О сказках... И почему я против "православных" ежиков
и современных православных сказок?
"Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым
молодцам урок"
А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке"
Почему я, православный христианин и
миссионер, выступаю против "православных" ежиков и
именно "православных сказок", написанных конкретным
человеком?
Во-первых, потому что Бог, Церковь,
Православие, жития Святых – все это не должно
ассоциироваться в детской душе со сказкой и мифами.
Во-вторых, упоминание имени Божьего в
сказках – это нарушение заповеди: "Не произноси имени
Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит
без наказания того, кто произносит имя Его напрасно"
(Исх. 20:7).
Часто приходится слышать возражения не в
меру "продвинутых" православных, мол, в сказках герои
сталкиваются с мифическими существами, колдунами,
магами, ведьмами, сами пользуются магией и магическими
предметами, а магия - это грех… Сказки якобы опасны для
воспитания детей, они могут захотеть заниматься
гаданиями и магией. Нужны как раз "православные сказки"
без магии и колдовства. Что можно ответить?
Главное предназначение сказки – показать
ребенку некую общую модель поведения мужчины и женщины в
тех или иных ситуациях. Чтением сказок ребенку
прививаются именно эти модели поведения, а не детали их
исполнения. Какая в русских сказках модель поведения
мужчины на примере Ивана? Будь скромен; скрывай свой ум
перед врагами; попав трудную ситуацию, не теряй
самообладания; будь упорным в достижения цели; сильных
врагов бери умом и хитростью; помогай слабым и этим
заработаешь себе верных друзей; не бросай в беде свою
любовь; сделал ошибки, имей мужество ответить за них и
преодолеть последствия своих ошибок. Во многих сказках
достичь цели, выйти из трудной ситуации, герою нельзя
без помощи и вмешательства неких высших сил – и это тоже
правильная установка.
Сказки помогают детям придти к
подсознательной уверенности, что всегда побеждает добро
и любовь, правда и мужество. Это дает больше уверенности
ребенку, ему будет гораздо легче справляться с
жизненными трудностями, воспринимать какие-то неудачи.
Разумеется, жизнь обязательно внесет свои коррективы, но
подсознание будет хранить первые уроки, которые человек,
будучи ребенком, вынес из сказок.
Никак нельзя исключать сказки из
воспитания детей. Дети мыслят образами, и лучшим
способом преподать какие-то истины ребенку с помощью
образов является именно сказка. Так, малыш, представляя
для себя образы, начинает понимать внутренний мир
героев, верить вместе с ними в то, что добро победит,
сопереживать им.
Помимо того, что сказка является просто
приятным времяпрепровождением, она еще способна снять
состояние тревоги, волнения у ребенка.
Великий русский (и православный!)
педагог Константин Ушинский считал, что гармоничное
сочетание умственного и нравственно-эстетического
развития детей невозможно без сказок. Благодаря сказкам
в душе ребенка с логикой срастается добрый поэтический
образ, развитие ума идет вместе с развитием фантазии и
чувственности. Ушинский детально разработал вопрос о
педагогическом значении сказок и их психологическом
воздействии на ребенка. При этом он решительно ставил
народную сказку выше рассказов, опубликованных в
образовательной литературе специально для детей, ибо
последние, считал великий педагог, все-таки подделка:
детская гримаса на старческом лице.
Поэтому третья причина, почему я против
новых православных сказок – их искусственность и
оторванность от истинных народных образов (архетипов).
Сказки являются важным воспитательным
средством, в течение столетий выработанным и проверенным
народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно
доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка -
неразделимы, они созданы друг для друга.
Жизнь маленького ребенка просто обязана
быть интересно-сказочной и доброй. Дед Мороз с письмами
ему и подарками под елкой. Папа принес с работы
шоколадку или яблоко – это зайчик передал или белочка…
Уже в 15 – 17 лет на наших детей обрушатся жесткие
реалии жизни и сказка уйдет. Но сейчас в свои 40 лет,
воспоминания из радостного и сказочного детства радуют
сердце, и позволяют легче переносить тяготы жизни.
Детская радость и счастье от подарков, таинственно появившихся под
елкой, удивление чудом, пока все на улице звали Деда Мороза, приносит
великую радость и родителям.
Сказка бережет детскую душу от взрослых
проблем этого мира…
Таким образом, повторюсь, главное
значение сказки - с помощью образов привить ребенку
правильную модель поведения в жизни, а не рассказать о
Боге, вере и истинах веры, привить религиозную модель
поведения.
Именно поэтому присутствие религиозных
моментов, явления святых, упоминание Бога – все это
совершенно не уместно, т.к. это противоречит изначальной
психологически-воспитательной, а не религиозной сути
сказки, не говоря уже о приведенных выше трех
возражений. Религия и сказка - это принципиальные
антагонисты!
Религиозным воспитанием родители должны
заниматься не через сказки, а через чтение Священного
Писания, житий и трудов святых, и дети это должны
воспринимать ни в коем случае в контексте сказок и былин.
Будут ли дети приобретать магическое
мышление от чтения сказок? Нет. Подавляющее большинство
из них... Об этом пишут чрезмерно старые и
скучные дяди и тети, которые забыли свое детство
(возможно оно у них было серым и не чудесным, они
подсознательно хотят, чтобы у их внуков оно было таким
серым). Я,
увы, был лишен религиозного воспитания в детстве и
понимания того, что магия и гадание – грех. Читал сказки
запоем. И… никогда не считал магизм сказок реальной
силой. Дорогие мамы и папы, не нужно детей считать за
дураков, они со временем понимают, где выдумка, а где
реальность. Бывают исключения, но это исключения!
