Проект документа Межсоборного Присутствия
"О принципах организации социальной работы в Русской
Православной Церкви"
16 декабря 2010 года президиум
Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
постановил принять в первом чтении проект документа "О
принципах организации социальной работы в Русской
Православной Церкви", направить его на отзыв в епархии
Русской Православной Церкви и опубликовать с целью
проведения общественной дискуссии, по итогам которой
передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного
присутствия.
1. Призванная действовать по образу Христа
Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве,
осуществляя служение любви и милосердия к ближнему.
Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям.
К этому деланию призывается весь народ Божий.
Каждому члену Церкви даются особые
дарования для служения всем: "Служите друг другу, каждый
тем даром, какой получил, как добрые домостроители
многоразличной благодати Божией" (1 Пет. 4:10). Члены
тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и
свои особые функции, сообразуясь со способностями,
возможностями, навыками и опытом: "Служения различны, а
Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и
тот же, производящий все во всех" (1 Кор. 12:5-6).
Нераздельный церковный организм участвует в жизни
окружающего мира во всей полноте, однако духовенство,
монашествующие и миряне могут по-разному и в разной
степени осуществлять такое участие.
В практическом исполнении заповеди
Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22:37-39) заключается важнейшая задача мирян. Быть для
ближнего милосердным самарянином из евангельской притчи
– нравственный долг каждого православного христианина.
Миряне обладают огромным потенциалом и опытом для
участия в социальном служении Церкви.
Социальное служение Церкви (церковная
благотворительность, церковная социальная деятельность,
диакония) – это инициированная, организованная,
координируемая и/или финансируемая Церковью
деятельность, имеющая своей целью оказание помощи
нуждающимся денежными средствами, имуществом, советом,
трудом.
Дела милосердия могут совершаться
мирянами как в индивидуальном порядке (частная
благотворительность), так и принимать организованные
формы (общественная благотворительность).
2. Уже Ветхий Завет неоднократно указывает
на богоугодность благотворения (Втор. 16:9-10), которое
прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14:31),
избавляет от смерти (Тов. 4:10; 12:9) и очищает всякий
грех (Тов. 12:9; Дан. 4:24). Милостыня ставится в один
ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12:8; Ис. 58:6-7).
В Священном Писании Ветхого Завета
говорится о помощи бедному (Иов 29:16; Лев. 25:35;
Втор. 15:7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов.
1:17; Ис. 58:7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25:21); одеть нагого (Тов. 1:17; Ис. 58:7); помочь
больному и калеке (Иов 29:15; 2Мак. 8:28); поддержать
вдову и сироту (Иов 29:12-13; 31:16-17; Притч. 31:8 и
др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17:27-29; Ис. 58:7); позаботиться об узниках (Ис.
58:6; 61:1) и т. д. Благочестивым людям предписывается
подавать неимущим (Лев. 19:9-10) или предоставлять
мелкие беспроцентные ссуды (Лев. 25:35-37; Втор. 15:7-11).
Однако понятие "ближнего", в отношении
которого следовало осуществлять благие дела,
ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15:3,
7-11; Исх. 22:25-27; Лев. 25:35-37; Втор. 23:20).
Кроме того, ветхозаветные благодеяния – это скорее
результат законодательного повеления, а не веления
сердца. Основной аргумент этого законодательства – страх
Божий (Сир. 4:5-6; Тов. 4:7).
В Новом Завете диакония является
продолжением служения Христа, Который "не для того
пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать
душу Свою для искупления многих" (Мк. 10:45). Помощь
ближнему – это деятельное и практическое выражение
христианского милосердия и любви, заповеданной
Спасителем: "Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг
друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если
будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:34-35).
Христианство свободно от юридического принуждения к
благотворению. Любовь к ближнему – священное призвание и
нравственный долг каждого христианина (Ин. 13:34).
Притчей о Страшном Суде Спаситель ясно говорит, что
делающий благо ближнему делает его Богу (Мф. 25:40).
Все члены Церкви составляют "одно тело
во Христе" (Рим. 12:5). Между ними должно существовать
общение веры и любви, выражающееся в том числе во
взаимной помощи и совместных социально значимых трудах.
