Слово первое в неделю Цветоносную
Память: 30 апреля / 13 мая
Святитель Игнатий Брянчанинов имел
блестящее образование и благоволение при царском дворе, однако отказался от
мирских почестей и вступил на путь иночества. Много
потрудился для благоустроения монашеских обителей.
Известен как духовный писатель, исследователь и
продолжатель традиции святых отцов. Оставил большое
число аскетических сочинений. Молитвенный покровитель
монахов и всего церковного причета: священнослужителей и
певчих, семинаристов и всех студентов, миссионеров и
катехизаторов, подвизавшихся на Кавказе, да и вообще
среди агрессивной иноверческой среды.
***
Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи
Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй,
той кроток, и всед на подъяремники и жребца юна (Зах.
9:9).
Вход
Господень в Иерусалим. Икона, XVI век. Псковский
государственный объединенный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник
Более нежели за четыреста лет до события
Божий пророк произнес пророчество о событии, которое мы
сегодня воспоминаем и празднуем. Господь наш Иисус
Христос, окончив Свою проповедь на земле, совершил
торжественное вшествие в царственный град Иерусалим, в
град поклонения истинному Богу, в град по преимуществу
Божий. Господь совершил это вшествие как Царь и
победитель, чтоб увенчать свое служение решительным
подвигом: поражением смерти смертью, снятием клятвы с
рода человеческого посредством принятия этой клятвы на
Себя. Он совершил вшествие в царственный град на жребяти
осли, на неже никто же николи же от человек вседе (Лк.
19:30), чтоб возвратить человечеству утраченное праотцем
нашим царское достоинство, возвратить это достоинство
восшествием на крест. Укротилось неукрощенное жребя под
чудным Всадником. На жребя апостолы возложили свои ризы;
вышедший навстречу и сопутствовавший Господу
многочисленный народ вопиял в восторге: Осанна Сыну
Давидову! благословен грядый Царь во имя Господне (Лк.
19:38). По мановению Господа провозглашен Царь во имя
Господне, – не по случаю, не по сознанию и произволу
человеческому. Тот же народ, по прошествии четырех дней,
уже вопиял о провозглашенном сегодня Царе: Распни,
распни его, не имамы Царя, токмо Кесаря (Ин. 19:5).
***
Читайте также:
***
Что бы значило вшествие Господа во
Иерусалим на неукрощенном жребце? Это, по объяснению
святых Отцов, имеет глубокий, пророческий смысл.
Всевидящий Господь уже видел грядущее окончательное
отступление иудеев. Он провозвестил об этом отступлении
еще в то время, как только дан был закон Израильтянам на
Синае, провозвестил устами их вдохновенного
Законодателя. Согрешиша, – говорит Моисей о будущем
согрешении иудеев против Богочеловека, как бы уже о
совершившемся, – согрешиша! не того чада порочная: роде
строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете?
(Втор. 32:5-6) Язык погубивый совет есть, и несть в них
художества, не смыслиша разумети (Втор. 32:28-29). От
виноградов Содомских виноград их, и розга их от Гоморры
(Втор. 32:32). Напротив того: Возвеселитеся небеса купно
с Ним – Сыном Божиим – и да поклонятся Ему вcu Ангели
Божии: возвеселитеся языцы с людьми Его, и да укрепятся
Ему вcu сынове Божии (Втор. 32:43). Вшествие на
необъезженном жребце в Иерусалим есть повторение
пророчества Моисеева, повторение не словами, символом.
Моисей предвозвестил, что язычники возвеселятся о
Господе, а иудеи будут отвергнуты: здесь неукрощенное
жребя, на немже никтоже николиже от человек вседе (Лк.
19:30), изображает язычников. Одежды апостолов – это
учение Христово, преподанное ими язычникам, и воссел
духовно на язычников Господь, соделавшись их Богом. Он
ввел их в Иерусалим, в лоно своей Церкви, в вечный,
нерукотворенный Божий град, в град спасения и
блаженства. Отверженные иудеи были тут налицо. Они
устами возвещали: "Царь Израилев", а в душе, в своем
Синедрионе, уже решили убийство Спасителя.
И еще другое значение имеет жребя ослее.
Оно изображает каждого человека, водимого бессловесными
пожеланиями, лишившегося своей духовной свободы,
привязанного пристрастием и навыком к плотской жизни.
