Проект документа "О религиозно-образовательном и
катехизическом служении в Русской Православной Церкви"
С февраля по сентябрь 2011 года
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
во взаимодействии с комиссией Межсоборного присутствия
по вопросам организации церковной миссии разработал
проект "О религиозно-образовательном и катехизическом
служении в Русской Православной Церкви". В октябре 2011
года члены редакционной комиссии Межсоборного
присутствия рассмотрели этот документ, который, по
благословению Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Кирилла, публикуется с целью проведения
общественной дискуссии. На официальном сайте
Межсоборного присутствия, портале Богослов.Ru и в
официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающие
могут оставлять свои комментарии.
Христианская вера основана на
Божественном Откровении, носителями и провозвестниками
которого являются пророки и апостолы. На протяжении всей
истории человечества Бог многократно и многообразно
(Евр. 1:1) обращается к людям со Своим Словом, чтобы
привести их к познанию истины и наставить на путь
спасения.
Одно из наиболее часто встречающихся в
Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам
полноту Божественного Откровения – Учитель. Он возвещал
приближение Царства Божьего и учил народ как словами,
так и делами, подавая личный пример послушания Небесному
Отцу и жертвенного служения людям.
Своим ученикам и апостолам Спаситель
заповедал продолжать Его учительное служение: Идите,
научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам
(Мф. 28:19-20). Принявшие Крещение в день
Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно
пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении
хлеба и молитвах (Деян. 2:42). Научение в вере
органически связано с общинной, литургической и
молитвенной жизнью Церкви, раскрывая ее смысл и
исполняясь в ней.
В центре этого научения – Слово Божие,
которое живо и действенно и острее всякого меча
обоюдоострого (Евр. 4:12). А потому, как
свидетельствует апостол Павел, и слово моё, и проповедь
моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в
явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на
мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже
интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и
информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения
является благодатное преображение всего естества
человека в общении с Богом и Его Церковью.
Практика духовного назидания, восходящая
к апостольскому времени, отражена в канонических
постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, а также в
творениях святых отцов и древних христианских авторов,
литургико-канонических памятниках и церковном
богослужении:
46 правило Лаодикийского Собора
постановляет: "Крещаемым должно изучати веру".
78 правило VI Вселенского Собора
подтверждает это постановление и придаёт ему
общецерковный характер: "Готовящимся ко Крещению
надлежит обучатися вере".
47 правило Лаодикийского Собора говорит
о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере
до Крещения: "В болезни приявшим Крещение, и потом
получившим здравие, подобает изучати веру и познавати,
яко божественнаго дара сподобилися".
7 правило II Вселенского Собора
предписывает также оглашать "присоединяющихся к
Православию и части спасаемых из еретиков", определяя
при этом и образ их оглашения: "и заставляем пребывати в
церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их".
О том же говорил и святитель Василий
Великий: "Вера и крещение – суть два способа спасения,
между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается
крещением, а крещение основополагается верою" ("О Святом
Духе", глава 12).
Просветительское служение Церкви,
основанное на учительстве, включает в себя катехизацию и
религиозное образование.
Катехизация – это содействие
уверовавшему в Бога человеку в сознательном и
ответственном вхождении в жизнь Церкви.
Религиозное образование – это
наставление православного христианина в истинах веры и
нравственных нормах христианства, приобщение его к
Священному Писанию как Божественному Откровению, к
литургической жизни Церкви, к святоотеческому
молитвенному и аскетическому опыту.
Настоящий документ, основываясь на
Священном Писании, постановлениях Вселенских и Поместных
Соборов и святоотеческих подходах к оглашению,
определяет основные направления, формы и содержание
просветительского служения Русской Православной Церкви.
1. Организация просветительского
служения Церкви
Просветительское служение в Русской
Православной Церкви осуществляется на общецерковном,
епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.
1.1. Просветительская работа на
общецерковном уровне
На общецерковном уровне катехизическую и
религиозно-образовательную работу возглавляет
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви (далее Синодальный отдел).
