Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Книга Максима Степаненко


Для чего я разбираю фильмы и почему это полезно для нравоучения взрослых и детей?

Почему чтение художественной литературы и просмотр фильмов с последующим их художественным, психологическим, религиозным, нравственным и иным анализом является важной частью духовно-нравственного воспитания и взрослых, и детей? Почему к этому способу воспитания обязательно должны прибегать учителя, воспитатели, проповедники, священники и родители?

Эта статья - введение к большому блоку моих рецензий фильмов.

Для чего я разбираю фильмы и почему это полезно для нравоучения взрослых и детей?

***

Итак, продолжаю выкладывать в открытый доступ свою книгу "Как вырасти из маменькиного сынка до мужчины и не стать подкаблучником. Церковь феодалов и подкаблучников". Выкладываю, правда, с дружеской просьбой, и она - тут.

Эта книга только для мужчин. Она не рассчитана на женщин. О чем книга? Мужчина должен познать истинную суть женщины и Иуды. Мужчина, который этого не понимает, рано или поздно потерпит крах: его обманут и женщины, и Иуды. Из этого вытекает то, что мужчина не должен сделать: подчинить себя блуднице - женщине лживой, лицемерной, глупой и страстной (они же предательницы и вредительницы мужчине); предать свою суженную, или как говорится в Писании - жену, предназначенную от вечности (она же жена-помощница). И, наконец, мужчина не должен сам стать Иудой для отца, своих товарищей и учителей.

***

Художественная литература и кинематограф – особый жанр: это не мемуары, хотя там и есть история и диалоги людей, это и не нравоучительное произведение.

По сути, истинное художественное произведение – искусственно смоделированные мемуары (хронология событиях и диалогах) в основе которых лежат настоящие (!), узнаваемые модели поведения людей (в т.ч. и невротические, отрицательные), наблюдая за которыми, читатель сам для себя должен сделать нравоучительные выводы.

Читая художественную литературу и рассуждая над ней, люди учатся понимать мотивы поведения людей, их скрытую суть, их ложь и лицемерие. Мы учимся понимать типажи людей и прогнозировать их будущее, отрицательные или положительные последствия их поведения и т.п. Наше понимание поведения людей – это ещё и ключ к пониманию нашей сути, ибо, как известно, всяк судит о другом человеке в меру своей испорченности (добавлю - ещё и ума).

Талант писателя: никогда не разжевывать, не раскрывать суть героя, произведение должно содержать психологическую тайну, над разгадыванием которой и должен работать ум читателя. Классическая художественная литература достигла своего апогея развития в XIX веке. Человеческое сознание долго шло к этому. В прошлом доминировали летописи, исторические хроники, жития святых и чисто нравоучительная литература.

Впрочем, издревле существовали мифы, сказки (как осколки мифов) и притчи как образец художественной литературы. И Бог признавал и признает это важной частью духовно-нравственного, психологического воспитания людей.

Господь Иисус Христос беспрерывно учил притчами:

поучал их много притчами" (Мф.13:3).

"Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею" (Лк.8:4)

таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать" (Мк.4:33).

Это делали древние пророки и мудрецы:

"В сокровищницах премудрости - притчи разума" (Сир.1:25).

"Сердце разумного обдумает притчу, и внимательное ухо есть желание мудрого" (Сир.3:29).

"Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя" (Сир.6:35).

"… Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей" (Еккл.12:9).

"Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их" (Притч. 1:1-6).

Таким образом, использование притч для нравоучения и воспитания является благословенным Богом методом воспитания, и активно Им применяемым. При этом притчи, например, у Господа не касались напрямую сакральных, богословских, догматических и законнических тем. Они все были о самых простых, банальнейших бытовых ситуациях, хорошо знакомых и умным, и необразованным людям, даже детям. Это крестьянский труд (о сеятеле, о пастыре и овцах, о большом урожае), это торговля и бизнес (о талантах, о жемчужине), это банальный быт (о потерянном женщиной динарии), это коррупция, воровство и управление (неправедный судия, домоправитель, злые виноградари) и т.п.

Таким образом, использовать для миссии, нравоучения и воспитания современные широко известные и узнаваемые художественные светские, нерелигиозные книги и фильмы можно и нужно.

Мне один человек оставил вот такой комментарий "В Контакте": "Поиск христианских глубин в голливудской фантастике и чернухе - занятие для крыловского петуха, который нашел в навозной куче, вопреки басне, не жемчужину, а вожделенное ячменное зерно и восторгается".

