Как когда-то Церковь Отцов не мироугодников и не
женоугодников относилась к блуду и прелюбодеянию - наши
Каноны
Для тех, кто хочет понять, насколько
тяжки грехи блуда и прелюбодеяния. Церковные каноны о
блуде, прелюбодеяние и честном браке. Церковные
наказания за эти совершаемые грехи.
***
"Род лукавый и прелюбодейный" (Мф.12:39)
более всего любит говорить о том, что у него нет –
любви. Именно лжелюбовью сейчас пытаются примирить
целомудрие и разврат, нравственность и скотство,
мудрость и глупость: "Не думайте, что Я пришел принести
мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Так
сказал Господь. Читай это так: "Не для того Я пришел,
чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро
и зло, правду и насилие, нравственность и скотство,
целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принес меч,
чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было
смешения" (Св. Николай Сербский).
"Род лукавый и прелюбодейный" (Мф.12:39)
пытается превратить Бога в милосердие, безразличное ко
греху и беззаконию, забывая, что милосердный и любящий
Бог, говорил:
"Боязливых же и неверных, и скверных и
убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех
лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть
вторая" (Откр.21:8).
"Род лукавый и прелюбодейный"
(Мф.12:39), скрывая свои грехи от себя и других,
вопиет: "Не суди!", пытаясь заткнуть род обличителям.
Но, не обличения греха, есть предательство Божией любви,
по словам преподобного Максима Исповедника: "Ибо полагаю
человеконенавистничеством и уклонением от Божественной
любви потакать заблуждению, отчего уже впавший в него
еще больше повреждается".
Первое, что сказал Господь в Нагорной
проповеди после блаженств - это слова о том, что мы,
христиане должны статья солью, предотвращающей тление
этого мира:
"Вы - соль земли. Если же соль потеряет
силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему
негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям"
(Мф. 5:13).
"Пророки посылались к какому-нибудь
одному народу, вы же - соль для всей земли, исправляющая
беспутных учением и обличениями, дабы они не порождали
непрестанно червей. Почему не оставляете горьких
обличений, хотя бы ненавидели и преследовали вас...
Если учитель потеряет ум, то есть, если
не будет учить, обличать и исправлять, и разлениться,
что чем исправиться? Он должен быть лишен учительского
сана и подвергнут презрению" (Толкование на Евангелие от
Матфея).
И наконец, слова Святейшего
Патриарха Кирилла:
Подобно Христу мы, Церковь, не свои слова
произносим, не от своей собственной мудрости, и Патриарх вам
говорит не от самого себя и не на себя ссылается, а на
Господа, на Слово Божье, хранимое в Церкви. Это сохранение
Божественного Слова мы называем Преданием Церкви, Преданием
с большой буквы. Это Предание - критерий истины: мы
накладываем его на все то, что сегодня происходит в мире с
обществом и человеком, и говорим, где правда, а где ложь,
где грех, а где святость. И как бы ни оправдывали грех
ссылками на человеческую свободу, на какие-то "правильные"
формы политического устройства, мы все равно говорим и будем
говорить, что грех - это грех, вызывая на себя огонь,
вызывая критику, вызывая на борьбу с нами людей
могущественных, обладающих деньгами, способных влиять на
СМИ. Мы говорим Божию правду, потому что ничего другого
у нас нет. Если только мы начнем говорить от себя, если
мы начнем приспосабливаться к вкусам, к моде, к словам
сильных мира сего, - такая Церковь никому не будет нужна.
Церковь нужна людям только потому, что она есть, по слову
апостола, столп и утверждение истины" (см. 1 Тим. 3:15).
Патриархия.Ru - 15.06.2013.
Святитель
Василий Великий - расскажите ему о том, что матерям,
зачавшим в блуду детей, и не убившим их, нужно низко
поклониться... "Блудник (-ца) семь лет да не причастится
Святых Тайн: два года да плачет, два да слушает, два да
припадает и один год да стоит только с верными, в
восьмой допущен будет до Святого Причастия" (Правила
Василия Великого. п. 59).