Синодальный отдел является координационным органом по
отношению к аналогичным учреждениям, действующим в
Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих
округах и епархиях, и как таковой имеет право обращаться
в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и
руководителям других канонических подразделений,
направлять им свои нормативные документы и запрашивать
соответствующую информацию.
Синодальный отдел:
1) вносит для рассмотрения
Священноначалием проекты нормативных документов,
регламентирующих образовательную и катехизическую
деятельность Русской Православной Церкви;
2) обращается к епархиальным архиереям и
руководителям профильных структурных подразделений
епархий, направляет им свои нормативные документы и
методические материалы, запрашивает соответствующую
информацию;
3) осуществляет взаимодействие с другими
Синодальными структурами по вопросам организации и
координации образовательной и катехизической
деятельности;
4) контролирует функционирование системы
подготовки кадров для ведения образовательной и
катехизической деятельности;
5) контролирует состояние
образовательной и катехизической деятельности на
общецерковном и епархиальном уровнях;
6) осуществляет информационное
сопровождение образовательной и катехизической
деятельности;
7) проводит экспертизу учебной,
катехизической, научно-педагогической, методической
литературы и аудио-видео материалов для использования в
Русской Православной Церкви;
8) организует и проводит образовательные
конференции, чтения, конкурсы.
1.2. Просветительская работа на
епархиальном уровне
Общее руководство епархиальными
подразделениями, действующими в области катехизической и
религиозно-образовательной деятельности, осуществляет
правящий архиерей. Для организации соответствующей
работы в епархии действует профильный епархиальный отдел
(или профильный ответственный епархиальный сотрудник),
который в своей работе руководствуется общецерковными
нормативными документами, указаниями правящего архиерея,
рекомендациями Синодального отдела религиозного
образования и катехизации. Зарплаты сотрудников,
организационные расходы, программы и мероприятия
профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета
епархии и привлеченных средств.
Осуществляя организационную и
методическую деятельность в области катехизации и
религиозного образования, профильный епархиальный отдел
(ответственный епархиальный сотрудник):
1) определяет методологию и формы
проведения огласительных бесед и бесед перед таинством
Венчания;
2) курирует работу действующих и
инициирует создание новых духовно-просветительских
центров, катехизических курсов, воскресных школ для
детей и взрослых, координирует реализацию иных форм
духовно-просветительской деятельности;
3) курирует, координирует, контролирует
деятельность православных образовательных учреждений
(детских садов, общеобразовательных школ, гимназий,
лицеев);
4) проводит конференции, съезды,
семинары образовательной и катехизической тематики;
5) осуществляет методическую поддержку
реализации всех форм и направлений образовательной и
катехизической деятельности в епархии;
6) взаимодействует с органами
государственного управления, образовательными
учреждениями, средствами массовой информации и
общественностью в пределах сферы ответственности;
7) проводит анализ отчетов по
образованию и катехизации из благочиний и предоставляет
утвержденный епархиальным архиереем сводный отчет в
Синодальный отдел религиозного образования и
катехизации;
8) организует подготовку,
переподготовку, повышение квалификации кадров для
ведения образовательной и катехизической деятельности, а
также проводит их аттестацию.
В соответствии с пунктом 18 Определения
Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-4
февраля 2011 года) "О вопросах внутренней жизни и
внешней деятельности Русской Православной Церкви", в
епархиях может создаваться профильная коллегия.
Коллегия, являясь совещательным органом, формируется и
осуществляет свою деятельность в соответствии с типовым
Положением, принимаемым Священным Синодом.
1.3. Просветительская работа на благочинническом уровне
На уровне благочиния общая организация,
координация и контроль катехизической и
религиозно-образовательной работы ведутся под
руководством благочинного. Непосредственное
осуществление этой работы должно быть возложено на
штатного сотрудника, ответственного за катехизическую и
образовательную работу в благочинии. Ответственный за
катехизическую и образовательную работу в благочинии
назначается на должность и освобождается от должности
епархиальным архиереем по представлению благочинного,
согласованному с председателем профильного отдела
епархии. Ответственный за катехизическую и
образовательную работу в благочинии зачисляется в штат
одного из приходов благочиния с окладом согласно
штатному расписанию. Ответственный за катехизическую и
образовательную работу в благочинии подчиняется
благочинному и согласовывает свою деятельность с
председателем профильного епархиального отдела
(профильным ответственным епархиальным сотрудником).