Что сказать? Часто глупость не проходит с возрастом: "Чего не собрал ты в юности,- как же можешь приобрести в старости твоей?" (Сир.25:5). Сын Божий находил глубины мудрости в рассказах о том, как растут сорняки – горчичное дерево, баба квасит тесто для хлеба или о том, как деревенская простушка потеряла драхму, полдня его искала, а когда его нашла, позвала соседок и оставшиеся пол дня протрындела с ними о том, как она потеряла и искала монету (Лк. 15:8-10).

***

Более того, считаю, что использовать (писать) т.н. христианские сказки и фильмы нельзя. Лучше обсуждать религиозные вопросы на чисто светских, бытовых темах. Что, как упомянуто выше, нам косвенное и показал в пример Господь.

Я категорически против сказок о "православных ежиках"! Фильмы "Остров", "Поп" и т.п. – это всё суетное елейное, лубочное кривляние под Православие, это суетное (!) поминание имени Бога, суетное кривляние под проповедь Евангелия, суетное кривляние лицедеев, актеров (на которых пробу ставить негде) под благочестивое поведение и т.п.

"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исх. 20:7)

Христианство не является продолжением какой-то древней сказки. Она основана на Божественном откровении, и свидетелями этого Откровения и его силы было много людей:

"Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его" (Деян. 1:21-22).

"Мы не можем не говорить того, что видели и слышали" (Деян.4:20).

"О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение -- с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом" (1Ин. 1:1-3).

Всем этим Евангелия отличаются от прошлых и последующих лжепророческих книг.

У детей, да и у взрослых не должно быть никаких ассоциаций между верой и сказкой (повестью, фильмом). Научение вере не должно происходить на основе вымысла и смоделированной религиозной фантазии, в роде творящего Иисусову молитву ёжика.

Религиозность человека обязательно предопределяет модели его поведения. Человек может не декларировать свое вероисповедание, но его поведение будет недвусмысленно говорить об этом.

По мере популярности книг и фильмов о Гарри Поттере возникли в России бабьи возмущения, например, двух известных психологинь, что, мол, православным детям эти книги читать нельзя, там учат, о, ужас! Магии...

Но у этих уже пожилых женщин были плохие учителя литературы или просто нет таланта к пониманию художественных произведений.

Как же вел себя Гарри Поттер, когда пошел умирать в лес к злодею, имя которого лучше не упоминать? Это шел к смерти христианин!

Если бы Гарри был мусульманин, то он, вероятно, как "истинный" современный шахид обвязался бы "магической взрывчаткой" и подорвал Волан-де-Морта, Нагайну и максимальное количество злых волшебников с ними.

Если бы это был буддист, то он вообще не пошел бы туда - зачем погибать за других? Они сами должны отработать свою карму.

Так ли бы вёл себя Гарри из обрезанных? Зачем проливать драгоценную кровь избранного за гоев из маглов и полукровок?

Если бы это был современный блогер (тик-токер) то, он пришел туда с камерой, оравой журналистов. Конечно, селфи за секунду до гибели …

Почитатель Алексея Навального пришел бы с кучей детей для защиты за их спинами, провокации и санкций против Темного лорда от мирового прогрессивного демократического сообщества.

Принести себя в жертву без мести врагам, с верой в то, что после смерти душа не разрушается и при этом получает воздаяние за свои дела - это поведение христианина.

Кстати, Гарри перестал притворяться мертвым, чтобы спасти свою будущую тещу…

Повезло, что в Церкви есть диакон Андрей Кураев и иеромонах Дмитрий Першин, которые неоднократно показывали, что герои книг Дж. Роулинг ведут себя в рамках христианской этики, в рамках христианской культуры.

Или, например, фильм "Безумный Макс: дорога ярости" - талантливая притча, которую большинство воспринимают, как экшен, глупые феминистки - женское торжество над "злыми" доминирующими мужчинами, доведшими мир до катастрофы. Между тем, фильм о том, как феминизм, женщины разрушили мужские миры (конечно, неидеальные), что за этим идет гибель остатков человечества, хаос из-за того, что власть перешла к люмпенам, выродкам и женщинам. Не правда ди это очень похоже на современную Америку после черных бунтов, когда вдруг стала важной жизнь негров-наркоманов и воров?

***

Уже с древности люди понимали, что художественное произведение должно содержать психологическую, житейскую загадку. Примечательно, что Господь Иисус Христос при народе никогда не разжевывал суть Своих притч.

"Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись" (Лк.9:45).

"Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им" (Ин.10:6).

Почему так? Почему должна быть загадка? Да для того, чтобы побудить людей думать! Для преодоления интеллектуального и духовного инфантилизма. Когда взрослеет мальчик, юноша? Когда начитает самостоятельно думать и решать возникающие пред ним проблемы.

Когда взрослеет мальчик, юноша? Когда начитает самостоятельно думать и решать возникающие пред ним проблемы.

