Шрамы на душе или как стать по-настоящему умным
Это лето было плодотворным для моего
большого друга. На сорок первом году жизни он наконец-то
сам о себе, себе самому сказал правду… Сложное это дело
признаться самому себе в своих сущностных немощах… Но
именно это является единственным средством
восстановления целомудрия – целостного ума. И это стоит того!
"...ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы
и любви и целомудрия" (2Тим.1:7)
Сколько лет жизни из-за
самонеправдивости проживается людьми в половину силы, с
большими ошибками и трудностями, которые они сами же
себе и создавали.
Правда о себе дает "прорыв" ума.
Признание правды себе самому о себе самом просто
невероятно обостряет ум. Начинаешь видеть то, что годами
не замечаешь, поведение людей становится понятным,
голова наполняется идеями и проектами, руководить людьми
становится лучше…
Появляется желание с благодарностью
учиться. Кто умный человек? Это бывший дурак, признавший
себе самому, что он дурак и ему нужно учиться. Если ты
принял правду о самом себе, значит, у тебя появляется
возможность исправить то, что до этого было худо. Что,
говорит алкоголик о самом себе? Я - не алкоголик!
Поэтому он и остается алкоголиком…
И, наконец, жить становится хорошо! И
легко. Когда понимаешь, почему и как, все происходит,
даже тяжелые ситуации переносятся легко.
"С того времени Иисус начал
проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось
Царство Небесное" (Мф.4:17) – это самые первые слова
Сына Божия с которых Он начал Свое земное служение.
Вот ключ к видению и пониманию истины:
покайся - расскажи прежде себе самому правду о самом
себе. Именно самому себе – Бог, да и окружающие нас люди
хорошо знают правду о нас самих.
Однако следует оговориться: исповедь о
своих грехах священнику, и признание правды о самом себе
– это не всегда одно и то же. Друг мой закадычный начал
свое воцерковление пятнадцать лет назад. В начале своей
церковной жизни он рассказал на исповеди свои смертные
грехи, и, конечно, он исповедуется и сейчас. Однако это
было механически, по "инструкции от святителя Игнатия
Брянчанинова" (см. "В помощь кающемуся"): так-так, что
тут написано? Написано: грех такой, грех сякой, да, было
дело - согрешил, что ж признаюсь: прости, Господи…
Признать же правду о самом себе - это
другое. Нужно признать не только факт совершения греха,
но и то, что его совершение является порождением
индивидуальных особенностей твоей личности, точнее,
полученных повреждений (души) личности от воспитания и
лично совершенных грехов.
Когда мы растем и взрослеем наша
психика, душа, личность получает различные и необратимые
повреждения (от родителей и их воспитания, от
совершенных уже нами грехов), которые потом заживаю, но
… От которых в душе остаются шрамы, и эти шрамы на всю
оставшуюся жизнь будут определять (влиять на) наше
поведение.
Если твои шрамы - гордыня и тщеславие -
они стягивать твое движение всю жизнь, однажды вкушенный
блуд, будет одолевать тебя всю жизнь, как и жажда к
вину, чревоугодию. Как бы ты не старался, душевный шрам
гневливости и раздражительности будет определять манеры
твоего поведения до последних дней свой жизни.
Один знакомый рассказал, как всего
однажды (!) за один день, он нанес своей душе тяжелые
повреждения сквернословием. Студентами на летней
производственной практике они ремонтировали
зернохранилище. Был последний день "практики", между тем
работы было полно, и начальство заявило, что если они не
доделают, то на каникулы не уедут. Поил еще дождь. И вот
практически все для взаимного "ускорения" начали жутко
материться… Зерносклад доделали. Прошли годы, но шрам
сквернословия дает о себе знать: оно внезапно выходит в
раздражении и гневе, от напряжения… А ведь до этого дня
на зерноскладе такого не было.
Коварство смертного греха в том, что его
последствия проявляется через годы.
Очень верный пример,
привел один человек, которого в детстве сбила машина, и
он сильно ударился коленями об асфальт. Суставы опухли,
потом все прошло от лечения. 20 лет, 20 лет (!) колени
никак не давали о себе знать, но прошло время, и они
начали болеть, все сильнее и сильнее, и теперь ему
приходится их лечить регулярно. Приседать больше 10 раз
уже нельзя, чтобы не обострить боль. И какова будет боль
в 50 – 60 лет?
Нередко современные молодые люди к 20
годам совершают практически все смертные грехи, не
удивляйтесь, что к 40 года благополучие жизни начнет
буквально рассыпаться как песок, а тебя самого ломить
невероятной душевной болью?
И наоборот, если мы храним себя в
молодости от каких-либо грехов и страстей, во взрослой
жизни они оказываются малозначительными и легко
преодолимыми.
Если, например, кто-то по молодости
сумел себя сохранить от пьянства, и рана винопития не
была нанесена, шрама в душе не появилось. Такие люди
могут ночевать на бочках вином и коньяком и, если нет
желания, пить не будут, они могут пить строго по мере.
Чего не скажешь о тех, которые по молодости (даже со
старших классов) намеренно и хвастливо упивались -
сейчас это спивающиеся алкоголики: "Пока дно у
1,5-литровой бутылки пива не увижу, не останавливаюсь" -
рассказывал как-то один человек, многие мои соседи пьют
практически каждый день по вечерам…
***
В этом контексте показательны записи в
последние годы жизни (1904 – 1907) в дневнике
праведного Иоанна Кронштадтского. Казалось, такой
пастырь, такой образованный и умный христианин, а шрамы
и его одолевают.
