х летних катезизаторских,
богословско-педагогических курсах, в катехизаторских
училищах и других церковных учебных заведениях по
соответствующим стандартам(*).
6.3.2. Катехизаторские
(богословско-педагогические) курсы или/и училища должны
действовать во всех епархиях. Желательно учреждать
катехизаторские курсы в благочиниях на базе
просветительских центров, а в епархиях – на базе отделов
религиозного образования и катехизации, семинарий,
академий и православных ВУЗов. Все центры подготовки
специалистов в области катехизации должны регулярно
проходить аттестацию (*) в епархиальных отделах
религиозного образования и катехизации.
6.3.3. На уровне епархий, округов и
приходов необходимо находить возможности для
материального обеспечения катехизической и
образовательной деятельности (в том числе через создание
образовательных фондов, прямого епархиального
финансирования и др.).
6.4. Следует создавать в епархиальных
отделах религиозного образования и катехизации
методические центры по катехизации. Учебно-методические
материалы по катехизации и воскресным школам должны
проходить экспертизу в научно-методическом экспертном
совете при Отделе религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви.
6.5. Целесообразно взаимодействие и
координация усилий епархиальных отделов религиозного
образования и катехизации Русской Православной Церкви с
соответствующими епархиальными структурами:
а) миссионерскими отделами (комиссиями)
– по объединению усилий в организации отдельных
сопряженных форм катехизической и миссионерской
деятельности; по обеспечению преемственности
катехизаторских и миссионерских программ.
б) отделами (комиссиями) по делам
молодежи – по обеспечению взаимодействия и
преемственности между воскресными школами для детей и
молодежными организациями; по осуществлению
катехизаторских программ для молодежи.
в) социальными отделами (комиссиями) –
по подготовке социальных работников к катехизической
деятельности; по участию педагогов-катехизаторов в
социальных программах.
6.6. Взаимодействие епархиальных отделов
с синодальным Отделом религиозного образования и
катехизации в области катехизической деятельности
осуществляется в рабочем порядке, регламентированном
Положением о епархиальном Отделе религиозного
образования и катехизации.
Примечание
(*) Соответствующие нормативные
документы и методические материалы находится в стадии
доработки в Отделе религиозного образования и
катехизации Русской Православной Церкви.
Методические разработки и другие
материалы по катехизической деятельности находятся и
будут появляться на медиа-портале Отдела религиозного
образования и катехизации Русской Православной Церкви:
http://media.otdelro.ru
Патриархия.Ru
|