Увы, в современной Русской Православной Церкви интеллектуально-духовный инфантилизм священники превратили в обязательную добродетель для мирян. У мирянина обязательно должен быть духовник; он обязан понимать современное Православие только через разжеванное давно умершими и жившими в далеком средневековье Святыми Отцами; понимать Священное Писание только так, как его понимали в древности Святые Отцы.

Мне очевидно для чего это все делается… Но итогом всего этого является массовый инфантилизм мирян, их дико глупейшие, идиотские вопросы: можно ли выплевывать рыбные кости после Причастия, можно ли думать о Боге в бане, можно ли стирать белье в среду и пятницу, можно ли ходить голым перед иконами дома…

Яркий пример гиперопеки, последствия которой - инфантилизм выросшего ребенка. "...твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр.5:14). Достигнуть совершенства, стать духовно, нравственно и интеллектуально совершенным нельзя,  не столкнувшись со злом, грехом, не ощутив на своей шкуре последствия своей глупости и греха

Яркий пример гиперопеки, последствия которой - инфантилизм выросшего ребенка. "...твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр.5:14). Достигнуть совершенства, стать духовно, нравственно и интеллектуально совершенным нельзя, не столкнувшись со злом, грехом, не ощутив на своей шкуре последствия своей глупости и греха

На этом инфантилизме мирян буйно растет поповское младостарчество и гуруизм. Инфантильных мирян легко держать в подчинении и постоянно их виноватить.

"Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков" (1Кор.7:23).

"Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? … устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное" (Мк.7:6-13)

Вы думаете, это было сказано только давно умершим иудеям? Это была проблема только давно умерших фарисеев и законников?

Как ловко манипулируют современные православные фарисеи абстрактным "Святые отцы учили"!

Между тем: "Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты" (Пс.61:10).

"Святые Отцы" всегда правы, потому что они святые? Даже апостолы вели себя как простые человеки и грешники!

"Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей" (Мк. 10:35-37)

"Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?" (Гал. 2:11-12)

А уж сколь раз апостолы тупили, не понимая простых притч? И это после нескольких лет постоянного нахождения с постоянно поучавшим Господом! "И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?" (Мк.4:13).

И это притом, что они проповедовали, лечили людей и изгоняли бесов: "Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем" (Лк. 10:17)

Разве не каждый христианин: "вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1Кор.3:16).

Разве не Дух Божий должен в первую очередь учить нас?

"Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин.14:26).

Как повел себя апостол Павел! Какой же он "глупый"! Не завел себе духовника, не советовался с опытным старцем! "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск" (Гал.1:15-17)

"Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему" (Иак.1:5).

Итак, Господь не поощряет духовный инфантилизм.

Это ведь здорово, что ни преподобный Ефрем Сирин, ни святитель Иоанн Златоуст ничего не написали про фильмы "Обливион", "Дело храбрых", "Безумный Макс: дорога ярости". Вот где можно наконец-то начать думать! Вот поле для раздумья современного христианина и преодоления интеллектуально-духовного инфантилизма, для духовного взросления!

"… чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их" (Притч. 1:1-6).

"И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские" (1Кор.3:1-3).

Хватит уже сосать "молоко" "предания старцев" и духовников: "Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец" (Евр.5:13).

"Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое" (1Кор.13:11).

***

Есть еще одна важная причина, почему удобно и правильно учить притчами: "И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах" (Мк.4:11).

Ответ кроется здесь, в этой заповеди: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф.7:6).

Когда я на одном епархиальном мероприятии упомянул эту заповедь, один томский священник (кстати, руководитель епархиального отдела… и как его обожают женщины!) решил поумничать, и сказал, что, мол, я не беру на себя смелость разделять людей на свиней и псов. На что я ему ответил, что он не на своем месте. Священник, пастырь должен, обязан понимать людей и их суть. Христос, в отличие от наших православных прихожанок и их подкаблучников, глупость пастырей не одобряет: "Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?" (Ин.3:10).

Притчи позволяют выставить охранную ограду от злобного окружения, которое было у проповедников и две тысячи лет назад, и сейчас: "Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы…" (Деян.7:52).

"И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли" (Мк.12:12).

"Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат" (Мф. 13:11-16).

Христос, чтобы раньше времени не провоцировать злобу фарисеев (могли убить сразу и не в Пасху и без предательства Иуды, нарушив Божий замысел) при них и при народе говорил только притчами. Прямое же обличение фарисеев моментально приводило их в бешенство.

"Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его" (Лк. 4:23-29).

Есть "В Контакте" один отставной епископ, который пытается мудрствовать. Нередко пишет глупость. Начнешь на это указывать - всегда удаляет комментарии. "... любят... председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!" (Мф. 23:6-7).