Благочинный имеет попечение о привлечении средств для
проведения профильных программ и мероприятий в
благочинии.
Ответственный за катехизическую и
образовательную работу в благочинии:
1) осуществляет взаимодействие с
епархиальным отделом, участвует в работе коллегии при
нем, в благочиннических и епархиальных мероприятиях в
области образования и катехизации;
2) осуществляет регулярное
взаимодействие с приходскими катехизаторами, директорами
воскресных школ и координирует их деятельность;
3) осуществляет регулярное
взаимодействие с директорами православных
образовательных учреждений, участвует в представлении их
интересов перед государственными и муниципальными
органами;
4) помогает настоятелям приходов, в штат
которых не входит приходской катехизатор, в организации
и осуществлении катехизической деятельности по
направлениям, указанным в п. 1.4;
5) организует мероприятия в области
образования и катехизации в масштабе благочиния;
6) проводит анализ приходских отчетов по
катехизации и деятельности воскресных школ;
7) составляет годовой план работы и
годовой отчет о деятельности по соответствующей форме,
согласовывает с профильным епархиальным отделом
(ответственным епархиальным сотрудником) и утверждает у
благочинного.
Помощник благочинного регулярно повышает
квалификацию на епархиальных или общецерковных курсах
повышения квалификации.
1.4. Просветительская работа на
приходском уровне
На приходском уровне общая организация,
координация и контроль катехизической и
религиозно-образовательной работы находятся в
компетенции настоятеля. Непосредственное осуществление
этой работы должно быть возложено на штатного
приходского катехизатора, в тех приходах, где есть
возможность создать такую штатную единицу. Решение о
возможности или невозможности принимает приходской совет
во главе с настоятелем по согласованию с благочинным и
профильным епархиальным отделом (ответственным
епархиальным сотрудником).
Деятельность воскресной школы для детей
по благословению настоятеля организует директор
воскресной школы.
По благословению настоятеля прихода
осуществлять катехизическую деятельность могут клирики
прихода, студенты и выпускники духовных школ и
профильных учебных заведений, а также миряне, получившие
соответствующее образование и квалификацию катехизатора.
При этом, деятельность мирян в области катехизации не
должна подменять собой пастырское служение клирика и его
духовное руководство.
Приходской катехизатор и директор
воскресной школы назначаются на должность и
освобождаются от должности настоятелем, зачисляются в
штат прихода с окладом согласно штатному расписанию,
подчиняются настоятелю и согласовывают свою деятельность
с председателем профильного епархиального отдела
(профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с
ответственным за катехизическую и
религиозно-образовательную работу в благочинии.
Соответствующие программы и мероприятия
прихода оплачиваются из средств прихода и привлеченных
средств.
Приходской катехизатор организует и/или
самостоятельно проводит:
1) огласительные беседы со взрослыми,
детьми сознательного возраста, а также с родителями и
восприемниками малолетних детей, дифференцированно
выбирая содержание и продолжительность курса оглашения;
2) беседы с лицами, желающими вступить в
брак;
3) занятия в воскресной школе для
взрослых с целью расширения знаний прихожан и
сотрудников прихода по основам православного вероучения;
4) библейские (евангельские) беседы,
беседы по вопросам богослужения;
5) работу службы приходского
консультирования по основам православного вероучения,
церковной жизни, православной этики и правилам поведения
в храме;
6) духовно-просветительскую работу во
время паломнических поездок, организованных приходом;
7) разработку и распространение
катехизических листков к православным праздникам,
воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим
храмовым датам.
Приходской катехизатор:
1) осуществляет регулярное
взаимодействие с помощником благочинного по катехизации
и профильным епархиальным отделом (ответственным
епархиальным сотрудником);
2) по благословению настоятеля участвует
в благочиннических и епархиальных мероприятиях
катехизической направленности;
3) составляет годовой план работы и
годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля
и предоставляет помощнику благочинного по катехизации;
4) регулярно повышает квалификацию, в
частности на епархиальных курсах повышения квалификации.