"Блуд не есть
брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся
посредством блуда лучше разлучать, если возможно. Если
же всемерно держатся сожития, то да примут епитимию
блуда, но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее
что будет" (Правила Василия
Великого. П. 26).
***
Важность Постановлений Вселенских Соборов
Определения, противоречащие
постановлениям Вселенского Собора - недействительны.
Трет. 8. Дерзающий сопротивляться Вселенскому Собору
подвергает себя опасности исключения из клира. Перв. 2.
Важность Соборов вообще
Никому не позволяется Соборных правил
изменять. Шест. 2. Сии правила должны быть внушаемы при
рукоположении, дабы не поступали против них. Карф. 25.
Примечание. Изъяснение сокращенных
знаков - в конце публикации.
Пьянство
Чревоугодие, и пьянство его
разновидность, - корень похоти и блуда:
"И не упивайтесь вином, от которого
бывает распутство; но исполняйтесь Духом" (Еф.5:18)
"И что будет с народом, то и со
священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по
делам его. Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и
не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд,
вино и напитки завладели сердцем их" (Ос. 4:9-11).
Предающиеся вину священнослужители
должны быть извержены, а низшие клирики и миряне -
отлучены, если не перестанут. Апост. 42, 43.
Каноны Церкви о впавших в блуд
Григ. Нисс. 4. Блудником признается муж,
впадший в блуд со свободной от брака. И блудницей - отроковица,
вышедшая замуж, без соизволения отца, Васил. 38.
господина, Васил. 40, или вообще обладающего, но только
до прощения и примирения. Васил. 42.
Блуд не есть брак, и даже не начало
брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше
разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся
сожития, то да примут епитимию блуда, но да оставятся в
сожитии брачном, да не горшее что будет. Васил. 26.
Если муж, сожительствуя жене, и потом не довольствуясь
браком, впадет в блуд, такового почитаем блудником и
надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем
правила подвергать его вине прелюбодеяния, если грех
соделан с свободною от брака. Ибо сказано:
прелюбодейца сквернящися осквернптся, и к мужу своему не
возвратится (Иерем. 10:1), также: держащий
прелюбодейцу безумен и нечестив (Притч. 18:23). Но
соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею,
и жена должна принять мужа своего, обращающегося от
блуда, но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома.
Причину этому дать нелегко, но так принято в обычай.
Васил. 21.
Епитимия для блудников мирян
Возбудивший сам себя к исповеданию
грехов должен быть под епитимией более снисходительной,
а уловленный во зле, или невольно обличенный,
подвергается продолжительнейшему исправлению. Григ, Нисс.
4. Поэтому таковая епитимия простирается на девять,
Григ. Нисс. 4. и на семь лет, Васил. 59. даже на четыре,
Васил. 22. и на три года, Васил. 38.
Как именно должно проходить эту
епитимию?
Григ. Нисс. 4. Васил. 22 и 59. Кто
похитил и взял за себя обрученную другому или взял жену,
по тайном или насильственном растлении ее: с такими как
поступать? Васил. 22. Вышедшие замуж без согласия отца
или господина, отлучаются на три года от причащения
Васил. 38.
Епитимия для блудников из духовенства
Священнослужители и причетники,
обличенные в блудодеянии, извергаются из священного
чина. Апост. 25. Васил. 3, 32, 51, 70. Неок. 1.
Чтец, смесившийся прежде брака со своею
обручницею, в высшие степени не производится. Васил. 69.
Не должно мыться в бане вместе с
женщинами ни причетникам, ни монахам, ни мирянам
христианам. Обличенные в сем клирики извергаются, а
миряне отлучаются. Шест. 77. Лаод. 30.
