Не видите добродетелей в людях?
Только потому, что этих добродетелей в вас нет…
"Итак, неизвинителен ты, всякий человек,
судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого,
осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же"
(Рим.2:1).
В этих словах апостола Павла есть
сокрытый смысл, который стал для меня очевидным после
серьезного разговора со своим однокурсником, который в
свое время, приняв Святое Крещение и крестив своих
детей, ни сам не посещает богослужения, ни участвует в
Таинствах, ни своих дочерей к этому не приучает.
Главный его аргумент, почему он в храм
ни ногой - дух коммерции, который он видит в храмах…
Вот только не понятно,
почему у него дома нет икон, человек с семьей не
молится, Писание и поучения Святых Отцов не читаются в
семье?!
Читатели, думаю, вспомнят многие иные
"аргументы", которые люди высказывают, отвергаясь
Христовой Церкви.
Так вот в контексте слов апостола:
"…каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя
другого, делаешь то же" (Рим.2:1), относительно обличителей Церкви
можно сделать следующий вывод.
Человек видит в других только то, что
имеет в себе сам, если в человеке отсутствуют какие-либо
добродетели или страсти (грехи) он не видит их в
окружающих.
Однокурсник мой работает менеджером в
одной торговой компании, купи-продай. Не удивительно,
что он видит в Церкви дух коммерции, ведь это его
главная "добродетель"! Не удивительно, что "дух
коммерции" он отчетливо видит даже в малейших
проявлениях у людей в Церкви (желание достатка есть во
всех людях), но при этом эти малейшие и незначительные
проявления в его "многоопытном" на счет этого сознании
резко обостряются, как это происходит иногда у
беременных. У последних обычные и привычные запахи даже
в малейшей концентрации могут вызвать неприятие и
тошноту.
Сребролюбие
или жадность (Avaritia) - Пороки - Питер Брейгель
Старший
Многоопытный блудник, как прекрасное
знакомое, быстро распознает даже малейшие движения
блудной похоти (кого она не посещает!) у остальных
людей, считая всех блудниками, а тех, кто пытается ей
сопротивляться и говорит о воздержанности, считает
ханжами и лицемерами.
Если в человеке нет добродетели
благотворительности и милосердия, он никогда ее не
увидит в ближних и в Церкви.
Если в человеке нет добродетели
бескорыстности, он никогда ее не увидит в ближних и в
Церкви.
Если в человеке нет добродетели
воздержанности и постничества, он никогда ее не увидит в
ближних и в Церкви.
Люди же, обладающие той или иной
добродетелью легко ее видят в других, как и зачатки
этой добродетели в тех, кто эту добродетель не проявляет.
Поэтому всем обличителям Церкви можно
ответить предельно емко и сущностно – обличая людей в
Церкви, вы видите те недостатки, которые вы сами в себе
имеете. И не видите добродетелей в людях Церкви потому,
что этих добродетелей в вас нет…
"Итак, неизвинителен ты, всякий человек,
судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь
другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого,
делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд
Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты,
человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих
такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь
богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не
разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам
себе собираешь гнев на день гнева и откровения
праведного суда от Бога" (Рим.2:1-5).
Кстати, когда я сказал своему
однокурснику о необходимости покаянии и исповеди, он мне
ответил: "А в чем мне каяться? Я грехов не совершаю..."
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня"
- 08.12.2012.
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
|