2. Направления, формы и содержание
просветительского служения Церкви
2.1. Оглашение
Оглашение должны проходить все взрослые
и дети старше 12 лет, желающие принять таинство
Крещения. Недопустимо совершения таинства Крещения над
людьми, не желающими готовиться к участию в таинстве.
Необходимыми условиями для совершения
таинства Крещения являются православная вера (Мк 16, 16)
и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.
Вера оглашаемых должна выражаться в
исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и
Спасителем, в твёрдом намерении жить согласно учению
Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры.
Таинство Крещения не может быть совершено над человеком,
отрицающим основополагающие истины православной веры и
христианской нравственности. К участию в таинстве
Крещения не могут быть допущены люди, желающие
креститься по суеверным причинам.
В таком случае рекомендуется отложить
совершение таинства Крещения до времени осознания
человеком подлинного смысла этого таинства.
Конечной целью оглашения является
воцерковление – вхождение новопросвещенного в Церковь
как тело Христово (1 Кор. 12:27) и народ святой (1 Петр
2:9).
В каждом конкретном случае
продолжительность и объем оглашения должны определяться
священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью
и рассудительностью.
Оглашение должно, по возможности,
включать в себя изучение Символы Веры, избранных мест
Священного Писания, основ христианской нравственности,
включая представление о грехах и добродетелях, введение
в литургическую жизнь Церкви.
При отсутствии возможностей или условий
для продолжительного оглашения должны соблюдаться
следующие требования обязательного минимального
оглашения:
Необходимо провести не менее двух
огласительных бесед об основных понятиях христианской
нравственности, православного вероучения и церковной
жизни. На первой беседе особое внимание должно быть
уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с
просьбой о Крещении, помощи ему в осознании
христианского смысла таинства, ответам на вопросы и
первоначальному наставлению в вере. На второй беседе
оглашаемым должно быть преподано общее наставление в
христианской вере и жизни посредством толкования Символа
веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен
акцентировать внимание оглашаемого на необходимости
изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием
Христовым, а также удостовериться в правильности
усвоения им основных истин православного вероучения о
Боге, мире и человеке.
После второй огласительной беседы либо
непосредственно перед совершением таинства Крещения
священник должен провести покаянно-исповедальную беседу,
целью которой является осознание и исповедание крещаемым
своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться
от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его
Церкви.
В случае совершения Крещения над
больными людьми или в условиях опасности для жизни
оглашение должно быть совершено после Крещения при
первой возможности.
При совершении таинства Крещения над
младенцами и детьми до 12 лет необходимо помнить, что
крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей
и восприемников. В этом случае минимальную огласительную
подготовку должны пройти как родители, так и
восприемники, кроме тех случаев, когда они регулярно
участвуют в церковных таинствах. Огласительные беседы с
родителями и восприемниками следует проводить заранее и
отдельно от совершения таинства Крещения. Уместно
призвать родителей и восприемников подготовиться к
участию в Крещении их детей личным участием в таинствах
Покаяния и Евхаристии.
Возвращению таинству Крещения его
исконного места в литургической жизни Церкви
способствует, в частности, торжественное совершение
Крещения, полным погружением, накануне Пасхи,
двунадесятых и великих праздников.
2.2. Духовное просвещение крещенных
людей
Неотъемлемой частью жизни прихода должны
стать систематические духовно-просветительские беседы и
занятия, которые могут проводиться в форме воскресной
школы или в иных формах. Более сложной и эффективной
формой систематического духовного просвещения мирян
являются богословские курсы, которые могут быть
организованы на одном из крупных приходов и осуществлять
свою деятельность в рамках города, благочиния или
епархии.
В связи с этим одним из направлений
развития катехизического служения на приходском,
благочинническом и епархиальном уровне должно стать
создание и обеспечение деятельности информационных
ресурсов в интернет-пространстве, организация работы
общедоступных библиотек и медиатек, издание и
распространение духовно-просветительской литературы.