Прелюбодеяние
Прелюбодеем называется
совокупляющийся с чужою женою. Васил. 18. Григ. Нисс,
4. К прелюбодеянию относятся скотоложство и
мужеложство. Григ. Нисс. 4. Прелюбодействующими
признаются: а) муж, оставляющий жену и поемлющий другую,
Шест. 87. Апост. 48. Карф. 115. Васил. 9, 77. б) берущий
в брачное сожитие обрученную другому, Шест. 98. в)
взявший деву, посвятившую себя Господу, Васил. 18. г)
вступивший в брак, по отнятии у него чужой жены, как
виновный за первую, Васил. 37. д) жена, оставившая мужа
и вышедшая за иного, Шест. 87. Карф. 115. Васил. 9. е)
жена отлучившегося мужа, сожительствующая иному прежде
удостоверения о смерти его. Шест. 93. Васил. 31. ж) жена
воина, вступающая в брак во время безвестности о муже,
Шест. 93. Васил. 37. з) дева, давшая обет чистоты
Господу, и потом нарушившая оный. Васил. 18. 60.
Оставленный женою без вины достоин общения с Церковью, а
она - епитимий. Шест. 87. Васил. 35. Женам обычай
повелевает удерживать своих мужей, и неверных, в
супружестве. Муж, оставленный женой, достоин
снисхождения, и сожительствующая с ним не осуждается.
Васил. 9.
Епитимия для прелюбодеев
Прелюбодеи приемлются в общение через
пятнадцать лет, Васил. 7, 58. и через семь лет, если со
слезами покаются. Шест. 87. Васил. 77. Анк. 20.
Скотоложник принимается в общение после
епитимий пятнадцатилетней, Васил. 7, 63. или
более, Григ. Нисс. 4. а иногда только при исходе
жизни, смотря но возрасту и другим обстоятельствам:
Анк. 16. молится с обуреваемыми. Анк. 17.
Развод не позволителен, кроме случая
прелюбодеяния. Жена не должна разводиться с мужем
потому, что бьет ее, что тратит ее имение, что он
неверный. Васил. 9. Муж не может развестись с женой
потому, что она одержима злым духом. Тимоф. 15.
Брак, его святость
Брак установлен Богом. Апост. 51.
Брачное честное сожительство почтенно. Гангр. 21. Кто
порицает и гнушается верной и благочестивой женой, как
не могущей войти в Царствие Небесное, тот под клятвой.
Гангр. 1. Кто девствует не по причине святыни девства,
но гнушаясь брака, тот под клятвой. Гангр. 9. Если жена
оставит мужа, гнушаясь брака, то она под клятвой. Гангр.
14. Кто из священного чина удаляется от брака, гнушаясь
им, тот должен исправиться, или подлежит церковному
наказанию. Так же и мирянин. Апост. 5, 51. Кто о
пресвитере, вступившем в брак, думает, что не должно
причащаться от него на Литургии, тот под клятвой. Гангр.
4.
Вступление в брак
Незаконных браков венчать не должно.
Феоф. 13.
Вступающие в брак должны иметь согласие
на это от своих родителей, Вас. 38, 42. от своих господ.
Васил. 40, 42.
Вступление в брак запрещается
а) епископам, Шест. 12 монахам и
монахиням, или девам, посвятившим себя Богу, Четв. 16.
Васил. 6, 18. диакониссам, Четв. 15. пресвитерам,
диаконам и иподиаконам, если они уже вступили в свой
сан, Апост. 26. Шест. 3, 6. верным, особенно чтецам и
певцам, с неверными, каковы иудеи и язычники, и с
еретиками, Четв. 14. Шест. 72. разве только лицо
сочетавающееся даст обещание перейти в православную
веру: Четв. 14. Шест. 72. Лаод. 10, 31. мужу при живой
жене, и жене при живом муже, Шест. 87. Васил. 77.
б) находящимся в духовном родстве.
и) находящимся в родстве плотском.
Обязанности вступивших в брак
Вступившие в брак должны воздерживаться
друг от друга по согласию, для упражнения в молитве,
особенно в день субботный и воскресный. Дионис. Алекс..