Обличение священников и фарисеев, сказанное в виде притчи о виноградарях, дошло до адресатов, но взять тут же и растерзать Христа за то, что Он делает себя сыном Божиим, они не могли, сравните: "И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Ин.5:18). В Иерусалиме они ограничились внутренней злобой: "И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу" (Лк.20:19).

Талантливые и голливудские, и российские сценаристы, режиссеры в нынешний век злобной и лицемерной толерантности и политкорректности феминисток и гомосексуалистов умудряются обличать феминизм, проповедовать традиционное мужское поведение и ценности, при этом ещё безопасно снимать кассу. Художественные фильмы и мультфильмы становятся единственной отдушиной, где еще можно критиковать и смеяться над политкорректностью, феминизмом, гомосексуализмом, политическими партиями, богатыми, тупостью народа вообще, тупостью американских негров, мексиканцев, азиатов, блондинок, подростков и т.п.

При этом фильмы предпочтительней для воспитания при ориентации на массовую аудиторию, детей и подростков, чем книги. Ибо книги, большие романы нужно прочитать, и на это уйдет не один день. Не многие на это способны. Всем проще просмотреть за 1,5 – 2 часа фильм.

***

***

Вряд ли буду оригинален в том, что сейчас избрал разбор художественных произведений (фильмов) как повод для нравоучений. Уже до моего переезда из Уфы в Томске действовал киноклуб "Светлое кино", созданный и проводимый тогда ещё диаконом Дионисией Мелентьевым. Диакон Андрей Кураев не раз прибегал к разбору книг для своих лекций пред студентами. Например, в Томске он читал лекцию в вузах по роману "Мастер и Маргарита".

Активно используют кино для нравственного и религиозного воспитания на Западе и католики, и протестанты, и сектанты. Так созданы фильмы практически по всем библейским пророкам и царям, и многим библейским сюжетам. Именно на Западе впервые Евангелие было переведено на язык  и образы фильма. Кто скажет, что фильм "Страсти Христовы" бездарен, и что он не оказал определенного культурно-религиозного влияния на миллионы людей? Кто его не посмотрел хотя бы один раз? Существует огромный пласт протестантского малобюджетного художественного кино именно с нравственно-воспитательным акцентом. Правда, не редко бывает, что гонят пургу:

Могу также порадоваться, что за последние 20 лет появились не только православные телеканалы, но и целый пласт "православного" кино. Вопрос их качества тут поднимать не буду.

Активно используют разбор художественных фильмов в т.н. "Мужском движении".

Пожалуй, самым ярким представителем этого является Алексей Меняйлов. Человек умный, начитанный, талантливый, он превратил разбор фильмов и книг в яркий инструмент проповеди своих оккультных идей, и сделал это ещё и окупаемым проектом, зарабатывая себе на хлеб. У него есть сайт, где за определенную подписку (около 1000 рублей) выкладываются его ролики и семинары. Им за несколько лет сделано более 20 циклов. В цикл входит 10 семинаров плюс несколько роликов по 10 – 30 минут. Немало людей перечисляют деньги и с удовольствием их смотрят. Если верить Алексею Меняйлову, общее количество просмотром его роликов (семинаров) превышает более 100 млн. раз.

Православным миссионерам, катехизаторам, проповедникам есть чему у него поучиться.

Не могу не отметить, что его материалы, в отличие материалов иных сект, я смотрю с удовольствием. Почему? Для того, чтобы их разобрать нужно… хорошо думать. Да, да… Для большинства сект в плане, что им ответить, думать не нужно, нужно помнить (!). Дело в том, что уже давно существует сборники "стандартных" ответов на "стандартные" возражения сект против в Православия. За десятилетия и тем более за столетия секты ничего нового в упреках Православию ни чего не изобрели, как и мы в ответах им. Всё обыденно и однотипно. А вот над Меняйловым нужно думать. О методе "Меняйлова" будет подробно позже.

Виды критического разбора фильмов

Существуют несколько видов критического разбора художественных фильмов. Полагаю, это нужно подробно разобрать.

"Гоблин – Жуков"

Не в смысле того, что историк Клим Жуков – натуральный гоблин. Этот стиль кинокритики назван в честь его ярчайших и известных современных представителей - Дмитрия Пучкова, он же "Гоблин", и историка Клима Жукова. Это кинокритика соответствия фильма его историчности, научности, фактам и т.п.

Гоблин – Жуков

Так любят рассуждать люди типажа "Акела".

***

Подробно о типажах людей:

С этой типологией легче понимать, как и почему те или иные люди так или иначе воспринимают художественные произведения.