Церковь – это семья Божия в мире. В этой семье не должно
быть никого, кто страдал бы от отсутствия необходимого.
Вместе с тем, социальное служение Церкви не может
сдерживаться или ограничиваться религиозными,
национальными, государственно-политическими или
социальными рамками. Церковь простирает свое
человеколюбие не только на своих членов, но и на тех,
кто к ней не принадлежит (Лк. 10:30-37).
Превосходнейшую часть любви, по
выражению святителя Григория Богослова, составляет
любовь к бедным, жалость и сострадательность, "ибо
никакое служение так не угодно Богу, как милосердное".
По мнению святых Отцов, всякая благотворительность ценна
тогда, когда совершается от полноты веры. "Давай, что
имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты – хлеб, другой
– чашу вина, иной – одежду, и таким образом общим сбором
уничтожается несчастье одного" (свт. Григорий Нисский).
Благотворительная деятельность в
эсхатологической перспективе оказывается предвосхищением
реальности Царства Божия.
Милосердие заложено в природе Церкви,
оно является неотъемлемым выражением самой её сущности.
3. К служению милосердия призваны все
христиане, и оно имеет свои неотъемлемые духовные черты.
Качества, которые требуются от любого участвующего в
этом служении Церкви, – кротость, долготерпение, искание
не своего, а Божия, послушание старшим,
самоотверженность, навык прибегать в трудностях к помощи
Божией, смирение. Участвуя в служении ближним под
руководством внимательного духовника, христианин может
стяжать эти качества. Именно о такой душеполезности дел
милосердия писал авва Дорофей, наставляя братию в том,
что "более больной благотворит ему [служащему], нежели
он больному".
Христианин должен видеть в каждом
человеке, обращающимся в Церковь за помощью, не просто
"социальную категорию", а личность, со своей историей
жизни, духовным путем, то есть человека, созданного по
образу Божию, памятуя, что в образе нищих приходит к нам
Сам Христос.
В зависимости от возраста, профессии,
жизненного опыта, состояния здоровья и прочих
обстоятельств каждый мирянин способен понести разный
объем нагрузки, связанной с социальной церковной
работой. Исходя из этого, сложились разные
организационные формы участия мирян в церковной
социальной деятельности:
Штатный сотрудник церковного социального
учреждения (детского дома, приюта, богадельни,
благотворительной столовой и т.д.). Для него церковная
социальная работа является основным родом
профессиональной деятельности. Пастырское попечение о
таком сотруднике – сфера ответственности духовников
церковных социальных учреждений.
Епархиальный социальный работник.
Социальный работник в благочинии.
Приходской социальный работник –
координатор социальной работы на приходе, состоит в
штатном расписании прихода, получает заработную плату из
приходского бюджета, являясь при этом активным членом
той церковной общины, социальную работу которой
координирует. В своей работе подчиняется настоятелю и
подотчетен приходскому собранию.
Сестра милосердия. Сестринское служение
– особый вид участия мирянок в церковной диаконии,
сформировавшийся еще до революции 1917 года. Примером
православного сестричества милосердия может считаться
дореволюционная московская Марфо-Мариинская обитель.
Существующие сегодня сестричества руководствуются
различными уставами. Можно сказать, что сестричества –
это приходские объединения женщин, желающих в той или
иной мере посвятить себя служению милосердия,
руководимые духовником сестричества, обычно имеющие
устав и специальный чин посвящения в сестры. Сестра
милосердия может нести свое служение в свободное от
основной, светской или церковной, работы время, или же
находиться в штате церковного социального или
медицинского учреждения. Обычно это служение носит
характер регулярных, долговременных обязанностей.
Доброволец (волонтер), член приходского сестричества или братства. Волонтером является человек,
в свободное время принимающий на безвозмездной основе
личное участие в социальной церковной деятельности. Для
выполнения добровольческой работы от волонтёра часто не
требуется специальной квалификации, однако для некоторых
видов церковно-социальной деятельности волонтеры
проходят специальное обучение. Желательно, чтобы поле
добровольческой деятельности максимально отражало личные
предпочтения и способности волонтера.