3. Тимоф. 13.
Обязанности при праздновании браков
Христианам, ходящим на браки, не
прилично плясать там, но должно вечерять благоговейно.
Лаод. 53.
Епитимий за некоторые незаконные браки
Пресвитер, диакон и иподиакон,
вступившие в брак по своем рукоположении, извергаются из
своего чина. Шест. 6. Неок. 1.
Если пресвитер обязался неправильным
браком, по неведению правила, то удерживается только от
пресвитерских действий, брак его расторгается, но
священства и священнической чести он не лишается. Шест.
26.
Брак верного с женой еретической,
возбранен. Шест. 72.
Монах, монахиня и дева, посвятившие себя
Богу, вступившие в брак, лишаются церковного общения,
Четв. 16 и брак их расторгается. Васил. 6, 18.
Второй брак (двоеженство)
Брак второй есть врачевство против
блуда, а не напутствие сластолюбию. Васил. 87.
Пресвитеру на браке двоеженца не должно пиршествовать.
Неок. 7. Двоеженцы отлучаются на год и на два. Васил. 4.
Трети брак (троеженство)
О троебрачных и многобрачных мы положили
то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности.
Второбрачных отлучают на год, а других - на два,
троебрачных же - на три, а часто и на четыре года, и
нарицают такой союз уже не браком, но многоженством, или
паче наказанным блудом. Поэтому и Господь самарянке,
переменившей пять мужей, сказал: тот которого ныне
имеешь, не муж тебе (Ин. 4:18), показывая тем, что
преступившие предел второбрачия уже не достойны
нарицаться именами мужа или жены. Мы же не от правила,
но от последования предшественникам, приняли обычай:
троебрачных отлучать на пять лет. Впрочем, не следует
совсем заграждать для них вход в Церковь, но удостаивать
их слушания Писаний два или три года, а посем допускать
до стояния, но удерживать от приобщения Святыни, - и так
показывающих некий плод покаяния восстановлять на место
общения. Васил. 4.
Многобрачие
О многобрачии Отцы умолчали, как о деле
скотском и совершенно чуждом роду человеческому. Нам же
сей грех представляется тягчайшим блуда. Поэтому
благорассудно будет подвергать таковых епитимий по
правилам, то есть да будут один год плачущими, три года
- припадающими, и потом могут быть приняты. Васил. 80
Четвертый брак запрещен, и не брак.
Развод
Развод не позволителен, кроме случая
прелюбодеяния. Жена не должна разводиться с мужем
потому, что бьет ее, что тратит ее имение, что он
неверный. Васил. 9. Муж не может развестись с женой
потому, что она одержима злым духом. Тимоф. 15.
Девица
Девицы не должны выходить замуж без
соизволения своего отца. Васил. 38. Девицы обрученные. и
потом иными похищенные, должны быть возвращены тем, кому
они обручены. Анк. 10. Сделавший насилие деве
необрученной отлучается от общения церковного, и не
должен брать иной, а взять ту, которую избрал. Апост.
67.
Девство ради Господа, соединенное со
смирением, почтенно, Гангр. 10, 21. добро, и свято.
Гангр. 9. Но если кто из девствующих удаляется брака,
гнушаясь брака, или превозносится над бракосочетавшимися,
тот под клятвой. Гангр. 10. Обет девства признается
„действительным, когда возраст достиг совершенного
разума. Васил. 18. Давшая обет девства в ереси, и .потом
вступившая в брак, не подлежит осуждению. Васил.20.
Жена
Ни пресвитер, ни диакон, ни иподиакон не
должны быть лишаемы общения с законной женой. Шест. 13.
Священники, удаляющиеся от своих жен под видом
благочестия, не должны уже и жить с ними. Шест. 30.
