Святитель Игнатий Брянчанинов: высказывания об исламе и мусульманах (извлечённые из
писем святителя)
Письмо № 203
Напрасно ж, ошибочно вы думаете и
говорите, что добрые люди между… магометанами спасутся,
то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите
на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на
вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение
истинной Церкви, и Ветхозаветной, и Новозаветной.
Церковь всегда признавала, что одно средство спасения:
Искупитель! она признавала, что величайшие добродетели
падшего естества нисходят во ад. Если праведники
истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух
Святой, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего
Искупителя, но кончиною предварившие пришествие
Искупителя, нисходили во ад, то как вы хотите, чтоб…
магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили
спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам,
средством, верою в Искупителя? Христиане! Познайте
Христа! Поймите, что вы Его не знаете, что вы
отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за
какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения
без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не
ведая, впадает в тяжкий грех богохульства. "Мыслим убо",
говорит святой апостол Павел, "верою оправдатися
человеку, без дел закона. Правда же Божия верою Иисус
Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия.
Вcи бо согрешиша и лишени суть славы Божией: оправдаемы
туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе"
(Рим.3:22 - 28).
Вы возразите: "Святой апостол Иаков
требует непременно добрых дел; он научает, что вера без
дел мертва". Рассмотрите чего требует святой апостол
Иаков. Вы увидите, что он требует, как и все
боговдохновенные писатели Священного Писания, дел веры,
а не добрых дел падшего естества нашего! он требует
живой веры, утверждаемой делами нового человека, а не
добрых дел падшего естества, противных вере. Он приводит
поступок патриарха Авраама, дело, из которого явилась
вера праведника: это дело состояло в принесении в жертву
Богу своего единородного сына. Заклать сына своего в
жертву совсем не доброе дело по естеству
человеческому: оно доброе дело, как исполнение
повеления Божия, как дело веры. Всмотритесь в Новый
Завет и вообще во все Священное Писание: вы найдете, что
оно требует исполнения заповедей Божиих, что это
исполнение называется делами, что от этого исполнения
заповедей Божиих вера в Бога делается живою, как
действующая; без него она мертвая, как лишенная всякого
движения. И напротив того, вы найдете, что добрые дела
падшего естества, от чувств, от крови, от порывов и
нежных ощущений сердца воспрещены, отвергнуты! А
эти-то именно добренькие дела вам и нравятся в…
магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением
Христа, вы хотите им дать спасение.
Письмо №234
Блаженны Вы, познавшие различие между
добродетелями духовными и душевными, между
добродетелями, свойственными одному Новому Адаму, и
добродетелями, к которым способен ветхий Адам: между
добродетелями евангельскими и добродетелями нашего
падшаго естества, добродетелями, которых не чужды
идолопоклонники, магометане и все прочие люди,
уклонившиеся от последования святой Истине.
Письмо № 236
Тогда только вера свята и истинна, когда
она вера в святую Истину, когда она вера,
принесенная на землю вочеловечившеюся Божественною
Истиною, Господом нашим Иисусом Христом. Всякая другая
вера, кроме веры в святую Истину, есть суеверие. Плоды
суеверия погибель. Такая вера осуждена Богом: ею
веруют идолопоклонники в своих кумиров, мусульмане в
лжепророка Магомета и коран, еретики в свои богохульные
догматы и в своих ересеархов, рационалисты в падший
разум человеческий. Ею будут веровать в антихриста его
последователи.
Игнатий Брянчанинов, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому:
- Молитва святителю
Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и
Черноморскому. Молитвенный покровитель
монахов и всего церковного причета:
священнослужителей и певчих, семинаристов и всех
студентов, миссионеров и катехизаторов,
подвизавшихся на Кавказе, да и вообще среди
агрессивной иноверческой среды. Святителю Игнатию
молятся о мире и благополучии на Кавказкой земле, о
даровании покаянного чувства, при излишней
привязанности к благам мира, о ревности к исполнению
христианского служения, за священноначалие
церковное, о твердом стоянии в Православии.
Поскольку епископ Игнатий в свое время освятил
известные источники кавказских минеральных вод,
пользуясь целебной силой источников, ему молятся об
успешном исцелении во время санаторно-курортного лечения
Акафист святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому:
Канон святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Игнатии Брянчанинове, епископе Кавказском и Черноморском:
Труды святителя Игнатия Брянчанинова:
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом">
|