Жертвователь. Мирянин, жертвующий на
социальные нужды, играет важную роль в приходском и
общецерковном служении милосердия. На пожертвования
создается материальная основа для обеспечения
систематической приходской и общецерковной социальной
деятельности. Пожертвования могут быть как крупными, так
и небольшими, регулярными или разовыми.
Член попечительского совета. Важная
разновидность служения мирян – это участие в
попечительских советах при социальных учреждениях (как
государственных, так и негосударственных).
Попечительские советы обеспечивают открытость таких
учреждений для общества, привлекают к ним помощь,
контролируют качество жизни подопечных, обеспечивают
преемство удачного опыта.
Сотрудник государственного социального
учреждения. Поскольку в осуществлении своего социального
служения Церковь имеет возможность тесно сотрудничать с
государством (а государственные соцучреждения часто
являются объектами церковной помощи), к делу церковного
социального служения могут привлекаться сотрудники
государственных социальных и медицинских учреждений
(врачи, медицинские сестры, педагоги, воспитатели,
обслуживающий персонал интернатов, социальные работники
и т.д.), в том числе пока не являющиеся активными
членами Церкви. Очень важно особое пастырское и
миссионерское внимание со стороны вдохновляющих
церковную социальную работу клириков к сотрудникам
госучреждений, зачастую особенно нуждающихся в духовной
помощи.
Для эффективного развития
церковно-социальной деятельности важно участие в ней как
волонтеров, так и штатных профессиональных диаконических
работников.
Конкретная социальная деятельность мирян
в рамках упомянутых организационных форм может быть
весьма различной: помощь старикам, инвалидам, людям,
страдающим тяжелыми заболеваниями, бездомным,
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, заключенным или освобождающимся из
заключения, ВИЧ-инфицированным, малоимущим, погорельцам,
семьям, потерявшим кормильца, страдающим и стремящимся
освободиться от алкогольной или наркотической
зависимости, а таке людям, попавшим в иные трудные
обстоятельства. Это может быть медицинская, социальная,
материальная, психологическая, консультационная,
духовная помощь. Фактически – это помощь всем, кто
страдает и нуждается в христианской любви и поддержке
делом, словом, молитвой.
4. Развитие социального служения Церкви
возможно более широкое привлечение ее верных чад к этому
служению на общецерковном, епархиальном и приходском
уровнях.
1) На общецерковном уровне:
На общецерковном уровне координацию
церковно-социальной деятельности в целом осуществляет
Синодальный Отдел по церковной благотворительности и
социальному служению. В целях активного привлечения к
этой деятельности мирян Отделу следует активизировать
следующие направления деятельности:
- разработка и координация общецерковных
программ оказания помощи нуждающимся по различным
направлениям социальной деятельности;
- разработка методических материалов для
обучения мирян по отдельным направлениям социального
служения (в зависимости от категории нуждающихся в
помощи) и распространение их в епархиях;
- организация регулярных обучающих
семинаров для различных категорий мирян, участвующих или
желающих участвовать в социальном служении Церкви, а
также практических семинаров для священнослужителей по
организации социального служения;
- создание совместно с Учебным комитетом и
введение в учебный план духовных школ краткого курса по
организации социальной работы на приходе;
- разработка плана/методики действий в
экстренных ситуациях, требующих скорого вмешательства;
- продолжение в координации с Отделом
внешних церковных связей обмена опытом с зарубежными
благотворительными организациями, в том числе
волонтерскими начинаниями, анализ и использование опыта
других христианских конфессий, в силу исторических
причин в большей степени развивших социальное служение.