Честная супружеская жизнь не препятствует мужу быть
священником и диаконом. Шест. 13. Священников, диаконов,
иподиаконов и всех, прикасающихся святыне, воздержание
от жен. Карф. 4, 34, 81. Шест- 13. Жена производимого во
епископа должна вступить в отдаленный монастырь, где
должна пользоваться содержанием его и может быть
произведена в диаконисы, если достойна. Шест. 12, 48.
Жена не должна оставлять своего мужа, гнушаясь браком.
Гангр. 14. Оставленная, должна быть безбрачна. Васил.
48. Жены во время Божественной Литургии должны молчать,
а о учении дома спрашивать мужей. Шест. 70. Жен
прелюбодействовавших не должно делать явными, но
дозволять стоять им с верными без приобщения, доколе
исполнится время покаяния. Васил. 34. Жену, жившую в
целомудрии и в плену поруганную, должно допускать до
общения. Григ. Неокес. 2.
Дети
Дети, оставляющие под предлогом
благочестия своих родителей, особенно верных, и лишающие
их подобающей чести - под клятвой. Впрочем, правоверие
должно быть ими соблюдаемо предпочтительно. Гангр. 16.
Дети состоящих в клире не должны совокупляться браком с
еретиками или с язычниками. Карф. 30.
Вдова
Вдова может сочетаться. Васил. 41.
Вдова, Причисленная в число Вдовиц,
снабжаемых от Церкви. Если выходит замуж, то оставляется
без церковного попечения. Васил. 24. В число вдовиц
должны быть причисляемы не прежде шестидесяти лет. Там
же. Кому позволяется посещать вдовиц? Карф. 47.
Вдовство ниже девства. Падшая вдовица
осуждается как растленная раба. Васил. 18
Вдовицу шестидесятилетнюю, если захочет
выйти замуж, должно лишать Св. Причащения, доколе не
оставит страстную нечистоту. Васил. 24.
Скопец. Скопчество.
Кто сделался скопцом от человеческого
насилия или во время гонения от варваров, или от врачей
по болезни, или так родился, тот может быть в клире, и
если достоин, даже - епископом. Апост. 21. Перв. 1. Но
кто оскопил сам себя, тот если клирик - извергается, а
если мирянин, не принимается в клир, и на три года
отлучается от Таинств. Апост. 22, 23, 24. Перв. 1.
Скопцы, ни из священного чина. ни миряне, не должны
иметь при себе женщины или рабыни, кроме жены, матери,
сестры, тетки и других лиц, чуждых подозрения. Перв. 3.
Шест. 5- Оскопивший другого или своеручно, или
посредством повеления, без побуждающей к этому болезни,
если принадлежит к священному чину - извергается, а если
мирянин - отлучается. Двукр. 8.
Об абортах
Убийца есть тот, кто нанес ближнему
смертный удар, он ли первый нанес удар, или отмщал.
Басил. 43. Убийство может быть вольное или намеренное,
близвольное или близнамеренное, невольное или
ненамеренное, и убийство на войне.
Григ. Нисс. 5. Васил. 8. Вольными
убийцами признаются: д) жены, дающие врачебные составы
для привлечения в любовь и умерщвляющие; е) дающие и
приемлющие врачевство для умерщвления и извержения
зачатого в утробе; Шест. 91. Васил. 8. Анк. 21. ж)
женщина, родившая в пути, и имея возможность сохранить
рожденное, пренебрегшая, думая тем сокрыть свой грех.
Васил. 33, 52. Епитимия за вольное убийство
двадцатилетняя и более; Анк. 22. Григ. Нисс. 5.
Васил. 56. А за детоубийство во чреве - десятилетняя.
Васил. 2.
О грехе
Грех, не одинаков. Шест. 102. Грехи
относятся к трем силам нашей души: к силе ума,
вожделения и раздражения. К силе ума относятся: нечестие
относительно к вещам Божественным, отречение от Христа,
уклонение от Христа, уклонение к иудейству,
идолопоклонству и т. д. Григ. Нисс. 1. Епитимия за сии
грехи. Григ. Нисс. 2, 3. К силе вожделения относятся
сребролюбие, славолюбие, сластолюбие и так далее.
Григорий Нисс. 1. Епитимия за сии грехи. Григорий
Нисский. 4. К силе раздражения относятся зависть,
ненависть, вражда, злословие, злоумышление, сварливое и
мстительное расположение, убийство и т. д. Григ. Нисс.
1. Епитимия за сии грехи. Григ. Нисс. 5.
Все люди грешны. Карф. 124. Кто
утверждает, что Иоанновы слова: Аще речем: яко греха не
имамы, себе прельщаем и истины честь в нас, надобно так
произносить по смиренномудрию, а не потому, что это в
самом деле правда: анафема. Карф. 128. Кто будет
говорить, что святые люди должны произносить слова в
молитве Господней: остави нам долги наша, не для себя, а
для других людей, и что им не нужно прощение - анафема.
Карф. 129. Кто скажет, что святые должны произносить сии
слова молитвы Господней по смирению, а не потому, что
это правда - анафема. Там же, 130. Грехи, относящиеся к
силе ума, самые тяжкие и требуют тягчайшего и
продолжительнейшего покаяния. Григ. Нисс, 2. Грех к
смерти есть, когда, кто согрешая, пребывает в
неисправлении и когда кто восстает на благочестие и
истину. Седьм. 5. Не должно отвергать иного
обращающегося от греха. Апост. 52. Принявшие от Бога
власть решить и вязать должны рассматривать качество
греха и употреблять врачевание, приличное недугу. Шест.
102. Особенно же должны отсекать начала грехов. Седьм.
22. Грех, исповеданный епископу наедине, не признается
доказанным на суде. Карф. 147.
Эпитимия
Епитимия есть наказание, определенное
священными правилами, Двукр. 10. или духовное врачевство,
приличное недугу. Шест. 102. Епитимиею не должно
ввергать грешника в отчаяние, ни подавать повода к
расслаблению жизни. Там же. Принявшие от Бога власть
решить и вязать должны рассматривать качество греха и
расположение согрешившего, и жизнь до греха и после:
Шест. 102. Перв. 2. Анк. 5. Васил. 3. Карф. 52.
достаточным к уврачеванию почитать не время, но
произволение кающегося. Григ. Нисс, 8. Ревностному в
исправлении можно сократить епитимию, Васил. 74. Григ.
Нисс. 4, 5. Шест. 102. Пер. 12. Сам себя возбудивший к
покаянию подлежит епитимий снисходительнейшей, а
обличенный - продолжительнейшей. Григ. Нисс. 4, 5. С
неприемлющими совершенства покаяния должно поступать по
преданному уставу. Шест. 102. Васил. 3. Перв. 12. За
одно преступление не должно налагать двух наказаний.
Прекращение эпитимии
От злых дел обращающихся должно вводить
в общение, по исполнении времени, данного им для
покаяния. Лаод. 2. Кающегося разрешает епископ, Карф.
52. а по нужде - пресвитер, с благословения епископа,
Карф. 7, 52. и то не открыто, не на Литургии. Карф. 6.
На кающегося, если его преступление было гласное, рука
должна быть возлагаема в притворе храма. Карф. 52.
Отлученный, сподобленный, по причине отчаяния в жизни,
Причащения, выздоровев, обращается к дополнению
епитимий. Перв. 13. Григ. Нисс. 5.
Симв. веры Ник. - Символ веры Первого
Вселенского Собора, бывшего в Никеи.
Симв. веры Конст. - Символ веры Второго
Вселенского Собора, бывшего в Константинополе.
Догм. Четв. Соб. - Догмат Четвертого
Вселенского Собора, бывшего в Халкидоне.
Догм. Шест. Соб. - Догмат Шестого
Вселенского Собора, бывшего в Константинополе.
Догм. Седьм. Соб. - Догмат Седьмого
Вселенского Собора, бывшего в Никеи.
Апост. - Правила святых Апостолов.
Перв. Правила Первого Вселенского
Собора.