Необходимо расширять практику изучения
на приходах Священного Писания в форме библейских бесед
и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших
группах под руководством священнослужителя или
катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже
понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей
жизни, а также содействовать возрождению и развитию
церковно-приходских общин. Следует также проводить для
прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению
таинств и обрядов Православной Церкви.
В больших приходах рекомендуется
создавать консультативные службы по вопросам
православной веры и церковной жизни, привлекая для этого
служения как клириков храма, так и духовно просвещенных
мирян. Современный опыт церковно-приходской жизни
свидетельствует об эффективности индивидуальных
просветительских бесед с заходящими в храм
невоцерковленными людьми. Особого попечения требуют
люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. В
храмах рекомендуется размещать стенды с
духовно-просветительской информацией, издавать и
распространять общедоступные миссионерские,
катехизические и духовно-просветительские материалы.
Предметом особого пастырского попечения
настоятелей приходов должно стать повышение уровня
церковной грамотности сотрудников храма, а также забота
об их духовно-нравственном совершенствовании.
Рекомендуется организовывать для них соответствующие
специфике их служения духовно-просветительские беседы,
поощрять их к получению церковного образования,
контролировать их отношение к прихожанам.
Одной из важных форм современной
церковной жизни являются паломнические поездки.
Настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и
ответственным мирянам следует помнить, что
экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой
духовно-просветительский потенциал, который необходимо
правильно использовать для проповеди Слова Божия и
наставления паломников в православной вере.
Основной формой православного
духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и
подростков являются церковно-приходские (воскресные)
школы.
Деятельность церковно-приходских школ
ориентирована на всестороннее воцерковление детей и
юношества, на усвоение учащимися христианских
нравственных норм и на активное включение их в церковную
жизнь. Для достижения этой цели наряду с учебным
процессом необходимо уделять значительное внимание
организации внеучебной деятельности церковно-приходских
школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в
крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных
спектаклей, хорового пения и художественного творчества,
участия детей и подростков в социальном служении
прихода.
Настоятель прихода должен иметь особое
попечение о повышении уровня богословских и
педагогических знаний преподавателей, воспитателей и
руководителей церковно-приходских школ.
Современный кризис семьи и традиционных
семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое
внимание подготовке верующих к таинству Брака и
духовно-просветительской работе с семьей.
По причине невоцерковленности
большинства вступающих в церковный брак представляется
необходимым установить перед таинством Брака
обязательные подготовительные беседы, во время которых
священнослужитель или катехизатор-мирянин должен
разъяснить вступающим в брак важность и ответственность
предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское
понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить
смысл и значение семейной жизни в свете Священного
Писания и православного учения о спасении.
Церковное попечение о семье должно
заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и
духовной поддержке семьи после ее создания.
Большое значение имеет размещение и
распространение духовно-просветительской информации в
родильных домах и женских консультациях, проведение
катехизических бесед о христианском понимании любви и
брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и
студентами средне-специальных и высших учебных
заведений. Важным направлением развития
духовно-просветительской деятельности Церкви является
создание и организация работы различных форм
православных консультаций по вопросам семьи и брака.
***
Православная Церковь обладает богатым и
разнообразным опытом просветительской деятельности,
основанной на Священном Писании и святоотеческой
традиции. Современный мир, переживающий состояние
духовно-нравственного кризиса, остро нуждается в живом
христианском свидетельстве о Церкви, которая совершает
разумное служение (Рим. 12, 1) Богу и учит всякого
человека поклоняться Ему в духе и истине (Ин. 4, 24).
Жизнь настойчиво требует актуализации накопленного в
веках благодатного опыта просветительского служения и
его творческого использования в наше время. Иисус
Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8),
Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6) для людей всех
времён, культур и народов. И сегодня, как прежде,
Господь призывает Свою Церковь ревностно совершать
служение слова (Деян. 6, 4), чтобы помочь современному
человеку найти путь к Богу, познать истину и обрести
вечную жизнь в Царстве Божием.
Богослов.Ru - 10.11.2011.
|