Учение Христово отрешает осля от привязи, то есть от
исполнения греховной и плотской воли. Потом апостолы
приводят осля ко Христу, возлагают на осля ризы; на него
восседает Господь и совершает на нем вшествие во
Иерусалим. Это значит: по оставлении греховной жизни
человек приводится к Евангелию и облачается как бы в
апостольские ризы, в подробнейшее и тончайшее познание
Христа и Его заповедей. Тогда восседает на него Господь
духовным явлением ему и духовным обитанием в нем, как и
благоволит Он обетовать: Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй
их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем
моим: и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам (Ин. 14:21). И
Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у
него сотворим (Ин. 14:23). Пришествие Господа
сопутствуется превысшим слова и постижения миром, миром
благодатным, достойным подателя его, Господа. Этот мир
не имеет никакого сравнения с естественным спокойствием
падшего человека, который может ощутить спокойствие и
удовольствие от наслаждения плотского, который может
счесть спокойствием самое нечувствие свое, самую вечную
смерть свою. Восседает Господь на естественные свойства
покорившегося Ему человека, усвоившего себе Его
всесвятое учение, и вводит его, восседая на нем, в
духовный Божий град, в град мира, во Иерусалим, которого
зиждитель – Бог, а не человек.
Вход
Господень в Иерусалим. Икона, XV век. Новгород
Душу, подъявшую Господа, приветствует
Святый Дух. Он предлагает ей радость духовную,
нетленную, вечную. Радуйся, и радуйся зело дщи Сионя,
дщерь святой Церкви: потому что ты не принадлежишь
никому, кроме Бога. Проповедуй дщи Иерусалимля! Се Царь
твой грядет праведен и спасаяй, той кроток, и всед на
подъяремника и жребца юна (Зах. 9:9). Ты, ощутив в себе
благодатный мир Христов и соделавшись дщерью этого мира,
обновилась юностью духовною и опытно ведаешь Царство
Христово. В тебе уже укрощены страсти благодатною силою
управляющего тобою Всадника; естественные твои свойства
не могут нарушать своих естественных законов, не могут
переходить и преображаться в необузданные страсти!
Заимствуя от Господа все мысли, все ощущения, всю
деятельность твою, ты можешь и обязана поведать Имя
Господне братии твоей, посреди церкви воспеть Господа
(Пс. 21:23). Ты, как рожденная Святым Духом и дщерь
Духа, способна созерцать духовное шествие Царя твоего,
способна созерцать праведность Царя твоего. Он кроток и
смирен сердцем (Мф. 11:29), и наставит кроткия на суд,
научит кроткия путем своим (Пс. 24:9). Бог наш – Дух, не
сравнимый ни с каким сотворенным духом, как во всех
отношениях бесконечно отличающийся от всех тварей:
святые сотворенные духи суть Его престолы и колесницы.
Он восседает и шествует на Херувимах; Он восседает и
шествует на тех блаженных душах человеческих, которые
покорились Ему и принесли Ему во всесожжение свои
естественные свойства. На таких душах шествует Царь,
входя во святой град Божий и вводя в него святые души.
Осанна в вышних! Благословен грядый, Царь Израилев. Аминь.
Игнатий Брянчанинов, святитель
Православие.Ru - 19.04.2008.
***
Молитва святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому:
- Молитва святителю
Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и
Черноморскому. Молитвенный покровитель
монахов и всего церковного причета:
священнослужителей и певчих, семинаристов и всех
студентов, миссионеров и катехизаторов,
подвизавшихся на Кавказе, да и вообще среди
агрессивной иноверческой среды. Святителю Игнатию
молятся о мире и благополучии на Кавказкой земле, о
даровании покаянного чувства, при излишней
привязанности к благам мира, о ревности к исполнению
христианского служения, за священноначалие
церковное, о твердом стоянии в Православии.
Поскольку епископ Игнатий в свое время освятил
известные источники кавказских минеральных вод,
пользуясь целебной силой источников, ему молятся об
успешном исцелении во время санаторно-курортного лечения
Акафист святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому:
Канон святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Игнатии Брянчанинове, епископе Кавказском и Черноморском:
Труды святителя Игнатия Брянчанинова:
|