Втор. - Правила Второго Вселенского
Собора.
Трет. - Правила Третьего Вселенского
Собора.
Трет. посл. - Послание Третьего
Вселенского Собора.
Четв. - Правила Четвертого Вселенского
Собора.
Шест; - Правила Шестого Вселенского
Собора.
Седьм. - Правила Седьмого
Вселенского-Собора.
АПК. - Правила Анкирского Собора.
Неок. - Правила Неокесарийского Собора.
Гангр. - Правила Гангрского Собора.
Ант. - Правила Антиохийского Собора.
Лаод. - Правила Лаодикийского Собора.
Сард; - Правила Сардикийского Собора.
Карф. - Правила Карфагенского Собора.
Карф. к Келест. - Послание Карфагенского
Собора к Келестину, папе Римскому.
Конст. - Правило Константинопольского
Собора, 394 года.
Двукр. - Правила Константинопольского
Собора, называемого Двукратным.
Премудр. - Правила Собора, бывшего в
храме Премудрости Слова Божия.
Дионис. - Каноническое послание святого
Дионисия Александрийского.
Петр. Алекс. - Правила святого Петра
Александрийского.
Григ. Неок. - Каноническое послание
святого Григория Неокесарийского.
Афан. - Послание святого Афанасия
Великого. Васил. - Правила святого Василия Великого.
Григ. Нисс. - Каноническое послание святого Григория
Нисского.
Григ. Богосл. - Стихи святого Григория
Богослова.
Амф. - Стихи святого Амфилохия
Иконийского.
Тимоф. - Канонические ответы Тимофея
Александрийского.
Феоф. - Правила Феофила, Архиеп.
Александрийского.
Кирил. - Правила святого Кирилла, Архиеп.
Александрийского.
Геннад. - Окружное послание Геннадия,
Патриарха Константинопольского.
Тарас. - Послание Тарасия, Патриарха
Константинопольского.
См. - Смотри.
Рекомендуемая литература
1. Книга Правил святых Апостолов, Святых
Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. М.,
Синодальная типография, 1893.
2. Деяния Вселенских Соборов, тт. 1-4.
СПб., издательства "Паломник" и "Воскресение," 1996.
3. Алфавитная синтагма М. Властаря. М.,
1996.
4. Правила Православной Церкви с
толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского.
т. 1-2. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1996.
5. Типикон. М., Изд.. Московской
Патриархии, 1997.
6. Толковый Типикон. Скабалжевич М. М.,
изд-во "Паломник," 1995.
7. Материалы Поместного Собора РПЦ
1948г., "Журнал Московской Патриархии," М., 1948.
8. Стоглав. СПб., "Воскресение," 1997.
9. Алипий (Кастальский-Бородин), архим.,
Исайя (Белов), архим; Догматическое богословие: Курс
лекций; Сергиев Посад, 1994.
10. Болотов В. В. Лекции по истории
древней Церкви. СПб., 1907-1918. т. 1-4. Репр.: М.,
1994.
11. Вениамин (Милов), еп. Чтения по
литургическому богословию. Брюссель, 1977.
12. Глубоковский Н.Н. Благовестие св.
Апостола Павла по его происхождению и существу, т.1-3.
СПб., 1905-1912.
13. Глубоковский Н.Н. Благовестие
христианской славы в Апокалипсисе. Джорданвилль, 1966.
14: Глубоковский Н-Н. Евангелия и их
Благовестие о Христе-Спасителе. София, 1932.
15. Догматические послания православных
иерархов 17-19 веков о Православной вере. Свято-Троицкая
Сергиева Лавра, 1995-
16. Догмат о вере. Апологетические
очерки. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой
Лавры, 1984.
17. Игнатий (Брянчанинов), святитель.
Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери.
18. Иларион (Троицкий), святитель.
Очерки из истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912.
19. Иоанн (Дамаскин), преподобный.
Точное изложение Православной веры. М., Изд-во "Ладья,"
1998.
20. Киприан (Керн), архимандрит.
Евхаристия. Париж, 1947.
21. Киприан (Керн), архимандрит.
Православное пастырское служение. Париж, 1957. Репр.:
М., 1992.
22. Лосский В.Н. Очерк мистического
богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие.
М., 1992.
23. Макарий, митрополит Московский и
Коломенский. Православно-догматическое богословие. т.
1-2. М., "Паломник," 1999.
24. Мансуров С., свящ. Очерки из истории
Церкви. БТ. Сб. 6-7. М., 1971.
25. Мелиоранский Б.М. Лекции по истории
и вероучению древней Церкви (1-8 вв.). СПб., 1910-1913,
вып. 1-3.
26. Меч духовный в ограждение от
сектантских лжеучений. Репринт. Краснодар,1995.
27. Муретов М.Д. Новый Завет как предмет
православно-богословского изучения. Сергиев Посад, 1915.
28. Муретов М.Д. Четвероевангелие.
Сергиев Посад, 1915.
29. Новая скрижаль, или объяснение о
Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных,
т.1-2. М., "Русский духовный центру, 1992.
30. Нравственное богословие в двух
частях. СПб., Изд. Тузова И.А., 1901.
31. Осипов А. И. Основное богословие.
М., 1994.
32. Основы христианской православной
веры. Типография преподобного Иова Почаевского, 1995.
33. Платон, архиепископ Костромской и
Галичский. Сокращенное изложение догматов веры по учению
Православной Церкви. М., "Лествица," 1999.
34. Платон (Игумнов), архимандрит.
Православное нравственное богословие. Сергиев Посад,
1994.
35. Покровский А.И. Соборы древней
Церкви эпохи первых трех веков: Историко-каноническое
исследование. Сергиев Посад, 1914.
36. Помазанский М., протопресвитер.
Православное догматическое богословие в сжатом
изложении. Джорданвилль, 1963.
37. Руководство к изучению Устава
богослужения Православной Церкви. СПб., "Сатис," 1994.
38. Серафим (Соболев), архиепископ.
Искажение православной истины в русской богословской
мысли. София, 1943.
39. Современное православное
богослужение. Практическое руководство для клириков и
мирян. СПб., "Сатис," 1996.
40. Таинства и обряды Православной
Церкви. Учебное пособие по Литургике. М. 1999.
41. Филарет (Дроздов), митрополит
Московский и Коломенский. Пространный катихизас. М.,
1995.
42. Цыпин В.А., протоиерей. Церковное
право; Курс лекций. М.,1994.
Читайте также по теме:
- Что же я хотел на самом деле сказать? - На злобу дня
- Кого я не люблю?
- На злобу дня
- Шрамы на душе или как стать по-настоящему умным… - На злобу дня
- Вымарайте это слово из нашего богослужения, я его не буду вспоминать ни старом, ни в новом смысле - На злобу дня
- Первый церковный фарисей Кураев закричал первым "распни его". Неудивительная резвость - На злобу дня
- Об одном самоубийстве, Кураеве, промысле Божием и послушании архиерею… - На злобу дня
- От любви без соли зарождаются черви - На злобу дня
- Закон подобия: люди с менталитетом педерастов влекомы к педерастам
- На злобу дня
- Я не против атеистов, педерастов, сектантов, язычников, оккультистов, сетевого маркетинга и т.п.
- На злобу дня
- Я знаю, кто будет судить "Святую Русь" на Страшном Суде - таиландцы
- На злобу дня
- На смерть Андрея Панина…
- На злобу дня
- Не видите добродетелей в людях? Только потому, что этих добродетелей в вас нет…
- На злобу дня
- В чем самая большая ущербность ОРКиСЭ, делающая этот курс бесполезным для духовно-нравственного воспитания? - На злобу дня
- Почему учителя предают православную культуру? - На злобу дня
Максим Степаненко, пока еще руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" -
17.12.2013.
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
|