***

Соответствие художественно фильма истинным историческим фактам и моделям поведения людей того или иного времени имеет значение. Однако качественное художественное произведение не должно иметь формат точной хроники, житий или мемуаров (рассказывать о настоящих событиях и фактах, произошедших в прошлом), в нем важны образы, модели поведения людей, драма отношений.

В художественном произведении показываются мысли, слова и поведение героев, и последствие их мыслей, слов и действий. Писатель предоставляет уму читателя самому разобраться, что плохо, а что хорошо. Читатель сам должен понять сущность героя по его мыслям, словам и поведению.

Художественное произведение – это по сути психологический тренинг для читателя для развития его психологической, жизненной мудрости, для развития способности понимать сущность людей, которые часто её скрывают под маской слови и лицемерного поведения. Очень важно, чтобы пусть и вымышленные герои вели себя по настоящим правильным или невротическим (греховным) моделям поведения, которые имеют место в жизни, широко распространены и заметны в поведении живых людей. Чтобы читатель видел ранее или смог увидеть их в будущем, распознать и определить каковы будут итоги поведения живого человека. Чтобы, например, увидев в девушке схожие инфантильные черты поведения Екатерины из "Грозы" Александра Островского, с ней не связываться.

И если автор фильма или иного художественного произведения покажет искусственно вымышленное, нереальное, нетипичное поведение людей, которое не соответствует поведению тех или иных психотипов людей, нравоучительный аспект у произведения полностью пропадает. Что толку размышлять, что бы ты сделал на месте героя, или если бы стал волшебником – это будет всегда бредовые фантазии.

Однако понимание художественного смысла и глубины фильмов у Жуковых и Гоблинов – почти нулевое, что, кстати, и не удивительно, ибо своими "смешными переводами" Гоблин занимался извращением смысла великих художественных произведений.

Вполне успешный пример критики Гоблина-Жукова – их разбор последнего сезона "Игры престолов". Они хорошо разложили, что поведение героев, битвы и т.п. в последних сезонах по сценариям недалеких и умственно ограниченных голливудских сценаристов не соответствует поведению средневекового человека и тогдашним нравам. Не у одного меня возникло ощущение, что без Джорджа Мартина все испоганили, и очень испоганили… Никогда не был в боях в Средние века, но для меня с моими историческими знаниями школы и вузов, было очевидно, что так не воевали люди в Средние века. Ну, например, не выставляют людей за стены города как пушечное мясо, да еще элитную гвардию, когда его окружают превосходящие силы!

***

Для меня стал настоящим бальзамом на душу фильм "28 панфиловцев", в котором исторично с военной точки зрения, по реальной военной тактике того времени показан бой и героизм людей без лишнего пафоса.

Во многих советских фильмах меня, мальчишку, смущало, что у нас постоянно не хватало пулеметов, гранат, пушек, танков. Немцы наступление начинали тактически правильно – с артиллерийского и миномётного обстрела, а то и бомбардировки штурмовиками, у наших были только (!) винтовки, редко автоматы и пулеметы и никакой арт- и авиа-поддержки. В каком фильме, если там шла оборона небольшого участка, показана работа полковой или дивизионной артиллерии? Нам показывали часто только батальонные сорокапятки.

Вы помните, что в советских фильмах немецкие танки, судя по силуэтам, это были всегда тяжелые танки типа "Тигр" (которые появились только в 1942 году)? Это киношно-технологически понятно – из тогдашних советских танков проще слепить что-то типа "Тигра". Меня же озадачивало, как эти тяжелые танки подбивали с помощью этих "пукалок" - противотанковых ружей? Уже взрослым после изучения истории войны узнал, что у немцев средние танки были ядром и основой бронетанковых войск. Было полно почти "картонных" танкеток и легких танков, средних танков с броней до 40 мм, которые они, в том числе, прибрали себе у завоеванных стран.

Вот их-то, например, Pz.Kpfw.IV как фильме, а также бронетранспортеры били противотанковыми ружьями. В фильме "28 панфиловцев" были показаны именно средние танки.

В фильме хорошо показали как происходило обучение солдат, грамотная моральная подготовка, военные хитрости с ложными оборонительными полосами, маскировка и т.п. - чему в советских фильмах мало уделяли внимание. И хотя не обошлось без стрельбы из шмайсера с держанием его за магазин, но это простительные мелочи, наш боец в 1941 году мог и не знать, как его правильно держать.

У меня с детства вызывало недоумение, почему "наши" так тупо, как пушечное мясо, гибли, почему нужно обязательно сдохнуть бою, а не сохранить себя, и грамотно потом отступить? И когда в фильме на заявление бойца, что он готов умереть за Родину, командир ответил - умирать за Родину не нужно, нужно выжить и уничтожить максимальное количество врага.. О… это было невероятным утешением здравомыслия за мои почти 50 лет просмотров советских и российских военных фильмов. Немаловажно, что в фильме показывали, что раненых не бросали и вывозили в тыл…

Особый респект за сцену ожидания рукопашного боя обреченных солдат и за пулеметный бой в самом конце, это действительно нужно было смотреть и слушать в кинотеатре. Вся моя сохранившаяся мальчишеская душа, любящая с детства военные фильмы, пошла мурашками и восторгом.