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка
- людям указка
Важно также понимать, что модель
поведения в сказках имеет национальные особенности. Мне
лично никогда не нравились западные сказки, и сказки
западных (даже христианских!) писателей, они у меня
вызывали антипатию. Модели поведения (архетипы) не
совпадали...
В свое время психоаналитик Эрик Берн
указывал, что самые любимые сказки в детстве - это
сценарии жизни, которые человек выбрал для себя. Поэтому
сказка, семейная сказка – это одно из сокровенных и
интимных моментов в воспитании детей. Безумие давать
воспитывать своих малых детей чужим людям с больной
психикой и нравственно-религиозным извращенцам. Давать
ребенку чужие и тем более дурные сказки и мультфильмы –
это и есть предоставление своего ребенка для воспитания
болящим и извращенным "сказочникам".
Поэтому важно, чтобы ребенок с
измальства воспитывался именно на традиционных русских
народных сказках, а не на иностранной мифологии, и тем
более не на современных искусственных и извращенных
сценариях поведения героев новых мультфильмов.
Считаю, ребенок до пяти – шести лет,
когда идет закладка его характера, должен слушать только
русские народные сказки, смотреть только отечественные
мультфильмы, сделанные в советское время. Особенно много
добротных (в т.ч. и добротно прорисованных) сказок
породил "Союзмультфильм" в 50-60-е года. Лучшие
мультипликационные проекты современной России для малых
детей – "Гора самоцветов" и "Лунтик", для детей постарше
- "Смешарики" (пока создатели не начали по спецзаказу
учить детей "правам детей" и рекламировать молочные
продукты).
Родительский опыт убеждает в
нежелательности практически всех импортных
мультсериалов… Их опасность не только в ложных образах,
деструктивных моделях поведения, но и в нескончаемости,
когда ребенок оказывается в длительном туннеле этих
деструктивных образов и моделей поведения, в конечном
итоге приводят их к разрушению психики.
Один большой "плохой" мультфильм больше
двух – трех раз за год ребенок не смотрит, а сериалы
показываются каждый день в течение года или даже более.
В современном кинематографе и
мультипликации происходит просто повальное изменение и
подмена древних образов, когда персонажи изначально
отрицательные становятся положительными. Дракон
(Змей-Горыныч), змея, крокодил не только в древнем
христианском мире, но и у основной части народов – это
символ враждебного зла, у христиан дракон и змея – это
образ диавола.
И что мы видим? Добрых людоедов (Шрек),
доброго дракона (Мулан), доброго и безобидного
Змея-Горыныча (известный российский былинный мульт-китч),
милого советский крокодила Гену (еще полвека назад у
Чуковского крокодил ел солнце и был главной африканской
опасностью) с его искусственным безОбразным другом
Чебурашкой. Хотя по содержанию упомянутый "Лунтик" -
хороший и добрый мультфильм, искусственно образный
(или даже безОбразный) Лунтик "напрягает".
В последнем мультфильме
made in USA "Хранители снов"
величественные, мудрые и бессмертные эльфы,
воспетые в толкиеновском "Властелине колец" превращены в
маленьких, опять (!) дебильных, комичных гномов-неумех,
а подарки "Северному человеку" (вот так теперь называют
Санта Клауса толерасты) делают "милые" йети, до
недавнего времени - чудовища и ужас всех народов, которые
о них что-то знают…
Увы, современные российские мультфильмы
а-ля былина не менее опасны для детской психики, чем
западные безумные мультипликационные фантазии.
Современные герои этих мультфильмов представлены в
комичном, извращенно-поведенческом виде, фактически -
это фрики. Мужчины имеют признаки дебилов и
подкаблучников; девушки и жены – представлены как
лидеры, которые превосходят во всем мужчин и чаще всего
издеваются над ними. Обращаю внимание, что в
традиционных сказках нет комичных героев, все персонажи
ведут себя серьезно. Первая комичность сказочных героев
стала появляться в первых фильмах и мультпересказах с
середины XX века, и касалась
разве что зайчиков и белочек… Образ положительного героя
– это образ для подражания и восхищения, помощники
героя – звери, птицы, конь и т.п. – заслуживают трепетного уважения.
В современных российских сказках происходит
злонамеренная порча образа героя, его дебилизация и осмеяние.
Например, в последнем варианте
мультфильма "Илья Муромец" величественный и мужественный
богатырь превращен в наивного суеверного подкаблучника.
Одними из самых опасных для детской
психики являются аниме-сериалы, которые разрушительны,
прежде всего, для половой (гендерной) самоидентификации
детей и подростков из-за намеренно бесполого вида
героев, в период подросткового взросления аниме-сериалы
- это психологический яд:
Впрочем и во многих американских
мультфильмах женщины ведут себя как мужчины, если не
хуже: жестоко дернуться и даже без сожаления убивают
(принцессы Фиона и Жасмин).
Про бесстыдство, эротизм, пошлые шутки
и говорить не приходится...
И в заключении хороший сюжет о том, как
работает система массового мультипликационного разложения и растления, направленная на детей и подростков:
***
Продолжение размышлений над сказками
следует:
"Если бы Гарри Поттер был бы написан
мусульманкой"
"Хранители снов: самое страшное когда
правда смешана с ложью"
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 07.12.2012.
P.S. Некоторые светлые
мысли подсмотрены в сети, однако, авторы, там почему-то
не указаны, отчего и я в свою очередь не могу сослаться
на их авторов...