Далее цитировано по Иоанн Кронштадтский
"Неизданный дневник"
[http://pravbeseda.ru].
29-го марта. Четверг. Согрешил вчера
вечером, обошедшись раздражительно и гневно с супругой
священника A.Э., разбитого параличом. Мне было
неприятно, что она пригласила меня к нему, больному, со
Святыми Дарами (на завтра, то есть сегодня), между тем
как мне надо [было] торопиться в ... в означенные часы.
Прошу прощения у Господа в грехах моих. Э. был причащен
уже вчера, а сегодня - в другой раз.
26 июня. После Литургии. Благодарю всем
сердцем Господа моего за принятие моей покаянной теплой
молитвы о помиловании меня и исцелении лютой язвы сердца
моего, поразившей его за имеющуюся неприязнь к рабе
Божией ... - за то, что она становится в храме впереди
всех (я ее тайно уничижил и подверг лицеприятию - ведь
другим лицам я этого не сделал). Господь исцелил язву
мою сердечную и помиловал меня, расположив сердце мое к
любви, к миру и уважению ее вместе с другими и дав мне в
мире совершить Литургию. (Это было во время обедни пред
Херувимской.)
24 и 25 (апреля). Бесплотный злодей
искал и ищет сделать для меня противным молодого врача,
данного мне профессором, и возбуждает жалость к
внушительной сумме денег, которую он выговорил за два
месяца. Но Ты, Господи, разруши коварство врага!
8-е мая. Искусился лицеприятием,
презорством, гордостью, неприязнью к нищим, не имеющим
определенного занятия в Кронштадте и часто приступающим
произвольно, без спросу у меня, к Чаше Причащения. Каюсь
в этом в глубине души, ибо прогневал я Господа моего
лицеприятием и диавольскою неприязнью, и впредь делать
сего никак не хочу. Прости мне, Господи! Запечатлеваю
мое покаяние начертанием сим.
Сегодня 25 мая. Тяжкий нравственный вред
я причинил себе 2-го мая (в воскресенье), без нужды поев
яичницы с черным хлебом и ухи из свежего налима весьма
мало; тягота на сердце и пустота была всю ночь, и не мог
я покойно спать. Благодать Божия оставила меня,
грешного, за чревоугодие и алчность. Впредь не ужинать
никогда. Как легко бывает на душе, когда желудок пуст.
2 июня, вечер, 6 часов. Согрешил перед
Богом, разгневавшись сильно на Е.М., впавшую в большую
погрешность против меня и всех плывущих на пароходе:
заставила себя ждать долго и напрасно, когда надо было
торопиться. Я сильно озлобился. Господи, научи меня
благости, тихости, ожиданию в терпении и долготерпению.
Измени мое сердце изменением всепрощения, благости,
кротости, незлобия. От Тебя ожидаю всепрощения; даруй
мне и самому простить виновную. Буди!
***
Писание говорит о необходимости
памятования правды о самом себе, о своих "душевных
шрамах": "ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда
предо мною" (Пс.50:5). Как это отличается от
неопротестантского дерзкого мышления: я спасен, я свят,
я очищен…
"Верно и всякого принятия достойно
слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников,
из которых я первый" (1Тим.1:15). Обратите внимание – не
я был грешником, а "я первый" сказано в настоящем
времени.
Вот и апостол Иоанн пишет: "Если
говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и
истины нет в нас" (1Ин.1:8), а ведь после исповеди,
грехи изглаживаются и прощаются, и, казалось, что можно
потом говорить, что во мне нет грехов.
Итак, признание истинной правды о самом
себе, это не только исповедание грехов, а нахождение в
себе и обозначение тех "душевных шрамов", которые эти
грехи порождают.
Поэтому: я – алкоголик (даже если уже не
пьешь 20 лет), я – сквернослов, я - блудник, я – убийца
(даже если аборт сделан 50 лет назад), я – чревоугодник,
я – лжец, я - гордый и тщеславный. Даже если мы
оставили некоторые грехи и страсти, если потерям
бдительность они могут вернуться молниеносно и усиленно.
На исповеди нужно сказать по правилам –
согрешил чрезмерным винопитием, но себя самому сказать –
я алкоголик; на исповеди - я убила ребенка абортом, а
себе самой – я убийца; на исповеди - я солгал, себя я
лжец и т.д.
***
Читайте также по теме:
***
Познав же душевные шрамы, христианин уже
загодя (с профилактикой) и/или постоянно будет
"натирать" шрамы "лечебной мазью", будет всегда готовым
к тому, что поврежденная душа в месте повреждения может дать слабину.
Как быстро, с осознанием того,
что согрешил и сердечным покаянием реагировал на свои
шрамы отец Иоанн Кронштадтский, прославленный Церковью в
чине праведный. И праведным он стал не потому, что не
совершал греха, а потому что научился с Божией помощью,
смирением и покаянием восстанавливаться свое целомудрие.
Находясь же в состоянии целостного ума, он мог видеть
правду о людях и правильно помогать им (да и самому себе тоже).
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 04.11.2013.
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
|