Однозначно, это первый фильм для смотра с сыновьями и внуками, когда они будет к этому готовы.

Впрочем, фильм "28 панфиловцев" с художественной точки зрения простецкий, плоский фильм. Это более художественная реконструкция события…

***

Разновидностью этого метода анализа фильмов является творчество автора, где тот оригинально, наблюдательно и талантливо разбирает ошибки и ляпы создателей фильмов  "все грехи фильма..." После просмотра его разборов, что стали для меня своеобразным мастер-классом, начал более внимательно и вдумчиво обращать внимание на детали фильмов. Смотрите:

Собственно художественный разбор

Второй вид критического разбора художественный произведений - это истинно художественный разбор с пониманием глубинных образов и смыслов, с раскрытием многослойности (многосложности) поднятых проблем произведения. Это удел людей типажа "Балу".

Ценность художественного произведения не в достоверности и историчности. Ядром его является поведение людей.

При этом художественное произведение не предполагает, как уже писал, маркировку ярлыками (хороший-плохой) героев и их поведения, это не классическая нравоучительная литература, это не учебник, это не Евангелия. Читатель сам по поведению, словам и мыслям героев должен распознать их истинную суть.

Для художественного произведения важны и образы, которые в фильмах, имеющих ограничение по времени показа, приобретают особое значение. С помощью образов без слов можно за 5 секунд показать суть героя.

Так, герой Моргана Фримена, Малкольм Бич (фильм Обливион) на первый взгляд по-идиотски сидящий во тьме в черных очках - это образ пророка, мудрого человека, хорошо понимающего других людей: "чужая душа – потемки" или "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем" (1Кор.2:11). Зачем он закурил сигару? Это вредно! Эти две секунды с сигарой показывают его высокий социальный статус, что он уважаемый лидер. Ибо сигары – в разрушенном мире фильма - предельный дефицит. Их могли давать, и остальные при этом не завидовали, только авторитетным лидерам. 4-мю секундами зажигания сигары, темными очками режиссер без слов полностью раскрыл суть образа Малкольма Бича.

В фильм можно загрузить и тайные образы, понятные только внимательному и образованному человеку: через голову статуи Давида, очертание сопл двигателя летательного аппарата или даже вентиляционными отверстиями в виде 888.

Повторюсь, Христос, чтобы безопасно проповедовать при фарисеях и народе говорил только притчами.

Повторюсь, в своей сути христианский фильм может вообще не содержать визуальных христианских образов и характерных слов.

Гляжу в книгу (фильм) - вижу фигу

Это вид рецензии на фильмы, когда автор вообще ничего не понимает художественного смысла фильма. Именно так: "вообще ничего не понимает". При этом несет откровенную пургу и льет бессмысленную воду. Это люди типажа "Дикие пчелы" с их бестолковым жужжанием.

Это вид рецензии на фильмы, когда автор вообще ничего не понимает художественного смысла фильма. Именно так: "вообще ничего не понимает". При этом несет откровенную пургу и льет бессмысленную воду.

Вот пример:

Сравните с моим анализом этой клюквы:

Особо расписывать тут нечего, могу предложить яркий пример такой рецензии

Где были два глаза Юрий, когда он смотрел фильм, не знаю... Сравните, что было найдено мною в фильме:

"Катерина – луч света в темном царстве"

Это тип рецензии художественных произведений, когда автор извращенно толкует поведение и характеры героев. Проще говоря, называет белое – черным, черное - белым. Это люди типажа "Бандерлоги" с их неспособностью понимать и склонностью извращать поведение людей и смыслы жизни.

Упомянутая "Гроза" - наиболее извращенно истолкованное подкаблучниками и женщинами-педагогами произведение.

"Катерина – луч света в темном царстве" - это, увы, очень распространенный тип критики художественных произведений. Критики этого жанра практически не разбираются в психологии людей, и не видят глубинных смыслов произведений. После рецензий этого вида читать, перечитывать книги или пересматривать фильмы почему-то не хочется. Расписывать этот вид не буду – он хорошо известен всем по школьному курсу изучения литературы.