2) На епархиальном уровне:
На уровне епархии расширение участия
мирян в церковно-социальной деятельности входит в задачу
епархиальных отделов по благотворительности и социальной
работе. Общее руководство деятельностью епархиальных
отделов по благотворительности осуществляет правящий
архиерей. Епархиальным отделам:
- необходимо обращать внимание клириков
епархии на важность привлечения мирян к практическим
делам милосердия, объяснять высокое значение
благотворительности как особого духовного поприща
православного мирянина;
- следует проводить епархиальные обучающие
семинары для клириков по организации социальной работы,
а также курсы подготовки церковных социальных
работников;
- важно оказывать всемерное содействие в
распространении в епархиях методических и информационных
материалов, подготовленных специализированными
церковными организациями и предназначенных для
приобщения и обучения мирян различным видам
диаконической работы;
- полезно создавать в епархиях объединения
мирян – специалистов в той или иной области: врачей,
учителей, психологов и т.д. К организации церковной
социальной работы следует более широко привлекать жен
священнослужителей; использовать имеющийся опыт создания
женами священнослужителей общественных организаций;
- надлежит содействовать освещению в
средствах массовой информации церковной социальной
деятельности, осуществляемой на территории епархии, с
целью вовлечения в нее мирян; по возможности
организовывать социальную рекламу церковных начинаний;
- надлежит содействовать укреплению
материальной базы приходских, монастырских и
епархиальных социальных программам мирян за счет
церковных и привлеченных внешних средств;
- следует ввести поощрения для мирян,
ведущих активную социальную работу, и клириков,
вдохновляющих и окормляющих социальные церковные
инициативы.
3) На приходском уровне:
Дела милосердия на приходе
свидетельствуют о том, что он является живой общиной.
Диакония есть средство укрепления приходской общины и
объединения людей вокруг храма в служении Богу и
ближним. В задачу священника входит, как правило, общая
организация, координация, контроль за выполнением
мирянами церковно-социальной работы, а также их духовное
окормление. Непосредственное администрирование и
выполнение этой работы может быть возложено на мирян.
Социальная работа на приходе может начаться с развития
взаимопомощи между прихожанами, постепенно охватывая все
более широкие круги нуждающихся в помощи людей. Для
вовлечения мирян в церковно-социальную деятельность на
приходе:
- важно разъяснять во время проповеди
спасительный смысл дел милосердия, а также оповещать
прихожан о конкретных нуждающихся и социальных
начинаниях прихода;
- необходимо из среды прихожан избрать
ответственного за социальное служение прихода,
озаботившись о прохождении им соответствующего обучения;
- социальная работа на приходе должна
начинаться с заботы о малоимущих, одиноких и престарелых
прихожанах
- приходская социальная деятельность может
включать в себя заботу об инвалидах, сиротах,
беспризорных и иных обездоленных людях;
- важно призывать мирян, особенно тех из
них, кто по занятости не в состоянии принимать личного
участия в реализации приходских и общецерковных
социальных проектов, участвовать в социальной работе
посильными денежными пожертвованиями, пусть и
небольшими, обеспечивая при этом прозрачность
использования целевых денежных средств;
- нужно развивать практику предоставления
приходских помещений для собраний групп взаимопомощи,
групп милосердия, добровольцев;
- необходимо по возможности освещать в
средствах массовой информации социальную деятельность
мирян на приходе; рекомендуется использовать для этих
целей Интернет, размещать на приходских сайтах
информацию о социальных проектах мирян и о нуждающихся в
помощи прихожанах;
- священнослужителям надлежит иметь особое
попечение о тех прихожанах, которые участвуют в делах
милосердия, уделяя пристальное внимание профилактике
"синдрома выгорания", посильности взятых мирянином на
себя обязанностей, отслеживанию духовных трудностей
этого служения, совместной молитве и молитве друг за
друга;
- наряду со взрослыми и молодежью, следует
привлекать к делам милосердия детей и подростков,
предоставлять им возможность посильного участия в
практических приходских социальных инициативах;
- приход должен знать о существующих в его
окрестностях государственных социальных и медицинских
учреждениях, сотрудников которых необходимо привлекать к
церковной социальной деятельности; важно учитывать, что
светские специалисты, профессионально занятые в
областях, попадающих в сферу приходской социальной
работы, могут и должны стать помощниками и соработниками
Церкви в деле реализации ее социальных проектов.
4) В монастыре:
В монастыре, осуществляющем тот или иной
вид церковно-социальной деятельности и привлекающем к
ней мирян, эта деятельность сообразуется с особенностями
монастырской жизни.
Богослов.Ru - 16.12.2010.
|