***

Будет свободное время, обязательно покажу чудовищную тупость и непонимание женской сути молодого подкаблучника Николая Добролюбова, назвавшего инфантильную, глупую и эгоистичную Катерину "лучом света в темном царстве". Отчасти извиняет его, что он не был женат и умер от туберкулеза в возрасте 25 лет. Мышление наивного маменькиного сынка. Сейчас таких называют аленями. Маменькиных сынков несколько типажей. Отличительная же черта "благородных аленей" – оправдание и прощение поведения блудниц и шалав, это рыцари и спасители шалав. Именно такие женятся на Шурыгиных, именно они таких "Катерин" называют "лучами света".

Как думаете почему? Спасибо лживой и лицемерной маме с большими темными и неразоблаченными тайнами.

Примечательно, что А.Л. Катанский, учившийся с ним с одной семинарии, вспоминал: "Добролюбов поражал нас своим видом очень благовоспитанного юноши, скромного, изящного, всегда хорошо одетого, с нежным, симпатичным лицом. Он был похож на красную девушку…"

Нужно что-то еще добавлять?

***

Особым подвидом критического разбора художественных фильмов "Катерина – луч света в темном царстве" является шизоидная менялойвщина ("шизоидный" – это не ругательство, а психотип).

Уникальным и единственным представителем этого типа является Алексей Меняйлов. Только шизоидный ум Алексея Меняйлова может увидеть в художественном произведении то, чего в нем нет, вообще нет. Ярчайшим примером подобного является один из его разборов фильма "Зеленая миля" (по книге Стивена Кинга), где Алексей Александрович договорился, что тамошний вымышленный негр-целитель является "шаманом", который помогал… советской армии в битве под Сталинградом.

Алексей Меняйлов - главный партизан-палеонтолог, пытается создать чудной культ давно умерших советских и вымышленных литературных героев (шаманов)

Алексей Меняйлов - главный партизан-палеонтолог, пытается создать чудной культ давно умерших советских и вымышленных литературных героев (шаманов)

Другой особенностью меняйловской критики является фактическое обожествление, сакрализация (шаманизация) вымышленных героев (например, Эркюля Пуаро) или реальных людей (героев "Молодой гвардии, Иосифа Сталина, Зои Космодемьянской). Складывается впечатление, что в сознании Меняйлова сценарно-режиссерский образ героя, и то каким был на самом деле – это одно и тоже.

Его удивительный шизоидный мозг что только не приплетает к фильмам! Недавно в очередной ролике он приплел покупку и ремонт старой лодки Энди Дюфрейна (Фильм "Побег из Шоушенка") к почитанию… богини Гекаты.

Вне всякого сомнения, у Алексея Меняйлова есть и добротный художественный, оригинальный разбор фильмов, например, в "Бой идут одни старики". Но это по молодости…

Вне всякого сомнения, у него есть чему поучиться, как на примере фильмов можно заниматься воспитанием людей. И как критический разбор фильмов можно превратить в полнее коммерчески успешный проект, когда люди готовы платить некоторые деньги, чтобы смотреть его ролики и семинары по фильмам.

Повторюсь, его фильмы смотрю с удовольствием, потому как он практически единственный сектант, чьи оригинальные шизоидные материалы предельно активизируют мыслительную деятельность. Чтобы разобрать Меняйлова, нужно думать, а не только вспомнить шаблонные возражения из антисектантского катехизиса.

Меняйлов просто мастер названия! "Почему доктора наук не женятся, пока впереди не спляшет лжешут?", "Почему элитные проститутки мечтают умереть в жерле действующего вулкана?", "Зависит ли красота от размера сисек?", "Жреческие уроки Фантомаса леди Бельтам" "Приём волшебника Мерлина, который перенял Тарковский". Названия шедевральны - вне всякого сомнения!

Однако обилие в такой кинокритике совершенно "левых", искусственных, фантастических, за уши притянутых смыслов и образов, на основе которых выводят, естественно, в основном неправильные выводы, делают меняйловщину бесполезной и опасной для практической жизни человека. Не говоря уже о том, что обожествление людей прошлого и вымышленных героев книг и фильмов, и обожествление именно на основе разбора фильма о них – это форма неоязычества.

Психологический разбор

Четвертый тип кинокритики - это чисто психологический, точнее, психоаналитический разбор поведения героев фильма. На это способны люди типажа "Каа".

Примером подобного добротного разбора являются ролики канала "Скрытый смысл". Помимо него уже много психоаналитиков и психологов делают хорошие психоаналитические разборы фильмов. Поищите в "Трубе"...

Кстати, на указанном канале есть разбор фильма "Обливион". Впрочем, лично считаю их во многом спорными, и сам во многом делаю совершенно иные выводы о сути происходящего в фильме, как и нахожу смыслы, не замеченные автором канала.

Все еще раз подтверждает высокую художественную ценность фильма, когда разные люди в зависимости от образования, религиозности и жизненного опыта находят для себя что-то особенное. Также подтверждает мой тезис, что наше понимание поведения людей – это еще и ключ к пониманию нашей сути, к самопониманию.

Герои большинства современных фильмов – это невротики, и делается это не случайно, более того, сценаристом при обучении запрещают делать героев идеальными. Во-первых, живым невротикам тяжело смотреть на идеальных героев. Во-вторых, живых невротиков реально лучше учить жить на глупости вымышленных героев.

Разбор моделей поведения невротиков и их манипуляций полезен для развития мужчины, и, тем более, для профессиональных психологов и психотерапевтов.

Но это всё же не для всех. Чтобы понимать, о чем идет речь, нужно иметь в общем-то серьезные базовые знания по психологии, психоанализу, методов психотерапии. Но если они есть, такие рецензии, безусловно, нужно смотреть, читать и это обогатит вас.

***

Итак, мужи братия, смотрите фильмы и читайте книги с детьми, подростками, друзьями, прихожанами. Думайте над ними, обсуждайте, учите, находите в них повод для нравоучения. Не скупитесь на это тратить свое время. Время, когда человек по-настоящему думает, не потрачено впустую.

Не будьте глупцами, для которых лучше постоянно работать или забивать голову бессчетным повторением мантр, но не думать.

Вот пример духовно-нравственной мерзости маменькиных сынков (подкаблучников). Поучительный талантливый фильм Джозефа Косински о мужчинах и товариществе, целях жизни они приравнивают к порнухе... А ещё они боятся обличающей правды

Александр Лебедев: "Очередная хрень от очередного "постигшего смыслы"" -  https://vk.com/alexandrirkutsk - 04.03.2021.

"…и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем" (Еккл.1:13).

***

"Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость.

Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их и которого разговор только о молодых волах? Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его - о корме для телиц.

Так и всякий плотник и зодчий, который проводит ночь, как день: кто занимается резьбою, того прилежание в том, чтобы оразнообразить форму; сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его - о том, чтоб окончить дело в совершенстве.

Так и ковач, который сидит у наковальни и думает об изделии из железа: дым от огня изнуряет его тело, и с жаром от печи борется он; звук молота оглушает его слух, и глаза его устремлены на модель сосуда; сердце его устремлено на окончание дела, и попечение его - о том, чтобы отделать его в совершенстве.

Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо, который постоянно в заботе о деле своем и у которого исчислена вся работа его: рукою своею он дает форму глине, а ногами умягчает ее жесткость; он устремляет сердце к тому, чтобы хорошо окончить сосуд, и забота его - о том, чтоб очистить печь.

Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле; без них ни город не построится, ни жители не населятся и не будут жить в нем; и однако ж они в собрание не приглашаются, на судейском седалище не сидят и не рассуждают о судебных постановлениях, не произносят оправдания и осуждения и не занимаются притчами; но поддерживают быт житейский, и молитва их - об успехе художества их" (Сир. 38:24-39).

В следующей главе вот такое продолжение:

"Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей.

Он будет проходить служение среди вельмож и являться пред правителем; будет путешествовать по земле чужих народов, ибо испытал доброе и злое между людьми. Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним; откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих. Если Господу великому угодно будет, он исполнится духом разума, будет источать слова мудрости своей и в молитве прославлять Господа; благоуправит свою волю и ум и будет размышлять о тайнах Господа; он покажет мудрость своего учения и будет хвалиться законом завета Господня.

Многие будут прославлять знание его, и он не будет забыт вовек; память о нем не погибнет, и имя его будет жить в роды родов. Народы будут прославлять его мудрость, и общество будет возвещать хвалу его; доколе будет жить, он приобретет большую славу, нежели тысячи; а когда почиет, увеличит ее" (Сир. 39:1-14).

Максим Степаненко
"На злобу дня" - 17.04.2021.

***

Друзья, мужи братия, если эта статья помогла вам, открыла глаза на личные проблемы, показала направление к их исправлению, и если вы заинтересованы, чтобы такие статьи далее публиковались в свободном доступе, а не в платных книгах, прошу оказать и помощь мне.

На эту статью ушли десятки (!) часов личного времени, когда я не занимался дополнительной работой, работой в огороде, хозяйстве и т.п., всем тем, что позволяет получить дополнительный доход для прокорма моей многодетной семьи (на епархиальную зарплату я могу прокормить на уровне минимального прожиточного минимум себя самого и только 0,7 ребенка).

"Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?" (1 Кор.9:11).

"Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми" (2 Кор.9:6-13).

Карта Сбербанка: 2202 2023 4319 9877

Яндекс.Деньги:
41001796433953

С уважением,
Максим Степаненко, сотрудник

Миссионерского отдела Томской епархии

Русской Православной Церкви

 

 
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
 

 


Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru